Роль физики при организации профессиональной ориентации учащихся средней школы
статья по физике (11 класс) на тему

Роль физики при организации

профессиональной ориентации учащихся средней школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_nurieva.docx23.41 КБ

Предварительный просмотр:

Роль физики при организации

профессиональной ориентации учащихся средней школы

   Задача педагога помочь ребёнку в выборе профессии, в познании самого себя. И если на пороге 11 класса молодой человек чётко знает, на что способен, и знает, куда пойти учиться, значит, педагог сделал своё дело хорошо. Поэтому работа должна идти не только в рамках воспитательных мероприятий, но и непосредственно на уроках. Для успешного выбора профессии неоценима роль знаний, полученных при изучении школьных предметов, развитие способностей через углублённое изучение отдельных предметов.

   Ведь  каждый из учебных предметов школьного курса связан с той или иной профессиональной областью.

   Как учитель физики  на своих уроках я информирую учащихся о различных видах профессиональной деятельности. Знания по физике составляют основы современной науки и техники, широко используются в самых разных отраслях промышленности, сельского хозяйства, медицины. Достижения современной цивилизации немыслимы без физики. Недооценка роли физики приведет к существенному снижению уровня подготовки специалистов во многих отраслях, в том числе весьма далеких от физики. Человек сталкивается с физикой на каждом шагу: в кухне и столовой, при ремонте квартиры и стирке, играя на компьютере или занимаясь физическим трудом.  Наша жизнь, наше здоровье, наше настроение тесно связано с бесчисленными физическими явлениями вокруг нас и в нас самих. Физика тесно связана с такими профессиональными областями как: связь, энергетика, специальности электротехники, специальности механики, автоматика, строительство, радиотехника, авиация, космонавтика, фотография, оптика, преподавание, экология, научная работа.

    Познакомимся с некоторыми профессиями и их взаимосвязи
с физикой  поближе.

Вид профессии

Вид деятельности

Связь с физикой

Архитектор-дизайнер

Разрабатывает проекты       интерьеров зданий;

Собирает необходимые сведения об изделиях, их конструкции, технологии изготовления, материалах;

Разрабатывает проектные схемы, эскизы, рабочие чертежи

необходимо учитывать физические свойства материалов, законы механики

Врач-терапевт, врач-педиатр

выявить причину недомогания человека, поставить диагноз и назначить адекватное лечение

знать характеристики воздействия физических факторов на организм;

физические основы функционирования медицинской аппаратуры;

правила техники безопасности, работы с физическими приборами; правила использования ионизирующего облучения и риски, связанные с их воздействием на биологические ткани;

методы защиты и снижения дозы воздействия;

Электро-газосварщик

В процессе производственной деятельности:

Собирает заготовки конструкций;

Налаживает сварочное оборудование;

Устанавливает  режим сварки;

Регулирует процесс образования шва;

Предупреждает возникновение деформаций в изделии;

Заваривает дефекты конструкций;

Электрические характеристики сварочного оборудования;

Свойства обрабатываемых материалов;

Знание принципа действия и устройства сварочного аппарата

Инженер-конструктор

Проектирование машин;

Руководит выполнением отдельных стадий проектно-конструкторских работ;

Участвует в конструировании изделий, оснастки и инструмента

Решение количественных задач при конструировании;

Физические свойства опытных образцов;

Знание в области электричества, механики;

Теория машин и механизмов;

Сопротивление материалов.

Токарь

Токарь выполняет на токарном станке операции по обработке и расточке поверхностей, нарезание резьбы, сверление, зенкирование, калибровку, используя заготовок металл, обеспечивает соответствие детали указанным размерам

Знать конструкцию станков;

Правила теплообработки;

Решать задачу определения режима резания и точения

Бетонщик

Изготовляет бетонную смесь;

Бетонирует сборные конструкции;

Изготовляет стеновые панели, плиты, балконы

Контролирует количество и качество бетонной смеси;

Применение электрифицированного инструмента;

Знание пропорций при изготовлении смесей.

Слесарь по ремонту автомобилей

обеспечивает техническое обслуживание автомобилей различных марок;

устраняет неисправности, предотвращает их возникновение;

работа слесаря по ремонту автомобилей – высококвалифицированный труд, требующий большого объема знаний и навыков.

Работа с электрооборудованием;

Электротехника;

Металловедение;

Устройство и технология ремонта;

Чем же руководствоваться ученику при выборе профессии?

Первый шаг – это правильно сформулировать свои желания

Здесь ученикам помогают «Я - высказывания»:

* Я собираюсь…

* Я вижу свою профессиональную цель в том, чтобы…

* Я могу достичь успеха в…

* Я мечтаю…

Второй шаг – сбор и оценка информации,  которые включают в себя востребованность профессии на рынке труда, уровень квалификации, учебные заведения, где обучают этой профессии и каков в них конкурс,

Третий шаг – принятие решения и планирование достижения цели. Тут стоит отметить роль желаний самого ученика, его реальные возможности, помощь близких  при принятии решения.

   Считаю полезным, дать для ознакомления  данные Министерства образования и науки о специальностях, в которых особо будет нуждаться страна через 5 лет.

        От себя хочу добавить, что работая долгое время в школе учителем физики, я заметила, что в последнее время роль физических знаний заметно возросла, ребята чаще выбирают ЕГЭ именно по этой дисциплине, так как самые востребованные профессии предполагают глубокие знания по физике.       

Как классный руководитель и как учитель физики даю ученикам несколько советов:

- Оцените свое соответствие требованиям каждой из нравящихся вам профессий. Кроме тех требований, которые есть у вас к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии. Чтобы убедиться в правильности ваших размышлений, обсудите свое решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.

Все это даст оценить реальную ситуацию. Поможет найти правильный путь в жизни.

Кроме этого ученикам предлагаются профориентационные тесты:

1.        Тест -профориентация по Е.А. Климову

2.        «Определение профессиональных склонностей» методика Л. Йовайши в

           модификации Г. Резапкиной

3.        «Карта интересов» А.Е.Голомштока

       В старших классах основная задача школьника – определиться с вузом. Для этого необходима конкретная информация об учебных заведениях, днях открытых дверей, подготовительных курсах. Структура мотивации, личности и интеллекта к этому возрасту становится уже более устойчивой. Поэтому мы знакомимся с университетами, техникумами и другими учебными заведениями. По возможности посещаем дни открытых дверей.

   Будем помнить, что мы, взрослые, должны быть для ребенка и плодородной почвой, и живительной влагой, и теплым солнышком, согревающим цветок детской души.  Именно тогда раскроются уникальные способности, данные каждому  ребенку от рождения.

Использованные интернет -ресурсы:

http://school38.of.by/proforient/profor9.html

http://do.gendocs.ru/docs/index-112398.html

http://vyborprofessia.narod.ru/

http://rcpom.edu.by/main.aspx?guid=1831

http://school1-prs.edu.yar.ru

http://www.gdeuchitca.ru

http://psimaster.ru

http://vsetesti.ru/410/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика проведения развивающих занятий по формированию ценностных ориентаций учащихся начальной школы.

Данная методическая разработка представляет собой методику проведения развивающих занятий по формированию ценностных ориентаций учащихся начальной школы. Она включает в себя:Программу формирования цен...

П Р О Г Р А М М А по физике для 10-11 классов средней школы (базовый уровень)

П Р О Г Р А М М Апо физике для 10-11 классовсредней школы(базовый уровень)...

Основные направления деятельности социального педагога по профессиональной ориентации учащихся основной школы

Выбор профессии - сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. Поэтому одно из направлений работы социального педагога  - это профориентация....

Развитие учебно - познавательной компетенции ( самостоятельности ) учащихся средней школы через формирование универсальных учебных действий на уроках физики и во внеурочной деятельности

Создание условий (системы работы и методической копилки ) для развития самостоятельности обучающихся на уроках физики и во внеурочной деятельности через формирование УУД, ( включающей в себя систему у...

Методическая разработка. Статья на тему "Использование современных компьютерных технологий при формировании грамматических навыков у учащихся средней школы на среднем этапе обучения"

Статья на тему "Использование современных компьютерных технологий при формировании грамматических навыков у учащихся средней школы на среднем этапе обучения"...

Современные методы обучения иностранному языку и их роль в развитии коммуникативной компетентности учащихся средней школы. Английский язык

Данная статья затрагивает актуальную в настоящее время проблему компетентностного подхода при обучении иностранному языку. Автором приведены методы обучения, способствующие развитию коммуникативных ко...

Роль результатов проектно -исследовательской деятельности учащихся средней школа при создании проекта сетевой мультимедийной библиотеки "Эко -школа"

В данной статье авторами рассматривается проектно-исследовательская деятельность как неотъемлемая часть образования учащихся школы, которая организуется для развития творческого потенциала детей, форм...