Урок-игра для 6-7 классов "Загадки доктора Фауста"
методическая разработка (6, 7 класс) на тему

Федорова Лариса Михайловна

Игровая форма проведения урока способствует развитию коммуникативности обучающихся посредством работы в группах. Содержание материала мотивирует познавательный интерес при решении учебных заданий в форме загадок. Элементы ролевой игры позволяют учащимся проявить самостоятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zagadki_dokt._fausta.docx28.18 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Гуманитарно-эстетическая гимназия № 11 г. Дубны Московской области»

Федорова Л. М., учитель истории и обществознания

 «Загадки доктора Фауста»

внеклассное мероприятие  в рамках школьной Декады наук

для учащихся параллельных 8-х классов

Форма: игра-викторина с элементами театрализации.

Интеграция знаний из области истории, ДКП и МХК.

Цель: расширение общей эрудиции учащихся и знаний в области культурологи, развитие умения применять знания, полученные на уроках, в нестандартной ситуации.

Задачи:

1. Развивать коммуникативность в условиях командного взаимодействия учащихся.

2. Мотивировать  желание состязаться и отстаивать честь класса.

3. Самовоспитание:  честности, ответственности, взаимопомощи, самооценки.

Состав участников игры:

2 ведущих (учащиеся в роли Мефистофеля, Фауста);

2 команды;

2 группы болельщиков;

жюри.

Оборудование: аудиоаппаратура, тексты ведущих, схемы с изображениями знаков-символов, табло для фиксирования правильности ответов в ходе игры, призы, элементы декорации, элементы костюмов ведущих, плакаты болельщиков, оценочные карточки жюри и  др.

Ход  мероприятия

Этапы игры

Основная деятельность ведущих и участников

Примечание

Время

Настрой

Звучит музыкальный фрагмент из произв. «Женитьба Фигаро» Дж. Россини.

Желательно участие звукорежиссера

1 минута

Организационный момент

Организатор игры сообщает тему, особенности, условия, цель игры, задачи каждого из участников, регламент, знакомит с формой и критериями определения победителей, составом жюри и предполагаемым вознаграждением.

Организатор игры - учитель

5 минут

Ведущие  (1-2 человека и актеры:

Мефистофель,

Фауст,

Вагнер)

Декламируют по ролям диалог Фауста с Вагнером. (См. Хрестоматию по Зарубежной литературе для школьников. Т.2, стр. 100-101.–Донецк: Изд. ИКФ «Сталкер», 1996.

Второй ведущий помогает первому ведущему, жюри и организатору игры)

3 минуты

Игра. Часть 1.

Загадки 1-5.

Ведущие читают  стихотворные отрывки в стиле произведения В. Гете «Фауст» по ролям. В каждом из отрывков содержится вопрос.

Команды должны отвечать на вопросы правильно и полно, используя сигнальную карточку «Прошу слова!».

Побеждает  тот, кто ответит быстрее, правильно и полно.

По мере ответов, результаты заносятся в табло как счет матча по оценке жюри (от 1 до 3-х баллов за каждый ответ)

12 мин

Музыкальная пауза для отдыха

Проводит «жонглер»

2 мин

Игра. Часть 2.

Продолжение игры.

Загадки 6-10.

12 мин

Подведение итогов  игры

Жюри подводит общий счет команд и определяет победителя.

5 минут

Завершение игры

Ведущие заканчивают театрализованную часть  поэтическим диалогом, благодарят участников, болельщиков и зрителей.

2 минуты

Награждение победителей и участников игры

Вручаются: грамота капитану команды- победительницы, и медали каждому игроку в команде победителей;  призы всем участникам игры (пироги).

5 минут

 Задания-вопросы викторины:

Часть 1.

«Загадка 1.». Ведущий 1.

[открывает книгу, чтобы приступить к работе]

«В начале было Слово». С первых строк загадка. Так ли понял я намек?

Вопрос: Из какой книги автор взял строчку этой фразы, произносимой Фаустом?

Ответ: Из Библии.

«Загадка 2.». Мефистофель

Я о планетах говорить стесняюсь,

Я расскажу, как люди бьются, маясь.

Божок вселенной, человек таков,

Каким и был он испокон веков.

Он лучше б жил чуть-чуть, не озари

Его ты божьей искрой изнутри.

Он эту искру разумом зовет

И с этой искрой скот скотом живет.

Вопрос: Что вам известно о том, как человек получил разум? Почему Мефистофель смеет утверждать о скотском существовании человека разумного?

(ответ по тексту см. на стр. 91, но возможны и другие ответы учащихся)

«Загадка 3.». Мефистофель

[открывает книгу и видит знак макрокосма]

Какой восторг и сил какой напор

Во мне рождает это начертанье!

Я оживаю, глядя на узор,

И вновь бужу уснувшие желанья.

Кто из богов придумал этот знак?

Какое исцеленье от унынья

Дает мне сочетанье этих линий!

Вопрос: Кто из богов придумал знак макрокосма? Кто может его определить среди других знаков на схеме?

(Ответ  по тексту см. на стр. 95)

«Загадка 4.». Мефистофель

Природа, вновь я в стороне

Перед твоим священным лоном!

О, как мне руки протянуть

К тебе, как пасть к тебе на грудь,

Прильнуть к твоим ключам бездонным!

[с досады перевертывает страницу и видит знак земного духа]

Я больше этот знак люблю.

Мне дух земли родней, желанней.

Благодаря его влиянью

Я рвусь вперед…

И твердо знаю, что не струшу

В свой час крушенья роковой.

Вопрос:  Как изображали в языческие времена знак земли наши предки, используя его в орнаментах одежды, декоре жилищ или поясах-оберегах?

(ответ по тексту см. на стр. 96)

«Загадка 5.». Фауст, Дух (или ведущий 2).

Фауст:

О деятельный гений бытия,

Прообраз мой!

Дух:

О нет, с тобою схож лишь дух, который сам ты познаешь, -

Не я!   [исчезает]

Фауст  [сокрушенно]

Не ты?

Так кто же?

Я, образ и подобье божье,

Я даже с ним,

С ним, низшим, несравним!

Вопрос: В чем человек,  созданный как он считает, по образу и подобию божиему в действительности может быть подобен богам?

(Ответ по тексту см. на стр. 98)

Часть 2.

 «Загадка 6.». Фауст.

Ликующие звуки торжества,

Зачем вы раздаетесь в этом месте?

Гудите там, где набожность жива,

А здесь вы не найдете благочестья.

…………….

Я не сумею унестись в те сферы,

Откуда радостная весть пришла.

Вопрос: В чем разница между знанием религиозным и научным?

Ответ: «Ведь чудо – веры лучшее дитя». (См. по тексту на стр. 103) В науке знание доказуемо.

«Загадка 7.». Вагнер, Фауст.

Вагнер:

Обыкновенный пудель, пес лохматый,

Своих хозяев ищет по следам.

Фауст:

Кругами, сокращая их охваты,

Все ближе подбирается он к нам.

И, если я не ошибаюсь, пламя

За ним змеится по земле полян.

Вагнер:

Не вижу. Просто пудель перед нами,

А этот след – оптический обман.

Вопрос:  Какой закон открыл автор этого произведения?  

Ответ: Гете открыл законы оптики.

 

«Загадка 8.». Мефистофель.

А люди, звери и порода птичья, мори их не мори, им трын-трава.

Плодятся вечно эти существа,

И жизнь всегда имеется в наличье.

В земле, в воде, на воздухе свободном.

Зародыши роятся и ростки

В сухом и влажном, теплом и холодном.

…………………

Местечка не нашлось бы для меня.

Не завладей я….

Вопрос: Какой областью материального мира владел Мефистофель?

Ответ: «Не завладей я областью огня». ( См. по тексту на стр. 117)

«Загадка 9.». Вагнер, Фауст.

Ах, господи, но жизнь-то недолга,

А путь к познанью дальний.

……………..

(*Иной) Пыхтит от рвенья,

А не стало б хуже!

Иной на то полжизни тратит,

Чтоб до источников дойти,

Глядишь – его на полпути

Удар от прилежанья хватит.

Фауст:

Пергаменты не утоляют жажды.

Ключ мудрости не на страницах книг.

Вопрос: В чем кроется «ключ мудрости» по мнению Фауста?

Ответ: «Кто к тайнам жизни

Рвется мыслью каждой

В своей душе находит их родник». (См. по тексту на стр. 100)

«Загадка 10.». Ведущий 1.

«В начале было Слово».

Вопрос: Согласен Фауст с этим утверждением или смеет утверждать свое мнение? Каково оно?

Ответ:  Он утверждает следующее.

«В начале было Слово».

«В начале Мысль была».

«Была в начале Сила».

«В начале было Дело» – стих гласит. (См. по тексту на стр. 111, 113)

Источники

Для учащихся:

1. Хрестоматию по Зарубежной литературе для школьников. Т.2,–Донецк: Изд. ИКФ «Сталкер», 1996, стр. 100-117.

2. Л. Л. Шевченко. Учебник «Духовное краеведение Подмосковья», - М., 2007 г.

Для учителя:

3. http://www.gete.velchel.ru/index.php?cnt=14&sub=5&part=1 – о  И. В. Гете и его произведении.

4. http://www.classic-book.ru/lib/sb/book/348/page/97 - комментарии к тексту произведения.

5. http://www.hermetism.info/scool/okkultism/pic/pantkl6.gif - изображение знака макрокосма и комментарии символов в знаке.

                                                        Дубна,  2009 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра "Своя Игра"

Урок-игра "Своя Игра", 10 классЭлемент внеурочного мероприятия, используем на уроках-викторинах....

Урок-игра "Олимпийские игры", 6 класс

Урок на действия с дробями....

Урок-игра: В гостях у Шерлока Холмса и доктора Ватсона

Задачи урока:В предметной областиОтработать навыки записи десятичных дробей, навыки сложения и вычитанияВ области применения информационных технологийСовершенствовать умения учащихся использовать разл...

Урок-игра. Размещение предприятий на территории Кубани. интегрированный урок - деловая игра по технологии и экологии в 8 классе

деловая игра,  интегрированный урок .Проводится в групповом в сочетании с индивидуальной деятельностью учащихся. Обобщает знания учащихся полученные на предыдущих уроках технологии, географии.Фор...

Обобщающий урок по теме "Общий обзор природы России" (Урок - игра "Своя игра ") 8 класс

Цель урока: Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме....

Урок- игра по истории, 10 класс. Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»

Урок- игра по истории, 10 класс.Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»...

Урок-игра «Экономика России. Отрасли хозяйства» (урок обобщения знаний по теме «Хозяйство России» в форме игры «Счастливый случай»)

Урок-игра «Экономика России. Отрасли хозяйства» (урок обобщения знаний по теме «Хозяйство России» в форме игры «Счастливый случай»)...