Рабочая программа по предмету Компьютерное делопроизводство (в рамках предмета Технология) 2 часа в неделю, 11 класс
рабочая программа по информатике и икт (11 класс) по теме

Иванова Вита Николаевна

Программа курса составлена на основе авторской программы (автора учебника) М.В.Кирсановой. Программа курса предусматривает изучение в рамках предмета технологии основ современного делопроизводства. Для изучения программы учебным планом школы выделено 140 часов: 10 класс – 70 часов (из расчета – 2 часа в неделю); 11 класс – 70 часов (из расчета 2 часа в неделю). В курсе подробно рассматривается делопроизводственный процесс, включающий оформление, движение документов, контроль исполнения, поисково-справочную и аналитическую работу. Отдельной темой дается ведение номенклатуры дел организации, подготовка документов на хранение в архив.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_deloproizvodstvu_11_klass.docx39.97 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Обоснование актуальности курса:

        Возрастающая интенсивность информационных потоков и повышение требований оперативности реагирования на поступающую информацию диктуют новые подходы к организации управления документооборотом в организациях любого уровня.

        В современном обществе решение возникающих проблем организации делопроизводства возможно только за счет активного использования новых информационных технологий на базе персональных компьютеров и компьютерных сетей.

        Любой сотрудник, работающий в системе делопроизводства, должен овладеть необходимым программным инструментарием для обработки документов на компьютере. От его знаний и умения работать на компьютере будет во многом зависеть его карьера и успех в деловом мире.
Какую бы мы организацию не рассмотрели, всегда можно выделить нечто общее, что объединяет их, независимо от уровня, ранга и назначения. Этим общим является деятельность, связанная с обработкой документов, так как любое управленческое решение, должно быть зафиксировано в документах и доведено до соответствующих исполнителей. Следует отметить, что почти все работники сферы управления сталкиваются в своей деятельности с компьютерами, но далеко не все имеют представление о широчайших возможностях использования компьютерных технологий для рациональной и эффективной организации работы с документами.

        Курс «Компьютерное делопроизводство» необходим тем, кто хочет работать секретарем или секретарем-референтом, но плохо представляет себе эту область деятельности; он будет полезен будущим студентам, чья дальнейшая деятельность будет протекать в офисе: менеджерам, экономистам, административным работникам, специалистам, юристам.

Место данного курса в образовательном процессе

Программа курса составлена на основе авторской программы (автора учебника) М.В.Кирсановой.

Программа курса предусматривает изучение в рамках предмета технологии основ современного делопроизводства.

Для изучения программы учебным планом школы выделено 140 часов: 10 класс – 70 часов (из расчета – 2 часа в неделю); 11 класс – 70 часов (из расчета 2 часа в неделю).

В курсе подробно рассматривается делопроизводственный процесс, включающий оформление, движение документов, контроль исполнения, поисково-справочную и аналитическую работу. Отдельной темой дается ведение номенклатуры дел организации, подготовка документов на хранение в архив.

Основное отличие предлагаемого учебного курса заключается в том, что он является интегрированным и позволяет получить всю информацию, необходимую для успешного ведения современного компьютерного делопроизводства, то есть обеспечить учащемуся:

  • знание теории основ делопроизводства;
  • умение подготовить на компьютере документы, отвечающие современным требованиям и установленным нормативным актам;
  • умение оперативно работать с информацией;
  • умение организовать свое рабочее место и деятельность в соответствии с требованиями современного делопроизводства;
  • знание технологии работы в офисе с программными продуктами MS Word, MS Excel, MS Access, MS PowerPoint, MS Outlook.

Цели курса:

  1. Формирование информационной культуры как совокупности знаний, умений и навыков, информационного мировоззрения, необходимых для самообразования и для подготовки к дальнейшей профессиональной деятельности;
  2. Овладение навыками компьютерной обработки деловой информации с помощью профессиональных систем, получивших в настоящее время наибольшее распространение в этой области деятельности
  3. Изучение систем обработки текстовой информации, способов компьютерной обработки деловой информации, основ делопроизводства, методов организации делопроизводства, стандартов деловых документов.

Задачи курса:

  • Дать представление о современных подходах к организации делопроизводства;
  • Познакомить с различного рода документами и с тем, где и когда тот или иной документ надо использовать;
  • Научить оформлять документы в соответствии с существующими правилами;
  • освоить    наиболее    распространенные    программные    продукты    общего    назначения, используемые для обеспечения компьютерного документооборота;
  • освоить современные способы пересылки информации и оперативного реагирования на сообщения
  • заложить основы умений и навыков, востребованных на рынке труда.

Методы обучения:

        Основная методическая установка курса — обучение школьников навыкам самостоятельной индивидуальной и групповой работы по практическому конструированию документов. Индивидуальное освоение ключевых способов деятельности происходит на основе заданий и алгоритмических предписаний. Большинство заданий выполняются с помощью компьютера и необходимых программных средств. Наряду с индивидуальной, организуется и групповая работа. В задачи учителя входит создание условий   для   реализации   ведущей   подростковой   деятельности   —   авторского   действия, выраженного в проектных формах работы.
        Отбор методов обучения обусловлен необходимостью формирования информационной и коммуникативной компетентностей старшеклассников.
Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации. Программа курса обеспечивается учебным пособием для учеников, методическими рекомендациями для учителя, а также компьютерами, компьютерными программами, ГОСТами, обозначенными в программе курса. В качестве дополнительных источников информации по курсу рекомендуются справочники, а также разделы «Справка» в изучаемых компьютерных программах.

Формы организации учебных занятий:

        Занятия имеют две части: лекционную и практическую. Важной составляющей каждого урока является творческая самостоятельная (индивидуальная и коллективная) работа учащихся.

        Основной тип занятий — комбинированный.

        Основная цель практического раздела программы — формирование у учащихся умений, связанных с использованием полученных знаний, закрепление и совершенствование практических навыков по созданию деловых бумаг.

        При организации занятий целесообразно создать ситуацию, в которой каждый ученик мог выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы.

        Большинство заданий курса выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств. Единицей учебного процесса является блок уроков. Каждый такой блок охватывает изучение отдельной информационной технологии или ее части. В предлагаемой программе количество часов на изучение материала определено для блоков уроков, связанных с изучением основной темы. Внутри блоков разбивка по времени изучения производится учителем самостоятельно. С учетом регулярного повторения ранее изученных тем темп изучения отдельных разделов блока определяется субъективными и объективными факторами.
В ходе обучения учащимся периодически предлагаются контрольные работы на проверку освоения изученного материала. Выполнение контрольных работ способствует быстрой мобилизации и переключению внимания на осмысление материала изучаемой темы. Кроме того, такая деятельность ведет к закреплению знаний и служит регулярным индикатором успешности образовательного процесса.

В результате изучения курса учащиеся должны знать:

  • требования безопасности труда на рабочем месте;
  • основные правила и инструкции по безопасности, комплекс физических упражнений для предупреждения переутомляемости;
  • устройство клавиатуры, назначение управляющих клавиш и правила работы с ними при слепом десятипальцевом методе;
  • правила посадки при печати, исходную позицию пальцев;
  • распространенные сокращения слов и правила их применения;
  • классификацию видов документации;
  • правила оформления: писем, докладных записок, объяснительных записок, служебных справок, приказов, протоколов и выписок из протокола, заявлений, автобиографий, резюме, распоряжений, актов;
  • способы графления таблиц и правила их заполнения;
  • понятие "реквизит документа", состав и назначение реквизитов служебных документов;
  • виды программных продуктов для организации работы офиса;
  • правила организации документооборота;
  • правила регистрации, индексации документов;
  • виды и назначение номенклатуры дел;
  • правила телефонного общения;
  • назначение электронных таблиц;
  • элементы ЭТ (строка, столбец, ячейка, лист, книга) и их характеристики;
  • типы данных и форматы их представления;
  • понятие абсолютной и относительной ссылки;
  • правила представления числовой информации графическими средствами табличных процессоров;
  • понятие, назначение, виды баз данных;
  • понятие, назначение системы управления базами данных (СУБД);
  • функциональные возможности СУБД;
  • назначение мастера и конструктора;
  • назначение запроса, фильтра;
  • виды компьютерных сетей;
  • понятие сервер, ссылка, электронный адрес, электронная почта;
  • структуру и приемы работы в браузерах;
  • способы и средства работы с файлами (программа Проводник, меню, мышь);
  • действия, выполняемые над файлами и папками, алгоритмы этих действий;
  • характеристики файлов;
  • приемы работы со стандартными программами;
  • понятие текста его основных элементов и их характеристики (символ, абзац);
  • назначение и основные возможности текстового процессора;
  • структуру интерфейса текстового процессора и назначение его элементов;
  • суть операций вставки, замены, удаления, копирования, перемещения объектов;
  • средства и способы  редактирования и форматирования ТД;
  • понятие и технологию внедрения объектов (рисунков, диаграмм);
  • методы быстрого создания документов средствами автоматизации (сканирование, слияние);
  • виды программных продуктов для организации сканирования документов;
  • общую характеристику средств оргтехники, их назначение;
  • требования к размещению средств оргтехники в помещении офиса;
  • назначение и сервисные возможности факсимильной, телефонной, телетайпной и пейджинговой связи;
  • способы антивирусной защиты.

Учащиеся должны уметь:

  • пользоваться электроприборами,  первичными средствами пожаротушения;
  •  принимать правильную рабочую посадку за клавиатурой, постановку рук;
  •  организовывать рабочее место и соблюдать условия труда;
  • заполнять и оформлять реквизиты всех видов;
  •  составлять и оформлять служебные документы;
  •  оформлять личные документы в соответствии с требованиями;
  • выполнять построение сложных таблиц;
  • использовать справочную систему для выяснения вопросов;
  •  осуществлять создание, копирование, перемещение, удаление, переименование файлов и папок;
  •  вести работу в стандартных программах Windows;
  • настроить работу клавиатуры, мышки, принтера;
  • создавать, сохранять, открывать документы различных форматов;
  • производить оформление документов: оформлять перечисления (списки) в тексте, оформлять текст в виде нескольких колонок, оформлять границы и заливки в  тексте, вставлять оглавление;
  • оформлять страницы документа для печати: размеры и расположение полей, нумерацию страниц, колонтитулы;
  • разрабатывать формы документов как шаблоны;
  • внедрять графические элементы в текст;
  • организовать работу с редактором формул;
  • производить настройку параметров программы;
  • работать с таблицами;
  •  работать со сканером и программами, поддерживающими их работу;
  • пользоваться приемами автоматизации при заполнении таблиц Microsoft Excel;
  • составлять формулы для вычислений в таблице, используя стандартные функции;
  • производить редактирование готовых табличных документов;
  • представлять данные в виде разнотипных диаграмм, проводить их редактирование и форматирование;
  • организовать средствами  поиск, сортировку, межтабличные связи.
  • создавать структуру однотабличной базы данных средствами мастера и конструктора;
  • вводить и редактировать данные средствами СУБД;
  • формировать фильтр для отбора нужных данных;
  • осуществлять сортировку данных;
  • создавать отчет средствами СУБД для вывода данных;
  • создавать БД из двух взаимосвязанных таблиц;
  •  осуществлять обмен информацией по электронной почте;
  •  организовать поиск информации в сети Интернет.

 

        Навыки, приобретенные в этом курсе, могут рассматриваться как один из промежуточных  этапов  профессионального взаимодействия в любой  сфере деятельности, в том числе и выбранной профессиональной.  Знание  форм  и  методов оформления, структуры и назначения основных видов деловых документов, умение правильно их составлять  и  оформлять  с  помощью  компьютера  позволит учащимся  в  будущем  быстрее    адаптироваться в условиях реальной деловой деятельности.

Учебно-методический комплект

Программа курса обеспечивается:

  • учебным пособием для учеников: «Компьютерное делопроизводство» М.В.Кирсановой  (Изд. Питер 2002-2004г.);
  • курсом лекций (М.В.Кирсанова);
  • пакетом программ MS Office;
  • практическим компьютерным курсом по информационным технологиям на CD-дисках (Кирилл и Мефодий);
  • Internet материалами по компьютерному делопроизводству;
  • комплектом  заданий по практической части  курса;
  • комплектом обучающих презентаций и опорными конспектами.

Способы оценивания уровня достижений учащихся:

        Предметом диагностики и контроля являются внешние образовательные продукты учеников (созданные документы), а также их личностные качества (освоенные способы деятельности, знания, умения), которые относятся к целям и задачам курса.

        Основой для оценивания деятельности учеников являются результаты анализа его продукции и деятельности по ее созданию. Оценка имеет различные способы выражения — устные суждения педагога, письменные качественные характеристики, систематизированные  аналитические данные, в том числе и рейтинги.

        Оценке подлежит в первую очередь уровень достижения учениками  минимально необходимых результатов, обозначенных в целях и задачах курса. Оцениванию подлежат также те направления и результаты деятельности учеников, которые определены в рабочей программе учителя.
Одна из задач педагога — обучение детей навыкам самооценки. С этой целью учитель выделяет и поясняет критерии оценки, учит детей формулировать эти критерии в зависимости от поставленных целей и особенностей конечного образовательного продукта.
Для контроля знаний используется рейтинговая система. Усвоение теоретической части проверяется с помощью тестов. Каждое практическое занятие оценивается определенным количеством баллов.

        Итоговая оценка выставляется по сумме баллов за все тесты и практические занятия по следующей схеме:
«2» — менее 40% от общей суммы баллов;
«3» — от 40 до 59% от общей суммы баллов; 
«4» — от 60 до 74% от общей суммы баллов; 
«5» — от 75 до 100% от общей суммы баллов.

        Эффективное поведение делопроизводителя имитируется в деловой игре, которая используется для решения задачи усвоения и закрепления изученного материала, развития творческих способностей, а также дает возможность учащимся применить изученное в созданной учебной ситуации. 

Интернет-ресурсы

  • www.directum.ru/339256.shtml - электронное делопроизводство и канцелярия
  • www.directum.ru/340614.shtml - ГОСТ Р 51141-98. Делопроизводство и архивное дело.Термины и определения.
  • www.dis.ru/slovar/deloproizvodstvo- словарь по разделу «Делопроизводство»
  • www.hrm.ru/db/hrm/94BA941BD8FB5A55C32569BC005C96AA/category.html- статьи по делопроизводству
  • www.iparegistr.com/sekretdelo.php - журнал «Секретарское дело»
  • www.microsoft.com/rus/government/docflow - эл.документооборот  и делопроизводство.
  • www.mifi.ru/buchuchet-workmaking-lesson-l .htm - оформление служебных писем
  • www.opb.ru/deloproizvodstvo.html - делопроизводство в организации
  • www.siora.ru/regulation/87.asp - образцы должностных инструкций
  • www.tomsk.fio.ru/works/groupl0/lasarenko/Norm_doc/ttgdt/Rekomend/P630-97.htm унифицированная система организационно-распорядительной документации, требования к оформлению документов

Содержание курса

11 КЛАСС (70 часов)

Делопроизводство по личному составу (28 часов)

  1. Трудовой Кодекс Российской Федерации. Документы по личному составу с юридической точки зрения.
  2. Перечень документов, относящихся к документам по личному составу. Их краткая характеристика.
  3. Оформление приема на работу. Заявление. Приказ о приеме на работу. Трудовая книжка, правила оформления. Личная карточка. Личное дело. Автобиография. Характеристика. Резюме.
  4. Трудовой договор (контракт). Правила оформления. Требования к документу. Расторжение трудового контракта.
  5. Предоставление отпуска по различным причинам. Соблюдение трудового законодательства.
  6. Командировки. Командировочное удостоверение. Приказ о командировке работника.
  7. Перевод на другую работу.
  8. Увольнение. Изготовление приказа об увольнении. Основания увольнения.
  9. Штатное расписание.

Практические работы №№1,2,3,4,5,6

Делопроизводство по письменным и устным обращениям граждан

( 4 часа)

  1. Основные виды обращения граждан: предложение, заявление, жалоба.
  2. Механизм работы с обращениями граждан. Регистрация обращений. Аннотация. Контроль за прохождением обращения гражданина.

Практическая работа №7

Оформление и составление основных видов

управленческих документов (22 часа)

  1. Современное деловое письмо. Требования к деловой переписке. Правила оформления делового письма.
  2. Организационно-распорядительные документы: устав, положение, инструкция.
  3. Распорядительные документы: решение, распоряжение, указание, приказ, решение, протокол.
  4. Документы оперативной информации: справка, докладная записка, объяснительная записка, акт, телеграмма и др.

Практические работы №№ 8,9,10,11,12,13,14,15

Номенклатура дел. Подготовка документов

для хранения в архиве (4 часа)

  1. Общие положения.
  2. Формирование дел.
  3. Подготовка документов к последующему хранению и использованию.

Практическая работа №16

Рекомендации по созданию текстов служебных документов (8 часов)

  1. Особенности официально-делового стиля.
  2. Употребление прописных и строчных букв.
  3. Наиболее употребляемые сокращения слов.
  4. Оформление дат и чисел в документах.
  5. Аббревиатуры слов.
  6. Корректурные знаки и правила их применения.

Практическая работа №17

Работа над индивидуальным проектом по свободно выбранной теме – 4 часа

Итого – 70 часов

Календарно-тематическое планирование

курса «Компьютерное делопроизводство»

11 класс

№№

Тема

Кол-во часов

Дата

Делопроизводство по личному составу (28 часов)

1

Трудовой Кодекс Российской Федерации. Документы по личному составу с юридической точки зрения.

2

05.09

2

Перечень документов, относящихся к документам по личному составу. Их краткая характеристика

2

12.09

3

Оформление приема на работу. Заявление. Приказ о приеме на работу.

2

19.09

4

Трудовая книжка, правила оформления. Личная карточка. Личное дело.

2

26.09

5

Автобиография. Характеристика. Резюме.

2

03.10

6

Трудовой договор (контракт). Правила оформления. Требования к документу. Расторжение трудового контракта.

2

10.10

7

Предоставление отпуска по различным причинам. Соблюдение трудового законодательства.

2

17.10

8

Командировки. Командировочное удостоверение. Приказ о командировке работника.

2

24.10

9

Перевод на другую работу.

1

31.10

10

Поиск работы в Интернет. Работа агентств по трудоустройству

1

31.10

11

Увольнение. Изготовление приказа об увольнении. Основания увольнения.

2

14.11

12

Штатное расписание.

2

21.11

13

Практическая работа №1

1

28.11

14

Практическая работа №2

1

15

Практическая работа №3

1

05.12

16

Практическая работа №4

1

17

Практическая работа №5

1

12.12

18

Практическая работа №6

1

Делопроизводство по письменным и устным обращениям граждан

( 4 часа)

14

Основные виды обращения граждан: предложение, заявление, жалоба.

1

19.12

15

Механизм работы с обращениями граждан. Регистрация обращений. Аннотация. Контроль за прохождением обращения гражданина.

1

16

Практическая работа №7

2

26.12

Оформление и составление основных видов

управленческих документов (22 часов)

17

Современное деловое письмо. Требования к деловой переписке. Правила оформления делового письма.

2

16.01

18

Организационно-распорядительные документы: устав, положение.

2

23.01

19

Организационно-распорядительные документы: инструкция.

2

30.01

20

Распорядительные документы: решение, распоряжение, указание, приказ, решение.

2

06.02

21

Распорядительные документы: протокол.

2

13.02

22

Документы оперативной информации: справка, докладная записка, объяснительная записка.

2

20.02

23

Документы оперативной информации: акт, телеграмма и др.

2

27.02

24

Практическая работа №8

1

06.03

25

Практическая работа №9

1

26

Практическая работа №10

1

13.03

27

Практическая работа №11

1

28

Практическая работа №12

1

20.03

29

Практическая работа №13

1

30

Практическая работа №14

1

03.04

31

Практическая работа №15

1

Номенклатура дел. Подготовка документов

для хранения в архиве (4 часа)

32

Понятие номенклатуры. Общие положения.

1

10.04

33

Формирование дел

1

34

Подготовка документов к последующему хранению и использованию.

1

17.04

35

Практическая работа №16 по теме «Номенклатура дел»

1

Рекомендации по созданию текстов служебных документов (8 часов)

36

Особенности официально-делового стиля.

1

24.04

37

Употребление прописных и строчных букв.

1

38

Наиболее употребляемые сокращения слов.

1

30.04

39

Оформление дат и чисел в документах.

1

40

Аббревиатуры слов.

1

08.05

41

Корректурные знаки и правила их применения

1

Практическая работа №17

2

15.05

Работа над индивидуальным проектом по свободно выбранной теме (4 часа)

42

Работа над проектом

1

23.05

43

Работа над проектом

1

44

Работа над проектом

1

29.05

45

Защита проекта. Подведение итогов.

1

ИТОГО

70 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Компьютерное "Делопроизводство"".

Рабочая программа по информатике и ИКТ элективный курс 9 класс  Компьютерное "Делопроизводство"....

Программа элективного курса "Компьютерное делопроизводство"в рамках предмета технология

         Курс «Компьютерное делопроизводство» ориентирован на учащихся 10-11-х общеобразовательных классов средней школы. Разработан на основе учебного посо...

рабочая программа по геометрии по учебнику Атанасяна Л.С.( 3 часа в неделю), 8 класс

рабочая программа по геометрии для классов с углубленным изучением математики по учебнику Атанасяна Л.С.( 3 часа в неделю), 8 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «КОМПЬЮТЕРНОЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО» (9 класс)

Программа для проведения  занятий по делопроизводству  в 9 классе...

Рабочая программа по математике А.Г.Мерзляк, Математика 5 ( 5 часов в неделю)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое и календарное планирование, темы проектных работ. Рассчитана на общеобразовательный класс....

Рабочая программа и тематическое планирование по химии 11 кл 3 часа в неделю ( по программе О.С.Габриеляна)

Рабочая программа и тематическое планирование  по химии 11кл 3 часа (программа О.С.Габриеляна)...

Рабочая программа и тематическое планирование по химии 10 кл(3 часа в неделю по программе О.С.Габриеляна)

Рабочая программа и тематическое планирование по химии 10 кл ( 3 часа в неделю по программе О.С.Габриеляна)...