Общеразвивающая программа дополнительного образования "Лидер"
рабочая программа на тему

Новокрещенова Елена Евгеньевна

Общеразвивающая программа является общеразвивающей и носит социально-педагогическую направленность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_lider._2015_na_3_goda_doc.doc258 КБ

Предварительный просмотр:

   Отдел по образованию и делам молодежи

администрации Терновского муниципального района

МКОУ ДОД «Терновский ДДТ»

                                                                                    «Утверждаю»

                                                                                           Директор МКОУ ДОД    

                                                                                           «Терновский Дом    

                                                                                           детского творчества»

                                                                                                             

                                                                                       __________Т.А.Игнатова

Протокол педсовета № 1 от «11» сентября 2015 г.

Общеразвивающая

программа дополнительного образования

«Лидер»

для детей среднего и старшего школьного возраста

срок реализации программы 3 года

Составитель:

Новокрещенова Елена Евгеньевна,

педагог дополнительного образования

2015 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Общеобразовательная программа «Лидер» является общеразвивающей и носит социально-педагогическую направленность.

     Программа является модифицированной, за основу взяты программы   «Лидер» общественной организации «Областной пионерской организации – Содружества детских организаций», программа «Школа лидера» 2010 г. Огарковой О.Н., методиста Грибановского ДЮЦ,  программа «Лидер» 2013 г. Винниковой Н.В., педагога дополнительного образования Таловского ДЮЦ.

        Развивающий характер программы заключается в том, что основными принципами отбора содержания и форм деятельности является не только учет возрастных особенностей, но и опора на признаки качественного роста личности.

         Процесс воспитания активности, подготовки лидеров строится на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей. Только на основе сотрудничества закладывается фундамент социальной инициативы, способность работать с человеком и для человека. Большую социальную значимость приобретает задача выявления лидеров и создания условий для развития лидерства.

         Развитие способности рефлексировать, оказывать влияние на людей, превращая их в единомышленников, направляя их усилия на достижение общих социальнозначимых целей,  все это формирует лидерские позиции, которые  характеризуются ответственным отношением к себе, другим членам группы, людям, природе, миру; готовностью взять на себя ответственность при решении проблем.

         Возрастные особенности детей среднего и старшего возраста предполагают формирование лидерских качеств, которые проявляются как средство самоутверждения и самоопределения личности.  В этом возрасте наиболее ярко выражена социальная активность подростков, которая заключается в мотивации к деятельности в социально-значимых делах.

Успешное формирование опыта лидера возможно в ситуации свободного выбора (деятельности, информационного поля, групп общения), ситуации успеха, ситуации достижения результатов.

Программа ориентирована на психологические аспекты выявления и развития  лидерских качеств каждого подростка, на развитие коммуникативных навыков.

     Цель программы:

создание условий и атмосферы для развития лидерских качеств детей, социализации, успешности, в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности.

 

Задачи:

  • Образовательные

способствовать формированию: лидерских качеств, навыков и умений руководства, психологической и коммуникативной культуры, способности к рефлексии.

  • Развивающие

способствовать развитию: аналитического и критического мышления, самооценки, навыков работы в группе, в команде; творческих и интеллектуальных способностей; эмоциональной устойчивости в сложных жизненных ситуациях, воли и настойчивости; умения самокритичного отношения к себе

  • Воспитательные

создать условия для: нравственного становления обучающихся, мотивации к социально значимой деятельности, активизации самопознания, создания благоприятного психологического климата.

Возраст участников программы: 12 – 16 лет

Наполняемость учебной группы – в зависимости от года обучения  

10 -15 человек.  

Уровень реализации программы:

1-й год обучения – базовый;

2-й год обучения – основной;

3-й год обучения – углубленный.

Срок реализации программы: 3 года.

Общее количество часов – 504:

1-й год обучения: 144;

2-й год обучения: 216;

3-й год обучения: 144.

Кратность занятий в неделю:

1-й год обучения: 2 занятия в неделю по 2 часа;

2-й год обучения: 2 занятия в неделю по 3 часа;

3-й год обучения: 2 занятия в неделю по 2 часа.

Формы учебной деятельности:

Формы проведения учебных занятий подбираются с учетом поставленной цели, выделенных задач программы и возраста обучающихся:

  • деловые и ролевые игры;
  • упражнения на взаимодействия в группе;
  • тренинги;
  • творческие задания;
  • конкурсы (участие в районных, областных и всероссийских);
  • проектирование;
  • встречи со специалистами и интересными людьми;
  • экспресс тесты и опросы;
  • КТД;
  • обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем («Займи позицию (шкала мнений)», проективные техники, «Один — вдвоем — все вместе», «Смени позицию», «Карусель», «Дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу», дебаты, симпозиум);
  • разрешение проблем («Дерево решений», «Мозговой штурм», «Анализ казусов», «Переговоры и медиация», «Лестницы и змейки»).

Формы организации учебных занятий:

  • теоретическая подготовка (беседы, семинары, лекции);
  • практическая деятельность (акции, социологические опросы, консультации, тренинги, деловые и ролевые игры)

Формы организации учебного процесса:

  • групповая (работа с группой детей);
  • индивидуальная (консультации каждого воспитанника).

Важным условием успешной реализации программы является выполнение ряда закономерностей, определяющих принципы учебно-воспитательного процесса и выражающих основные требования к содержанию, определению форм и методов учебно-воспитательной деятельности по программе «Лидер».

Закономерности:

  • целостность воспитательного влияния, когда с самого начала педагог демонстрирует детям полное доверие (он выступает для подростков как источник разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью; педагог старается быть активным участником группового взаимодействия; для содействия формированию лидерской позиции педагог сам демонстрирует лидерское поведение);
  • обеспечение многообразия деятельности, в которую включается подросток (в любой деятельности выдвигается свой лидер и такая организация жизнедеятельности временного коллектива позволяет практически каждому подростку реализовать свой лидерский потенциал);
  • формирование коллектива (приобщение к ценностям и традициям коллектива);
  • создание условий для обучения в различных формах, как основного вида деятельности (использование, как традиционных форм организации деятельности, так и   нетрадиционных).

Основными принципами образовательного процесса в рамках данной образовательной программы являются:

 Принцип сотрудничества: определение общих целей деятельности педагога и воспитанников, основанное на взаимопонимании и взаимопомощи.

Принцип гуманистической ориентации учебно-воспитательной работы - требует признания человека, его прав и свобод главной ценностью, построения всей системы на основе реальных проблем и потребностей подростков.

Принцип   системного   соответствия   -  соответствие   содержания форм и методов организации    воспитательной    работы месту и функции образовательного учреждения. 

Принцип социальной адекватности учебно-воспитательной работы - деятельность по программе ориентирована на развитие социальной успешности личности.

Принцип целесообразного единства индивидуальных и коллективных подходов к организации учебно-воспитательного процесса – в программе предусмотрено определение индивидуальной траектории социального развития каждого подростка, также формирование и развитие коллектива, который позволяет практически каждому старшекласснику реализовать свой потенциал.

        Продолжительность образовательного цикла – три года обучения. Программа включает в себя три уровня обучения в соответствии с годами обучения: первый год «Познай себя» -  начальный уровень, второй год «Научи себя и других» - совершенствование знаний и умений, полученных на начальном уровне и третий год "Знаю. Могу. Делаю" - знания, умения и навыки, полученные ранее, закрепляются в практической деятельности. Уровни обучения являются интегрированными, что обеспечивает рост в творческом, культурном, коммуникабельном развитии подростков и дает каждому равные возможности для максимальной реализации своих потенциальных способностей. Это формирует у подростков адекватную самооценку и делает значимой личность, сумевшей проявлять и реализовывать себя.

Образовательная программа рассчитана на обучающихся среднего школьного возраста 12-16 лет. Набор детей в группы осуществляется по их желанию и письменному заявлению родителей. В группы первого года обучения принимаются все желающие. Специального отбора не проводится. В группы второго и третьего годов переводятся воспитанники успешно прошедшие тестирование по итогам первого (второго) года обучения, могут поступать и вновь прибывшие, после специального тестирования и опроса, при наличии определенного уровня общего развития и интереса.

Продолжительность образовательного цикла – три года обучения. Программа включает в себя три уровня обучения в соответствии с годами обучения: первый год «Познай себя» -  начальный уровень, второй год «Научи себя и других» - совершенствование знаний и умений, полученных на начальном уровне и третий год "Знаю. Могу. Делаю" - знания, умения и навыки, полученные ранее, закрепляются в практической деятельности. Уровни обучения являются интегрированными, что обеспечивает рост в творческом, культурном, коммуникабельном развитии подростков и дает каждому равные возможности для максимальной реализации своих потенциальных способностей. Это формирует у подростков адекватную самооценку и делает значимой личность, сумевшей проявлять и реализовывать себя 

Первый год «Познай себя» -  начальный уровень. Группа формируется в основном из детей в возрасте 12-13 лет, в количестве  12-15 человек, у которых предполагается формирование представлений о лидерстве. Занятия в группах первого года обучения носят подготовительный характер, дают общие знания об истории родного края, оформительского дела, учат работе в коллективе. Включает в себя формирование творческого объединения, диагностику личности каждого участника, распределение социальных ролей внутри  объединения.

Занятия проходят два раза в неделю, по 2 часа, т.е. 4 часа в неделю, годовая нагрузка – 144 часа.

Второй год «Научи себя и других» - совершенствование знаний и умений, полученных на начальном уровне. Формируется из подростков 13-14 лет,  группа – 10-12 человек. Данный уровень предполагает углубление интересов и навыков, реализация полученных знаний и умений. На втором году обучения воспитанники изучают себя, свои способности, вводятся психологические тесты. Погружение в разнообразную деятельность, направленную на достижение поставленной цели и решения педагогических задач с опосредованным использованием методов, форм, средств реализации образовательной программы. Анализ и самоанализ проделанной работы.

Занятия проходят два раза в неделю, по три часа, годовая нагрузка – 216 часов.

       Третий год «Знаю. Могу. Делаю.» - знания, умения и навыки, полученные ранее, закрепляются в практической деятельности. Группа состоит из 10-12 человек в возрасте 14-16 лет, которые совершенствуют свои знания, умения и навыки, полученные в первый и второй год обучения в практической деятельности. Третий год обучения дает возможность воспитанникам проявить себя, приобретенные навыки, проявить свои способности. На занятия отводится 4 часа в неделю, годовая нагрузка – 144 часа.

            Тематический план программы обучения состоит из 8 разделов, где чередуются теоретические и практические часы.

            В каждый год обучения включены элементы программы личностного роста «Лестница успеха», имеющую такие направления: «Игра – дело серьезное», «Юнпресс», «Грамматика фантазии», «Шоумания», «Соловушка», «Лидер», «Школа выживания», «Знаток ПДД».

          Важным направлением программы, которое рассматривается широко и объемно является направление «Портрет лидера». В процессе занятий происходит формирование системы знаний и умений, составляющих основное содержание теории лидерства (понятие, стили, принципы, типология, способы деятельности).

          Еще одним не менее важным разделом программы является «Коллективно-творческие дела», который помогает формировать практические умения по организации КТД.

           В подростковом клубе есть своя интересная внутренняя жизнь. Существуют свои традиции и законы. Есть зона так называемого «свободного общения», где за чашкой чая ребята могут обсудить с педагогом самые разные темы, которые интересуют их, ведь именно подросток очень нуждается в простом душевном разговоре. Клуб в некотором плане становится и школой общения, что и предусматривает один из разделов программы «Наука общения», который также изучается на протяжении трех лет.

         Программа реализуется разнообразными видами деятельности. При выборе форм и методов обучения, особая роль принадлежит цели и задачам программы обучения.

Изучение содержания программы осуществляется через групповые и индивидуальные формы работы, которые позволяют старшеклассникам проявить активность и наиболее полно реализовать свои умения и навыки:

  • психологические     тренинги     общения     как     вид     групповой психологической   работы   на   приобретение   знаний, умений и навыков, необходимых для успешного общения;
  • дискуссии;
  • упражнение на взаимодействие в группах, построенных на моделях
    жизненных ситуаций общения;
  • диагностика, позволяющая быстро оценить свое состояние;
  • деловые   игры,   позволяющие   в   миниатюре      моделировать   и совершенствовать деятельность партнеров;

■        игры,   способные   поднять   творческую   активность,   пробудить фантазию   и   развить   собранность   внимания,   развить   навыки коллективной слаженной работы;

  • игры,    направленные    на    сплочение    коллектива,    выявление лидерских  качеств,   на  умение   работать  в  атмосфере  полного доверия;
  • формы анализа личного роста, развития коллектива;
  • методы взаимодействия в группе: собрание, гибкое планирование, умение работать с разным количеством людей;
  • приемы, встречи, экскурсии, вечера.

Практическая часть программы заключается в приобретении старшеклассниками социального опыта через участие в конкретных практических делах, в тренингах, в районных мероприятиях.

Использование различных форм обучения позволяет лучше организовать работу клуба.

Ожидаемые результаты освоения программы:

  1. 1. Личностные результаты:

личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация обучающихся и нравственно-этическое оценивание, смыслообразование и ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; динамика в развитии качеств - ответственностисамостоятельности, усидчивости, терпеливости, аккуратности; формирование умения осуществлять «самонаблюдение», выстраивать процессы самокоррекции, саморазвития.

  1. 2. Метапредметные результаты:

Компетенции, формирующиеся у обучающихся в ходе реализации данной программы:

- информационно-методологическая (знания различных источников информации и их особенностей, методов и цикла познания; умения обрабатывать информацию различного вида, владение методами познания; осознание значимости новой информации, стремление к познанию нового; наличие опыта деятельности по подготовке сообщений и т.д.);

- деятельностно-творческая (знания структуры деятельности, принципов организации рациональной деятельности, этапов творческой деятельности; умение осуществлять рациональную творческую деятельность; осознание необходимости осуществления рациональной деятельности, стремление к творческой деятельности; наличие опыта планирования и осуществления рациональной творческой деятельности).

- коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся.

Социально-педагогическая компетенция — направлена на социальную адаптацию, повышение уровня готовности обучающихся к взаимодействию с различными социальными институтами, формирование знаний об основных сферах современной социальной жизни, устройстве общества, создание условий для развития коммуникативной, социально успешной личности, расширение «социальной практики», воспитание социальной компетентности (сфера деятельности «человек- общество», «человек-человек»), формирование педагогических навыков.

При постановке задач, направленных на формирование компетентностей, можно ориентироваться на следующий перечень (по Тряпициной А.П.): • компетентность «быть» — способность обучающегося организовать собственное профессионально личностное развитие; • компетентность «знать» — способность учиться и формировать необходимый арсенал знаний; • компетентность «уметь» — способность использовать необходимые умения, навыки, опыт в практической деятельности; • компетентность «жить вместе» — способность взаимодействовать в детском коллективе и в социуме для достижения образовательного результата.

  1. 3. Предметные результаты:

Перечень знаний и умений, которыми должны овладеть обучающиеся

по окончанию первого года обучения

В конце первого года обучения обучающийся должен знать:

  основы публичного выступления;

  особенности работы журналиста;

  методику работы над коллективно-творческим делом;

  основы актерского мастерства;

  знать типологию лидерства, качества лидера, стили работы лидера;

  элементы организационной работы;

  этапы создания коллектива, методики на создание команды;

  правила грамотной критики;

  личную стратегию планирования собственной деятельности;

  принципа эффективного выступления;

  способов ведения беседы;

  правила общения лидера.

В конце первого года обучения обучающийся должен уметь:

  разбираться в жанрах журналистики;

  владеть навыками публичного выступления;

  работать в команде;

  проявлять инициативу, ценить чужое мнение, работать сообща, говорить и слушать;

  выявлять лидера в коллективе;

  найти положительные качества в окружающих и высказать их;

  работать с группой;

  принимать коллективное решение, отстаивать свою точку зрения, не прибегая к грубостям и угрозам;

  готовить публичное выступление и выступать;

  анализировать и высказывать свое мнение;

  проводить игры на большую аудиторию и в маленькой компании;

  общаться в непредвиденных ситуациях, налаживать межличностные контакты.

Перечень знаний и умений, которыми должны овладеть обучающиеся

по окончанию второго года обучения:

В конце второго года обучения обучающийся должен знать:

  понятия «информация» и виды информации;

  основные качества лидера;

  содержание понятия «конфликт» и пути разрешения;

  основы этики и делового общения;

  свои права и права других людей;

  об организованных детских и молодёжных объединениях города и района;

  алгоритм социального проектирования;

  построение выступления;

  принципы эффективного выступления;

  зоны пространства человека;

  способы повышения работоспособности;

  правила бесконфликтного общения;

  основы невербального общения;

  права уверенной в себе личности;

  как создать свой имидж;

  как подготовить речь;

  правила делового этикета.

В конце второго года обучения обучающийся должен уметь:

  работать с разными источниками информации;

  вырабатывать общегрупповые нормы и законы;

  решать спор без конфликта;

  организовать работу группы;

  общаться: вести разговор, слушать;

  уметь организовать себя;

  реально ставить цели и выбирать способы их достижения;

  создавать социально-значимые проекты;

  писать речь для короткого выступления;

  публично выступать;

  понимать язык жестов;

  развивать навыки управления эмоциями, самооценки, взаимодействия;

  разрешать конфликты мирным путем, идти на компромисс.

Перечень знаний и умений, которыми должны овладеть обучающиеся

по окончанию третьего года обучения:

В конце третьего года обучения обучающийся должен знать:

  историю появления детских организаций в России;

  основные термины избирательного права;

  основные этапы создания проекта;

  методики организации и проведения мероприятий.

В конце третьего года обучения обучающийся должен уметь:

  использовать приобретенные умения и навыки в практической деятельности и реальной жизни: участие в школьных общественных организациях, оценки собственной точки зрения в качестве гражданина РФ;

  руководить процессом работы над проектом;

  уметь управлять коллективом;

  планировать, организовывать и проводить коллективно - творческие дела;

  работать над созданием своего имиджа;

  эффективно провести собрание;

  аргументировать свою точку зрения;

  снимать напряжение в конфликтной ситуации;

  самостоятельно работать с проблемами.

Обучающийся должен иметь навыки:

  цивилизованного общения;

  взаимодействия с другими людьми;

  уверенного поведения;

  достижения успеха;

  самопрезентации;

  здорового образа жизни;

  активной жизненной позиции.

Сформированность универсальных учебных действий:

Предметные: будут знать основы организации деятельности ученического самоуправления, будут владеть технологией разработки социальных проектов, мероприятий, КТД, организацией общественно-полезной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные – сохранение цели и задачи учебной деятельности.

Коммуникативные – сформированность умения работать в коллективе, умения работать в команде, организовывать деловое и эмоциональное взаимодействие, решать коммуникативные проблемы; умения понимать причину успеха и неуспеха учебно-воспитательной деятельности; умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Познавательные: общеучебные действия — умение поставить учебную задачу, выбрать способы и найти информацию для её решения, уметь работать с информацией, структурировать полученные знания; логические учебные действия — умение анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказать свои суждения; постановка и решение проблемы — умение сформулировать проблему и найти способ её решения.

Ожидаемые результаты:

В результате реализации программы «Лидер»  подросток:

-  Научится «прислушиваться» к себе.

-  Научится грамотно ставить цель и находить, прежде всего, внутренние

    ресурсы для ее достижения.

-  Научится работать в команде и создавать гармоничные отношения со

   сверстниками и взрослыми.

-  Станет более уверенным и искренним в своих проявлениях.

-  Осознает свою значимость и научится брать на себя ответственность за

   результаты в своей жизни.

- Приобретет   навыки  лидерского   поведения,   организаторские
   умения.

- Приобретет    умения    проведения    анализа    и    выстраивания
  перспективы собственной деятельности.

- Усвоит ценностные основы нравственности, поведенческих норм в
   условиях уважения к правам и свободам человека.

-  Узнает цели, задачи, функции, законы, традиции и деятельность  

    лидерского клуба.

-  Узнает виды общения, стиль, типы речи, правила общения,  правила  

   активного слушания.

-  Научится высказывать собственное мнение и  бесконфликтно общаться.

- Узнает типы, качества и стили лидера.

- Научится рационально распределять личное время.

- Научится руководить малым коллективом.

- Узнает и научится применять тренинги на командообразование.

- Узнает этапы и стадии проведения КТД.

- Научится организовывать и проводить КТД.

- Изучит программу личностного роста «Лестница успеха».

- Будет иметь устойчивое отрицательное отношение к разрушителям  

  здоровья и благополучия.

- Научится управлять своими эмоциями.

- Изучит функции лидера

- Узнает основы организационной деятельности

- Получит опыт участия в районных мероприятиях.

Оценка  результатов  реализации  программы осуществляется по следующим формам:

  1. вводный контроль – в начале года (тест, педагогическое наблюдение практических умений по ТБ, беседа, тренинг);
  2. промежуточный контроль – в середине года (тест, творческая работа, деловая (ролевая) игра);
  3. итоговый контроль – апрель-май текущего учебного года (коллективно-творческое дело, беседа, проект).

Систематическое наблюдение, первоначальное и последующее тестирование лидерских способностей обучающихся, анкетирование обучающихся, собеседование, самоанализ, а также по количественным показателям и степени проявления лидерской позиции по каждому году обучения.

           

                   

Тематический план

1 год обучения «Познай себя»

Название разделов и тем

Всего часов

В том числе

Теория

Практика

Раздел 1.  Введение.

Тема: «Здравствуйте»

2

1

1

Раздел 2. Лидерский клуб.

Тема 1: «Цели и задачи клуба»

Тема 2: «Функции и практическая деятельность клуба»

Тема 3: «Законы и традиции клуба»

14

2

2

2

2

4

2

Раздел 3. Наука общения.

Тема 1: «Культура общения»

Тема 2: «Роль общения в развитии личности»

Тема 3: «Публичные выступления»

18

2

2

2

4

4

4

Раздел 4. Портрет лидера.

Тема 1: «Современный лидер»

Тема 2: «Лидерские качества»

Тема 3: «Лидер и коллектив»

Тема 4: «Команда»

Тема 5: «Конфликты»

Тема 6: «Организаторское мастерство»

Тема 7: «Управление личным временем»

Тема 8: «Самооценка»

34

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

4

2

2

2

2

Раздел 5. Лестница успеха.

Тема 1: «Игра – дело серьезное»

Тема 2: «Грамматика фантазии»

Тема 3: «Шоумания»

Тема 4: «Юнпресс»

32

4

4

2

2

8

4

4

4

Раздел 6. КТД.

Тема 1: «Теория и методика КТД»

Тема 2: «Этапы подготовки КТД»

Тема 3: «Тип КТД – организаторский»

16

2

2

2

2

4

4

Раздел 7. Педагогика здоровья.

Тема 1: «Курить или жить?»

Тема 2: «Мы говорим наркотикам НЕТ!»

Тема 3: «Пути сохранения здоровья»

10

2

2

2

-

2

2

Раздел 8. Мы вместе.

Тема 1: «Мои познания»

Тема 2: «Клубные и районные праздники»

18

-

-

6

12

Всего

144

52

92

Тематический план

2 год обучения «Научи себя и других»

Название разделов и тем

Всего часов

В том числе

Теория

Практика

Раздел 1.  Введение.

Тема: «Вот и лето прошло…»

3

-

3

Раздел 2. Лидерский клуб.

Тема 1: «Законы и традиции клуба»

Тема 2: «Деятельность клуба»

9

3

3

3

Раздел 3. Наука общения.

Тема 1: «Виды общения»

Тема 2: «Эффективное общение»

Тема 3: «Роль эмоций в общении»

Тема 4: «Особенности невербального общения»

Тема 5: «Практическая риторика»

Тема 6: «Общение без границ»

39

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

6

3

Раздел 4. Портрет лидера.

Тема 1: «Личностное развитие»

Тема 2: «Функции лидера»

Тема 3: «Развитие коммуникативных и лидерских качеств личности»

Тема 4: «Мой мир»

Тема 5: «Мир моими глазами»

Тема 6: «Организаторское мастерство»

Тема 7: «Стадии развития коллектива»

Тема 8: «Командообразование»

Тема 9: «Я – ЛИДЕР!»

54

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

Раздел 5. Лестница успеха.

Тема 1: «Игра – дело серьезное»

Тема 2: «Грамматика фантазии»

Тема 3: «Шоумания»

Тема 4: «Юнпресс»

Тема 5: «Соловушка»

45

3

3

3

3

3

6

6

6

6

6

Раздел 6. КТД.

Тема 1: «Познавательное КТД»

Тема 2: «Художественное КТД»

18

3

3

6

6

Раздел 7. Педагогика здоровья.

Тема 1: «16 ноября – Всемирный день отказа от курения»

Тема 2: «1 декабря – Всемирный день борьбы со СПИДом»

Тема 3: «Наркомания – это страшно»

Тема 4: «Пути сохранения здоровья»

15

3

3

-

3

-

-

3

3

Раздел 8. Мы вместе.

Тема 1: «Ура! Я научился!»

Тема 2: «Клубные и районные праздники»

33

-

6

15

12

Всего

216

87

129

Тематический план

3 год обучения  «Знаю. Могу. Делаю»

Название разделов и тем

Всего часов

В том числе

Теорети

ческие занятия

Практи

ческие занятия

Раздел 1.  Введение.

Тема: «Вот и лето прошло…»

2

-

2

Раздел 2. Лидерский клуб.

Тема 1: «Деятельность клуба»

Тема 2: "SWOT - анализ"

8

2

2

4

Раздел 3. Наука общения.

Тема 1: «Эффективное общение»

Тема 2: «Ораторское искусство»

Тема 3: «Как провести собрание»

Тема4:«Навыки общения для конструктивного поведения в группе»

Тема 5: «Практическая риторика»

Тема 6: «Этика делового общения»

36

2

2

2

2

2

2

4

4

4

4

4

4

Раздел 4. Портрет лидера.

Тема 1: «Современный лидер»

Тема 2: «Влияние лидера на группу»

Тема 3: «Отличие лидера от руководителя»

Тема 4: «Управление командой»

Тема 5: «Качества членов команды»

Тема 6: «Развитие команды»

Тема 7: «Командное принятие решений»

Тема 8: «Организаторская этика»

Тема 9: "Основы организаторской техники"

Тема 10: «Технология создания коллектива с учетом возрастных особенностей детей."

Тема 11: "Особенности формирования временного детского коллектива"

Тема 12: "Психология малых групп"

Тема 13: "Конфликтология"

Тема 14: "Проектирование деятельности."

Тема 15: "Технология подготовки социального проекта"

70

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

-

-

-

4

4

4

4

4

4

4

-

-

4

4

4

Раздел 5. Лестница успеха.

Тема 1: «Игра – дело серьезное»

Тема 2: «Грамматика фантазии»

Тема 3: «Шоумания»

Тема 4: «Юнпресс»

Тема 5: «Соловушка»

30

2

2

2

2

2

4

4

4

4

4

Раздел 6. КТД.

Тема 1: «Подготовка, проведение и анализ КТД»

Тема 2: «Роль комиссара в подготовке, проведении и анализе КТД»

Тема 3: "Примеры КТД на разных стадиях развития коллектива"

18

2

2

2

4

4

4

Раздел 7. Педагогика здоровья.

Тема 1: «16 ноября – Всемирный день отказа от курения»

Тема 2: «1 декабря – Всемирный день борьбы со СПИДом»

Тема 3: «Наркомания – это страшно»

Тема 4: «Пути сохранения здоровья»

8

2

2

-

2

-

-

2

Раздел 8. Мы вместе.

Тема 1: «Мои познания»

Тема 2: «Клубные и районные праздники»

44

-

-

16

28

Всего

216

68

148

Содержание программы.

1 год обучения.

Раздел 1.  Введение

(всего - 2 часа, теория - 1 час, практика - 1 час)

Тема: «Здравствуйте»

Беседа в форме огонька на тему "Расскажи мне о себе". Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с программой работы клуба.

Игры на знакомство, сплочение, раскрепощение.

Формы занятий: игры на знакомство, сплочение, раскрепощение, беседа. Анкетирование.

Раздел 2. Лидерский клуб

(всего - 14 часов, теория - 6 часов, практика - 8 часов)

Тема 1: «Цели и задачи клуба»

Знакомство с историей создания клубов. Определение значимости работы клуба в форме круглого стола.

Разработка целей и задач. Деловая игра.

Тема 2: «Функции и практическая деятельность клуба»

Распределение функциональных обязанностей.

Деловая игра "Я президент". Практическая деятельность клуба.

Тема 3: «Законы и традиции клуба»

Определяем и устанавливаем законы и традиции клуба. Беседа - диспут.

Дискуссия "Есть мнение"

Формы занятий: круглый стол, анкетирование, тестирование, упражнения, тренинги, дискуссии, диспуты, деловые игры.

Раздел 3. Наука общения

(всего - 18 часов, теория - 6 часов, практика - 12 часов)

Тема 1: «Культура общения»

Культура и этика общения. Общение и его слагаемые. Правила общения.

Тренинги "Общение без границ"

Тема 2: «Роль общения в развитии личности»

Способность высказывать собственное мнение. Проблемы общения

Упражнения на бесконфликтное общение.

Тема 3: «Публичные выступления»

Знакомство с правилами активного слушания.

Проведение деловых игр, с целью знакомства с правилами активного слушания, формирования умений публичных выступлений.

Формы занятий: анкетирование, тестирование, упражнения, тренинги, дискуссии, диспуты, деловые игры.

Раздел 4. Портрет лидера

 (всего - 34 часа, теория - 16 часов, практика - 18 часов)

Тема 1: «Современный лидер»

Современное понимание лидерства. Узнаем, кто такой лидер, какие лидеры бывают, как стать настоящим лидером и что для этого нужно делать.

Тема 2: «Лидерские качества»

Коммуникативные и лидерские качества личности. Типы и качества лидера. Анкетирование воспитанников с целью выявления лидерских качеств.

Тема 3: «Лидер и коллектив»

Формирование навыков руководства малыми коллективами, понимание совместного принятия решений, понимание сущности и важности роли лидера в группе, в обществе. Игры на выявление лидеров.

 Тема 4: «Команда»

Тренинги на командообразование.

Тема 5: «Конфликты»

Что такое конфликт. Человек в конфликте. Разыгрывание конфликтных ситуаций. Основные виды поведения в конфликте и его разрешение. Стратегия сотрудничества в конфликте. Упражнения «Учителя и ученики», «Врач и пациент».

Тема 6: «Организаторское мастерство»

Овладение организаторскими технологиями.

Тема 7: «Управление личным временем»

Тренинг по правильному распределению личного времени.

Тема 8: «Самооценка»

Занятие-практикум, направленное на приобретение уверенности в себе, на формирование ощущения комфорта, осознания себя как личности.

Формы занятий: игры на выявление лидеров, тестирование, упражнения, тренинги, дискуссии, диспуты.

Раздел 5. Лестница успеха

( всего -32 часа, теория - 12 часов, практика - 20 часов)

Тема 1: «Игра – дело серьезное»

Знакомство с программой, цель, классификация игр. Банк игр: проигрывание и запись различных игр. Учится объяснять и проводить игры на знакомство, на раскрепощения, игры с залом, деление на группы и подгруппы.

Тема 2: «Грамматика фантазии»

Знакомство с программой, цель и содержание программы. Способы придумывания историй,  лингвистические игры, ребусы.

Тема 3: «Шоумания»

Знакомство с программой, цель и содержание. Правила поведения на сцене, виды сценариев, жанров, формы шоу-программ.

Тема 4: «Юнпресс»

Знакомство с программой. Жанры журналистики, оформление газет, виды СМИ и их роль в жизни человека.

Формы занятий: игры на знакомство, на раскрепощения, игры с залом, деление на группы и подгруппы, тестирование, упражнения, тренинги, дискуссии, деловые  и ролевые игры.

Раздел 6. КТД

(всего часов - 16, теория - 6 часов, практика - 10 часов)

Тема 1: «Теория и методика КТД»  

Определение КТД. История возникновения, ролевые моделирующие игры.

Тема 2: «Этапы подготовки КТД»

Этапы подготовки и стадии проведения КТД. Мозговой штурм. Тренинги творческой активности.

Тема 3: «Тип КТД – организаторский»

Разработка организаторского КТД. Занятие-прктикум.

Формы занятий: семинар-практикум, обучающие игры, тестирование, упражнения, тренинги, дискуссии, организаторское лото.

Раздел 7. Педагогика здоровья

(всего - 10 часов, теория - 6 часов, практика - 4 часа)

Тема 1: «Курить или жить?»

Беседа-диспут по профилактики здорового образа жизни.

Тема 2: «Мы говорим наркотикам НЕТ!»

Подготовка и выступление агитбригады на данную тему.

Тема 3: «Пути сохранения здоровья»

Занятия по профилактике здорового образа жизни.

Формы занятий: беседа-диспут, обучающие игры, тестирование, упражнения, тренинги, дискуссии.

Раздел 8. Мы вместе

( всего часов - 18, теория - 0 часов, практика - 18 часов)

Тема 1: «Мои познания»

Это итоговое занятие, где, используя различные формы, предлагаемые педагогом, воспитанники сдают зачет, где демонстрируют полученные знания, умения и навыки. Это является необходимым условием для возможности  перехода на следующий уровень обучения.

Тема 2: «Клубные и районные праздники»

 Посвящение в члены клуба, день рождение клуба, день рождения членов клуба, календарные праздники. Участие в школах актива, днях организаций.

Формы занятий: тестирование, упражнения, тренинги, дискуссии, экскурсии, вечера, праздники.

Содержание программы

2 год обучения

Раздел 1.  Введение

( всего часов - 3, теория - 0 часов, практика - 3 часа)

Тема: «Вот и лето прошло…»

Огонек-встреча. Впечатления о лете, орлятский круг, чаепитие.

Форма занятия: огонек, беседа.

Раздел 2. Лидерский клуб

(всего часов - 9, теория - 6 часов, практика - 3 часа)

Тема 1: «Законы и традиции клуба»

Диспут «Законы и традиции клуба», изменения, обновления, утверждения.

Тема 2: «Деятельность клуба»

Деловая игра «Наш клуб», с помощью которой подводятся итоги работы клуба, выявляются положительные и отрицательные моменты и выстраиваются пути их решения.

Формы занятий: круглый стол, анкетирование, упражнения, дискуссии, диспуты, деловые игры.

Раздел 3. Наука общения

(всего часов -39, теория - 18 часов, практика - 21час)

Тема 1: «Виды общения»

Виды общения, субъекты и объекты общения.

Тема 2: «Эффективное общение»

Стиль, типы речи, способность высказывать собственное мнение.

Тема 3: «Роль эмоций в общении»

Правила управления собственными эмоциями. Умение управлять собственными эмоциями при общении.

Тема 4: «Особенности невербального общения»

Психологические тренинги общения.

Тема 5: «Практическая риторика»

Основы ораторского искусства, как готовиться к публичным выступлениям.

Тема 6: «Общение без границ»

Социально-психологический тренинг по развитию коммуникативных качеств.

Формы занятий: анкетирование, упражнения, дискуссии, диспуты, деловые игры, тренинги, тестирование, обучающие игры.

Раздел 4. Портрет лидера

(всего часов -54, теория - 27 часов, практика - 27 часов)

Тема 1: «Личностное развитие»

Лидерская позиция.  Формирование лидерской позиции.

Тема 2: «Функции лидера»

Модель, функции лидера.

Тема 3: «Развитие коммуникативных и лидерских качеств личности»

Социально-психологический тренинг.

Тема 4: «Мой мир»

Тренинг личностного развития.

Тема 5: «Мир моими глазами»

Тренинг по развитию временной перспективы.

Тема 6: «Организаторское мастерство»

Основы организаторской деятельности. Игра-путешествие с целью знакомства и практической деятельности по планированию своей деятельности, объединения.

Тема 7: «Стадии развития коллектива»

Стадии развития коллектива (по А.Н. Лутошкину).

Тема 8: «Командообразование»

Игры и тренинги на командообразование.

Тема 9: «Я – ЛИДЕР!»

Конкурсная программа «Я -лидер!»

Формы занятий: игры на выявление лидерских качеств, упражнения на командообразование, анкетирование, дискуссии, деловые игры, тренинги, тестирование, обучающие игры.

Раздел 5. Лестница успеха

(всего часов -45, теория – 15 часов, практика - 30 часов)

Тема 1: «Игра – дело серьезное»

Расширение знаний по программе, учиться проводить «малые» игры в зависимости от ситуации, закрепление классификации игр.

Тема 2: «Грамматика фантазии»

Узнаем способы придумывания историй, игры-ассоциации, учимся сочинять буриме, разгадываем и придумываем ребусы.

Тема 3: «Шоумания»

Номенклатура шоу, принципы и виды пантомимы, владение речевым искусством, мимикой и жестами, алгоритмы написания сценариев.

Тема 4: «Юнпресс»

Закрепление знаний законов, традиций, прав и обязанностей юного журналиста, обучение по сбору информации, анализ творческих работ.

Тема 5: «Соловушка»

Знакомство с программой, цель программы, легенда, правила орлятского круга, изучение песен орлятского круга, создание банка песен.

Формы занятий: игры на знакомство, на раскрепощение, игры с залом, деление на группы и подгруппы, упражнения, анкетирование, дискуссии, деловые игры, тренинги, тестирование, обучающие игры.

Раздел 6. КТД

(всего часов – 18, теория - 6 часов, практика - 12 часов)

Тема 1: «Познавательное КТД»

Тема 2: «Художественное КТД»

Умение организовывать и проводить КТД. 

Формы занятий: семинар-практикум, обучающие игры, тестирование, упражнения, тренинги, дискуссии, организаторское лото.

Раздел 7. Педагогика здоровья

(всего часов - 15, теория - 9 часов, практика - 6 часов)

Тема 1: «16 ноября – Всемирный день отказа от курения»

Фантастическое виртуальное интервью о вреде табакокурения.

Тема 2: «1 декабря – Всемирный день борьбы со СПИДом»

Лекционно-информационный семинар с элементами драматизации на данную тему.

Тема 3: «Наркомания – это страшно»

Проблемно - информационная дискуссия-размышление.

Тема 4: «Пути сохранения здоровья»

Занятие по профилактике ЗОЖ.

Формы занятий: беседа-диспут, обучающие игры, тестирование, упражнения, тренинги, дискуссии, семинар.

Раздел 8. Мы вместе

(всего часов - 33, теория - 6 часов, практика - 27 часов)

Тема 1: «Ура! Я научился!»

 Итоговое занятие, где используя различные формы, предлагаемые педагогом, воспитанники сдают зачет, где демонстрируют полученные знания, умения и навыки. Это является необходимым условием для возможности  перехода на следующий уровень обучения.

Тема 2: «Клубные и районные праздники»

 Посвящение в члены клуба, день рождение клуба, день рождения членов клуба, календарные праздники. Участие в школах актива, днях организации.  

 Формы занятий: тестирование, упражнения, тренинги, дискуссии, экскурсии, вечера, праздники.

Содержание программы

3 год обучения

Раздел 1.  Введение

( всего часов - 2, теория - 0 часов, практика - 2 часа)

Тема: «Вот и лето прошло…»

Огонек-встреча. Впечатления о лете, орлятский круг, чаепитие.

Форма занятия: огонек, беседа, просмотр фото и видеоматериалов.

Раздел 2. Лидерский клуб

(всего часов – 8,  теория - 4 часа, практика - 4 часа)

Тема 1: «SHOT - анализ»

Проведение сравнительной диагностики уровня изменений знаний, умений и навыков. Результативность обучения на втором этапе.

Тема 2: «Деятельность клуба»

Введение в программу третьего года обучения.

 Формы занятий: публичное обсуждение проблемы, просмотр фото и видеоматериалов.

Раздел 3. Наука общения

(всего часов -36, теория – 12  часов, практика - 24 часа)

Тема 1: «Эффективное общение»

Тема 2: «Ораторское искусство»

Тема 3: «Как провести собрание»

Тема 4: «Навыки общения для конструктивного поведения в группе»

Требования к культуре речи. Значение культуры говорящего для формирования отношения к нему собеседника.

Тема 5: «Практическая риторика»

Речевой этикет как правила речевого поведения, определяемые взаимоотношениями людей.

Тема 6: «Этика делового общения»

Этика как наука о взаимоотношении людей. Этика делового общения.

Понятие делового общения.

Форма занятий: беседа «Деловой этикет», беседа «Речевой этикет», беседа «Деловые контакты и проблемы общения», решение психолого – педагогических ситуаций, ролевые игры «Как вежливо возрастать», «Комплемент и похвальное слово» и другие, практические занятия «Деловые переговоры», «Горячий стул», «Телефон » и другие.

Раздел 4. Портрет лидера

(всего часов -70, теория - 30 часов, практика - 40 часов)

Тема 1: «Современный лидер»

Содержание понятия лидерства, типология лидерства, основные технологии качества лидера, развитие качеств лидера.

Тема 2: «Влияние лидера на группу»

Влияние лидеров на членов группы. Влияние членов группы на лидеров.

Организация эффективной работы группы.

Тема 3: «Отличие лидера от руководителей»

Тема 4: «Управление командой»

Тема 5: «Качества членов команды»

Тема 6: «Развитие команды»

Тема 7: «Командное принятие решений»

Тема 8: «Организаторская этика»

Организаторские способности: способность к координации коллективной деятельности, контактность.

Тема 9: «Основы организаторской техники»

Тема 10:  «Технология создания коллектива с учетом возрастных особенностей детей»

Тема 11: «Особенности формирования временного детского коллектива»

Тема 12: «Психология малых групп»

Тема 13: «Конфликтология»

Тема 14: «Проектирование деятельности»

Тема 15: «Технология подготовки социального проекта»

Формы занятий: анкетирование, тестирование «Я - лидер», беседы – диспуты «Современный лидер», «Влияние лидера на группу», «Управление командой» и другие, ролевые игры «Лучший друг», «Лидер и команда», деловые игры «Организатор», занятия – практикумы  «Мы - команда», «Управление командой», тренинги на выявление лидеров, дискуссии «Общественное выше личного», круглые столы «Организаторская этика», игры на формирование и сплочение коллектива.

Раздел 5.  Лестница успеха.

(всего часов -30, теория - 10 часов, практика - 20 часов)

Тема 1: «Игра – дело серьёзное»

Расширение знаний программы, проведение мастер – класса по программе.

Тема 2: «Грамматика фантазии»

Расширение знаний программы, проведение мастер – класса по программе.

Тема 3: «Шоумания»

Расширение знаний программы, проведение мастер – класса по программе.

Тема 4: «Юнпресс»

Расширение знаний программы, проведение мастер – класса по программе.

Тема 5: «Соловушка»

Форма занятий: игры на знакомство, на раскрепощения, игры с залом, деление на группы и подгруппы, тестирование, упражнения, тренинги, дискуссии, деловые и ролевые игры, мастер – классы.

Раздел 6. КТД

(всего часов - 18, теория - 6 часов, практика - 12 часов)

Тема 1: «Подготовка, проведение и анализ КТД»

Тема 2: «Роль комиссара в подготовке, проведении и анализе КТД»

Тема 3: «Примеры КТД на разных стадиях развития коллектива»

Форма занятий: беседы «Методика и организация КТД», мозговой штурм «Коллективное планирование», организация КТД для детей младшего и  среднего школьного возраста, организация КТД в группе сверстников.

Раздел 7. Педагогика здоровья

(всего часов - 8, теория – 6  часов, практика - 2 часа)

Тема 1: «16 ноября – Всемирный день отказа от курения»

Фантастическое виртуальное интервью о вреде табакокурения.

Тема 2: «1 декабря – Всемирный день борьбы со СПИДом»

Тема 3: «Наркомания – это страшно»

Тема 4: «Пути сохранения здоровья»

Занятие по профилактике ЗОЖ.

Формы занятий: беседа-диспут, обучающие игры, тестирование, упражнения, тренинги, дискуссии, агит - бригады.

Раздел 8. Мы вместе

(всего часов - 44, теория -  0 часов, практика - 44 часа)

Тема 1: «Мои познания»

Это итоговое занятие, где, используя различные формы, предлагаемые педагогом, воспитанники сдают зачет, где демонстрируют полученные знания, умения и навыки. Это является необходимым условием для возможности  перехода на следующий уровень обучения.

Тема 2: «Клубные и районные праздники»

Посвящение в члены клуба, день рождение клуба, день рождения членов клуба, календарные праздники. Участие в школах актива, днях организации.  

Формы занятий: тестирование, упражнения, тренинги, дискуссии, экскурсии, вечера, праздники.

Методическое обеспечение образовательной программы

- Методика Иванов И.П. "Энциклопедия коллективных творческих дел";

- "Как вести за собой" Лутошкин А.Н;      

-  "Подготовка юных организаторов" Лебедев Д.Н.;

- Методические рекомендации "Технология игры в 21 веке" Фришман И.И.;

- Игровые тесты и тренинги "Психология личности и коллектива" Енин А.В.;

- Методическое пособие "Уроки лидерства" Ромулус О.В.;

- Методические пособия по лидерским технологиям;

- Сборники материалов из серии «Педагогические технологии»;

- Журналы «Последний звонок», «Внешкольник», «Классный руководитель»;

- Плакаты, дидактические материалы;

- Фото и видео материалы.

Для проведения занятий по определенным темам изготавливаются наглядные пособия (схемы, таблицы), раздаточный и дидактический материал.

Наглядные пособия:

п/п

Название пособия

Цель применения

1.

Таблицы «Лидерские качества», «Шрифты», «Виды игр».

На тематических занятиях для более полного раскрытия темы.

2.

Тексты песен, игр, памятки, правила, законы.

Для работы мини-клубов как индивидуальный раздаточный материал.

3.

Папки накопления по темам: «Игры», «Тесты», «Тренинги».

Для организации учебного процесса.

Материально-техническое обеспечение программы

Технические средства обучения: музыкальный центр, компьютер, видеокамера, мультимедийный проектор, диски CD - RW,  фотоаппарат., гитара

Оборудование для занятий в кабинете: ученические столы, стулья, доска, стенды, стеллажи для книг

Список литературы

  1. Бодалев А.А. Личность и общение. – М., 1983.
  2. Дик Н.Ф., Сгибнева Е.П. Как воспитывать ребят без напряг и передряг. – Ростов-на-Дону, 2007.
  3. Енин А.В. Психология личности и коллектива- Воронеж, 2009.
  4. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М., 1987.
  5. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. Как перестать беспокоиться и начать жить. Перев. с англ. – М., 1990.
  6. Лебедев Д.Н. Подготовка юных организаторов. М., 1993.
  7. Лутошкин А.Н. Как вести за собой. М.. 1988.
  8. Лутошкин А.Н. Эмоциональный потенциал коллектива. М., 1988.
  9. Мирошкина М.Р., Фришман И.И. Технология игры в 21 веке. М., 1999.
  10. Рогозина Л.Д., Щуркова Н.Е. Формирование жизненного опыта у учащихся. Москва, 2002.
  11. Ромулус О. Уроки лидерства – Воронеж, 2004.
  12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т.2. – М.: Педагогика, 1989.
  13. Рудякова О.Н. Психокоррекционная работа со старшеклассниками – Волгоград,2008.
  14. Сухомлинский В.А. О воспитании. – М.: Политиздат, 1982.
  15. Хочу быть лидером! – Нижний Новгород, 2006.
  16.  Чеснокова Г.С., Зякина А. В. Воспитание лидера: секреты эффективной педагогики – Волгоград, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общеразвивающая программа дополнительного образования детей и взрослых лингвистической направленности "Современная грамматика английского языка для подготовки к ГИА и ЕГЭ"

Предлагаемая программа напрвлена на усовершенствование грамматической стороны речевой компетентности учащихся 9-11 классов. Благодаря наличию многочисленных примеров, достигается основная цель пособия...

Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет

В основу данной  методической разработки положен собственный  практический  опыт  применения  различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...

Методические рекомендации по написанию общеобраразовательной общеразвивающей программы дополнительного образования для педагогов дополнительного образования

Методические рекомендациипо написанию общеобраразовательной общеразвивающей  программы дополнительного образования  для педагогов дополнительного образования...

Методические рекомендации по написанию общеобраразовательной общеразвивающей программы дополнительного образования для педагогов дополнительного образования

Методические рекомендациипо написанию общеобраразовательной общеразвивающей  программы дополнительного образования  для педагогов дополнительного образования...

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей на курс « Изучение английского языка в образовательной области « Филология» сверх часов и сверх программ, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандарта

Программа обеспечивает  развитие  интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, по...

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования "Музыкальный момент"

Программа разработана для детей общеобразовательной школы, которые стремятся научиться красиво и грамотно петь.Программа рассчитана на детей разного возраста и разных стартовых способностей; направлен...

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования "Театральный сундучок" для детей 4-5 лет

Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры, т.к. игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр ...