Программа дополнительного образования по музыке "Все учимся петь"
рабочая программа по музыке на тему

Лаврентьева Ирина Валерьевна

Приобщение обучающихся к музыкальному искусству через пение, как один из доступнейших видов музыкальной деятельности, является важным средством воспитания у них художественного и эстетического вкуса. Программа дополнительного образования по музыке "Все учимся петь" (вокальная группа) предназначена для работы с учащимися 9-13 лет. По содержательной, тематической направленности является художественно-эстетической, по функциональному предназначению – учебно- познавательной; по форме организации - групповой и индивидуальной; по времени реализации – трехгодичной; рассчитана на общекультурный уровень развития обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_do_vse_uchimsya_pet.doc264.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

 

ДЕТСКОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

«Все учимся петь»  

Возраст обучающихся: 9-13 лет

Срок реализации: 3 года

                                                              Пояснительная записка

        

Приобщение обучающихся к музыкальному искусству через пение, как один из доступнейших видов музыкальной деятельности, является важным средством воспитания у них художественного и эстетического вкуса.

На современном этапе возрос интерес к новым музыкальным синтетическим жанрам,   и одна из задач педагога состоит в том, чтобы помочь ребёнку разобраться во всём многообразии музыкальной палитры и дать возможность каждому ученику проявить себя в разных видах музыкальной деятельности.  

Вокальное воспитание детей осуществляется главным образом через хоровое пение на уроках музыки. Из-за ограниченности учебных часов данного предмета в общеобразовательной школе реализация задач, связанных с развитием детского голоса, возможна при условии введения курса дополнительного образования.  

Общеобразовательная программа дополнительного образования «Все учимся петь» по содержательной, тематической направленности является художественно-эстетической, по функциональному предназначению – учебно- познавательной; по форме организации -  групповой и индивидуальной;  по времени реализации – трехгодичной; рассчитана  на общекультурный уровень развития обучающихся.

Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью: занимаясь в вокальной группе, дети приобретают опыт совместной творческой работы, опыт  участия в  концертной деятельности на разных уровнях (школа, местное сообщество, районные конкурсы, фестивали). 

         Программа  ДТО «Все учимся петь» является «примерной», разработанной  на основе двух программ (типовой «Программы внеклассных занятий по музыке в общеобразовательной школе»  Москва Просвещение 1993г. и программы  дополнительного образования учащихся «Мир вокального искусства» авт.Г.Я. Суязова – Волгоград, изд. «Учитель», 2009г.) модифицирована и адаптирована к условиям занятий с разновозрастными группами учащихся 4-6 классов МБОУ СОШ №5).

 

         Цель:  развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.

        В качестве приоритетных выдвигаются задачи музыкального дополнительного образования и воспитания, вытекающие из специфики музыкального искусства, закономерностей художественного творчества и возрастных особенностей детей младшего подросткового возраста:

  • развитие познавательного интереса к музыке, изучение стилевых особенностей вокального эстрадного жанра, приёмов стилизации в контексте эстрадного пения; освоение приёмов сольного и ансамблевого пения; приобретение музыкальных знаний, умений, навыков; развитие мотивации к  песенному творчеству,
  • формирование духовно-нравственной культуры, общественной активности обучающегося,  навыков здорового образа жизни. Формирование эмоционально-ценностной отзывчивости на музыку и умения  воспринимать исполняемое произведение в единстве его формы и содержания.
  • развитие   личностных свойств и музыкальных способностей обучающихся: музыкального слуха,  музыкальной памяти, чувства ритма; приобщение к культуре исполнительского мастерства; воспитание самостоятельности, ответственности, активности.

           Программа  предназначена для  занятий с детьми  9-13 лет,  учащимися   начальных и средних классов общеобразовательной школы,  и направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической  подготовки по музыке и вокалу. 

        Содержание программы «Все учимся петь» направлено на формирование у учащихся певческой культуры, творческого отношения к исполняемым музыкальным произведениям, на развитие  у школьников знаний и умений, связанных с усвоением способов вокальной техники, на воспитание любви к музыке, эстетического вкуса, способности наслаждаться красотой, испытывать чувство радости  от общения с прекрасным. В основе развития музыкальных способностей лежат два главных вида деятельности учащихся:  изучение теории  и творческая вокальная практика. Содержание программы расширяет представление учащихся о музыкальных жанрах, стилях и  направлениях в эстрадном искусстве, знакомит с традициями  и новаторством  вокального пения. Через освоение данной образовательной программы реализуются основные потребности младших подростков (творческие, познавательные, компенсаторные, профориентационные и досуговые). Содержание программы преемственно, т.е. тесно соприкасается с такими школьными предметами как Музыка, Изобразительное искусство, Этика, Литература, История, ОБЖ (здоровьесбережение).

Программа рассчитана на три учебных года. В связи с обучением детей в МБОУ СОШ№5 в две смены, в первый год обучения  (2012-2013 уч.год) вся группа учащихся разделена на две подгруппы и занятия проводятся два раза в неделю (по одному занятию 1,5 учебных часа = 1 астрономический час в неделю для каждой подгруппы: учащиеся 2 и 4 кл. обучаются во 2 смену, поэтому для них занятия проводятся в утренние часы, учащиеся 3,5,6 классов обучаются в 1 смену, поэтому для них занятия кружка проводятся в послеобеденное время, через час после окончания учебных занятий. В рамках программы предусматривается проведение индивидуальных занятий с солистами, по мере необходимости, при подготовке к концертам и конкурсам.  На втором и третьем году обучения занятия проводятся один раз в неделю по 2 часа (при необходимости концертной деятельности возможно разделение и на два дня по 1 часу).

Полный курс обучения –250 часов (1год – 106ч., 2и3 годы по 72 часа).

 

            Особенности   возрастной   группы   детей, которым адресована программа:

В группу первого года обучения принимаются дети младшего подросткового возраста, то есть учащиеся 3-4 класса, желающие заниматься в объединении. Состав группы – постоянный, особенности набора детей в группы – свободный, без ограничений и конкурса. Общая численность группы 1 года обучения 15 человек.

Набор  на второй и третий год обучения  рассчитан на учащихся 5-7 классов, прошедших обучение первого года и соответственно второго года обучения в количестве 12-13 человек (в соответствии с нормами Сан Пин) .

          Основные формы обучения учащихся:

-  система специальных  вокально-хоровых упражнений;

- индивидуальная вокальная работа   с учащимися, работа в вокальной группе,
- организация практической деятельности;                                

- творческое выступление как результат этапа деятельности;  

-экскурсии в школу искусств, совместные занятия и концертная деятельность.                

        Ожидаемые результаты:                       

            По окончании полного курса обучения обучающиеся должны:

- иметь чёткое представление о специфике музыкального жанра эстрадная песня, приёмов стилизации; знать приёмы работы над песней;

-уметь:
             - соблюдать певческую установку,

              - чисто интонировать,

              - петь сольно и в ансамбле,

              - самостоятельно создавать образ исполняемой песни;

              - видеть другие сферы применения своим музыкальным и общекультурным знаниям, умениям и навыкам.

Дети, продолжающие заниматься  по истечению трехгодичного срока занятий в объединении, не только совершенствуют полученные навыки, но и проходят педагогическую подготовку.

В течение учебного года, по окончанию каждого тематического блока, учащиеся представляют творческий отчет в рамках представленного мероприятия, также принимают   участие в конкурсах, смотрах, внеклассных мероприятиях, в  концертной деятельности на разных уровнях (школа, местное сообщество, районные конкурсы, фестивали). 

Методическое обеспечение  

  Содержание программы первого года обучения


В процессе первого года обучения решаются следующие задачи:


- формирование представлений о стилевых особенностях вокального эстрадного жанра;
- знакомство с основами теории эстрадного жанра (сценический имидж, пластика);
- обучение приёмам работы с песней;
- формирование основных навыков работы с ТСО (компьютер, музыкальный центр, диск, микрофон);
- развитие вокальных навыков; формирование навыков ансамблевого пения;
- охрана детского голоса; воспитание музыкального вкуса, интереса к песенному творчеству,  эмоциональной отзывчивости на музыку.

Решение этих задач осуществляется в процессе изучения следующих разделов:
1.Эстрадное творчество. Особенности вокального эстрадного пения.
2.Фонограмма, её особенности и возможности.
3.Приёмы работы с микрофоном.
4.Пластическое интонирование.
5.Сценический имидж.
6.Вокальный ансамбль.
7.Приёмы ансамблевого исполнения.
8.«Бек-вокал» и его роль в эстрадном жанре.
 

На первом этапе учащиеся знакомятся с особенностями вокального эстрадного жанра, техникой безопасности обращения с ТСО и основами работы с фонограммой. Под руководством преподавателя совершенствуют свой голосовой аппарат, занимаются постановкой голоса.
 

На втором этапе обучения по данной программе школьники знакомятся с основами работы над песней, над созданием своего сценического образа и образа песни. Учащиеся разучивают песенный репертуар, инициируемый педагогом.
 

На третьем этапе - с приёмами эстрадного ансамблевого пения.
 

Изучение разделов осуществляется в ходе кружковых аудиторных занятий.  

        Виды занятий:
1) занятие-беседа – проводится в начале или в конце изучения курса или раздела;
2) комбинированные занятия – проводятся по плану, сочетание теории и практики  (сообщение новых сведений, слушание записей-образцов, пение учебно- тренировочного материала);
3) практические занятия – индивидуальные или групповые формы работы над  песенным репертуаром, публичные выступления-концерты.

    По завершению первого года обучения учащиеся должны:
-  знать о стилевых особенностях вокального эстрадного жанра;
- иметь представления о средствах создания сценического имиджа;
- уметь пользоваться ТСО (музыкальный центр, компьютер, диск, микрофон);
- овладеть следующими вокальными навыками:
петь в диапазоне:         первые голоса – си
м -  ре2;

                                        вторые голоса – сим – си1;

соблюдать певческую установку;

петь только с мягкой атакой, чистым, лёгким звуком;

формировать правильно гласные и чётко произносить согласные звуки;  

не форсировать звучание при исполнении песен героического склада;

петь выразительно, осмысленно простые песни;

петь чисто и слаженно в унисон, несложные двухголосные музыкальные упражнения;

  - уметь исполнять сольно;
 - знать правила охраны детского голоса.                            

Теоретический блок
1. Введение
:
-  Инструкция по технике безопасности работы с используемым оборудованием (муз. центр, диски, микрофон, стойки под микрофон).
- История развития вокального эстрадного жанра (менестрели, трубадуры, труверы – французские шансонье – современная эстрада).
- Особенности вокального эстрадного жанра (условия, предназначение).
2. Фонограмма, её особенности и возможности:
- раскрытие значения слова «фонограмма»;
- возможности фонограмм: «плюсовки» и «минусовки»;
- понятие «аранжировка» и её связь с фонограммой.
3. Приёмы работы с микрофоном:
- виды микрофонов (стационарные проводные, беспроводные);
- приёмы работы с микрофоном: у стойки, положение «микрофон в руке», «со сменой рук»;
- передвижение с микрофоном по сцене.
4. Пластическое интонирование:
- понятие «пластическое интонирование»;
- сценическое движение и его роль.
5. Сценический имидж:
- понятие «имидж»;
- виды сценического имиджа;
- связь сценического имиджа с пластикой и образом песни.
6. Вокальный ансамбль:
- виды ансамблей: вокальный, инструментальный;
- состав ансамблей: «дуэт», «трио», «квартет», «квинтет», «секстет», «септет».
7. Приемы ансамблевого исполнения:
- понятие «приемы ансамблевого исполнения»,
- понятие «многоголосие».
8. «Бек-вокал» и его роль в эстрадном жанре:
- понятие «бек-вокал» и его задачи;
- роль «бек-вокалистов» и их состав;
- приемы исполнения «бек-вокалистов».
9. Пение произведений:

- беседы о разучиваемых произведениях;
- современная эстрадная песня:
 сообщение о композиторе, раскрытие содержания музыки и текста, её актуальности, музыкально-выразительных средств.

Практический блок

Учебно-тренировочные задания (УТЗ) на:

- обучение умению соблюдать певческую установку; правильному звукообразованию,  спокойному вдоху, экономному выдоху;

-  формирование основных свойств певческого голоса: звонкости, полётности, вибрато, ровности, разборчивости;

-  обучение правильному формированию гласных и согласных звуков;

-  развитие певческого рабочего диапазона ре1- си1, опевание этой зоны;

-  формирование ансамблевого строя: унисона, ритмического, динамического, орфоэпического, темпового, тембрального. 

Развитие умения анализировать и кратко характеризовать исполняемое произведение в единстве его формы и содержания:

       - обучение осмысленному и выразительному пению.

Слушание музыки:

 - слушание записей-примеров вокального ансамблевого пения как фактор расширения музыкального кругозора («Битлз», «Лицей»…).

Пластическое интонирование (музыкально-двигательные упражнения):

-    развитие умения координировать движения с музыкой;

-    развитие умения образно-ритмического восприятия музыки.

Основное содержание программы

1 четверть:

Тема «Эстрадное творчество» - 3 часа

Тема «Фонограмма, её особенности и возможности» - 9 часов

Тема «Приёмы работы с микрофоном» - 12 часов

 2 четверть:

Тема «Пластическое интонирование» - 6 часов

 Тема «Сценический имидж» - 15 часов

3 четверть:

Тема «Вокальный ансамбль» - 9 часов

Тема «Приёмы ансамблевого исполнения» - 18 часов

Резерв 3 часа

4 четверть:

Тема «Бек-вокал» и его роль в эстрадном жанре» - 24 часа

Резерв: 3часа

                           Календарно-тематический план на первый год обучения

Основные тематические разделы

Содержание, характеристика деятельности учащихся

Общее кол-во часов

Дата

1.

Вводная часть. Эстрадное творчество. Особенности вокального эстрадного пения.

Занятия 1-2   

 1- знакомство,   инструктаж по ТБ;

   постановка певческой задачи;

 2 - расширение представлений о жанре «Эстрадное пение»;

 - понятие «манера исполнения»;

  - индивидуальное прослушивание.

3

2.

Фонограмма, её особенности и возможности. 
Пение учебно-тренировочного материала

Занятия 3-8    

3-4-  понятие - фонограмма, её виды и особенности;

 5-6- слушание и анализ записей «плюсовок» и «минусовок»;

- пение учебно-тренировочного материала, направленного на формирование вокальных навыков в жанре эстрадного пения (чистоты интонирования, унисона, мягкой атаки звука, глубокого певческого дыхания…);

 7-8 подбор песенного репертуара; запись фонограмм.

9

3.

Приёмы работы с микрофоном.

Пение учебно-тренировочного материала

Занятия 9 – 16

9-10  - знакомство с техническим устройством – микрофон, его типами (стационарный проводной, радиомикрофон) и возможностями;

11-12- индивидуальная работа с обучающимися по формированию технических умений и навыков работы с микрофоном (положение в

руке, направление, приближение и удаление);

 13-14- пение учебно-тренировочного материала, направленного на

формирование вокальных навыков в жанре эстрадного пения  (чистоты интонирования, унисона, дикции);

 15-16 – отработка песенного репертуара.                          

12

4.

Пластическое интонирование.
Пение учебно-тренировочного материала.

Занятия17 –20

17-18 - знакомство с понятиями «сценическое движение», «сценическая пластика»;

19-20- просмотр видеозаписи-примера эстрадной вокальной композиции с включением хореографических элементов;

-пение учебно-тренировочного материала с введением элементов хореографии в рамках жанра эстрадной песни.                          

6

5.

Сценический имидж.

Пение учебно-тренировочного материала.
Индивидуальная вокальная  работа.

Занятия 21- 30

21-22 - знакомство с понятием – сценический имидж, приёмы его создания; выявление индивидуальной  певческой наклонности обучающихся

 23-24 - знакомство с понятием - культура эстрадного мастерства; - индивидуальный подбор песенного репертуара;

 25-26 - знакомство с понятием - образ песни; индивидуальная работа с обучающимися по составлению

  исполнительского плана песни;

27-28-  введение тренировочных занятий по формированию навыков сценического мастерства (манера исполнения,  вокал, костюм,  пластика, поведение на сцене, общение со зрителем);

29-30 - индивидуальная работа с обучающимися по созданию сценического образа исполняемых песен.

15

6.

Вокальный ансамбль.

Пение учебно-тренировочного материала.

Занятия 31-36 

31-32- знакомство с понятием - вокальный эстрадный ансамбль;

-слушание записей-примеров вокального ансамблевого пения;

33-34- создание вокального ансамбля в рамках жанра эстрадного пения;

35-36  - пение учебно-тренировочного материала, направленного на   развитие навыков ансамблевого эстрадного пения (унисон, двухголос.) и  отработка песенного репертуара.

9

7.

Приёмы ансамблевого исполнения.

Пение учебно-тренировочного материала.

Занятия 37-50

 37-38 - знакомство с  приёмами ансамблевого исполнения

 39-40–солист + подпевка, смена солистов;

41-42- пение учебно-тренировочного материала, направленного на  развитие навыков ансамблевого эстрадного пения (унисон, двухголосие);

  43-44- индивидуальная  работа, направленная  на разучивание  песенного репертуара со сменой солистов

-45-46- групповая работа, направленная  на разучивание  песенного репертуара со сменой солистов.

47-48- отработка приёмов ансамблевого исполнения

Резерв: 49-50 -    3 часа

18

3

8.

«Бек-вокал» и его роль в эстрадном жанре.

Пение учебно-тренировочного материала.

Занятия 51-69

  51-52 - знакомство с понятием «бэк-вокал» .

53-54- роль бек-вокала в эстрадном жанре;

 55-56- слушание записей-примеров сольного исполнения с «бек-вокалом»;

57-58 - пение учебно-тренировочного материала, направленного на

 развитие навыков ансамблевого эстрадного пения;

 59-60- соло+бэк-вокал;

  61-62 - индивидуальная и групповая работа с обучающимися, направленная   на  разучивание песенного репертуара, включающего блок «соло + бэк-вокал»;

63-64 - подготовка к творческому отчёту

65-66 Творческий отчёт.

24

9.

Резерв.

Резервное время, используемое на репетиционные моменты во время выступлений, праздников, выезда на конкурсы, фестивали. Также используется в случае   необходимости проведения дополнительных индивидуальных занятий с учащимися.

3

Итого                                                

106ч.

     Основное содержание программы второго и третьего годов обучения

      Продолжить работу по достижению основной цели: развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры через заинтересованность детей музыкальным искусствам, привитие любви к хоровому и вокальному пению, формирование вокально-хоровых навыков, чувства музыки, стиля. Воспитание музыкальной и певческой культуры и музыкально-эстетического вкуса детей.

Основные задачи второго и третьего годов обучения:

- Образовательные: продолжение работы по постановке голоса, формированию вокально-хоровых навыков, знакомству с вокально-хоровым репертуаром.

- Воспитательное: воспитание вокального слуха как важного фактора пения в единой певческой манере, воспитание организованности, внимания, естественности в момент коллективного музицирования, привитие навыков сценического поведения.

- Развивающие: развитие музыкальных способностей детей и потребности школьников в хоровом и сольном пении, а так же развитие навыков эмоционального, выразительно пения.

     

Занятия в вокальном объединении способствуют развитию музыкальной памяти, выработке и развитию интонационного и ладового слуха, развитию творческой фантазии.

     Приобщение к музыкальной культуре родного края имеет большое значение в духовно – нравственном воспитании учащихся, в их патриотическом воспитании, особенно, когда члены вокального объединения принимают участие в концертах для ветеранов войны и труда.

    Вокальное воспитание и развитие хоровых навыков объединяются в единый педагогический процесс, являющий собой планомерную работу по совершенствованию голосового аппарата ребёнка и способствуют формированию и становлению всесторонне и гармонично развитой личности ребенка.

     Основные содержание, понятия и рабочие задачи на второй и третий годы обучения:

1. Певческая установка

0бщие правила пения включают в себя понятие «певческая установка». Петь можно сидя или стоя. При этом корпус должен быть прямым, плечи расправлены и свободны. Голову не следует задирать, а нужно держать несколько наклонённой вперёд, не боясь ею в небольших пределах двигать. На репетициях дети, как правило, могут петь сидя, но наилучшее голосовое звучание происходит при пении стоя.

2. Дыхание

Воспитание элементарных навыков певческого вдоха и выдоха. В певческой практике широко распространён брюшной тип дыхания. Современная методика воспитания голоса свидетельствует о том, что певцы всех возрастов пользуются смешанным типом, при этом у одних расширяется живот, у других грудная клетка, у третьих только нижние рёбра. Дыхательный процесс содержит много индивидуальных особенностей, которые не позволяют унифицировать внешне-физиологические признаки дыхания. Практикой выработаны три основных правила по формированию певческого дыхания:

1) вдох делается быстро, легко и незаметно (не поднимая плеч);        

2) после вдоха перед пением следует на короткое время задержать дыхание;

3) выдох производится ровно и постепенно (как будто нужно дуть на зажжённую свечу).

С приёмами дыхания дети знакомятся без пения, по знаку педагога. Певческий вдох формируется естественно, непринуждённо. С помощью дыхательных упражнений следует научить детей делать вдох через нос. Это способ не только физиологически верно организует певческое дыхание, но способствует общему правильному развитию дыхательной функции. Вдох через нос стимулирует использование при голосообразовании головного резонатора, а это служит показателем правильной работы гортани, что способствует раскрепощению челюсти. Навык брать дыхание через нос при пении упражнений даёт ребёнку возможность при исполнении песен пользоваться комбинированным вдохом (через нос и рот). Вдох становится почти незаметным и в то же время полноценным.

К тому же привычка делать вдох через нос имеет здоровьеоберегающую функцию (общегигиеническое значение, предохранение от заболевания среднего уха, которое вентилируется только при вдохе через нос).

Работой над экономным и более или менее продолжительным выдохом достигается протяжённость дыхания. Для продолжительного выдоха необходимо научить детей делать достаточно глубокий, но спокойный вдох. Ученики должны знать, что при небольшом вдохе дыхание расходуется быстро, а слишком глубокий вдох приводит к неровному и напряжённому выдоху, что вредно отражается на красоте звука. Для развития навыка продолжительного выдоха следует предложить детям петь на одном дыхании всю фразу, если она не очень длинна. Также учащимся объясняется, что место, где надо брать дыхание, называется цезурой и имеет обозначение V.

3.Артикуляционные задачи.

Правильное формирование гласных звуков. От правильного формирования гласных зависит умение петь связно, красивым, округлённым и ровным звуком. Педагог обязан знать артикуляционные свойства гласных, обусловленные положением рото-глоточного аппарата.

При выработке певческого «а» опускается нижняя челюсть, полость рта раскрывается широко, глотка становится узкой. Педагог использует упражнения для раскрепощения голосового аппарата (см. литературу), освобождая его от зажатости напряжения. Звук «а» требует округлённости звучания. Гласный «о» близок к «а», но более затемнён по тембру. Глоточная полость округлой формы и несколько более расширена, чем при пении на «а».

Гласный «и» обладает собранностью и остротой звучания, что способствует нахождению так называемой «высокой позиции», а также наименьшей природной громкостью из-за узости формы рта при пении. Педагог использует в работе над «и» приёмы для устранения тусклости и глухости звучания голоса. При обучении детей вокальным навыкам следует начинать работу с гласной «у», при исполнении которого ротовое отверстие сужается и расширяется глотка. Этот гласный способствует выравниванию звучания других гласных. Звук «у» даёт возможность детям легче и быстрее перейти от речевой к певческой форме подачи звука. В упражнениях порядок гласных изменяется в связи с поставленной задачей. Педагог обязан знать о факторе взаимовлияния гласных: если первый гласный своими качествами воздействует на последующие, то и свойства последующих, в свою очередь, передаются первым. В работе над гласными следует:

а) добиваться округлённости звука, его высокой позиции;

б) использовать пение закрытым ртом, при котором поднимается мягкое нёбо и во рту создаётся ощущение присутствия небольшого яблока;

в) для достижения остроты и звонкости звучания применять использование йотированных гласных и слогов с наличием полугласного «й», который ставится позади гласной: ай, ой, ий;

г) педагогу тщательно следить не только за формой, но и за активностью артикуляционного аппарата.

Важная задача для педагога - научить детей связному и отчётливому исполнению гласных в сочетании с согласными, то есть певческой кантилене и дикции. Чёткость произношения согласных зависит от активной работы мышц языка, губ и мягкого нёба. Чёткое формирование согласных «д, л, н, р, т, ц» невозможно без активных движений кончика языка, отталкивающихся от верхних зубов или мягкого нёба. Согласные «б, п, г, к, х» образуются при активном участии мышц мягкого нёба и маленького язычка. Согласные оказывают большое влияние на характер атаки звука (мягкой или твёрдой).

Для «размягчения» звука следует применять слоги с согласным «л», а при звуковой вялости - слоги с согласным «д». При этом педагогу не следует бояться словесных пояснений в отношении механики образования гласных и согласных звуков.

4. Выработка подвижности голоса. 

Это качество приобретается на основе ранее усвоенных навыков связного пения и чёткой дикции. Подвижность или гибкость голоса- искусство исполнения произведения с необходимыми отклонениями от основного темпа (ускорением или замедлением), усилением или ослаблением звучности. В работе над подвижностью должна соблюдаться постепенность: прежде чем петь упражнения и песни в быстром темпе, надо научить детей исполнять их в умеренном темпе и с умеренной силой звучания.

5. Расширение певческого диапазона детей.

 Этому виду работы хорошо способствуют технические упражнения, начиная с примарных звуков среднего регистра, требующих минимума затраты мышечной энергии голосового аппарата. Для определения ширины диапазона педагогу следует выявить примарные звуки, которые дети поют правильно в интонационном отношении и с помощью упражнений расширять эту зону, исполняя упражнения полутон за полутоном вверх. Следует следить за звучанием детского голоса - если дети поют форсированным, крикливым звуком, значит, эта зона не доступна для овладения ею ребёнком, следует избегать такого пения.

6. Развитие чувства метроритма. 

Такая работа осуществляется с помощью специальных технических упражнений (см. литературу) или приёмов по преодолению ритмических трудностей в песенном репертуаре. Каждое произведение должно быть исследовано педагогом на предмет выявления трудностей. Соответственно составляется план по преодолению таких трудностей и подбираются специальные конкретные упражнения.

7. Выразительность и эмоциональность исполнения.

Любое исполнение песни - эмоциональное переживание. Педагогу следует дать детям прочувствовать содержание, определить характер исполнения, распределить кульминационные зоны.

Художественный образ, заложенный в песне, ставит перед учеником сложные исполнительские задачи, решаемые с помощью педагога. Большое значение имеет качество показа песни самим учителем.

8. Работа над чистотой интонирования.

В целях правильного в интонационном отношении песенного материала следует заранее подобрать в процессе разучивания удобную тональность. Хорошей помощью является пение без сопровождения. Применяется упрощённый аккомпанемент с обязательным проигрыванием основной мелодической темы. Для создания условий наилучшего интонирования мелодии следует стимулировать тихое пение. Работа над трудно вокализуемыми местами выделяется в отдельные вокальные задачи и решается с помощью специальных тренировочных упражнений. Следует использовать пропевание мелодии в форме легато и стаккато.

9. Формирование чувства ансамбля.

В хоровом исполнении следует учить детей прислушиваться друг у другу, соотносить громкость пения с исполнением товарищей, приучать к слаженному артикулированию. Чувство ансамбля воспитывается путём решения задач одновременного начала и окончания пения. Исполняя произведение в хоре, дети должны научиться выравнивать свои голосовые тембры, уподоблять свой голос общему звучанию.

10. Формирование сценической культуры.

Педагог должен научить ребёнка пользоваться фонограммой. Обучение осуществляется сначала с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму - заключительный этап сложной и многогранной предварительной работы. Задача педагога - подбирать репертуар для детей согласно их певческим и возрастным возможностям. Также необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике.

       Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа.

       

На втором и третьем году обучения в работе с вокальным коллективом необходимо руководствоваться следующими принципами:

1. Развивать голос из примарных тонов, без торопливости расширять диапазон.

2. Главным методом считать устное объяснение, показ учителя.

3. Критерием оценки считать качество звука, свободу при пении, не количество, а качество выученного материала.

4. Всю певческую работу связывать с развитием музыкального слуха.

5. Повторять выученное на каждом занятии, что является фундаментом для последующей работы.

6. Применять индивидуальный опрос, наблюдать за развитием каждого ученика.

Режим занятий.

Общее количество часов в год – 72 часа.

Количество часов в неделю – 2 часа.

Периодичность в неделю – 1 раз.

Продолжительность занятия – 2 часа.

Прогнозируемые результаты и способы их проверки

Дети должны научиться  красиво петь: петь звонко, напевно, чисто интонировать мелодию, выразительно исполнять различные по характеру вокальные произведения, постепенно переходить к исполнению более сложных вокальных произведений, к песням с более широким диапазоном. Необходимо постепенно подвести ребят к хоровому многоголосию, к ансамблевому пению, то есть научить ребенка петь в ансамбле и сольно, раскрывать наиболее полно творческие возможности каждого индивидуума, открывать и растить таланты, подбирать для изучения репертуар соответственно возрасту ребенка и его вокальному опыту, принимать участие в школьных концертах, в районных конкурсах и фестивалях.

В процессе обучения в вокальном  объединении репертуар должен соответствовать развитию необходимых певческих качеств: голоса, интонации, пластики, ритмичности.

Важно воспитывать у обучающегося артистичность, умение перевоплощаться в художественный образ произведения. Это должно проявляться в мимике лица, движениях рук и корпуса.

Критерием оценки считать качество звука, свободу при пении; не количество, а качество выученного материала, умение практически использовать полученные умения и навыки, например – выступление вокального коллектива с концертами.

Учебно-тематический план на второй год обучения.

Наименование разделов и тем

Общее количество часов

в том числе

теоретических практических  

1.

Певческая установка. Певческое дыхание.

10

2

8

2.

Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования.

18

4

14

3.

Работа над дикцией и артикуляцией

12

2

10

4.

Формирование чувства ансамбля.

20

2

18

5.

Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой.

12

4

8

Итого:

72

14

58

Календарно-тематический план на второй год обучения

Содержание, характеристика деятельности учащихся

Кол-во часов

Дата план

Дата факт

1 полугодие

1

Беседа с родителями кружковцев

1

2

Организационное собрание. Инструктаж по технике безопасности на занятиях кружка при пользовании микрофоном и электрической музыкальной техники до, во время и после пения в аудитории и на сцене.

1

3

Подбор репертуара.  

1

4

Строение артикуляционного аппарата. Певческая установка

1

5

Пение в унисон ансамблем (чисто и слаженно)

1

6

Певческая установка. Основные типы голосов;

1

7

Гигиена  певческого голоса.  Реабилитация при простудных заболеваниях.

1

8

Подготовка к Дню учителя

1

9

Освоение спокойного вдоха без подъема плеч.

1

10

Подготовка к Дню учителя

1

11

Образцы вокальной музыки русских, зарубежных исполнителей и  композиторов

1

12

Многоплоскостное сценическое внимание

1

13

Пение коротких  фраз на одном дыхании

1

14

Освоение приемов  ясной дикции в процессе вокализации слов в песне

1

15

Подготовка к фестивалю Рождественские огоньки

1

16

Пение в унисон ансамблем (чисто и слаженно)

1

17

Подготовка к фестивалю Рождественские огоньки

1

18

Особенности и возможности певческого голоса.

1

19

Типы дыхания. Освоение спокойного вдоха без подъема плеч.

1

20

Подготовка к фестивалю Рождественские огоньки

1

21

Пение коротких  фраз на одном дыхании

1

22

Подготовка к фестивалю Рождественские огоньки

1

23

Распевание с интонированием звуков и интервалов

1

24

Подготовка к фестивалю Рождественские огоньки

1

25

Сценическое внимание

1

26

Подготовка к фестивалю Рождественские огоньки

1

27

Ритмичность.

1

28

Подготовка к фестивалю Рождественские огоньки

1

29

Освоение короткого активного  вдоха в подвижных песнях

1

30

Подготовка к фестивалю Рождественские огоньки

1

31

Репетиции к концертному выступлению .

1

32

Репетиции к концертному выступлению .

1

33

Репетиции к Новогоднему утреннику

1

34

Репетиции к Новогоднему утреннику

1

Коррекция:

                                   2 полугодие

часы

факт

35

Репетиция и выступление на гала-концерте фестиваля Рождественские огоньки

2

36

Репетиция и выступление на гала-концерте фестиваля Рождественские огоньки

37

Творческое воображение.

2

38

Творческое воображение.

39

Пластичность.

2

40

Пластичность.

41

Освоение навыка самооценки своего вокального исполнения.

1

42

Репетиция к вечеру встречи с выпускниками

1

43

Освоение  индивидуального звучания  голоса (на звуках и интонациях в примарной зоне)

1

44

Пение а капелла.

1

45

Освоение  индивидуального звучания  голоса (на звуках и интонациях в примарной зоне)

1

46

Жанры вокальной музыки

1

47

Воображение..Творческое воображение.

1

48

Дыхание в сценической речи

1

49

Дыхательная гимнастика.

1

50

Пение без сопровождения отдельных попевок и фраз из песен

1

51

Пение  на одном дыхании  длинных музыкальных фраз

1

52

Гласные звуки сценической речи.

1

53

 Согласные звуки сценической речи.

1

54

Освоение навыка импровизации  мелодических тем и стихотворных текстов

1

55

Сценическая правда.

1

56

Освоение навыка импровизации  на заданные интонации и мелодико-ритмические модели

1

57

Координация: рече-двигательная и вокально-двигательная координация.

1

58

Освоение навыка импровизации  на заданные интонации и мелодико-ритмические модели.

1

59

Отношение и оценка факта.

1

60

Характерность образа.

1

61

Репетиции к концерту

1

62

Народное творчество (Фольклор)

1

63

 Сценическая речь в движении.

2

64

Сценическая речь в движении.

65

Темпо-ритм речи.

1

66

Интонирование знаков препинания.

1

67

Репетиция к концерту  Дня Победы

1

68

Образцы вокальной музыки русских, зарубежных исполнителей и  композиторов

1

69

Репетиция к отчетному  концерту, к Последнему звонку

2

70

Репетиция к отчетному  концерту, к Последнему звонку

71

Экскурсия в Вязниковскую школу искусств

1

72

Подведём итоги года

1

                                                                ИТОГО:

72часа

В процессе третьего года обучения решаются следующие задачи:
- формирование представлений о стилевых особенностях джаза;
- знакомство с основами теории джазовых жанров (спиричуэл, блюз, рэгтайм);
- развитие вокальных навыков (глиссандирование, «бибоп»);
- формирование навыка импровизации как основы джаза;
- развитие навыков самостоятельной работы с ТСО (CD-диск, микрофон);
- охрана детского голоса;
- воспитание интереса к песенному творчеству,  эмоциональной отзывчивости на
 музыку.
Решение этих задач осуществляется в процессе изучения следующих разделов:

1. История джаза. Стилевые особенности.

2. Джазовая манера исполнения.

3. Приёмы импровизации.

4. Рэп. История становления музыкального направления.

5. Поэтический текст в контексте музыкального направления «рэп»

6. Речитатив.

   

   На первом этапе учащиеся знакомятся с особенностями джаза, жанрами «спиричуэл», «блюз», «рэгтайм». Под руководством преподавателя совершенствуют свой голосовой аппарат, знакомятся с элементами джазовой манеры исполнения,  занимаются постановкой голоса.
 

    На втором этапе обучения  школьники знакомятся с приемами импровизации, разучивают песенный репертуар, инициируемый педагогом. Также разучивают приемы джазовой манеры исполнения «глиссандировние» и «бибоп». Учащиеся начальной школы в силу своих вокальных возможностей и актуального уровня развития музыкальных способностей ограничиваются изучением этой темы. Им на освоение данного тематического блока отводится большее количество часов (см.«Основное содержание программы»).  
 Для учащихся же среднего звена, с целью ознакомления с современными музыкальными направлениями,
на третьем этапе  вводится знакомство с особенностями музыкального направления «рэп», понятием «речитатив» и техникой его произнесения.  Изучение разделов осуществляется в ходе кружковых аудиторных занятий.          

Виды используемых занятий:
1) занятие-беседа – проводится в начале или в конце изучения курса или раздела;
2) комбинированные занятия – проводятся по плану, сочетание теории и практики
   (сообщение новых сведений, слушание записей-образцов, пение учебно- тренировочного материала, пластическое интонирование);
3) практические занятия – индивидуальные или групповые формы работы над
   песенным репертуаром,  публичные выступления-концерты.

Учебно-тематический план

на третий год обучения

Содержание и виды работы

Количество часов

Общее кол-во часов

Теория

Практика

1.

История джаза. Стилевые особенности.

1

2

3

2.

Джазовая манера исполнения (стилизация).

Пение учебно-тренировочного материала.

Индивидуальная вокальная  работа.

2

35

37

3.

Приёмы импровизации.
Пение учебно-тренировочного материала.

Индивидуальная вокальная  работа.

1

7

8

4.

История становления жанра.

Пение учебно-тренировочного материала.

1

1

2

5.

Поэтический текст в контексте жанра

Пение учебно-тренировочного материала.

1

2

3

6.

Речитатив. Приёмы исполнения.

Индивидуальная вокальная  работа.

2

13

15

7.

Творческий отчёт.

2

2

8.

Резерв.

2

2

Итого    

8

64

72

Основное содержание программы третьего года обучения

Тема «Вводное занятие. История джаза. Стилевые особенности»

Занятие 1         - постановка певческой задачи;

                           - знакомство с джазовой музыкой в контексте эстрадного жанра;

                           - индивидуальное прослушивание.

Занятия 2-3      - джаз, история возникновения;

                           - стилевые особенности жанра (манера исполнения,  манера

                              звуковедения, особенности ритма…);

                           - слушание образцов джазовой музыки (оркестровые композиции Д.

                             Эллингтона, вокальные композиции Э. Фитцджеральд, Б. Смит, Л.

                             Армстронга);

                           - пение учебно-тренировочного материала, направленного на

                             формирование джазовой манеры исполнения (стилизация).

Тема «Джазовая манера исполнения - стилизация»

Занятия 4-23    - знакомство с особенностями джазовой манеры исполнения;

                           - слушание образцов стилизованного джаза (записи джазовых

                              композиций исполнительниц И.Отиевой, Л. Долиной);

                           - подбор песенного репертуара с учётом индивидуальных
                            особенностей обучающихся;

                           - пение учебно-тренировочного материала, направленного на

                             формирование джазовой манеры исполнения (стилизация);

                           - запись фонограмм.

Занятия  24-35  - знакомство с понятием синкопа, синкопированный ритм;

                           - выполнение учебно-тренировочного материала, направленного на

                             формирование джазовой манеры исполнения (стилизация) и

                              развитие ритмического слуха;

                           - индивидуальная работа с обучающимися по формированию
                            певческих навыков стилизованного джазового исполнения;

                           - разучивание песенного репертуара с элементами джазовой манеры

                             исполнения.

Занятия 36-37  - знакомство с понятием глиссандо;

                            - изучение технического приёма глиссандирования звука;

                            - слушание записей-примеров инструментального и вокального

                              глиссандирования;

                            - пение учебно-тренировочного материала, направленного на
                             освоение техники глиссандирования звука.

Занятия 38-40   - знакомство с джазовой певческой манерой исполнения «бибоп»;
                           - слушание записей-примеров исполнения «бибопа»;

                            - пение учебно-тренировочного материала, направленного на

                               формирование навыка вокальной импровизации в технике
                              «бибопа»;
                            - индивидуальная работа с обучающимися по составлению и

                               исполнению мини-импровизаций в технике «бибоп».

Тема «Приёмы импровизации» по группам

Занятия 41-49    - знакомство с понятием импровизация;

 (группа уч-ся     - слушание примеров вокальных импровизаций;

  среднего            - пение учебно-тренировочного материала, направленного на

  звена)                   формирование джазовой манеры исполнения (стилизация),

Занятия 41-69      развитие подвижности гортани и чёткости дикции;

  (группа уч-ся     - знакомство с приёмами создания ритмических и вокальных

  начальной            импровизаций;

   школы)              - создание, исполнение ритмических и вокальных мини-
                               импровизаций  в джазовом стиле;

                              - индивидуальная работа с обучающимися по формированию и

                                развитию вокальных навыков.

Занятие 70           - творческий отчёт (концерт)

Занятия 71-72     - Отчётный концерт.
                            Резервное время, используемое на репетиционные моменты во время
                            выезда на конкурсы, фестивали. Также используется в случае  
                            необходимости проведения дополнительных индивидуальных
                            занятий с учащимися

   

                                  По завершению 3-го года обучения учащиеся должны:


-  знать о стилевых особенностях джаза;
- иметь представления о джазовых жанрах «спиричуэл», «блюз», «рэгтайм»;
- уметь самостоятельно пользоваться ТСО (кассета, диск, микрофон);
- овладеть следующими вокальными навыками:
     петь в диапазоне:         первые голоса – сим -  соль2;

                                             вторые голоса – лям – ре1;

    соблюдать певческую установку;

    стремиться петь «на опоре»;

     знать вокальные технические приемы джазовой манеры исполнения «глиссандо» и «бибоп»,
     не форсировать звучание при исполнении песен;

     петь выразительно, осмысленно простые песни, подражая джазовой манере;

     петь интонационно чисто и слаженно;
- пытаться пробовать исполнять легкие вокальные или инструментальные ритмические импровизации;
- уметь самостоятельно на слух определять  джазовую манеру исполнения;
- уметь исполнять сольно;
- для учащихся среднего звена -  знать и применять дикционные правила исполнения «рэпа».  

Методическое обеспечение  и  
условия реализации программы

Данная программа реализовывается при взаимодействии следующих составляющих ее обеспечения:

  1. Общие требования к обстановке в кабинете:
  • оформление и техническое обеспечение кабинета соответствует содержанию программы, постоянно обновляется учебным материалом и наглядными пособиями;
  • чистота, освещенность, проветриваемость помещения кабинета;
  • физкультпаузы и др.
  • свободный доступ или возможность организации занятий на сцене актового зала.
  1. Техническое и материальное обеспечение:
  •  кабинет, содержащий ученические столы с оборудованными  
       рабочими местами в количестве 12 штук;
  •  стол педагога -  1 штука;
  •  музыкальный центр – 1 штука;
  •  пианино или клавишный синтезатор – 1 штука;
  •  ученическая доска – 1 штука;
  •  микрофоны шнуровые и радиомикрофоны – 2×2=4 штуки;
  •  стойки для микрофонов – 1 штука;
  •  микшерский пульт – 1 штука;
  •  телевизор – 1 штука;
  •  диски – 20 штук;
  1. Кадровое обеспечение:

Педагог – учитель музыки, руководитель объединения «Все учимся петь», реализующий данную программу, владеет следующими профессиональными  и личностными  качествами:

  • обладает специальным музыкально-педагогическим образованием;
  • владеет навыками и приемами организации музыкальных занятий;
  • знает физиологию и психологию детского возраста;
  • умеет вызвать интерес к себе и преподаваемому предмету;
  • умеет создать комфортные условия для успешного развития
        личности воспитанников;
  • умеет видеть и раскрывать творческие способности
        воспитанников;
  • систематически повышает уровень своего педагогического
        мастерства и уровень квалификации по специальности.
  1. Методическое обеспечение программы:
  • методические разработки и планы – конспекты занятий, методические указания и рекомендации  к практическим занятиям;
  • развивающие и дидактические  процедуры: дидактические и психологические игры, упражнения;

Используемая литература при составлении программы:

1.«Программа внеклассных занятий по музыке в общеобразовательной школе»  Москва Просвещение 1993г.

2.«Мир вокального искусства» программа  дополнительного образования учащихся.  Г.Я. Суязова – Волгоград, изд. «Учитель», 2009г.

3.Гонтаренко Н.Б. Сольное пение. Секреты вокального мастерства. Феникс, 2007

4.Добровольская В.В. Распевки в школьном хоре Метод.реком.руков.дет.хоров. – М.: Вирта, 1987

5.Исаева И. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей. – АСТ, Астрель, 2007.

Рекомендуемая литература для учащихся и родителей

  1. Абидова Лола История джаза и современных музыкальных стилей. «Турон Икбол», 2007
  2. Григорьев В.Ю. Исполнитель и эстрада. Классика-XXI, 2006
  3. Енукидзе Н.И. Популярные музыкальные жанры  из серии «Уникум». – М.: Классика, 2002
  4. Кидд Мэри. Сценический костюм. –М.: Арт-родник, 2004
  5. Коллиер Д.Л.. Становление джаза, - М.: 1984
  6. Крючков А.С. Работа со звуком. – М.: АСТ «Техникс», 2003
  7. Медушевский В.В. Пластическое интонирование./Метод. пособие для учит. – СПб.: Юность, 1988
  8. Менабени. Методика обучения сольному пению.
  9. Музыкальные этюды.: Сб. муз. номеров/Сост. А.Г.Яблочков. – Рига.: Пятки, 1987
  10. Народное творчество: По материалам фольклорной экспедиции/ Сост. А.Мельник. – Красноярск.: Сибирь, 1991
  11. Пьянков В. Песни и хоры для детей. – М.: Владос, 2003
  12. Речитатив. Интернет.  http://www.toke-cha.ru/hip-hop.html
  13. Романовский Н.В. Хоровой словарь. – М.: Музыка, 2005
  14. Руководство самодеятельным народным хором: Методические указания для студентов I-V курсов культурно-просветительного факультета/Составители Т.С.Новикова, Л.А.Антонова, З.П.Литвиненко, И.В.Шпарийчук.- М.: МГИК,  1987.
  15. Рэп-школа. Интернет. http://www.rap.uz/rus/info/rap-school/history/ 
  16. Сарджент У. Джаз, - М.: 1987
  17. Симоненко В.. Лексикон джаза, - СПб.: 1981
  18. Студия звукозаписи. Интернет. http://www.petelin.ru/books/studio/11.htm 
  19. Сценическая речь, движение, имидж. Юдина А.А. – СПб.:  Ария, 2000
  20. Типы микрофонов. Интернет. http://rus.625-net.ru/archive/z0803/r2.htm
  21. Учимся понимать музыку: Практический курс./Школа развития личности, - М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007 – CD-диск (ИКТ)
  22. Шедевры музыки. CD- диск, «Кирилл и Мефодий» 2001 (ИКТ)
  23. Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия – 2004/ Электронное пособие на 2-х CD-дисках (ИКТ)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

Программа дополнительного образования "Учимся грамоте" (по обучению послоговому чтению)

Дополнительная  услуга по обучению детей послоговому чтению «Учимся грамоте» в детском саду организована по запросу родителей, который выявлен при проведении анкетирования. Образовательная работ...

Программа дополнительного образования "Учим ПДД"

Программа непрерывного изучения ПДД в школе с 1 по11 класс...

Рабочая программа дополнительного образования по страноведению. "Учим английски путешествуя"

Данная программа приемлема для возрастной группы с 12 до 14 лет. Учебный курс предлагает обучающимя познакомится с культурой, историей, традициями стран, изучаемого языка параллельно закреплея и углуб...