Конспект занятия по шахматам "Окончания"
план-конспект на тему

Чикмарёва Алёна Валерьевна

Раздел программы:Эндшпиль

Тема занятия:«Окончания»

Тип занятия: Изучение нового материала

Цель занятия:Знакомство с различными видами эндшпиля

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chikmareva_2_god_okonchaniya.docx21.53 КБ

Предварительный просмотр:

МБУДО «Центр развития творчества детей и юношества» г.Нерюнгри

Педагог: Чикмарёва Алёна Валерьевна

Должность: педагог дополнительного образования, МБУДО «ЦРТДиЮ»

Объединение: «Спортландия»

Название образовательной программы: «Юный шахматист»

Год обучения: 2-ой

Раздел программы: Эндшпиль

Тема занятия: «Окончания»

Тип занятия: Изучение нового материала

Цель занятия: Знакомство с различными видами эндшпиля

Задачи:

  1. Предметные:

знакомство с различными видами эндшпиля

  1. Метапредметные:

развитие мыслительных способностей, особенно умение детей самостоятельно логически мыслить, делать выводы.

  1. Личностные:
    воспитание морально-волевых качеств.

Методы и приемы: словесный, наглядный, практический, демонстрационный.

Ход занятия:

1.Организационный момент:

Приветствие. Перекличка. Вступительное слово. Проверка готовности участников к занятию: наличие шахматного набора и тетради.

2.Проверка и закрепление терминов, изученных ранее, знакомство с новыми:

На прошлом занятии мы говорили о 3 этапах игры

- Давайте вспомним их, и чем они характеризуются  (ответ ребят).

Дебют, миттельшпиль, эндшпиль.

3. Постановка целей занятия:

        Объявление темы, цели и задач.

Тема: Окончания

Цель: Знакомство с различными видами эндшпиля

4. Организация творческой среды для восприятия новой информации:

Учащиеся снимают шахматные фигуры с доски для выполнения шахматных задач.

Знакомство с 7 ошибками шахматиста.

5. Основная часть занятия:

Сегодня я хотела бы вас познакомить с шахматными окончаниями:

Эндшпиль — заключительный этап шахматной партии.

Три варианта окончания: победа присуждается 1 очко, ничья присуждается 0,5 очков, поражение присуждается 0 очков.

Именно в эндшпиле происходит конец игры.

В начале и середине игры фигуры, как правило, намного полезнее пешек при атаке на вражеского короля и для достижения позиционного перевеса. Однако пешки очень важны в окончании.

Когда на доске остается мало фигур, пешке намного легче превратиться в ферзя. Например, если у черных остались король и слон, а у белых - король и три пешки, то формально силы сторон равны.

На самом деле шансы на победу имеют только белые. Черным остается лишь надеяться на ничью.

На данной позиции белые, имея две пешки против слона, легко выигрывают. Им достаточно пожертвовать одну из своих пешек, чтобы провести вторую в ферзя.

Ферзь против пешки

Ферзь неизмеримо сильнее пешки, и игрок, имеющий ферзя, обычно легко выигрывает.

Но если пешке до превращения в ферзя остался лишь один ход, и рядом с ней нет короля соперника?

Белые Кр а1, Ф d1 черные Крe2, пешка d2

6. Проверка домашнего задания

Софронов Айсиэн - линейный мат и "поцелуй смерти"

Абабков Роман - пат

Кропотов Владислав - троекратное повторение

Никифоров Данил - вечный шах

Соколовская Анастасия - мат в три хода

7. Закреплениепройденного на занятии:

Решение шахматных задач на компьютере в программе Cheesmaster 10 различные окончания.        

8.  Рефлексия

- Молодцы! хорошо сегодня поработали, а как вы себя оцениваете, педагога?

9. Домашняя работа        

Шахматные задачи на мат в один ход.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно-развивающих логопедических занятиях с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи. Конспект занятия.

Совершенствование методов обучения в Новых Стандартах Образования предусматривает всестороннее развитие творческой активности учащихся, повышение их самостоятельности. В связи с этим большое значение ...

План -конспект занятия "Введение в образовательную программу". Тема занятия "В царстве волшебных лоскутков"

Занятие рассчитано на младший школьный возраст. На этом занятии дети знакомятся с видом декоративно- прикладного творчества -художественным гильошированием....

Конспект занятия по РРС и ФПСР.Индивидуальное занятие по РРС и ФПСР.Здоровье. Автоматизация звука С.

Тема ФПРС:  Автоматизация звука «С».Цель: Тренировать ребёнка в умении правильно произносить звук «С» в открытых слогах и между гласными в словах, фразах и предложениях. Тема РРС:  «Здо...

План-конспект занятия "Волшебные пальчики" и презентация к занятию.

Занятие «Волшебные пальчики».Цель:  Формирование чувства психологической защищённости у детей в условиях совместной творческой деятельности.Задачи:        I....

Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер». Тема занятия «Вводное занятие. История бисера».

Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер».Тема занятия «Вводное занятие. История бисера»....