"Модель профессиональной ориентации выпускников основной школы"
рабочая программа (7, 8, 9 класс) на тему
Итоговая работа по модулю ИОЧ "Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования". Данная модель написана для работы в конкретной школе, но может быть примениена и в других школах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Вводная часть
Первая серьёзная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, – выбор будущей профессии. Каждый молодой человек строит планы на будущее. Это будущее представляется ему благополучным и успешным. Но в современных условиях конкуренции и ужесточения требований, предъявляемых рынком труда, выпускники российских школ оказываются не готовыми к адаптации в новых социально-экономических условиях.
Очень важно научить сегодняшних школьников, как относиться к окружающему миру и воспринимать опыт окружающих людей, дать им понять, что образование и высокая квалификация сами по себе ещё не гарантируют получения и сохранения работы, а так же продвижения по службе и удачной карьеры. Важно, чтобы учащиеся представляли, как влияют на популярность и перспективность той или иной профессии такие факторы, как социально-экономическая ситуация, спрос на рынке труда, престиж профессии, прогноз занятости по профессиональным областям и специальностям, условия труда, средняя зарплата и прочее. Эти аспекты сегодня очень актуальны и рассматриваются достаточно подробно в различных информационных и образовательных источниках.
Школа является критически важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
Д.А. Медведев подчеркнул, что дети будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, формулировать свои интересы и осознавать свои возможности. Будут учитываться возрастные особенности школьников, по-разному организовано обучение на его начальной, основной и старшей ступенях. Задача учителя – помочь учащимся найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Каждый учащийся должен знать, зачем он учится. Результат образования – это не только знания по определенным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении... Программы обучения старшеклассников будут увязаны с дальнейшим выбором специальности [1].
Для этого установлена следующая цель: выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
После успешного создания модели профессиональной ориентации выпускников планируемые результаты:
1.Сформированность знаний учащихся о специфике современного рынка труда и его развитии;
2.Сформированность у учащихся адекватных представлений о себе и своём профессиональном соответствии;
3.Принятие учащимися осознанного решения о профессиональном выборе направления дальнейшего обучения;
4.Создание условий для повышения готовности подростков к социально-профессиональному самоопределению и мобильности;
5. Обозначение выпускниками дальнейшего образовательного пути.
Основная часть
Описание модели
В воспитательной системе школы существует значимый компонент – профессиональная ориентация учащихся.
Профессиональная ориентация – это целенаправленная деятельность по подготовке молодежи к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями и одновременно с общественными потребностями в кадрах определенных профессий и разного уровня квалификации. Она представляет собой единство практической деятельности и развивающейся междисциплинарной теории и реализуется не только в учебно-воспитательном процессе работе с учащимися [2].
Начиная с 7 класса педагогическому коллективу необходимо вести работу по профессиональной ориентации учащихся, выстраивая ее по данным в схеме направлениям.
Профессиональная информация включает в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для его трудового самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в специалистах разного профиля.
Информирование осуществляется через социально-педагогических партнеров (родители, Самарская Государственная Службу занятости, предприятия города, средне – специальные и высшие учебные заведения города и области ).
Организация социально-педагогического партнерства может осуществляться путем согласования социально-воспитательных программ общеобразовательных учреждений и иных субъектов социализации на основе национального воспитательного идеала и базовых национальных ценностей. Это возможно при условии, что субъекты воспитания и социализации заинтересованы в разработке и реализации таких программ [3].
Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников.
Профессиональное консультирование – это изучение личности учащегося и на этой основе выдача ему профессиональных рекомендаций.
Элективный курс «Моя будущая профессия» 9 класс направлен на формирование практико-ориентированных компетенций учащихся и их профессиональной ориентации в связи с личными желаниями и наклонностями в условиях современных и перспективных требований на рынке труда.
Профподготовка осуществляется через включение в учебный план образовательной области «Технология».
Психологическое сопровождение осуществляется через коррекционные занятия с педагогом-психологом школы 1 час в неделю.
Изменения в образовательном процессе
При проведении профориентационной работы следует обязательно учитывать возрастные особенности школьников. Обучение на основной и старшей ступени должно быть организовано по-разному.
Ключевую позицию в организации работы по профориентации должно занимать психологическое сопровождение ученика с учетом его индивидуальных особенностей на протяжении всего периода обучения в школе. Это поможет подготовить учащегося к осознанному выбору будущей профессии.
С учетом психологических и возрастных особенностей школьников рекомендуется выделить следующие этапы и содержание профориентационной работы в школе:
7 класс
1 полугодие – входная диагностика (необходимо узнать, на каком уровне профессионально ориентирован ученик);
2 полугодие – систематическое проведение игр в рамках классных часов (см. приложение 2).
Введение образовательной области технология с использованием раздельного обучения.
8 класс
Тематические классные часы с использованием проектных технологий (основываясь на курс 7 класса школьник выбирает понравившуюся ему профессию и создает мультимедийную презентацию или коллаж, с последующей защитой);
Экскурсии на рабочие места родителей класса;
Встречи с интересными людьми (Ветераны труда, родители учащихся, социальные партнеры).
9 класс
Введение в учебный план элективного курса «Моя будущая профессия»;
Посещение дней открытых дверей учебных заведений Кировского района;
Консультирование специалистов Самарской Государственной службы занятости о современном рынке труда.
Если в образовательном процессе создать условия, направленные на формирования профессиональной ориентации учащихся, то выпускники школы приобретут практико-ориентированные знания, которые сформируют социально-экономические компетенции, необходимые для успешной интеграции в социум и адаптации в нём.
Выводы
Можно сделать вывод, что профориетация это научно обоснованная система подготовки молодежи к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванная учитывать как индивидуальные особенности каждой личности, так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах общества. В свою очередь цели и задачи профориентации успешно реализуются в полной мере тогда, когда сама профориентация сможет опереться на развитую теорию и методологию. И не случайно: ведь в теории и методологии преломляются и проверяются понятия, идеи, взгляды, представления, формы, методы и принципы, которые позволяют повысить эффективность практической работы.
Успешность выбора профессии означает также оптимальное согласование общественных потребностей в сфере труда с планами профессионального и личностного развития учащихся. Поэтому чем больше профессиональный выбор соответствует структуре требуемых в современном обществе кадров профессий, тем успешнее осуществлялась работа по развития профессии, основные специальности, связанные с данной профессией.
Таким образом, проблема выбора жизненного пути, профессионального самоопределения возникает в определенный момент у всех молодых людей: одним приходится решать эту проблему к моменту окончания неполной средней школы (9 классов), другим - 11-го класса, третьим приходится менять планы после окончания профессионального учебного заведения. Подобные "издержки" не могут быть безболезненными и обходятся обществу дорого. Лишь в последние годы исследователи усилили внимание к проблемам активного управления рынком труда и процессом формирования профессионального потенциала страны. Формируется информационная база о планах выпускников общеобразовательных школ, мотивах выбора ими профессий, реальных возможностях продолжить обучение по избранной специальности и шансах найти в последующем работу.
В отечественной педагогике и психологии накоплен немалый опыт в области теории профессионального самоопределения. Это: теоретические основы профконсультации Климова Е.А., теоретические и практические проблемы мотивации выбора профессии Павлютенкова Е.М., виды, методы, содержание профессионального самоопределения в школе Гришпуна С.С., описания педагогических основ профориентационной работы с учащимися и студентами Захарова Н.Н., личностно - ориентированный подход в процессе профессионального самоопределения Маркова А.К., Пряжникова Н.С. Так же социологические исследования процесса жизненного самоопределения молодежи были проведены Филипповой Ф.Р., Руткевич М.Н., Рубиной Л.Я В.Н.Шубкиной.[4]
На сегодняшний день изучение проблем, связанных с профессиональным самоопределением, является необходимой для выбора человеком наиболее подходящей ему профессии. Вопросы профессионального самоопределения интересовали и интересуют по-прежнему отечественных и зарубежных философов, психологов и педагогов. Выбор профессии - задача очень сложная. Прежде чем делать выбор необходимо сначала задуматься над словами "выбор профессии". За краткостью этих слов стоит планирование, обдумывание профессионального жизненного пути.
Информационные источники
- Проект Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА». Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/akt/6591/
- Саронов А.Д., Калугин Н.И., Меньшиков А.П., Профессиональная ориентация молодежи. М.: Высшая школа.2000.
- Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования [Электронный ресурс]: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009. ― 00 с. ― (Стандарты второго поколения). Режим доступа: http://www.rusla.ru/rsba/politic/files/5-KDNV.doc
- http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00247335_0.html
- http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/22/2102/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/10/picture-145907-1355122003.jpg)
Основные направления деятельности социального педагога по профессиональной ориентации учащихся основной школы
Выбор профессии - сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. Поэтому одно из направлений работы социального педагога - это профориентация....
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/29/picture-327108-1383040087.jpg)
Профессиональная ориентация в начальной школе
Занятие предназначено для обучающихся 1-х классов. Занятие может проводить психолог или учитель....
Модель профессиональной ориентации воспитанников Нахимовского военно-морского училища.
Профориентация – это «научно-обоснованная система подготовка молодёжи к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванная учитывать как индивидуальные способности каждой личности, так и необх...
Роль физики при организации профессиональной ориентации учащихся средней школы
Роль физики при организации профессиональной ориентации учащихся средней школы...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/17/picture-943424-1505632814.jpg)
Педагогический проект "Профессиональная ориентация в сельской школе"
Профориентационная работа в школе — это комплекс мероприятий, направленный на формирование осознанного выбора учащимися будущей профессии, который осуществляется администрацией школы, классными ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/06/picture-787179-1541500205.jpg)
Методическая разработка «Проект модели профессиональной ориентации обучающихся»
Визитная карточка проекта«Проект модели профессиональной ориентации обучающихся»Фамилия, имя, отчество автораИванова Наталья Александровна - методист, педагог – психолог.Название обр...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/23/picture-1085461-1542957569.jpg)
Из опыта работы: «Профессиональная ориентация обучающихся, в школе – интернате для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
В мире тысячи профессий. Как сориентироваться в их многообразии, выбрать среди них ту, с которой начинается трудовой жизненный путь?...