Методическое пособие для родителей по теме: «Средства и методы восстановления ребёнка в соревновательный период».
учебно-методическое пособие на тему

Методическое пособие для родителей по теме: «Средства и методы восстановления ребёнка в соревновательный период».

С содержании материала: введение, характеристика средств и методов восстановления, характеристика и особенности соревновательного периода, рекомендации применения средств и методов восстановления ребёнка в соревновательный период.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskoe_posobie_dlya_roditeley_po_teme.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

           МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ                    

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 СПОРТИВНАЯ ШКОЛА №3 ПО ГРЕКО-РИМСКОЙ БОРЬБЕ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР

350002, Российская Федерация, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. им. Леваневского, 184 тел. 8-(861)255-98-72

Методическое пособие для родителей по теме: «Средства и методы восстановления ребёнка в соревновательный период».

Подготовила: методист

Бурындина О.Н.

Краснодар 2018г.

Содержание

Введение.

1. Характеристика средств и методов восстановления.

2. Характеристика и особенности соревновательного периода.

3. Рекомендации применения средств и методов восстановления ребёнка в соревновательный период.

Заключение.

Список используемой и рекомендуемой литературы.

Введение

В большом количестве публикаций и исследовательских работ, показателях тренировочного процесса, отмечается, что процесс восстановления является важным фактором успешного протекания соревновательного периода. Применение восстановительных мероприятий после физических нагрузок - поддержание и повышение функционального состояния и спортивной формы спортсмена в любой заданный отрезок времени, тренирующегося в соответствии с циклом тренировочного процесса и выступающего на соревнованиях в соответствии с календарным планом проведения соревнований различного уровня.

Напряжённые условия современной тренировочной работы, с одной стороны, безусловно являются ведущим фактором достижения высоких спортивных, с другой стороны, большие тренировочные нагрузки и нерациональное их планирование могут таить в себе опасность различного рода перенапряжений и переутомления.

Характеристика средств и методов восстановления.

Восстановление - процесс, происходящий в организме после прекращения работы и заключающийся в постепенном переходе физиологических и биохимических функций к исходному состоянию.

Восстановительные средства делятся на четыре группы: педагогические, психологические, гигиенические и медико-биологические.

Педагогические средства являются основными, так как при нерациональном построении тренировки остальные средства восстановления оказываются неэффективными. Педагогические средства предусматривают оптимальное построение одного тренировочного занятия, способствующего стимуляции восстановительных процессов, рациональное построение тренировок в микроцикле и на отдельных этапах тренировочного цикла.

Специальное психологическое воздействие, обучение приемам психологической релаксации (дыхание, расслабление мышц, музыка).

Гигиенические средства восстановления детально разработаны. Это требования к режиму дня, учебных занятий, отдыха, питания. Необходимо обязательное соблюдение гигиенических требований к местам занятий, спортивной одежде, инвентарю.

Медико-биологическая группа восстановительных средств включает в себя рациональное питание, витаминизацию, физические средства восстановления.

Физические факторы представляют собой большую группу средств, используемых в физиотерапии. Рациональное применение физических средств восстановления способствует предотвращению травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата. В спортивной практике широко используются различные виды ручного и инструментального массажа, души (подводный, вибрационный), ванны, сауна и др. Медико-биологические средства назначаются только врачом и осуществляются под его наблюдением.

Характеристика и особенности соревновательной деятельности

в греко-римской борьбе.

Цель соревновательной деятельности - проверка степени совершенства двигательного навыка путем сравнения со степенью его совершенства у других борцов.

Основными задачами соревновательного периода являются повышение достигнутого уровня специальной подготовленности и достижение высоких спортивных результатов в соревнованиях. Эти задачи решаются с помощью соревновательных и близких к ним специально подготовительных упражнений.

Организацию процесса специальной подготовки в соревновательном периоде осуществляют в соответствии с календарём главных соревнований.

После того как приобретена спортивная форма, нужно решить задачу: как сохранить ее в течение периода ответственных соревнований и реализовать в возможно высоких спортивных достижениях.

На фоне относительной стабилизации спортивной формы происходит дальнейшее совершенствование всех тех качеств, навыков и умений, которые гарантируют оптимальную готовность к спортивным достижениям. Отдельные компоненты при этом могут претерпевать довольно значительные изменения в связи с необходимостью адаптации к специфическим условиям очередных состязаний. Однако коренные перестройки в этот период неосуществимы, поскольку они привели бы к утрате спортивной формы и тем самым исключили бы возможность успешного участия в состязаниях.

Основные черты соревновательного периода. Основные стороны подготовки спортсмена в соревновательном периоде характеризуются следующей направленностью. Физическая подготовка приобретает характер непосредственной функциональной подготовки к предельным соревновательным напряжениям и направлена на достижение максимальной специальной тренированности, сохранение ее на этом уровне, поддержание достигнутой общей тренированности. Спортивно-техническая и тактическая подготовка обеспечивает доведение избранных форм соревновательной деятельности до возможно высокой степени совершенства. Это, с одной стороны, предполагает закрепление освоенных ранее навыков и умений, а с другой — увеличение их вариативности, применимости к различным условиям спортивной борьбы, совершенствования в комплексах различных технико-тактических действий и развития тактического мышления. В специальной психической подготовке спортсмена особое значение приобретает непосредственная настройка на состязания, мобилизация на высшие проявления физических и духовных сил, а также регуляция эмоциональных состояний и волевых проявлений в процессе состязаний, воспитание правильного отношения к возможным спортивным неудачам и поддержание положительного эмоционального тонуса.

Все стороны подготовки спортсмена в этот период особенно тесно сближаются. Важнейшим средством и методом построения всей подготовки становятся целостные соревновательные упражнения, которые систематически выполняются в реальных условиях спортивных состязаний.

Особый физиологический и эмоциональный фон, создаваемый обстановкой и самим процессом состязания, усиливает воздействие физических упражнений и способствует высшему проявлению функциональных возможностей организма за счет резервов, которые трудно, а зачастую и невозможно полностью мобилизовать в условиях обыденных тренировочных занятий. Незаменима роль соревнований и как фактора совершенствования спортивно-технического мастерства, накопления спортивного опыта, воспитания специфической выносливости и психической устойчивости. Поэтому после того, как приобретена спортивная форма, соревнования становятся ведущим средством и методом дальнейшего совершенствования.

Частота выступлений и общее число соревнований зависят, естественно, от ряда конкретных условий, в первую очередь от уровня квалификации спортсмена. Календарь соревнований в любом случае должен быть настолько насыщенным, чтобы достаточно эффективно стимулировать повышение специфической соревновательной работоспособности и спортивного мастерства.

Соревновательная деятельность борца протекает во времени и ограничивается определенным пространством.

Участие в каждом соревновании, предполагает специальную подготовку, завершается анализом и восстановлением спортсмена.

Рекомендации применения средств и методов восстановления

ребёнка в соревновательный период.

Средства восстановления используются лишь при снижении спортивной работоспособности или при ухудшении переносимости тренировочных нагрузок. В тех случаях, когда восстановление работоспособности осуществляется естественным путем, дополнительные восстановительные средства могут привести к снижению тренировочного эффекта и ухудшению тренированности.

Рекомендации к режиму дня.

Режим дня следует составлять с учётом правильной смены различных видов деятельности, дифференцированного подхода к группе занимающихся (возраст, закономерности восстановления организма) и имеющихся условий. При этом должны быть соблюдены рациональная организация учебных и тренировочных занятий, активного и пассивного отдыха, питания, сна, специальных профилактико - восстановительных мероприятий, свободного времени.

Рекомендации по организации питания.

Под средствами питания понимается не обычное меню, а составление меню с учётом специфики и характера как вообще данного вида спорта.
В период напряжённых тренировок целесообразно многократное питание (до 5-6 раз в сутки), включая сюда также и употребление специальных пищевых восстановительных средств (продукты и напитки повышенной биологической ценности). Определённым образом питание можно использовать как для обеспечения повышенной скорости наращивания мышечной массы и увеличения силы, так и для сгонки веса. С пищей необходимо принимать много овощей и фруктов, содержащих витаминные и минеральные вещества.

Рекомендации по использованию естественных факторов природы.

Велико значение солнца, воздуха и воды: солнечные и воздушные ванны, купание, закаливание, прогулки в лесу, в горах. Сюда относятся также и живописные ландшафты, звуки дня, заход и восход солнца и луны, люди, которых видишь вне своей привычной обстановки, т.е. факторы, встречающиеся на определённом пространстве и действующие на нервную систему как тонизирующие раздражители.

Рекомендации применения медико - биологических средств:

1) питание и витаминизация. Дополнительное введение витаминов осуществляется в зимне-весенний период, а также в период напряженных тренировок. Во избежание интоксикации прием витаминов целесообразно назначать в дозе, не превышающей половины суточной потребности.

2) фармакологические (их применение в подготовке спортсмена следует начинать с квалификации не ниже МС под руководством врача):

• стимуляторы энергетических процессов;

• препараты, обеспечивающие усиление белкового синтеза в организме;

3) физиотерапевтические:

- массаж, следует назначать по показаниям, но не чаще 1-2 раз в неделю.

- гидропроцедуры (подводный душ-массаж, шотландский душ, баня-сауна, ванны: контрастные, вибрационные, жемчужные, хлоридно-натриевые, хвойные, йодобромные, и др.)

- электросветопроцедуры (баромассаж, магнитотерапия, гальванизация, аэроионизация, лазерная терапия, лазерная терапия, светотерапия).

Назначить и осуществлять физиотерапевтические процедуры могут только медицинские работники.

Заключение

Роль родителя в учебно - тренировочном процессе велика, так как в частности именно родитель приводит ребёнка в вид спорта и возлагает на него большие надежды. Обладая знаниями и умениями восстановить работоспособность ребенка, можно предотвратить его перегруженность как на тренировках, так и в школе.

Восстановление включает все средства, обеспечивающие достижение высоких спортивных результатов, должно предусматриваться единство различных его видов, непрерывность.

Список используемой и рекомендуемая литература.

1) Туманян Г.С. Спортивная борьба, М., 1990.

2) Мирзоев О.М. Применение восстановительных средств в спорте//. 2007 г.

4) Марков Г.В., Романов В.И., Гладков В.Н. Система восстановления и повышения физической работоспособности в спорте высших достижений, М., 2006.

5) Готoвцев П. И. Спортсменам о восстановлении, М.: Физкультура и спорт, 1999. 144c.

6) Информационный ресурс: http://www.argosport.ru/sport/vosstanovlenie.html

7) Информационный ресурс: http://amway-biz.ru/a_means_restoration.html