Рабочая программа по предмету Компьютерное делопроизводство (в рамках предмета Технология) 2 часа в неделю, 11 класс
рабочая программа по информатике и икт (11 класс) по теме
Программа курса составлена на основе авторской программы (автора учебника) М.В.Кирсановой. Программа курса предусматривает изучение в рамках предмета технологии основ современного делопроизводства. Для изучения программы учебным планом школы выделено 140 часов: 10 класс – 70 часов (из расчета – 2 часа в неделю); 11 класс – 70 часов (из расчета 2 часа в неделю). В курсе подробно рассматривается делопроизводственный процесс, включающий оформление, движение документов, контроль исполнения, поисково-справочную и аналитическую работу. Отдельной темой дается ведение номенклатуры дел организации, подготовка документов на хранение в архив.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_deloproizvodstvu_11_klass.docx | 39.97 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Обоснование актуальности курса:
Возрастающая интенсивность информационных потоков и повышение требований оперативности реагирования на поступающую информацию диктуют новые подходы к организации управления документооборотом в организациях любого уровня.
В современном обществе решение возникающих проблем организации делопроизводства возможно только за счет активного использования новых информационных технологий на базе персональных компьютеров и компьютерных сетей.
Любой сотрудник, работающий в системе делопроизводства, должен овладеть необходимым программным инструментарием для обработки документов на компьютере. От его знаний и умения работать на компьютере будет во многом зависеть его карьера и успех в деловом мире.
Какую бы мы организацию не рассмотрели, всегда можно выделить нечто общее, что объединяет их, независимо от уровня, ранга и назначения. Этим общим является деятельность, связанная с обработкой документов, так как любое управленческое решение, должно быть зафиксировано в документах и доведено до соответствующих исполнителей. Следует отметить, что почти все работники сферы управления сталкиваются в своей деятельности с компьютерами, но далеко не все имеют представление о широчайших возможностях использования компьютерных технологий для рациональной и эффективной организации работы с документами.
Курс «Компьютерное делопроизводство» необходим тем, кто хочет работать секретарем или секретарем-референтом, но плохо представляет себе эту область деятельности; он будет полезен будущим студентам, чья дальнейшая деятельность будет протекать в офисе: менеджерам, экономистам, административным работникам, специалистам, юристам.
Место данного курса в образовательном процессе
Программа курса составлена на основе авторской программы (автора учебника) М.В.Кирсановой.
Программа курса предусматривает изучение в рамках предмета технологии основ современного делопроизводства.
Для изучения программы учебным планом школы выделено 140 часов: 10 класс – 70 часов (из расчета – 2 часа в неделю); 11 класс – 70 часов (из расчета 2 часа в неделю).
В курсе подробно рассматривается делопроизводственный процесс, включающий оформление, движение документов, контроль исполнения, поисково-справочную и аналитическую работу. Отдельной темой дается ведение номенклатуры дел организации, подготовка документов на хранение в архив.
Основное отличие предлагаемого учебного курса заключается в том, что он является интегрированным и позволяет получить всю информацию, необходимую для успешного ведения современного компьютерного делопроизводства, то есть обеспечить учащемуся:
- знание теории основ делопроизводства;
- умение подготовить на компьютере документы, отвечающие современным требованиям и установленным нормативным актам;
- умение оперативно работать с информацией;
- умение организовать свое рабочее место и деятельность в соответствии с требованиями современного делопроизводства;
- знание технологии работы в офисе с программными продуктами MS Word, MS Excel, MS Access, MS PowerPoint, MS Outlook.
Цели курса:
- Формирование информационной культуры как совокупности знаний, умений и навыков, информационного мировоззрения, необходимых для самообразования и для подготовки к дальнейшей профессиональной деятельности;
- Овладение навыками компьютерной обработки деловой информации с помощью профессиональных систем, получивших в настоящее время наибольшее распространение в этой области деятельности
- Изучение систем обработки текстовой информации, способов компьютерной обработки деловой информации, основ делопроизводства, методов организации делопроизводства, стандартов деловых документов.
Задачи курса:
- Дать представление о современных подходах к организации делопроизводства;
- Познакомить с различного рода документами и с тем, где и когда тот или иной документ надо использовать;
- Научить оформлять документы в соответствии с существующими правилами;
- освоить наиболее распространенные программные продукты общего назначения, используемые для обеспечения компьютерного документооборота;
- освоить современные способы пересылки информации и оперативного реагирования на сообщения
- заложить основы умений и навыков, востребованных на рынке труда.
Методы обучения:
Основная методическая установка курса — обучение школьников навыкам самостоятельной индивидуальной и групповой работы по практическому конструированию документов. Индивидуальное освоение ключевых способов деятельности происходит на основе заданий и алгоритмических предписаний. Большинство заданий выполняются с помощью компьютера и необходимых программных средств. Наряду с индивидуальной, организуется и групповая работа. В задачи учителя входит создание условий для реализации ведущей подростковой деятельности — авторского действия, выраженного в проектных формах работы.
Отбор методов обучения обусловлен необходимостью формирования информационной и коммуникативной компетентностей старшеклассников.
Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации. Программа курса обеспечивается учебным пособием для учеников, методическими рекомендациями для учителя, а также компьютерами, компьютерными программами, ГОСТами, обозначенными в программе курса. В качестве дополнительных источников информации по курсу рекомендуются справочники, а также разделы «Справка» в изучаемых компьютерных программах.
Формы организации учебных занятий:
Занятия имеют две части: лекционную и практическую. Важной составляющей каждого урока является творческая самостоятельная (индивидуальная и коллективная) работа учащихся.
Основной тип занятий — комбинированный.
Основная цель практического раздела программы — формирование у учащихся умений, связанных с использованием полученных знаний, закрепление и совершенствование практических навыков по созданию деловых бумаг.
При организации занятий целесообразно создать ситуацию, в которой каждый ученик мог выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы.
Большинство заданий курса выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств. Единицей учебного процесса является блок уроков. Каждый такой блок охватывает изучение отдельной информационной технологии или ее части. В предлагаемой программе количество часов на изучение материала определено для блоков уроков, связанных с изучением основной темы. Внутри блоков разбивка по времени изучения производится учителем самостоятельно. С учетом регулярного повторения ранее изученных тем темп изучения отдельных разделов блока определяется субъективными и объективными факторами.
В ходе обучения учащимся периодически предлагаются контрольные работы на проверку освоения изученного материала. Выполнение контрольных работ способствует быстрой мобилизации и переключению внимания на осмысление материала изучаемой темы. Кроме того, такая деятельность ведет к закреплению знаний и служит регулярным индикатором успешности образовательного процесса.
В результате изучения курса учащиеся должны знать:
- требования безопасности труда на рабочем месте;
- основные правила и инструкции по безопасности, комплекс физических упражнений для предупреждения переутомляемости;
- устройство клавиатуры, назначение управляющих клавиш и правила работы с ними при слепом десятипальцевом методе;
- правила посадки при печати, исходную позицию пальцев;
- распространенные сокращения слов и правила их применения;
- классификацию видов документации;
- правила оформления: писем, докладных записок, объяснительных записок, служебных справок, приказов, протоколов и выписок из протокола, заявлений, автобиографий, резюме, распоряжений, актов;
- способы графления таблиц и правила их заполнения;
- понятие "реквизит документа", состав и назначение реквизитов служебных документов;
- виды программных продуктов для организации работы офиса;
- правила организации документооборота;
- правила регистрации, индексации документов;
- виды и назначение номенклатуры дел;
- правила телефонного общения;
- назначение электронных таблиц;
- элементы ЭТ (строка, столбец, ячейка, лист, книга) и их характеристики;
- типы данных и форматы их представления;
- понятие абсолютной и относительной ссылки;
- правила представления числовой информации графическими средствами табличных процессоров;
- понятие, назначение, виды баз данных;
- понятие, назначение системы управления базами данных (СУБД);
- функциональные возможности СУБД;
- назначение мастера и конструктора;
- назначение запроса, фильтра;
- виды компьютерных сетей;
- понятие сервер, ссылка, электронный адрес, электронная почта;
- структуру и приемы работы в браузерах;
- способы и средства работы с файлами (программа Проводник, меню, мышь);
- действия, выполняемые над файлами и папками, алгоритмы этих действий;
- характеристики файлов;
- приемы работы со стандартными программами;
- понятие текста его основных элементов и их характеристики (символ, абзац);
- назначение и основные возможности текстового процессора;
- структуру интерфейса текстового процессора и назначение его элементов;
- суть операций вставки, замены, удаления, копирования, перемещения объектов;
- средства и способы редактирования и форматирования ТД;
- понятие и технологию внедрения объектов (рисунков, диаграмм);
- методы быстрого создания документов средствами автоматизации (сканирование, слияние);
- виды программных продуктов для организации сканирования документов;
- общую характеристику средств оргтехники, их назначение;
- требования к размещению средств оргтехники в помещении офиса;
- назначение и сервисные возможности факсимильной, телефонной, телетайпной и пейджинговой связи;
- способы антивирусной защиты.
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться электроприборами, первичными средствами пожаротушения;
- принимать правильную рабочую посадку за клавиатурой, постановку рук;
- организовывать рабочее место и соблюдать условия труда;
- заполнять и оформлять реквизиты всех видов;
- составлять и оформлять служебные документы;
- оформлять личные документы в соответствии с требованиями;
- выполнять построение сложных таблиц;
- использовать справочную систему для выяснения вопросов;
- осуществлять создание, копирование, перемещение, удаление, переименование файлов и папок;
- вести работу в стандартных программах Windows;
- настроить работу клавиатуры, мышки, принтера;
- создавать, сохранять, открывать документы различных форматов;
- производить оформление документов: оформлять перечисления (списки) в тексте, оформлять текст в виде нескольких колонок, оформлять границы и заливки в тексте, вставлять оглавление;
- оформлять страницы документа для печати: размеры и расположение полей, нумерацию страниц, колонтитулы;
- разрабатывать формы документов как шаблоны;
- внедрять графические элементы в текст;
- организовать работу с редактором формул;
- производить настройку параметров программы;
- работать с таблицами;
- работать со сканером и программами, поддерживающими их работу;
- пользоваться приемами автоматизации при заполнении таблиц Microsoft Excel;
- составлять формулы для вычислений в таблице, используя стандартные функции;
- производить редактирование готовых табличных документов;
- представлять данные в виде разнотипных диаграмм, проводить их редактирование и форматирование;
- организовать средствами поиск, сортировку, межтабличные связи.
- создавать структуру однотабличной базы данных средствами мастера и конструктора;
- вводить и редактировать данные средствами СУБД;
- формировать фильтр для отбора нужных данных;
- осуществлять сортировку данных;
- создавать отчет средствами СУБД для вывода данных;
- создавать БД из двух взаимосвязанных таблиц;
- осуществлять обмен информацией по электронной почте;
- организовать поиск информации в сети Интернет.
Навыки, приобретенные в этом курсе, могут рассматриваться как один из промежуточных этапов профессионального взаимодействия в любой сфере деятельности, в том числе и выбранной профессиональной. Знание форм и методов оформления, структуры и назначения основных видов деловых документов, умение правильно их составлять и оформлять с помощью компьютера позволит учащимся в будущем быстрее адаптироваться в условиях реальной деловой деятельности.
Учебно-методический комплект
Программа курса обеспечивается:
- учебным пособием для учеников: «Компьютерное делопроизводство» М.В.Кирсановой (Изд. Питер 2002-2004г.);
- курсом лекций (М.В.Кирсанова);
- пакетом программ MS Office;
- практическим компьютерным курсом по информационным технологиям на CD-дисках (Кирилл и Мефодий);
- Internet материалами по компьютерному делопроизводству;
- комплектом заданий по практической части курса;
- комплектом обучающих презентаций и опорными конспектами.
Способы оценивания уровня достижений учащихся:
Предметом диагностики и контроля являются внешние образовательные продукты учеников (созданные документы), а также их личностные качества (освоенные способы деятельности, знания, умения), которые относятся к целям и задачам курса.
Основой для оценивания деятельности учеников являются результаты анализа его продукции и деятельности по ее созданию. Оценка имеет различные способы выражения — устные суждения педагога, письменные качественные характеристики, систематизированные аналитические данные, в том числе и рейтинги.
Оценке подлежит в первую очередь уровень достижения учениками минимально необходимых результатов, обозначенных в целях и задачах курса. Оцениванию подлежат также те направления и результаты деятельности учеников, которые определены в рабочей программе учителя.
Одна из задач педагога — обучение детей навыкам самооценки. С этой целью учитель выделяет и поясняет критерии оценки, учит детей формулировать эти критерии в зависимости от поставленных целей и особенностей конечного образовательного продукта.
Для контроля знаний используется рейтинговая система. Усвоение теоретической части проверяется с помощью тестов. Каждое практическое занятие оценивается определенным количеством баллов.
Итоговая оценка выставляется по сумме баллов за все тесты и практические занятия по следующей схеме:
«2» — менее 40% от общей суммы баллов;
«3» — от 40 до 59% от общей суммы баллов;
«4» — от 60 до 74% от общей суммы баллов;
«5» — от 75 до 100% от общей суммы баллов.
Эффективное поведение делопроизводителя имитируется в деловой игре, которая используется для решения задачи усвоения и закрепления изученного материала, развития творческих способностей, а также дает возможность учащимся применить изученное в созданной учебной ситуации.
Интернет-ресурсы
- www.directum.ru/339256.shtml - электронное делопроизводство и канцелярия
- www.directum.ru/340614.shtml - ГОСТ Р 51141-98. Делопроизводство и архивное дело.Термины и определения.
- www.dis.ru/slovar/deloproizvodstvo- словарь по разделу «Делопроизводство»
- www.hrm.ru/db/hrm/94BA941BD8FB5A55C32569BC005C96AA/category.html- статьи по делопроизводству
- www.iparegistr.com/sekretdelo.php - журнал «Секретарское дело»
- www.microsoft.com/rus/government/docflow - эл.документооборот и делопроизводство.
- www.mifi.ru/buchuchet-workmaking-lesson-l .htm - оформление служебных писем
- www.opb.ru/deloproizvodstvo.html - делопроизводство в организации
- www.siora.ru/regulation/87.asp - образцы должностных инструкций
- www.tomsk.fio.ru/works/groupl0/lasarenko/Norm_doc/ttgdt/Rekomend/P630-97.htm унифицированная система организационно-распорядительной документации, требования к оформлению документов
Содержание курса
11 КЛАСС (70 часов)
Делопроизводство по личному составу (28 часов)
- Трудовой Кодекс Российской Федерации. Документы по личному составу с юридической точки зрения.
- Перечень документов, относящихся к документам по личному составу. Их краткая характеристика.
- Оформление приема на работу. Заявление. Приказ о приеме на работу. Трудовая книжка, правила оформления. Личная карточка. Личное дело. Автобиография. Характеристика. Резюме.
- Трудовой договор (контракт). Правила оформления. Требования к документу. Расторжение трудового контракта.
- Предоставление отпуска по различным причинам. Соблюдение трудового законодательства.
- Командировки. Командировочное удостоверение. Приказ о командировке работника.
- Перевод на другую работу.
- Увольнение. Изготовление приказа об увольнении. Основания увольнения.
- Штатное расписание.
Практические работы №№1,2,3,4,5,6
Делопроизводство по письменным и устным обращениям граждан
( 4 часа)
- Основные виды обращения граждан: предложение, заявление, жалоба.
- Механизм работы с обращениями граждан. Регистрация обращений. Аннотация. Контроль за прохождением обращения гражданина.
Практическая работа №7
Оформление и составление основных видов
управленческих документов (22 часа)
- Современное деловое письмо. Требования к деловой переписке. Правила оформления делового письма.
- Организационно-распорядительные документы: устав, положение, инструкция.
- Распорядительные документы: решение, распоряжение, указание, приказ, решение, протокол.
- Документы оперативной информации: справка, докладная записка, объяснительная записка, акт, телеграмма и др.
Практические работы №№ 8,9,10,11,12,13,14,15
Номенклатура дел. Подготовка документов
для хранения в архиве (4 часа)
- Общие положения.
- Формирование дел.
- Подготовка документов к последующему хранению и использованию.
Практическая работа №16
Рекомендации по созданию текстов служебных документов (8 часов)
- Особенности официально-делового стиля.
- Употребление прописных и строчных букв.
- Наиболее употребляемые сокращения слов.
- Оформление дат и чисел в документах.
- Аббревиатуры слов.
- Корректурные знаки и правила их применения.
Практическая работа №17
Работа над индивидуальным проектом по свободно выбранной теме – 4 часа
Итого – 70 часов
Календарно-тематическое планирование
курса «Компьютерное делопроизводство»
11 класс
№№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
Делопроизводство по личному составу (28 часов) | |||
1 | Трудовой Кодекс Российской Федерации. Документы по личному составу с юридической точки зрения. | 2 | 05.09 |
2 | Перечень документов, относящихся к документам по личному составу. Их краткая характеристика | 2 | 12.09 |
3 | Оформление приема на работу. Заявление. Приказ о приеме на работу. | 2 | 19.09 |
4 | Трудовая книжка, правила оформления. Личная карточка. Личное дело. | 2 | 26.09 |
5 | Автобиография. Характеристика. Резюме. | 2 | 03.10 |
6 | Трудовой договор (контракт). Правила оформления. Требования к документу. Расторжение трудового контракта. | 2 | 10.10 |
7 | Предоставление отпуска по различным причинам. Соблюдение трудового законодательства. | 2 | 17.10 |
8 | Командировки. Командировочное удостоверение. Приказ о командировке работника. | 2 | 24.10 |
9 | Перевод на другую работу. | 1 | 31.10 |
10 | Поиск работы в Интернет. Работа агентств по трудоустройству | 1 | 31.10 |
11 | Увольнение. Изготовление приказа об увольнении. Основания увольнения. | 2 | 14.11 |
12 | Штатное расписание. | 2 | 21.11 |
13 | Практическая работа №1 | 1 | 28.11 |
14 | Практическая работа №2 | 1 | |
15 | Практическая работа №3 | 1 | 05.12 |
16 | Практическая работа №4 | 1 | |
17 | Практическая работа №5 | 1 | 12.12 |
18 | Практическая работа №6 | 1 | |
Делопроизводство по письменным и устным обращениям граждан ( 4 часа) | |||
14 | Основные виды обращения граждан: предложение, заявление, жалоба. | 1 | 19.12 |
15 | Механизм работы с обращениями граждан. Регистрация обращений. Аннотация. Контроль за прохождением обращения гражданина. | 1 | |
16 | Практическая работа №7 | 2 | 26.12 |
Оформление и составление основных видов управленческих документов (22 часов) | |||
17 | Современное деловое письмо. Требования к деловой переписке. Правила оформления делового письма. | 2 | 16.01 |
18 | Организационно-распорядительные документы: устав, положение. | 2 | 23.01 |
19 | Организационно-распорядительные документы: инструкция. | 2 | 30.01 |
20 | Распорядительные документы: решение, распоряжение, указание, приказ, решение. | 2 | 06.02 |
21 | Распорядительные документы: протокол. | 2 | 13.02 |
22 | Документы оперативной информации: справка, докладная записка, объяснительная записка. | 2 | 20.02 |
23 | Документы оперативной информации: акт, телеграмма и др. | 2 | 27.02 |
24 | Практическая работа №8 | 1 | 06.03 |
25 | Практическая работа №9 | 1 | |
26 | Практическая работа №10 | 1 | 13.03 |
27 | Практическая работа №11 | 1 | |
28 | Практическая работа №12 | 1 | 20.03 |
29 | Практическая работа №13 | 1 | |
30 | Практическая работа №14 | 1 | 03.04 |
31 | Практическая работа №15 | 1 | |
Номенклатура дел. Подготовка документов для хранения в архиве (4 часа) | |||
32 | Понятие номенклатуры. Общие положения. | 1 | 10.04 |
33 | Формирование дел | 1 | |
34 | Подготовка документов к последующему хранению и использованию. | 1 | 17.04 |
35 | Практическая работа №16 по теме «Номенклатура дел» | 1 | |
Рекомендации по созданию текстов служебных документов (8 часов) | |||
36 | Особенности официально-делового стиля. | 1 | 24.04 |
37 | Употребление прописных и строчных букв. | 1 | |
38 | Наиболее употребляемые сокращения слов. | 1 | 30.04 |
39 | Оформление дат и чисел в документах. | 1 | |
40 | Аббревиатуры слов. | 1 | 08.05 |
41 | Корректурные знаки и правила их применения | 1 | |
Практическая работа №17 | 2 | 15.05 | |
Работа над индивидуальным проектом по свободно выбранной теме (4 часа) | |||
42 | Работа над проектом | 1 | 23.05 |
43 | Работа над проектом | 1 | |
44 | Работа над проектом | 1 | 29.05 |
45 | Защита проекта. Подведение итогов. | 1 | |
ИТОГО | 70 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса "Компьютерное "Делопроизводство"".
Рабочая программа по информатике и ИКТ элективный курс 9 класс Компьютерное "Делопроизводство"....
Программа элективного курса "Компьютерное делопроизводство"в рамках предмета технология
Курс «Компьютерное делопроизводство» ориентирован на учащихся 10-11-х общеобразовательных классов средней школы. Разработан на основе учебного посо...
рабочая программа по геометрии по учебнику Атанасяна Л.С.( 3 часа в неделю), 8 класс
рабочая программа по геометрии для классов с углубленным изучением математики по учебнику Атанасяна Л.С.( 3 часа в неделю), 8 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «КОМПЬЮТЕРНОЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО» (9 класс)
Программа для проведения занятий по делопроизводству в 9 классе...
Рабочая программа по математике А.Г.Мерзляк, Математика 5 ( 5 часов в неделю)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое и календарное планирование, темы проектных работ. Рассчитана на общеобразовательный класс....
Рабочая программа и тематическое планирование по химии 11 кл 3 часа в неделю ( по программе О.С.Габриеляна)
Рабочая программа и тематическое планирование по химии 11кл 3 часа (программа О.С.Габриеляна)...
Рабочая программа и тематическое планирование по химии 10 кл(3 часа в неделю по программе О.С.Габриеляна)
Рабочая программа и тематическое планирование по химии 10 кл ( 3 часа в неделю по программе О.С.Габриеляна)...