Учимся петь красиво
опыты и эксперименты на тему

Малханова Сэсэг Будаевна

Мастер-класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_nauchitsya_pet.doc44.5 КБ
Microsoft Office document icon pamyatka_1.doc243.5 КБ
Microsoft Office document icon pamyatka_1.doc243.5 КБ

Предварительный просмотр:

Как научиться петь?!

Занятия вокалом можно сравнить с занятиями спортом. Если вы когда-либо занимались спортом или посещали уроки физкультуры, то должны знать, что перед тем, как дать организму серьезную физическую нагрузку, нужно хорошо размяться. Слабо разогретые связки и суставы могут легко травмироваться при резких движениях и движениях с сопротивлением. То же самое можно сказать и о голосовом аппарате – перед извлечением разных по тональности звуков его нужно хорошо разогреть и подготовить к предстоящим нагрузкам. Для тех, кто решил серьезно заняться вокалом, пренебрежение разминкой может стоить потери голоса.

Еще одно сходство вокалиста со спортсменом это то, что если неподготовленным мышцам дать очень большую нагрузку, то на следующий день мышцы будут болеть. Голос – более нежный аппарат, чем опорно-двигательная система, и перетренировка его на первых порах обучения пению вредна. Во всем важна постепенность, поэтому обучение пению рекомендуется начинать с дыхательных упражнений.

В вокальной практике используется три типа дыхания:

            1. Грудной тип

2. Грудобрюшной тип

3. Брюшной тип

1. Набираем воздух сначала животом (выпячиваем живот вперед), затем диафрагмой (расширяем ребра) и наполняем верхнюю часть грудной клетки (поднимаем грудь, ключицы и немного плечи). Выдох выполняем в нисходящем порядке – опускаем плечи, затем грудь и втягиваем живот. Стараемся дышать равномерно. 1/3 воздуха набираем животом, 1/3 – грудью и 1/3 – верхней частью грудной клетки. Продолжительность, как вдоха, так и выдоха от 4 до 8 секунд. По мере подготовленности можно увеличивать длительность дыхательного цикла. Выполняем упражнение 5-7 раз.

2. Дыхание через «трубочку» Вытягиваем губы трубочкой, как будто поем букву «У» и начинаем медленно набирать воздух через трубочку, затем также медленно через трубочку выпускаем воздух. Важно ровно набирать воздух, без рывков. Продолжительность выдоха должна быть равна продолжительности вдоха, приблизительно 15 секунд. Дышим сразу тремя регистрами, как в упражнении 1. Упражнение помогает развить объем легких и учит контролировать дыхание, чтобы легкие учились выдавать воздух заданным количеством. Выполняем 5-7 раз.

Для того, чтобы дыхание было равномерным и долгим - нужно читать длинные фразы или гекзаметры.

Гекзаметр:

Урну с водой уронив, об утес её дева разбила.
Дева печально сидит, праздный держа черепок.
Чудо! не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой.
Дева, над вечной струёй, вечно печальна сидит.

                                                                        Л.Пушкин

Упражнения на дикцию

Профессиональный вокалист должен обладать безупречной дикцией, чтобы суметь донести до зрителей смысл песни. Есть множество разнообразных упражнений, большинство из них – скороговорки.

 Запомните последовательность гласных

А-О-У-Э-Ы-И

ПТА-ПТО-ПТУ-ПТЭ-ПТЫ-ПТИ
ХТА-ХТО-ХТУ-ХТЭ-ХТЫ-ХТИ
КТА-КТО-КТУ-КТЭ-КТЫ-КТИ
Т-ТА-Т-ТО-Т-ТУ-Т-ТЭ-Т-ТЫ-Т-ТИ
НТА-НТО-НТУ-НТЭ-НТЫ-НТИ
МТА-МТО-МТУ-МТЭ-МТЫ-МТИ
ФТА-ФТО-ФТУ-ФТЭ-ФТЫ-ФТИ
РТА-РТО-РТУ-РТЭ-РТЫ-РТИ

 

  3. Следующие строфы из В.БРЮСОВА следует читать сначала медленно, артикулируя каждый звук, и постепенно переходить к скороговорке:

ПЕРЕКИДЫВАЕМЫЕ, ОПРОКИДЫВАЕМЫЕ
РАЗОЗЛИЛИСЬ, РАЗБЕСИЛИСЬ БЕЛОУСЫЕ УГРИ.

ВНИЗ ОТБРАСЫВАЕМЫЕ, КВЕРХУ ВСКИДЫВАЕМЫЕ
РАСПЛЕТАЛИСЬ И СПЛЕТАЛИСЬ ОТ ЗАРИ И ДО ЗАРИ.

ЗМЕИ ВЗДРАГИВАЮЩИЕ, ЗМЕИ ВЗВИЗГИВАЮЩИЕ,
ЧТО ЗА ПЛЯСКУ, ЧТО ЗА СКАЗКУ ВЫ ЗАТЕЯЛИ ВО МГЛЕ
МГЛАМИ ВЗВИХРИВАЕМЫМИ ПУТЬ ЗАБРЫЗГИВАЮЩИЕ,
ВЫ ЗАКРЫЛИ, ЗАСЛОНИЛИ ВСЕ ФАРВАТЕРЫ К ЗЕМЛЕ.

 

Разыгрывание скороговорки:

- Четыре черненьких чумазеньких чертенка, чертили черными чернилами чертеж

 1. Чётко проговорить текст, включая в работу артикуляционный аппарат. Проговорить три раза подряд.

2. Проговорить с разной интонацией: удивление, вопросительная, восклицательная и другие. Пример скороговорки с вопросительной интонацией:

4 черненьких ? чумаженьких чертенка?

Чертили черными чернилами чертеж?

3. К чёткому произношению с интонацией добавляем образ – движение.

4 черненьких – интонация восклицательная, 4 пальца показать

Чумазеньких чертенка – себя обмазываем

Чертили черными чернилами – по поздуху рисуем

чертеж – показываем на рисунок

 Сделаем небольшой итог нашим упражнениям зачитав такое стихотворение, выполняя все рекомендации по ходу его чтения:

Помни, товарищ, что нужно всегда перед речью сначала.
Воздуха сделать запас, расширивши клетку грудную,
Низ живота подтянуть, чтоб для звука имелась опора.
Плечи во время дыхания должны быть в покое, недвижны.
Воздуха зря не расходуй, всегда насыщай его звуком.
Каждый из этих стихов говори на одном выдыханьи,
И говори, сохраняя расширенной клетку грудную,
И в положеньи подтянутом низ живота оставляя.
Чтенье окончив строки, - иль стиха, как её называют, -
Паузу краткую выдержи точно, во время которой
Воздуха часть добери, только пользуясь нижним дыханьем.
Строго всегда наблюдай, чтобы слово отчетливо было:
Гласные звуки, согласные правильно артикулируй.
Рот не ленись раскрывать, чтобы речь не цедилась сквозь зубы,
Звук же вперед направляй, дабы он резонировал 'в маске'.
Прежде чем тон изменять по высотам, длиннотам и силе,
В ровности ты укрепись и в достаточной громкости звука.
Слушай себя и следи, чтобы голос не слабнул, не падал.
Чтоб равномерно звучали стихи и в конце и в начале.
Медленно, мерно, отчётливо ясно, без крика, но звучно –
Вот как на первых порах надлежит проводить упражненья.

А.В. Пряшников 'Речевой тренаж в клубе'.

Следующий этап – это распевание

1. Распевки: (Приложение 1)

1.а-у                

2. са, са, са       сы, сы, сы          сы, сы, сы - 2 раза

а-о                     са, са,са              не боимся мы осы            мы не видели осы

а-и                     ой, ой, ой           су, су, су                            са, са, са

аоуыэ,               летит оса            су, су, су                            са, са, са

аоуыэ                сы, сы, сы           видел кто из вас осу         отгадайте где оса    

3. -я пою, я пою хорошо пою

ручками похлопаю, ножками потопаю

я пою, я пою хорошо пою

- за, зи, зу, зи, зу, зи, за - 3 раза

Зам!

-Яли, яли, яли, ели, ели, ели

Юли, юли, юли, ю, ли, ю

4.

Чтоб выучиться пению,

имеем мы терпение.

И чтоб урок не зря у нас

прошёл,

должны мы быть старательны,

послушны и внимательны

и выучить все ноты

хорошо!

 

Припев.

До, ре, ми, фа,

соль, ля, си, до.

До, си, ля, соль,

фа, ми, ре, до.

И конечно разучивание песни:

Текст песни «Давайте петь со мной»

Тает в дымке синей самолет,

Он несет меня над облаками.

Знаю, где-то сцена меня ждет.

И на ней я повстречаюсь с вами.

Блеск огней, и музыка звучит,

Сердце замирает от восторга.

Я пою, и песня вдаль летит,

Эхом отражаются аккорды.

 

Припев. Давайте петь со мной!

Мотив совсем не сложный.

Весь мир такой большой:

Днем - солнце, ночью - звезды.

 

Мы споем о том, что в нас живет,

Мы споем про солнце с облаками,

Как сияет летом небосвод.

И усыпаны луга цветами.

В каждом сердце пусть живет любовь,

Нас она согреет вечерами,

Побуждая снова, вновь и вновь,

Эту песню петь для вас и с вами.

 



Предварительный просмотр:

Текст песни «Давайте петь со мной»

  1. Тает в дымке синей самолет,

Он несет меня над облаками.

Знаю, где-то сцена меня ждет.

И на ней я повстречаюсь с вами.

Блеск огней, и музыка звучит,

Сердце замирает от восторга.

Я пою, и песня вдаль летит,

Эхом отражаются аккорды.

 

Припев. Давайте петь со мной!

Мотив совсем не сложный.

Весь мир такой большой:

Днем - солнце, ночью - звезды.

 

  1. Мы споем о том, что в нас живет,

Мы споем про солнце с облаками,

Как сияет летом небосвод.

И усыпаны луга цветами.

В каждом сердце пусть живет любовь,

Нас она согреет вечерами,

Побуждая снова, вновь и вновь,

Эту песню петь для вас и с вами.

                                       Гекзаметр:

l) Урну с водой уронив, об утес её дева разбила.
Дева печально сидит, праздный держа черепок.
Чудо! не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой.
Дева, над вечной струёй, вечно печальна сидит.

ll) Запомните последовательность гласных - А-О-У-Э-Ы-И

lll) следует читать сначала медленно, артикулируя каждый звук, и постепенно переходить к скороговорке:

  1. ПЕРЕКИДЫВАЕМЫЕ, ОПРОКИДЫВАЕМЫЕ
    РАЗОЗЛИЛИСЬ, РАЗБЕСИЛИСЬ БЕЛОУСЫЕ УГРИ.
  2. ВНИЗ ОТБРАСЫВАЕМЫЕ, КВЕРХУ ВСКИДЫВАЕМЫЕ
    РАСПЛЕТАЛИСЬ И СПЛЕТАЛИСЬ ОТ ЗАРИ И ДО ЗАРИ.
  3. ЗМЕИ ВЗДРАГИВАЮЩИЕ, ЗМЕИ ВЗВИЗГИВАЮЩИЕ,
    ЧТО ЗА ПЛЯСКУ, ЧТО ЗА СКАЗКУ ВЫ ЗАТЕЯЛИ ВО МГЛЕ
    МГЛАМИ ВЗВИХРИВАЕМЫМИ ПУТЬ ЗАБРЫЗГИВАЮЩИЕ,
    ВЫ ЗАКРЫЛИ, ЗАСЛОНИЛИ ВСЕ ФАРВАТЕРЫ К ЗЕМЛЕ.

lV) Помни, товарищ, что нужно всегда перед речью сначала.
Воздуха сделать запас, расширивши клетку грудную,
Низ живота подтянуть, чтоб для звука имелась опора.
Плечи во время дыхания должны быть в покое, недвижны.
Воздуха зря не расходуй, всегда насыщай его звуком.
Каждый из этих стихов говори на одном выдыханьи,
И говори, сохраняя расширенной клетку грудную,
И в положеньи подтянутом низ живота оставляя.
Чтенье окончив строки, - иль стиха, как её называют, -
Паузу краткую выдержи точно, во время которой
Воздуха часть добери, только пользуясь нижним дыханьем.
Строго всегда наблюдай, чтобы слово отчетливо было:
Гласные звуки, согласные правильно артикулируй.
Рот не ленись раскрывать, чтобы речь не цедилась сквозь зубы,
Звук же вперед направляй, дабы он резонировал 'в маске'.
Прежде чем тон изменять по высотам, длиннотам и силе,
В ровности ты укрепись и в достаточной громкости звука.
Слушай себя и следи, чтобы голос не слабнул, не падал.
Чтоб равномерно звучали стихи и в конце и в начале.
Медленно, мерно, отчётливо ясно, без крика, но звучно –
Вот как на первых порах надлежит проводить упражненья.

А.В. Пряшников 'Речевой тренаж в клубе'.



Предварительный просмотр:

Текст песни «Давайте петь со мной»

  1. Тает в дымке синей самолет,

Он несет меня над облаками.

Знаю, где-то сцена меня ждет.

И на ней я повстречаюсь с вами.

Блеск огней, и музыка звучит,

Сердце замирает от восторга.

Я пою, и песня вдаль летит,

Эхом отражаются аккорды.

 

Припев. Давайте петь со мной!

Мотив совсем не сложный.

Весь мир такой большой:

Днем - солнце, ночью - звезды.

 

  1. Мы споем о том, что в нас живет,

Мы споем про солнце с облаками,

Как сияет летом небосвод.

И усыпаны луга цветами.

В каждом сердце пусть живет любовь,

Нас она согреет вечерами,

Побуждая снова, вновь и вновь,

Эту песню петь для вас и с вами.

                                       Гекзаметр:

l) Урну с водой уронив, об утес её дева разбила.
Дева печально сидит, праздный держа черепок.
Чудо! не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой.
Дева, над вечной струёй, вечно печальна сидит.

ll) Запомните последовательность гласных - А-О-У-Э-Ы-И

lll) следует читать сначала медленно, артикулируя каждый звук, и постепенно переходить к скороговорке:

  1. ПЕРЕКИДЫВАЕМЫЕ, ОПРОКИДЫВАЕМЫЕ
    РАЗОЗЛИЛИСЬ, РАЗБЕСИЛИСЬ БЕЛОУСЫЕ УГРИ.
  2. ВНИЗ ОТБРАСЫВАЕМЫЕ, КВЕРХУ ВСКИДЫВАЕМЫЕ
    РАСПЛЕТАЛИСЬ И СПЛЕТАЛИСЬ ОТ ЗАРИ И ДО ЗАРИ.
  3. ЗМЕИ ВЗДРАГИВАЮЩИЕ, ЗМЕИ ВЗВИЗГИВАЮЩИЕ,
    ЧТО ЗА ПЛЯСКУ, ЧТО ЗА СКАЗКУ ВЫ ЗАТЕЯЛИ ВО МГЛЕ
    МГЛАМИ ВЗВИХРИВАЕМЫМИ ПУТЬ ЗАБРЫЗГИВАЮЩИЕ,
    ВЫ ЗАКРЫЛИ, ЗАСЛОНИЛИ ВСЕ ФАРВАТЕРЫ К ЗЕМЛЕ.

lV) Помни, товарищ, что нужно всегда перед речью сначала.
Воздуха сделать запас, расширивши клетку грудную,
Низ живота подтянуть, чтоб для звука имелась опора.
Плечи во время дыхания должны быть в покое, недвижны.
Воздуха зря не расходуй, всегда насыщай его звуком.
Каждый из этих стихов говори на одном выдыханьи,
И говори, сохраняя расширенной клетку грудную,
И в положеньи подтянутом низ живота оставляя.
Чтенье окончив строки, - иль стиха, как её называют, -
Паузу краткую выдержи точно, во время которой
Воздуха часть добери, только пользуясь нижним дыханьем.
Строго всегда наблюдай, чтобы слово отчетливо было:
Гласные звуки, согласные правильно артикулируй.
Рот не ленись раскрывать, чтобы речь не цедилась сквозь зубы,
Звук же вперед направляй, дабы он резонировал 'в маске'.
Прежде чем тон изменять по высотам, длиннотам и силе,
В ровности ты укрепись и в достаточной громкости звука.
Слушай себя и следи, чтобы голос не слабнул, не падал.
Чтоб равномерно звучали стихи и в конце и в начале.
Медленно, мерно, отчётливо ясно, без крика, но звучно –
Вот как на первых порах надлежит проводить упражненья.

А.В. Пряшников 'Речевой тренаж в клубе'.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учим детей красивой и правильной речи

Грамматически грамотной, культурной речи дети обучаются в детском саду и школе. Однако в первую очередь действует, прежде всего, среда, которую ни в коем случае нельзя отбрасывать, когда мы го...

Занятие «Учимся говорить красиво» для учащихся 6 – 7 классов

Занятие с учащимися направлено на развитие лингвистических умений. Детям представляются результаты опроса, проведенного заранее. затем предлагается ряд упражнений, направленных на развитие творческих ...

Учись говорить красиво и правильно!

Элективный курс (9 класс)...

Программа дополнительного образования по музыке "Все учимся петь"

Приобщение обучающихся к музыкальному искусству через пение, как один из доступнейших видов музыкальной деятельности, является важным средством воспитания у них художественного и эстетического вкуса. ...

Учебная программа по вокалу «Развитие творческих компетентностей средствами музыкального образования» «Учимся петь»

Программа предназначена для детей с 10 до 17 лет. Занятия по программе для учащихся, прежде всего, интеллектуальная работа, в результате которой учащиеся приобретают знания и практические навыки, разв...

Программа по хоровому пению " Учимся петь" для детей 7-10 лет.

Программа хрового пения для детей 7-10 лет имеет художественно-эстетическую  направленность. Новизна программы заключается в  сочетании традиционных  и современных методов обучения дете...

Открытый урок на тему по музыке "Вокальный звук. Учимся петь Джаз"

Урок музыки был представлен на конкурс профессионального мастерства "Учитель года - 2013". В уроке использованы технологии деятельногостного типа и критического мышления....