программа кружка " История и культура РК"
рабочая программа (5 класс) на тему

Гребенюк Диана Алексеевна

Внеурочная деятельность: программа кружка " История и культура РК"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska_rup_dop.docx40.71 КБ

Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности по предмету История и культура Республики Коми                    

                                      Пояснительная записка

Внеурочная познавательная деятельность традиционно является одним из самых распространенных видов внеурочной деятельности детей в образовательных учреждениях России.

Согласно новому Федеральному государственному образовательному стандарту организация внеурочной деятельности детей является  неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников ( кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей. В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей «малой родины», восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу.

История Республики Коми – часть истории Отечества, изучает реальные события прошлого в их многообразии, взаимосвязи. Изучение предмета способствует осознанию места региона в общеисторическом  процессе, личной ответственности учащихся за судьбы своего отечества и малой родины, взаимозависимости развития всех народов, населяющих Республику Коми. При этом чрезвычайно важным представляется сохранение самобытной национальной культуры, развитие и взаимодействие культур народов страны.

Проблема возрождения традиционной  культуры народа Коми во многом дискуссионна, возрождение её в полном объёме попросту невозможно. Слишком глубоко изменились и деформировались народные традиции, а многие из них вообще исчезли. Знать свою историю,  основы национальной культуры, её специфику,  многовековые достижения человеческой мысли, реализованные в народных значениях и опыте, знать свои корни обязан каждый. Уважение к своему народу базируется на уважении к его истории, к его культурным достижениям. Возрождение народной культуры должно начинаться с глубокого ознакомления с ней. Причём,  чем раньше начнётся это знакомство, тем более глубоким будет осознание личной причастности к культуре своего народа. Принцип построения курса- хронологический. Поскольку в курсе большое значение уделяется истории коми этноса, программа предусматривает включение в него изучение элементов этнологии и фольклористики. В качестве вводной темы даётся общий обзор Республики Коми, включающий разделы по географии и обществознанию. Данная программа является реализацией национально-регионального компонента основного общего образования в курсе изучения истории Отечества.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательных отношений получить представление о целях, этнокультурной направленности содержании средствами данной программы.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов обучения истории, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся в части этнокультурной направленности содержания.

  Программа даёт возможность реализовать многоуровневое преподавание истории России и народов, населяющих её, истории Республики Коми, города, села, деревни, семьи. Познавательный и мировоззренческий потенциал исторического краеведения столь высок в деле становления духовно-нравственной личности, что содержание данной программы можно использовать при организации работы во внеурочной и внеклассной  деятельности патриотической и краеведческой направленности.

                               Общая характеристика программы

 Программа реализует компетентностный подход к содержанию образования, дидактически адаптирует социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем, создаёт условия для формирования у школьников опыта самостоятельного их решения. На основе изучения учебного материала создаются условия для формирования основных ключевых компетенций: ценностно-смысловой, коммуникативной, кооперативной, социально-адаптивной, общекультурной, общеучебной, проблемной. Учащийся должен стремиться к обладанию навыками самообразования, умению и желанию принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, работать в команде. Программа предполагает применение  активных методов обучения, развивающих технологий.

Значительное внимание в курсе уделяется изучению традиционной  культуры и фольклора коми народа для понимания его самобытного, уникального явления, неразрывно связанного с культурой финно-угорских народов, русской культурой, европейской и мировой цивилизацией.

Изучение программы направлено на достижение следующих целей:

- освоение знаний об основных периодах развития Коми края, особенностях социально-экономических, демографических, социокультурных процессов на территории Республики Коми, основных исторических, культурных, конфессиональных особенностях  развития коренного населения-коми этноса, его традиционной материальной и духовной культуре;

- овладение умениями работы с различными источниками, исторической картой, понятиями, интерпретации и сравнения фактов и явлений прошлого, поиска причинно-следственных связей;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения прошлого родного края, самостоятельного приобретения новых знаний с учетом этнокультурной направленности содержания исторического образования;

- воспитание школьника как носителя ценностей родной культуры, уважающего историко-культурное наследие коми народа и других народов, проживающих в Республике Коми, России;

- гармонизация процессов формирования этнической идентичности и межкультурной толерантности;

- становление потребности и готовности к активному участию в творческой деятельности по сохранению и развитию культуры и традиций родного края, традиций России;

                      Результаты освоения программы

Изучение истории формирует не только определённую систему предметных знаний и целый ряд специальных предметных умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых в дальнейшей жизни. Результатом завершения изучения истории и культуры  Республики Коми в основной школе является развитие у обучающихся широкого круга компетентностей: ценностно-смысловой, социально-адаптивной, общекультурной, общеучебной,  когнитивной (познавательной), коммуникативной.

Важнейшим личностным результатам изучения истории и культуры  Республики Коми относятся следующие убеждения и качества:

- осознание своей российской гражданской и этнической идентичности, чувства патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России, формирование личности как носителя ценностей и норм родной культуры;

- уважение к самобытной культуре коми народа и других народов, проживающих в Республике Коми, усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- готовность к активному участию в деятельности по сохранению и  развитию культуры и традиций коми народа, развитию навыков участия в охране памятников истории и культуры, экологической работе в родной местности;

- осознание позитивной этнической идентичности и межкультурной толерантности как устойчивых моральных качеств личности выпускника, понимание, что при всей уникальности культуры каждого народа, основные ценности являются общечеловеческими категориями;

- коммуникативная компетенция в общении и сотрудничестве со сверстниками, педагогами в процессе образовательной, общественно-полезной исследовательской и творческой деятельности;

- осознание значения семьи в жизни человека;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народа коми.

Метапредметные результаты изучения истории и культуры  Республики Коми выражаются в следующих качествах:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, планировать пути достижения целей, выбирать способы решения учебных и познавательных задач, осуществлять контроль своей деятельности, корректировать свои действия;

- овладение основами самоконтроля, самооценки;

- умение интерпретировать понятия, обобщать, устанавливать культурно-исторические аналогии, классифицировать явления и события, строить логические рассуждения,  делать выводы;

- способность к систематизации информации об исторических событиях, к самостоятельному анализу событий истории региона;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- умение вступать в коммуникацию для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, владение устной и письменной речью, проводить информационно-смысловой анализ текста, составлять план, тезисы, конспекты;

- формирование и развитие компетентностей в области ИКТ, использование интернет- ресурсов;

- умение организовать культуротворческую деятельность по изучению, сохранению и распространению этнокультурных традиций, экологического мышления;

- формирование норм и эталонов поликультурной коммуникации, навыков межэтнических коммуникаций посредством организации групповой деятельности.

Предметные результаты:

- формирование основ гражданской, этнической и культурной самоидентификации личности гимназиста, осмысление исторического опыта  Коми края (Республики Коми) как части российской         истории, усвоение базовых национальных ценностей;

- овладение базовыми знаниями и целостными представлениями об  основных закономерностях исторического процесса в Коми крае (Республике Коми) с древнейших времен до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах жизни, на основе принципа историзма в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности, акцентируя особое внимание на месте и роли Коми края в историческом развитии России;

- знание учащимися основных особенностей формирования и развития коренного населения - коми этноса, его традиционной культуры, вклада коми народа в сокровищницу мировой культуры и науки;

- применение понятийного аппарата исторического знания при выполнении письменных и устных работ, умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы;

- развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в разных исторических источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего Коми края (Республики Коми), способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;

- воспитание уважения к историческому наследию народов России, в том числе и народа коми.

В ходе изучения «Истории и культуры Республики  Коми» учащиеся должны овладеть следующими видами  учебной деятельности, знаниями, представлениями, умениями:

        1.Хронологические знания и умения:

1.1. Указывать хронологические рамки, периоды значительных событий и процессов; называть даты важнейших событий истории Коми края, соотносить их с событиями истории России;

2.Знание исторических фактов, работа с фактами:

2.1. Характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты  важнейших исторических событий истории Коми края;

2.2. Группировать (классифицировать) факты истории  Коми и России  по различным признакам;

        3.Работа с историческими источниками:

3.1. Читать историческую карту Коми края (Республики Коми), России, финно-угорского мира с опорой на легенду;

3.2. Проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);

3.3. Сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия;

        4.Описание (реконструкция):

4.1. Рассказывать (устно и письменно) об исторических событиях, их участниках;

4.2. Характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, проживавших на территории Коми края в разные исторические эпохи;

4.3. На основе текста учебника и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т.п., составлять описание исторических объектов, памятников истории Коми края (Республики Коми).

        5. Применение знаний, умений и навыков в общении, социальной среде.

5.1. Применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий отечественной и региональной истории в мировом контексте;

5.2. Использовать знания о культуре коми народа, других народов  республики в общении с людьми в школе, и внешкольной деятельности как основу диалога в поликультурной среде.

5.3. Готовность к участию в сохранении памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

Названные достижения должны проявляться  как в учебных ситуациях (устных, письменных ответах и т.д.), так и во внешкольной деятельности, общении со сверстниками и людьми старшего поколения в окружающей среде.

                              Формы проведения занятий:

Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику кружка необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия – встречи  с информантами, практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к  культурному наследию народа, его ценностям. Особенностью организации занятий по краеведению является динамичность её форм. Как можно больше экскурсий, целевых прогулок, то есть необходимо расширение образовательного пространства. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: мультимедийные программы (мультимедиазанятия), метод проектов, исследовательские технологии и т.п. Образовательный процесс строится таким образом, чтобы от занятия к занятию интерес к курсу усиливался, так как на многие  привычные вещи ребята учатся смотреть другими глазами. Активно применяются групповые формы работы, в ходе которых у ребят вырабатываются следующие качества: самостоятельность, взаимопонимание, взаимовыручка, коллективизм, дружба. Особенностью программы является проведение  отдельных занятий, мероприятий        совместно с родителями: экскурсии, прогулки, работа над исследованиями и их представление, экскурсионное ориентирование по селу.

Методы работы:

*общеклассная

*групповая

*парная

*индивидуальная

Возраст обучающихсяучаствующих в реализации данной программы 11-16 лет.

Сроки реализации программы-рассчитана на один учебный год (35 часов), занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.

Механизм реализации программы:

-организация экскурсий в районные краеведческие музеи;

-пешие экскурсии по селу;

-сбор материалов;

-оформление собранных материалов;

-проведение внеклассных мероприятий;

-участие в школьных, районных, республиканских краеведческих конкурсах;

-создание проектов;

-оформление музейного уголка.

                           

                          Основное содержание программы

Дата

Темы уроков:

Кол-во часов по разделу

Кол-во часов по теме

Содержание

1 четверть

Сентябрь.

Октябрь.

2 четверть

Ноябрь.

Декабрь.

3 четверть Январь.

Февраль.

Март.

4 четверть Апрель.

Май.

1.Введение: Республика Коми и Коми край.

2.Финно-угорский мир: Коми народ в составе Финно-угорского народа.

3. Стефан Пермский и христианизация Перми Вычегодской.

*Детство и юность Стефана. Начало христианизации. Организация Пермской епархии.

*Древнепермская письменность.

*Пермская епархия при Стефане Пермском. Значение христианизации в Коми крае.

4.Православная церковь и старообрядчество в Коми крае.

*Православные приходы и храмы. Монастыри.

*Старообрядцы.

5.Формирование народа Коми и его этнической территории.

*Происхождение и этническая история народа Коми.

*Этнографические группы Коми.

6.Традиционная система природопользования и хозяйство Коми.

*Земледелие и животноводство.

*Охота и рыболовство.

*Оленеводство.

*Традиционные ремесла и промыслы.

7.Традиционный быт Коми

*Поселение и жилище.

*Традиционная одежда.

*Традиционная пища.

8.Народные знания.

*Коми народный календарь.

*Народная метеорология.

*Этнопедагогика Коми.

*Народная медицина Коми.

9.Коми народные верования.

*Коми мифология.

Сотворение мира.

*Промысловые культы.

*Представления коми-зырян о душе, о смерти, о загробной жизни.

10.Семейная обрядность Коми.

*Традиционная родильная обрядность.

*Свадебные обряды.

*Погребально-поминальная обрядность.

Календарная обрядность Коми.

*Весенне-летние

календарные обряды.

 *Осенние и зимние календарные обряды.

12.Детские игры Коми.

13.Коми народная музыка и инструменты.

14. Народное искусство. (Традиционный орнамент Коми).

15.История Усть - Куломского района.

16.История с.Руч и с.Аныб.

17. Выдающиеся деятели Республики Коми. (Спортсмены)

18. Итого: 35ч.

Географическое положение,территория, численность населения и расселение,городское и сельское население.

Понятие о языковых семьях. Расселение, государственность финно-угорских народов.

Летописные свидетельства о Стефане Пермском. Создание пермской азбуки: история, цель и задачи, особенности. Особенности процесса христианизации в Перми Вычегодской.

Церковно-административное устройство. Храмостроительство и появление каменных храмов. Упразднение монастырей.

Изменения в этнической территории коми: заселение Мезени и верхней Вычегды. Основание Ижмы и Усть-Цильмы.

Землепользование, орудия труда, набор культур. Попытка внедрения посадок картофеля. Скотоводство. Зарождение оленеводства у коми-ижемцев. Охота и рыболовство. Бытовая утварь и посуда коми.

Типы поселений. Типы жилищ. Внутренняя планировка дома. Женская и мужская одежда.

Календарные приметы.

Обучение и приобщение детей к труду. Бытовые и профессиональные народные врачеватели.

Понятие мифологии. Космогонические мифы. Мифологические представления о строении мира. Календарные мифы. Понятие верований и культа. Представления о жизни и смерти, о душе. Образы низшей мифологии.

Институт брака и ритуал свадьбы. Продолжение рода в семье.

3 этапа обрядовых актов похоронных обрядов.

Календарные праздники православных коми.

Детские игры мальчиков и девочек

Трудовые песни. Лирические и эпические песни. Виды музыкальных инструментов.

Форма декорирования-орнамент.

Исследовательские работы учащихся.

                                Планируемые результаты.

Планируемые результаты изучения программы приведены в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся». Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Ученик научиться» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

Рубрика «Ученик получит возможность научиться» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе: описывать и объяснять; приводить примеры. Кроме того, она содержит умения использовать разнообразные краеведческие исторические источники информации – письменные источники, исторические карты, статистические материалы, мемуары, научно-популярные работы.

         Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

При составлении программы использованы материалы учебных пособий:Учебник «История Республики Коми».7-11 кл.: Учебник для общеобразовательных учеб. заведений /М.Б.Рогачев, И.О.Васкул, И.Л.Жеребцов, М.В.Таскаев, О.И.Уляшев – М.: Издательство ДИК, 2000. – 448 с.: ил.,карт.; Рабочая тетрадьпо истории Республики Коми. М.,1997; Исторический атлас Республики Коми [Текст]. – Москва: Дрофа: ДИК, 1997. – 40 с.: ил, карт.

В качестве дополнительного учебно-методического обеспечения образовательного процесса предлагается использовать:

Литература для обучающихся

  1. Александров, А.Н. Коми АССР в годы Великой Отечественной войны [Текст]// Энциклопедия Республики Коми. Т.1. - С.77-80;
  2. Атлас Республики Коми. М., 2001. – 552 с.: ил., карт.;
  3. Бондаренко, О.Е. Из жизни коми – зырян(по материалам российских журналов второй половины ХIХ - начала ХХ века.): Книга для чтения по истории Республики Коми для учащихся 6-9 классов общеобразовательных учреждений РК[Текст]//О.Е.Бондаренко Из жизни коми - зырян. – Сыктывкар: «Анбур», 2007. – 136 с.
  4. Бондаренко, О.Е.Рассказы по истории Коми края [Текст]/ -Сыктывкар: «Анбур», 2010. – 144 с.:илл.;
  5. Войдор (Когда-то). Мифы, легенды, предания и быличкикоми[Текст]/Сост.П.Ф.Лимеров. - СПб: Изд-во: «Глагол», 1996;
  6. Вычегодско-Вымская летопись [Текст]//Родники пармы. – Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1989. - 176 с.;
  7. Жаков, К.Ф. Этнологический очерк зырян[Текст] // К.Ф.Жаков Под шум северного ветра. – Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1990. -  С.314;
  8. Жеребцов, И.Л. Где ты живешь: Населенные пункты РК. Историко – демографический справочник[Текст]/И.Л.Жеребцов. – Сыктывкар, 1994. - 272 с.;
  9. Жеребцов,И.Л.,Таскаев, М.В.,Рогачев М.Б., Колегов Б.Р. Историческая хроника Республики Коми с древнейших времен[Текст]// – Сыктывкар: ККИ,2002. – 44 с.;
  10. Жеребцов, И.Л., Столповский, П.М. Рассказы для детей  об истории  Коми края[Текст]//И.Л Жеребцов, П.М.Столповский  – Сыктывкар: ККИ, 2005. – 352 с.;
  11. Жеребцов, И.Л., Несанелис,Д.А. Занимательно об истории и культуре Республики Коми. [Текст]/. И.Л. Жеребцов,  Д.А.Несанелис. – М.:1998. - С.72;
  12. Исторический атлас Республики Коми [Текст]. – Москва: Дрофа: ДИК, 1997. – 405 с.: ил, карт.;
  13. Книга Памяти Республики Коми[Текст]. Сыктывкар. – Т.1-10;
  14. Коми-зыряне. Историко-этнографический справочник [Текст] / Сост. Н.Д. Конаков Сыктывкар, 1993. – С.175;
  15. Коми йöзкостса важ висьтъяс – Коми легенды и предания. [Текст]/Составитель Ю.Г. Рочев. – Сыктывкар: Коми книжное издательство, 2006. – 240 с.;
  16. Мифология Коми. Энциклопедия /Н.Д.Конаков, А.Н.Власов, И.В.Ильина[Текст]/ Сыктывкар: Издательство ДИК – 1999;
  17. Рабочая тетрадь по истории Республики Коми. М.,1997;
  18. Рогачев , М.Б. Летопись Коми края. 5-11 кл.: Пособие для учителей и учащихся. – М.: Издательство ДИК, 1998. – 143 с.
  19. Святитель Стефан Пермский. Серия «Древнерусские сказания о  достопамятных людях, местах, событиях». Статьи, текст, перевод с древнерусского, комментарии [Текст] /  СПб, «Глагол», 1995 –280 с.;
  20. Сорокин, П.А. Долгий путь Автобиографический роман Перевод с английского, [Текст] / Сыктывкар, 1991;
  21. Памятники Отечества. Земля Коми. Альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. – Москва, 1996. - № 36. – 183 с.;
  22. Топонимия Республики Коми. Словарь – справочник /Сост. А.П. Афанасьев [Текст]/  Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1996. – 208 с.;
  23. Учебник «История Республики Коми». 7-11 кл.: Учебник для общеобразовательных учеб. заведений [Текст]/М.Б.Рогачев, И.О.Васкул, И.Л.Жеребцов, М.В.Таскаев, О.И.Уляшев – М.: Издательство ДИК, 2000. – 448 с.: ил., карт.;
  24. Хорунжая, Т.М. 100 тестов по истории Республики Коми: исторические факты и явления в вопросах и заданиях[Текст]// Хорунжая Т.М. – Сыктывкар, 2002.

Литература для учителя

  1. Бондаренко О.Е. Рассказы по истории Коми края[Текст]/.- Сыктывкар, «Анбур», 2010. -.144 с.: ил.
  2. Белицер, В.Н. Очерки по этнографии народов коми[Текст]/. М., 1958;
  3. В краю зырянском (По материалам российских периодических изданий ХХ - начала ХХ века)/Сост., вступ.статьяО.Е.Бондаренко.-Сыктывкар: ООО «Анбур»,2011.-256 с.
  4. Жаков, К.Ф. Этнологический очерк зырян// Под шум северного ветра. – Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1990. - С.314;
  5. Жеребцов, И.Л., Д.А.Несанелис. Занимательно об истории и культуре Республики Коми. [Текст]/И.Л.Жеребцов. – М.:1998;
  6. Жеребцов, И.Л. Возникновение и запустение деревень и починков в XX веке [Текст]// Коми деревня в XX веке: история, современность, перспективы. Тезисы выступления участников конференции. – Сыктывкар,1995. - С.34-36;
  7. История Коми края: Хрестоматия. Часть 1. Дореволюционный период / Под ред. О.Е. Бондаренко, В.И. Чупрова. – Сыктывкар, 1991.
  8. История Коми с древнейших времен до конца XX века [Текст] /Сыктывкар – 2004. - Т.1, 2. – С.704;
  9. Историческая хроника. Республика Коми с древнейших времен[Текст] – Сыктывкар: Коми книжное издательство, 2002. – С.92;
  10. Мифология Коми [Текст]// Н.Д.Конаков, А.Н.Власов, И.В.Ильина./ - Сыктывкар: Издательство ДИК – 1999 - С.288-290;
  11. Топонимия Республики Коми. Словарь – справочник. Сост. А.П. Афанасьев [Текст]. - Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1996. – 208 с.;

12. Уляшов, О.И. Символика полотна у коми //Эволюция и взаимодействие культур народов Северо-востока европейской части России. – Сыктывкар

13.Фаузер В.В., Рожкин Е.Н. Республика Коми в XX веке. Демография, расселение, миграция[Текст]/В.В.Фаузер. – Сыктывкар,2001. - С.124;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка по физической культуре "Олимпийцы среди нас"

Данная методическая разработка поможет учителям физической культуры  сосотавить свою собственную программу кружка....

Программа кружка по физической культуре "Акробатика"

Содержание:   в процессе изучения данной программы уча­щиеся имеют возможность расширить свои  знания и приобрести практические навыки по акробатике.  Программа «Акробатика» ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА кружка «Основы православной культуры»

Данная образовательная программа педагогически целесообразна,  т.к. при ее реализации посещении музеев, храмов, церквей способствующим формированию исторического и гражданского сознания, воспитан...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «История русской культуры и быта» для учащихся 6 класса

Рабочая программа адресована для  учеников 6-х классов общеобразовательной школы. Настоящая рабочая программа  кружка по истории  призвана расширить представления учащихся о быте и куль...

Рабочая программа кружка "Основы православной культуры" 5-9 классы 2016-2017 уч.год

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС ООО на основе авторской программы А. В. Бородиной. Расчитана на 5-ти дневную рабочую....

Программа кружка "Традиции русской культуры"

Дополнительная общеразвивающая   программахудожественной  направленности          «Традиции  русской культуры» Во...

Программа кружка "Этикет и культура общения" по ФГОС

Программа кружка "Этикет и культура общения" по ФГОС...