«Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования: содержание и внедрение»
статья на тему
Практически все изменения в системе образования за последние годы происходят в инновационном режиме, что в определенной мере противопоставляется традиционному развитию. Понятийный ряд – «инновация, инновационный процесс, инновационное развитие, инновационная деятельность, инновационный потенциал, инновационное поле» прочно входит в профессиональный словарь работников системы образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profstandart.docx | 24.58 КБ |
Предварительный просмотр:
«Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования: содержание и внедрение»
Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых – это документ, в котором учтены все требования к личности и профессиональной компетентности педагогических работников. Теперь квалификационный уровень педагога будет присваиваться в соответствии с этим нормативным актом, также он будет учитываться при приёме педагога на работу и при составлении его должностной инструкции.
Ожидается, что благодаря введению профстандарта основу российской системы образования будут составлять настоящие профессионалы, умеющие работать с самыми разными категориями детей (одаренными, инвалидами, сиротами, мигрантами и т.д.) и эффективно взаимодействующие с другими специалистами. Современный педагог должен быть универсально образован, эрудирован и прогрессивен. Профессиональный стандарт повышает ответственность педагога за результаты своего труда.
В профессиональном стандарте «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» детально прописаны все знания и умения, которыми должны обладать педагогические работники, а также конкретизированы трудовые действия в зависимости от направленности работы по должности «педагог дополнительного образования», «педагог – организатор», «методист».
Предлагаю Вам рассмотреть обобщённые трудовые функции «Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам» по должности «педагог дополнительного образования».
Согласно документу, насчитывается 5 трудовых функций:
Организация деятельности учащихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы;
Организация досуговой деятельности учащихся в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы;
Обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения и воспитания;
Педагогический контроль и оценка освоения дополнительной общеобразовательной программы;
Разработка программно-методического обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы.
В характеристике каждой из выше перечисленных трудовых функций чётко обозначены 3 блока: "Трудовые действия", "Необходимые умения" и "Необходимые знания".
В качестве примера мы сегодня рассмотрим трудовую функцию «Организация деятельности учащихся, направленная на освоение дополнительной общеобразовательной программы».
Трудовые действия, которые необходимо будет совершать педагогическому работнику:
- Набор на обучение по дополнительной общеобразовательной программе;
- Организация, стимулирование и мотивация деятельности и общения учащихся на учебных занятиях;
- Текущий контроль, помощь учащимся в коррекции деятельности и поведения на занятии;
- Разработка мероприятий по модернизации оснащения учебного помещения, формирование его предметно – пространственной среды, обеспечивающей освоение образовательной программы.
Необходимые умения педагога:
Осуществлять деятельность соответствующей программе дополнительного образования;
Готовить информационные материалы о возможностях реализуемой программы для представления её при проведении мероприятий по привлечению учащихся;
Понимать мотивы поведения учащихся, их образовательные потребности и запросы (для детей и их родителей);
Набрать и комплектовать группы учащихся с учётом специфики реализуемой программы, индивидуальных и возрастных характеристик учащихся;
Диагностировать предрасположенность (задатки) детей к освоению выбранного вида деятельности, отбирать лиц имеющих необходимые для освоения соответствующей образовательной программы данные, способности;
Разрабатывать мероприятия по модернизации оснащения учебного помещения, формировать его предметно-пространственную среду, обеспечивающую освоение образовательной программы, выбирать оборудование и составлять заявки на его закупку с учетом:
- задач и особенностей образовательной программы;
- возрастных особенностей учащихся;
- современных требований к учебному оборудованию и (или) оборудованию
для занятий избранным видом деятельности.
Обеспечивать сохранность и эффективное использование оборудования,
технических средств обучения, расходных материалов (в зависимости от
направленности программы).
Анализировать возможности и привлекать ресурсы внешней социокультурной среды для реализации программы, повышения развивающего потенциала дополнительного образования.
Создавать условия для развития учащихся, мотивировать их к активному
освоению ресурсов и развивающих возможностей образовательной среды,
освоению выбранного вида деятельности (выбранной программы), привлекать к целеполаганию.
Устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с учащимися, создавать педагогические условия для формирования на учебных занятиях благоприятного психологического климата, использовать различные средства педагогической поддержки учащихся.
Использовать на занятиях педагогически обоснованные формы, методы, средства и приемы организации деятельности учащихся (в том числе информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), электронные образовательные и информационные ресурсы) с учетом особенностей:
- избранной области деятельности и задач дополнительной общеобразовательной программы;
- состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся (в том числе одаренных детей, учащихся с ограниченными возможностями
здоровья).
Осуществлять электронное обучение, использовать дистанционные образовательные технологии (если это целесообразно).
Готовить учащихся к участию в выставках, конкурсах, соревнованиях и иных
аналогичных мероприятиях (в соответствии с направленностью осваиваемой
программы).
Создавать педагогические условия для формирования и развития самоконтроля и самооценки учащимися процесса и результатов освоения программы.
Проводить педагогическое наблюдение, использовать различные методы,
средства и приемы текущего контроля и обратной связи, в том числе оценки
деятельности и поведения, учащихся на занятиях.
Контролировать санитарно-бытовые условия и условия внутренней среды кабинета (мастерской, лаборатории, иного учебного помещения), выполнение на занятиях требований охраны труда, анализировать и устранять возможные риски жизни и здоровью учащихся в ходе обучения, применять приемы страховки и самостраховки при выполнении физических упражнений (в соответствии с особенностями избранной области деятельности).
Выполнять требования охраны труда.
Анализировать проведенные занятия для установления соответствия содержания, методов и средств поставленным целям и задачам, интерпретировать и использовать в работе полученные результаты для коррекции собственной деятельности.
Взаимодействовать с членами педагогического коллектива, представителями
профессионального сообщества, родителями учащихся (для программ дополнительного образования детей), иными заинтересованными лицами и организациями при решении задач обучения и (или) воспитания отдельных учащихся и (или) учебной группы с соблюдением норм педагогической этики.
Необходимые знания:
Основные правила и технические приемы создания информационно-рекламных материалов о возможностях и содержании дополнительных общеобразовательных программ на бумажных и электронных носителях.
Принципы и приемы презентации дополнительной общеобразовательной Программы.
Техники и приемы общения (слушания, убеждения) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей собеседников.
Техники и приемы вовлечения в деятельность, мотивации учащихся различного возраста к освоению избранного вида деятельности (избранной программы).
Характеристики различных методов, форм, приемов и средств организации деятельности учащихся при освоении дополнительных общеобразовательных программ соответствующей направленности.
Электронные ресурсы, необходимые для организации различных видов деятельности обучающихся.
Психолого-педагогические основы и методика применения технических средств обучения, ИКТ, электронных образовательных и информационных ресурсов, дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, если их использование возможно для освоения дополнительной общеобразовательной программы.
Особенности и организация педагогического наблюдения, других методов педагогической диагностики, принципы и приемы интерпретации полученных результатов.
Основные характеристики, способы педагогической диагностики и развития ценностно-смысловой, эмоционально-волевой, потребностно-мотивационной, интеллектуальной, коммуникативной сфер учащихся различного возраста на занятиях по дополнительным общеобразовательным программам.
Основные подходы и направления работы в области профессиональной ориентации, поддержки и сопровождения профессионального самоопределения при реализации дополнительных общеобразовательных.
Особенности одаренных детей, учащихся с ограниченными возможностями
здоровья, специфика инклюзивного подхода в образовании (в зависимости от
направленности образовательной программы и контингента учащихся).
Методы, приемы и способы формирования благоприятного психологического климата и обеспечения условий для сотрудничества учащихся.
Источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.
Педагогические, санитарно-гигиенические, эргономические, эстетические, психологические и специальные требования к дидактическому обеспечению и оформлению учебного помещения в соответствии с его предназначением и направленностью реализуемых программ.
Правила эксплуатации учебного оборудования (оборудования для занятий избранным видом деятельности) и технических средств обучения.
Требования охраны труда в избранной области деятельности.
Требования охраны труда при проведении учебных занятий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне организации (на выездных мероприятиях).
Меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье учащихся, находящихся под их руководством.
Нормативные правовые акты в области защиты прав ребенка, включая международные.
Виды внебюджетных средств, источники их поступления и направления использования, основы взаимодействия с социальными партнерами.
Методической службой нашего учреждения в 2015 – 2016 году проводились исследования затруднений педагогов дополнительного образования в связи с введением профессионального образовательного стандарта.
В ходе анализа, выявились профессиональные затруднения:
В трудовой функции «Организация досуговой деятельности учащихся в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы»
многие педагогические работники не могут совершать трудовые действия:
1.организовать подготовку и проведение досуговых мероприятий».
В трудовой функции «Обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения и воспитания.
2.Использовать различные приёмы привлечения родителей к организации занятий и досуговых мероприятий.
В трудовой функции «Разработка программно-методического обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы».
3. Не все педагогические работники могут разработать дополнительную общеобразовательную программу и учебно – методические материалы для их реализации.
4. Сегодня у нас не практикуется в учреждении проектировать совместно с учащимися или родителями учащихся (законными представителями) индивидуальные образовательные маршруты освоения дополнительных общеобразовательных программ.
5. Педагогическими работниками не ведётся профориентационная работа: а именно не реализуется для учащихся общеобразовательных организаций возможность занятий избранным видом деятельности.
6. Педагогическим работникам необходимо будет заполнять и использовать электронные базы данных об участниках образовательного процесса для формирования отчётов и предоставления сведений по запросам уполномоченных должностных лиц. Сегодня в нашем учреждение не все педагогические работники владеют навыками работы на компьютере.
В соответствии с этими проблемами необходимо разработать программу по наращиванию необходимых компетенций:
- Реализовать работу Творческих лабораторий педагогов дополнительного образования – это добровольное объединение педагогов, созданное для решения наиболее актуальных и важных проблем профессиональной деятельности.
На данный момент нет никакого единого для всех учреждений плана перехода на новый стандарт. Очевидно, руководство каждой образовательной организации будет по собственному усмотрению включать те или иные меры для внедрения педагогического профессионального стандарта в образовательной организации. Однако в любом случае за введение профстандартов должна будет отвечать комиссия, которая ориентировочно обязана сделать следующее:
- сопоставить занимаемые должности в конкретном заведении с наименованиями, которые прописаны в стандарте.
- провести проверку трудовых договоров и при необходимости внести коррективы в соответствии с профстандартом.
-осуществить проверку сотрудников учебного заведения на соответствие профстандарту, согласно занимаемым должностям.
- предоставить руководству итоговый отчет о проведенной проверке.
Как будет решаться вопрос с педагогическим работником, который не соответствует профессиональному стандарту? Если такой работник изначально был принят в соответствии с трудовым законодательством, успешно прошел аттестацию и в целом хорошо справляется с работой, то и увольнять его нецелесообразно, даже с учетом частичного несоответствия появившимся нормативам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Повышение качества проведения образовательных занятий, дополнительного образования, на основе внедрения информационных технологий» «Использование ИКТ в воспитательном процессе»
Современное человечество включилось в общеисторический процесс, называемый информатизацией. Этот процесс включает в себя доступность любого гражданина к источникам информации, проникновени...
Управление профессиональной адаптацией педагогов дополнительного образования в УДОД в современных условиях развития дополнительного образования
В статье уделяется внимание вопросу управления профессиональной адаптацией педагогических работников УДОД в современных условиях развития дополнительного образования и связанных с ним проб...
«Внедрение концепций математического и филологического образования в дошкольное, среднее, дополнительное образование МБОУЦО № 43»
Выступление на педагогическом совете " Внедрение концепции математического образования"...
Взаимодействие педагогов дополнительного образования "ЦТР "Салют" с родителями учащихся с целью повышения качества содержания образования
В публикации приведены основные методы взаимодействия с родителями учащихся по разным направлениям....
«Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования: содержание и внедрение»
Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых – это документ, в котором учтены все требования к личности и профессиональной компетентности педагогических работн...
«Анализ возможности внедрения индивидуального образования в систему дополнительного образования»
«Анализ возможности внедрения индивидуального...
Статья «Профессиональное и дополнительное образование как фактор социальной защиты людей с ОВЗ
Статья посвящена актуальной проблеме доступности профессионального и дополнительного образования для людей с ОВЗ...