Конспект занятия по шахматам "Путешествие в ...."
план-конспект на тему

Чикмарёва Алёна Валерьевна

Возраст детей: 7-10 лет.

Тема: «Путешествие в.......»

Тип занятия: Введение в программу

Цель: знакомство с игрой в шахматы и историей возникновения шахмат.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chikmareva_1_god_vvedenie_v_programmu.doc626 КБ

Предварительный просмотр:

МБУДО  «Центр развития творчества детей и юношества» города Нерюнгри

Педагог: Чикмарева Алена Валерьевна

Должность: педагог дополнительного образования

Объединение: «Спортландия»

Возраст детей: 7-10 лет.

Тема: «Путешествие в.......»

Тип занятия: Введение в программу

Цель: знакомство с игрой в шахматы и историей возникновения шахмат.

Задачи:

1. Образовательные:

- дать первоначальное представление о игре шахматы и откуда она появилась;

- знакомство с  шахматными фигурами.

2. Развивающие:

- развивать умение сравнивать и анализировать.

- развивать воображение

3. Воспитательные:

- прививать умение работать в группе.

Оборудование: настольные шахматы,  карточки для игры "Найди пару", заготовки для бейджиков, картинки с игрой чатуранга, мешочки с набором шахмат

Методы: практический, словесно – наглядный, демонстрационный, игровой.

Ход занятия.

  1. Оргмомент.

слайд 1

- Просим пройти на регистрацию для посадки в самолет. На протяжении всего путешествия с Вами буду я – Алена Валерьевна.

- Ребята, сегодня я предлагаю отправиться в путешествие, а куда вы попробуете отгадать сами. Но для этого вы должны быть очень внимательными и сосредоточенными.

 Отправиться в путешествие без наличия проездного билета не возможно, возьмите бейджики, подпишите свое имя и приклейте себе на грудь.

(обучающиеся «оформляют» проездные билеты)

Хорошо теперь пора отправиться в путешествие.

- Билеты на руках, а куда мы отправляемся в путешествие? Чтобы узнать нужно выполнить задание, которое называется "Найди пару".

Игра "Найди пару"

(ребятам раздаются карточки с буквами каждая буква имеет пару кроме одной, все пары одинаковых букв  нужно зачеркнуть и тогда останется одна буква без пары)

- Теперь я предлагаю из оставшихся букв сложить слово

( дети складывают слово ИНДИЯ)

слайд 2  

II. Изучение нового материала

- Молодцы! Правильно! А что вы знаете об этой стране?

Индия расположена в Южной Азии, большей частью на полуострове Индостан. Побережье Индии, длина которого составляет более 7 тыс. км., омывается водами Индийского океана — Бенгальским заливом с юго-востока и Аравийски морем с юго-запада. Площадь территории Индии составляет 3,3 млн км², по этому показателю страна занимает седьмое место в мире.

В 1947 году был принят национальный флаг Индии. Оранжевый цвет символизирует храбрость и жертвенность людей, которые не пожалели своих жизней на благо страны, белый символизирует мир, а зеленый - веру и процветание. Центральное место на флаге занимает национальная эмблема Индии «Ашока Чакра» (Ashoka Chakra).

(Ребятам выдаются картинки с месторасположением Индии и флагом для визуального ознакомления)

Сейчас я буду говорить факты, а вы будете отвечать, про Индию я говорю или нет.

  • Там живут слоны, и есть не проходимые джунгли; слайд 4
  • Индия родина арифметических чисел; слайд 4 (родина арифметических чисел)

  • Какая из этих рек протекает на территории Индии Ганг или Инд?; слайд 4 (реки Ганг и Инд)
  • Официальный язык в индии хинди; слайд 4 (официальный язык хинди)
  • Индия граничит с Китаем; слайд 4 (карта)
  • Индия это пустыня;
  • Богатых людей в Индии называли Шахами; слайд 4 (Подишах)
  • Столицей Индии является Нью-Дели;
  • В Индии придумали игру Чатуранга;

- Интересное название Чатуранга, не правда ли ребята? Кто нибудь из вас знает, что это за игра? Может, кто-то умеет играть в нее?

(Выдаются картинки с игрой Чатуранга)

- Ребята скажите, а эта игра вам не о чем не напоминает? Правильно она очень похожа на игру шахматы, у них очень много общего. Сейчас я вам это докажу.

Раджа (Король)
Визирь (Ферзь)
Колесница (Ладья)
Слон (Слон)
Кавалерия (Конь)
Пехота (Пешка)

В чатурангу играли на доске размером 8x8 клеток, фигуры ставились на поля. В игре для четырёх игроков использовались комплекты фигур четырёх цветов: чёрные, зелёные, жёлтые и красные. Играли пара на пару. Каждый комплект содержал восемь фигур: раджу (короля), слона, коня, колесницу (ладья) и четыре пешки. Фигуры выстраивались в левом нижнем углу доски.

В игре для двух игроков использовались два комплекта фигур. Каждый комплект содержал восемь пешек, два слона, два коня, две колесницы, раджу и советника (визиря) — аналог ферзя.

Ходы в партии делались по очереди. В  игре ходы определялись броском игральных костей, каждый ход заключался в перемещении одной фигуры в соответствии с правилами.

Партия продолжалась до уничтожения всех фигур одной из сторон. В игре двух игроков победа также достигалась взятием вражеского короля. Не было таких понятий, как шах, мат и пат. Взятие всех фигур, кроме короля (оголение короля) тоже было победой.

Визирь (Ферзь) двигался на 1 клетку по диагонали в любом направлении — он был слабой фигурой. В шахматах это самая сильная фигура.

- Давайте сравним эти две игры

1. Название игр.

2. Родина игр.

3. Сколько игроков.

4. Какие цвета присутствуют.

5. Очередность ходов.

6. Что за фигура ферзь.

7. Название фигур.

8. Сколько фигур у игрока.

9. Цель игры.

"Чатуранга"

"Шахматы"

Индия

Индия

4 игрока

2 игрока

зеленый, красный, желтый, черный

черный, белый

бросок кубиков определял ход

ходы поочередно

ферзь слабая фигура

ферзь сильная фигура

Раджа

Колесница
Визирь
Кавалерия
Пехота

Слон

Король

Ферзь
Ладья

Слон

Конь
Пешка

8 фигур на доске

16 фигур на доске

цель игры: уничтожение всех фигур

цель игры: поставит мат королю

Физкультминутка «Шахматы»

Ну-ка, пешки, встаньте в ряд (поднимаются со своих мест)

Маршируйте как отряд (маршируют)

Как слоны раскиньте хобот (руки вперед)

Помотайте им немного (машут руками)

А сейчас как кони поскачите (прыгают)

И как ладьи затопочите (топают)

Ферзь сказал: «Давайте дружно хлопать» (хлопают в ладоши)

А за ним король пришел, посадил всех и сказал: (сели)

«Давайте дальше дружно все работать».

III. Продолжение изучение

 - Два соперника, как два генерала, имеющие свои войска, сражаются на поле битвы, пока один из королей не падет, т.е. два набора шахматных фигур белого и черного цветов перемещаются по полю и пытаются поставить чужому королю мат.

- А кто хочет попробовать себя в роли генерала шахматной армии?

Всем ребятам раздаются шахматные доски с мешочками в которых находятся наборы шахматных фигур и предлагается на ощупь угадать, что это за фигура  и далее расположить ее на доске (по образцу).

- Пешки стоят на 2 и на 7 горизонталях, ладьи стоят в углах шахматной доски, рядом с ними стоят сначала кони, а затем слоны посередине стоят ферзь и король, ферзь любит свой цвет (черный ферзь стоит на черном поле, а белый ферзь стоит на белом поле)

слайд 14  

- Молодцы, все справились.

IV. Подведение итогов.

- Ребята, чт вы сегодня узнали на нашем занятии?

- Молодцы!

V. Рефлексия.

- Вы уже наверно догадались что в шахматах все фигуры имеют разную значимость, т.е. одни фигуры сильные другие слабые.

- Я вам предлагаю оценить вашу работу на нашем занятии, поднимите ту фигуру, на какую вы себя оцениваете. А теперь как вы оцениваете работу всех остальных ребят. Ну и оцените, пожалуйста, мою работу. Вы меня оценили, спасибо, я тоже хочу вас оценить.

слайд 15 - Спасибо за работу!

- А сейчас я приготовила для вас сюрприз (отодвигается ширма и на столе расставлены разнообразные наборы шахматных фигур), я приглашаю вас в путешествие по шахматной стране, там вас ждет много сюрпризов, но о них вы узнаете, если будете посещать наше объединение «Спортландия».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно-развивающих логопедических занятиях с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи. Конспект занятия.

Совершенствование методов обучения в Новых Стандартах Образования предусматривает всестороннее развитие творческой активности учащихся, повышение их самостоятельности. В связи с этим большое значение ...

План -конспект занятия "Введение в образовательную программу". Тема занятия "В царстве волшебных лоскутков"

Занятие рассчитано на младший школьный возраст. На этом занятии дети знакомятся с видом декоративно- прикладного творчества -художественным гильошированием....

Конспект занятия по РРС и ФПСР.Индивидуальное занятие по РРС и ФПСР.Здоровье. Автоматизация звука С.

Тема ФПРС:  Автоматизация звука «С».Цель: Тренировать ребёнка в умении правильно произносить звук «С» в открытых слогах и между гласными в словах, фразах и предложениях. Тема РРС:  «Здо...

План-конспект занятия "Волшебные пальчики" и презентация к занятию.

Занятие «Волшебные пальчики».Цель:  Формирование чувства психологической защищённости у детей в условиях совместной творческой деятельности.Задачи:        I....

Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер». Тема занятия «Вводное занятие. История бисера».

Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер».Тема занятия «Вводное занятие. История бисера»....