Взаимодействие младшего и среднего хора со старшим как мотивация роста и развития детей.
статья на тему

Леонтьева Светлана Владимировна

Как мотивировать  младших и средних хористов?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие младшего и среднего хора со старшим как мотивация роста и развития детей.

Леонтьева С.В.

В Центре "На Васильевском"  с 2004 года активно существует  Хоровой коллектив "ДО-МИ-СОЛЬ", а с 2011 года -  и Камерный хор "ВИЗАНТ". Опыт работы автора проекта показывает, что у всех детей есть слух и голос, есть музыкальные данные. Исходя из этого, сложился принципы приема в хоровой коллектив    - мы принимаем всех детей.

В  Камерном хоре "ВИЗАНТ" поют подростки и молодежь (выпускники), перешедшие по возрасту из хорового коллектива "ДО-МИ-СОЛЬ", а также юноши без музыкальной подготовки, желающие петь в хоре.

Прием в коллектив осуществляется на общих основаниях, без вступительного экзамена, только на основании прослушивания и собеседования. Предварительное прослушивание при поступлении носит диагностический характер.

Как известно, пение – одна из массовых форм музицирования.  И эта форма, как и любое музицирование, переживало разные момент своего развития. Был период, когда заметно снизилась наполняемость музыкальных коллективов, упал интерес к классической и народной музыке.    Что касается хорового искусства, то хоровые коллективы (детские и юношеские в том числе), которые пережили сложный период, являются продолжателями и преемниками того  хорового исполнительства, которое заложили   прославленные мастера, такие  как И. Полтавцев, М. Заринская. П. Левандо, С. Сандлер, Ю. Славницкий  и многие другие.  

Хоровое пение – наиболее доступный, массовый вид музыкального искусства, пожалуй, и самый древний, занимает видное место в системе эстетического воспитания.

Пение в хоре играет большую роль в формировании духовной культуры, нравственных качеств личности, воспитывает художественный вкус, развивая общую  культуру, расширяет кругозор, и является одним из важных средств музыкального воспитания.

Одной из специфических особенностей хорового пения является возможность объединения в исполнительском процессе учащихся с разным уровнем развития голосовых и слуховых данных. Это позволяет привлекать к творческой работе робких и неуверенных в себе детей. В комплексе направлений учебно-воспитательного процесса главная роль принадлежит воспитанию хоровой культуры детей. Овладение вокально-хоровыми и метроритмическими навыками помогут учащимся быстрее развить и реализовать свой творческий потенциал. Немаловажный фактор -  выбор соответственного репертуара: моя профессиональная и человеческая убежденность в том, что пользу молодому поколению может принести духовная, классическая музыка и серьезная   музыка советского периода. Из опыта работы могу отметить, что детям нравиться более сложная музыка, особенно если перед разучиванием им сообщить об этом. Я в таких случаях всегда говорю: «Это произведение для 8 класса (а дети в 3-4 классе), но я на вас надеюсь, вы справитесь, и мы исполним это произведение». После такого вступления Средние хористы готовы выучить хоть консерваторское произведение! На них надеются и они справятся! Это крайне важно: приходит понимание ответственности, повышается старание, а после исполнения – общая радость и гордость – мы смогли, мы справились и не подвели!

Воспитывать надо на более сложных вещах, ставить высокую планку. Даже если что-то не получилось, у  ребят формируется способность к самооценке: уметь разобраться, понять, почему так и что конкретно каждый сделал не так, а в результате – у всего коллектива не получилось. Почему не получилось  - не доучили, почему спели не очень красиво – не прониклись произведением, почему было нестройно – не все присутствовали на репетициях.  Или обратная ситуация – все присутствовали на репетициях, все выучили, все вникли в смысл произведения, каждый  откликнулся на требования дирижера. И отклик каждого преобразил единое звучание хора.

Хор – это единый творческий организм, имеющий  четко поставленную  цель – постоянное совершенствование музыкально-исполнительского уровня на основе знаний, получаемых по всем музыкальным предметам, накопление репертуара для проведения концертно-просветительской деятельности.

Чтобы коллектив соответствовал личностным и профессиональным требованиям руководителя,  его  надо выращивать, воспитывать. На протяжении 14-ти лет я выращиваю и воспитываю себе единомышленников, с которыми могу осуществить свои творческие планы.

Хор мальчиков – это совершенно особый хоровой коллектив, который отличается от любого другого хора  своей энергетикой, эмоциональным состоянием, звучанием голосов и многими другими особенностями. Подростки, которые доросли и перешли в старший концертный состав – Камерный хор «ВИЗАНТ» - это уже совсем другие люди. У них значительно больше развит кругозор, выше общекультурный уровень, почти сложившаяся система нравственных ценностей.

В хоровом коллективе «ДО-МИ-СОЛЬ» два состава – Младший хор и Средний хор.

Младший хор – дети 6-9 лет. Этот хор занимается по ОП Младшего хора. Программа предполагает отдельный специфический репертуар, соответствующий возрасту детей. Однако, есть проекты по совместным выступлениям со Средним хором. Осуществляется подбор репертуара, рассчитанного на возраст  Среднего хора.  Для младших детей этот репертуар – достаточно высокая планка. Надо отметить, что определенная сложность репертуара, подготовка к совместному выступлению со старшими детьми, ответственность за это выступления – все это стимулирует младших хористов к более активной работе на репетициях, к более тщательному выучиванию текстов, даже к лучшему поведению на занятиях.  Детям нравиться, что их хвалят за успехи, что им доверяют важное задание – выступить со Средним хором. Таким образом, они реализуют свои маленькие амбиции, а руководители мотивируют их к дальнейшей творческой деятельности – как отдельно, так и со старшими детьми. Каждое выступление – это тоже своего рода стимул. Еще несколько лет назад Младший хор был учебным хором. Хористы учились всем премудростям хорового исполнительства (соответственно их возраста) и не принимали участия в концертах. Выступления начинались только при переходе в Средний состав. С того момента, как Младших хор был допущен к выступлениям в концертах, изменилось отношение и детей, и родителей. Пришло осознание серьезности занятий, ответственности за выполнение домашнего задания (выучивание текстов песен), а также ответственности за посещение самих занятий.

Составляющая Средний хор – это дети 9-12 лет. Отличительной особенностью  ОП «Хоровой коллектив «ДО-МИ-СОЛЬ» является общедоступность. Это предполагает прием всех детей  - разного  возраста, без специальной подготовки, желающих петь. Распределение в группы осуществляется по возрасту, а в Средний хор и по тембральной окраске голоса (Альт или Дискант). Средний хор ведет достаточно активную концертную деятельность. Это обязывает хористов к серьезному отношению к занятиям. Некоторые дети это сразу понимают и принимают профессиональные требования руководителя. Но есть такие (особенно из вновь пришедших), которые начинают вникать только после одного-двух концертов. Бывают случаи, когда ребенок не допускается до концертного выступления из-за пропусков занятий без уважительной причины, недоработки текста произведений, по причине несоответствующего поведения.  Спустя некоторое время и эти дети, и их родители правильно оценивают все происходящее.  Меняется отношение к занятиям – родители с уважением, дети с серьезностью. Особенно приятно наблюдать реакцию хористов, когда им сообщаешь о предстоящем выступлении совместно с старшим концертным составом. Радость, волнение, нетерпение, у кого-то может и испуг. Но в итоге, все усердно трудятся и гордятся оказанным им доверием!

У хористов в возрасте 11-12 лет наиболее востребованными становятся «терапевтические» возможности коллективного музицирования. Когда ребенок (подросток) в группу, где ему всегда рады, где следят за его развитием, радуются  его успехам, где он  может чувствовать себя «равным среди равных» -  ребенок утверждает себя как личность, уверенная в своих силах,  нацеленная на позитивное восприятие мира.

Надо сказать, что подростки и молодежь, которая поет в Камерном хоре – воспитанники Хорового коллектива «ДО-МИ-СОЛЬ» - за годы обучения по ОП «Хоровое пение» освоили,  впитали и развили не только основные специальные знания и умения (дыхание, певческая установка, вокал, нотная грамотность и др.), но и основные нравственные принципы. Так, например, в нашем мальчиково-подростково-мужском хоровом коллективе отношения строятся на взаимоуважении, независимо от возраста, нет и не было «звездной болезни», зависти к успехам других хористов, к успехам других коллективов. Конечно, это не само собой так сложилось. В коллективе велась систематическая работа по воспитанию единомышленников во всех возрастах, во всех группах. Важно было ко всем детям относиться одинаково ровно, не выделять любимчиков; поощрять похвалой всех без исключения за проявленные старания. И, возможно, самое главное, всегда акцентировать  то, что мы – команда, единый коллектив, делаем одно дело, служим одной Музе. В условиях разобщенности, нетерпимости в классе, в условиях достаточно низкого культурного уровня многие дети из благовоспитанных семей страдают от отсутствия хорошей настоящей дружбы. Поначалу не все это понимают, но, становясь старше, хористы это ценят. Творческая работа в хоре на репетиции помогает воспитанию человеческой чуткости, порядочности в отношениях с друзьями и коллегами по творчеству, а также уважение интересов коллектива.

В многочисленных творческих поездках, в летних лагерях отдыха проявлялись характер и личностные качества хористов. Там особо велась воспитательная работа, т.к. хористы находились, бок-о-бок,  24 часа в сутки на протяжении длительного времени.  Тогда потребовалось достаточной внутренней силы, выдержки, понимания и железной воли, чтобы компанию мальчиков-подростков объединить в коллектив  друзей, единомышленников!

Постоянно ведется работа с родителями. С самого первого родительского собрания в сентябре 2004 года, эти мероприятия стали системой. На мой взгляд, немаловажный момент – общение не только на родительских собраниях, но и в течение всего учебного года. Теплое общение по телефону во многом сближает людей; это помогло мне наладить личный контакт со всеми родителями. Все сложные периоды переходного возраста хористов, становления личности, мы  с родителями всегда были на связи, решали многочисленные проблемы, поддерживали друг друга. Так выстроились отношения, которые называют долгосрочными. Основной костяк Камерного хора  - возраст 16-24 года – уже не нуждается в постоянном контроле и «родительские собрания» обычно проходят после концертов, когда приходят все родители. Это больше похоже на встречи друзей, которые редко видятся.

Молодежь и подростки, которые позже пришли в Камерный хор, окунувшись в атмосферу творческой дружбы между хористами, между хористами и руководителем, достаточно быстро приняла эти отношения и влилась в коллектив. Надо сказать, что коллектив, воспитанный с детства, обладает определенной силой. Новички, приходя в хор, попадают в мощный поток единой энергии хористов. Для вновь пришедших  начинается период адаптации. Кто-то  сразу вливается в хоровую семью, кому-то надо большее время, но он готов над собой работать, чтобы соответствовать уровню остальных. В нашем хоре были несколько случаев, когда коллектив не принял в свои ряды новых хористов. Дети на уровне интуиции чувствуют ложь, непорядочность. Хотя  эти дети давно выросли, но сохранили внутреннее чутье. Были случаи, когда старшим   хористам не удалось  повлиять на некоторых новых юношей, мягко перевоспитать, привить свои взгляды на занятия, на поведение и взаимоотношения в коллективе. Не сложилось и «чужие» по духу ушли из хора. Но что удивительно и приятно, всех младших хористов они принимают безоговорочно, дружат с ними, несмотря на разницу в возрасте, относятся как к младшим братьям. Видимо потому, что эти дети из Хорового коллектива «ДО-МИ-СОЛЬ». Так сказать «alma mater» у всех одна.

В завершении.

Очевидно, что сегодня подростки и юноши 17-18 лет имеют массу возможностей реализовать свое свободное время. И если дети с 6-7 летнего возраста поют в хоре много лет, и вырастая используют свой досуг, приходя на хоровые репетиции, значит,  мы можем сказать: в работе с ними мы достигли своей главной цели - сформировали у них потребность заниматься художественным творчеством, испытывать эмоциональные потрясения не от триллеров и боевиков, а от произведений подлинно высокого искусства.

Что содействовало этому? Какая была мотивация?

  1. На хористов надеются, в них верят, значит -  каждый из них важен в коллективе.
  2. Высокая планка в выборе репертуара, и, соответственно – более высокие требования профессиональные (обучение на опережение).
  3. Концертные выступления – достаточно действенная мотивация на всех этапах работы по ОП «Хоровое пение».
  4. Совместные выступления с концертным Камерным хором, ответственность за эти выступления – все это стимулирует младших хористов к более активной работе на репетициях, к более тщательному выучиванию текстов, даже к лучшему поведению на занятиях.
  5. Всегда акцент на   то, что мы – единый коллектив, делаем одно дело, служим одной музе.  Объединение, а не разобщение; дружба, а не вражда; радость и гордость, а не зависть. Выстраивание  долгосрочных отношений с родителями, а затем и с детьми. Общение не только на родительских собраниях, но и в течение всего учебного года.
  6. Я беру в хор всех детей, т.к. убеждена, что у всех есть слух и голос, да и талант дан каждому. Общедоступность – мотивация для родителей.
  7. В процессе совместного творчества передаю свой опыт хорового исполнительства, т.к. все дирижеры когда-то пели или поют в хоровых коллективах. Этот артистический опыт пригодится в жизни каждого ребенка: умение себя держать в общественном месте, умение собраться, сосредоточиться, донести до окружающих необходимую информацию (на экзаменах, в общении с окружающими, на работе).  Мотивация для родителей. Когда приходит понимание и осознание – это мотивация для хористов.

Одна из главных задач  -  формирование у своих подопечных системы духовно-нравственных ценностей, то, соответственно, выбираю музыкальный материал,  хотя бы прикоснуться к малой доле всемирной музыкальной хоровой культуры:  русской, зарубежной, современной. Важно отметить, что дети не только знакомятся «на слух», но и участвуют в исполнении  этой музыки; а как известно в момент исполнения человек сопереживает, «пропускает через себя», что способствует творческому и духовному росту. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие музыкальных способностей детей младшего и среднего школьного возраста

Развитие музыкальных способностей младшего и среднего школьного возраста...

Развитие и поддержание учебной и познавательной мотивации младших и средних школьников.

статья посвящена  развитию и поддержанию учебной и познавательной мотивации младших и средних школьников...

методичесая разработка «Вводное занятие» по программе «Развитие вокально-хоровых навыков у детей среднего хора»

Цель методической разработки: Создание условий, способствующих развитию у детей интереса к хоровому пению и повышению их эмоциональной и музыкально-творческой активности.Занятие ориентировано на...

Особенности игры на разных возрастных этапах. Развитие игровых умений у детей младшей и средней групп.

В данной статье рассматривается игра как ведущая деятельность детей в дошкольном возрасте. Описаны первые попытки отечественных и зарубежных ученых понять природу игры, ее характерные черты и причины ...

Планы индивидуальных маршрутов развития детей среднего, старшего дошкольного возраста

В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Э...