Работа с обучающимися МБУ ДО ДДТ по профилактике ПАВ
статья на тему

Пышненко Оксана Александровна

.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Работа с обучающимися МБУ ДО ДДТ по профилактике ПАВ»

В настоящее время проблема здоровья подрастающего поколения, вызывающая особую озабоченность в государстве и обществе, вышла в разряд приоритетных государственных и общественных задач. Здоровье рассматривается как фактор социальной жизни, основа экономического благополучия государства, социального прогресса общества, улучшения психологического климата. Изменившееся социально-экономическое положение в стране требует от подростка быстрой адаптации к новым условиям существования. Потребление психоактивных веществ имеет негативные социальные, экономические, медицинские, психологические, семейные последствия, в конечном итоге оно снижает качество жизни, как отдельного человека, так и популяции в целом. Употребление психоактивных веществ подростками приводит к ослаблению их физического, умственного и психического потенциала.

Большая часть ответственности за спасение юных душ от «белой смерти» берёт на себя социум, а конкретно образовательные организации, которые призваны обучать и воспитывать, готовить ребёнка к взрослой, самостоятельной жизни.

В последнее десятилетие для России употребление несовершеннолетними и молодежью алкоголя, наркотических и других психоактивных веществ превратилось в проблему, представляющую угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку. Сегодня проблема наркомании затрагивает около 30 млн. человек, т.е. практически каждого пятого жителя страны. Постоянное ухудшение здоровья, распространение вредных привычек, таких как курение, употребление алкогольных напитков и наркотиков достигло критического уровня и дальнейшее нарастание существующих тенденций может вызвать необратимые последствия. Известно, что каждый наркоман за год способен вовлечь от 4 до 17 человек.

Мы с вами часто слышим крылатую фразу «Дети - наше будущее». Но они не только наше будущее, это наше настоящее, и мы не имеем права ставить их жизнь в режим ожидания, когда на всех уровнях будут приняты адекватные решения и разработаны эффективные меры противодействия распространению наркотиков и других психоактивных веществ. Наши дети живут сегодня в том обществе, которое есть сегодня, другого они не могут выбрать, даже если их не удовлетворяют те условия, в которых протекает их жизнь. Помочь детям справляться с жизненными проблемами, преодолеть желание уйти из мира реальности в мир «кайфа» и «иллюзий» - важная педагогическая задача.

Приоритетным направлением деятельности по предотвращению злоупотребления ПАВ является первичная профилактика – предупреждение возникновения факторов риска, выявление и коррекция проблем в семейных отношениях на ранней стадии, обеспечение условий для эффективного выполнения функций семьей (репродуктивной, педагогической, функции социализации и т.д.). Уровень первичной профилактики условно предполагает два основных направления работы: организационно-управленческое – разработка и принятие нормативных правовых документов, создание ответственных структур, осуществление процессов планирования и контроля деятельности; и информационно-просветительское – работа с общественным мнением, информационно-разъяснительные компании, проведение различных акций, мероприятий и праздников, развитие волонтерства, образовательные курсы для детей, родителей и специалистов, тренинги.

Профилактические программы подразделяются по направлениям работы на когнитивные, аффективные, аффективно-интерперсональные, поведенческие, альтернативные, средовые, общественные, ориентированные на семью и др.

Помимо этого выделяют превентивные программы, которые подразделяются на две категории:

  • личностно-центрированные – воздействующие на определённые характеристики личности (личностные ресурсы);
  • средо-центрированные – воздействующие на социальную среду, учителей, педагогов, сверстников, терапевтические сообщества.

Наиболее эффективно одновременное воздействие и на среду и на личность.

Работа по первичной профилактике и максимально раннему выявлению наркомании среди детей и подростков будет эффективна, если в ней будут принимать посильное участие те, кто непосредственно отвечает за их воспитание и нравственное развитие: родители, педагоги, классные руководители, воспитатели, психологи, врачи, сотрудники органов внутренних дел.

Конечно, семья остается главным “щитом”, преграждающим дорогу этому злу, но, к сожалению, не всегда может с успехом решить эту проблему. Поэтому профилактическая работа становится важнейшим компонентом воспитательного процесса в учреждениях  дополнительного образования.

При проведении профилактической работы педагоги дополнительного образования учитывают организационные принципы профилактики:

I принцип - комплексность - подразумевает комплексное взаимодействие органов и учреждений.

II принцип - дифференцированность профилактических подходов: по возрасту, по степени вовлеченности в наркогенную ситуацию, по степени наличия факторов риска развития наркозависимости.

Так, при планировании и реализации работы с младшими школьниками, основной целью ставим формирование негативного отношения к наркотизации через воспитание мотивации здорового образа жизни.

Задачи профилактической работы с подростками: научиться содержательному проведению досуга, практике самопознания и самовоспитания; уметь строить реальные жизненные планы и искать пути их реализации; осознать негативные последствия приема наркотиков, уметь применять способы отказа от наркотиков.

III принцип - аксиологичность - предполагает формирование у детей и молодежи представлений о здоровом образе жизни, законопослушности.

Воспитание у обучающихся готовности избежать приобщения к одурманиванию невозможно без осознания им личностной ценности здоровья, важности и необходимости соблюдения законов здорового образа жизни, овладения приемами и навыками сохранения и укрепления своего организма.

IV принцип - многоаспектность - включает сочетание различных направлений целевой профилактической деятельности.

V принцип - непрерывность - профилактическая работа не должна ограничиваться только временем пребывания ребенка в Доме детского творчества.

Наш «Дом детского творчества» - это учреждение, где эффективно внедряются социально-педагогические модели деятельности, поскольку традиции, стиль и методы работы в нём максимально учитывают особенности социума. Следствием этого является накопление детьми опыта гражданского поведения, основ демократической культуры, самоценности личности, осознанного выбора профессии, получение квалифицированной помощи по различным аспектам социальной жизни, что влияет на социальную адаптацию обучающихся к изменяющим условиям жизни. Здоровье обучающихся в наших с вами руках, уважаемые коллеги.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних как форма работы с обучающимися «группы риска» и неблагополучными семьями

Важной формой профилактической работы с обучающимися "группы риска" и неблагополучными семьями является  Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений...

Методическая разработка по работе с обучающимися образовательных организаций Московского района по профилактике правонарушений «Выбирай, но отвечай!» (второе издание)

Данное пособие предназначено для классных руководителей, социальных педагогов, педагогов-психологов, преподавателей права, обществоведения, ОБЖ. Пособие состоит из 5 занятий на тему «Выбирай, но...

«РОЛЬ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ПРИОБЩЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ, ПРОФИЛАКТИКА ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК»

laquo;РОЛЬ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ПРИОБЩЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ, ПРОФИЛАКТИКА ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК»...

Конспект занятия с обучающимися 7-11 классов по профилактике наркомании

Информационно-просветительское занятие для обучающихся 7-11 классов...

Тренинг для обучащихся 9-11 классов по профилактике употребления ПАВ "Вместе мы сильнее"

Цель: научить подростка понимать и осознавать, что происходит с человеком при употреблении ПАВ....

Тренинг для обучащихся 9-11 классов по профилактике суицидального поведения «Успех в жизни»

Цель: формирование у учащихся представления об уникальности каждого человека, живущего на Земле, неповторимости собственной личности....