Статья "Духовно-нравственное развитие дошкольников через чтение художественной литературы"
статья на тему

Вырьева Виктория Николаевна

В статье рассказывается о том, что доступным средством для духовно – нравственного развития ребенка является чтение художественной литературы. И как это применяется на занятиях в творческом объединении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное развитие дошкольников

через чтение художественной литературы

Автор:

 Вырьева Виктория Николаевна,

педагог дополнительного образования МБУДО ЦДТ

В дошкольном возрасте закладываются основы личности ребенка, его мировоззрение, свое понимание добра и зла, своя реакция на поступки других и собственное поведение.                                В нашем мире  материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο добре, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.        Духовный мир ребенка может обогащаться в том случае, если он это богатство воспитывает через чувства сопереживания, радости, гордости, через познавательный интерес. Поэтому, для меня эта тема стала очень актуальной.                                                                                                 Действенным средством воспитания моральных качеств личности дошкольника является художественное слово. Самыми доступными средствами для духовно – нравственного развития ребенка, конечно же, является сказка,  рассказ, стихотворение, повесть. Поэтому, организуя образовательный процесс (реализуя общеобразовательную общеразвивающую программу «Мир вокруг нас)  в творческом объединении,  я применяю различные формы работы: знакомство детей с русскими и советскими писателями, посещение музея, чтение сказок и рассказов о семье и близких, чтение русских народных и зарубежных сказок, диалоги о нравственном смысле, обсуждение поведения героев литературных персонажей, причины их успехов и неудач.                                                                 В творческом объединении, при организации предметно-развивающей среды, мною была организована мини-библиотека, в которой представлены книга различных авторов, сказки, картинки, дидактические игры, раскраски, иллюстрации. В подборе книг принимали участие, как дети, так и их родители. Это дает возможность осуществлять личностно - ориентированный подход к каждому воспитаннику.                                                                                                                 Тесная работа проводится и с родителями воспитанников: беседы: «Традиции нашей семьи», «Добрые дела»; консультации: «Как провести выходные с ребенком», «Отдых нашей семьи»; участие в конкурсах и выставках различного уровня; дни открытых дверей.                                                        Благодаря постоянной  и целенаправленной работе по теме у  детей появился интерес к сказкам и рассказам, дети самостоятельно оценивают поступки героев произведений, дети стали  дружнее, более терпимее к недостаткам друг друга, к особенностям характера, отзывчивыми. А с  родителями установились дружеские партнерские отношения.                                                                        Таким образом, углублённая и содержательная педагогическая деятельность в творческом объединении, направленная мной на ознакомление детей с художественной литературой и на формирование умений выразительной интерпретации содержания художественного произведения в детской деятельности, способствует качественному становлению и совершенствованию личности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология развития критическогомышления через чтение и письмо

Даны примеры использования на уроках русского языка и литературы различных приёмов технологии критического мышления....

Чтение художественной литературы

Вспомогательный наглядный материал для ознакомления дошкольников с русской народной сказкой "Снегурочка"...

Непосредственно образовательная деятельность в работе с детьми среднего дошкольного возраста по чтению художественной литературе: « Да здравствует мыло душистое!» Чтение сказки К.Чуковского «Мойдодыр».

побуждать детей эмоционально воспринимать поэтическое произведение, осознавать тему, содержание; вызвать желание запомнить и выразительно прочесть стихи; формировать здоровый образ жизни....

Конспект непосредственно – образовательной деятельности «Чтение художественной литературы».

Конспект непосредственно – образовательной деятельности «Чтение художественной литературы».Тема: русская народная сказка "Мужик и медведь"....

Конкурс внимательного читателя - средство повышения интереса к чтению художественной литературы

Многие учителя литературы меня поддержат во мнении о том, что очень сложно заинтересовать ребят чтением. Воспитанным в мире виртуальных игрушек, не хочется им даже брать книгу в руки. Как  способ...

Конкурс внимательного читателя - средство повышения интереса к чтению художественной литературы

Многие учителя литературы меня поддержат во мнении о том, что очень сложно заинтересовать ребят чтением. Воспитанным в мире виртуальных игрушек, не хочется им даже брать книгу в руки. Как  способ...

Организация познавательного развития дошкольников через использование приемов моделирования-мастер-класс

В современных условиях быстро меняющейся жизни от ребенка требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь, умение добывать эти знания самому и оперировать ими. Одна из главных задач совр...