Информация для олимпиады "Логика. Мышление. Творчество"
олимпиадные задания на тему

Акиньшина Анна Геннадьевна

Дополнительный материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon informatsiya_dlya_olimpiady.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Информация для олимпиады

  1.  Что изучает наука логика?

Слово «логика» происходит от греческого logos, что означает «мысль», «слово», «разум», «закономерность». 

Объектом логики как науки является мышление человека. Логика же изучает процесс мышления с точки зрения его структуры мыслей, правильности и неправильности рассуждений. Предметом логики являются логические формы, операции с ними и законы мышления.

  1. Что значит обобщить и ограничить понятие?

Обобщение понятия – это совершение перехода от понятия с меньшим объемом, но большим содержанием к понятию с большим объемом и меньшим содержанием. При обобщении осуществляется переход от видового понятия к родовому.

Например, обобщая понятие «хвойный лес», мы переходим к понятию «лес». Содержание этого нового понятия уже, зато объем значительно шире. 

Ограничение понятия – это логическая операция, противоположная обобщению. Осуществляется переход от общего к частному, от вида к роду, от единичных понятий к общим.

Например, от понятия «лес», мы переходим к частным понятиям – «хвойный», «лиственный» и т.д.

  1.  Понятия могут находиться в отношениях равнозначности, подчинения, пересечения, исключения (несовместимости), и эти отношения изображаются с помощью так называемых кругов Эйлера.

Отношения равнозначности - возникает между понятиями, содержащими один и тот же предмет. 

В качестве примера, иллюстрирующего отношения равнозначности, можно привести понятия «равносторонний прямоугольник» и «квадрат». В этих понятиях содержится отражение одного и того же предмета — квадрата, значит, объемы этих понятий полностью совпадают. Однако содержание их различно, потому что каждое из них содержит разные признаки, характеризующие квадрат. Отношение между двумя подобными понятиями на круговой схеме отражается в виде двух полностью совпадающих кругов (рис. 1).


http://www.plam.ru/philos/logika_konspekt_lekcii/Autogen_eBook_id0

Отношения подчинения - объем одного понятия полностью входит в объем другого, но не исчерпывает его, а составляет лишь часть. 

В качестве примера можно привести следующие понятия: «биолог», «микробиолог» и «ученый». Понятие «биолог» является подчиняющим по отношению к понятию «микробиолог», но подчинено понятию «ученый».

На схеме отношение подчинения отображается в виде двух кругов, один из которых вписан в другой (рис 3).


http://www.plam.ru/philos/logika_konspekt_lekcii/Autogen_eBook_id2

Отношения  пересечения - Объем одного понятия  частично входит в объем другого и наоборот. Содержание таких понятий будет разным. Примером могут служить понятия «селянин» и «тракторист»; «математик» и «репетитор». 

Таким образом, получается, что не все селяне есть трактористы и не все трактористы являются селянами.


http://www.plam.ru/philos/logika_konspekt_lekcii/Autogen_eBook_id1 

Отношения исключения - понятия, объемы которых не совпадают ни полностью, ни частично. Например, понятие «огнестрельное оружие» в своем объеме содержит «револьвер», «автомат», «винтовка» и др. Рассматривая данные понятия, можно отметить, что ни один револьвер не может быть автоматом, как ни одна винтовка не является револьвером.

  1. Суждения бывают истинными и ложными, простыми и сложными.

Истинное суждение - такое, в котором то, что утверждается или отрицается, соответствует действительности. Например, все розы – это цветы.

Ложное суждение - такое, в котором утверждается или отрицается нечто, что не соответствует действительности. Например, все мухи – это птицы.

Простые суждения - включает в себя два связанных между собой понятия. Например, книга – источник знаний.

Сложные суждения - такие, которые состоят из простых суждений, связанных между собой логическими союзами (связками): «не», «и», «или», «если.., то», «если, и только если.., то». Например, если через проводник пропустить электрический ток, то проводник нагреется.

  1. Как «устроены» умозаключения (что такое «посылки» и «заключение» и как они связаны между собой)

Умозаключение - определённая форма мышления и единственно правильно сделанный вывод. Умозаключение состоит из суждений (посылок), заключения (нового суждения) и логической связи между суждениями и заключением. 

Например:

1 суждение - Студентка консерватории Наталья чудесно играет на фортепиано.

2 суждение - Елизавета второй год участвует в конкурсах фортепианных ансамблей в дуэте с Натальей.

Заключение, вывод: Елизавета успешно учится в консерватории.

  1. Умозаключения бывают сокращенными, но пропущенные части можно восстановить

Например:

Все рыбы не являются млекопитающими; а все киты являются млекопитающими. Следовательно, все киты не являются рыбами.

Вместо этого, мы, скорее всего, скажем: «Все киты не рыбы, так как они – млекопитающие», – или: «Все киты не рыбы, потому что рыбы – не млекопитающие».

Нетрудно увидеть, что эти два умозаключения представляют собой сокращённую форму приведённого простого умозаключения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« О некоторых способах работы с детьми, обладающими разными стилями мышления и каналами поступления информации»

The article gives recommendations what methods and ways to use in teaching pupils of various kinds of thinking, how to take into consideration their personal and behaviour peculiarities to make ...

« Работа с детьми, обладающими разными стилями мышления и каналами поступления информации»

Educational project about pupils with different styles of mental abilities and canals of getting information.The article gives recommendations what methods and ways to use in teaching pupils of variou...

Творчески-исследовательская работа на тему: " Валентин Иванович Филатов... Информация к размышлению..." (Из опыта преподавания творчества В.И.Филатова). Объём 205 листов.Творчество В.И.Филатова на уроках русского языка и литературы.

Институт повышения квалификации при АГУ   Творчески – исследовательская работа на тему:  «Валентин Иванович Филатов…Информация к размышлению…» /Из опыта преподавани...

Урок в технологии развития критического мышления через письмо и чтение, работу с текстовой информацией, функциональное чтение

Древние греки говорили: “Он неграмотен: не умеет ни читать, ни плавать”. Сегодня чтение, наряду с письмом и владением компьютером, относится к базовым умениям, которые позволяют продуктивно работать и...

Опыт работы "Визуализация информации на уроках истории как метод развития исторического мышления у обучающихся"

В сложившихся условиях информатизации общества необходимо дополнять образовательный процесс современными ресурсами, к числу которых относят образовательный контент, облеченный в визуальную форму, кото...

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР ПО ТЕМЕ: "Визуализация информации на уроках истории как метод развития исторического мышления у обучающихся».

Дается определение "визуализация", указаны плюсы и минусы использования на уроках данного метода, актуальность выбранной темы, новизна опыта....