Зачем человеку труд?
методическая разработка на тему

Мищенко Виктория Константиновна

Цели:

Расширить представление детей о значении труда в жизни общества;

Познакомится с многообразием мира профессий;

Способствовать формированию положительно

Задачи:

 привить уважение и любовь к труду и людям труда;

показать необходимость труда в жизни человека;

убедить учащихся в том, что их главная цель – учеба.й нравственной оценки таких качеств характера как, трудолюбие, самостоятельность, усидчивость, любознательность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zachem_cheloveku_trud.docx27.17 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Зачем человеку труд?»

Цель:

  • Расширить представление детей о значении труда в жизни общества;
  • Познакомится с многообразием мира профессий;
  • Способствовать формированию положительной нравственной оценки таких качеств характера как, трудолюбие, самостоятельность, усидчивость, любознательность.

Задачи:

  • привить уважение и любовь к труду и людям труда;
  • показать необходимость труда в жизни человека;
  • убедить учащихся в том, что их главная цель – учеба.

Оборудование: презентация, мультимедийный проектор.

План занятия.

  1. Проблемная ситуация. «Два плуга».
  2.   Интерактивная беседа.
  3.  Мини-лекция «Зачем человеку труд».
  4.  Игра «Окончание пословицы».
  5.  Игра «Радуга профессий».
  6.  Игра «Угадай профессию».
  7.  Подведение итогов (рефлексия).
  8.  Заключительное слово.

Ход занятия.

  1. Проблемная ситуация. «Два плуга»

- Ребята, сегодня у нас с вами необычное занятие, к нам в гости пришли воспитатели из других групп. Не волнуйтесь, пожалуйста. Давайте поприветствуем их.

Дети приветствуют взрослых

- А сейчас сядьте правильно и будьте внимательны. Тема нашего занятия «Зачем человеку труд». И начать наш разговор я хочу с маленького рассказа Константина Дмитриевича Ушинского, который называется «Два плуга». Послушайте, пожалуйста, этот рассказ, нам его прочитает Ткаченко Денис.

Ученик читает рассказ.

Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел на работу; а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был еще лучше, чем в то время, как он только вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.

        - Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? - спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.

        - От труда, мой милый, - отвечал тот. - А если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что все это время ты пролежал на боку, ничего не делая.

  1. Интерактивная беседа.

Думаю, все хорошо поняли, какое отношение имеет этот рассказ к теме нашего занятия.

        - Почему плуг, который попал к земледельцу, блестел, как серебро? (Потому что он трудился.)

        - Что случилось с плугом, который пролежал без дела? (Потемнел и покрылся ржавчиной.)

        - Как вы считаете, о ком этот рассказ? Кого подразумевает Ушинский, говоря о плугах? (Труженика и лентяя.)

        - Какой вывод можно сделать, прослушав этот рассказ?

        Примерные ответы детей:

        - Труд красит человека, а безделье его уродует.

        - Только в труде можно проявить все свои самые лучшие качества.

        - Только в труде человек может раскрыться.

        - Без труда человек заржавеет и заболеет.

        Стихотворение читает наизусть Московченко Вадим

Труд – основа нашей жизни,        

Он любой украсит день.

Нет стыднее укоризны,

Что тебе трудиться лень.

По душе найди работу,

Будь в ней Мастером, твори,

Не стесняйся грязи, пота,

Грубых слов не говори!

Труд любой нам очень важен,

Постарайся все пройти,

И душою будь отважен,

Постигая труд в пути.

  1. Мини-лекция «Зачем человеку труд?»

Издавна люди придавали огромное значение труду. Русская традиция - это благородное отношение к труду. Многие древние авторы рассматривали труд как – нравственный подвиг, как высокий долг человека.  

Идеал трудовой жизни наших предков – это трудолюбие, бережливость, порядок и чистота в хозяйстве. Труд - это источник радости, удовольствия. В трудовом коллективе человек учится общению с другими людьми, получает, возможно, ощутить силу коллектива. В труде человек мужает как физически, так и нравственно. От труда зависит его благополучие. Труд имеет и большое личное значение. Мы знаем, как счастливы люди, которые многое умеют делать своими руками, и как несчастны и беспомощны которые ничему не научились.

  1. Игра «Окончание пословицы».

В русском народе детей с самого раннего детства приучали к труду. В качестве правил трудового поведения выступали пословицы и поговорки. Знаете ли вы пословицы и поговорки о труде?

Сейчас мы это проверим. Я читаю начало пословицы, а вы продолжаете. Можно отвечать хором.

Читаю пословицы, дети хором отвечают.

Деревья смотри в плодах,... (а людей смотри в делах).

Терпенье и труд... (все перетрут).

Под лежачий камень... (и вода не течет).

Маленькое дело... (лучше большого безделья).

В большом деле и маленькая... (помощь дорога).

Не везде сила: где уменье,... (а где и терпенье).

Не сиди сложа руки - ... (не будет и скуки).

Не спеши языком - ... (спеши делом).

Любишь кататься - ... (люби и саночки возить).

Делу время,... (потехе час).

Без труда…(не выловишь и рыбку из пруда)

Физминутка.

Тик-так, тик-так,

В доме кто умеет так?

Это маятник в часах,

Отбивает каждый такт (Наклоны вправо-влево).

А в часах сидит кукушка,

У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед).

Прокукует птичка время,

Снова спрячется за дверью, (Приседания).

Стрелки движутся по кругу.

Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо).

Повернемся мы с тобой

Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево).

А часы идут, идут, (Ходьба на месте).

Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы).

А бывает, что спешат,

Словно убежать хотят! (Бег на месте).

Если их не заведут,

То они совсем встают. (Дети останавливаются).

  1. Игра «Радуга профессий».

- Незаметно пролетят годы, и вы будете выбирать профессию. Сейчас я предлагаю вам разгадать кроссворд .

п

о

в

а

р

п

о

ж

а

р

н

ы

е

с

т

р

о

и

т

е

л

ь

ш

о

ф

е

р

ш

в

е

я

с

а

п

о

ж

н

и

к

п

а

с

т

у

х

у

ч

и

т

е

л

ь

л

е

т

ч

и

к

  1. Скажите, кто так вкусно              

Готовит щи капустные,                  

Пахучие котлеты,                          

Салаты, винегреты,                        

Все завтраки, обеды?                                    

(Повар)                                                                                                                    

  1. С огнем бороться мы должны

Мы смелые и храбрые,

Мы очень людям всем нужны.

Так кто же мы?

(Пожарные)    

                           

  1. Кладет кирпич за кирпичом –            

Растет этаж за этажом,                    

И с каждым часом, с каждым днем      

Все выше, выше новый дом.                                

(Строитель)  

  1. Встаем мы рано,

Ведь наша забота –

Всех отвозить по утрам на работу.

(Шофер)                        

  1. Кто нас одевает в красивые платья,          

Кто шьет нам наряды,  

Чтоб было приятно?                                    

(Швея)                                            

  1. Мастер, мастер, помоги –

Прохудились сапоги.

Забивай покрепче гвозди –

Мы пойдем сегодня в гости!

 (Сапожник)

  1. Поет рожок, поет рожок!                

Мы гоним стадо на лужок.                    

Пасем коров мы целый день,                                                      

Лишь станет жарко – гоним в тень.

(Пастух)                                          

  1. Мы учим детишек читать и писать,

Природу любить, стариков уважать.

(Учитель)

  1. Кто знает дороги отлично воздушные

И нас перевозит туда, куда нужно?

(Летчик)

Чтение стихов наизусть подготовленными учениками.

1уч. Фомин А.

Если хочешь строить мост,  

Наблюдать движенье звёзд,

Управлять машиной в поле,

Иль ввести машину ввысь,

Хорошо работай в школе

Добросовестно учись.

2уч.Московченко В.

Кто любит труд,  

Тот всегда найдёт

Дело нужное и полезное.

Всегда найдётся дело

Для умных рук,

Если хорошенько посмотреть вокруг.

3уч. Трынов В.

Телёнка надо напоить        

Котёнка надо накормить

И посуду перемыть.

Не трудно, ребята

Вам песенку спеть.

Не трудно, но всё таки надо уменье

За что ни возьмись-

Нужно мастером стать

И дело любое умей выполнять.

4уч.Исаков И.

Всё делать должны сами,        

Умелыми руками.

Ничто и никогда

Не даётся без труда.

  1. Игра «Угадай профессию».
  1. Кто из царей знал 14 ремесел? Назовите имя царя и не менее 5 ремесел, которыми он владел? Петр 1 – плотник, кораблестроитель, кузнец, оружейный мастер, маляр…
  2. Много профессий есть в мире, и среди них есть одна - самая лучшая и самая полезная для души человека. Попробуйте угадать, что это за искусство. Я дам вам 4 подсказки об этой профессии.

- Это самое необходимое искусство, которому научил человека сам Бог.

- Это самое нужное искусство, оно необходимо и царю, и вельможе, и бедняку, и нам с вами.

- Оно не заставляет ни лгать, ни красть, ни обманывать.

- Всякое искусство, всякая профессия кормит только самого работника, а эта профессия питает всех. (Земледелие.)

К сожалению, многие сейчас не хотят заниматься земледелием, считают, что это не престижная, грязная работа. Даже стыдятся ее. А между тем Л.Н. Толстой писал, что «стыдиться можно и должно не какой-либо работы, хотя бы самой нечистой, а только одного: праздной жизни».

  1. Конкурс Аукцион профессий».

- Скажите, в какой профессии нельзя обойтись без следующих предметов:

Кисти, краски, мольберт, палитра.                                (художник)

Парик, костюм, грим, сцена.                                       (актёр)

Молоток, гвозди, рубанок.                                         (столяр)

Овощи, кастрюля, плита.                                           (повар)

Расчёска, ножницы.                                                 (парикмахер)

Письма, газеты, телеграммы, сумка.                               (почтальон)

Градусник, шприц, белый халат.                                    (врач)

Просмотр мультфильма Ох и Ах (8 мин)

        - Как вы считаете, чему учит сюжет этого мультфильма?

        - Опишите настроение Оха и Аха? Чем отличаются друг от друга?

        - Какой вывод можно сделать после просмотра?  

  1. Подведение итогов (рефлексия).

Читает подготовленный ученик – Ткаченко Денис

Слушайте, смотрите, мотайте на ус-

Выбирайте работу по душе на любой вкус!

Да нельзя, конечно, сразу

Стать пилотом и врачом,

Водолазом,

Скалолазом,

Знаменитым скрипачом,

Стать полярником отважным,

К дальним звездам улетать.

Самым лучшим,

Самым нужным,

Самым важным сразу стать.

Да, нельзя…

Но можно сразу

И учиться,

И мечтать!

Каждый может выбрать дело,

Чтоб оно в руках кипело.

Мы будем учиться,

Мы будем трудиться,

Чтоб Родина нами

Могла бы гордиться!

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Мне понравилось…

Мне захотелось…

Я заинтересовался…

Было трудно…

  1. Заключительное слово.

        Ребята, каждому из вас хочется совершить что-то хорошее в жизни. Оставить свой след на земле. Это желание понятное. Но всегда ли вы задумываетесь над тем, в результате чего можно достигнуть поставленной цели?

- Скажите, пожалуйста, будет ли хороший работник из тех, кто сейчас учится плохо? Именно сейчас вы должны хорошо учиться. Чем лучше ученик будет учиться, тем лучше он будет работать.

- И пусть девизом вашей жизни станут слова:

               «Землю солнце красит, а человека-труд».

  Трудитесь! Мир не будет раем для тех, кто хочет жить лентяем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по валеологии "Зачем человеку кости?"

Занятие из цикла "Зоровым быть здорово" для воспитанников начальных классов VIII вида....

Зачем человеку нужно беречь воду?

Зачем человеку нужно беречь воду?Экологическая беседа.Цели:Коррекционно обучающая                               Познако...

Воспитательский час на тему: «Что такое труд? Зачем человек должен трудиться?»

Цели воспитательского часа:            1.Привить уважение и любовь к труду и людям труда.           2.Показать необ...

Родительское собрание "Зачем человеку детство".

Мы сегодня будем говорить о наших детях. Нам кажется, нет, мы просто уверены, что знаем  и понимаем их  очень хорошо. Мы знаем, какие у наших дочек и сыновей глаза,  знаем как они смеют...

Зачем человеку нужно учиться

Презентация по общественной этики . Почему человек учится. Отличия человека от животных. Почему тройка плохая отметка...

Зачем человеку нужно учиться текст

Презентация по общественной этики . Почему человек учится. Отличия человека от животных. Почему тройка плохая отметка...

Зачем человеку память?

Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Зачем человеку память?".  Учебник «Окружающий мир 4 класс», УМК «Начальная  школа 21 века».Н.Ф.Виноградова. Цель урока:  Создать условия д...