Статья по теме «Кружковая работа театральной направленности как средство социальной реабилитации обучающихся с нарушением слуха»
статья по теме

Тимкина Марина Борисовна

Статья «Кружковая работа театральной направленности как средство социальной реабилитации обучающихся с нарушением слуха» представляет выступление с докладом на IV Региональном научно-практическом семинаре «Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами дополнительного образования» в г.Екатеринбурге.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тимкина Марина Борисовна,

педагог дополнительного образования

 первой квалификационной категории

Нижневартовская школа для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья №1

Кружковая работа театральной направленности как средство социальной реабилитации обучающихся с нарушением слуха

«Социализация — развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества» (Мудрик А. В.). В процессе социализации личность приобретает качества, необходимые для жизни в обществе, усваивает определённые ценности и формы поведения. Современный миропорядок диктует жесткие требования не только к людям здоровым, но и к категории людей с ограниченными возможностями.

Введение театрального направления в систему дополнительного образования для детей с нарушением слуха, основной целью предполагает помощь в адаптации детей к жизни в обществе.

Через развитие творческого потенциала ребенка путем интеграции различных видов детского творчества: декоративно прикладного, хореографического, театрального, через создание условий для профессионального самоопределения, каждый обучающийся получает первоначальный опыт взаимодействия в социуме и формирует качества, необходимые для успешной социализации.

Основная, театрализованная,   деятельность    моей программы  – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Кроме того, коллективная театрализованная деятельность направлена на комплексное  воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизирует  при этом все имеющиеся у него возможности,  самостоятельное творчество и развитие всех ведущих психических процессов. Деятельность такого рода способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы, кроме этого создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения. Процесс творчества в рамках театрализованной постановки  помогает осознанию чувства радости, значимости, удовлетворения, возникающего  в результате выявления скрытых талантов и потенциала.

Основным методом работы коллектива является проектная деятельность. Проект разрабатывается, ориентируясь  на интересы и возможности конкретной          группы обучающихся, и поэтому  дидактический материал и техническое оснащение подбирается соответственно проекту.

Работа по программе театра состоит из трёх этапов. Первый этап – подготовительный. На этом этапе  очень важно  вовлечь ребенка в творческую деятельность, заинтересовать и показать перспективы его участия в работе коллектива. Основные  виды деятельности первого этапа – это  театральная игра и декоративно-прикладное творчество. Второй этап – основной. Цель этого этапа  – оказание содействия в процессе самопознания и саморазвития. Доминирующие  направления работы - актерское мастерство, декоративно-прикладное творчество. Обучающиеся  на этом этапе  являются основными исполнителями постановок. Третий этап – заключительный, цель  которого – совершенствование  уровня творчества ребенка, через реализацию собственных возможностей.   Обучающиеся  являются  активными  помощниками  руководителя в подготовке и реализации проектов, что  формирует и развивает организаторские и лидерские качества.

Для развития  детей с ограниченными возможностями здоровья  на занятиях решаются коррекционные задачи:  развитие мелкой моторики рук,  развитие психических процессов (внимания,  двигательной, зрительной и долговременной памяти,  образного и пространственного мышления,   воображения), поддержание слухо-речевого режима. Работа, проводимая в рамках  занятий декоративно-прикладного искусства, способствует развитию сенсорной чувствительности,  предполагающей  коррекцию  восприятия  формы, фактуры, размера и т.д.  Кружковцы  выполняют задания, которые помогают  освоить основы общей и специальной композиции, технологию разработки и создания изделий, костюмов, аксессуаров, декораций и пр.         Такие задания не только повышают  творческий потенциал каждого ребёнка, но и способствуют  укреплению трудовых навыков, знаний, умений.

В рамках каждой темы идет знакомство с миром профессий, связанных с конкретным театральным направлением.  Системная работа строится в логике: общие знания о профессии, области ее применения, необходимые качества и знания для ее приобретения, возможности обучения. Практические  занятия, связанные с той или иной профессией, разрабатываются  в соответствии с конкретным проектом и способствуют не только общему развитию, но и учит частному применению знаний, умений, навыков в повседневной жизни.

    Театральное направление способствуют  полноценной  и качественной занятости  детей с ограниченными возможностями здоровья,  а выступления и выставочная работа в социально-культурных учреждениях города  благоприятствуют приобретению  опыта взаимодействия с социумом.

Результат каждого участия в проекте ребенок  самостоятельно фиксирует  в разработанные  мной  «Карты творческой активности».

Итоги кружковой работы показывают следующие  результаты. Сформирована высокая мотивация к занятиям, которая способствует развитию творческого потенциала;  приобретен новый опыт  социального взаимодействия  ребенка с ограниченными возможностями;  получен  результат в   самореализации обучающихся в творческой деятельности (каждый принял участие в выставочной работе, выступлении, каждый из участников выставки был номинирован); прослеживается положительная динамика в физическом и психическом здоровье ребенка.

Таким образом, театральное направление дает возможность каждому ребенку удовлетворить и развить  свои индивидуальные эстетические, творческие и познавательные потребности и возможности.  А это в свою очередь способствует развитию качеств личности, которые важны для успешной социализации ребенка с ОВЗ в обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение ИКТ на уроках биологии для развития речи и слуха в целях реабилитации и социальной адаптации учащихся с нарушением слуха."Проект исследовательской работы

Учебный проект "Применение ИКТ на урках биологии для развития речи и слуха в целях реабилитации и социальной адаптации учащихся с нарушением слуха" позволит учащимся совершенствовать знания, уме...

Статья на тему "Использование пересказа как средства формирования связной речи в педагогической практике с обучающимися, имеющими нарушение слуха"

Обобщение педагогического опыта работы по формированию связной устной речи с данной категорией детей...

Организация коррекционной работы по слухоречевой реабилитации учащихся с нарушенным слухом

В данной статье описан опыт работы с детьми, имеющими нарушение слуха...

Социальная реабилитация детей с нарушением слуха и методы её осуществления

В статье представлены основные виды и средства реабилитации инвалидов с нарушениями слуха....

Статья по теме "ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ И ЖИЗНЕННОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)"

Статья посвящена проблеме интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) в общество. В статье нашли отражение разработка проблем организации работы по социальн...