Тематическое занятие по ПДД в технике «Изонить»
методическая разработка на тему

Некрасова Людмила Тимофеевна

        Работа адресована педагогам дополнительного образования,  и учителям школы начального звена в рамках реализации ФГОС. Данный материал поможет в организации занятий с использованием методов интерактивного изучения материала и познакомит с техникой «Изонить».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc947.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

дом детского творчества «Искорка» города Томска

634027, ул. Смирнова,7, тел. 8 (3822) 76-35-89

Тематическое занятие по ПДД      

 в технике «Изонить»

Методическая разработка  

Составитель:

педагог  дополнительного образования

Некрасова Людмила Тимофеевна

Первая квалификационная категория

Томск 2017

                               Содержание

Введение……………………………………………………………………..........3

1. Методические рекомендации по подготовке и проведению занятий в технике «Изонить» .................................................................................................5

2. План-конспект занятия

     «Красный – стой, Желтый – жди, Зеленый – иди!»…………………….…....6

Заключение………………………………………………………………………...10

Список литературы………………………………………………………………..11

Приложения

Приложение 1. …………………………………………………………………….12

Приложение 2……………………………………………………………………...12

Приложение 3. …………………………………………………………………….14

Введение

         Изонить – графическая техника, сочетающая элементы декоративно-прикладного и технического творчества. Создание художественного образа моделируется на плоскости (картоне),  путем пересечения цветных нитей  в определенной, строгой последовательности и на основе геометрических фигур (окружности, треугольника и др.). Эта техника, напоминает вышивание, но вышивание с математическим уклоном. Плоскостное моделирование в технике  «Изонить», может быть использовано на занятиях с детьми младшего школьного возраста, для развития  у обучающихся математических представлений:

- понятие о разных углах (величине, длине сторон),

- точка отсчета,

- понятие об окружности, хорде разной длины и ее направлении,

- понятие о геометрических фигурах.

                  Кроме этого, изонить расширяет представление детей об окружающем мире, учит их внимательно вглядываться в различные предметы, видеть конструктивные части, сохранять целостность восприятия при создании геометрического узора. Этот вид  творчества требует от ребенка ловких действий, в процессе систематического труда рука приобретает уверенность, точность. Работа в технике «Изонить» формирует такие качества, как настойчивость, умение доводить начатое дело до конца, воспитывает аккуратность, усидчивость, то есть способствует развитию личности ребенка.

        Результаты использования техники «Изонить» показали, что этот вид деятельности хорошо усваивается детьми, расширяет круг их знаний и умений, позволяет им приобрести практические навыки. К занятиям изонитью проявляют устойчивый интерес не только девочки, но и мальчики. В связи с этим следует отметить актуальность данного направления в современном образовании.

        Основная цель составления данной работы познакомить с опытом организации и проведения учебного занятия в технике «Изонить»;  оказать методическую помощь педагогам практикам, работающим в направлении декоративно-прикладного  и технического творчества.

Для решения цели были поставлены следующие задачи:

  • дать методические рекомендации по подготовке и проведению занятий в технике «Изонить»;
  • познакомить с основными методами  и формой проведения  тематического занятия.

Согласно поставленным задачам содержательная часть данной работы раскрывается через соответствующие этим  задачам разделы:

1. Методические рекомендации по подготовке и проведению занятий в технике «Изонить»

2. План-конспект занятия: «Красный – стой, Желтый – жди, Зеленый – иди!

       Содержание первого раздела  включает в себя методические

рекомендации по подготовке и проведению занятий в технике «Изонить» и  материально-техническое оснащение.

        Материал второго раздела содержит  подробно описанный ход проведения тематического занятия  «Красный – стой, Желтый – жди, Зеленый иди!» в рамках раздела «Изонить» дополнительной образовательной программы «Лукоморье». Показан опыт подготовки и проведения тематического занятия в форме  коллективного творческого дела.  Применение метода интерактивного изучения материала помогает усилить познавательный интерес у обучающихся.

                  В заключительной части представленной работы отслеживается результат педагогического опыта в организации и проведении учебного занятия в технике «Изонить».

                  В конце работы представлен список литературы, использованной в написании.

                  Приложения к работе содержат:

- инструкционные карты (Изготовление изделий в технике «Изонить»);  

- дидактический материал к занятию «Красный – стой, Желтый – жди, Зеленый иди!»;

- фотоматериал, отражающий творческую деятельность на учебных занятиях в объединении «Сувенир»;

- наглядную презентацию учебного материала к занятию «Красный – стой, Желтый – жди, Зеленый иди!».

        Работа адресована педагогам дополнительного образования,  и учителям школы начального звена в рамках реализации ФГОС. Данный материал поможет в организации занятий с использованием методов интерактивного изучения материала и познакомит с техникой «Изонить».

        Знакомство с опытом организации и проведения учебных занятий в технике «Изонить» даст возможность педагогам  обучить воспитанников плоскостному моделированию, а дидактический материал поможет лучше разобраться в овладении искусством «Нитяной графики».  Дидактический материал к занятию:  «Красный – стой, Желтый – жди, Зеленый иди!» разработан  специально для проведения данного занятия.

        Тематический материал по ПДД, использованный для проведения занятия способствует получению новых знаний об истории светофора, а также формирует культуру правильного поведения на дорогах.

1. Методические рекомендации по подготовке и проведению занятий в технике «Изонить»

                Перед началом работы необходимо познакомить детей с инструментами и материалами для работы с изонитью, показать, как ими пользоваться, рассказать, какой иглой лучше работать – с большим ушком или маленьким, чем рисовать (фломастером или карандашом), как правильно работать шилом, чтобы обезопасить себя, почему надо обязательно подкладывать гофрированный картон под рисунок перед тем, как начать протыкать дырочки. Рассказав обо всем этом подробно, можно перейти к показу детям выполнения изонитью простейших рисунков, действуя при этом медленно и последовательно объясняя каждое действие: изображение рисунка, нанесение точек, прокол отверстий, выбор хорды, счет отверстий, направление нити и т.д. следует показать детям на примере, как отсчитать отверстия, провести линию по линейке, как подобрать нить, вдеть нить в иглу.

        Определив правила работы с изонитью, можно перейти к самостоятельному выполнению детьми сначала простейших, затем более сложных рисунков. Но педагог не должен выполнять работу за ребенка. На этом этапе в его задачи входят советы, напоминание, о чем говорилось ранее, можно задать какие-то вопросы по ходу работы, показать приемы на своей работе.

        Большое значение имеет пример сверстника (у кого-то получается лучше, у кого-то хуже). Можно попросить другого ребенка о помощи.

        Не забывайте хвалить ребенка даже за самый незначительный успех, старайтесь вселить в него уверенность, в то же время ненавязчиво приучайте его к аккуратности, старательности, терпению, усидчивости.

        Очень важно подготовить рабочее место, столы располагаются так, чтобы педагог видел каждого ребенка.

 Материалы и инструменты

Для работы детям потребуется:

1. Иголка с широким ушком.

2. Цветные катушечные нитки .

3. Ножницы.

4. Шило (короткое, размер иглы не более 1см) или канцелярские кнопки.

5. Лист толстого гофрированного картона для подкладки во время прокалывания шилом, чтобы не испортить поверхность стола.

6. Цветной картон или бархатная бумага, наклеенная на тонкий картон для большей плотности.

7. Линейка. Ее могут заменить готовые трафареты с намеченными дырками для прокола.

8. Канцелярские скрепки для прикрепления трафарета к картону.

9.Канцелярский скотч для закрепления ниток.

10. Простой карандаш и ластик, для нанесения разметки.

                                     2. План-конспект занятия:

               «Красный – стой, Желтый – жди, Зеленый – иди!»

Тема занятия: «Красный – стой, Желтый – жди, Зеленый – иди!»

Тип занятия: Обобщающее повторение.

Форма организации занятия: Коллективное творческое дело.        

Цель занятия: Провести беседу по теме правила дорожного движения; отработать основные приемы в технике «Изонить» и изготовить коллективную работу.

Задачи:                 

обучающие        

  • совершенствование навыков при работе в технике «Изонить»;
  • формирование умения самостоятельно выполнять поставленную задачу;

развивающие

  • развитие творческого мышления и художественного вкуса;
  • развитие глазомера, точности и координации движений;

воспитывающие

  • воспитание аккуратности и четкости при работе;
  • воспитание уважения к собственному труду и труду других людей;
  • формирование у детей ответственности по соблюдению правил дорожного движения;
  • формирование учебной мотивации, умение работать в коллективе.

Возраст детей: 8 - 9 лет.

Методы обучения :                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

  • Словесные: беседа, рассказ, объяснение.
  • Наглядные: демонстрация наглядных пособий, иллюстраций.
  • Воспроизводящие: образцы, использование инструкционной карты.
  • Практические: практическая часть занятия, выполнение  задания.
  • Метод интерактивного обучения.

Материалы и инструменты: картон белый и цветной, нитки разного цвета, иглы швейные, ножницы, шило (или канцелярские кнопки), подложка из гофрированного картона и ДВП, скрепки, скотч, линейка, карандаши, клей ПВА, цветная бумага.

Наглядные пособия:

  • Образцы поделок в технике «Изонить».
  • Выставка детских работ по теме Правила дорожного движения.
  • Инструкционные карты (приложение 1).
  • Дидактический материал к занятию (приложение 2).

Необходимое оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска (возможно экран).

Ход занятия

Приветствие

Ознакомление с темой и целью занятия

                 Тема нашего занятия: «Красный – стой, Желтый – жди, Зеленый иди!». Сегодня вы узнаете много интересного о светофоре, затем проверим, как вы знаете и выполняете правила дорожного движения. Все вместе мы изготовим коллективную работу в технике «Изонить». 

Вступительная беседа педагога

                  Ребята! С каждым годом на улицах городов появляется все больше машин. Чтобы машины могли свободно двигаться и пешеходам было безопасно, на улицах и дорогах установили светофоры. Что означает слово «светофор»? Почему его так назвали? Слово это состоит из двух частей: «свет» и «фор». Первая часть всем понятна. Вторая часть произошла от греческого слова «фарос», что означает «несущий» или «носитель», то есть «светофор» означает «несущий свет». Светофор имеет три разных сигнала: красный, желтый, зеленый.

                 Как вы думаете, почему для светофора были выбраны именно эти три цвета?

Ребята отвечают. Выслушав все ответы, педагог подводит итог:

  • Красный цвет хорошо виден в темноте, тумане. Красный цвет – сигнал опасности, сигнал тревоги. Он самый заметный, виден издалека, его трудно спутать с другим. Поэтому он выбран для самого строгого сигнала, запрещающего движение.
  • Желтый цвет также хорошо заметен в любую погоду. В тумане его можно принять за красный. Но все равно он будет предупреждать водителя.
  • Зеленый цвет нельзя спутать с красным или желтым.

                  Сегодня я расскажу вам историю о возникновении светофора. Светофору уже более 100 лет, 16 марта 1931 года в Лондоне появился 1-й светофор, его изобрел полицейский начальник полисмен. Первые светофоры-фонари работали на светильном газе, затем появились уличные светофоры в виде невысокого столба с вращающейся стрелкой, а еще позже – и электрические светофоры с цветными стеклами секторами. Сейчас светофорами управляют сложные вычислительные устройства. Светофор представляет собой прибор, который световыми сигналами разрешает или запрещает движение транспорта и пешеходов в определенном направлении. Светофоры служат для регулирования дорожного движения, их устанавливают на перекрестках, пешеходных переходах и других местах оживленного движения.

                 Ребята, обратите внимание на интерактивную доску. Сейчас мы с вами посмотрим рисунки ваших сверстников по  теме нашего занятия, а затем проверим, как хорошо вы помните правила дорожного движения (слайд 1-9).

Викторина по правилам дорожного движения:

  1. Как называются люди управляющие машинами? (водители)
  2. Как называются люди, шагающие по дорогам? (пешеходы)
  3. Как называется часть дороги, по которой идет пешеход? (тротуар)
  4. Как надо начинать переход проезжей части? (через «зебру», посмотрев на право и на лево)
  5. Какие сигналы светофора вы знаете? (красный, желтый, зеленый)
  6. Когда надо начинать переходить улицу? (когда загорелся зеленый свет светофора и все машины остановились)
  7. Автобус остановился на остановке, вы вышли. Как правильно перейти дорогу? (только после отправления автобуса)
  8. Где должны ходить пешеходы при отсутствии тротуара? (по левой обочине, навстречу транспорту)

Загадки                

Три глаза три приказа,                            

Красный самый опасный.

                         (Светофор)                                          

Дом по улице идет                                  

На работу всех везет.

Не курьих, тонких ножках                      

А в резиновых сапожках.

                          (Автобус)  

В поле лестница лежит                                                                      

Дом по улице бежит.                                

                          (Железная дорога и поезд)                                                                                                                                  

Этот конь не ест овса,

Вместо ног – два колеса

Сядь на нем и мчись на нем.

                           (Велосипед)

Повторение пройденного материала

Вводная беседа по вопросам:

1. В какой технике мы работали на прошлом занятии? (Дети отвечают: «Изонить»)

2. Какие два основных приёма вы знаете в технике «Изонить»?

(Заполнение угла. Заполнение окружности.)

3. Какие инструменты и дополнительные материалы будут нужны в процессе работы? (Картон, нитки, игла, скрепки, ножницы…)

4. Расскажите правила безопасной работы с колющими предметами?

  • Будь внимателен! Во время работы не отвлекайся.
  • Храни ножницы в чехле или коробке.
  • Во время работы не оставляй ножницы с открытыми концами.
  • Не работай ножницами с ослабленным креплением.
  • Передавай ножницы кольцами вперёд.
  • Храни иглы и канцелярские кнопки в специальном месте, не оставляй после работы на столе.
  • Применяй инструменты только по назначению.

Демонстрация образцов.Работа с инструкционной картой.(Таблица №1,№2)

                  Прошу вас ознакомиться с инструкционной картой.

Дети самостоятельно читают карту, задают вопросы о непонятных операциях.

Фронтальный опрос по изученной карте по вопросам:

1. С чего начать работу? (Рисуем фигуру или работаем с готовым трафаретом.)

2. Количество дырочек при заполнении угла? (Равное.)

3. Количество дырочек при заполнении окружности? (Чётное.)

4. Как прокалываем дырочки? (На подложке, закрепив трафарет скрепками.)

5. Как закрепляем нитку? (Скотчем на изнаночной стороне.)

6. На какой стороне получается узор из перекрещенных нитей? (На лицевой.)

7. Что образуется на изнаночной стороне? (Стежки в виде пунктира.)

8. Как оформить готовую работу? (Изнаночную сторону обклеить цветной бумагой и вырезать по контуру.)

9. Что обязательно необходимо сделать по окончании работы? (Убрать рабочее место.)

Творческая часть

Практическое применение навыков.

Обучающиеся воспитанники самостоятельно выполняют работу,

пользуясь инструкционной картой и готовыми трафаретами (Рис.1,2,3,4,5). Педагог следит за последовательностью и аккуратностью выполнения.

Контрольный опрос детей по всему ходу занятия:        

1. Назовите тему занятия? («Красный – стой, Желтый – жди, Зеленый – иди!».)

2. Что нового вы узнали о светофоре? (Светофору уже 100 лет …..)

3. Почему два важных сигнала у светофора красного и желтого цветов (Они хорошо видны в темноте и в тумане.)

4. Для чего нужен светофор? (Чтобы регулировать движение машин и пешеходов.)

 По завершению самооценка и внешняя оценка творческой работы.

Рефлексия проводится в форме непринуждённого общения, обсуждения занятия.

1. Какую работу мы сегодня выполняли?

2. Для чего мы её делали?

3. Получили ли вы удовольствие, когда её выполняли?

4. Что у вас особенно хорошо получилось на ваш взгляд?

5. В чём затруднялись? Что не получилось?

Психологическое сопровождение занятия

Детям раздаются карточки «Моя оценка занятия»:

1. Я доволен занятием.

2. Кое-что не получилось.

3. Я не доволен занятием.

Анализ занятия, обсуждение и отбор лучших работ для оформления коллективной работы «Красный – стой, Желтый – жди, Зеленый – иди!».  Пожелания, предложения, советы, выводы. Сообщение темы следующего занятия.

                        Заключение

                  Система занятий в технике «Изонить» апробирована в рамках образовательной программы Дизайн студии «Сувенир», в учреждении дополнительного образования  Доме детского творчества «Искорка». План-конспект, представленный в работе, представляет опыт проведения тематического занятия и организации коллективного творческого дела, изготовления коллективных выставочных работ.                  

        Результат проведения представленного занятия выявил усиление интереса воспитанников к технике «Изонить». В группах стали формироваться межличностные отношения сотрудничества и эмоционально благоприятные личные взаимоотношения, стал формироваться дружный коллектив. Общее творческое дело объединило ребят с разными характерами и интересами, а тема занятия о правилах дорожного движения расширила кругозор и систему знаний воспитанников.

                 Данный опыт по проведению тематического занятия и организации коллективного творческого дела,  будет, несомненно, полезен педагогам дополнительного образования и учителям начального звена в рамках реализации ФГОС.        

                                          Список литературы

1. Батаршев, А. В. Психология личности  [Текст] / А. Б. Батаршев. – М.: Владос, 2004. – 381 с.

2. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2000 [Электронный ресурс]. – М.: Кирилл и Мефодий: Большая Рос. Энцикл., 2000. – 2 электрон. опт. диск (CD-Rom): зв., цв. + прил.: руководство пользователя (16с.).

3. Бродицкий, Ю. А.  Упражнения по правилам дорожного движения  [Текст] / Ю. А. Бродицкий. – Ташкент:  Издательство ЦК Компартии Узбекистана, 1990. – 148 с.

4. Гусарова, Н. Н. Техника изонити для дошкольников [Текст] / Н. Н. Гусарова. – СПб: Детство - Пресс, 2000. – 40 с.

5. Кленова,  Н.  В.  Дополнительное образование № 1 [Текст] / Н. В. Кленова, Л. Н. Буйлова. – М. : Витязь, 2005. –233 с.

6. Извекова,  Н. А. Правила дорожного движения для учащихся второго класса [Текст] / Н. А.  Извекова. – М: Просвещение, 1983.  – 48  с.

7. Извекова,  Н. А. Правила дорожного движения для учащихся третьего класса [Текст] / Н. А. Извекова. – М: Просвещение, 1983. – 48 с.

8. Кленова,  Н. В. Основные понятия сферы методической деятельности УДОД [Текст] / Н. В. Кленова. // Дополнительное образование и воспитание, 2008. -№1. – С. 26-30.

9. Климова, С. В. Развитие, воспитание и формирование личности детей в учреждениях дополнительного образования [Текст] / С. В. Климова. // Дополнительное образование и воспитание, 2008. - №8. – С. 21-26.

10. Латыпов, В. З. Развитие интереса и способностей детей в коллективной и индивидуальной работе [Текст] / В. З. Латыпов. // Дополнительное образование и воспитание, 2008. -№7. – С. 27-29.

11. Наргужина, Д.С.  Активизация речемыслительной деятельности учащихся через интерактивный метод обучения [Электронный ресурс]. -  http: //www.rusedu.info

12. // Непоседа – 2008 -№7

13.Писларь, Н. Н. Изонить в 5 классе: маленькие «Шедевры» [Текст] / Н. Н. Писларь. // Школа и производство, 2008. -№8. – С. 34-37.

14. Радугина, А. А. Психология и педагогика [Текст] / А. А. Радугина. – М.: Издательский центр, 1997. – 335 с.

15. Симакова, Е.  В. Изонить [Текст] / Е. В. Симакова, О. В. Уварова. // Школа и производство, 1995. -№6. – С. 58.

16. Фролова, Г.Н. Использование интерактивных форм и методов обучения для повышения эффективности обучения учащихся на уроке [Электронный ресурс]. -  http: //www.couo.ru

17. Щеткина, Л. С. Театральное искусство – пространство для гуманитарного воспитания детей и подростков  [Текст] / Л. С. Щеткина. // Дополнительное образование и воспитание, 2008. -№8. – С. 50-55.

18. Яковлева, Т. В. Снова об изонити [Текст] / Т. В. Яковлева. // Школа и производство, 1999. -№2. – С. 62-64.

                                                                                              Приложение 1

Инструкционные  карты

Изготовление изделий в технике «Изонить».  Приемы  заполнения угла и окружности.

                                             

Таблица №1,№2

                                                                                                             Приложение 2

Дидактический материал к занятию  «Красный – стой, Желтый – жди, Зеленый – иди!»

Рис.1

Схема-трафарет солнышка

                                                                                                           

Рис.2                                               Рис.3

Схема-трафарет светофора                Схема-трафарет автомобиля

   

                                                                                 

Рис.4                                                        Рис.5

Схема-трафарет девочки                       Схема-трафарет дерева  

                                                                                                             Приложение 3

                                                       

Творческая часть: практическое применение навыков

Результаты коллективного творческого дела: итог учебного занятия

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия "Выполнение изделия "Зайчик" в технике изонить""

Занятие является одним из первых практических занятий в блоке "Изонить" моей дополнительной образовательной программы "Рукодельница"....

Разработка занятия по технике изонить. Панно.

Пошаговое изготовление панно....

Разработка занятия по технике изонить. Первые шаги - угол.

Занятие по изучению методов прошивки углов в технике изонить. Может быть первым занятием с учащимися....

Конспект занятия по программе "ИЗОНИТЬ" на тему: «Выполнение декоративного панно в технике изонить»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7454366","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 300px; height: 225px; float: left;"}}]]Цель:-...

Конспект открытого занятия по теме: «Елочка в технике изонить»

Задачи:-       формирование навыков заполнения угла в технике изонити,-       создание елочки из углов. Необходимые материалы:-...

Разработка занятия кружка «Рисуем нитью» по теме «Вышивка в технике «изонить» с презентацией.

Ниткография, или изонить -это  техника создания  картин из ниток на твердой  основе, Мы выполняем на картоне.  На занятии изучаем азбуку ниточного дизайна. Началом служит...