Этнокультурное воспитание обучающихся во внеурочное время.
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Костькина Галина Степановна

Доклад подготовлен и прочитан  на XII научно-практической конференции "Поликультурное образование: опыт и перспективы" (Саранск 2019)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Г.С.Костькина

ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ.

 Великую цивилизацию нельзя завоевать извне,

                           пока она не разрушит себя изнутри.

Уилл Дюрант.

Этносом, в переводе с греческого народом,  называют исторически сложившуюся совокупность людей, имеющих единый язык, культуру, территорию проживания, внешний вид, склад ума и т.д. Но самым главным достоянием, самой большой ценностью народа является его язык. Язык определяет принадлежность нации к той или иной этнической группе. [1]

Если общность людей не будет разговаривать на родном языке, то народ не будет существовать, он «умрет». Примером могут служить такие «мертвые» языки, как латинский, санскрит, коптский, авестийский и другие. На современной карте мира не найти государства, жители которого разговаривали бы на одном из этих языков.

Проблема важности сохранения языков существовала во все времена. В современном обществе данная проблема стала одной из важнейших.

Ученые определили шесть статусов уровней угрозы  сохранности языка. [1,2]

Если подробно изучить их, то наш родной,  мокшанский язык можно считать уязвимым. Не во всех школах Мордовии изучают мордовские языки. Дома, на улице  дети частично разговаривают на родном языке. Поэтому число носителей мокшанского языка постепенно уменьшается. Гораздо важнее, насколько хорошо язык передаётся следующим поколениям, что наиболее очевидно из количества детей, на нём говорящих, а также из среднего и минимального возраста говорящих. 

К сожалению, не только в больших городах, но и в селах Мордовии, в том числе и в Атюрьеве, наблюдается проблема нежелания разговаривать на своем родном языке. Молодые родители, будучи мокшанской национальности, с младенческого возраста общаются  со своими детьми на русском языке. Отдают обучать своих детей в «русские» классы, т.е. в такие, где не изучается мокшанский язык. И таких семей немало. Причины разные, но количество носителей языка уменьшается, особенно среди минимального возраста говорящих  и частично среднего возраста. Хотя ХХI столетие объявлено эпохой многоязычных личностей и полиглотов, людей, владеющих несколькими языками. Ее реализация открывает необозримые просторы для взаимодействия языков и культур, для воспитания гражданина мира в духе толерантности к другим языкам и культурам.

Можно ли  решить данную проблему в общеобразовательном учреждении?  Какие методы и приемы активизации нужно применять для, того, чтобы обучающиеся проявили интерес к изучению своего родного языка и культуры?

Перспективы развития современной образовательной системы России рассматриваются через приобщение молодого поколения к мировым, российским и национально-региональным ценностям культуры.

Одной из задач, поставленных «Национальной доктриной образования в Российской Федерации» перед системой образования,  является историческая преемственность поколений, сохранение и распространение национальной культуры. В данной Концепции этнокультурное образование рассматривается как целенаправленный педагогический процесс приобщения обучающихся к этнической культуре (культурам) на основе взаимодействия с семьей, учреждениями культуры и средствами массовой информации.[3]

Содержание этнокультурного образования ориентирует воспитание и развитие личности ребенка на формирование базовых социокультурных идентичностей. Культурная идентификация представляет собой самоощущения человека внутри конкретной культуры. Национально-этническое сознание предполагает идентификацию человека с определенным прошлым его нации, этноса. [4]

Роль этнокультурного образования заключается в том, чтобы  «передать подрастающему поколению богатство родного языка, культуры, духовно-нравственных ценностей, менталитет нации, его нравы и обычаи»

Внеурочное время – это отличная площадка для создания атмосферы этнокультурного воспитания и развития обучающихся. Именно благодаря мероприятиям, которые следует  проводить в разнообразных  формах, можно показать красоту и богатство мокшанского языка и культуры, нравы, обычаи и традиции мордвы. И тут немаловажна личность педагога, который смог бы увлечь детей принимать участие в мероприятиях, где дети разговаривают на родном мокшанском языке, надевают национальные наряды.

На протяжении многих лет в нашей школе проводятся различные  мероприятия на родном языке: «Эрек лихтибряня,  эряк!», «Тядянь шиня», «Мокшень цефксне» и другие. На базе школы создан ансамбль младшей детской группы «Лихтибряня», где дети поют песни на родном языке. Ни один фестиваль «Шумбрат, Мордовия!» не обходится без этого коллектива. Но самым ярким и запоминающимся мероприятием стал фестиваль сказок «Ефксонь шиня». Количество участвующих детей в постановке сказок растет с каждым годом. Незаметно для себя фестивалем увлеклись и родители. Они с удовольствием помогают своим детям разучивать роли.  Даже русские дети принимают участие в постановках. Фестиваль стал популярным не только в стенах школы, но и за ее пределами. Швеи-мастерицы села приносят в школу мокшанские платья для девочек, которые шьют сами. В репертуар фестиваля включены не только мордовские народные сказки, но и русские, авторские сказки. Особой популярностью среди младших школьников пользуются народные сказки, где персонажами являются животные, среди среднего возраста – сказки А.Ежова. Постановки звучат на мокшанском языке. Обязательное условие – все участники должны быть одеты в атюрьевские национальные платья и рубашки. Педагоги также надевают атюрьевские «кафтонькрда» (платье), голова  завязывается по-атюрьевски, «с рожками». На праздник готовятся пачат и поза. Ими угощают гостей. Главные гости праздника – родители, бабушки и дедушки.

Прежде чем выйти на сцену, проводится большая работа. Дети-участники должны прочитать все произведение, провести анализ с учителем и творческим коллективом, что стимулирует интерес обучающихся к печатному слову, книгам. Распределение  ролей и подготовка реквизитов проходит коллективно.

В нашей школе большое внимание уделяется развитию творческих способностей детей. Конкурс рисунков «Природа родного края», где дети рисуют и фотографируют любимые места села Атюрьева и его окрестностей. Конкурс «Проба пера» открывает таланты детей писать стихи и прозу на родном языке.

Развитие информационных технологий создает новые возможности для реализации способностей современных детей. Среди молодого поколения сейчас самым популярным является создание блога. Исходя из этого, творческой  группой школы создан национальный документальный проект «О самом важном». Он состоит из блогов, каждый из которых имеет свою тему. Первый блог проекта поднимает актуальную проблему нежелания разговаривать на родном языке. Второй блог рассказывает о том, как эту проблему можно решить. Дети, родители и педагоги с удовольствием снимаются в школьных выпусках,  дают интервью. [6,7]

Обучающиеся нашей школы принимают участие в районных, республиканских конкурсах, где представляют свои творческие работы и занимают призовые места.

Самое важное, чтобы дети понимали, что Родина  находится внутри каждого человека: в его сердце, душе, памяти. И разве можно допустить, чтобы язык наших предков исчез? По словам американского писателя,  историка и философа «любую нацию  можно назвать великой», и «пока она не разрушит себя изнутри», никто не сможет «завоевать» ее «извне». Так давайте будем хранить и беречь наш родной язык, разговаривать на нам из поколения в поколение!

Литература

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81
  2. https://gigabaza.ru/doc/80091.html 
  3. http://sinncom.ru/content/reforma/index5.htm
  4. https://cyberleninka.ru/article/v/etnokulturnoe-obrazovanie-suschnost-podhody-opyt-realizatsii
  5. https://cloud.mail.ru/public/D2rE/yA1sQjWvW
  6. https://cloud.mail.ru/public/Cjn6/6mqqrA6HD

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие физических способностей у обучающихся во внеурочное время

Развитие физических способностей у обучающихся во внеурочное время - это сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость....

«Работа с одаренными обучающимися во внеурочное время, подготовка к ЕГЭ».

Выступление на тему: «Работа с одаренными обучающимися во внеурочное время, подготовка к ЕГЭ». Е.В. Щербак, МКОУ СОШ №4 с. Малые Ягуры ...

Гражданское и патриотическое воспитание школьников во внеурочное время.

В государственной молодежной политики важное место занимает воспитание у школьников формирование твердой гражданской позиции и чувство истинного патриотизма.  Ни одна школа не может считаться сов...

Проектная работа на тему: « Проектная деятельность обучающихся во внеурочное время в рамках внедрения ФГОС»

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методов  проектно-исследовате...

РАЗВИТИЕ ДУХОВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Статья посвящена проблемам духовности в нашем обществе. В ней приводится пример классного часа "России колокольный звон", который можно проводить в 5- 6 классах....

методическая разработка «Народно-сценический танец как одна из форм этнокультурного воспитания обучающихся »

Доклад прочитан на зональном семинаре   "Все звуки мира в гости к нам". Семинар проходил в виде  концерта-путешествия, где дети всех отделений школы искусств  знакомили дуг друга с...