Рабочая программа по ушу
рабочая программа (5, 6 класс) по теме

Кызыл-оол Аяс Вячеславович

Настоящая рабочая программа представляет собой комплексную программу по ушу. Данная программа относится к физкультурно-спортивной направленности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ushu.docx33.96 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа представляет собой комплексную программу по ушу. Данная программа относится к физкультурно-спортивной направленности.

Актуальность программы.

Ушу является современным видом спорта, развившимся в процессе эволюции из традиционных форм физической культуры Китая. В основе ушу лежат приемы кулачного боя и фехтования, различные виды традиционной акробатики, дыхательные гимнастики и специальные психорегулирующие упражнения. Спортивное ушу включает практически все существующие в настоящее время стили и разновидности этого древнего искусства.

Функция ушу в современном мире изменилась, и это древнее, некогда тайное искусство становится всѐ более доступным для людей, превращаясь из боевого единоборства в массовый вид спорта и физической культуры, органично присущие ему философские и нравственные основы делают ушу уникальным средством совершенствования  еловеческой природы и общества.

Ушу является сложнокоординационным видом спорта, оказывающим разностороннее воздействие на организм занимающегося. Многообразие видов ушу делает его доступным средством физической культуры для разных возрастных групп и контингентов занимающихся. Ушу способствует развитию таких качеств, как ловкость, сила, выносливость, быстрота реакции, развивает координацию, чувство равновесия, дает

необходимые навыки самообороны.

Важной положительной чертой является и то, что занятия ушу не требуют специального инвентаря и оборудования и не предъявляют завышенных требований к месту их проведения.

Новизна данной программы заключается в том, что в процессе занятий изучение движений идет путем сравнивания их с образами животного и растительного мира.

Педагогическая целесообразность:

Здоровый образ жизни не появляется у человека сам собой, он формируется в результате определенного педагогического воздействия. Сущность педагогического воздействия состоит в пропаганде здорового образа жизни с самого раннего возраста. Для чего можно заниматься Ушу?

1.Ушу для самозащиты

Ушу (у-шу, кунгфу, кунфу, кунг-фу - различные варианты написания и обозначения одного и того же вида боевого искусства ) - это традиционное восточное единоборство, в переводе с китайского значит "воинские искусства " (или – боевые искусства, как говорят сейчас). Из названия видно, что основная задача Ушу - уметь вести

бой, а значит - защитить себя, своих родных и близких. Ушу включает в себя десятки, а то

и сотни стилей боевых искусств, имеющих определенные общие черты, позволяющих их отнести к ушу, они различаются арсеналом приемов, доминирующими техниками и специфическими методиками, но все стили и школы изначально создавались для умения вести бой ,как с оружием, так и без него. Занятия Ушу позволяют научиться себя эффективно защищать от нападений на улице и чувствовать себя уверенно.

2.Ушу для здоровья.

Вообще, любая физическая активность полезна для здоровья, любой вид борьбы, если не перегибать палку, очень укрепляет организм, но Ушу в этом плане один из самых эффективных видов. Практически во всех школах Ушу есть работа с внутренней энергией тела (в упрощенном понимании европейцев), комплексы цигун. Они

очень благотворно влияют на организм и порой позволяют преодолеть болезни и физические недуги. Для здоровья занятия Ушу очень полезны, и ушу могут заниматься даже те, у кого слабое здоровье и не очень хорошие физические данные

3.Ушу как спорт

Для тех, кому хочется заниматься спортом, Ушу тоже подходит. В Ушу в 20 веке появились спортивные дисциплины - спортивное ушу, где проводятся соревнования по исполнению тао (комплексов приемов) и саньда (саньшоу), где проводятся спортивные бои, близкие к реальным поединкам. Кроме того, занимающийся Ушу приобретает физические данные, позволяющие ему выступать и по другим видам спорта.

4.Ушу для саморазвития и познания своих возможностей

В Ушу можно развиваться бесконечно, нет пределов совершенству. Даже если вам кажется, что вы изучили все техники, тао, цигун, постигли все - вы можете развивать и шлифовать то, что уже вами изучено. Вы можете увеличивать скорость и силу ударов, легкость и быстроту перемещений, развивать высоту и мощь прыжков, способность вращаться ,способность стоять в стойках длительное время, развиваться в области дыхательных упражнений -в общем, область для самосовершенствования очень велика.

5.Ушу как искусство

Ушу не догматичный, раз и навсегда застывший вид, запрещающий переосмысливание техник и методов, творческую деятельность. Ушу как имеющий боевую направленность вид - поощряет использование каких то новых, удобных для вас приемов, если они органически вписываются в уже изученную двигательную базу и арсенал техники. Вы можете также создавать собственные тао (комплексы приемов), придумывать собственные прыжки с ударами, упражнения.

Таким образом, в Ушу большой простор для ваших творческих способностей, лишь бы при этом вы не забывали основу и не искажали ее.

Цель программы: способствование самосовершенствованию, познанию и творчеству, формированию здорового образа жизни, профессиональному самоопределению, развитию физических, интеллектуальных и нравственных качеств, на основе полноценного использования всего многообразия техники ушу в сочетании с другими методами физического воспитания

Задачи:

Образовательные:

- обучить основным приемам УШУ;

- изучить основы философии УШУ и традиции Востока.

Воспитательные:

- воспитать стремление к занятиям физической культурой, ведению здорового образа жизни;

- сформировать у воспитанников силу воли, уверенность в себе, честность, открытость, толерантность;

- воспитать умение устанавливать и поддерживать гармоничные отношения.

Развивающие:

- развить физические навыки и умения воспитанников;

- развить у воспитанников умение адекватно оценивать свои поступки;

- развить коммуникативные навыки;

- развить у воспитанников стремление к трудолюбию, исполнительности,

дисциплинированности.

Отличительной особенностью данной образовательной программы является

возможность ближе узнать культуру и традиции Востока.

Формы занятий:

Беседа, рассказ, практические занятия, комбинированные занятия, соревнования, показательные выступления.

МЕСТО ДАННОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с базисным учебным планом курс реализуется с 1 по 4 класс по два часа в неделю. Общий объем учебного времени 68часов.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Ожидаемые результаты:

К концу первого года обучения обучающиеся должны знать:

- правила техники безопасности на занятиях;

- спортивную этику и основы этики ушу;

- правила поведения в спортивном зале;

- правила ношения спортивной формы;

- основные термины ушу.

Уметь:

- принимать основные положения кисти (чжан, цюань);

- выполнять основные виды движений руками;

- принимать основные виды позиций (мабу, гунбу, пубу);

- выполнять комплекс 20 форм Чанцюань.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Методические рекомендации

В арсенал средств тренировки входят обще развивающие и специальные физические упражнения непосредственно из различных видов ушу и других систем физического воспитания.

1. Обще развивающими упражнениями являются разнообразные циклические упражнения, подвижные игры, элементы гимнастики и акробатики и пр. Они служат преимущественно средствами общей подготовки спортсмена.

2. Специальные упражнения делятся на специально-подготовительные и соревновательные.

а) Специально - подготовительные упражнения это движения и навыки, которые составляют предмет спортивной специализации. К ним относятся технические действия и сходные с ними по структуре движения, выполняемые с отягощениями, на снарядах, с партнером и т.п.

б) Соревновательные упражнения - это движения и навыки, сходные по форме и содержанию с элементами соревновательных действий. К ним относятся технические действия, обусловленные правилами соревнований.

Методы проведения занятий

Как и в большинстве других видов спорта, формирование методов тренировки исторически развивалось по нескольким направлениям. Широкое распространение получили игровые и соревновательные формы организации двигательной деятельности (типичные для спорта). Вместе с тем разрабатывались специальные способы подготовки. В результате сложилось четыре типа методов тренировки: регламентированного упражнения, игровой, соревновательный и идеомоторный методы. Ни один из этих методов не может рассматриваться как единственно полноценный. Лишь совокупность методов, используемых в соответствии с методическими принципами, может обеспечить успешную реализацию поставленных задач.

Основные принципы тренировки

1. Принцип постепенности.

Соблюдение этого принципа означает постепенное усложнение задач, увеличение объема и интенсивности нагрузки. Принцип постепенности базируется на соблюдении основных педагогических правил: "от простого к сложному", "от легкого к трудному", "от известного к неизвестному".

а) Правило "от простого к сложному" предполагает постепенное нарастание координационной сложности упражнений.

б) Правило "от легкого к трудному" в наибольшей мере определяет постепенность повышения физической нагрузки при обучении.

в) Правило "от известного к неизвестному" осуществляется на основе переноса двигательных умений, приобретенных ранее, на процесс освоения нового упражнения.

Принцип постепенности предполагает поэтапное увеличение нагрузки и возрастание сложности выполняемых упражнений. Игнорирование этого принципа, стремление к возможно быстрому росту тренированности (форсированная тренировка) не способствует достижению подлинного мастерства и может быть вредным для здоровья и прогресса спортсмена.

2. Принцип цикличности (повторности).

На основе этого принципа обеспечивается устойчивость изменений в органах человека под влиянием тренировки, формирование и закрепление необходимых навыков и знаний.

Принцип цикличности базируется на важнейшем физиологическом положении о повторных воздействиях для образования рефлекторных связей, для возникновения соответствующих изменений и совершенствования органов, систем и их функций под влиянием тренировки.

Количество повторений упражнений и интервалы отдыха между ними в значительной мере зависят от подготовленности занимающихся, их возраста и вида упражнений.

3.Принцип индивидуализации.

Осуществление этого принципа предполагает проведение тренировки с учетом индивидуальных особенностей занимающихся. Упражнения, их форма, интенсивность, продолжительность, а также методы выполнения должны избираться в соответствии с полом и возрастом занимающихся, их физической подготовленностью и уровнем здоровья.

Индивидуальный подход необходим в решении всех основных задач, но учитывать индивидуальные особенности не значит потакать каждому занимающемуся. Подлинная индивидуализация занятий возможна лишь на основе соблюдения общих закономерностей

обучения и соблюдения дисциплинарных требования внутри группы.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1-й год обучения (68 ч.)

Тема

Количество часов

Теория

Практика

Всего

Введение

1

1

1

Общая физическая подготовка

1

18

19

2

Техническая подготовка

2

14

16

3

Базовая техника

2

14

16

4

Комплекс « 20форм Чанцюань»

1

15

16

ИТОГО:

7

61

68

Содержание программы

1 год обучения

Введение.

Техника безопасности и охрана труда. Что такое Ушу. Ушу как  сложно  координационный вид спорта. Воздействие на организм обучающегося. Ушу как метод формирования здорового образа жизни. Личная гигиена обучающихся.

1. Общая физическая подготовка.

Значение общефизической подготовки. Виды общефизической подготовки.

Особенности выполнения упражнений.

Практическая работа.

Основная общефизическая подготовка - разновидности бега, спортивной ходьбы, прыжков, отжимание в упоре, упражнения на равновесие, упражнения на развитие силовых способностей, упражнения для укрепления различных групп мышц, упражнения на развитие скоростно - силовых способностей, разнообразные прыжки.

Специальная общефизическая подготовка - упражнения для развития гибкости (жоугун):

1. Цзянбу жоугун - упражнения для увеличения подвижности плечевого пояса;

2. Яобу жоугун - упражнения для увеличения подвижности позвоночника;

5. Туйбу жоугун - упражнения для увеличения подвижности тазобедренного, коленного, голеностопного суставов.

2. Техническая подготовка.

Значение технической подготовки. Виды технической подготовки. Влияние

упражнений технической подготовки на организм обучающегося.

Практическая работа.

Основные базовые элементы ушу. Основные положения кисти (цзибэнь шоусин).

Основные виды движения руками (цзибэнь шоуфа). Основные виды позиций (цзибэнь туй фа).

3. Базовая техника.

Значение базовой техники. Виды разновидность упражнений базовой техники.

Влияние базовой техники на технический уровень подготовки обучающихся.

Практическая работа.

Основные виды перемещений (цзибэнь буфа). Основные виды движений ногами (цзибэнь туй фа).

4. Таолу «20 форм чанцюань».

Цель выполнения комплекса упражнений 20 форм чанцюань. Основная задача.

Влияние комплекса упражнений 20 форм чанцюань на воспитанника.

Практическая работа.

Наработка комплекса упражнений 20 форм чанцюань.

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

1) Основные положения кисти (цзибэнь шоусин)

а) Чжан - ладонь;

б) Цюань - кулак;

в) Гоушоу - «крюк» пальцы кисти руки собраны в щепоть

2) Основные виды движений руками (цзибэнь шоуфа)

а) Пинчунцюань - прямой удар кулаком;

б) Пинлицюань - прямой удар вертикальным кулаком;

в) Туйчжан - удар ладонью;

г) Пицюань - вертикальный рубящий удар кулаком в сторону ;

д) Цзацюань - удар тыльной частью кулака с проворотом сверху вниз.

3) Основные виды позиций (цзибэнь бусин)

а) Мабу - П-образная позиция;

б) Баньмабу - полу-П-образная позиция;

в) Гунбу - позиция выпада;

г) Сюйбу - позиция "пустого шага"; .......

д) Пубу - низкая позиция с вытянутой ногой;

е) Бинбу - позиция «стопы вместе»

4) Основные виды перемещений (цзибэнь буфа)

а) Шанбу - шаг вперед;

б) Туйбу - шаг назад;

в) Чабу - позиция зашага;

г) Гайбу - отшагивание.

5) Основные виды движений ногами (цзибэнь туйфа)

а) Чжэньтитуй - удар выпрямленной ногой вперед-вверх;

6) Сетитуй - удар выпрямленной ногой к противоположному плечу

в) Цэтитуй - Боковой удар выпрямленной ногой;

г) Хоуляотуй - удар назад выпрямленной ногой;

д) Шаньтуй - удар ногой вперед.

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Дата проведения

план

факт

1

Введение в культуру Востока

2

Учимся здороваться. Знакомимся с ОФП

3

Дыхательная гимнастика

4

Стойка мабу

5

Стойка мабу

6

ОФП Ходьба на мостике

7

ОФП Укрепление мышц спины

8

ОФП Укрепление мышц живота

9

ОФП Планка отжимания с коленей

10

Фразы вежливости. Отработка Комплекса « 20форм Чанцюань»

11

Виды занятий и оружия

12

Укрепление голеностопов Туйбу жоугун

13

Укрепление голеностопов Туйбу жоугун

14

Отработка Комплекса « 20форм Чанцюань»

15

Китайская оздоровительная гимнастика. Отработка Комплекса

«20форм Чанцюань»

16

Китайская оздоровительная гимнастика. Отработка Комплекса  «20форм Чанцюань»

17

ОФП Отжимание из разных позиций

18

ОФП (мышцы рук)

19

ОФП (мышцы рук)

20

ОФП (верхнеплечевой пояс)

21

Упражнения для увеличения подвижности плечевого

пояса Цзянбу жоугун

22

Названия стилей боя. Отработка Комплекса « 20форм

Чанцюань»

23

Школы УШУ различных стилей. Отработка Комплекса «20форм Чанцюань»

24

Школы УШУ различных стилей. Отработка Комплекса «20форм Чанцюань»

25

ОФП Развитие мышц шейного отдела

26

Игры на развитие координационных способностей.

Отработка Комплекса «20форм Чанцюань»

27

Игры на развитие координационных способностей.

28

Виды холодного оружия. Отработка Комплекса «20форм Чанцюань»

29

Виды холодного оружия. Отработка Комплекса «20форм

Чанцюань»

30

Упражнения на развитие равновесия

31

Упражнения на развитие равновесия.

32

Культура встречи гостей в странах Востока

33

ОФП Развитие мышц ног

34

ОФП Упражнения на динамику

35

ОФП Упражнения на статику

36

Понятие «дисциплина»

37

Отработка Комплекса « 20форм Чанцюань»

38

Традиции празднования китайского Нового года

39

ОФП Выработка осанки, опоры, эластичности

40

Разучивание позиций рук цзибэнь шоуфа

41

Разучивание позиций ног цзибэнь туй фа

42

ОФП Упражнения на баланс

43

Упражнение на баланс яншень пинхен

44

Упражнение на баланс бин бу

45

Упражнения на баланс чжан

46

Понятие «дух», «сила воли». Отработка Комплекса «

20форм Чанцюань»

47

Просмотр видеозаписей выступлений начинающих

спортсменов

48

Шаги из позиции бин бу левой ногой в сторону

49

Шаги из позиции бин бу правой ногой в сторону

50

Просмотр видеозаписей выступлений спортсменов-

Любителей

51

Упражнение на баланс цюань

52

Копирование движений с понравившихся видеозаписей

53

Разучивание прощания на китайском языке. Отработка

Комплекса « 20форм Чанцюань»

54

Упражнение на баланс гоу

55

Упражнение на баланс гоу

56

Разучивание приседа. Отработка Комплекса « 20форм

Чанцюань»

57

Посещение соревнований спортсменов УШУ

58

Разучивание вытягивания ноги назад

59

Самостоятельная, творческая работа по закреплению

навыков

60

ОФП Упражнения на растягивание спины

61

Упражнение на баланс цзун бу

62

Упражнение на баланс цзун бу

63

Обобщение навыков с упражнениями на баланс

64

Знакомство с правилами поведения на выступлениях

65

Знакомство с правилами поведения на выступлениях

66

Контрольный урок

67

Контрольный урок

68

Открытое занятие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...