Программа научного общества по психологии
рабочая программа (10 класс) на тему

Акулова Татьяна Алексеевна

Программа научного общества по психологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_psiheya.docx25.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей:

 Центр дополнительного образования детей

 

                                                                                                                                                   

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА

НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА УЧАЩИХСЯ «ПСИХЕЯ»

          Возрастной диапазон   14-17 лет  

          Срок реализации           1 год

                                                                                   

                                                               Руководитель научного объединения

педагог-психолог Кудренок Татьяна Алексеевна                                                                                    

г. Карталы

2017-2018 г.


ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НОУ

«ПСИХЕЯ»

 Направленность:

Научно-познавательная

Ф.И.О. педагога

Кудренок Татьяна Алексеевна

Название программы

Дополнительная общеобразовательная программа научного общества «Психея»

Вид программы:

Для учащихся общеобразовательных школ

Продолжительность

освоения программы

1 года

Возрастной диапазон воспитанников

14-17 лет

Образовательная область:

Психология

Уровень освоения

Общекультурный

Форма организации образовательного процесса:

Групповая

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Все мы живем среди людей и волей обстоятельств должны понимать, учитывать психологию людей, учитывать свои индивидуальные особенности психики и личности. Все мы в той или иной степени психологи. Но наша житейская психология только выиграет и обогатится, если мы дополним ее научными психологическими знаниями. Знакомство с психологией, ее законами и природой предполагает заманчивые перспективы более глубокого понимания себя и других.
Программа научного психологического общества учащихся Карталинского муниципального района предназначена для работы с детьми подросткового и старшего школьного возраста (8 - 11 класс). Это необходимо для того, чтобы обеспечить подростка средствами, позволяющими ему более эффективно действовать в повседневной жизни, решать встающие перед ним каждодневные задачи.

Указанный возрастной период является очень благоприятным временем для подобной работы. Это связано, с одной стороны, с возрастанием их интереса к себе, а с другой - с открытостью их к помощи со стороны взрослых в преодолении затруднений, проблем, принятии решений. Основы психологических знаний не только очень интересны для них, но и очень важны и полезны. Так как именно в этот период формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, стремления ощутить себя и стать взрослым, тяга к общению со сверстниками, внутри которого оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее, иными словами, формируются личностные смыслы жизни.

Данная личностно - развивающая программа способна помочь подросткам и старшеклассникам лучше понять законы бытия, осознать свои силы и индивидуальность.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

Построить в сознании ребенка более или менее целостное видение мира человека, который в этом мире живет. Развить социально - психологические навыки взаимодействия и сотрудничества, формировать общую культуру и нравственно - духовные ценности.

ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

Каждый человек живет в природе и обществе, и вне природы, так же, как и вне общества, существовать не может.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

  • дать представление о психологических науках и их практическом значении;
  • дать знания о самом себе, а также способы получения этих знаний;
  • сформировать отношение к психической культуре как самоценности;
  • познакомить с особенностями управления психической жизнью;
  • развить и воспитывать культуру общения подростков;
  • повысить представления школьников о собственной значимости, ценности, укрепления у него чувства собственного достоинства;
  • развить навыки и умения, необходимые для уверенного и рационального поведения, для преодоления затруднений в учебе

Содержание программы предусматривает учебные занятия по изучению психических процессов человека, основ культуры и этикета, роли подростка в обществе, а также по обеспечению нравственной позиции "Я среди людей".

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ:

  • метод проблемного обучения;
  • метод наблюдения;
  • проективный метод;
  • метод экспрессии;
  • метод творческого самовыражения;
  • групповые дискуссии;
  • анкетирование;
  • тестирование;
  • метод стимульной информации;
  • этюды и импровизации;
  • упражнения подражательно - исполнительского и творческого характера;
  • проигрывание и анализ жизненных ситуаций, моделирование ситуаций;
  • свободное и тематическое рисование;
  • метод незаконченных предложений.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

  • лекции и лектории;
  • семинар;
  • беседа;
  • практикум;
  • творческая мастерская;
  • рефлективный тренинг;
  • коммуникативный тренинг.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Программа рассчитана на учащихся 8-11 классов. Количество детей в группе до 8 человек.

ТРЕБОВАНИЯ К ПОМЕЩЕНИЮ

Просторная проветриваемая комната, которая может обеспечить аудиторную работу (т.е. за партами), работу "в кругу", и двигательные упражнения; возможность работы в удобных позах (в том числе и лежа на полу), возможность регулировать освещение и подключить видео - и аудиоаппаратуру.

ВРЕМЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Программа рассчитана на 72 занятия, которые проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

Для занятий необходимы:

  • тетрадь для аудиторной работы,
  • листы ватмана,
  • цветные карандаши,
  • фломастеры,
  • ножницы,
  • клей,
  • аудиоаппаратура.

Программа предусматривает проведение мероприятий самими детьми, либо непосредственное участие в нем, что способствует закреплению полученных знаний, умений и навыков.

Проверка знаний, умений и навыков в конце каждой темы с помощью контрольных срезов, тестовых заданий. Итоговый анализ работы проводится в конце учебного года в виде творческого отчета- проекта о работе в данном объединении.

Проведение итогового занятия в форме творческих отчетов микрогрупп обучаемых о жизни и работе объединения ведет к наибольшему раскрытию творческого потенциала детей, их самовыражению, что в данном возрасте особенно необходимо, а также позволяет педагогу проанализировать выполнение учебной программы.

Программа предлагает идею своего выбора в развитии творческой мысли детей, что дает им возможность преодолеть неравномерность развития отдельных качеств личности, целенаправленно достигать гармоничности развития и создания условий для расцвета природных дарований.

Обучающиеся 1 года обучения должны знать

особенности психических процессов личности;

способы самопознания;

понятие "общение" и его слагаемые;

техники борьбы со стрессом и другими психофизическими состояниями.

Обучающиеся 1 года обучения должны уметь

преодолевать неуверенность, страх, повышенные волнения в различных ситуациях;

успешно и полно реализовать себя в поведении и деятельности;

утверждать свои права и собственную ценность;

конструктивно общаться со сверстниками и взрослыми;

предупреждать конфликтные ситуации и выходить из них.

Модель выпускника

1. Знает особенности психических процессов личности;

2. Владеет способами самопознания;

3. Умеет справляться с негативными психофизиологическими состояниями;

4. Устойчив к стрессорам;

5. успешно и полно реализует себя в общении и деятельности;

6. Умеет утверждать свои права и собственную ценность;

7. Социально адаптивная и творчески активная личность.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ

ВСЕГО ЧАСОВ

1.

Комплектование группы. Встреча. Знакомство.

1

2.

Введение в образовательную программу.

2

3.

Наше восприятие мира и его особенности.

2

4.

Развитие восприятия. Тренинг развития восприятия и наблюдательности.

2

5.

Внимание. Понятие внимания и его основные свойства.

2

6.

Тренинг по развитию внимания.

2

7.

Функции и значение внимания. Приемы развития внимания.

2

8.

Память. Структура и природа памяти.

2

9.

Игровой тренинг по развитию памяти.

2

10.

Воображение как отражение личности.

2

11.

Приемы развития воображения.

2

12.

Мышление. Природа и виды мышления.

2

13.

Психологический практикум.

2

14.

Методы диагностики степени сформированности мыслительных процессов.

2

15.

Тренинг развития внимания.

2

16.

Речь. Значение речи для человека.

2

17.

Звучащая речь и ее особенности. Техника интонирования.

2

18.

Язык телодвижений. Невербальные средства общения.

2

19.

Урок психогимнастики.

2

20.

Итоговое занятие "Психические процессы в моей жизни".

2

21.

Как человек выражает свои чувства. Проявление дружбы и любви.

2

22.

Урок психогимнастики "Как поднять другому настроение".

2

23.

Что такое гнев.

2

24.

Чувство гнева и агрессивное поведение.

2

25.

Особенности твоего гнева, в чем причины его порождения и способы его проявления.

2

26.

Альтернативные стили поведения в гневе.

2

27.

Стресс в жизни человека.

2

28.

Техники борьбы со стрессом.

2

29.

Итоговое занятие.

2

30.

Темперамент и свойства личности.

1

31.

Практикум "Какой я для других".

2

32.

Характер. Общее представление.

2

33.

Практикум "Черты характера".

2

34.

Способности. Индивидуальные различия.

2

35.

Психологические тесты, направленные на изучение способностей, творческого мышления.

2

36.

Мотивы и воля. Их важность в учебном процессе.

2

37.

Приемы развития волевых качеств.

2

38.

Семинар "Кто Я? Какой Я?"

1

39.

Общение и его слагаемые.

2

40.

Формы общения между людьми, что помогает и что мешает общению.

2

41.

Осознание себя. Коммуникативный тренинг.

2

42.

Итоговое занятие "Обратная связь".

2

43.

Формирование жизненных ценностей и приоритетов. Важность принятия решений. Ответственность за свои решения. Тренинг ценностных ориентаций.

2

44.

Взаимоотношения родителей и детей в семье. Этиология внутрисемейных отношений.

2

45.

Почему люди ссорятся.

1

46.

Барьеры общения.

2

47.

Конфликтные ситуации. Способы предупреждения и предотвращения конфликтов.

1

48.

Как вести себя в конфликтной ситуации.

2

49.

Уверенное и неуверенное поведение. Как говорить "нет".

2

50.

Игра - тренинг "Пойми меня".

2

51.

Мои проблемы. Обиды.

1

52.

Способы решения проблем.

2

53.

Навыки критики и похвалы.

2

54.

Итоговое занятие. Ярмарка достоинств.

2

Всего:

102

ЛИТЕРАТУРА

1. Руководство практического психолога, в 3-х книгах под редакцией И.В.Дубровиной. М.6 Издательство Центр "Академия", 1998 г.

2. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте - 128 стр.

3. Г.В.Барлас "Популярная психология от конфликтов к обретению Я". М. "Академия".

4. В.Каппони, Т.Новак "Сам себе психолог", Санкт-Петербург "Питер", 1994 г.

5. Н.В.Пилипко "Приглашение в мир общения". Издательство "Перспектива", М., 2000 г.

6. Прутченков А.С. "Школа жизни". М., 2000 г.

7. Родионов В.А. "Я и другие" "Тренинг социальных навыков". Ярославль, 2001 г.

8. Прихожан А.М. "психология неудачника: тренинг уверенности в себе". М., 1997 г.

9. Гримак Л.П. "резервы человеческой психики". М., 1987 г.

10. Лебедев В.И. "Личность в экстремальных условиях". М., 1989 г.

11. Леви В. "Искусство быть другим" М., 1980 г.

12. Леви В. "Искусство быть собой". М., 1977 г.

13. Леви В. "Нестандартный ребенок". М., 1989 г.

14. Петровский А.В. "Что мы знаем и чего не знаем о себе?" М., 1988 г.

15. Хьел Рудестам "Групповая психотерапия" Санкт-Петербург "Питер", 1998 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА научного общества учащихся

Данная программа поможет учителям в работе с одаренными детьми....

АВТОРСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Научное общество учащихся Секция «Психология. Экономика»

Авторская образовательная программа секции НОУ "Психология.Экономика" преподавателя ГБОУ СПО КГСТ Гневашевой Т.В....

Программа научного общества учащихся « Эврика» МОУ СОШ №16 села Александровского Александровского района на 2012-2015 годы

Программа научного общества учащихся « Эврика» МОУ  СОШ №16 села Александровского Александровского района на  2012-2015 годы...

РАЗВИТИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЕКТНОМ ОБУЧЕНИИ НА ПРИМЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО УЧАЩИХСЯ «ЭЙДОС»

Статья посвящена обобщению опыта работы Поповой Е.В., педагога дополнительного образования по развитию ключевых компетенций школьников в проектном обучении на примере реализации образовательной програ...

Рабочая программа научного общества учащихся "Малая академия наук"

Рабочая программа научного общества учащихся "Малая академия наук" на 2014-15 учебный год....

Программа Научного общества учащихся учащихся "Эрудит"

Особенность программы заключается в исследовательской деятельности.  Всем известно, что новые знания можно получать от других в готовом виде, а можно добывать самостоятельно. Причем знания, добыт...

Программа научного общества "Уникум"

Положение о научном обществе учащихсяОбщие положения1. Научное общество учащихся (НОУ) является самостоятельным форми­рованием, котороеобъединяет учащихся школы, способных к научному поиску,...