Методическая разработка «Проект модели профессиональной ориентации обучающихся»
методическая разработка (8 класс) на тему

Иванова Наталья Александровна

Визитная карточка проекта

«Проект модели профессиональной ориентации обучающихся»

Фамилия, имя, отчество автора

Иванова Наталья Александровна - методист, педагог – психолог.

Название образовательного учреждения

ГБУ ДО ЦД(Ю)ТТ «Старт+» Невского района       Санкт – Петербурга.

Вид проекта

Педагогический, краткосрочный (1 год), практико-ориентированный

Тема

Профессиональная ориентация обучающихся в учреждении дополнительного образования.

Цель проекта

Создание модели профессиональной ориентации обучающихся на основе социального партнерства.

Задачи

Создать условия для формирования модели профориентации обучающихся применимую для учреждения дополнительного образования с учётом социального партнёрства.

Сформировать единое информационное пространство по вопросам профессионального самоопределения обучающихся.

Оказание помощи педагогам дополнительного образования в профессиональном самоопределении подростков.

Создание базы информационных источников и дидактического материала.

Ведущая идея

Понимая, что существующая модель профориентационной работы зачастую неэффективна и демотивирует всех участников образовательного процесса, было принято решение выработать свой подход к реализации, поставленной перед нами задачи по созданию систему профориентации обучающихся применимую для учреждения дополнительного образования с учётом социального партнёрства, способствующей формированию профессионального самоопределения обучающихся. Материал проекта может быть использован другими образовательными организациями.

Категория участников

Педагогические работники. Обучающиеся ГБУ ДО ЦД(Ю)ТТ «Старт+» Невского района Санкт-Петербурга (8-11 класс).

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Проект модели профессиональной ориентации обучающихся»

Автор:  Иванова Наталья Александровна, педагог-психолог, методист,

ГБУ ДО ЦД(Ю)ТТ «Старт+» Невского района Санкт - Петербурга

Санкт-Петербург

2016

Визитная карточка проекта

«Проект модели профессиональной ориентации обучающихся»

Фамилия, имя, отчество автора

Иванова Наталья Александровна - методист, педагог – психолог.

Название образовательного учреждения

ГБУ ДО ЦД(Ю)ТТ «Старт+» Невского района       Санкт – Петербурга.

Вид проекта

Педагогический, краткосрочный (1 год), практико-ориентированный

Тема

Профессиональная ориентация обучающихся в учреждении дополнительного образования.

Цель проекта

Создание модели профессиональной ориентации обучающихся на основе социального партнерства.

Задачи

Создать условия для формирования модели профориентации обучающихся применимую для учреждения дополнительного образования с учётом социального партнёрства.

Сформировать единое информационное пространство по вопросам профессионального самоопределения обучающихся.

Оказание помощи педагогам дополнительного образования в профессиональном самоопределении подростков.

Создание базы информационных источников и дидактического материала.

Ведущая идея

Понимая, что существующая модель профориентационной работы зачастую неэффективна и демотивирует всех участников образовательного процесса, было принято решение выработать свой подход к реализации, поставленной перед нами задачи по созданию систему профориентации обучающихся применимую для учреждения дополнительного образования с учётом социального партнёрства, способствующей формированию профессионального самоопределения обучающихся. Материал проекта может быть использован другими образовательными организациями.

Категория участников

Педагогические работники. Обучающиеся ГБУ ДО ЦД(Ю)ТТ «Старт+» Невского района Санкт-Петербурга (8-11 класс).


Пояснительная записка

Наименование проекта: Методическая разработка  «Проект модели  профессиональной ориентации обучающихся».

Анализ ситуации: Наша страна переживает период реиндустриализации, запрос государства и выбор профессии человеком не всегда совпадают. Постоянно меняются потребности людей и общества в целом, необходимость удовлетворения этих потребностей приводит к появлению совершенно новых областей знаний и сфер производства. Возникают новые профессии, а старые, уже привычные, требуют новых компетенций.  

Основными благополучателями процесса сопровождения профессиональной ориентации выступают: с одной стороны, субъекты самоопределения (обучающиеся, вместе с их семьями), с другой – субъекты экономической и образовательной сферы (СПО И ВУЗов и работодатели и их объединения). Учреждение дополнительного образования выступает в этом процессе квалифицированными организатором пространства.  В этом пространстве осуществляется осознанный, обоснованный и ответственный профессиональный выбор обучающегося.

В свою очередь, сопровождение профессиональной ориентации представляет собой не что иное, как формирование условий для социального партнерства и равноправного диалога между всеми благополучателями и посредниками. Согласование интересов личности, экономической сферы, общества и государства должно рассматриваться как конечный результат и как центральный показатель эффективности деятельности по сопровождению профессиональной ориентации обучающихся. Нацеленность профориентационной деятельности на развитие и максимально широкое использование механизмов социального диалога и социального партнёрства предполагает постепенное уменьшение доли «воздействующих» и «манипулятивных» форм из арсенала профориентационных средств.

Актуальность проекта: Во исполнение положений приказа министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями и дополнениями от 29.12.14 профориентационная работа направлена на формирование готовности и способности обучающихся к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов. Реализация данного проекта будет способствовать формированию информационно-образовательной и воспитательной среды, способствующей успешному профессиональному самоопределению обучающихся в том случае, если:

  • профориентационная работа станет системной и будет способствовать профессиональному просвещению обучающихся;
  • участники будут активны и лично вовлечены в процесс;
  • будет создана система информационной поддержки процесса профессионального самоопределения обучающихся.
  • будут установлены постоянно действующие связи не только с образовательными учреждениями, но и с потенциально заинтересованными сторонами – промышленными предприятиями, представителями бизнеса, библиотеками, НИИ и т.п.;

Цель проекта: Создать модель профессиональной ориентации обучающихся на основе социального партнерства.

Задачи проекта:         

  • Обеспечить профессиональное просвещение обучающихся.
  • Разработать и реализовать комплекс практико-ориентированных мероприятий, способствующих профессиональному самоопределению обучающихся.
  • Обеспечивать информационную поддержку процесса профессионального самоопределения обучающихся.
  • Способствовать профессиональному самоопределению подростков.
  • Познакомить обучающихся с профессиями различных сфер, с их современным содержанием.
  • Дать представление об образовательном маршруте, направленном на получение профессиональной компетентности.
  • Разработать модель взаимодействия социального партнерства;
  • Содействовать повышению компетентности всех субъектов профориентации в вопросах профессионального самоопределения.

Участники проекта:

  • Педагогические работники.
  • Обучающиеся ГБУ ДО ЦД(Ю)ТТ «Старт+» Невского района Санкт-Петербурга (8-11 класс).
  • Привлечённые представители: СПб ГБУ "ЦСЗПОМ "ВЕКТОР", ГБУ ДО ЦППМСП Невского района СПб, СПб ГБОУ СПО «Невский машиностроительный техникум», ФГКОУ «Санкт-Петербургский кадетский военный корпус Министерства обороны РФ», Библиотека №2 им. Федора Абрамова, представителей промышленности и бизнеса.

Ожидаемое значение проекта:

        Будет создана модель, которая позволит повысить качество профессиональной ориентации обучающихся в учреждении дополнительного образования за счёт использования возможностей социального партнёрства.

Будут созданы условия для формирования готовности обучающихся к профессиональному самоопределению с учетом востребованности профессий на рынке труда, что повысит эффективность работы системы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся.  

Мероприятия проекта сориентируют внимание детей и подростков, участвующих в них, на вопросы профессиональной ориентации, позволят получить репрезентативное представление о профессиях.

Этапы реализации проекта:

1 этап.  Организационно-подготовительный (май 2015года – август 2015 года). Создание нормативной базы осуществления проекта. Организация работы с социальными партнерами, подготовка и анализ планов работы на год. Работа с педагогическими кадрами.

2 этап. Внедренческий (сентябрь 2015 года – май 2016 года).  Проведение массовых мероприятий, конкурсов,  выставок, лекций,  дискуссионных клубов, встреч и реализация проектов в рамках объединений.

3 этап. Обобщающий (июнь 2016 – август 2016).  Составление аналитического отчета.

Основная идея проекта:

Ведущая идея данного проекта – создание модели профессиональной ориентации обучающихся на основе социального партнерства, применимой в учреждении дополнительного образования, и способствующей формированию профессионального самоопределения обучающихся. 

На данный момент, отсутствие единой системы профориентации (последовательности и преемственности в организации профориентационной работы), несогласованность действий образовательных организаций разного типа в профориентационной работе, большое внимание подготовке обучающихся к ГИА и ЕГЭ, оставляют важный вопрос выбора профессии, определяющий жизненные и профессиональные перспективы выпускника, практически не решаемым.  

Правовая основа:

Система квалифицированной поддержки выбора профессии в России регулируется соответствующими международными правовыми актами, как то Европейская социальная хартия, Конвенция о профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов (Международная организация труда. Конвенция 142), Законом «Об образовании в Российской Федерации», Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Основными направлениями развития государственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в Российской Федерации, утвержденными постановлением Министерства труда Российской Федерации от 29 августа 1995 г. № 47, другими нормативно-правовыми актами.

Анализ кадровых возможностей:  

Важнейшим компонентом в совокупности организационно-педагогических условий для реализации проекта является качество педагогического коллектива образовательной организации, его профессиональные характеристики, наличие в нем ярких индивидуальностей педагогов, сочетание опыта и молодого творческого поиска, стремление к объективному самоанализу, самообразованию, постоянному совершенствованию и раскрытию профессионального потенциала.        

Состав педагогического коллектива образовательной организации - 32 человека.

Квалификационные категории:

  • высшая категория - 6 чел.
  • первая категория - 11 чел.
  • вторая категория - 0 чел.
  • не имеют категории – 15 чел.

Анализ состояния и перспектив развития рынка образовательных услуг

Мониторинг рынка образовательных услуг, оказываемых ГБОУ ДОД Санкт-Петербурга, показывает их активность в решении задач, сформулированных правительством РФ в постановлении от 23 мая 2015 г. № 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 годы» (далее – Постановление №497). Широко представлены мероприятия, направленные на создание системы сетевого взаимодействия и социального партнёрства.  

Так, ЦДЮТТ «Охта» контактирует с образовательными учреждениями среднего образования в форме организации и проведения районных методических объединений для педагогов по направлениям, с ОАО «Адмиралтейские верфи», информационно-образовательным центром ГУП «Водоканал» в рамках работы городской экспериментальной площадки «Формирование педагогических условий по развитию техносферы в учреждении дополнительного образования», с другими организациями.

         ЦДЮТТ Колпинского р-на, будучи районным опорным пунктом профориентации, координирует работу всех базовых звеньев системы профориентации района: образовательных школ, профессиональных учебных заведений, органов управления образованием, учреждений и организаций, занимающихся вопросами профессиональной ориентации детей и подростков, средств массовой информации, родителей, общественности.

ЦДЮТТ Кировского р-на практикует профориентационные контакты с районными организациями ПТО: Колледж судостроения и прикладных технологий, Медицинский колледж №1, Колледж судостроения и прикладных технологий, Педагогический колледж №1, Петровский колледж в форме встреч, фестивалей, Дней абитуриента, игровых мероприятий.

Итак, данные частичного мониторинга показывают, что задачи развития эффективной системы дополнительного образования детей, создания инфраструктуры, обеспечивающей условия подготовки кадров для современной экономики в основном решаются ГБОУ ДОД нашего города в формах вовлечения обучающихся в творчество, ознакомления с миром профессий в контакте либо с учреждениями СПО, либо с предприятиями города.

Вышесказанное демонстрирует возможность и необходимость реализации проекта, который поможет создать систему профориентации обучающихся применимую для учреждения дополнительного образования с учётом социального партнёрства, способствующей формированию профессионального самоопределения обучающихся.

Ожидаемые последствия реализации проекта

Данный проект – это первый шаг на пути создания инновационной модели, позволяющей решать проблемы профориентации детей  и подростков в условиях социального партнёрства.

Его реализация позволит создать предпосылки для перехода к следующему этапу решения задачи, определенной в Постановлении №497, который будет характеризоваться:

  • возникновением всеобъемлющей информационно-образовательной и воспитательной среды, обеспечивающей успешную профориентацию детей и подростков;
  • дальнейшим формированием у детей и подростков гармоничной личности, адаптированной к реалиям сегодняшнего и завтрашнего дня, способной действовать на благо общества;
  • развитием полноценного межсетевого взаимодействия между организациями общего, дополнительного, профессионального образования, координирующих центров профориентации, организаций и предприятий, объективно нуждающихся в квалифицированных профессиональных кадрах, в том числе технической направленности;

Следующий шаг – это создание инновационной модели профориентации обучающихся на базе межсетевого взаимодействия с ее последующей апробацией и необходимой коррекцией.

Формы предъявления результатов педагогической общественности:

Результаты реализации проекта будут представлены на районном семинаре по обобщению результатов осуществления проекта, который планируется провести в конце 2015 – 2016 учебного года, кроме того, в методических рекомендациях, разработках и публикациях по заявленной проблеме.

Прогноз возможных негативных последствий:

  • Потеря интереса и мотивации педагогического коллектива ГБУ ДО ЦД(Ю)ТТ Невского района Санкт – Петербурга осуществлению проекта;
  • Нескоординированность деятельности партнёров в рамках плана мероприятий, что может привести  к нарушению целостности  и системности работы

Способы коррекции:

  • Поддержание интереса и мотивации педагогического коллектива;
  • Научно-методическое обеспечение реализации проекта;
  • Своевременное принятие управленческих решений.

Заключение

Профессиональное самоопределение – не разовый акт, а длительный процесс, предполагающий формирование и развитие определенных компетенций. Перед обучающимися на разных ступенях образования поставлены различные задачи, поэтому оказываются необходимы современные технологии психолого-педагогического сопровождения профессиональной ориентации обучающихся, учитывающие возрастные и личностные особенности. В то же время важно сохранить преемственность и обеспечить непрерывность сопровождения профессионального самоопределения не только в ходе обучения, но и на протяжении всей жизни. Такой подход требует отказа от «быстрых», разовых и эпизодических форм профориентационной работы, создающих иллюзию эффективности в силу своей экономичности. Нами сделан  акцент на планомерную и систематичную работу, основанную на идее развития субъекта самоопределения.


Реализация проекта

(календарно-тематический план мероприятий)

№ п/п

Срок проведения

Мероприятие

1

15.09.2015

Дискуссионный клуб «Мир профессий».

Понятие о профессии, специальности, специализации, квалификации.

Характеристика труда: содержание, характер, процесс и условия труда.

Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы. Типы профессий. Матрица выбора профессии.

Понятие карьеры. Этапы построения карьеры. Профессиональный рост, построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие о штатном расписании и должности.

Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования.

Построение личностного профессионального плана.

Сентябрь 2015 – май 2016

Проект «Парад профессий».

Создание сборника видеоинтервью с представителями разных профессий. Поиск руководящих работников сделавших карьеру «От рабочего до директора».

2

25.09.2015

«День программиста» в рамках серии районных образовательных мероприятий (бесед, встреч с интересными людьми, мастер-классами, играми)

3

Октябрь2015 – май 2016

Экскурсии, мастер – классы для обучающихся ГБОУ ДОД ЦТТ «Старт+» в лаборатории и мастерские НМТ

4

01.10.15 – 28.10.15

Районный конкурс детского творчества «Профессии моей семьи»

5

13.10.15

Дискуссионный клуб «Мир профессий»

6

17.10.15

Районный фотокросс «Мир профессий».

Партнёр «Printsburg» — сеть центров полиграфии.

7

20.10.15

Районный конкурс инфографики «Санкт-Петербург – промышленная столица России»

8

30.10.15

«День судостроителя» в рамках серии районных образовательных мероприятий (бесед, встреч с интересными людьми, мастер-классами, играми). Партнёр ….

9

10.11.15

Дискуссионный клуб «Мир профессий»

10

24.11.15

«Всемирный день телевидения» в рамках серии районных образовательных мероприятий (бесед, встреч с интересными людьми, мастер-классами, играми)

11

30.11.15

Районный конкурс Web-дизайна «В море света», посвященного Международному году света и световых технологий (ЮНЕСКО)

12

11.12.15

Мероприятия посвящённые дню Конституции «Права и свободы человека»

13

22.12.15

«День энергетика» в рамках серии районных образовательных мероприятий (бесед, встреч с интересными людьми, мастер-классами, играми)

14

19.01.16

Дискуссионный клуб «Мир профессий»

15

29.01.16

«День изобретателя автомобиля» в рамках серии районных образовательных мероприятий (бесед, встреч с интересными людьми, мастер-классами, играми)

16

февраль – апрель2016

Размещение стенда Техникума в ГБОУ ДОД ЦТТ «Старт+»

17

10.02.16

«День российской науки» в рамках серии районных образовательных мероприятий (бесед, встреч с интересными людьми, мастер-классами, играми)

18

16.02.16

Дискуссионный клуб «Мир профессий»

19

03.03.16

Районный семинар «Теория и практика профориентационной работы»

20

15.03.16

«День изобретения сети Интернет» в рамках серии районных образовательных мероприятий (бесед, встреч с интересными людьми, мастер-классами, играми)

21

март 2016, открытая дата

Районная Олимпиада по профориентации

22

18.03.16

Дискуссионный клуб «Мир профессий»

23

01.04.16

КВН «Физики и лирики»

24

02.04.16

Мероприятие, посвященное международному Дню детской книги. Партнёр Библиотека №2 им. Ф. Абрамова.

25

12.04.16

«День космонавтики» в рамках серии районных образовательных мероприятий (бесед, встреч с интересными людьми, мастер-классами, играми)

26

12.05.16

«День радио» в рамках серии районных образовательных мероприятий (бесед, встреч с интересными людьми, мастер-классами, играми)

Список использованной литературы

1.        Голованов В.П., Методика и технология работы педагога дополнительного образования: Учебное пособие, М.: Владос, 2010,- 192 с.

2.        Дополнительное образование детей., Учебное пособие / Под ред. О.Е. Лебедева М.: Владос, - 256 с.

3.         Климов Е.А., Психология профессионального самоопределения.— М.: Изд.  «Academia», 2010, - 304 с.

4.         Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О., Профориентология: Теория и практика; Учебное пособие для высшей школы. М.: «Академический проект»,208, - 192 с.

5.         Научно - методический журнал Методист, www.metobraz.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа профессиональной ориентации обучающихся

Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориент...

Программа профессиональной ориентации обучающихся "Время выбирать"

Программа профессиональной ориентации обучающихся "Время выбирать"...

"Модель профессиональной ориентации выпускников основной школы"

Итоговая работа по модулю ИОЧ "Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования". Данная модель написана для работы в конкретной школе, но мо...

Модель профессиональной ориентации воспитанников Нахимовского военно-морского училища.

Профориентация – это «научно-обоснованная система подготовка молодёжи к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванная учитывать как индивидуальные способности каждой личности, так и необх...

ПРОГРАММА работы школы по организации профессиональной ориентации обучающихся «Дорога, которую ты выбираешь»

Выбор будущей профессии - очень серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются воспитанники коррекционных школ.  Цель программы:формирование сознательного профессионального самоопредел...

Из опыта работы: «Профессиональная ориентация обучающихся, в школе – интернате для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

    В мире тысячи профессий. Как сориентироваться в их многообразии, выбрать среди них ту, с которой начинается трудовой жизненный путь?...