Методическая разработка «Звукообразование и голосоведение».
методическая разработка

Федосова Елена Фоминична

Звукообразование и голосоведение – одни из самых сложных методических задач при обучении вокалу. Именно это и определяет актуальность данной методической разработки.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Методическая разработка занятия к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Учимся петь»

 Тема:        «Звукообразование и голосоведение».

Проводит: Федосова Елена Фоминична, 

педагог ДО объединения

художественной направленности «Фантазия»

МКОУ «СОШ с. Коста Хетагурова»

Возраст детей: 8-12 лет

Цели: Улучшение качества звука путем работы над основной формой звукообразования – связным непрерывным пением, а также развитие системы специальных знаний, умений и навыков, позволяющих активно обогащать и расширять опыт музыкально-творческой деятельности обучающихся, способствуя активной естественности артикуляционного аппарата и снятию мышечных зажимов.

Задачи: 

Образовательные:

  • способствовать формированию личностного отношения к вокальному искусству;
  • правильно оформить атаку звука в отношении силы, характера и высоты;
  • формировать гласные, которые должны звучать округленно, ровно, прикрыто.

Воспитательные:

Содействовать формированию:

  • ценностного отношения к музыке, музыкальному творчеству;
  • чувства коллективизма, взаимоподдержки;
  • побуждать и закреплять потребности в творческом самовыражении личности.

Развивающие:

Развивать:

  • образное мышление средствами музыкальной выразительности;
  • голос, слух; внимание, воображение, музыкальную память;
  • логические навыки, умение анализировать смысловое содержание произведений, глубокое понимание в произведении смыслового значения слова, фразы, предложения;
  • эмоциональную сферу детей, творческую активность.

Оборудование и материалы: фортепиано; музыкальный центр; ноутбук; акустическая аппаратура; микрофон.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

а) Приветствие;

б) Сообщение темы урока и его задач;

2. Основная часть.

Тема нашего урока –«Звукообразование и голосоведение». Все вокальные навыки находятся в тесной взаимосвязи, поэтому работа над ними проводится параллельно. Естественно, каждое вокальное упражнение имеет цель формирования каких-то определённых навыков, но при его исполнении невозможно выпустить из внимания остальные. Это и является основной сложностью обучающегося певца – усвоить, что для достижения устойчивого результата, необходимо использовать абсолютно все знания, умения и навыки, полученные на занятиях. Сегодня на занятии мы будем работать над приемами звукообразования и голосоведения. Мы уже освоили некоторые вокально-певческие навыки, навыки певческой установки, певческого дыхания, дикционной активности. Т.о. подошли к этапу усовершенствования навыков и умений совершенствования вокально- певческих приемов, необходимых для поставленного голоса - пение на legato. Пение на legato( легато) - это умение связного, плавного пения, свободно льющегося голоса.

1. Разминка с использованием здоровьесберегающих технологий.

 Упражнение для положения корпуса, которое певец занимает во время пения «Певческая установка» Упражнение: необходимо потянуться, поиграть всеми мышцами, распрямить плечи, высоко поднять голову (так называемый «столб достоинства»), почувствовать себя победителем. Выполнение данного упражнения, его осознание, зафиксирует горделивую позу в мозгу, и мозг даст команду всем системам организма работать на его благополучие.

2. Дыхательные упражнения. 

Упражнения этой дыхательной гимнастики не только восстанавливают дыхание и голос, но и вообще чрезвычайно благотворно воздействует на организм в целом. Они восстанавливают нарушенное носовое дыхание, улучшают дренажную функцию бронхов, положительно влияют на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и лёгочной ткани, повышают общую сопротивляемость организма, его тонус, улучшают нервно — психическое состояние организма. Необходимо следить за тем, чтобы при вдохе не поднимались плечи, не напрягались мышцы шеи.

Упр-е № 1 Надуй шарик. «Надувая шарик» широко развести руки в стороны и сделать глубокий вдох, затем медленно сводить руки, соединяя ладони перед грудью и выдувая воздух – «ссс». Для правильного вдоха рекомендуются сравнения: «Вдохни так, чтобы воздух дошел до пояса», «вдохни глубоко, с удовольствием, как будто нюхаешь душистый красивый цветок». Взяв дыхание, не следует сразу выдыхать воздух. Необходима небольшая задержка дыхания, затем очень экономный, продолжительный выдох.

3. Вокальные упражнения. 

Упр-е № 2 Для размягчения и снятия напряжения голосовых связок: Пение закрытым ртом на букву (м-м-м) При пении с закрытым ртом формируется согласная "м", губы при этом не должны плотно сжиматься, а просто быть в сомкнутом состоянии. Зубы разомкнуты настолько, насколько это возможно, и звук направляется в головной регистр. Он не должен быть звонким, что явится свидетельством зажатия каких - либо мышц. Навык приобретается в среднем регистре, а потом уже переносится вверх или вниз. а) «укачивание» - важно, чтобы зубы были разжаты, а сам звук направлялся на губы; для выработки высокой позиции звука б) пение интервала секунда, с постепенным повышением, а затем понижением по полтона.

Упр-е № 3 На подвижность голосовых связок: воспроизведение последовательности звуков «ма-мэ-ми-мо-му» на одном дыхании, не изменяя высоту тона, после чего меняется слоговая последовательность - «гра-грэ-гри-гро-гру» .

Упр-е № 4 Для активизации голосовых связок, полезны при вялом тонусе голосовых мышц, при сиплом звуке. Для упражнения используется слоги «зи - за», который при воспроизведении принимает вид последовательности обрывистых звуков «Зи-и-и-и-зи-и-и-и- за…» исполняемых парными квинтовыми шагами с постепенным повышением, а затем понижением по полтона. При этом чтобы не было занижения звуков, важно представлять, что движение идет вверх.

3. Работа над песней.

1. Первичный разбор и работа над Песней о медведях

2. Работа над приемами звукообразования и голосоведения в песне Ю. Шевчука «Осень»

4. Заключительная часть.

Подведение итогов (осуществление оценки эффективности урока).

Подведём итоги нашего занятия. Сегодня мы уделили внимание усовершенствованию голосового аппарата, работали над приёмами звукообразования и голосоведения в распевках и песнях. Познакомились с новыми понятиями (понятие кантиленного пения; звукообразование; звуковедение; типы звуковедения)

Всего вам доброго. До встречи на следующем занятии!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

Методическая разработка «Дефекты звукообразования»

Актуальность данной методической разработки обусловлена проблемами развития подрастающего поколения, формирования гармонично развитой личности посредством вокального обучения. Автор раскрывает основны...

Методическая разработка "Основные певческие понятия, принципы звукообразования и некоторые вопросы практической работы с учеником"

Методическая разработка "Основные певческие понятия, принципы звукообразования и некоторые вопросы практической работы с учеником"...