программа летнего лагеря
проект на тему

чепижак оксана николаевна

   Понятие «здоровый образ жизни» необходимо закладывать еще в детстве. Родители многих детей ищут спасение в медикаментах, недооценивая силу воздействия на организм и эффективность таких факторов,  как  двигательная  активность,  закаливание,  основы  массажа и др. Находясь в лагере дневного пребывания, дети ежедневно включаются в оздоровительный процесс, для которого характерны: упорядоченный ритм жизни, режим питания, закаливание, поддержка мышечного и эмоционального тонуса. Результатом осуществления оздоровительного направления является формирование потребности в здоровом образе жизни. Досуговая деятельность направлена на вовлечение детей в мероприятия с последующим выявлением их наклонностей и способностей.Палаточный характер лагеря способствует развитию навыков самообслуживания и инициативы воспитанника, лучшему пониманию собственных сил и возможностей. В лагере человек становится участником коллективной деятельности, формирующей такие стороны характера как коммуникабельность и понятие взаимопомощи. Жизнь в команде, у которой есть общее дело, развивает самоотдачу и повышает ответственность человека за порученное дело. Итак, такая атмосфера отдыха стимулирует гармоническое развитие личности – умственное, моральное и физическое. Именно эти качества позволяют путешественнику стать достойным гражданином общества.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon летний палаточный лагерь290.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования муниципального образования

 «Верхнетоемский муниципальный район»

«Верхнетоемский районный центр дополнительного образования»

Место ведения образовательной деятельности – Архангельская область, Верхнетоемский район, с. Верхняя Тойма, ул. Комсомольская 12

        УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ ДО

«Верхнетоемский РЦДО»

_____________ С.В. Ляпина

ПРОГРАММА

ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ

 С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ

«5 СТИХИЙ»

                                                                                                   

                                                                                       Срок реализации программы:

                                1 смена:

                                                                                 с 26 июня – 19 июля  2017 года

                               2 смена:

                                                      с 26 июля – 18 августа

                                                         Возраст детей: 8-18 лет

                                                                             Авторы-составители программы:  

                                                              Чепижак Оксана Николаевна

                                                                      Азановская Дарья Владимировна

       

                                                   

с. Верхняя Тойма

2017 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Где нет простора для проявления способностей,  там нет способностей.                          

                              Людвиг Фейербах

В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе в летних оздоровительных лагерях. Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых.

 Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала. Эти функции выполняет летний лагерь с дневным пребыванием детей.

  Данная программа по своей направленности является спортивно-туристической, т. е. включает в себя спортивную туристическую  деятельность, направленную на оздоровление, отдых и воспитание детей в условиях оздоровительного лагеря.

 По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение лагерной смены– 21 дней. Программа реализуется в период летних каникул в июне - августе. Количество смен -2.

Общее число участников – 42 человека.

В том числе: в 1 смену – 18 человек, во 2 смену- 24 человека.

Основной состав лагеря – это учащиеся образовательного учреждения в возрасте 8–18 лет. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, детям-сиротам, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в  трех отрядах.

Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:

– Конвенцией ООН о правах ребенка;

– Конституцией РФ;

– Законом РФ «Об образовании»;

– Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;

– Трудовым  кодексом  Российской  Федерации  от  30.12.2001 г. № 197-Ф3;

– Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О защите прав потребителей и кодекс РСФСР «Об административных нарушениях» от 09.01.96 г. № 2-ФЗ;

– Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха. Приказ Минобразования РФ от 13.07.2001 г. № 2688.

КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ

 Здоровье – основополагающая составляющая всей жизни и деятельности человека. Имея с рождения крепкий организм, совершенствуя свой физический, творческий и нравственный потенциал, можно добиться больших успехов. Современный человек не может считаться культурным без овладения основами физической культуры, т. к. она является неотъемлемой частью общей культуры. Даже великие философы – Сократ, Платон, Аристотель и другие в своих трудах отмечали уникальные возможности спортивных занятий в воспитании всесторонне развитой личности.

Основная деятельность лагеря дневного пребывания направлена на развитие личности ребенка и включение его в разнообразие человеческих отношений и межличностное общение со сверстниками. Детский лагерь, учитывая его специфическую деятельность, может дать детям определенную целостную систему нравственных ценностей и культурных традиций через погружение ребенка в атмосферу игры и познавательной деятельности дружеского микросоциума. Погружая ребенка в атмосферу лагеря, мы даем ему возможность открыть в себе положительные качества личности, ощутить значимость собственного «я»; осознать себя личностью, вызывающей положительную оценку в глазах других людей; повысить самооценку; выйти на новый уровень общения, где нет места агрессии и грубости. 

Уникальность среды детского оздоровительного лагеря дает возможность разностороннего воздействия на  ребенка. Разные формы взаимодействия направлены на ликвидацию барьеров в межличностных отношениях. Любой ребенок, как через организованную, так и через свободную деятельность получает возможность активного включения в социальную структуру группы.

           Физическое воспитание тесно связано с нравственным, трудовым, умственным, эстетическим воспитанием, учит дисциплинировать себя, вырабатывает твердый характер, учит четко выполнять нормы и правила спортивной этики, уважать соперника, судей, развивает умение бороться до победы, не проявлять зависти к победителям, не теряться при поражениях, искренне радоваться победам товарищей по борьбе. Спортивные занятия различного вида помогают закалять волю, учат добиваться успехов, совершенствовать свои умения и навыки в отдельных видах спорта.  Участие  в  туристической  деятельности дает  ребенку  практические  навыки  выживания  в природе автономно,  учит    использовать    имеющиеся навыки  в условиях  похода. Дает  возможность  ребенку даже  с минимальным  опытом  ощущать себя полезным, нужным.

   Понятие «здоровый образ жизни» необходимо закладывать еще в детстве. Родители многих детей ищут спасение в медикаментах, недооценивая силу воздействия на организм и эффективность таких факторов,  как  двигательная  активность,  закаливание,  основы  массажа и др. Находясь в лагере дневного пребывания, дети ежедневно включаются в оздоровительный процесс, для которого характерны: упорядоченный ритм жизни, режим питания, закаливание, поддержка мышечного и эмоционального тонуса. Результатом осуществления оздоровительного направления является формирование потребности в здоровом образе жизни. Досуговая деятельность направлена на вовлечение детей в мероприятия с последующим выявлением их наклонностей и способностей.

        Задача педагогического коллектива РЦДО  в воспитательном плане состоит в том, чтобы поднять значение здорового образа жизни, организовать свободное время во время летних каникул, поддержать малообеспеченные семьи.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ

 Цель: воспитание  сознательного отношения воспитанника к укреплению своего здоровья, к личному уровню физической подготовки и максимальному раскрытию своих способностей в период летней оздоровительной работы.

 Задачи:

1 Укрепление здоровья детей и формирование навыков здорового образа жизни, улучшения самочувствия и настроения.

2.Воспитание дисциплинированности, силы воли, трудолюбия и сплоченности в коллективе.

3. Индивидуальная работа с детьми  из «трудных» семей.

4. Повышение спортивного мастерства.

5. Участие в областном  туристическом Слете.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ  

        Важнейшим направлением в работе лагеря станет активное приобщение детей к туризму, спорту, и здоровому образу жизни. Применение  современных здоровьесберегающих технологий в своей педагогической деятельности  отражает две линии оздоровительно-развивающей работы:         приобщение детей к туризму и спорту; использование развивающих форм оздоровительной работы.

 "В воспитании нет каникул” – эта педагогическая формула становиться правилом при организации детского летнего отдыха, а заодно и правилом творческого подхода к каникулам – радостному времени духовного и физического развития роста каждого ребенка.  Праздники и соревнования в лагере составлены в соответствии с концепцией лагеря заключенной в названии лагеря «5 стихий». Каждый день в лагере посвящен одной из стихий: Воды, Воздуха, Земли, Огня, Солнца. Все мероприятия проводятся с учетом желаний и интересов  юных воспитанников и применением новых игровых технологий: «Форт - боярд», «Разожги костер», «Водный переполох», «Поиски клада», «Крокодил», «Ажиотаж», а также открытие и закрытие лагеря.  Обязательно прохождение курса «Школа безопасности», целью и задачей, которого стало  изучение опасностей, угрожающих человеку  и разрабатывающих способов защиты от них в любых условиях обитания человека, закрепление практических навыков и умений, находясь  в экстремальных ситуациях.

 Мероприятия в «Школе  безопасности»:        

  • «День Айболита»,  где дети учатся оказывать первую медицинскую помощь и  применяют на практике дыхательные упражнения,  упражнения для улучшения  осанки, профилактики плоскостопия и  близорукости, самостоятельно  учатся выполнять антропометрические измерения.
  • «Школа юного туриста» (2 смена), на занятиях в которой  дети впервые учатся ориентироваться на местности, ставить палатку, разбивать бивак и вязать первые туристические узлы.
  • «Приемы выживания», где дети  узнают  основные принципы выживания в условиях леса.
  • «На улицах большого города», вместе с инспектором ГИБДД  проводятся занятия по правилам дорожного движения, и соревнования с использованием знаков дорожного движения.

Исходя из выше сказанного, ДОЛ «5 СТИХИЙ» работает по направлениям:

Спортивно–туристическое направление

Ориентация на приобретение навыков здорового образа жизни, овладение приемами саморегуляции, здоровьесберегающих технологий

Средства: Утренняя гимнастика (зарядка); спортивные игры на стадионе (футбол, волейбол, теннис, пионербол, бадминтон); подвижные игры на свежем воздухе; эстафеты; ; закаливающие процедуры, солнечные ванны (ежедневно);воздушные ванны (ежедневно), спортивные праздники: «Малые олимпийские игры»,   «День Нептуна» « День футболиста» « День теннисиста», День народных игр»; «В гостях у Айболита»,  « Разожги  костер», участие  в  соревнованиях.

Спортивные соревнования, веселые эстафеты, дни здоровья, различные беседы о здоровом образе жизни, беседы с врачом, спортивные праздники развивают у детей  ловкость и смекалку, помогают им развивать  различные  двигательные способности и реализуют потребность детей в двигательной активности, приобщают воспитанников к здоровому образу жизни. Для максимального достижения результата при проведении  спортивных мероприятиях присутствует дух соревнования и реализуется принцип поощрения. После  конкурсов, которые развивают не только физическое состояние детей, но и укрепляют их дух, дети получают призы.

В лагере уделяется большое место пропаганде правильного питания и формированию навыков здорового образа жизни. С этой целью   реализовываться   курс  «Школа безопасности», тесно сотрудничество с  МЧС, ГИБДД. Проводятся беседы «Оказание первой доврачебной помощи», «Профилактика плоскостопия и нарушений осанки». Ежедневно ведется «Журнал здоровья».

Гражданско - патриотическое направление

Это направление включает в себя все мероприятия, носящие патриотический, исторический и культурный характер. Мероприятия этого направления воспитывают в детях патриотизм, любовь к родному краю, чувство гордости за свою страну, за ее историю и культуру.

Средства:  Комплекс  мероприятий,  направленных на положительное отношение к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни, развитие гражданской и социальной ответственности за самого себя, общество и Отечество, уважение к государственным символам и традициям: посещение  музея, краеведческие экскурсии по району,  краеведческая  игра « Мое  село»,  изготовление  оберега.

Эколого - туристическое направление

Обогащение знаниями и опытом общения с природой; овладение разнообразными формами и методами поиска знаний, практическими умениями, организаторскими способностями, расширение кругозора; приобретение необходимой  физической и моральной закалки на экскурсиях; воспитание экологической культуры.

Средства: прогулки и экскурсии на природу; конкурс «Экофантазии», экологические акции; а так же школа безопасности «Уроки юного туриста» и туристические походы

Досуговое направление

Овладение навыками культуры общения; развитие лидерских качеств, творческих способностей, артистизма; приобретение  навыков взаимопонимания, взаимоподдержки в условиях детского коллектива, приобретение знаний об организаторской деятельности; максимальное раскрытие детского творческого потенциала, массовое участие детей в  развлекательных программах.

Средства: торжественное открытие смены, операция «Развед-шоу»,  игра «Поиски клада»,  «Музыкальный марафон», игра «Форт - Боярд», «Следствие ведут…», день именинника,  игровая программа «Школа радости!»

МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

1. Нормативно-правовые условия: 

  • Закон «Об образовании РФ»
  • Конвенция о правах ребенка, ООН,1991г
  • Устав МБОУ ДОД «ДЮСШ» г. Суворов
  • Положение о лагере дневного пребывания.
  • Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания
  • Правила по технике безопасности, пожарной безопасности
  • Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере
  •  Инструкции по организации и проведению походов и экскурсий
  • Приказы управления образования
  • Должностные инструкции работников
  • Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра
  • Заявления от родителей
  • Правила регистрации детей при поступлении и выбытии
  • Акт приемки лагеря

2. Материально-технические условия:

  • Спортивный зал
  • актовый зал с зеркалами для мероприятий
  • Спортивная стадион
  • Комнаты гигиены (раздевалки, туалет)

3. Кадровые условия:

  • Начальник  лагеря;
  • Воспитатели (2 человека)
  • Инструктор  по туризму
  • Медицинская сестра;

4. Методические условия:

1 этап – Подготовительный:

  • создание нормативно-правовой базы, разработка документации;
  • подбор кадров;
  • комплектование отрядов.

2 этап – Организационный:

  • выявление и постановка целей развития коллектива и личности;
  • сплочение отряда;
  • формирование законов и условий совместной работы;
  • подготовка к дальнейшей деятельности по программе.

3 этап – Основной:

  • выполнение режима дня;
  • реализация плана работы лагеря.

4 этап – Заключительный:

  • анализ результатов работы – отчет о работе лагеря;
  • творческий отчет (фотоальбом, фотогазета, презентация, обработка видеоматериалов).

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Главным результатом деятельности детского оздоровительного лагеря является развитие ребенка.

Результатами успешной деятельности лагеря должны быть показатели развития детей:

  • Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья. Укрепление физических и психических сил ребенка
  • Приобретение новых знаний и умений.
  • Максимальное участие учащихся во всех культурно  и спортивно-массовых мероприятиях.
  •  Получение индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.
  • Развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности
  •  Укрепление дружбы и сплоченности в коллективе.
  • Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм.

РЕЖИМ ДНЯ:

09.00-09.30 - прием детей

09.30-09.45- зарядка

09.00 –  10.00 – завтрак (дорога 30 мин).

10.00 –10.30 – свободное время (выполнение  своих  заданий, поручений, подготовка  )

11.00 – 13.00 – культурно -  массовые, спортивные мероприятия

13.00-14.00  – обед (дорога 30 мин).

14.00-15.00 –– тренировка

15.00-15.30 – полдник.

15.30 16.00- уход детей домой

ПЛАН – СЕТКА

I СМЕНА

Время

11.00 – 13.00

14.00 - 15.30

1 день

(26июня)

День Знакомств.

Минутка здоровья.

Лапта. Пионербол.

ОФП

2 день

(27июня)

Школа безопасности

«В гостях у Айболита»

тренировка _(ТПТ)

3 день

(28 июня)

Лапта. Пионербол.

ОФП

тренировка (тпт)

4 день

(29 июня)

Спортивно- игровая программа:

«По рекордам Гиннеса»

тренировка (тпт)

5 день

(30 июня)

Спортивно-игровая программа

«Морской бой»

тренировка (ТПТ)

6 день

(3 июля)

Игровая программа «Шарикиада»

тренировка (ТПТ)

7 день

(4 июля)

Школа безопасности.

«На улицах большого города»

Соревнования велосипедистов

Спортивно-игровая программа

«День Нептуна»

8 день

(5 июля)

Передвижение к месту  проведения туристического слета (г. Каргополь)

тренировка (ТПТ)

9 день

(6 июля)

Соревнования в первенстве

Архангельской области по спортивному туризму

(г. Каргополь)

10 день

(7 июля)

11 день

(10июля)

12 день

(11 июля)

13 день

(12 июля)

14 день

(13 июля)

Передвижение по  маршруту Каргополь- Верхняя Тойма

15 день

(14 июля)

Посещение музея

Экскурсия

Интеллектуальная игра

«Мое любимое село»

16 день

(17 июля)

Школа безопасности.

Уроки юного туриста

Соревнования по ОФП

17 день

(18 июля)

Мисс и Мистер  лагеря

поход

18 день

(19 июля)

День народных игр.

Соревнования по лапте

поход

19 день

( 20 июля)

МК « Оберег»

Игра  на местности

 «Последний  герой»

ПЛАН – СЕТКА

II СМЕНА

Время

11.00 – 13.00

14.00 - 15.30

1 день

(26 июля)

Минутка здоровья.

День Знакомств.

Лапта. Пионербол.

ОФП

2 день

(27 июля)

Школа безопасности

«В гостях у Айболита»

тренировка  (тпт)

3 день

(28 июля)

Лапта. Пионербол.

ОФП

тренировка (тпт)

4 день

(31 июля)

Спортивно - игровая программа:

«По рекордам Гиннеса»

тренировка (тпт)

5 день

(1 августа)

Спортивно-игровая программа

«Морской бой»

тренировка (ТПТ)

6 день

(2 августа)

Игровая программа «Шарикиада»

тренировка (ТПТ)

7 день

(3 августа)

Школа безопасности.

«На улицах большого города»

Соревнования велосипедистов

Спортивно-игровая программа

«Дети Солнца»

8 день

(4 августа)

Сплав по р. Верхняя Тойма

тренировка (ТПТ)

9 день

(7 августа)

Сплав по р. Верхняя Тойма

Досуговое мероприятие

10 день

(8 августа)

Сплав по р. Верхняя Тойма

Досуговое мероприятие

11 день

(9 августа)

Сплав по р. Верхняя Тойма

Досуговое мероприятие

12 день

(10 августа)

Сплав по р. Верхняя Тойма

Досуговое мероприятие

13 день

(11 августа)

Сплав по р. Верхняя Тойма

Досуговое мероприятие

14 день

(12 августа)

Конкурс презентаций

 «Мое водное путешествие»

 между экипажами байдарок

Защита презентаций

15 день

(13 августа)

Посещение музея

Экскурсия

Познавательная игра

«Тойма – окруженная водой»»

16 день

(14 августа)

Школа безопасности.

Уроки юного туриста

Соревнования по ОФП

17 день

(15 августа)

Мисс и Мистер  лагеря

поход

18 день

(16 августа)

Игра  на местности  «Последний  герой»

Выпуск стенгазеты

«Подводя итоги лета»

ЛИТЕРАТУРА:

  1. «Ах, лето!» С. В. Савинова, В. А. Савинов. – Волгоград 2003
  2. Вяткин Л.А, Сидорчук Е.В., Немытов Д.Н. Туризм и спортивное ориентирование- М., 2001
  3. Козырева О.В., Губарева Т.И., Ларионова Н.Н.. Физическая реабилитация при нарушениях осанки, сколиозах, плоскостопии.- Ростов н/Д-1999
  4. «Летний оздоровительный лагерь» Нормативно – правовая база» Е. А. Гурбина. Волгоград 2006.
  5. Лето. Каникулы. Лагерь / Под ред. С.А. Шмакова. – Липецк, 1995
  6. Луговская Ю.П. Детские праздники в школе, летнем лагере и дома. Мы бросаем скуке вызов. (Серия «Школа радости».) – Ростов н/ Д:Феникс, 2002
  7. Максиняева М.Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками - М, 2002
  8. Марфина С.В. Летний лагерь от А до Я / С.В.Марфина; худож. Е.А.Афоничева. – Ярославль: Академия развития, 2007
  9. Панфилова Н.И., Садовникова В.В. 35 суббот плюс каникулы: Сценарии школьных праздников. – М.: Новая школа, 2001
  10. Cтeпaнoвa О.. Упражнения для профилактики близорукости
  11. Туристическая игротека. Игры, конкурсы, викторины. - М., 2001
  12. Федин С.Н. Веселые игры и головоломки. - М., 2006
  13. Черенкова Е.Ф. Мой любимый день рождения. Как организовать праздник.- М., 2007
  14. «Чтобы увидеть радугу……» (из опыта реализации педагогических программ в условиях детского оздоровительного лагеря). – Ижевск, 2001
  15. Шаульская Н.А. Летний лагерь: день за днем. Большое путешествие. - Ярославль, 2007
  16. «Решаем и планируем вместе» (методическое пособие в помощь организатору). – Москва, 1998.
  17. Шмаков С.А. «Лето». – М.,1993.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа летнего лагеря "Город детства"

В презентации представлена программа "Город детства" летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием при общеобразовательной школе...

программа летнего лагеря

программа детской площадки "Диво-село". Программа посвящена 300-летию села Мильгидун....

Программа летнего лагеря

Краеведческая смена...

«СТРАНА МАСТЕРОВ» программа летнего лагеря (профориентационное направление)

В основе концепции летнего лагеря - эффективно построенная система по самореализации личности ребенка через включение его в различные виды деятельности с целью  формирования представления о...

Программа летнего лагеря "Большое космическое путешествие"

Организация летнего отдыха - один из важных аспектов образовательной деятельности. Организованная деятельность детей в летний период позволяет сделать педагогический процесс непрерывным в течени...

Программа летнего лагеря "Ровесник"

В данном материале предложен паспорт программы трудового лагеря "Ровесник", направление деятельности, направленность программы, цели и задачи трудового лагеря, прогнозируемые результаты....

ПРОГРАММА летнего лагеря кратковременного пребывания детей и подростков «Тайна острова ОПЛОТ» (оздоровительный патриотический лагерь ответственных тазовчан)

Смена будет проходить в форме сюжетно-ролевой игры «Тайна острова ОПЛОТ». Сюжетно-ролевая игра как форма жизнедеятельности даёт большие возможности для формирования позитивной направленнос...