Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования "Музыкальный момент"
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Меирова Марфа Михайловна

Программа разработана для детей общеобразовательной школы, которые стремятся научиться красиво и грамотно петь.

Программа рассчитана на детей разного возраста и разных стартовых способностей; направлена на воспитание музыкально-грамотного, образованного и увлеченного слушателя; ориентирована на открытие и развитие музыкальных способностей и таланта учащихся, идет как начальная ступень, которая помогает в профессиональной ориентации обучающих, нацеливает на более глубокое освоение музыкального направления, позволяющее реализовать себя при желании поступлением в музыкальные школы и клубы.

Занятия по данной программе воспитывает у учащихся такие качества, как внимание, собранность, наблюдательность, инициативу, творческое начало, эмоциональную отзывчивость.

Программа предусматривает овладение вокально-техническими навыками и элементами художественной выразительности, изучение основ сценического движения и актерского мастерства, формирование у учащихся общего культурного и музыкального уровня.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл meirova_m.m._kruzhok_-_muzykalnyy_moment_itog.docx73.39 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия № 70 Петроградского района Санкт-Петербурга

Обсуждена и согласована

на Методическом объединении

Протокол № 1 от 29.08.2019

Принята на

Педагогическом совете

Протокол № 1 от 30.08.2019

УТВЕРЖДАЮ

_______________

директор

Альсеитова Л.А.

Приказ № 32/5 от 31.08.2019

Общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования

 «Музыкальный момент»

2-11 классы

Срок реализации – 1 год

Разработчик:

Меирова М.М.

Педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург

2019-2020 учебный год

Данная рабочая программа составлена для 2-11 классов в соответствии со  следующими нормативными документами:

  • Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования) (для V- VIII классов);
  • Приказом Минобрнауки России № 1644 от 29 декабря 2014 года «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  • Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;
  • распоряжением Комитета по образованию от 21.03.2018 № 810-р «О формировании календарного учебного графика образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2018/2019 учебном году»;
  • распоряжением Комитета по образованию от 21.03.2018 № 811-р «О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2018/2019 учебный год»;
  • инструктивно-методическим письмом Комитета по образованию от 21.03.2018    № 03-28-1820/18-0-0 «О формировании учебных планов образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2018/2019 учебный год»;
  • Приказом Министерства образования и науки РФ № 253 от 31.03.2014«Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями);
  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 09.07.2016 № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, среднего общего, основного общего образования»;
  • Календарным учебным графиком на 2018-2019 учебный год Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения гимназии №70, утвержденного приказом директора от 04.04.2018 № 14/3, принятым протоколом педагогического совета от 27.03.2018 № 4;
  • Инструктивно-методическим письмом Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 21.05.2015 № 03-20-2057/15-0-0 «Об организации внеурочной деятельности при реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования в образовательных организациях Санкт-Петербурга»;
  • Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  • Образовательной программой Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения гимназии №70, утвержденной директором ГБОУ гимназии №70 приказом № _____ от __________ года;
  • Протоколом педагогического совета ГБОУ гимназии № 70 № 4 от 27.03.2018 «О принятии Учебного плана ГБОУ гимназии № 70 Петроградского района Санкт-Петербурга на 2018-2019 учебный год»;
  • Положением о рабочих программах учебных предметов, курсов ГБОУ гимназии № 70

Пояснительная записка

Программа разработана для детей общеобразовательной школы, которые стремятся научиться красиво и грамотно петь.

Программа рассчитана на детей разного возраста и разных стартовых способностей; направлена на воспитание музыкально-грамотного, образованного и увлеченного слушателя; ориентирована на открытие и развитие музыкальных способностей и таланта учащихся, идет как начальная ступень, которая помогает в профессиональной ориентации обучающих, нацеливает на более глубокое освоение музыкального направления, позволяющее реализовать себя при желании поступлением в музыкальные школы и клубы.

Занятия по данной программе воспитывает у учащихся такие качества, как внимание, собранность, наблюдательность, инициативу, творческое начало, эмоциональную отзывчивость.

"Программа" предусматривает овладение вокально-техническими навыками и элементами художественной выразительности, изучение основ сценического движения и актерского мастерства, формирование у учащихся общего культурного и музыкального уровня.

Программа занятий по вокалу предполагает:

- музыкально-эстетическое и вокально-техническое развитие творческих задатков детей и подростков, развитие воображения и фантазии;

- развитие у учащихся аналитического вокального слуха (способность различать и критически оценивать специфику "певческого звука");

- овладение навыками пения "А капелла"  (А Capella) (пение без инструментального сопровождения);

- исполнение эстрадных и классических произведений сольно и на два голоса с музыкальным сопровождением, в том числе под фонограмму и с микрофоном;

- слушание музыкальных произведений;

- развитие ритмики и разучивание танцевальных движений;

- развитием дикции.

В результате полного курса обучения у учащегося должны сформироваться вокально-технические, художественно-исполнительские умения и навыки, развиться активный вокальный слух, выработаться устойчивые вокальные представления о категориях качества певческого голоса, способность критически оценивать собственное исполнение и, как результат всего этого, исполнить подготовленное произведение для слушателей со сцены.

Методика проведения занятий:

- основана на использовании современного отечественного и зарубежного педагогического опыта;

- предполагает неприемлемость форсирования звучания голоса ученика, приводящего зачастую к непоправимым последствиям;

- учитывает в работе над вокальными произведениями степень вокально-музыкальной подготовленности учащегося, необходимость подбора репертуара по техническим и художественным особенностям обучаемого, его возрастных особенностей;

- ставит задачу развить контроль и самоконтроль учащихся за качеством своего вокального звучания.

Занятия включают: 

- работу над звукообразованием (правильное извлечение звука, его звонкость, полетность, соблюдение манеры исполнения);

- работу над чистотой интонирования;

- работу над певческим дыханием;

- работу над артикуляцией;

- работу по развитию музыкального слуха (сольфеджио, пение на два, три голоса - работа в дуэте или в ансамбле);

- работу по сценическому движению (умение держаться на сцене);

- работу с микрофоном;

- работу над смысловой и драматической составляющими музыкального произведения для его артистического исполнения.

Песенный репертуар подбирается:

- с учетом традиций современного исполнительства;

- тематических мероприятий (праздников и других мероприятий) по совместному плану воспитательной направленности общеобразовательной школы;

- с учетом желания ребенка.

Актуальность программы:

Эстетическое творческое развитие личности позволит более полноценно реализоваться в будущей профессии, лучше адаптироваться в обществе, быть раскрепощенным и интересным собеседником, жить активной насыщенной жизнью.

Процесс обучения способствует творческому общению учащихся между собой, преодолению внутренней зажатости и неуверенности в себе, формирует художественный вкус и воображение, дает основы исполнительского вокального искусства.

Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи (лечение от заикания), помогает строить плавную, непрерывную речь.

Программа составлена таким образом, чтобы ребенок, наделенный музыкальными способностями и тягой к творчеству, мог не только овладеть умениями и навыками вокального искусства и развить его, но и в будущем самореализоваться в творчестве, научится голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние. Программа направленна надуховное развитие обучающихся.

Цель программы:

  • Сформировать и развить вокальные умения и навыки.
  • Способствовать музыкально-эстетическому воспитанию обучающихся, расширению их общего музыкального кругозора, формированию музыкального вкуса.
  • Развить музыкальный слух, музыкальную память, мышление и творческие навыки.
  • Воспитать грамотного музыканта и слушателя.

Задачи курса:

1.  Привить детям любовь и интерес к музыке.

2. Сформировать первоначальные музыкальные знания и навыки.

3. Всесторонне развить музыкальные способности детей.

4. Овладение академической, эстрадной или джазовой манерой пения (с учетом индивидуальных природных особенностей учащегося, его творческой склонности).

5. Освоение правильной певческой установкой (положением корпуса, головы, естественностью и свободой мышц лица, шеи, всего артикуляционного аппарата).

6. Развитие певческого дыхания (дыхательные упражнения) и опоры звука. Обучаемые должны уметь дышать глубоко, но одновременно легко, быстро и незаметно для окружающих; певческий вдох следует брать достаточно активно, но бесшумно, глубоко, одновременно через нос, с ощущением легкого полузевка; во время вдоха нижние ребра слегка раздвигаются в стороны; перед началом пения необходимо сделать мгновенную задержку дыхания, что необходимо для точности интонирования в момент атаки звука.

7. Овладение кантиленным пением, расширение диапазона голоса учащегося.

8. Формирование правильного звукообразования и звукоизвлечения, ровность звучания гласных на протяжении всего диапазона голоса, работа над динамикой звука.

9. Формирование музыкально-ритмических навыков, чистоты интонирования, работа над дикцией, над четкой и ясной артикуляцией. Учитывается, что вокальная дикция, то есть четкое и ясное произношение слов во время пения, имеет свои особенности по сравнению с речью; отчетливое произношение слов не должно мешать плавности звукового потока, поэтому согласные в пении произносятся по возможности быстрее, с тем, чтобы дольше прозвучал гласный звук. Дикция зависит от органов артикуляции – нижней челюсти, губ, языка, мягкого неба, глотки. Предусмотрено для развития гибкости и подвижности артикуляционного аппарата использование методик, основанных на применении различных скороговорок.

10. Развитие чувства ритма, что является неотъемлемой частью в вокальной работе. Понятие "ритма" подразумевает особенности распределения звуков во времени. Точное ощущение ритма (метра) является залогом качественного исполнения ритмического рисунка исполняемого произведения. Восприятие и переживание музыкального ритма воздействует на активно-двигательную природу человека. Следствием этого является связь музыки с движением (когда мы увлекаемся музыкой, то начинаем не только напевать, но и ритмично двигаться в такт ей). Обучаемые дети должны уметь не только точно передавать простой ритмический рисунок хлопками, но и в процессе освоения овладевать сложными ритмическими рисунками.

11. Приобщение ребенка к основам музыкальной культуры, развитие музыкально-эстетического вкуса, расширение музыкального и художественного кругозора.

12. Приобрести элементарные знания по музыкальной грамоте.

13. Развитие музыкального слуха обучающего, формирование ладового чувства, правильных музыкально-слуховых представлений.

14. Приобретение начальных навыков интонирования песен без инструментального сопровождения ("А капельно").

15. Обучение выразительному исполнению музыкального произведения, освоение навыков умения держаться на сцене, умение работать с микрофоном как при инструментальном сопровождении, так и под "минусовую" фонограмму, развитие актерских задатков, непринужденности и естественности сценического движения.

16. Умение преодолевать психологические комплексы и "зажимы" благодаря

систематическим концертным выступлениям (участие в школьных мероприятиях, в конкурсах на выезде и фестивалях детского творчества) и работой над повышением самооценки в процессе систематических занятий. Раскрепощение личности и уверенности в себе.

17. Формирование внутренней мотивации к творческому самовыражению, проявлению творческой инициативы, осознание своих возможностей и развитие артистической с концентрированности и жизненной целеустремленности.

Методические рекомендации:

1. Распевки

 Занятия начинаются с распевания учащихся, что является важным и неотъемлемым элементом каждого занятия, результатом чего является постепенное расширение вокального диапазона, формирование певческих установок, развитие правильного певческого дыхания, организация плавного вдоха и выдоха, постановка правильного звукоизвлечения (голосообразования), мягкая атака звука, пение на легато в поступательном движении мелодии и на интервалы. А также добиться того, чтобы сразу попадать в правильную вокальную позицию на протяжении всего рабочего вокального диапазона. Довести это до автоматизма для того, чтобы, исполняя любое вокальное произведение, дети могли перенести эти певческие навыки и уже не задумываться о технике исполнения, а думать о создаваемом образе и о смысле песни.

Одна из главных функций распевания - разогрев и настройка голосового аппарата певца с целью подготовки их к работе.

2. Разучивание и исполнение музыкального материала:

Обучение на данном этапе предполагает исполнение произведений различного характера и темпа, развитие музыкального слуха, образной художественной выразительности. Репертуар подбирается в зависимости от возраста, индивидуальных природных вокальных способностей, предрасположенности голосового аппарата, художественных и жанровых предпочтений учащихся. Репертуар включает в себя как классическую музыку, так эстрадные и джазовые произведения. Исполнение предусматривается как под "минусовую" фонограмму, так и под аккомпанемент фортепиано.

3. Упражнения:

Направлены на развитие правильного певческого дыхания, на артикуляцию и орфоэпические навыки. Упражнения на развитие голосового аппарата учащегося, на развитие силы звука, на нюансировку, на расширение диапазона, точное интонирование. Работа над ровным звучанием голоса на всем диапазоне обучающегося, постижение разных видов звуковедения, выявление тембра.

Все вокальные навыки находятся в тесной взаимосвязи, поэтому работа над ними проводится параллельно.

4. Слушание музыки:

Знакомство с различными стилями музыки, с композиторами, исполнителями, формирование музыкального вкуса и общекультурного уровня. Проводится обзор по всем вокальным стилям: джаз, песни с народными напевами в современной обработке, рок-произведения, классика - академическая манера исполнения; обучение разным вокальным техникам.

Прослушивание музыкальных произведений, с последующим их анализом и освоением репертуара.

5. Гигиеническое воспитание:

Выработке правил ухода за природным инструментом, которые необходимо знать и выполнять каждому вокалисту, чтобы сохранить яркое звучание голоса на максимально долгое время.

6. Музыкальная грамота:

Нотная грамота, сольфеджирование. Способствуют развитию слуха, чувства ритма, работа над чистотой интонирования.

7. Актерское мастерство, сценическая речь, сценическое движение:

Занятия эстрадным вокалом предполагают огромную палитру выразительных средств, позволяющих не только продемонстрировать все способности вокалиста, но также подать любую песню в необходимом драматическом исполнении.

8. Работа с микрофоном:

Это основной элемент в работе эстрадного певца на современной сцене. Микрофон – связующее звено между реальным акустическим звуком и его представлением слушателями.

Контрольно-измерительные материалы:

Творческие задания - исполнение в трио, исполнение на два голоса, исполнение с инструментом.

Дискуссии - участники отстаивают любимое направление в музыке, приводя примеры любимых исполнителей, музыкальные  произведения.

Беседа - проявление творческих способностей; умение понимать и высказать свое мнение на заданную тему, используя музыкальную терминологию.

Игра - исполнение партии за какого-либо персонажа, исполнение песни от лица какого-нибудь героя. Направленность на развитие слуха, актерского мастерства и т. д.

Выступление на школьных концертах, конкурсах, детских фестивалях.

Учебно-тематический план

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

144

43

101

1.

Давайте познакомимся.

Выявление творческих

способностей у учащихся

3

1

2

Беседа, игра, упражнения

2.

Распределение вокального репертуара по голосовым возможностям и умениям каждого ученика.

2

2

Беседа

3.

Музыкальное искусство как способ формирования эстетического развития личности

2

2

игра, беседа

4.

Мое отношение к здоровью.          Что такое гигиена голоса

2

2

анкетирование

презентация

5.

Путь к мастерству.

Методика освоения

певческого дыхания

2

1

1

упражнения

6.

Пение на опоре. Что такое атака звука, ее виды

3

1

2

упражнения

7.

Репетиция концертных номеров к концерту ко Дню учителя

4

4

Исполнение сольных, ансамблевых и хоровых номеров

8.

Концерт ко Дню учителя

1

1

Выступление учащихся       с сольными, ансамблевыми и хоровыми номерами

9.

Строение голосового аппарата. Звукообразование

3

1

2

упражнения

10.

Подбор и разбор репертуара к запланированным концертным мероприятиям по годовому графику.

4

1

3

Слушание и анализ песен,

проработка

особенностей

данных вокальных произведений,

освоение репертуара

11.

Подготовка к концерту в ДДТ Петроградского района

4

4

Репетиция сольных номеров, дуэт, трио и ансамблей

12.

Концерт-Фестиваль в ДДТ Петроградского района

1

1

Выступление (сольные и ансамблевые номера)

13.

Обсуждение концертного выступления, разбор ошибок

1

1

Дискуссия

14.

Толерантность к себе

(преодоление сценического волнения, воспитание психической устойчивости  

На выступлении)

3

2

1

Тренинг, беседа

15.

Продуманный имидж

(выбор костюма для

выступления)

2

1

1

Дебаты, презентация,

видеоматериалы

16.

Особенности

вокального исполнения

джазовых произведений

3

2

1

Слушание музыки,

анализ произведений,

проработка особенностей

исполнения

17.

Отработка номеров к конкурсу «СОЛО» Академия Талантов

4

4

Репетиция вокальных номеров

18.

Городской конкурс вокального творчества «СОЛО» Академия талантов

1

1

Выступление учащихся    

19.

Обсуждение концертного выступления, разбор ошибок

1

1

Дискуссия

20.

Репетиция концерта, посвященного ко Дню Матери

4

4

Исполнение сольных, ансамблевых и хоровых

номеров

21.

Концерт, посвященный Дню Матери

1

1

Выступление учащихся     с сольными, ансамблевыми и хоровыми номерами

22.

Работа над подвижностью и гибкостью голоса. Расширение диапазона

3

3

Упражнения

23.

Джазовые приемы

2

2

Упражнения, исполнение вокальных произведений

24.

Приемы и техники в вокале

3

1

2

Упражнения, исполнение вокальных произведений

25.

Работа над дикцией. Основы

декламации (сцен.речь)

3

1

2

Тренинги, игры

26.

Подготовка к Новогоднему спектаклю

4

4

Репетиция вокальных номеров, прогон в костюмах, соединение в сцены

27.

Показ Новогоднего спектакля

2

2

Выступление

28.

Организационное занятие. Подготовка к конкурсу. Требования

2

1

1

Обсуждение, разбор репертуара

29.

Сравнительная характеристика Оперы и Рок-оперы в соответствии со стилистическими и жанровыми особенностями

4

4

Слушание музыки, знакомство с великими композиторами, с самыми яркими произведениями, исполнителями, анализ, беседа

30.

Искусство перевоплощения

(освоение актерского мастерства, раскрепощение, культура сценического поведения)

3

1

2

Творческие задания,

игры

31.

Освоение актерского мастерства (координация

движения)

3

1

2

Творческие задания (разучивание маленьких танцев)

32.

Подготовка ко Дню снятия Блокады Ленинграда. Песни военных лет

3

1

2

Знакомство с песнями ВОВ

33.

Исполнение песен военных лет. Работа над голосом, над образом.

2

2

Каждый исполняет понравившуюся ему военную песню.

34.

Концерт, посвященный ко Дню снятия Блокады Ленинграда

1

1

Выступление с сольными номерами, ансамблевыми и хоровыми

35.

Разбор выступления. Ошибки и достоинства

2

1

1

Анализ, беседа

36.

Подготовка к конкурсным мероприятиям и к концерту, посвященному Дню защитника Отечества

4

4

Репетиция вокальных номеров (сольных, Ансамблевых)

37.

Участие в конкурсе «Я люблю тебя, Россия» в ДДТ Петроградского района

2

2

Выступление с сольными номерами

38.

Участие в конкурсе «Минувших лет живая память» Академия талантов

2

2

Выступление с сольными номерами

39.

Участие в районном фестивале военно-патриотической песни «Дорога домой»

2

2

Выступление. Сольные номера дуэт

40.

Концерт ко Дню защитника Отечества

1

1

Исполнение сольных, ансамблевых и хоровых номеров

41.

Особенности вокального исполнения на эстраде в России и за рубежом

3

2

1

Слушание музыки,

анализ и проработка особенностей произведений, знакомство

с исполнителями и  с их манерой исполнения

42.

Подготовка к концерту, посвященному 8 Марта

4

4

Репетиция сольных, ансамблевых и хоровых номеров

43.

Концерт, посвященный 8 Марта

2

2

Выступление с сольными номерами, ансамблевыми и хоровыми

44.

Музыкальные особенности русской народной песни

3

1

2

Слушание музыки,

освоение репертуара

45.

«А капелла».

Исполнение русских народных мотивов без сопровождения.

Одноголосие и многоголосие

3

1

2

Исполнение мелодий на 2, на 3 голоса

46.

Ладовые особенности песен народов мира

3

2

1

Слушание песен

разных народов

мира, с последующей

дискуссией

47.

Межпредметные связи: вокал и сольфеджио

3

1

2

Анализ

48.

Развитие музыкального слуха и чувств ритма

3

1

2

Упражнения

49.

Освоение патриотического

репертуара

3

2

1

Слушание музыки,

анализ произведений,

проработка особенностей

50.

Космическая тематика в советской и

современной музыке

2

1

1

освоение репертуара

51.

Вокально-интонационная работа с репертуаром

5

1

4

Беседа, игра, творческие задания

52.

Репетиция концертных номеров к концерту, посвященному Дню Победы

5

5

Исполнение сольных, ансамблевых и хоровых номеров

53.

Концерт, посвященный к 75-летию Победы в великой отечественной Войне

1

1

Выступление с сольными номерами, ансамблевыми и хоровыми

54.

Разбор выступления. Ошибки и достоинства

1

1

Анализ, беседа

55.

Особенности прохождения мутационного периода

2

2

Беседа

56.

Правила работы над вокальным произведением. Подведение итогов

2

2

Беседа

Формирование контингента учащихся осуществляется на основе свободного набора детей.

Календарный учебный график

Год обучения

Дата начала

обучения по

программе

Дата

окончания

обучения по

программе

Всего

учебных

недель

Количество

учебных

часов

Режим

занятий

1-й

02.09.2019

22.05.2020

34

144

4 раза в

неделю

Содержание программы

«Музыкальный момент»

(144 часа)

Тема 1. Давайте познакомимся. Выявление творческих способностей у учащихся. (3ч)

Познакомить учащихся с правилами поведения в актовом зале, с обращением техническими средствами обучения, с реквизитом, с музыкальным инструментом (фортепиано). Рассказать о технике безопасности и правилах поведения на занятиях.

Объяснить специфику вокала, классификацию певческих голосов. Произвести прослушивание с целью определения индивидуальных способностей, голосовых навыков и вокальных возможностей всех воспитанников вокальной студии. Осуществляется проверка музыкальных способностей и данных детей (слух, чувство ритма, музыкальная память). Требуется выполнить творческое задание: повторить голосом сыгранную преподавателем мелодию, простучать ритмический рисунок.

 

На первом занятии педагог должен с мотивировать детей на систематическое занятие вокалом. Данные учебные занятия предназначены для последовательного формирования певческих и исполнительских навыков.   

 По результатам изучения курса, ученик должен научиться выражать свое отношение к искусству в жизни.

Тема 2. Распределение вокального репертуара по голосовым возможностям и умениям каждого ученика. (2ч)

Репертуар для каждого учащегося подбирается педагогом с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка, его вокальных данных. Программа предусматривает групповые и индивидуальные формы обучения. Предлагаемый репертуар должен обязательно нравиться ребенку, отвечать требованиям учебного заведения и подходить под тематические мероприятия.

Тема 3. Музыкальное искусство как способ формирования эстетического развития личности. (2ч)

Говорим о влияние музыкального искусства на формирование духовного мира личности.

В ходе беседы рассматриваются следующие вопросы. Что такое эстетический вкус? Эстетическое воспитание детей средствами музыкального искусства.

Для воспитания художественного восприятия у школьников существенное значение имеет использование приема сравнения при прослушивании музыки и побуждение их к оценке музыкальных произведений, выражение собственного отношения к их достоинствам и недостаткам. Постановка простейших вопросов, направленных на выяснение того, что детям нравится в том или ином произведении, какая музыкальная мелодия лучше, обостряет их восприятие и побуждает к оценочным суждениям. Так же в воспитании эстетического восприятия школьников необходимо широко использовать заучивание наизусть песен, демонстрацию репродукций картин лучших художников.

Тема 4. Мое отношение к здоровью. Что такое гигиена голоса. (2ч)

Голосовой аппарат очень чувствителен к неумелому пользованию им в сложных условиях публичного выступления, к эмоциональным, психическим и физическим перегрузкам. Поэтому необходимо знать и соблюдать несколько правил по уходу за природным инструментом, чтобы сохранить голос на максимально длительный срок.

Режим дня, питание, и т д.

Что делать при повышенных нагрузках на голос?

Как быть если перенапряг голосовые связки или сорвал голос.

Тема 5. Путь к мастерству. Методика освоения певческого дыхания. (2ч)

Умение дышать во время пения определяет силу и продолжительность вашего звучания. На уроке требуется разобрать, что такое певческое дыхание и почему оно так важно. Рассмотреть все типы дыхания. Подробно остановиться на диафрагмальном дыхании. Разобрать, что относится к основным задачам правильного певческого вдоха. Что такое опора.

Сделать 5-10 упражнений на постановку правильного вокального дыхания.

Тема 6. Пение на опоре. Что такое атака звука, ее виды. (3ч)

Сила и продолжительность голосового звука напрямую зависит от нашего дыхания или вернее сказать от выдоха. Следовательно, научившись умело и осознанно пользоваться дыханием, мы сможем управлять и контролировать вокальный процесс, а именно влиять на характер звучания, делая его отрывистым или связным, энергичным или вялым, выразительным или наоборот. Правильное певческое звукообразование и звукоизвлечение необходимо для развития вокальных навыков ребенка, и для достижения высокого уровня исполнительского мастерства.

Повторение правильного певческого дыхания. Рассмотреть упражнения для раскрытия гортани. Работа над посылом звука в резонаторы. Типы резонаторов. Что такое атака звука. Виды атак звука, влияние атаки на силу голоса.

Тема 7. Репетиция концертных номеров к концерту ко Дню учителя (4ч)

Каждый урок проходит по схеме:

  • Распевание. Упражнения на формирование правильной певческой позиции, звукообразования и звукоизвлечения. Вокализы. Упражнения на постановку певческого дыхания.
  • Исполнение самого номера, с остановками, замечанием, с обсуждение эмоционального настроя, динамики произведения.
  • Следить за чистотой интонирования у ученика, за способом звукообразования, звуковысотностью, за насыщенностью тембра обертонами, за вокальной позицией, звонкостью, полетностью звука, за горловым, носовым призвуком, дикцией.
  • Прогон целиком концертных номеров детей в образе, со сценическими движениями.
  • Работа с микрофоном, умение уверенно держаться на сцене
  • Провести небольшой аутотренинговый настрой перед выступлением.
  • Обговорить сценический образ для выступления (одежда, прическа, реквизит)

Тема 8. Концерт ко Дню учителя (1ч)

Распеть участников концерта на любимых, хорошо известных и лучше всего получающихся упражнениях и вокализах. Пройти музыкальные номера с каждым участником концерта. Психологически настроить выступающих. Дать время для переодевания в сценический образ. Само выступление.

Тема 9. Строение голосового аппарата. Звукообразование. (3ч)

Весь голосовой аппарат человека можно условно разделить на 3 части. Верхний отдел, средний, нижний. Рассмотреть каждый отдел в отдельности, где какой находится, из чего каждый состоит. Что такое «вокальная маска» и почему она так важна.

Какую роль играют строение частей мягкого и твердого неба в певческом звукообразовании и звукоизвлечении. Положение гортани. Упражнения для формирования умения удержать зев и глотку в «активно расширенном состоянии». Воздушный столб как основа процесса певческого звукообразования.

Гласные и согласные в певческом звукоизвлечении. Фонетический метод обучения вокалу. Структурно-функциональные механизмы формирования регистров певческого голоса. Распевки и упражнения.

Тема 10. Подбор и разбор репертуара к запланированным концертным мероприятиям по годовому графику. (4ч)

  • Каждое вокальное занятие начинается с распевок 5-10 мин.  Правильное распевание чрезвычайно важно для подготовки голосового аппарата к работе и для формирования навыка певческого звукообразования и звукоизвлечения.
  • Напомнить о правильном положении тела во время пения. Следить за положением головы, движениями рук.
  • Учить выполнять спокойный естественный вдох носом и долгий продолжительный выдох. Учить пользоваться эталонным диафрагматическо-межреберным дыханием. Учить петь на одном дыхании более длинные фразы, тянуть звук
  • Предложить на выбор ученикам произведения исходя из их вокальных возможностей, личного характера, возраста, актерских возможностей, их личных предпочтений. Прослушать материал, выделить трудные места, на которые особенно детям стоит обратить внимание.  
  • Проработать текст, как в художественной осмысленности (умение донести содержание произведения), так и с точки зрения четкости слова (дикции, артикуляция).
  • Обсудить динамику произведения, характер.
  • Разучивание текст песни, мелодию.
  • Учить петь чисто, естественным звуком. Артикулировать гласные в одной позиции. Согласные в упражнении произносить четко, внятно. Если в ансамбле, учить петь чисто и слаженно в унисон, с сопровождением и без сопровождения инструмента, фонограммы. Петь чистым естественным звуком, легко, нежно — звонко, мягко, правильно формировать гласные и произносить согласные звуки. Развивать головной резонатор.
  • Учить распределять дыхание на каждую фразу. Обратить внимание учащихся на ритмику песни. Воспитывать ритмическое, мелодическое мышление, развивать музыкальность учащихся. Учить чувствовать ритмическую пульсацию.
  • Учить чувствовать, эмоционально откликаться на характер произведения. Формировать раскрепощение певческого выдоха. Работать над эмоциональной выразительностью. Способствовать получению эстетического удовольствия от процесса пения.
  • Учить работе с микрофонами, учить держать их правильно у рта, параллельно полу. Учить не опускать вниз микрофоны, эмоционально передавать содержание детских песен. Добиваться четкого, выразительного исполнения песни с движениями, правильно работая с микрофоном.
  • Разобрать сценические движения (танец, проходки). Развивать образность движений. Двигаться в ритме с музыкой. Запоминать последовательность движений. Учить выполнять движения выразительно, показывая эмоциональное соответствие образу песни. Исполнять движения легко, эмоционально. Следить за выражением лиц учащихся. Учить передавать эмоциональное содержание песни до конца произведения.

Тема 11. Подготовка к концерту в ДДТ петроградского район (4ч)

Каждый урок проходит по схеме:

  • Распевание. Упражнения на формирование правильной певческой позиции, звукообразования и звукоизвлечения. Вокализы. Упражнения на постановку певческого дыхания.
  • Исполнение самого номера, с остановками, замечанием, с обсуждение эмоционального настроя, динамики произведения.
  • Следить за чистотой интонирования у ученика, за способом звукообразования, звуковысотностью, за насыщенностью тембра обертонами, за вокальной позицией, звонкостью, полетностью звука, за горловым, носовым призвуком, дикцией.
  • Прогон целиком концертных номеров детей в образе, со сценическими движениями.
  • Работа с микрофоном, умение уверенно держаться на сцене
  • Провести небольшой аутотренинговый настрой перед выступлением.
  • Обговорить сценический образ для выступления (одежда, прическа, реквизит)

Тема 12. Концерт-Фестиваль в ДДТ петроградского района (1ч)

Распеть участников концерта на любимых, хорошо известных и лучше всего получающихся упражнениях и вокализах. Пройти музыкальные номера с каждым участником концерта. Психологически настроить выступающих. Дать время для переодевания в сценический образ. Само выступление.

Тема 13. Обсуждение концертного выступления, разбор ошибок (1ч)

Прослушать вместе с учениками видеозаписи с концерта. Разобрать все недочеты, ошибки. Провести работу по устранению их. Сделать выводы для дальнейших выступлений.

Тема 14. Толерантность к себе (преодоление сценического волнения, воспитание психической устойчивости на выступлении). (3ч)

Проблема сценического волнения – одна из наиболее актуальных и жизненно важных для музыкантов-исполнителей.

На занятие произвести анализ концепций проявления тревоги в случаи боязни сцены. Разобрать какие существуют причины сценического волнения. Рассмотреть какие есть способы преодоления чувства волнения и паники перед выступлением. Вместе с учениками сделать упражнения и тренинги. А также поделать специальные дыхательные упражнения (разные варианты вдохов и выдохов) поскольку дыхательные упражнения — это не только замечательное успокоительное средство, но и позволят выступающему контролировать и свою нервную систему, и свое дыхание. Так как в вокале правильное дыхание – залог успешного выступления и большая доля успеха выступления зависит именно от него, очень важно от волнения его «не сбить», «не зажать» и «не запереть».

Тема 15. Продуманный имидж (выбор костюма для выступления). (2ч)


Сценический костюм: каким он должен быть, а каким – нет. Основная функция современного сценического костюма – знаковая. Рассмотреть роль и средства художественной выразительности сценического костюма.  Особенности эстрадного костюма. Неудачный сценический костюм вокалиста может «убить» его номер, а правильно подобранный, то есть соответствующий художественному образу исполняемого произведения, наоборот, «поднять». Сценические костюмы для вокальных ансамблей, хоровых коллективов должны быть выполнены в одном стиле, иначе состав не воспринимается целостно. Разобрать, что может мешать эмоциональному восприятию номером, как несоответствующий образ может отвлекать зрителя. Каким должен быть образ конкурсанта на большой сцене, чтобы выделяться среди других участником и быть узнаваемым. Какие существуют правила создания Художественно-выразительного образа костюма. Как влияет цветовая гамма, фасон, детали декора и т. д. на восприятие зрителем образа.

Тема 16. Особенности вокального исполнения джазовых произведений (3ч)

Разобрать отличительные характеристики джазового вокала. Джазовый вокал определяется индивидуальными качествами певца: сюда относятся джазовая манера исполнения, характерные вокальные тембры, уникальные тональные качества, джазовая фразировка, джазовая “атака”.  

Пение «фонемами» как важная отличительная черта джазового вокала.

Разобрать музыкальные жанры, направления и стили. Слушаем великие джазовые ансамбли, группы и исполнителей, анализируем и разбираем особенности исполнения.

Тема 17. Отработка номеров к конкурсу «СОЛО» Академия Талантов. (4ч)

Каждый урок проходит по схеме:

  • Распевание. Упражнения на формирование правильной певческой позиции, звукообразования и звукоизвлечения. Вокализы. Упражнения на постановку певческого дыхания.
  • Исполнение самого номера, с остановками, замечанием, с обсуждение эмоционального настроя, динамики произведения.
  • Следить за чистотой интонирования у ученика, за способом звукообразования, звуковысотностью, за насыщенностью тембра обертонами, за вокальной позицией, звонкостью, полетностью звука, за горловым, носовым призвуком, дикцией.
  • Прогон целиком концертных номеров детей в образе, со сценическими движениями.
  • Работа с микрофоном, умение уверенно держаться на сцене
  • Провести небольшой аутотренинговый настрой перед выступлением.
  • Обговорить сценический образ для выступления (одежда, прическа, реквизит)

Тема 18. Городской конкурс вокального творчества «СОЛО» Академия талантов. (1ч)

Распеть участников концерта на любимых, хорошо известных и лучше всего получающихся упражнениях и вокализах. Пройти музыкальные номера с каждым участником концерта. Психологически настроить выступающих. Дать время для переодевания в сценический образ. Само выступление.

Тема 19. Обсуждение концертного выступления, разбор ошибок (1ч)

Прослушать вместе с учениками видеозаписи с концерта. Разобрать все недочеты, ошибки. Провести работу по устранению их. Сделать выводы для дальнейших выступлений.

Тема 20. Репетиция концерта, посвященного ко Дню Матери. (4ч)

Каждый урок проходит по схеме:

  • Распевание. Упражнения на формирование правильной певческой позиции, звукообразования и звукоизвлечения. Вокализы. Упражнения на постановку певческого дыхания.
  • Исполнение самого номера, с остановками, замечанием, с обсуждение эмоционального настроя, динамики произведения.
  • Следить за чистотой интонирования у ученика, за способом звукообразования, звуковысотностью, за насыщенностью тембра обертонами, за вокальной позицией, звонкостью, полетностью звука, за горловым, носовым призвуком, дикцией.
  • Прогон целиком концертных номеров детей в образе, со сценическими движениями.
  • Работа с микрофоном, умение уверенно держаться на сцене
  • Провести небольшой аутотренинговый настрой перед выступлением.
  • Обговорить сценический образ для выступления (одежда, прическа, реквизит)

Тема 21. Концерт, посвященный Дню Матери. (1ч)

Распеть участников концерта на любимых, хорошо известных и лучше всего получающихся упражнениях и вокализах. Пройти музыкальные номера с каждым участником концерта. Психологически настроить выступающих. Дать время для переодевания в сценический образ. Само выступление.

Тема 22. Работа над подвижностью и гибкостью голоса. Расширение диапазона (3ч)


      Разучивать упражнения на развитие двигательной активности. Знакомство с упражнениями на развитие координации движений. Выполнять упражнения на развитие устойчивости. В работе с репертуаром разучивание основных движений композиций, разучивание комбинаций движений. Отработка номеров. Закрепление формы композиции.

Учить петь естественным звуком, сохраняя индивидуальность тембра, на всём диапазоне ровным по тембру звуком. Формировать пение вокальной фразы в одном акустическом объеме на едином движении дыхания. Артикулировать гласные в одной позиции. Согласные в упражнении произносить четко, внятно.

Тема 23. Джазовые приемы (2ч)

На занятии учимся чисто интонировать джазовые упражнения, соблюдая стиль, ритм, звукообразование. Сформировать стереотип координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса. Развить преодоление мышечных зажимов, гибкость и подвижность мягкого нёба, научить использовать при пении мягкую атаку звука. Учить петь чистым естественным звуком, легко, нежно — звонко, мягко, правильно формировать гласные и произносить согласные звуки. Формировать раскрепощение певческого выдоха.

Способствовать устранению мышечных зажимов через пластическую раскрепощенность и двигательную активность. Учить распределять дыхание на каждую фразу. Обратить внимание учащихся на ритмику и стилистику репертуара. Воспитывать хорошее ритмическое, мелодическое и гармоническое мышление, развивая музыкальность учащихся. Учить чувствовать ритмическую пульсацию.

Учить эмоционально откликаться на характер произведения. Формировать раскрепощение певческого выдоха. Работать над нахождением и становлением сценического образа. Способствовать получению эстетического удовольствия от процесса пения.

Тема 24. Приемы и техники в вокале (3ч)

Познакомить учащихся с основными приемами в вокале: расщепление, драйв, субтон, мелизмы, слайд, обертоновое пение, глиссандо, фальцет, йодль, штробас, микст, вибрато. Послушать примеры, как эти приемы используют знаменитые певцы в разных произведениях, поделать упражнения на закрепление навыков.

Тема 25. Работа над дикцией. Основы декламации (сцен.речь) (3ч)

Эталонному звучанию выговор звука и ноты обуславливает в процессе певческого звукообразования больше ясности и силы, чем все остальное. Упражнения для формирования и совершенствования артикуляционных навыков. Каждое занятие, каждый урок необходимо начинать с «зарядки для языка». Эти упражнения не предполагают использования певческого дыхания, звукообразования и звукоизвлечения.

Очень продуктивным способом формирования и совершенствования навыка хорошей дикции и артикуляции являются скороговорки.

Хороший результат дает такое упражнение по перечислению согласных, как «С.К.П.Т.Х.Ц.Ч.Ш.Щ» («ЭС.КА. ПЭ, ТЭ, ХА, ЦЭ.ЧЕ.ША.ЩА»). Это упражнение можно проговаривать с различной силой и динамикой голоса – шепотом, ускоряя или замедляя темп, и даже совсем без голоса, с помощью только шумов.

Речевые игры, артикуляционная гимнастика, упражнения для тренировки мышц глотки, упражнения для нижней челюсти. Гимнастика языка, губ, логоритмические упражнения.

Тема 26. Подготовка к Новогоднему спектаклю. (4ч)

  • Каждое вокальное занятие начинается с распевок 5-10 мин.  Правильное распевание чрезвычайно важно для подготовки голосового аппарата к работе и для формирования навыка певческого звукообразования и звукоизвлечения.
  • Напомнить о правильном положении тела во время пения. Следить за положением головы, движениями рук.
  • Учить выполнять спокойный естественный вдох носом и долгий продолжительный выдох. Учить пользоваться эталонным диафрагматическо-межреберным дыханием. Учить петь на одном дыхании более длинные фразы, тянуть звук
  • Предложить на выбор ученикам произведения исходя из их вокальных возможностей, личного характера, возраста, актерских возможностей, их личных предпочтений. Прослушать материал, выделить трудные места, на которые особенно детям стоит обратить внимание.  
  • Проработать текст, как в художественной осмысленности (умение донести содержание произведения), так и с точки зрения четкости слова (дикции, артикуляция).
  • Обсудить динамику произведения, характер.
  • Разучивание текст песни, мелодию.
  • Учить петь чисто, естественным звуком. Артикулировать гласные в одной позиции. Согласные в упражнении произносить четко, внятно. Если в ансамбле учить петь чисто и слаженно в унисон с сопровождением и без сопровождения инструмента, фонограммы. Петь чистым естественным звуком, легко, нежно — звонко, мягко, правильно формировать гласные и произносить согласные звуки. Развивать головной резонатор.
  • Учить распределять дыхание на каждую фразу. Обратить внимание учащихся на ритмику песни. Воспитывать ритмическое, мелодическое мышление, развивать музыкальность учащихся. Учить чувствовать ритмическую пульсацию.
  • Учить чувствовать, эмоционально откликаться на характер произведения. Формировать раскрепощение певческого выдоха. Работать над эмоциональной выразительностью. Способствовать получению эстетического удовольствия от процесса пения.
  • Учить работе с микрофонами, учить держать их правильно у рта, параллельно полу. Учить не опускать вниз микрофоны, эмоционально передавать содержание детских песен. Добиваться четкого, выразительного исполнения песни с движениями, правильно работая с микрофоном.
  • Разобрать сценические движения (танец, проходки, сценки). Развивать образность движений. Двигаться в ритме с музыкой. Запоминать последовательность движений. Учить выполнять движения выразительно, показывая эмоциональное соответствие образу песни. Исполнять движения легко, эмоционально. Следить за выражением лиц учащихся. Учить передавать эмоциональное содержание песни до конца произведения.

Тема 27. Показ Новогоднего спектакля. (2ч)

Распеть участников концерта на любимых, хорошо известных и лучше всего получающихся упражнениях и вокализах. Пройти музыкальные номера с каждым участником концерта. Психологически настроить выступающих. Дать время для переодевания в сценический образ. Само выступление.

Тема 28. Организационное занятие. Подготовка к конкурсу. Требования. Разбор репертуара (2ч)

  • Каждое вокальное занятие начинается с распевок 5-10 мин.  Правильное распевание чрезвычайно важно для подготовки голосового аппарата к работе и для формирования навыка певческого звукообразования и звукоизвлечения.
  • Напомнить о правильном положении тела во время пения. Следить за положением головы, движениями рук.
  • Учить выполнять спокойный естественный вдох носом и долгий продолжительный выдох. Учить пользоваться эталонным диафрагматическо-межреберным дыханием. Учить петь на одном дыхании более длинные фразы, тянуть звук
  • Предложить на выбор ученикам произведения исходя из их вокальных возможностей, личного характера, возраста, актерских возможностей, их личных предпочтений. Прослушать материал, выделить трудные места, на которые особенно детям стоит обратить внимание.  
  • Проработать текст, как в художественной осмысленности (умение донести содержание произведения), так и с точки зрения четкости слова (дикции, артикуляция).
  • Обсудить динамику произведения, характер.
  • Разучивание текст песни, мелодию.
  • Учить петь чисто, естественным звуком. Артикулировать гласные в одной позиции. Согласные в упражнении произносить четко, внятно. Если в ансамбле учить петь чисто и слаженно в унисон с сопровождением и без сопровождения инструмента, фонограммы. Петь чистым естественным звуком, легко, нежно — звонко, мягко, правильно формировать гласные и произносить согласные звуки. Развивать головной резонатор.
  • Учить распределять дыхание на каждую фразу. Обратить внимание учащихся на ритмику песни. Воспитывать ритмическое, мелодическое мышление, развивать музыкальность учащихся. Учить чувствовать ритмическую пульсацию.
  • Учить чувствовать, эмоционально откликаться на характер произведения. Формировать раскрепощение певческого выдоха. Работать над эмоциональной выразительностью. Способствовать получению эстетического удовольствия от процесса пения.
  • Учить работе с микрофонами, учить держать их правильно у рта, параллельно полу. Учить не опускать вниз микрофоны, эмоционально передавать содержание детских песен. Добиваться четкого, выразительного исполнения песни с движениями, правильно работая с микрофоном.
  • Разобрать сценические движения (танец, проходки). Развивать образность движений. Двигаться в ритме с музыкой. Запоминать последовательность движений. Учить выполнять движения выразительно, показывая эмоциональное соответствие образу песни. Исполнять движения легко, эмоционально. Следить за выражением лиц учащихся. Учить передавать эмоциональное содержание песни до конца произведения.

Тема 29. Сравнительная характеристика Оперы и Рок-оперы в соответствии со стилистическими и жанровыми особенностями. (4ч)

Разобрать каждый жанр в отдельности. Возникновение, определение, развитие, строение каждого жанра. Познакомиться с яркими представителями оперного искусства и рок-оперы (великими композиторами и их произведениями), познакомиться с либретто, героями, с яркими темами.  Научиться слушать и анализировать музыкальные произведения, наблюдать в музыкальных произведениях, примеряя содружества нескольких видов искусства, получать возможности развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки, разучивание тем из рок-оперы.

Тема 30. Искусство перевоплощения (освоение актерского мастерства, раскрепощение, культура сценического поведения). (3ч)

Учить раскрывать драматургию произведения, показывать осмысленность исполнения. Учить общаться со зрительской аудиторией. Игры (перевоплощение в любую личность), упражнения, тренинги, творческие задания.

Тема 31. Освоение актерского мастерства (координация Движения). (3ч)

Развивать образность движений. Двигаться в ритме с музыкой. Запоминать последовательность движений. Исполнять движения легко, эмоционально. Учить выполнять движения выразительно, показывая эмоциональное соответствие образу композиции. Следить за выражением лиц учащихся. Учить передавать эмоциональное содержание песни до конца произведения.

Тема 32. Подготовка ко Дню снятия блокады Ленинграда. Песни военных лет. (3ч)

  • Каждое вокальное занятие начинается с распевок 5-10 мин.  Правильное распевание чрезвычайно важно для подготовки голосового аппарата к работе и для формирования навыка певческого звукообразования и звукоизвлечения.
  • Напомнить о правильном положении тела во время пения. Следить за положением головы, движениями рук.
  • Учить выполнять спокойный естественный вдох носом и долгий продолжительный выдох. Учить пользоваться эталонным диафрагматическо-межреберным дыханием. Учить петь на одном дыхании более длинные фразы, тянуть звук
  • Предложить на выбор ученикам произведения исходя из их вокальных возможностей, личного характера, возраста, актерских возможностей, их личных предпочтений. Прослушать материал, выделить трудные места, на которые особенно детям стоит обратить внимание.  
  • Проработать текст, как в художественной осмысленности (умение донести содержание произведения), так и с точки зрения четкости слова (дикции, артикуляция).
  • Обсудить динамику произведения, характер.
  • Разучивание текст песни, мелодию.
  • Учить петь чисто, естественным звуком. Артикулировать гласные в одной позиции. Согласные в упражнении произносить четко, внятно. Если в ансамбле учить петь чисто и слаженно в унисон с сопровождением и без сопровождения инструмента, фонограммы. Петь чистым естественным звуком, легко, нежно — звонко, мягко, правильно формировать гласные и произносить согласные звуки. Развивать головной резонатор.
  • Учить распределять дыхание на каждую фразу. Обратить внимание учащихся на ритмику песни. Воспитывать ритмическое, мелодическое мышление, развивать музыкальность учащихся. Учить чувствовать ритмическую пульсацию.
  • Учить чувствовать, эмоционально откликаться на характер произведения. Формировать раскрепощение певческого выдоха. Работать над эмоциональной выразительностью. Способствовать получению эстетического удовольствия от процесса пения.
  • Учить работе с микрофонами, учить держать их правильно у рта, параллельно полу. Учить не опускать вниз микрофоны, эмоционально передавать содержание детских песен. Добиваться четкого, выразительного исполнения песни с движениями, правильно работая с микрофоном.
  • Разобрать сценические движения (танец, проходки). Развивать образность движений. Двигаться в ритме с музыкой. Запоминать последовательность движений. Учить выполнять движения выразительно, показывая эмоциональное соответствие образу песни. Исполнять движения легко, эмоционально. Следить за выражением лиц учащихся. Учить передавать эмоциональное содержание песни до конца произведения.

Тема 33. Исполнение песен военных лет. Работа над голосом, над образом. (2ч)

Каждый урок проходит по схеме:

  • Распевание. Упражнения на формирование правильной певческой позиции, звукообразования и звукоизвлечения. Вокализы. Упражнения на постановку певческого дыхания.
  • Исполнение самого номера, с остановками, замечаниями, с обсуждение эмоционального настроя, динамики произведения.
  • Следить за чистотой интонирования у ученика, за способом звукообразования, звуковысотностью, за насыщенностью тембра обертонами, за вокальной позицией, звонкостью, полетностью звука, за горловым, носовым призвуком, дикцией.
  • Прогон целиком концертных номеров детей в образе, со сценическими движениями.
  • Работа с микрофоном, умение уверенно держаться на сцене
  • Провести небольшой аутотренинговый настрой перед выступлением.
  • Обговорить сценический образ для выступления (одежда, прическа, реквизит)

Тема 34. Концерт, посвященный ко Дню снятия Блокады Ленинграда. (1ч)

Распеть участников концерта на любимых, хорошо известных и лучше всего получающихся упражнениях и вокализах. Пройти музыкальные номера с каждым участником концерта. Психологически настроить выступающих. Дать время для переодевания в сценический образ. Само выступление.

Тема 35. Разбор выступления. Ошибки и достоинства. (2ч)

Прослушать вместе с учениками видеозаписи с концерта. Разобрать все недочеты, ошибки. Провести работу по устранению их. Сделать выводы для дальнейших выступлений.

Тема 36. Подготовка к конкурсным мероприятиям и к концерту, посвященному Дню защитника отечества. (4ч)

Каждый урок проходит по схеме:

  • Распевание. Упражнения на формирование правильной певческой позиции, звукообразования и звукоизвлечения. Вокализы. Упражнения на постановку певческого дыхания.
  • Исполнение самого номера, с остановками, замечанием, с обсуждение эмоционального настроя, динамики произведения.
  • Следить за чистотой интонирования у ученика, за способом звукообразования, звуковысотностью, за насыщенностью тембра обертонами, за вокальной позицией, звонкостью, полетностью звука, за горловым, носовым призвуком, дикцией.
  • Прогон целиком концертных номеров детей в образе, со сценическими движениями.
  • Работа с микрофоном, умение уверенно держаться на сцене
  • Провести небольшой аутотренинговый настрой перед выступлением.
  • Обговорить сценический образ для выступления (одежда, прическа, реквизит)

Тема 37. Участие в конкурсе «Я люблю тебя Россия» в ДДТ петроградского района. (2ч)

Распеть участников концерта на любимых, хорошо известных и лучше всего получающихся упражнениях и вокализах. Пройти музыкальные номера с каждым участником концерта. Психологически настроить выступающих. Дать время для переодевания в сценический образ. Само выступление.

Тема 38. Участие в конкурсе «Минувших лет живая память» Академия талантов. (2ч)

Распеть участников концерта на любимых, хорошо известных и лучше всего получающихся упражнениях и вокализах. Пройти музыкальные номера с каждым участником концерта. Психологически настроить выступающих. Дать время для переодевания в сценический образ. Само выступление.

Тема 39. Участие в районном фестивале военно-патриотической песни «Дорога домой». (2ч)

Распеть участников концерта на любимых, хорошо известных и лучше всего получающихся упражнениях и вокализах. Пройти музыкальные номера с каждым участником концерта. Психологически настроить выступающих. Дать время для переодевания в сценический образ. Само выступление.

Тема 40. Концерт ко Дню защитника отечества. (1ч)

Распеть участников концерта на любимых, хорошо известных и лучше всего получающихся упражнениях и вокализах. Пройти музыкальные номера с каждым участником концерта. Психологически настроить выступающих. Дать время для переодевания в сценический образ. Само выступление.

Тема 41. Особенности вокального исполнения на эстраде в России и за рубежом.  (3ч)

Знакомство с яркими русскими и зарубежными исполнителями. Слушание музыки, проработка особенностей произведений. Анализ. Беседа.  Разобрать жанровые особенности, отличительные черты, манеру исполнения. Проанализировать приемы и техники, индивидуальные особенности певцов, характер исполнения.

Выбрать каждому участнику понравившееся произведение. Разобрать и подготовить для концертного исполнения.

Тема 42. Подготовка к концерту, посвященному 8 Марта. (4ч)

Каждый урок проходит по схеме:

  • Распевание. Упражнения на формирование правильной певческой позиции, звукообразования и звукоизвлечения. Вокализы. Упражнения на постановку певческого дыхания.
  • Исполнение самого номера, с остановками, замечанием, с обсуждение эмоционального настроя, динамики произведения.
  • Следить за чистотой интонирования у ученика, за способом звукообразования, звуковысотностью, за насыщенностью тембра обертонами, за вокальной позицией, звонкостью, полетностью звука, за горловым, носовым призвуком, дикцией.
  • Прогон целиком концертных номеров детей в образе, со сценическими движениями.
  • Работа с микрофоном, умение уверенно держаться на сцене
  • Провести небольшой аутотренинговый настрой перед выступлением.
  • Обговорить сценический образ для выступления (одежда, прическа, реквизит)

Тема 43. Концерт, посвященный 8 Марта. (2ч)

Распеть участников концерта на любимых, хорошо известных и лучше всего получающихся упражнениях и вокализах. Пройти музыкальные номера с каждым участником концерта. Психологически настроить выступающих. Дать время для переодевания в сценический образ. Само выступление.

Тема 44. Музыкальные особенности русской народной песни. (3ч)

Жанровые разнообразия русской народной песни (лирические, протяжные, былины, хороводные, обрядовые, частушки и др.), особенности музыкального языка. Характерные черты разных жанров народной музыки.

 Интонационное родство музыки русских композиторов с народным музыкальным фольклором. Общность тем, приемов развития, сюжетов, образов. Слушание музыки, освоение репертуара.

Тема 45. «А капелла».  Исполнение русских народных мотивов без сопровождения. Одноголосие и многоголосие. (3ч)

Знакомство навыка пения «А капелло». Творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации. Побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения.

Исполнение русских народных мотивов без сопровождения.

Что такое канон. Пробовать петь простые фразы на несколько голосов. Умение уверенно держать свою партию, чистое интонирование. Петь канонические упражнения.

 

Тема 46. Ладовые особенности песен народов мира. (3ч)

Рассмотреть специфику и отличительные черты фольклора разных народов мира. Сравнить характеристики по важным аспектам, которые влияют на характер произведения, мелизмы, особенности языка (национальное мышление, историческая и генетическая память, народные традиции). Посмотреть отличия с точки зрения ладового строения, звуковысотной структуры, колористической, темброво-фонической. Рассмотреть особенности гармонии и мелодики. Послушать яркие примеры.

Выбрать каждому участнику понравившееся произведение.  Разобрать и подготовить для концертного исполнения.

Тема 47. Межпредметные связи: вокал и сольфеджио. (3ч)

Рассмотреть почему сольфеджио так необходимо для профессионального владения вокалом. Какие существуют межпредметные связи. На занятие дети учатся пропевать ноты, интервалы, разучивают простые песенки, изучают нотную грамоту, развивают чувство метроритма, расширяют музыкальный кругозор.  Работают над звуком, над развитием диапазона, изучают различные вокальные приемы.

Учить детей петь сольно, в дуэте и хоре. Занятие развивает у ребенка образное мышление, развивает певческий слух и интонацию (чистое пение).

Тема 48. Развитие музыкального слуха и чувств ритма. (3ч)

Активный слух включает в себя умение управлять голосовым аппаратом для формирования звука нужной высоты. Развитие мелодического и гармонического слуха. Воспитание ладового чувства.

Для развития интонационной точности и ровности звуковедения скачкообразные упражнения целесообразно сочетать с примерами поступательного движения в том же интервальном диапазоне, но в разных штрихах и с разными выразительными задачами.

При правильной тренировке все проявления музыкального слуха могут быть развиты в высокой степени, с большей лёгкостью и полнотой при обучении с детства. Использование гармонических распевок, пение канонов на каждом занятии, а капельные фразы.

Для организации работы по освоению равномерной пульсации необходимо включать в ритмичные движения все части тела, начиная от крупных движений корпуса до небольших движений пальцев. Двигательное воплощение паузы помогает осознать её размер и значение. Упражнения.

Тема 49. Освоение патриотического репертуара. (3ч)

Прослушать песни военных лет в исполнении великих артистов. Содействовать повышению интереса детей к отечественной культуре.  Пропагандировать средствами музыкально-художественной выразительности героическую и трудовую славу Родины, ее историю и достижения современности. Воспитывать у подрастающего поколения чувство любви к родной Земле, уважение к памяти ее защитников. Пропагандировать лучшие образцы патриотической песни.

 Анализ военных песен. Выбрать каждому ученику понравившееся ему произведение. Распределить по номерам: сольным, ансамблевым, хоровым.

Тема 50. Космическая тематика в советской и современной музыке. (2ч)

Послушать песни, которые были посвящены этой теме. Выбрать для себя понравившееся произведение, разобрать и подготовить для концертного исполнения.

Тема 51. Вокально-интонационная работа с репертуаром. (5ч)

Учить петь осмысленно и художественно выразительно, чисто интонируя мелодию. Продолжить развивать подвижность артикуляционного аппарата, расширять звуковысотный диапазон. Упражнения на развитие слуха, чувства ритма. Вокальные упражнения.

Отдельная проработка трудных мест в произведении, работа над чистой интонацией, отработка отдельных фраз.

Обсуждение произведения по вопросам: Где находится в песне смысловая кульминация?  Какими средствами она достигается?

Чем отличаются интонации припева и куплета? Какими исполнительскими средствами необходимо подчеркнуть этот контраст?

Тема 52. Репетиция концертных номеров к концерту, посвященному Дню Победы. (5ч)

Каждый урок проходит по схеме:

  • Распевание. Упражнения на формирование правильной певческой позиции, звукообразования и звукоизвлечения. Вокализы. Упражнения на постановку певческого дыхания.
  • Исполнение самого номера, с остановками, замечанием, с обсуждение эмоционального настроя, динамики произведения.
  • Следить за чистотой интонирования у ученика, за способом звукообразования, звуковысотностью, за насыщенностью тембра обертонами, за вокальной позицией, звонкостью, полетностью звука, за горловым, носовым призвуком, дикцией.
  • Прогон целиком концертных номеров детей в образе, со сценическими движениями.
  • Работа с микрофоном, умение уверенно держаться на сцене
  • Провести небольшой аутотренинговый настрой перед выступлением.
  • Обговорить сценический образ для выступления (одежда, прическа, реквизит)

Тема 53. Концерт, посвященный к 75-летию Победы в великой отечественной Войне. (1ч)

Распеть участников концерта на любимых, хорошо известных и лучше всего получающихся упражнениях и вокализах. Пройти музыкальные номера с каждым участником концерта. Психологически настроить выступающих. Дать время для переодевания в сценический образ. Само выступление.

Тема 54. Разбор выступления. Ошибки и достоинства. (1ч)

Прослушать вместе с учениками видеозаписи с концерта. Разобрать все недочеты, ошибки. Провести работу по устранению их. Сделать выводы для дальнейших выступлений.

Тема 55. Особенности прохождения мутационного периода. (2ч)

После 10–12 лет формирование голоса достигает активной фазы. В это время грудная клетка расширяется, голос постепенно начинает приобретать своё взрослое звучание. Наступает первый этап переходного возраста, у некоторых детей (особенно мальчиков) – мутационный или предмутационный период. В это время диапазон голоса начинает расширяться в различные стороны. У высоких голосов могут стать более яркими и выразительными фальцетные ноты, у низких диапазон может нижний участок диапазона окажется ниже на кварту или квинту.

Разобрать что такое мутационный период, предмутационный период, в каком возрасте он происходит. Как уберечь свой голос от травм, последствия пения в мутационный период.

Тема 56. Правила работы над вокальным произведением. Подведение итогов. (2ч)

Ребенок должен знать четкий алгоритм, отработанный на уроках в течение года, как происходит работа над новым вокальным произведением. Проговорить по каждому пункту с детьми. Отдельно остановиться на сложностях и на что особенно они должны обращать свое внимание. Повторение ранее изученных произведений.

Оценочные критерии

Итоговая отчетность всех занятий, участие во всех тематических школьных мероприятиях, конкурсах и фестивалях.  Выступление с сольными, ансамблевыми и хоровыми номерами.

Проявление своих вокальных навыков, актерских умений, способность уверенно держаться на сцене, работа с микрофоном, взаимодействие с другими участниками (ансамбль, хор), способность на выступлении максимально выносить проделанную работу в классе.

Контрольно-измерительные материалы

Необходимым условием проведения занятий является наличие в учебной

аудитории музыкального инструмента (фортепиано). Компьютер, для постоянной возможности выхода в Интернет для организации поиска вокальных произведений, нот, минусовок.

Возможность воспроизводить звук через колонки. Микрофоны для практической работы учащихся.  Возможность распечатывать детям тексты песен и другую важную информацию в рамках данного курса.

Список используемой литературы

  1. Лиев Ю. Б. Настольная книга учителя-музыканта. М.: Просвещение, – 2000 – 235 с.
  2. Аникеева 3. П., Аникеев Ф. М. «Как развить певческий голос». Кишинев.: «Штиинца», 1981 – 124с
  3. Багадуров В. Вокальное воспитание детей / В. Багадуров. - М.: Музыка, 2002. – 357 с.
  4. Белоус Е.В. «Развитие творческой индивидуальности школьников средствами вокального искусства» [Электронный ресурс]: - Центр гражданского образования «Восхождение» 2013 - Режим доступа: civiledu.ru/wp-content/uploads
  5. Белоброва Е.Ю. Описание стандартных упражнений для развития вокальной техники [Электронный ресурс]: Е.Ю. Белоброва. - Tulamusic 2005 - 2007 – Режим доступа: http://www.rockvocal.com
  6. Варламов А.Е. Полная школа пения.: учеб. пособие, 3-е изд. // СПб.: Лань, 2008. – 120 с.
  7. Венгрус Л.А. Пение и «фундамент музыкальности»: Монография. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000.
  8. Вербов А.М. «Техника постановки голоса», С-П., 1931
  9. Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте». Л.С. Выготский М.: Просвещение, 1991г.-265с.
  10. Гейнрихс И.П. Музыкальный слух и его развитие. - М., 1978г.-253 с
  11. Глушенков В.Г. Особенности развития детского голоса [Электронный ресурс]: - Глушенков В.Г. Курсовая работа. Иркутск 2003- Режим доступа: http://www.5rik.ru/
  12. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства метод. пособие / Н.Б.Гонтаренко. –Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 155 с.
  13. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики Л.Б. Дмитриев. – М.: Музыка, 2007. – 368 с.
  14. Добровольская Н., Орлова Н. Что надо знать учителю о детском голосе. - М.: Музыка, 1972. - С.5, 8.
  15.  Дубогрызова Г.Н. Практические занятия по курсу «Методика организации педагогического процесса по музыкальному воспитанию дошкольников». - Армавир, 1999.
  16. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. [Электронный ресурс]:
  17. Л.Д. Лебедева. Реферат Спб.: Речь, 2003. – 256с – Режим доступа: http://www.bestreferat.ru/referat-411365.html
  18. Менабени, А.Г. Методика обучению сольному пению А.Г. Менабени. – М.: Просвещение, 1987. – 93 с.
  19. .Можгина С.З. Влияние музыки на формирование личности ребенка [Электронный ресурс]: - С.З. Можгина «Влияние музыки на формирование личности ребенка» Курсовая работа. Казань 2007 – Режим доступа: http://referatwork.ru/refs/source/ref-89656.html
  20. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению Г.П. Стулова. - М.: Прометей МПГУ им. В.И. Ленина, 1992. – 270 с.
  21. Сухомлинский В.А. О воспитании В.А. Сухомлинский. - М.: Школьная пресса, 2003 – 192 с.
  22. Тарасенко А. Л.. Курсовая работа: Вокальное развитие детей младшего школьного возраста в процессе вокальных упражнений в условиях центра детского творчества [Электронный ресурс]: Реферат А.Л. Тарасенко - Екатеринбург, 2010г – Режим доступа-.text.tr200.biz›referat_pedagogika/
  23. Тарасенко А. Л.  Дипломная работа: Развитие вокально-хоровых навыков учащихся общеобразовательной школы на уроках [Электронный ресурс]: Диплом – А.Л. Тарасенко- СПб.: РГПУ им. Герцена, - 2008 - Режим доступа-.http://www.5rik.ru/better/article-211162.htm
  24. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей: избр. труды / Б.М. Теплов. - М.: Педагогика, 1985. Т. 1. -330 с.
  25. Теплов Б.М. Способности и одаренность. // В кн. «Проблемы индивидуальных различий». - М.: «АПН РСФСР», 1961г.- С. 67-94.
  26. Цыпин, Г.М. Психология музыкальной деятельности: теория и практика Д.К. Кирнарская, Н.И. Киященко, К.В. Тарасова и др.; Под ред. Г.М. Цыпина. – М.: Академия, 2003. – 368 с.
  27. Шацкая В.Н. Детский голос. / Под ред. В.Н. Шацкой. М.: Педагогика, 1970. 336 с.
  28. Юшманов В.И. Вокальная техника и её парадоксы. Изд. второе. - СПб.: Издательство ДЕАН, 2002. - 128 с.
  29. Энциклопедия юного музыканта [Текст]. - Санкт-Петербург: Золотой век, 1996. – 576 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»

Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»

Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...

«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Фольклор в школе» объединения Фольклорный ансамбль «Коляда» и «Девичье поле»

Программа «Фольклор в школе», является модифицированной общеразвивающей программой, которая составлена на основе типовых программ дополнительного образования детей по фольклору: «Народное пение» Науме...

Анализ апробации дополнительной общеобразовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Макетирование»

Анализ апробации дополнительной общеобразовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Макетирование» за 2017-2018 учебный год в соответствии с приказом № 24(а) по МБУ ДО ДДТ о...