Методическая разработка «Звукообразование и голосоведение».
методическая разработка
Звукообразование и голосоведение – одни из самых сложных методических задач при обучении вокалу. Именно это и определяет актуальность данной методической разработки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка занятия к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Учимся петь»
Тема: «Звукообразование и голосоведение».
Проводит: Федосова Елена Фоминична,
педагог ДО объединения
художественной направленности «Фантазия»
МКОУ «СОШ с. Коста Хетагурова»
Возраст детей: 8-12 лет
Цели: Улучшение качества звука путем работы над основной формой звукообразования – связным непрерывным пением, а также развитие системы специальных знаний, умений и навыков, позволяющих активно обогащать и расширять опыт музыкально-творческой деятельности обучающихся, способствуя активной естественности артикуляционного аппарата и снятию мышечных зажимов.
Задачи:
Образовательные:
- способствовать формированию личностного отношения к вокальному искусству;
- правильно оформить атаку звука в отношении силы, характера и высоты;
- формировать гласные, которые должны звучать округленно, ровно, прикрыто.
Воспитательные:
Содействовать формированию:
- ценностного отношения к музыке, музыкальному творчеству;
- чувства коллективизма, взаимоподдержки;
- побуждать и закреплять потребности в творческом самовыражении личности.
Развивающие:
Развивать:
- образное мышление средствами музыкальной выразительности;
- голос, слух; внимание, воображение, музыкальную память;
- логические навыки, умение анализировать смысловое содержание произведений, глубокое понимание в произведении смыслового значения слова, фразы, предложения;
- эмоциональную сферу детей, творческую активность.
Оборудование и материалы: фортепиано; музыкальный центр; ноутбук; акустическая аппаратура; микрофон.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
а) Приветствие;
б) Сообщение темы урока и его задач;
2. Основная часть.
Тема нашего урока –«Звукообразование и голосоведение». Все вокальные навыки находятся в тесной взаимосвязи, поэтому работа над ними проводится параллельно. Естественно, каждое вокальное упражнение имеет цель формирования каких-то определённых навыков, но при его исполнении невозможно выпустить из внимания остальные. Это и является основной сложностью обучающегося певца – усвоить, что для достижения устойчивого результата, необходимо использовать абсолютно все знания, умения и навыки, полученные на занятиях. Сегодня на занятии мы будем работать над приемами звукообразования и голосоведения. Мы уже освоили некоторые вокально-певческие навыки, навыки певческой установки, певческого дыхания, дикционной активности. Т.о. подошли к этапу усовершенствования навыков и умений совершенствования вокально- певческих приемов, необходимых для поставленного голоса - пение на legato. Пение на legato( легато) - это умение связного, плавного пения, свободно льющегося голоса.
1. Разминка с использованием здоровьесберегающих технологий.
Упражнение для положения корпуса, которое певец занимает во время пения «Певческая установка» Упражнение: необходимо потянуться, поиграть всеми мышцами, распрямить плечи, высоко поднять голову (так называемый «столб достоинства»), почувствовать себя победителем. Выполнение данного упражнения, его осознание, зафиксирует горделивую позу в мозгу, и мозг даст команду всем системам организма работать на его благополучие.
2. Дыхательные упражнения.
Упражнения этой дыхательной гимнастики не только восстанавливают дыхание и голос, но и вообще чрезвычайно благотворно воздействует на организм в целом. Они восстанавливают нарушенное носовое дыхание, улучшают дренажную функцию бронхов, положительно влияют на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и лёгочной ткани, повышают общую сопротивляемость организма, его тонус, улучшают нервно — психическое состояние организма. Необходимо следить за тем, чтобы при вдохе не поднимались плечи, не напрягались мышцы шеи.
Упр-е № 1 Надуй шарик. «Надувая шарик» широко развести руки в стороны и сделать глубокий вдох, затем медленно сводить руки, соединяя ладони перед грудью и выдувая воздух – «ссс». Для правильного вдоха рекомендуются сравнения: «Вдохни так, чтобы воздух дошел до пояса», «вдохни глубоко, с удовольствием, как будто нюхаешь душистый красивый цветок». Взяв дыхание, не следует сразу выдыхать воздух. Необходима небольшая задержка дыхания, затем очень экономный, продолжительный выдох.
3. Вокальные упражнения.
Упр-е № 2 Для размягчения и снятия напряжения голосовых связок: Пение закрытым ртом на букву (м-м-м) При пении с закрытым ртом формируется согласная "м", губы при этом не должны плотно сжиматься, а просто быть в сомкнутом состоянии. Зубы разомкнуты настолько, насколько это возможно, и звук направляется в головной регистр. Он не должен быть звонким, что явится свидетельством зажатия каких - либо мышц. Навык приобретается в среднем регистре, а потом уже переносится вверх или вниз. а) «укачивание» - важно, чтобы зубы были разжаты, а сам звук направлялся на губы; для выработки высокой позиции звука б) пение интервала секунда, с постепенным повышением, а затем понижением по полтона.
Упр-е № 3 На подвижность голосовых связок: воспроизведение последовательности звуков «ма-мэ-ми-мо-му» на одном дыхании, не изменяя высоту тона, после чего меняется слоговая последовательность - «гра-грэ-гри-гро-гру» .
Упр-е № 4 Для активизации голосовых связок, полезны при вялом тонусе голосовых мышц, при сиплом звуке. Для упражнения используется слоги «зи - за», который при воспроизведении принимает вид последовательности обрывистых звуков «Зи-и-и-и-зи-и-и-и- за…» исполняемых парными квинтовыми шагами с постепенным повышением, а затем понижением по полтона. При этом чтобы не было занижения звуков, важно представлять, что движение идет вверх.
3. Работа над песней.
1. Первичный разбор и работа над Песней о медведях
2. Работа над приемами звукообразования и голосоведения в песне Ю. Шевчука «Осень»
4. Заключительная часть.
Подведение итогов (осуществление оценки эффективности урока).
Подведём итоги нашего занятия. Сегодня мы уделили внимание усовершенствованию голосового аппарата, работали над приёмами звукообразования и голосоведения в распевках и песнях. Познакомились с новыми понятиями (понятие кантиленного пения; звукообразование; звуковедение; типы звуковедения)
Всего вам доброго. До встречи на следующем занятии!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/02/picture-54919.jpg)
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/17/picture-64754-1413516220.jpg)
Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....
Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"
Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/28/picture-263102-1393550247.jpg)
«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс
Данная работа посвящена 1150- летию образования российской государственности. В работе представлены: история образования российской государственности, история симво...
Методическая разработка «Дефекты звукообразования»
Актуальность данной методической разработки обусловлена проблемами развития подрастающего поколения, формирования гармонично развитой личности посредством вокального обучения. Автор раскрывает основны...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/04/picture-737123-1491296018.jpg)
Методическая разработка "Основные певческие понятия, принципы звукообразования и некоторые вопросы практической работы с учеником"
Методическая разработка "Основные певческие понятия, принципы звукообразования и некоторые вопросы практической работы с учеником"...