Звукообразование и голосоведение
методическая разработка по теме

Будкова Лидия Николаевна

Открытый урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_18.11.2015.docx16.51 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Северо-западное окружное управления образования

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ "Школа № 883"

Хоровая школа "Дебют"

Открытый урок по академическому вокалу.

2 год обучения.

Тема урока:

Звукообразование и голосоведение

Автор: Будкова Лидия Николаевна,

педагог дополнительного образования

Москва – 2015


План открытого урока по академическому вокалу

педагога дополнительного образования Будковой Лидии Николаевны с ученицей 2 класса Снигир  Дашей

концертмейстер Гладышева Анастасия Владимировна

Тема урока: «Звукообразование  и голосоведение»
Цель урока:  Освоить и  систематизировать усвоенные ученицей понятий  о основных приемах звукообразования и голосоведения в практической певческой деятельности .
Задачи урока: 

1.Обучающие:
-   обеспечить формирование у ребенка  знаний об особенностях работы голосового аппарата;
-   систематизировать и обобщить  полученные знания по теме - звукообразование и голосоведение  

-    углубленное изучение различных видов звуковедения  staccato;  legato ; «кантилена» в вокальной музыке.
2. Развивающие :  создать условия  для развития у учащегося
-    певческих навыков в разнообразных темпах и жанрах;  

-    ровного звучания голоса  по всему диапазону ребенка   
-    активности артикуляционного аппарата при различных нюансах;
-    эмоционально - образной сферы  психологических процессов (воображения, мышления, памяти) при пении упражнений и в процессе работы над вокальными произведениями;
-   умения пользоваться диафрагмальным  дыханием.
3. Воспитательные  : создать условия для
-    воспитания сознательного подхода к обучению;
-    повышения уровня самооценки, стремления к самосовершенствованию  и творческой самореализации;
-    стимулирования творческого поиска в освоении новых разнохарактерных произведений.

Дата проведения:  18 ноября 2015 года
Время проведения урока : 14.15-15.00
Место проведения:  Школа  №883 структурное подразделение "Севастополь"
Продолжительность урока - 45 минут
Форма проведения урока : индивидуальная 

Тип урока: комбинированный
Методы ведения
-   
наглядный (слуховой и зрительный); 
-    словесный (комментарии, объяснения, образные сравнения, словесная оценка исполнения); 
-    фонетический; · вокальные упражнения;
-    проблемно – поисковый; 
-    объяснительно – иллюстративный;
-    методы показа и подражания, мысленного пропевания, сравнительного анализа.
Оборудование: фортепиано, ноутбук, видео фрагмент, зеркало.
Используемая нотная литература:
1. Музыка В.Беляева, слова монахини Марии "Творите добрые дела"

2. Музыка Л.Лядовой, слова В.Петрова "Стал сапожником енот"


Структура  урока

1. Начало урока – организационный момент.

2. Основная часть урока:   «Творите добрые дела» на слова монахини Марии, музыка В.Беляева ; «Стал сапожником енот» на слова В.Петрова, музыка Л.Лядовой ;

3. Заключительная часть урока , выводы

Ход урока.

      Снигир Даша, 8 лет, 2 класс. Характеристика ученицы: У Даши хорошие  музыкальные данные: голосовой диапазон - полторы октавы (ля малой октавы - до второй), хорошее чувство ритма. Тембр голоса - сильный, приятный. В процессе обучения - на уроках собрана,  внимательна, выполняет указания педагога.

1. Организационный:

   Приветствие. Название темы урока. Вступительное слово с обоснованием выбранной темы.

2.Основной;

     Артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика. Знакомство ученицы с новым произведением. Педагог кратко знакомит с авторами произведения "Творите добрые дела" - композитор А.Беляев наш современник (музыкант, композитор, педагог ). Показывается небольшой отрывок с концерта А.Беляева. Сотрудничает с Хором мальчиков и юношей "Дебют", слова написаны монахиней Марией. Это духовное произведение.

     Педагог сам исполняет произведение и обращает внимание Даши на кантиленое звучание голоса на протяжении всего произведения. Затем ставит задачи перед ученицей –  прочитать текст , пропеть мелодию,   сделать подтекстовку. Во время работы над произведением необходимо обратить внимание на звуковедение  и артикуляцию. Именно звукообразование обеспечивает качество дикции, способы звуковедения, ровность тембра, динамику и продолжительность фонационного вдоха и выдоха. Согласные буквы произносятся быстро, язык не напрягается, а работает слаженно вместе с артикуляционным аппаратом. При исполнении нужно прежде всего добиваться музыкальной выразительности и красоты напевного звучания. Звук должен   быть круглый , поставлен на опору.

    Далее ученица исполняет произведение "Стал, сапожником енот" , педагог обращает внимание на чередование приемов звуковедения legato  и staccato,  а также на приемы звукоизвлечения – выравнивание гласных, их округленного звучания, высокая вокальная позиция, высокий купол (высокое небо), объемное звучание чистого голоса без лишних шумов, хрипа, без форсирования звука.

3.Заключительный:

Подведение итогов урока.

Оценка работы обучающегося.

Задание на дом выучить текст нового произведения А.Беляева на стихи монахини Марии "Творите добрые дела"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок на тему: "Приобретение навыков дыхания и звукообразования в классе эстрадного пения"

Основы дыхания и звукообразования: упражнения на дыхание, распевки...

Методическая разработка «Дефекты звукообразования»

Актуальность данной методической разработки обусловлена проблемами развития подрастающего поколения, формирования гармонично развитой личности посредством вокального обучения. Автор раскрывает основны...

Особенности певческого звукообразования и дикции

Вокальная речь и звукообразование с позиции выравнивания гласных, роли согласных в произношении, характеристика кантилены. Рекомендации по воспитанию у детей правильной певческой дикции и звукообразов...

«Правильное звукообразование—основа певческих навыков в классе сольного пения»

Работа рассматривает основные принципы правильного звукообразования как в классе сольного пения, так и на занятиях детского хора академического направления...

Конспект проведения открытого занятия по теме: «Работа над звукообразованием».

приобщение детей к миру певческого искусства, заключающейся в проявлении себя через звучание певческого голоса...

Методическая разработка «Звукообразование и голосоведение».

Звукообразование и голосоведение – одни из самых сложных методических задач при обучении вокалу. Именно это и определяет актуальность данной методической разработки....