Главные вкладки

    Образовательно_исследовательский проект: Кадетский бал 2017/18.
    проект на тему

    Сиренин Алексей Михайлович

    Данная работа раскрывает опыт разработки и реализации проекта

    «Кадетский бал» в кадетской школе интернате. Представляет направления работы с разными группами участников проекта, показывает методическую систему нравственно-патриотического воспитания школьников по приоритетным темам, позволяющим закладывать ростки гражданственности, патриотизма любви к своей семье, малой родине и Отечеству.

    Актуальность данного проекта состоит в современном понимании необходимости постижения и сохранения исторического и культурного наследия наших предков. К сожалению, в наше время утрачиваются культурные связи поколений и традиций, наблюдается всеобщее падение нравов, культурных ценностей, излишняя свобода в отношениях людей, уходит в прошлое танцевальная культура и светский этикет. В связи с этим, данная проблема требует разрешения и очевидно, что необходимо возрождать интерес к изучению русских национальных традиций, исторических танцев как одного из направлений формирования культуры нашего общества. Балы как явление культуры изучены недостаточно, и новизна работы заключается в том, что мной сделана попытка исследовать традиции балов и обучение историческим танцам, как необходимость постижения и сохранения  исторических и культурных ценностей наших предков, живущих в 19 веке.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt_kadetskiy_bal.docx86.47 КБ

    Предварительный просмотр:

    АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ         D:\Докум. СВН\РЕКЛАМА ОБРАЗОВАНИЯ\ЛОГОТИП\ЛОГОТИП НОП ЦЕНТРА.jpg

     ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ   ОРГАНИЗАЦИЯ

       «ЦЕНТР НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    «НАУКА. ОБРАЗОВАНИЕ. ПРОФЕССИЯ»

    АНОО   “ НОП  ЦЕНТР ”

    141292 Московская область, г. Красноармейск, ул. Строителей,1а

    ИНН 5038998323,  КПП 503801001   E-mail: 9055145050@mail.ru

            Тел.:  8-905-514-50-50,  8(496)538-26-38, 8(495)993-16-90                                  

    Образовательно-исследовательский  проект:

    Кадетский бал.

    2017-2018 учебный год.

    Учитель:  Сиренин Алексей Михайлович.

                                                                                     Утверждаю

       Генеральный директор АНОО «НОП ЦЕНТР»

    ________________________В. Н. Смирнов

    «_____»________________2018 г.      

    Введение:

     Данная работа раскрывает опыт разработки и реализации проекта

    «Кадетский бал» в кадетской школе интернате. Представляет направления работы с разными группами участников проекта, показывает методическую систему нравственно-патриотического воспитания школьников по приоритетным темам, позволяющим закладывать ростки гражданственности, патриотизма любви к своей семье, малой родине и Отечеству.

    Актуальность данного проекта состоит в современном понимании необходимости постижения и сохранения исторического и культурного наследия наших предков. К сожалению, в наше время утрачиваются культурные связи поколений и традиций, наблюдается всеобщее падение нравов, культурных ценностей, излишняя свобода в отношениях людей, уходит в прошлое танцевальная культура и светский этикет. В связи с этим, данная проблема требует разрешения и очевидно, что необходимо возрождать интерес к изучению русских национальных традиций, исторических танцев как одного из направлений формирования культуры нашего общества. Балы как явление культуры изучены недостаточно, и новизна работы заключается в том, что мной сделана попытка исследовать традиции балов и обучение историческим танцам, как необходимость постижения и сохранения  исторических и культурных ценностей наших предков, живущих в 19 веке.

     

    Данный материал может быть использован педагогами как модель воспитательной работы по нравственно- патриотическому воспитанию школьников.

    Материалы данного проекта можно применять на уроках истории, литературы, МХК, танцев.

       Идея бала- познакомить учащихся с эпохой, сделав их действующими лицами, научить этикету: уметь здороваться, знакомиться, приглашать дам на танец, ухаживать за ними,

    поддерживать разговор, уметь танцевать, держаться в обществе и т.д. Для этого каждый класс должен разучивать  вальс, полонез, мазурку, польку, па-де-грас, русский лирический танец, читать книги об известных людях, произведения писателей той эпохи, о том, как проходили балы.

    В этот вечер юноши должны быть особенно галантны, а девушки неотразимы. Когда девушка надевает длинное вечернее платье, делает прическу прошлого века, она, сама того не замечая, становится мягче и нежнее.

    А юноши чувствуют большую ответственность за бал: это они в основном делают первые шаги к знакомству, приглашают на танец, провожают даму до места.

    Обычно на балу участвуют не только школьники , но и учителя, родители. Никто не остается без роли, без партнера по танцам.

    Девушки в красивых бальных платьях, с прическами, с веерами, юноши в форменной одежде кадет, звучит музыка, восторженные лица, сама атмосфера бала –все это представляет грандиозное по красоте и содержанию зрелище.

    Цель:

    - Воспитание чувства гордости за свою страну, свой народ, создавший великую культуру.

    - Расширение кругозора учащихся, ознакомление с большим количеством  музыкального и хореографического материала.

    - Воспитание, основанное на умении ребят воспринимать окружающий мир, благодаря которому они имеют возможность познать лучшие образцы мировой художественной культуры через музыкальный материал, историко-бытовой танец, литературные и исторические источники.

    -Создание необыкновенной, неповторимой атмосферы, где каждый и актер, и зритель одновременно.

    -Развитие творческих способностей через участие в танцах, театрализованных постановках и инсценировках.

    Задачи:

    - Сохранение и приумножение лучших традиций кадетского движения Российского Отечества в новых исторических условиях, создание мотивации для формирования у молодежи патриотических ценностей.

    - Познавательные: Развитие познавательной активности. Развитие речевой активности. Эстетическое воздействие на эмоции у воспитанников посредством использования разных видов искусства.

    - Воспитательные задачи: Воспитание культуры межличностного общения, социальной активности кадет. Формирование эстетических образцов проведения свободного времени. Оптимизация межличностных отношений в юношеских коллективах. Развитие творческих способностей воспитанников.

    - Развивать умение применять полученные знания на практике.

    - Формировать понимание роли проведения балов в жизни России XVII - XIX в. в. и современного общества.

    Организационно-подготовительный этап проекта.

    На  этом этапе я определил те танцы которые будут танцевать кадеты на балу – это полонез, фигурный вальс, медленный вальс, вальс миньон, русский лирический танец, сударушка, па-де-грас, вальс-мазурка, испанский вальс, полька. Определил кол-во часов на каждый танец (составить рабочий план).

    Поставить задачи и определить цели для учащихся по каждой возрастной группе.

    Поисково-исследовательский этап проекта.

    На этом этапе необходимо подобрать материал: сделать постановку каждого танца ( последовательность фигур танца и количество фигур в танце), подобрать музыку к каждому танцу, изучить историю балов, этикет, костюмы, прически,  рассказать ребятам об истории танцев или дать им задание чтобы они сами нашли материал по истории танцев.

    1.История происхождения балов

    Что такое «бал»?

         Слово «бал» пришло в русский язык из немецкого; в переводе оно означает «мяч». 
        В старину в Германии существовал такой обычай: на Пасху сельские девушки с песнями обходили дома своих подруг, которые за минувший год вышли замуж. Каждой из них дарили по мячику, набитому шерстью или пухом. В ответ молодая женщина обязывалась устроить для всей молодежи деревни угощение и танцы, наняв за свой счет музыкантов. Сколько было в селе молодоженов, столько давалось и мячей, или балов, то есть вечеринок с танцам. В России до конца XVII в, ничего похожего на балы не существовало. В 1718 г. указом Петра были учреждены ассамблеи, ставшие первыми русскими балами. На протяжении XVIII — XIX вв. балы все прочнее входили в русский обиход и вскоре перестали быть принадлежностью только дворянского образа жизни, проникнув во все слои городского населения. Некоторые бальные танцы, например «кадриль», в XIX в стали танцевать даже в деревне. Бал имел свои правила, свою последовательность танцев и свой этикет, особые для каждой исторической эпохи. Обязательной принадлежностью бала был оркестр или ансамбль музыкантов. Танцы под фортепьяно балом не считались. Бал всегда заканчивался ужином и очень часто включал дополнительные, кроме танцев, развлечения: небольшой концерт специально приглашенных артистов или любителей - певцов и музыкантов — из числа гостей, живые картины, даже любительский спектакль.

    Разновидности балов.

    Балы выполняли очень важные социальные функции. Они позволяли налаживать и поддерживать связи между разными кругами общества (в рамках одного социального слоя).
    Придворные балы, довольно чопорные и скучные, считались официальными мероприятиями. На них собирались тысячи гостей. Участие в придворных балах было обязательным для приглашенных. Великосветские балы давали представители знатнейших и богатейших семей Москвы и Петербурга. Гости созывались по выбору хозяев дома из числа их друзей, родственников и великосветских знакомых. Здесь чаще всего происходили светские дебюты молодых людей и девушек, которых начинали выводить в свет. Блестящая гвардейская молодежь с удовольствием наезжала в Москву из Петербурга. В зале Благородного собрания два раза в неделю устраивались балы, на которые собиралось до пяти тысяч человек. На таких балах можно было веселиться от души, в отличие от чинных и церемонных придворных балов в холодном Петербурге. На Московских балах сговаривались свадьбы "Москва славилась невестами, как Вязьма пряниками", - писал Пушкин. 

            Общественные балы часто давались в провинции. Средства на такие балы собирались по подписке (в складчину), либо на них продавали билеты, которые мог купить каждый желающий. Наиболее веселыми и непринужденными бывали обычно балы семейные. Их приурочивали к семейным праздникам, приглашали родню и близких знакомых. Проводились благотворительные балы, на которые продавали билеты, и в залах устраивали благотворительную торговлю. Все вырученные от бала средства шли в пользу какого-нибудь детского приюта, учебного заведения, пострадавших от стихийного бедствия и т. п.

                 Самые непринужденные из балов – семейные. Семейные балы организовывали по случаю памятных семейных дат, на которые заранее распространяли пригласительные билеты. В залах проводили всевозможные аукционы и конкурсы, а вырученные деньги шли в помощь приютам. В художественном фильме «Анна на шее», главная героиня Анна в исполнении известной актрисы А. Ларионовой приглашена была проводить такую благотворительную лотерею. 
    Детские балы - это особые балы, устраивавшиеся в первую половину дня либо в частных домах, либо в помещении танцклассов. Туда привозили и совсем маленьких детей, и подростков. На детских балах танцевали и девочки двенадцати, тринадцати или четырнадцати лет, которые считались невестами. Детские балы отличались весельем, непринужденная обстановка детской игры незаметно переходила в увлекательное кокетство.

    Особой традицией были балы кадетские и юнкерские. Их отличительной

    чертой было то, что под строгим надзором воспитателей на этих балах встречались кадеты, юнкера и их сверстницы из гимназий или институтов благородных девиц. На этих балах будущую элиту российского общества учили применять правила этикета на практике, правильно себя вести. Именно на этих балах шло непримиримое соперничество представителей различных корпусов в искусстве танца. Кадетские балы всегда отличал дух соревнования. Для каждого учебного заведения было особо почетно быть признанным «первым номером» в танцах, поэтому к балу готовились очень тщательно, дабы «не уронить чести корпуса перед обществом»
    Балы-маскарады были особенно любимы обществом. Обязательными атрибутами были маски, плащи-домино. Атмосфера таинственности располагала к раскрепощенному общению. К балу готовились заранее. Хозяин и хозяйка могли попросить помочь кого-либо из приглашенных. Оказывается, еще во времена Екатерины II предлагали услуги организаторы праздников. Еда, напитки частенько доставлялись из клубов или ресторанов.

    Много внимания уделяли внешнему оформлению праздника. Цветочники украшали помещения гирляндами из живых цветов, исполнительные молодые секретари рассылали приглашения.

           Балы проходили в специальных залах – апартаментах, позволяющих организовать бальные танцы. Бальные залы были окружены столовыми, буфетными, курительными комнатами. Особое внимание уделялось музыкальным номерам. Иметь собственный оркестр было большой гордостью хозяев. В каждом дворянском доме имелась коллекция музыкальных инструментов. В России неизменным спросом пользовались выступления известных исполнителей. Ужин и музыкальный вечер были неизменной составляющей бала. 

    Организация бала.

    Вся ответственность за проведение частного бала, естественно, целиком лежала на хозяине и хозяйке, но нередко они прибегали к помощи лиц из списка приглашенных. Обслуживание гостей, еда и напитки для бала могут быть предоставлены клубом или рестораном гостиницы, где решено проводить торжественное мероприятие, а если балы устраивались дома, можно обратиться в агентство по доставке продуктов и обслуживанию гостей. Украшение помещения заказывали цветочникам, а хлопоты, связанные с приглашениями гостей, поручали секретарям. 

    В богатых домах местом приемов служили парадные апартаменты - обычно они располагались анфиладой, центральную часть которой занимал бальный зал, а по сторонам располагались гостиные, буфетные и столовые. Самые знатные и богатые люди для этих целей строили отдельные здания. В домах победнее для приема использовались жилые помещения. В начале XIX века практически в каждом дворянском доме имелись музыкальные инструменты, часто дорогие, богато декорированные. Естественно в домашних концертах исполнялась камерная музыка - в России слушали и любили европейских композиторов. Кроме того, в богатые дома приглашали знаменитых музыкантов-исполнителей. Сначала это были в основном вокалисты, солисты придворных театров или гастролеры, затем, с развитием инструментального исполнительства, виртуозы - пианисты и скрипачи.

    Бальные традиции и этикет.

         Основными развлечениями в ХIХ веке были бал и ужин. Между тем они были существенными, но вовсе не обязательными составляющими званого вечера. Русская дворянская культура ХIХ века на этот счет выработала гибкую систему элементов, которая могла варьироваться в зависимости от повода, количества и возраста гостей и многих других обстоятельств.

                Еще в петровскую эпоху появилось первое руководство по этикету и хорошему тону. Называлось оно "Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению". Здесь давались самые общие наставления о том, как держать себя в обществе. Например, придворному человеку не советовалось "руками и ногами по столу везде колобродить, но смирно есть, вилками и ножиком по тарелкам и скатерти не чертить. Когда говоришь с людьми, то будь благочинен, учтив, немного говори, а слушай. Придворный человек не должен носом храпеть и глазами моргать, и ниже шею и плеча, якобы из повадки, трясти. Не зван и не приглашен в гости не ходи, ибо говорится: кто ходит, не зван, тот не отходит, не бран". 
    Подобные же наставления издавались и позднее. Среди них были и написанные в стихах: 
    Старайся, чтоб твой нос был свеж и чист; 
    Не фыркал, не сопел, не издавал бы свист, 
    Старайся за столом так руки держать, 
    Чтоб платья дам не замарать

     

         Организаторы бала ровно в назначенный час собирались у входа в помещение, где должно было проходить торжественное мероприятие, чтобы приветствовать гостей. Если бал частный, приглашенных встречали хозяин и хозяйка, если общественный - ответственные члены подготовительного комитета. 
    Гости заходили в частный дом, где был организован прием, и перед тем, как подойти к хозяевам и поприветствовать их, снимали в гардеробе верхнюю одежду. После обмена рукопожатиями с хозяевами гости проходили в бальную залу. 
    В бальной зале рядом с танцплощадкой почти всегда расставляли столы со стульями, где в перерыве между танцами можно было отдохнуть. Было принято, чтобы мужчины приглашали на танцы женщин, с которыми они сидели рядом за столом, своих жен и хозяйку приема. Если хозяйка сидела за другим столом, мужчине не следовало приглашать ее, пока он не убедится в том, что у всех дам, сидевших за его столом, есть партнеры или они заняты беседой со своими соседями, чтобы ни одна женщина не оставалась без внимания. По правилам хорошего тона протанцевать весь бал могли только молодые люди обоих полов.

    Менять партнеров можно было только в перерывах между танцами или тогда, когда музыканты играли «на бис». Когда танцы заканчивались, каждый гость перед уходом обязан был подойти к хозяину и хозяйке, поблагодарить их и попрощаться.

    Бальный костюм.

         Одежда для бала подчинялась определенным правилам. Вплоть до 60-х годов ХVII века мужчинам считалось неприличным приезжать на бал в брюках. Для этого существовали специальные короткие, до колен, светлые штаны. К ним, надевались белые чулки и открытые башмаки с пряжками. Для бала был обязателен темный фрак, который надевали со светлым жилетом и белым галстуком (бабочкой). 
        Дамское бальное платье ХIХ века обычно шилось с короткими рукавами, открытым, из тонких и легких материй - шелка, газа, кисеи, кружев. Платье для танцев было чуть-чуть короче, чем это было принято для повседневной одежды: приоткрывало ступни до щиколоток. Длина платья указывала опытному глазу, собирается ли дама танцевать. Именно по этой причине пришлось спешно укорачивать перед балом платье Наташи Ростовой в романе Л. Н. Толстова "Война и мир": домочадцам показалось, что бальные кавалеры примут Наташу за не танцующую. 
    Бальные наряды для девушек, впервые выезжающих в свет (их называли дебютантками), готовились особенно тщательно. Традиционно они были светлыми, чаще - белыми, и отделывались искусственными цветами-подснежниками, незабудками, бледными маргаритками. Букетики таких цветов прикалывали к волосам.

         Для последующих балов платья молодой девушки могли быть чуть пышнее, но, согласно русской традиции, девушка  из хорошего общества не должна была носить драгоценностей (кроме скромной нитки жемчуга или цепочки с небольшой подвеской), дорогих, ярких или темных тканей, перья и меха. Все это дозволялось только замужним дамам. Верхом элегантности и хорошего вкуса считался бальный наряд без единого цветного пятна. Чтобы не измять бальный туалет, поверх него набрасывали просторную накидку, называвшуюся "сорти де баль".
        Молоденькая девушка появлялась в обществе с цветами или бантами в волосах, зато замужняя дама обычно надевала головной убор: легкую шляпу без полей (ток), берет или хотя бы наколку из лент и кружев. В этом правиле нашел отражение старинный русский обычай, по которому замужним женщинам не позволялось показываться на людях с непокрытой головой. Мужчины появлялись на балах без головных уборов. Не танцующие дамы приезжали на праздники в длинных платьях из плотной и сравнительно тяжелой, "не бальной" материи-бархата, шелкового штофа, шерсти и т. п.
    Воздушные и легкие бальные наряды оказывались удивительно непрочными. Бальные башмаки нередко протирались до дыр за один вечер, и после бала, убирая, слуги непременно выметали из зала кусочки кружев, смятые оторвавшиеся цветы, блестки и перышки.

         В XIX веке время от времени входили в моду дамские перчатки без пальцев, закрывающие только ладонь. Кольцо поверх обычной перчатки в ХIХ веке считалось ужасной безвкусицей, а вот браслеты надевать в таких случаях не возбранялось.

         Бальное платье было просто только с виду. На самом деле это было очень дорогое произведение портняжного искусства. Основу его составлял корсет - это такое орудие для пытки красотой. Хочешь быть красивой — шнуруй и тяни, даже если талия меньше 60 см — все равно утягивай. Грамотно сшитый корсет мог утянуть талию до 20 см. Нижние юбки способствовали тому, чтобы платье волнующе колыхалось и шуршало. Платье должно было соответствовать выбранному стилю и эпохе. Мода любого времени строго регламентирует вырезы, крой, ткани и элементы отделки.

         Передвижение в бальном платье — это особое искусство: требуется вовремя подобрать юбки для шага или реверанса, не говоря о такой фигуре высшего пилотажа, как подъем по лестнице. В танцах длинный шлейф просто перебрасывается через руку или крепится к кисти, специально нашитой петлей. Надевая платье со шлейфом, даме надо помнить, что прежде чем сойти с места, следует посмотреть, не стоит ли кто на нем.

          Бальные туфельки. Тут у каждого века запросы свои. Ботиночки с загнутыми носами — к платью с «адскими окнами» (глубокими вырезами по бокам платья), атласные туфли-балетки — к стилю ампир. Но для танцев на паркете удобнее всего взять танцевальные туфли. И не забыть канифоль на подошвы! Теперь можно только удивляться, как при всем этом девушка на балу умудрялась остаться томной, изящной, воздушной и нежной.

    Обязанности кавалера.

         Особые обязанности возлагались на балу на кавалеров. Они должны были быть безупречны. На балу они находились под самым пристальным вниманием.
    Для того чтобы обычный мужчина воспринимался как кавалер для бала, он должен был обучен танцам (до совершенства), разобраться в галантном этикете, уметь применять его к  даме. 
    Для ведения бесед он должен был разбираться в политике, погоде, литературе, живописи, музыке, уметь шутить и цитировать классиков. 
        Именно потому особенно ценились господа юнкера и кадеты. Обученные этикету, грамотные, воспитанные, блистающие выправкой и эполетами, и главное - танцевавшие как боги. Многие приходили на кадетские балы смотреть именно, как танцуют кадеты, учиться у них манерам.

    Развлечения на балах.

    Игра в «живые» картины.

         Популярное молодежное бальное развлечение конца XVIII - начала XX в.- игра в «живые» картины. Особенно распространено оно было на семейных балах и вечерах. Показывали живые картины перед танцами или в перерыве между ними. Они требовали подготовки и репетиций, поэтому готовились заранее, часто в виде сюрприза кому-нибудь из членов семьи.

         Для живых картин выбирали несколько сюжетов, хорошо известных всем присутствующим: религиозных, литературных, исторических, мифологических или сказочных, например "Аполлон и музы", "Три грации", "Моисей в пустыне", "Зигфрид и Кримгильда" (из древнегерманского эпоса "Песнь о Нибелунгах"), "Мария Стюарт в темнице", "Подводное царство" и т. п. Затем распределяли роли. Если была возможность, рисовали декорации, подбирали реквизит и шили костюмы, а если не было, обходились подручными средствами: вместо декорации вешали драпировку, костюмы сводили к нескольким деталям - плащу, короне и т. п.

         Во время представления участники живой картины под музыку выходили на сцену, располагались группой, соответствующей сюжету, и по команде замирали в полной неподвижности - как на картине. Через минуту по новой команде позы менялись, и возникала новая сцена на тот же сюжет, а потом еще раз. Особенно изысканной считалась такая живая картина, в которой после всех передвижений действующих лиц возникала сцена, в точности повторяющая какое-нибудь известное живописное полотно.  За одно представление показывали от трех до пяти живых картин, в которых принимали участие в основном молодежь и подростки – дети.

    Раскладывание пасьянса и его разновидности.

    На балу любили гадать на картах, раскладывать пасьянс.

    Почта. На балу работала почта.

     Почтальоны всегда были готовы передать послание любой ценности, будь то признание в любви или информация о новом открытии, чьё-либо восхищение приглянувшейся особе или фрагмент литературной дуэли. Если кто-либо на балу не знал, как признаться в любви, сделать красивый комплимент или просто сказать приятное, если его сердце поразил недавно знакомый ему человек, незнакомец или незнакомка, он использовал почту. Если кому-нибудь просто хотелось привлечь внимание противоположного пола, то почта приходила им на помощь. Этикет не позволял почтальонам разглашать тайны сердца или имя отправителя.
    Игра «Мой тайный друг» - приложение к почте. Участники бала на входе записывали свой номер и Ф. И.О. на специально подготовленном бланке. Кавалеры помещали свой бланк в одну емкость, дамы - в другую,
     далее кавалеры вытягивали номер и имя дамы, которой писали послания весь вечер из женских имен, дамы - из мужских.

    Шарады.

    На балу не только танцевали, играли, но и разгадывали шарады.

         Шарада – это разновидность усложненной загадки: загадываемое слово разделяется ( обычно по слогам) на отдельные слова, и каждое из них, а затем и целое описываются через перифраз. Если загадка восходит к глубокой мифологической древности, к ритуалам испытания, архаическому табуированию предметов или действий ( например, охоты), к ретрансляции опыта с помощью клишированных формул ( отсюда переход загадок в пословицы и поговорки). Шарады были известны с III-VI веков, однако особенную популярность в форме стихотворений, а затем и инсценировок получили в салонной культуре XVIII века, что связано с общим тяготением искусства барокко с перифразу ) описанию одного понятия с помощью нескольких)..  

       Бал - непременный атрибут русской культуры, пришедший к нам из Западной Европы. Он был призван определить тип социального поведения внутри общества. Бал был организован, имел четкую структуру, определенный порядок танцев и строгий этикет. Танцы были при этом не только средством приятного времяпровождения – им придавалось чрезвычайно большое значение в общественном поведении человека, были необходимым условием воспитания и образования, причём не только высшего образования общества, но и среднего.

         Бальные традиции Х1Х века продолжает век ХХ и ХХ1. В настоящее время самым популярным является Венский Оперный бал. Это светское мероприятие проходит ежегодно в последний четверг перед Великим постом в Вене. Оно собирает более 5 тысяч гостей: дипломатов, бизнесменов, деятелей искусства. По традиции бал также открывается полонезом. И у нас в России, не иссякли традиции проведения балов по канонам, сложившимся в истории, например, Международный кадетский бал в Кремле, в котором 12 декабря 2017 года участвовали и наши кадеты.

    2.Танцы, которые будут исполнены на нашем балу:

    Полонез:

    Полонез (франц. polonaise, от polonais — польский) — торжественный танец-шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение. С 16 в. стал придворным танцем во Франции и др. европейских странах. В Российской империи полонез исполнялся с нач.18 в., с него начинались ассамблеи Петра I. 
    Исполняется обычно в начале балов, подчёркивая торжественный, возвышенный характер праздника. 
    В полонезе танцующие пары двигаются по установленным правилами геометрическим фигурам. 
    Музыкальный размер танца — ¾. 
    Кавалер ведет даму правой рукой. Исходное положение: танец начинает первая пара, проходя по кругу, в то время как за ней пристраиваются остальные пары, образуя колонну. Между парами должно держаться равномерное расстояние (80-100 см). 

    Шаги полонеза 
    Базовые шаги полонеза состоит из последовательности трёх обычных шагов: шаг с внешней (по отношению к партнёров друг к другу) ноги на носок, шаг с внутренней ноги на носок, шаг с внешней ноги на стопу. Следующий шаг начинается уже с внутренней ноги. Таким образом, рисунок получается следующим: носок, носок, стопа. 
    При первом шаге происходит лёгкое приседание (плие) на опорной ноге с небольшим поворотом в сторону вынесенной вперед ноги. Дальнейшее движение осуществляется в распрямлённом положении, партнёры как бы тянутся вверх. Плечи должны быть раскрыты, осанка гордая, благородная. 

    Фигуры полонеза 
    Променад (фр. promenade). Пары движутся основным шагом по кругу против часовой стрелки вслед за ведущей парой. 
    Колонна. Дойдя до центра конца зала, первая пара поворачивает налево (в начало зала) и продолжает движение по диаметру круга. Все продолжают движение вслед за первой парой и постепенно выстраиваются в колонну. 
    Поперечина, траверсе (фр. la traverse), прочёс. Пары выстроены в две колонны параллельно друг другу по двум сторонам круга. Колонны идут навстречу друг другу по кругу. Когда пары встречаются, то кавалеры «левой линии» пропускают между собой и своими дамами дам другой «линии», а кавалеры «правой линии» пропускают между собой и своими дамами дам «левой линии». Получается своеобразная «расчёска» или «решётка». В конце фигуры пары соединяются, продолжая идти по кругу. 
    Линии (четвёрки), колонна в 2 пары. Выполняются после расхода пар на две колонны из головы зала, когда пары возвращаются в хвост колонны по двум сторонам круга, продолжительность — 4 такта. Кавалер первой пары, дойдя до центра «хвоста» зала и поравнявшись с дамой второй пары, подает ей руку. Образовавшаяся четвёрка продолжает движение в голову зала по диаметру круга, при этом танцующие пошире расходятся друг от друга. Остальные пары таким же образом образуют четверки и следуют за ними. 
    Линии (восьмёрки), колонна в 4 пары. Первые 4 пары образуют первую линию колонны, вторые 4 пары - вторую линию и т.д. 
    Фонтан (фр. la fontaine). Пары выстроены в колонну в начале зала. Кавалер первой пары поворачивается налево и идёт по полукругу в конец зала. Дама первой пары идёт направо по полукругу в конец зала. Остальные пары доходят до места, где разошлась первая пара и только после этого расходятся — в том же порядке, что и первая пара. 
    Фонтан парами. Дойдя до стены (далее стена где расходятся), первая пара идет направо, вторая налево, третья направо, четвертая налево и т.д. Пары обходят зал, встречаются у противоположной стены (далее стена где сходятся), и снова перестраиваются в единую колонну в прежнем порядке 
    Приветствие. Начинается также как «Фонтан», но в конце зала пары не соединяются, а линии дам и кавалеров проходят мимо друг друга: кавалеры по внешнему кругу, дамы по внутреннему. У точки, где пары расходились, линии вновь проходят друг мимо друга, кавалеры по внешнему кругу, дамы по внутреннему, снова доходят до конца зала, где соединяются в пары. Когда кавалер и дама одной пары проходят друг мимо друга, они приветствуют друг друга кивком. 
    Веер (фр. éventail). Обычно эта фигура выполняется после «фонтана». Кавалеры идут по полукругу в конец зала слева (если смотреть в начало зала), их дамы идут параллельно им по полукругу справа (партнеры идут не вместе). Когда кавалер встречает свою даму, он предлагает ей руку, и пары расходятся следующим образом: нечётные пары идут в правый угол начала зала, а чётные — в левый угол начала зала. Дойдя до соответствующего угла зала, пары поворачивают и возвращаются в конец зала по своему полукругу. 
    Расхождение. Выполняется аналогично «вееру». Первая пара колонны доходит до головы зала и возвращается в хвост зала по правой стороне круга, следующая доходит до её места и затем идет по левой стороне и т. д. (нечётные пары по правой стороне, чётные по левой). Каждая пара «уходит» назад только на начало следующего такта (то есть на счёт «раз»). 
    Две шеренги (две колонны). Кавалер и дама первой пары кланяются друг другу и на один полонезный шаг расходятся в стороны и встают лицом друг к другу. Вторая пара проходит между ними и расходится также. Далее все следующие пары. Когда все перестроились в две линии, кавалер первой пары подает своей даме руку и проходит между линиями, далее то же делает кавалер второй пары (после того, как мимо него прошла первая пара), и так далее, пока колонна не восстановится. 
    Звёздочки. Выполняются за 8 тактов. Пары располагаются в двух колоннах параллельно друг другу, при этом чётные пары догоняют находящиеся впереди нечётные, а нечётные, наоборот, отстают (разбиваясь, таким образом, по четыре человека). На первый счёт дама первой пары доворачивается по часовой стрелке через правое плечо, поднимая правую руку, дама второй пары — через левое, также поднимая правую руку. Все четверо соединяют прямые правые руки в центре круга, при этом руки дам лежат сверху рук кавалеров. Далее звёздочка движется по кругу по часовой стрелке обычным шагом полонеза (на первые четыре такта проходят первый полный круг, на вторые четыре такта — второй полный круг). В конце восьмого такта руки размыкаются, дама первой пары доворачивается по часовой стрелке через правое плечо в исходное положение. 
    Шен или шент, цепочка (фр. la chaine). Выполняется за 8 тактов. Кавалеры располагаются в кругу лицом по обычному направлению движения, их дамы лицом к ним (соответственно, кавалеры стоят левой рукой в центр круга, дамы — правой рукой в центр круга). Движение выполняется обычным шагом полонеза. Кавалер делает шаг по кругу, встречается со своей дамой правыми руками и правыми плечами, на следующий шаг со следующей дамой соответственно левыми руками и левыми плечами (при каждой встрече партнёры слегка кланяются друг другу). Дойдя до своей дамы, кавалер подает ей руку, пара разворачивается по ходу танца (возможны варианты). 
    Гирлянды. Похоже на Шен. Все выстраиваются в цепочку, цепочка замыкается в круг, все останавливаются. На первый полонезный шаг первая пара разворачивается лицом друг к другу. На второй это делают все остальные. За три такта, соответствующие следующему полонезному шагу, первый кавалер подает своей даме правую руку, она кладет на нее свою правую руку. За следующие три такта то же делают все остальные. На следующие три такта все меняются местами со своими партнерами и оказываются лицом с другими партнерами. Им подают левые руки. Далее на каждый полонезный шаг нужно поменяться со следующим партнером поочередно за правую и левую руки, пока не вернетесь к своему партнеру. 
    Соло дам — 8 тактов: Пары располагаются по двумя линиями напротив друг друга. На первый такт дамы начинают движение к противоположному партнеру, при этом правая рука на кринолине слегка вынесена вперед, левая отведена назад. Поравнявшись с дамой пары визави правыми плечами, дама меняет руки и направление движения и, дойдя до кавалера пары визави (2 такта), обходит его против часовой стрелки (ещё 2 такта). При этом кавалер пары визави подает левую руку, правую держит за спиной дамы на уровне её талии, как будто прикрывая её сзади. Далее дамы таким же образом возвращаются к своим кавалерам (2 такта) и также их обходят (последние 2 такта). 
    Коридор (выполняется после колонны): В начале очередной музыкальной фразы первая пара сходится и идёт обратно по «коридору» в «хвост» зала. За ней следуют остальные. (Обратите внимание, что дама в данном случае оказывается по левую руку.) В конце коридора первая пара поворачивает налево, вторая направо и т. д. и вновь идут к голове зала. На повороте в парах, поворачивающих налево, доворачивается дама так, чтобы встать по правую руку кавалера. В парах, поворачивающих налево, доворачивается кавалер. 
    Обход дамы. Кавалеры стоят на месте (или становятся на одно колено) и подают даме правую руку, дама обходит за четыре основных шага вокруг кавалера против часовой стрелки. 
    Крест. Пары движутся двумя колоннами по диагоналям зала. Центральную точку проходят поочерёдно - пара из первой колонны, затем пара из второй колонны и т.д. 
    Лабиринт. Все танцующие выстраиваются в цепочку за первым кавалером, который ведет их, описывая разные фигуры (зигзаги, улитку и пр. — как подскажет фантазия). 
    Змеиные линии. Все идут змейкой, и последние две пары, не размыкая между собой рук, отрываются от общего хвоста. Общая змейка проходит перед ними (сначала перед последней дамой, затем перед ее кавалером, перед второй дамой, ее кавалером), последние две пары снова отрываются, и так пока все не перестроятся в колонну по две пары. Тогда последняя дама ведет свою четверку змейкой между другими четверками и встает перед первой четверкой (дама перед дамой, кавалер перед кавалером), затем следующая дама ведет следующую четверку — и так пока не пройдут все. 
    Все фигуры полонеза описать невозможно, т.к. этот танец во многом строится на импровизации первой пары. 

    Схема

    1 проход. 
    Пары проходят колонной через центр зала в голову оного, в конце расходятся (дамы - направо, кавалеры - налево). 
    2 проход. 
    Вновь встречаясь в "хвосте" зала, дамы проходят перед кавалерами, продолжая движение по внутреннему кругу. В центре зала колонны пересекаются: каждая дама проходит непосредственно перед своим кавалером. При этом дамы и кавалеры двигаются ровными линиями, которые пересекаются и продолжают идти параллельно до головы зала. Там кавалеры поворачивают налево, а дамы - направо, двигаясь по кругу. 
    3 проход. 
    Пары вновь объединяются и идут в голову зала, где первая пара идет направо, вторая налево, третья направо и т.д. 
    4 проход. 
    В хвосте зала каждые две пары объединяются в четверку и идут вперед. В голове зала левый кавалер уходит налево, остальная тройка - направо. 
    5 проход. Вновь образовавшаяся "четверка" доходит в голову зала, где правая дама уходит направо, остальные - налево. 
    6 проход. 
    "Четверка" проходит в голову зала и расходится попарно. Первая пара - направо, вторая - налево. 
    7 проход. 
    Пары складываются: образуется колонна в одну пару (как в начале). Пары проходят в голову зала. Когда первая пара доходит до конца, дама и кавалер разворачиваются лицом друг к другу и расходятся, чтобы образовался "коридор". В начале очередной музыкальной фразы, не дожидаясь, пока разойдется вся колонна, первая пара вновь сходится и идет обратно по "коридору". За ней остальные. (Обратите внимание, что дама в данном случае оказывается по левую руку.) В конце коридора первая пара поворачивает налево, вторая направо и т.д. и вновь идут к голове зала. На повороте в парах, поворачивающих налево, доворачивается дама так, чтобы встать по правую руку кавалера. В парах, поворачивающих направо, доворачивается кавалер. 
    Дойдя до конца, пара разворачивается лицом "внутрь зала" (кавалер занимает свое место и "доводит" даму). В результате образуются две колонны, стоящие лицом друг к другу, где чередуются кавалеры и дамы. 
    Поклон. 
    Кавалер и дама поворачиваются друг к другу. Дама приседает в реверансе, кавалер кланяется. Затем они вновь поворачиваются внутрь колонны и кланяются (приседают в реверансе) партнеру напротив. 

    Медленный вальс:

    Медленный вальс – очень красивый, изящный, мягкий и плавный танец, возник из венского быстрого вальса. Слово Вальс произошло от немецкого «walzen» – кружиться в танце.

    Это трехдольный парный бальный танец. Исполняют Вальс, как правило, в закрытой позиции. Это медленный танец с характерно выраженной и постоянно повторяющейся "накатной волной прибоя" – вместе с легким платьем для бальных танцев, она и создаёт ощущение полета и невесомости. Мягкий характер исполнения снижений придёт особую привлекательность и выразительность. Управление партнером пары носит мягко завуалированный, скрытый характер.

    Появился этот нежный танец в средневековье. Своё происхождение вальс ведёт от многих танцев народов Европы. Корни его находятся в популярном для своего времени танце “матеник” и его разновидности “фурианте”, исполняемых на праздниках в чешской деревне, во французском танце “вольт” и, наконец, в австрийском “линдлере”, самом близком к вальсу из его предшественников.

    Родился Вальс в Вене (Австрия) в 1780-х годах, быстро стал излюбленным развлечением светской публики и распространился по Европе, а затем и по миру. В разных странах этот “король” танцев приобретал те или иные национальные черты. Так появился английский вальс, венгерский вальс, вальс-мазурка, фигурный вальс и др. Пожалуй, ни один танец не может соперничать с ним в столь длительной и постоянной популярности. В результате развития музыкальной формы вальса в начале ХХ века в 20-х годах в Англии появились новые танцы: вальс бостон и медленный вальс. Они и стали родителями современного конкурсного медленного вальса.

    Раньше танцевать в очень тесных объятиях считалось неприличным. Но вальс был восхитителен и, несмотря на недоброжелателей, осуждавших танец, медленный вальс оценили французы. И он стал очень популярным во Франции, где революция окончательно изменила людские нравы. Распространенный войсками Наполеона, он был постепенно принят в разных странах. Когда медленный вальс появился в России, он сразу стал придворным танцем.

    Англия дольше всех проявляла сдержанность в отношении этого танца. Противники медленного вальса вели себя очень агрессивно. И потому королева Елизавета узаконила этот танец. Но вальс нравился многим, люди восхищались танцем. Принцесса Англии Виктория выступила как бы его гарантом. 28 июня 1838 года в день её коронации она послала приглашение Иоганну Штраусу и его оркестру. Штраус специально для этого сочинил музыку. Праздник длился три недели и всё это время музыкант играл во дворце и различных замках Лондона и окрестностей. Благодаря этому балу, оркестр Штрауса был востребован по территории всего королевства. Ритм вальса появился всюду.

    Примерно в 1874, в Англии, образовался очень влиятельный "Бостонский Клуб" и начал появляться новый стиль танца, английский, названный впоследствии Медленным Вальсом (Slow Waltz).

    Схема

    Правый поворот.

    Спин поворот.

    Перемена.

    Левый поворот.

    Перемена.

    Правый поворот.

    Хазетэйхен.

    Обратное шоссе.

    Корте.

    Перемена.

    Виск.

    Шоссе.

    Правый поворот.

    Перемена.

    Перемена.

    Испанский вальс

    Бальный танец XIX века в характере Контрданса. Музыкальный размер – ¾. Темп быстрый. Пары выстраиваются визави. Участники, выполняя сложные контрдансные фигуры, стараются передать колорит  испанского танца с помощью характерных «испанских» движений рук. В связи с этим, авторы танцевальных сборников тех лет ставят знак равенства между Испанским Вальсом и Сарабандой.

    Бальный танец XIX века в характере Вальса. Музыкальный размер – ¾. Темп быстрый. Исполняется в продвижении по кругу. Для танца характерно чередование коллективных фигур хороводного типа и индивидуального вращения пар по кругу.

    Российский бальный танец 1960-х годов, составленный из движений испанских народных танцев. Музыкальный размер – ¾. Темп умеренный. Исполняется в паре, живо и темпераментно, с продвижением по кругу. Характерным элементом является каблучный перестук.

    Танец на неограниченное количество пар, стоящих в общем круге

    Схема танца:

     Исходное положение – открытые пары лицом в круг, держась за руки - формируют общий круг.

    1 часть (16 тактов) "Качели".

    Такты 1-2 2 pas de valse: вперед с правой ноги и назад с левой

    Такты 3-4 дама проходит направо, на первый шаг вальсового променада оказывается лицом к правому кавалеру, на второй шаг – на месте следующей дамы. Кавалеры при этом делают 1 pas de valse назад, пропуская даму, и 1 pas de valse вперед, возвращаясь на своё место.

    Такты 5-16 Повтор предыдущих 4-х тактов еще три раза. В заключение - когда дама доходит до 4-го кавалера, этот кавалер и дама встают в пару – кавалер лицом по линии танца, дама – спиной. 2 часть (16 тактов)

    2 часть (16 тактов).

    Такты 1-4 4 шага-глиссе в центр круга На четвертом шаге соединенные руки поднимаются вверх, образуя "окошечко".

    Такты 5-8 3 шага-глиссе из круга, на 4-ый такт доворот в пару так, чтобы кавалер был спиной по линии танца, а дама – лицом. Поворот: кавалер с правой ноги вперед, дама с левой ноги назад.

    Такты 9-15 вальс  New trois temps.

    Такт 16 кавалер доворачивает даму до исходного положения – лицом в круг

    Вальс миньон:

    [франц. Valse Mignon, от mignon – приятный]

    Название ряда общественных танцев вальсового характера,  парного и коллективного типа. Музыкальный размер ¾. Темп от медленного до умеренно быстрого.

    Название второй части бального танца Миньон, имевшего популярность в XIX веке. Музыкальный размер ¾. Темп умеренный. Представляет собой соединение скользящих движений в сторону с полуповоротами Вальса. Исполняется в паре, с продвижением по кругу.  Часто Вальс-Миньоном называют сам танец Миньон, чтобы подчеркнуть его вальсовый характер.

    Вальс-миньон создан Николаем Гавликовским в конце 19 столетия. Это одна из большого числа разновидностей вальса. По сей день вальс-миньон играет особую роль в подготовке артистов балета.

    Простейшие движения венского вальса составляют основу вальса-миньон: натуральный и обратный повороты, перемены вперед и назад.

    Этот парный танец включает две фигуры - pas balance и полутур венского вальса и фигуры вальса-миньон. Переходы от фигур вальса к фигурам вальса-миньон плавные, без резких движений. Танец занимает 16 тактов, исполняется в размере ¾. Для него подойдут мелодии замедленного венского вальса или ускоренного медленного приблизительно с 40 тактами в минуту.

    Фигуры вальса-миньон, которые необходимо выучить до того, как приступать к изучению танца в целом, можно использовать, как один из элементов других фигурных вальсов.

    Для всех фигурных вальсов характерно исполнение по кругу. Строго фиксированная схема танца сложнее, чем любого другого вальса, но тем она и интереснее.

    Вальс-миньон позволяет выработать особую плавность движений и линий, добиться изысканной мягкости па и сформировать прекрасную осанку. Он лиричен, очень мягок и нежен. Нередко именно вальс-миньон называют танцем любви. Наверное, именно поэтому его так любят исполнять в качестве первого танца молодожены.

    Схема:

    Исходное положение:
    Кавалер стоит спиной к центру круга, дама лицом. Руки в позиции "лодочка". 
    1 такт – Одиночное балансэ против линии танца.
    1 такт - Раскрытие по линии танца: правая рука дамы и левая кавалера размыкаются; партнеры разворачиваются лицом по линии танца, вальсовый шаг по линии танца с внешних ног (правая у дамы, левая у кавалера). 
    1 такт - Променад по линии танца в открытой позиции. 
    1 такт - Закрытие в лодочку на вальсовом шаге. 
    4 такта - Повторение предыдущих четырех тактов, в конце становясь в закрытую вальсовую позицию. 
    1 такт - Шаг-глиссад по линии танца. 
    1 такт - Половина вальсового поворота. 
    1 такт - Шаг-глиссад по линии танца. 
    1 такт - Вторая половина вальсового поворота. 
    4 такта - Повторение предыдущих четырех тактов.

    Вальс-мазурка:

    Мазурка – легкая и жизнерадостная, лиричная и грациозная – отобразила в себе душу польского народа.

    Первыми исполнителями мазурки была этнографическая группа населения Польши – мазуры. Крестьяне Мазовии танцевали этот танец на праздники и в будни, после работы, в период душевного подъема. В 17-18 веке мазурка завоевала популярность по всей Польше, а, начиная с 19 века, распространилась по Европе и стала обязательным танцем на светских балах. Грациозные и сдержанные движения мазурки полюбились польской знати, а, вслед за ними, и аристократам Европы.

    Такое признание мазурка получила благодаря непревзойденному польскому композитору Фредерику Шопену. Его любовь к родине была столь велика, что в своих произведениях он отобразил и искренность, и героизм, и напористость польского характера.

    В основу мазурки легли сразу три польских танца: мазур, куявяк и оберек. В более быстром темпе мазурка тяготеет к обереку, в более медленном – к куявяку. Музыкальный размер танца трехдольный – 3/4, 3/8, 6/8, темп – живой, быстрый.

    Мазурка – это парный танец. Кавалер в процессе выказывает всяческое уважение даме, ведя ее, немного впереди себя. Партнеру в мазурке принадлежит роль лидера: он определяет движения, меняет фигуры, устанавливает темп. Гордо демонстрирует он свою даму всему залу. Польскому народу свойственны чувство собственного достоинства и гордость. Несмотря на быстрый темп мазурки, движения танцоров, тем не менее, проникнуты именно этими чувствами.

    Музыкальными образами Шопен высказывался и как творец, и как патриот, и как обычный человек. Всего композитором было написано около 60-ти мазурок. Все их можно разделить на три типа: сельские мазурки-картинки, блистательные городские и лирические, вальсовые мазурки. Народная музыка и танец вдохновили и других композиторов на создание своих мазурок. Прекрасные мелодии написаны М. Огинским, К. Шимановским, К. Дебюсси, М. Глинкой, П. Чайковским, А. Глазуновым, А. Скрябиным и другими. Даже в основу гимна Польши «Еще Польша не погибла» легла мазурка, написанная Юзефом Выбицким.

    Схема:
    Шаги дамы:
    Правой ногой носком по полу скользящий шаг вправо ("1"),
    левая нога ставится на носок впереди вскрест с вырастанием на правой ноге ("2"),
    маленький шаг правой ногой на носок вправо("3"),
    левая нога ставится на носок сзади вскрест ("4"),
    правая нога выносится на левой без переноса веса("5"),
    носок левой ноги приставляется к пятке правой без переноса веса("6").
    (это одна „дорожка“)
    Шаги кавалера:
    Левой ногой носком по полу скользящий шаг влево („1“)
    правая нога ставится на носок сзади вскрест с вырастанием на левой ноге („2“)
    маленький шаг левой ногой на носок вправо („3“)
    правая нога ставится на носок впереди вскрест („4“)
    левая нога выносится на носок во вторую позицию без переноса веса („5“)
    носок левой ноги приставляется к пятке правой без переноса веса („1“)
    Шаг-подскок
    Для дамы:
    Скользящий шаг правой ногой во вторую позицию (1),
    Левая нога выбивает правую, носок правой ноги - вытянут (2),
    Подскок на левой ноге, правая подтягивается к левой, ударяя о голень (3)
    Для кавалера - зеркально
    Схема танца
    Две дорожки по линии танца: 4 такта.
    Два правых вальсовых поворота. 4 такта.
    Три мазурочных шага-подскока по линии танца. 3 такта,
    Первая половина правого вальсового поворота. 1 такт.
    Три мазурочных шага-подскока по линии танца. 3 такта.
    Вторая половина правого вальсового поворота. 1 такт.

    Па-де-грас:

    Датировка: к. XIX — н. XX вв.

    В конце 19 столетия обществу надоели привычные мазурки, польки и вальсы, захотелосьчего то нового. В это время хореографы стали думать над новейшими па, чтоб поразитьдворянский род и разнообразить привычные балы. Балетмейстером Ивановым Е.М. былпридуман танец падеграс. Он был профессором академии в Париже и солистомимператорского театра, а также преподавал во многих учебных заведениях, где читаллекции и учил дам танцам и гимнастики. Информации о его жизни и творчестве сохранилосьне много, известно, что она был уволен в 1868 г. по выслуге лет. Спустя десять лет он умерот чахотки.

    Название танца Падеграс возникло от фран. слова "pas de grase", в то время почти все танцыимели французкое название. Музыка для этого танца имеет восемь тактов и размер чытерена четыре. Существуют мнения, что на создания этого вида танца, хореографа вдохновиламузыка Гербера. Падеграс - это парный танец, который состоит из изящных и спокойныхдвижений.
    В современное время техника танцы значительно изменилась, также как и другиеисторические танцевальные стили. В падеграс были добавлены новые движения и формы.
    Некоторые хореографы предлагают исполнять этот танец под быструю музыку и включаютдвижения руками и покачивание бедрами.

    Схема:
    Исходное положение:
    Ноги в 3-ей позиции, правая впереди.
    Дама находится на пол корпуса впереди партнера и на пол корпуса справа от него.
    Правая рука партнера держит левую руку дамы. Левая рука партнёра либо мягко отведена в сторону, либо сжата в кулак за спиной.
    Правая рука дамы мягко отведена в сторону.
    Пары в танце расположены по кругу друг за другом.
    затакт Plie (небольшое приседание)
    1.Шаг правой ногой в правую сторону (во вторую позицию), вес переноситься на правую ногу.
    2.Левая нога приставляется к правой сзади, в третью позицию, небольшое plie.
    3.повторение 1-го такта.
    4.Левая нога подносится к правой (в первую позицию), а затем плавно выноситься вперед и ставиться на носок в четвертую позицию (т. н. позировка). Вес на правой ноге.
    5 – 8. Зеркальное повторение 1 – 4 тактов (с левой ноги)
    9 – 11.Шаги вперед (правой, левой, правой)
    12. Позировка левой ногой.
    14 – 16. Повторение 9 – 12 тактов, начиная с левой ноги. На 16-й такт при позировке танцующие отпускают руки и поворачиваются лицом друг к другу
    17 – 20. Повторение 1 – 4 тактов, танцующие оказываются лицом к лицу с партнерами из следующей пары.
    21 – 24. Повторении 5 – 8 тактов, танцующие возвращаются к своим партнерам
    25 – 32. Танцующие берутся за руки и делают один полный круг на шагах как в 9 – 16 тактах. На последний такт разворачиваются лицом по линии танца.
    Вариант с прогрессией:
    На последние 4 такта (29 – 32) партнеры расцепляют руки и дамы уходят к следующему кавалеру, с которым танцуют следующее проведение. Этот вариант предполагает изначальное положение пар не колонной, а по кругу.

    Русский лирический танец:

    Русский лирический танец построен на народных движениях. Исполняя его необходимо подчеркивать изначально исторически сложившийся русский характер, то есть: горделивую, но скромную, полную достоинства осанку русской девушки и внимательное, почтительное отношение к ней юноши, но со всей удалью и размахом русской души. Хотя сам танец русский лирический как бальный, появился в советское время *, его в полной мере можно назвать историко-бытовым, так как он в целом основан на историческом национальном танце и нём в полной мере раскрывается характер и душа русского человека и показывается суть народного традиционного древне-исторического взаимоотношения мужчин и женщин на Руси.

    Схема:

    1. Ход по кругу, дважды, в стать лицом друг к другу, К спиной в центр (8 тактов)
    2. Поворот в паре, в конце остаться в закрытой позиции К спиной в центр (4)
    3. Припадания по ЛТ (руки лодочкой) (2)
    4. Соло-поворот Д (2)

      танец повторяется с начала

    Подробности

    Открытое положение: Д справа от К, левая рука Д и К соеденины перед К, правая рука К на талии Д,правая рука Д на талии.

    Закрытое положение: (А) 

    Ход по кругу: Движение выполняется тройным ходом, партии К и Д различаются.

    Партия К
    1–2 такты: два тройных хода вперед, начиная с левой ноги, в конце исполняется поворот (на 180°) вправо на правой ноге, левая нога сгибается в положение у щиколотки за правой ногой;
    3 такт: тройной ход назад, с 
    левой ноги;
    4 такт: «раз» — шаг правой ногой назад и поворот (на 180°) влево; «и» — шаг левой ногой вперед, «два» — приставить правую ногу в I позицию; «и» — пауза.

    Партия Д
    1–4 такты: четыре тройных хода вперед по ЛТ, начиная с правой ноги.

    Поворот в паре: К и Д берут друг друга под локти так чтобы Д была справа от К, в таком положении на тройном ходе делают 2 полных поворота. В конце к стаёт спиной в центр, Д — лицом.

    Соло-поворот Д:

    Партия К: два тройных хода вперед;

    Партия Д: 
    1 такт: тройной ход вперед с правой ноги по ЛТ;
    2 такт: два шага в повороте (360°) вправо и шаг приставка левой ногой в І позицию;

    В паре: исходное положение руки лодочкой К спиной в центр; с первый шагом партнеры встают лицом по ЛТ и поднимают соединенные К — левую, Д — правую руки. Д поворачивается под поднятыми руками, в конце встают в исходное положение.

    Сударушка:

    Российский бальный танец, построенный на движениях, присущих русским народным танцам Уральского региона. Музыкальный размер – 2/4. Темп умеренный. Исполняется в паре, мягко и лирично, с продвижением по площадке. Для танца характерны трйные шаги вперёд и назад, заканчивающиеся ударом стопы о пол.

    «Сударушка» - мягкий и лиричный танец, построенный на движениях русских народных танцев, характерных для Свердловской области. Он легко разучивается и быстро запоминается. Танец занимает 24 такта музыкального сопровождения. Музыкальный размер - 2/4. Темп умеренный.

    Схема:

    Исходное положение танцующих показано на рис. 1. Описание движений приводятся для юноши. Движения девушки аналогичны, но выполняются с другой ноги.

    1—2-й такты — два тройных шага с ударом.

    На счет «раз» — шаг левой ногой вперед.

    На счет «и» — шаг правой ногой вперед.

    На счет «два» — шаг левой ногой вперед.

    На счет «и» легко ударить подушечкой правой ноги об пол рядом с левой ногой.

    Во 2-м такте — те же движения, что и в 1-м такте, но с правой ноги. Как и большинство русских бальных танцев, нога касается пола носком, а потом уже опускается на всю ступню (мягкая поступь). Шаги сопровождаются плавными движениями рук: в 1-м такте надо раскрыть свободные руки, во 2-м — перевести на талию.

    3-й такт.

    На счет «раз» быстро повернуться друг к другу лицом. Партнеру при этом сделать небольшой шаг левой ногой в сторону (по ходу танца).

    На счет «и» ударить подушечкой правой ноги об пол рядом с левой ногой (рис. 2).

    На счет «два» сделать шаг правой ногой вправо (против хода танца).

    На счет «и» отвести в сторону (влево) левую ногу и поставить ее на каблук; корпус наклонить влево (рис. 3).

    4-й такт.

    На счет «раз» сделать небольшой шаг левой ногой влево.

    На счет «и» приставить к ней правую ногу с легким ударом об пол.

    На счет «два» сделать шаг правой ногой вправо.

    На счет «и» приставить к ней левую ногу с легким ударом об пол.

    5-й такт.

    Танцующие расходятся, выполняя тройной шаг. Партнер, стоя спиной к центру зала, двигается назад (шаг левой ногой назад, затем правой, снова левой и пауза). Партнерша двигается от центра. Руки при этом постепенно раскрываются. В момент паузы подъем ноги вытянут (рис. 4).

    6-й такт. Танцующие приближаются друг к другу, выполняя тройной шаг с ударом (как в начале танца), и принимают позу с затейливым положением рук (правые руки — «свечой», левые — под локоть (рис. 5).

    7—8-й такты. Сохраняя эту позу, танцующие кружатся на месте по ходу часовой стрелки, выполняя тройной шаг с ударом. Поворачиваться надо быстро, так, чтобы за два такта (два тройных шага с ударом) сделать полтора поворота и оказаться на месте своего партнера по танцу, то есть к концу 8-го такта юноше стать лицом к центру, а девушке — спиной.

    9—10-й такты. Повторяются движения 5-го и 6-го тактов, только теперь партнер идет от центра зала, а партнерша — к центру (рис. 6), и затем они приближаются друг к другу.

    11—12-й такты. Повторяются движения 7-го и 8-го тактов (вращение в паре). В конце 12-го такта танцующие принимают позу, показанную на рис. 7.

    13-й такт. В этой позе танцующие двигаются вперед по линии танца (тройной шаг с ударом), синхронно раскрывая левые руки. Партнер начинает с левой ноги.

    14-й такт. Повторяются движения 13-го такта с той лишь разницей, что партнерша делает полный поворот под правой рукой партнера (продолжая движение вперед по линии танца); руки синхронно переводятся на талию (рис. 8). Партнер начинает с правой ноги.

    15—16-й такты. Повторяются движения 13-го и 14-го тактов. В конце 16-го такта танцующие принимают позу, показанную на рис. 9.

    17-й такт. В этой позе танцующие двигаются вперед по линии танца, постепенно отклоняя корпус назад. Партнер делает три широких шага вперед, начиная с левой ноги, и ставит правую ногу на каблук (рис. 10).

    18-й такт. Танцующие отступают назад, двигаясь против хода танца. Партнер делает три шага назад, начиная с правой ноги, и ударяет подушечкой левой ноги об пол, ставя ее рядом с правой. Корпус при этом выпрямляется слегка наклоняется вперед, в конце 18-го такта танцующие разъединяют руки и поворачиваются друг к другу лицом.

    19—20-й такты — перемена места). Выполняя тройной шаг с ударом, партнеры идут навстречу друг другу, встречаясь левым плечом (направление указано стрелками на рис. 11). Руки постепенно раскрываются. В конце 19-го такта партнеры плавно поворачиваются лицом друг к другу.

    Юноша начинает с левой ноги и поворачивается через правое плечо, девушка — через левое. В 20-м такте танцующие, выполняя тройной шаг с ударом, возвращаются на свои места и, встречаясь правым плечом, вновь принимают позу, показанную на рис. 9.

    21—24-й такты. Повторяются движения 17—20-го тактов. В конце 24-го такта партнеры становятся в исходное положение (см. рис. 1), после чего танец повторяется.

    Полька:

    [чешск. Polka, от Půl Kroku – половинка шага]

    1.Чешский общественный танец XVIII-XIX веков народного типа. Музыкальный размер – 2/4. Темп быстрый. Исполняется в паре весело и жизнерадостно, с продвижением по площадке. Другие названия: Модера, Нимра.

    2.Общественный бальный танец XIX-XX веков, основанный на чешском народном образце. Музыкальный размер – 2/4. Темп варьируется от умеренно быстрого до быстрого. Исполняется в паре, легко и грациозно, иногда бурно и энергично, с продвижением по кругу.

    3.Название ряда общественных и национальных танцев XIX-XX веков, основанных на Польке XIX века. Музыкальный размер – 2/4. Темп разный.

    4.Общепринятое краткое обозначение Па Польки.

    Существует романтическая легенда о том, как простая чешская служанка Анна Слезакова придумала Польку, гуляя в воскресный день в дворе господского дома. Проходивший мимо местный учитель сочинил для неё подходящую музыку и новоиспечённый танец вскоре был представлен на сельском празднике. Если всё произошло действительно так, то Слезаковой удалось невероятное – единолично придумать всемирно популярный массовый танец. Такое ещё никому не удавалось.

    Музыкальный размер 2/4.

    Схема:

    1-4. Четыре полечки по Линии Танца. Кавалер начинает с Левой Ноги, Дама с правой.

    5-6. Четыре галопа по Линии Танца. Кавалер с Левой Ноги .

    7-8. Обоюдный поворот.

    9-10. Разойтись полечным шагом спиной друг другу.

    11-12. Повернуться друг к другу. Хлопок. Подойти друг к другу.

    13-16. В левую диагональ шаг-пружинка ногой по Линии Танца (1 такт), прыжком меняем ноги (1 такт), дважды меняем ноги в два раза быстрее (1такт), топ-топ-топ (1 такт).

    Фигурный вальс:

    Своей популярностью фигурный вальс обязан принятому в Советском Союзе в 60-х годах 20 века решению создать советскую программу бальных танцев. В ее состав, помимо вальса, вошли такие танцы, как краковяк, русский лирический, рилио, полька, украинский лирический. Советский вальс получил название фигурного, и в его состав вошли четыре основные фигуры.

    Вводная часть: Пары равномерно располагаются по кругу, при этом дамы образуют внешний круг, кавалеры - внутренний.

    Начальная позиция - кавалер стоит спиной в центр, дама - лицом. Движение по линии танца.

    Схема танца:

    Такты 1-2

    Лодочка: балансе в сторону по линии танца и против нее.

    Такты 3-4

    Соло по линии танца: вальсовый поворот друг от друга на 2 такта: Д через правое плечо (делает полный правый поворот), К - через левое (полный левый поворот).

    Такты 5-8

    Повторение тактов 1-4.

    Такты 9-16

    Балансе-менуэт: балансе вперед/назад и смена мест (2 раза). Пары держатся правыми руками.

    Такты 17-24

    Променад: вальсовая дорожка кавалеров и вальсовое вращение дам.

    Такты 25-32

    Четыре полных вальсовых поворота.

    Оформительский этап.

    Составление сценария. Подготовка костюмов.

    Этап представления и оценка результатов.

    Проведение кадетского бала.  

    Фото и видеосъемка бала.

    Литература.

    1.  Богословский М. М. Быт и нравы русского дворянства в первой половине XVIII в. М., 12.

    2.  Бокова В. Балы и праздники в России. М., 2000. С. С.

    3.  Васильева-Рождественская М. В. Историко-бытовой танец. М., 1963. С. 128—129. .

    4.  Веселая старина: об увеселениях русского двора при Петре I; о первых балах в России. /Сост. Т. Г. Тетенькина. Калининград, 2005. С. 63. 1.

    5.  5.Гольцев В. А. Законодательство и нравы в России XVIII в. СПб., 1896. С. 24;

    6.  Дневник камер-юнкера Ф. В. Берхгольца. 1721—1725 гг. Перевод с немецкого И. Ф. Амона. Ч. 2. М., 1902. С. 71.

    7.  Захарова О. Ю. История русских балов. М., 1998. С. 7. 3.

    8.  Захарова О. Ю. Власть церемониалов и церемониалы власти в Российской империи. XVIII — начало ХХ в. М., 2003. С. 228;

    9.  Князьков С. А. Время Петра Великого. М., 1909. С. 6

    10.А.Я.Цори. «Граммакика танцевального искусства и хореографии».2011г

    11.Н.П.Ивановский «Бальный танец 16-19 веков»2017г.

    12.С.Н.Худенко «Искусство танца»2010г.

                                             


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект "Кадетская дружба"

    Проект состоит из четырёх частей:Экскурс в историю кадетского движения в РоссииТрудности в адаптации вновь поступившеим в Кадетский КорпусПрезентация иллюстрированного кадетскими фотографиями шуточног...

    Образовательно- исследовательский поект "Ветеран живет рядом"

    Образовательно- исследовательский поект "Ветеран живет рядом"...

    ТЕМЫ ПРОЕКТОВ НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

    Выбираем вместе с детьми темы проектов по математике на следующий учебный год...

    План воспитательной работы на 2017-2018 год с кадетским классом.

    План воспитательной работы на 2017-2018 год с кадетским классом....

    Программа "кадетский час 2017-2018 у.г. с морским клубом"

    Программа воспитательной паботы в кадетских классах 1-8 "кадетский час 2017-2018 у.г. с морским клубом"...

    проект "Кадетский класс"

    Гражданско-патриотическое воспитание...