Программа «Цифровая фотография и компьютерная обработка»
рабочая программа на тему

Зикрань Евгения Сергеевна

Программа «Цифровая фотография и компьютерная обработка» является авторской, имеет техническую направленность и предназначена для получения школьниками 7-13 лет дополнительного образования в области новых информационных технологий  и фотодела. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon программа по фотоделу208.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Цифровая фотография и компьютерная обработка»

ПДО Зикрань  Евгения Сергеевна

Вид программы: авторская

г. Туапсе

2017 г.

1.1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Программа «Цифровая фотография и компьютерная обработка» является авторской, имеет техническую направленность и предназначена для получения школьниками дополнительного образования в области новых информационных технологий, дает возможность проследить изменения, происходящие с фотографической и компьютерной техникой с прошлого века. Россия – страна с давними фотографическими традициями.

        Новизна программы и её отличие от других подобных программ заключается в том, что она открывает новые  возможности деятельности юных фотографов на стыке фотографии, рисования и оформления посредством использования  компьютерной техники, позволяет сохранить архивные и любительские фотографии, создать фотоархивы, в том числе и семейные, и оформлять различные макеты и коллажи с использованием фотографии.

Актуальность и педагогическая целесообразность разработки и реализации данной программы вызваны необходимостью внедрения новых идей, принципов, педагогических технологий. Программа  базируется на использовании современной техники, свободного программного обеспечения, что  имеет значительные творческие перспективы и предусматривает  изменение свойств и качеств личности обучающегося  в соответствии с целями и задачами программы. В процессе фотосессий, обработки и оформления фотографий дети получают знания и навыки, которые не даются в школе, изучают работу фототехники и компьютера,  сохраняют историю, придумывают новое с помощью  современных методов работы с фотографией.

Отличительные особенности данной программы от уже существующих заключается в следующем:  она объединяет в себе фотографию, компьютерную графику и оформительскую деятельность, в ней много возможностей для экспериментов. В программе много «гибридных» работ — визитки, открытки, коллаж, монтаж, перевод в черно-белый вид, перевод 2-мерного изображения в 3-мерное, панорамные виды,  витраж и просто рисование. Рассчитана на детей с 7 лет, а не старшего возраста, как большинство программ, чтобы по мере освоения  можно было переходить к более сложным. Изучая фотодело, невозможно пройти мимо истории фотографии, фототехники и техники вообще, не удивиться силе человеческой мысли, науки и техники, невозможно не удивляться чудесам природы и не обращать внимание на бурное развитие техники и на проблемы экологии. Изучая по фотографиям богатую историю своего города, невозможно не гордиться им и своей Родиной. Поэтому в программе есть исторический обзор техники, история города в снимках и графике.

Уровни программы, объем и сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы.  Программа реализуется на ознакомительном, базовом и углублённом уровне и состоит из трёх модулей:

  • дополнительная общеобразовательная ознакомительная программа;
  • дополнительная общеобразовательная базовая программа;
  • дополнительная общеобразовательная углубленная программа.

Карта-схема реализации программы:

Год обучения

Объём часов по уровням,

сроки реализации программы

Итого час.

ознакомительный

базовый

углублённый

1 год обучения

36

сентябрь-ноябрь

108

декабрь- май

-

144

2 год обучения

-

216

сентябрь-май

216

ВСЕГО:

36

108

216

360

Срок реализации программы: 2 года, общий объем часов 360, в том числе: для     1-го года обучения 144 часа; для 2-го года обучения 216 час.

Формы и режим занятий

        Формы проведения занятий: лекции, рассказы, викторины, конкурсы, соревнования, праздники,  выставки,  беседы, коллективные творческие дела.

Основная форма проведения занятий – практическая работа в объединении.

Режим  занятий обучающихся:

  • для 1 года обучения

ознакомительный уровень: - 2 раза в неделю  по 2 часа,  всего -36 часов;

базовый уровень:  - 2 раза в неделю  по 2 часа,  всего - 108 часов;

  • для 2 года обучения - 2 раза в неделю  по 3 часа или 3 раза в неделю по 2 часа, всего 216 час.

Количество учащихся в группах:

  • 1-й год обучения – 12 человек;
  • 2-й год обучения – 10-12 человек.

1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель программы - содействие развитию творческой, общественно-активной, успешной  личности по направлению фотодела.

        Цель программы для обучающихся 1-го года обучения: 

на ознакомительном уровне: развитие потенциальных способностей юного фотографа и деятельностной компетенции через  знакомство с основами фотодела, воспитание любви к Родине;

на базовом уровне: создание условий для развития у юного фотографа  компетенции посредством приобретения практических умений и навыков и создание ситуации успеха в обработке фотографий.

        Цель программы для обучающихся 2-го года обучения: 

на углубленном уровне: создание условий для творческой самореализации учащихся, профессионально-личностного самоопределения.  

Задачи которые будут решены в процессе реализации программы «Фотодело»:

Для 1 года обучения:

на ознакомительном уровне:

Обучающие:

  • развивать познавательный интерес учащихся к фотоделу, самостоятельность и инициативность, смекалку и изобретательность, любознательность и интерес к технике.
  • развивать умения правильно излагать свои мысли и внимательно слушать других.

Личностные:

  • формирование культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни;

Метапредметные:

  • развивать мотивацию к занятиям фотоделом.

на базовом уровне:

Обучающие:

  • обеспечивать приобретение знаний, умений и навыков в области фотодела;
  • способствовать выявлению и развитию творческих технических способностей учащихся в области фотодела.

Личностные:

  • формировать общественно-активную личность, навыки здорового образа жизни.

Метапредметные:

  • сформировать потребность в саморазвитии, самостоятельности.

Для 2 года обучения:

на углубленном уровне:

Обучающие:

  • обучить способам и методам подхода к решению  технологических  задач, возникающих в процессе съемки и обработке фото;
  • способствовать самостоятельному принятию правильных решений в при поиске кадра, обработки фотографий;
  • развивать у учащихся личностные компетенции в условиях самостоятельной работы в роли юного фотографа. 

Личностные:

  • развивать навыки самостоятельной работы и работы в коллективе;
  • развивать художественные и конструкторские навыки;
  • способствовать формированию умения планировать свою работу;

Метопредметные:

  • обеспечивать самореализацию личности в области  фотодела.
  • развивать чувства коллективизма и взаимопомощи, патриотизма, любви к природе, экологической ответственности.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

1 года обучения

К концу освоения ознакомительного уровня по данной программе учащиеся овладеют знаниями о:

  • основах техники безопасности при работе с фотоаппаратурой, компьютером, сканером, принтером;
  • работе с цифровым фотоаппаратом и  ПК;
  • различных  жанрам художественной фотографии и их специфике;
  • сохранению сканированных изображений;
  • коллективизме и взаимопомощи;
  • эстетическиом вкусе, любви к родной природе, патриотизме.

Обучающиеся овладеют умениями и навыками по:

  • организации своего рабочего места;
  • обращению и работе с аппаратурой;
  • применению на практике полученных теоретических знаний;
  • техническим приемам работы с изображениями на ПК.

К концу 2 года обучения обучающиеся овладеют знаниями о:

  • истории фотографии;
  • классификации фотоаппаратуры и компьютерной техники для обработки изображений;
  • технологии обработки изображений;
  • технологии изготовления рамок и основы для своих фотографий.

Обучающиеся овладеют умениями и навыками по:

  • работе с разной фотоаппаратурой и компьютерной техникой для обработки изображений;
  • работе в программах свободного программного обеспечения OpenOffice, Paint, GIMP для обработки изображений;
  • работе с различными  материалами и инструментами при моделировании фоторамок и оформлении фотографий.

1.3.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Учебный план

Модуль 1

Ознакомительный

36             10               26

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

всего

лекции

практика

Раздел 1. «Фотодело»

1

Введение в фотодело. Построение кадра

2

1

1

Собеседование,

тестирование, наблюдение,

практические задания

2

Портрет. Натюрморт

2

-

2

3

Пейзаж, панорама

4

1

3

4

Жанровая съемка

2

-

2

5

Итоговое занятие

2

1

1

Раздел 2. «Моделирование фоторамок, сувениров с фотографиями и фонов»

6

Вводное занятие по предмету.

2

1

1

Собеседование,

тестирование, наблюдение,

практические задания

7

Рамки плоские, объемные, рамки-открытки с фотографиями

4

-

4

8

Рамки-сувениры  с фотографиями

2

-

9

Фон для фотографии своими руками

2

-

2

10

Итоговое занятие

2

1

1

Раздел 3. «Компьютерная графика»

11

Вводное занятие по предмету

2

1

1

Собеседование,

тестирование, наблюдение,

практические задания

12

Проверка навыков и умений работы на компьютере

2

1

1

13

Программы Paint, GIMP,  OpenOffice

6

2

4

14

Итоговое занятие

2

1

1

Итого:

36

10

26

Модуль 2 Базовый                                      108            29           79

Раздел 1 «Фотодело»

1

Вводное занятие.

2

2

-

Собеседование,

тестирование, наблюдение,

практические задания

2

Выбор фототехники и снаряжения для съемок

2

-

2

3

Фотосъемки в разных жанрах

14

4

10

4

История фотографии и сканирование старых фотографий

6

2

4

5

Фотоэксперименты с фотоаппаратом и сканером

10

2

8

6

Итоговое занятие

2

1

1

Раздел 2 «Компьютерная графика»

7

Вводное занятие. Проверка навыков и умений работы на компьютере

2

1

1

8

Компьютерная обработка фотографий на ПК

10

2

8

Собеседование,

тестирование, наблюдение,

практические задания

9

Фотоэксперименты при обработке на ПК

12

4

8

10

Тематические компьютерные рисунки на ПК

10

2

8

11

Итоговое занятие

2

1

1

Раздел 3 «Моделирование фоторамок, сувениров с фотографиями и фонов»

12

Вводное занятие по предмету

2

1

1

13

Рамки плоские, объемные, рамки-открытки с фотографиями

10

2

8

Собеседование,

тестирование, наблюдение,

практические задания

14

Рамки-сувениры  с фотографиями

12

2

10

15

Фон для фотографии своими руками

10

2

8

16

Итоговое занятие

2

1

1

ИТОГО:

108

29

79

Модуль 3 Углубленный                           216            41                165

Раздел 1 «Фотодело»

1

Вводное занятие.

2

2

-

Собеседование,

тестирование, наблюдение,

практические задания

2

  1. Исторический обзор фототехники, выбор фотокамеры.

12

4

8

3

Фотография в разных областях. Жанры художественной фотографии, их специфика.

16

6

10

4

История фотографии и сканирование старых фотографий, сохранение архивов.

12

4

8

5

  1. История ручной черно-белой печати.

16

4

12

6

  1. Фото и видео

12

4

8

7

Итоговое занятие

2

1

1

Раздел 2 «Компьютерная графика»

8

Вводное занятие.

2

1

1

9

Компьютерная обработка: улучшение снимков, эксперименты

16

4

12

Собеседование,

тестирование, наблюдение,

практические задания

10

  1. Фотоэтюды и компьютерная графика.

16

4

12

11

Синтез фотографии и рисунка на ПК, коллаж

18

6

12

12

Тематические компьютерные рисунки, фотомонтаж и элементы дизайна.

18

4

14

13

Итоговое занятие

2

1

1

Раздел 3 «Оформление снимков, моделирование основы под снимок»

14

Вводное занятие по предмету

2

2

-

15

  1. Художественная выразительность снимка

20

6

12

Собеседование,

тестирование, наблюдение,

практические задания

16

  1. Подготовка к выставкам и фотоконкурсам

20

4

16

17

Рамки и фон для фотографии своими руками

28

4

24

18

Итоговое занятие

2

1

1

ИТОГО:

216

41

165

ВСЕГО:

360

80

270

Содержание программы

Ознакомительный уровень

Раздел 1 «Фотодело»

Введение в фотодело. Техника безопасности. Построение кадра.

Знакомство с историей фотографии, значение фотографии в развитии цивилизации. Развитие фототехники от начала до наших дней. ТБ и ОТ при работе с техникой в различных ситуациях. Размещение объекта. Роль переднего плана и фона. Свет в кадре. Многоплановость в кадре.

Практика: Создание целостной картины на снимке.

Портрет. Натюрморт.

История создания и типы портретной съёмки. Различные требования к съёмке головного, поясного, и портрета во весь рост. Принципы составления натюрморта. Свет и фактура в натюрморте.

Практика: Художественный портрет.  Групповой портрет. Съёмка при естественном и искусственном освещении. Натюрморт и реклама. Способы сохранения семейных реликвий.

Пейзаж, панорама.

Пейзажная съемка, ее особенности.  Алгоритмы съёмки пейзажа.

Практика: Съёмка зимнего (осеннего) пейзажа. Оживление и соразмерность. Передний план в пейзаже. Панорамная съемка.

Жанровая съёмка.

Особенности жанровой съёмки.  Типы репортажей. Особенности съёмки репортажа.

Практика: Репортаж. Бытовой репортаж. Событийный репортаж. Репортаж с праздника.

Итоговое занятие по теме. Выставка детских работ.

        Раздел 2  «Моделирование фоторамок, сувениров с фотографиями и фонов»

 Вводное занятие по предмету.

Обзор фоторамок, сувениров с фотографиями, фонов.

Практика: Подбор и украшение заготовок.

Рамки плоские, объемные, рамки-открытки с фотографиями

Подбор, изготовление и оформление фоторамок. Рамки плоские, объемные, рамки-открытки с фотографиями.

Практика: Изготовление и оформление фоторамок разной формы.

Рамки-сувениры  с фотографиями

Сувениры как основа для фотографии.

Практика: Подбор, оформление сувенира под фотографию.

Фон для фотографии своими руками.

Обзор самодельных фонов.

Практика: Подбор, раскрашивание самодельного фона.

Итоговое занятие по теме. Выставка детских работ.

Раздел 1.3  «Компьютерная обработка»

Вводное занятие по предмету.

Техника безопасности работы на компьютере.

Проверка навыков и умений работы на компьютере.

Работа в стандартных программах с фотографиями. Создание, сохранение и перемещение файлов.

Программы Paint, GIMP, OpenOffice.

Обзор программ Paint,  GIMP.  OpenOffice, их аналоги.

Практика:  Окно программы Paint. Инструменты, удаление, сохранение изображения. Структура программы GIMP. Инструменты, заливка, кадрирование, работа в слоях, цвет, коррекция, штамп. Структура слайда в OpenOffice. Способы создания.  Настройка  фона, анимации в презентации.

Итоговое занятие. Выставка детских работ.

2. Базовый уровень

Содержание программы

Раздел 1. «Фотодело»

Вводное занятие

Введение в курс программы. ОТ и ТБ при работе с техникой 

Выбор фототехники и снаряжения для съемок.

Снаряжение фотографа. Выбор фототехники, сравнение фотоаппаратов.

Практика: Работа со штативом. Подготовка фотоаппарата и другого снаряжения  к съемкам. Детали и устройство фотоаппарата. Сравнение фотоаппаратов. Фотословарь.

Фотосъемки в разных жанрах.

Пейзажная съемка, ее особенности. Типы портретной съёмки. Свет и фактура. Особенности жанровой и репортажной съёмки.

Практика: Съемки пейзажа и портрета на улице с учетом  фона и освещения. Использование штатива для панорамной съемки. Учет времени года и суток (при уличных съемках). Пробные съемки в детском фотоателье (в помещении) с учетом  фона и освещения.

История фотографии и сканирование старых фотографий

История в фотографиях, сканирование старых фотографий — сохранение архивов.

Практика: Сканирование старых фото и составление коллажей.

Фотоэксперименты с фотоаппаратом и сканером

Обработка изображений в фотоаппарате, телефоне, при сканировании. 

Практика: Эксперименты при съемке и сканировании. Поворот, обрезка, дублирование. Применение фильтров. Цветотональная коррекция, затушевка ненужного.

Итоговое занятие по теме. Выставка детских работ.

Раздел 2. «Компьютерная графика»

Компьютерная обработка фотографий на ПК

Применение фотографии и компьютерной графики в оформительских работах.

Практика: Поворот, обрезка, дублирование на ПК. Цветотональная коррекция, затушевка ненужного. Изменение размеров, перевод фото в рисунок. Оформление надписей и шрифты. Открытки. Визитки. Коллажи.

Фотоэксперименты при обработке на ПК

Занимательная фотография. Фотомонтаж и его сложности.

Практика: Занимательная фотография. Кубики (2Д в 3Д). Панорамы с поворотом. Витражи. Фотомонтаж. Коллажи на тему «Мир детства».

Синтез фотографии и рисунка на ПК, коллаж

Компьютерное рисование в разных графических редакторах (Colour Paint, Tux Paint, GIMP ). Природа Кавказа, скала Киселева как памятник природы. Влияние техники на экологию.

Практика: Съемки фотоэтюдов о природе. Открытки на компьютере. Природа в витражах и коллажах.

Тематические компьютерные рисунки на ПК

Виртуальная экскурсия (в музей, на выставку, к памятнику А. Киселёву).

Практика: Компьютерные рисунки флоры и фауны. Компьютерные рисунки пейзажей. Рисунки и витражи на тему природы и техники.

Итоговое занятие по теме. Выставка детских работ.

Раздел 3. «Моделирование фоторамок, сувениров с фотографиями и фонов»

Вводное занятие по предмету.

Обзор фоторамок, сувениров с фотографиями, фонов.

Практика: Подбор, изготовление, украшение заготовок.

Рамки плоские, объемные, рамки-открытки с фотографиями

Изготовление и оформление фоторамок. Рамки плоские, объемные, рамки-открытки с фотографиями.

Практика: Изготовление и оформление фоторамок разной формы.

Рамки-сувениры  с фотографиями

Сувенир как основа для фотографии.

Практика: Подбор, изготовление, оформление сувенира под фотографию.

Фон для фотографии своими руками.

Обзор самодельных фонов.

Практика: Подбор материалов, изготовление и раскрашивание самодельного фона.

Итоговое занятие. Теория: Подведение итогов года.

Практика: Выставка детских работ.

3. Углубленный уровень

Содержание программы

                Раздел 1. «Фотодело»

Вводное занятие.

Введение в курс программы. ОТ и ТБ при работе с техникой.

Исторический обзор фототехники, выбор фотокамеры. сохранение архивов.

Исторический обзор фототехники.  Фотословарь (фототермины).Семейные и архивные снимки.

Практика:  Сравнение фотоаппаратов разных марок. Устройство и принцип действия фотоаппаратов разных марок. Выбор фотокамеры.

Фотография в разных областях. Жанры художественной фотографии, их специфика..

Художественная и документальная фотография. Направления современной фотографии. Жанры художественной фотографии.

Практика: Применение фотографии в разных областях жизни. Отличия художественной и документальной фотографии. Специфика жанров художественной фотографии.

История фотографии и сканирование старых фотографий, сохранение архивов

История фотографии. История города по фотографиям и по «музейным» снимкам. Сканография как средство сохранения архивов.

Практика:   Сканирование старых семейных и архивных снимков. Сохранение на цифровые носители. Обработка сканированных материалов. Оформление подборки  на исторические темы. Оформление подборки  на краеведческие, семейные темы.

История ручной черно-белой печати

ехнология ручной черно-белой печати в прошлом веке. Назначение устройств в лаборатории: красного фонаря, бачка для проявки, фотоувеличителя, глянцевателя и др.

Практика: Знакомство с технологией проявки и печати черно-белой пленки. Принцип действия устройств для ручной печати. Правила обращения с плёнками и фотобумагой. Негативы и фотоувеличитель. Негативы и сканер.

Фото и видео

Перспективы развития фото- и видеотехники. Слайд-шоу раньше  и теперь, разными прграммами. Теория видеосъемки. GIF-аниматоры – программы для начинающих аниматоров.

Практика: Сравнение камер, камера будущего. Просмотр мультфильмов. Пробные видеосъемки фотоаппаратами и телефонами. Просмотр видеороликов о природе и экологии. Просмотр видеороликов «Оружие Победы».

Итоговое занятие.

Итоговое занятие по теме. Выставка детских работ.

Раздел 2. «Компьютерная графика»

Вводное занятие. Вводное занятие по предмету.

Компьютерная обработка: улучшение снимков, эксперименты.

Обработка изображений на фотоаппарате, телефоне, ПК. Цель обработки.

Практика: Поворот, кадрирование, коррекция горизонта, дублирование. Уменьшение шума, повышение резкости. Ретушь снимка. Цветотональная коррекция снимков.  Эксперименты с фильтрами.

Фотоэтюды и компьютерная графика.

Просмотр графических материалов и фотографий из архива для компьютерного монтажа.

Практика: Съемки фотоэтюдов на тему «Мир детства». Компьютерная графика: пейзажи и портреты  на тему «Мир детства». Компьютерная графика: витражи, флора и фауна. Обработка всех материалов на тему «Мир детства».

Синтез фотографии и рисунка на ПК, коллаж.

Сохранение  изображений и подборок для разных целей. Коллаж и монтаж, сложности фотомонтажа.  

Практика: Форматы сохранения для конкурсов и Интернета. Cъёмки портретов кружковцев в детском фотоателье. Монтаж фотографии и рисунка. Изготовление визиток. Съемки пейзажа и репортажа. Дополнение фотографии рисунком. Изготовление открыток и коллажей. Надписи.

Тематические компьютерные рисунки, элементы дизайна.

Элементы дизайна: рамки. Элементы дизайна: художественные фильтры.

Практика: Рамки. Эксперименты с шрифтами, надписями. Эксперименты с фильтрами. Витражи на темы природы и техники.

Итоговое занятие. Итоговое занятие по теме. Выставка детских работ.

Раздел 3  «Оформление снимков, моделирование основы под снимок»

Художественная выразительность снимка.

Композиция и изобразительные средства в изобразительном искусстве, фотографии,  компьютерной графике.

Практика: Анализ удачных и неудачных снимков, исправление дефектов.

Изменение акцентов снимка при помощи кадрирования и формата, гаммы и других средств. Составление коллажей для отработки композиции.

Подготовка к выставкам и фотоконкурсам.

Требования к снимкам.

Практика: Съемки на конкурс и свободные темы. Отбор, обработка снимков.

Компоновка стендов, подборок подготовка к печати.

Рамки и фон своими руками.

Изготовление и оформление фоторафий.

Практика: Изготовление и оформление фоторамок разной формы. Подбор, изготовление, оформление сувенира под фотографию. Подбор материалов, изготовление и раскрашивание самодельного фона.

Итоговое занятие.

        Подведение итогов работы за год, анализ фоторабот. Перспективы работы на следующий учебный год, способы повышения мастерства юных фотографов.

Практика: Выставка детских работ.

1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 1 года обучения

Предметные результаты:        

        К концу освоения ознакомительного уровня данной программы учащиеся,    овладеют знаниями о:

  • о технике безопасности при работе с фотоаппаратурой, компьютером, сканером, принтером;
  • работе с цифровым фотоаппаратом и  ПК;
  • различных  жанрам художественной фотографии и их специфике;
  • сохранению и офортлению полученных изображений;
  • коллективизме и взаимопомощи;

эстетическиом вкусе, любви к родной природе, патриотизме.

Личностные результаты:

        Учащиеся, с учетом их интересов и способностей, соблюдать общую культуру поведения в социуме, не иметь вредных привычек, будут психологически готовы к включению в образовательную деятельность по фотоделу, а также смогут сформулировать свои предпочтения и выбор по избранному ими виду деятельности в дополнительном образовании.

Метапредметные результаты:

        Учащиеся будут знать основные термины, используемые в фотоделе, владеть умениями правильно излагать свои мысли и внимательно слушать других.

Предметные результаты:        

        К концу освоения базового уровня данной программы учащиеся  овладеют знаниями по:

  • организации своего рабочего места;
  • обращению и работе с аппаратурой;
  • применению на практике полученных теоретических знаний;
  • техническим приемам работы с изображениями на ПК.

овладеют умениями и навыками по:

  • технике безопасности;
  • применению на практике полученных теоретических знаний;
  • самостоятельной фотосъемке;
  • техническим приемам оформления фотографий.

Личностные результаты:

        Учащиеся будут иметь устойчивую мотивацию к освоению фотодела;  разовьют творческие способности в выбранном ими виде деятельности, будут стремиться к участию в фотоконкурсах и выставках.

Метапредметные результаты:

        Учащиеся будут готовы самостоятельно выполнять задания педагога, стремиться к постоянному самосовершенствованию и защищать свою гражданскую позицию.

2 года обучения

Предметные результаты:

        К концу освоения углублённого уровня данной программы учащиеся, овладеют знаниями о:

  • истории фотографии;
  • классификации фотоаппаратуры и компьютерной техники для обработки изображений;
  • технологии обработки изображений;
  • технологии изготовления рамок и основы для своих фотографий.

овладеют умениями и навыками по:

  • работе с разной фотоаппаратурой и компьютерной техникой для обработки изображений;
  • работе в программах свободного программного обеспечения OpenOffice, Paint, GIMP для обработки изображений;
  • работе с различными  материалами и инструментами при моделировании фоторамок и оформлении фотографий.

Личностные результаты:

        Учащиеся будут уметь планировать свою работу, иметь навыки самостоятельной организации своей деятельности, владеть коммуникативными умениями работы в коллективе; самостоятельно строить проводить съемки и оформлять фотографии; подбирать необходимый материал из разных информационных источников.

Метапредметные результаты:

        Учащиеся в процессе участия в творческо-продуктивной деятельности, следуя по своей индивидуальной траектории личностного, творческого и профессионального самоопределения получат допрофессиональную подготовку по фотоделу.         

Оценка результатов обучения по данной программе проводится в виде:

- визуального  наблюдения за работой обучающихся — педагог  имеет возможность оценить качество выполняемой работы, аккуратность, точность, определяет, кому нужна помощь в разных этапах практической  работы.

- анализа результатов работы: уровень усвоения терминологии, знаний классификации и технических характеристик аппаратуры отслеживается в результате тестирования, теоретических зачетов и во время проведения массовых форм работы: викторин, интеллектуальных игр, соответствующей тематики, турниров, конкурсов, которые проводятся на базе СЮТ. Проверка  уровня  усвоения  практических навыков осуществляются  на  съемке, обработке, оформлении фотографий;

- по результатам участия в выставках и  конкурсах и др. Наиболее важными мероприятиями являются: краевые фотоконкурсы и международные заочные конкурсы.

 Раздел 2 «Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации»

2.1.КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

  • календарный учебный график ознакомительного уровня; Приложение
  • календарный учебный график базового уровня; Приложение
  • календарный учебный график углубленного уровня. Приложение

2.2.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

Материально-техническое обеспечение.

        Для успешной реализации программы необходим кабинет, в котором имеются  фотоаппараты, компьютерные столы  с компьютерами для обработки фотографий и графики и сканирования, столы для коллажных работ и другой ручной работы с инструментами и материалами,   место для съемок и для вывешивания готовых работ, наглядные пособия, специальная литература. Также желательно иметь фоны для съемок, осветительную аппаратуру, принтер, видеопроектор, Интернет.   Кроме того в работе можно использовать старую фотоаппаратуру и лабораторное оборудование для черно-белой печати для изучения фототехники в историческом ракурсе.

        Для каждого года обучения требуется соответствующая методическая и дидактическая база  (журналы, фотографии,  схемы,  готовые  образцы изделий).

Перечень оборудования, инструментов и материалов

       Для успешной организации деятельности объединения фотодела необходимо следующее специальное оборудование:

  • фотоаппараты;
  • компьютерные столы и стулья;
  • рабочие столы и стулья для детей и педагога;
  • вешалка для личных вещей ребят;
  • шкаф для хранения документации и методических пособий;
  • ножницы, карандаши,  кисти;
  • чертежные принадлежности;
  •  отделочные материалы (краски, клеи, пластилин);
  •  сканер;
  •  модем для выхода в Интернет;
  • принтер.

Информационное и кадровое обеспечение

        Учебный класс оснащен компьютерами, имеется архив работ прошлых  лет и фотоподборок на разные темы из Интернета.

        Педагог дополнительного образования, занятый в реализации программы «Фотодело», должен иметь высшее или среднее специальное образование по данному направлению, педагогическое образование и опыт работы с детьми и подростками.

2.3.ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ:

        В работе объединения применяются следующие формы подведения итогов:

        начальная диагностика — собеседование в сентябре с целью определения начального, первичного состояния ребенка путем беседы с ним и его родителями;

  • текущая диагностика — в течение учебного года проводится мониторинг освоения обучающимися программы по каждой пройденной теме,  с целью выявления текущих результатов;
  • промежуточная диагностика —  проводится с помощью результатов мониторинга образовательной деятельности,  два раза в год по 3-х бальной системе по группам и годам обучения. На основании полученных сведений каждому воспитаннику присваивается уровень достигнутых результатов: низкий, средний или высокий.
  • итоговая диагностика — с целью определения итоговых результатов на момент окончания обучения проводится в форме итоговой аттестации.

 По результатам итоговой аттестации лучшие обучающиеся будут награждаться грамотами за успехи.

2.4.ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

2.5.МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ:

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Основными методами обучения в объединении являются: объяснительно-иллюстративный, словесный, наглядный, практический; методами воспитания — убеждение и мотивация.

Главный принцип обучения – введение нового материала на основе постепенного усложнения уже пройденного.

        Основной формой работы педагога по представленной программе являются учебные занятия: практические и теоретические. Практическим занятиям отдается большая часть времени. Однако не меньшее значение имеют занятия теоретические, которые требуют от педагога не меньше внимания, но больше творческой инициативы и выдумки, чтобы занятия не были утомительными и скучными, поэтому:

  • тема занятия должна содержать максимум новой для ребят информации;
  • занятие желательно проводить в форме «свободного» диалога;
  • необходимо к диалогу привлечь весь коллектив группы;
  • продолжительность занятия должна быть не более 20 - 30 минут,  изложение должно быть максимально кратким и ясным, формулировки четкие.

              Особенно эффективна такая форма занятий при изучении тем: «История фотографии», «Элементы дизайна: художественные фильтры», «Перспективы развития видеотехники» и т.д.

Можно широко использовать Интернет для иллюстрации учебного процесса:  фотографии, видеоматериалы, компьютерная графика, поделки и модели,  а также информация для участия в конкурсах и обмена опытом.

      Широкое распространение информационных электронных технологий, с одной стороны, значительно облегчает процесс проведения занятий, но с другой стороны,  подготовка педагога требует больших временных и интеллектуальных затрат. Кроме того, методическое обеспечение программы включает в себя:

  • методические  пособия,  разрабатываемые педагогом дополнительного образования с учетом конкретных условий  или, при необходимости, более глубокого изучения какой либо темы;
  • обширную техническую  библиотеку объединения,  содержащую  как справочный материал, так и учебную техническую литературу;
  • периодическую литературу: журналы «Фото & видео»,  «Компьютерра», «Hard & soft» и др.;
  • индивидуальные задания.

В качестве дидактических материалов используются:

  • тесты для проверки знаний по фотоделу технические термины, названия, детали фотоаппаратуры);
  • тематические карточки (снаряжение фотографа, области применения фотографии, фотословарь, фотография и компьютерная графика, технология сканографии и цифровой обработки фотографий с элементами дизайна);
  • пазлы по темам (фото- видео- и компьютерное оборудование);
  • викторины по фотоделу;
  • методические разработки практических работ;
  • методические разработки открытых уроков.

В качестве наглядных пособий используются:  календарь «150 лет фотографии (Из коллекции Политехнического музея)», коллекция фотоаппаратов б/у разных типов,  фотооборудование для черно-белой проявки и  печати, журналы по фотографии и компьютерам («Советское фото», «Fotografia», «Фото & видео», «Компьютерра», « Hard & soft», «Computer build» и др.).

    Выбор тем для съемок и оформление фотографий каждым учащимся углубленного уровня обучения осуществляется с учётом его знаний, умений и  навыков, а также личностных качеств.

2.6.РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ (МОДУЛИ):

2.7.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Обязательная для педагога: 

Дополнительная:

Литература для детей:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа профессионального модуля "Ввод и обработка цифровой информации"

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Ввод и обработка цифровой информации...

Этапы подготовки задачи к компьютерной обработке 2-3 уроки: Составление программ на алгоритмическом языке, отладка программы, тестирование, анализ результатов

2-3 уроки: Составление программ на алгоритмическом языке,  отладка программы, тестирование, анализ результатов...

Учебная программа "Цифровая фотография и ПК"

Программа занятий по фотоделу, рассчитанная на 2 года для детей 8-13 лет в системе дополнительного образования....

Дополнительная общеразвивающая программа "Цифровая компьютерная фотография"

Дополнительная образовательная программа «Цифровая фотография и компьютерные технологии» предназначена для обучения детей и молодежи фотографии и работе с фото редакторами на компьютере....

Рабочая программа кружка по основам цифровой фотографии

ПРОГРАММА ФОТОКРУЖКА «РАКУРС» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8-11 КЛАССОВ...

Программа профессиональной пробы «Мастер по обработке цифровой информации»

Программа профессиональной пробы знакомит учащихся 9-х классов с профессией «Мастер по обработке цифровой информации». Мастер по обработке информации – это специалист, занимающийся о...


 

Комментарии

Зикрань Евгения Сергеевна

Программа модульная, новая. Аналогов мной не найдено, этим и интересна.