Методическая разработка «Дефекты звукообразования»
методическая разработка по музыке по теме

Актуальность данной методической разработки обусловлена проблемами развития подрастающего поколения, формирования гармонично развитой личности посредством вокального обучения. Автор раскрывает основные дефекты звукообразования, возникающие в разный период времени формирования голоса, связанные с физиологическими изменениями организма, а также с техническими трудностями звукоизвлечения. Автор рассматривает проблему дефектов звукообразования, предлагает пути решения, способствует формированию физического и нравственно-эстетического развития индивидуальности воспитанника.

Цель данной методической разработки – раскрыть дефекты звукообразования у детей и подростков, определить пути решения проблемы, предложить практическое руководство (приёмы работы).

Основная задача – дать представление о факторах, влияющих на успешность обучения пению, о психологических, физиологических причинах разного рода трудностей, возникающих в обучении и проявляющихся в низких творческих результатах обучающихся; о возможных способах выявления причин существующих нарушений; рекомендовать методическое руководство по устранению и исправлению дефектов звукообразования, воспитанию вокальных навыков. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_2.docx55.06 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Федеральное государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Тверское суворовское военное училище
Министерства обороны Российской Федерации»

Методическая разработка

«Дефекты звукообразования»

                                                                        педагог дополнительного образования

Т. А. Карпенко  

                                                           Обсуждено на заседании отдельной  

                                 дисциплины дополнительных

                                  образовательных программ

                                                           Председатель – педагог

                                                           дополнительного образования

                                                           (руководитель дисциплины)                                                                                                                            

                                           В. Лаврентьев

Утверждено и рекомендовано к использованию

на заседании ОД

Протокол № __ от «__» _______2013 г.

Тверь 2013г.

Содержание

                1. Вводная часть.………...……………………………………………………2

                1.1. Актуальность   …………………………………………………...2

                1.2. Цель, основная задача……………………………………………2

        2. Основная часть…………………………......................................................2

                2.1. Правила при звукообразовании…………………………………2

2.2. Технические приемы в пении. Формы звукообразов…………3

2.3. Определение дефектов звукообразования……………………. 4

                3. Заключительная часть……………………………………………………..9

                        3.1. Применение технологий………………………………………..10

                4. Словарь специальных терминов…………………………………………11

                5. Список использованной  литературы…………………………………   15

                        6. Рецензия…………………………………………………………………...17

     

                Пояснительная записка

Актуальность данной методической разработки обусловлена проблемами развития подрастающего поколения, формирования гармонично развитой личности посредством вокального обучения. Автор раскрывает основные дефекты звукообразования, возникающие в разный период времени формирования голоса, связанные с физиологическими изменениями организма, а также с техническими трудностями звукоизвлечения. Автор рассматривает проблему дефектов звукообразования, предлагает пути решения, способствует формированию физического и нравственно-эстетического развития индивидуальности воспитанника.

Цель данной методической разработки – раскрыть дефекты звукообразования у детей и подростков, определить пути решения проблемы, предложить практическое руководство (приёмы работы).

Основная задача – дать представление о факторах, влияющих на успешность обучения пению, о психологических, физиологических причинах разного рода трудностей, возникающих в обучении и проявляющихся в низких творческих результатах обучающихся; о возможных способах выявления причин существующих нарушений; рекомендовать методическое руководство по устранению и исправлению дефектов звукообразования, воспитанию вокальных навыков.

Правила при звукообразовании в пении:

- все голоса используют один вид атаки;

- перед атакой звука его нужно мысленно оформить в отношении силы, характера, высоты и уже потом брать спокойно и легко;

- с самого момента зарождения звук должен иметь точную высоту, силу, тембр и форму гласной.

- при атаке звука не должно быть шумовых призвуков и подъездов;

- певческие звуки формируются на гласных, которые должны звучать округленно, ровно,  прикрыто, выровнено на всем диапазоне голоса.  

Важная роль в правильном звукообразовании принадлежит высокой певческой позиции, при которой на всем диапазоне сказывается действие головных резонаторов. Звук при этом обретает звонкость, объемность, летучесть.

Чувство певческой опоры распространяется на все стороны процесса пения: дыхание, деятельность голосового аппарата. Певческая опора - комплексное сложное чувство, характеризующее особое качество певческого звука, его яркость, глубину, устойчивость.

Технические приемы в пении. Формы звукообразования

Основной формой звукообразования является legato – связное непрерывное пение, при котором все гласные должны быть плотно соединены между собой. При хорошем legato один звук переходит в другой без перерыва.

Non legato – пение, при котором звуки не связываются между собой. Они разделяются без возобновления дыхания путем его задержки.

Staccato – короткое, отрывистое исполнение звука. Возобновление дыхания производится только на границах построений. Звуки должны составлять единую линию и каждый раз заново не организовываться.

Marcato - подчеркнутое исполнение звука часто встречается в хорах.

Portamento - скользящий переход от одного звука к другому. В нотописи не фиксируется, применяется для выразительности. При исполнении portamento важно не менять положение голосового аппарата, его внутреннюю вокальную установку.

Филировка - гибкое пение cres и dim. Качество его зависит от сильного и равномерного выдоха, оно тем лучше, чем гибче и длиннее выдох.

Glissando - прием, не допускаемый на близких интервалах. Используется как колористический способ тембровой окраски.

Пение с закрытым ртом. При пении с закрытым ртом формируется согласная "м", губы при этом не должны плотно сжиматься, а просто быть в сомкнутом состоянии. Зубы разомкнуты настолько, насколько это возможно, и звук направляется в головной регистр. Он не должен быть звонким, что явится свидетельством зажатия каких - либо мышц. Навык приобретается в среднем регистре, а потом уже переносится вверх или вниз.

Эти задачи, а также особенности их реализации (оперное, концертное, хоровое, эстрадное пение и др.) привели к тому, что вокальная речь, несмотря на наличие общего механизма звукообразования, имеет ряд существенных отличий от обычной речи, заключающихся прежде всего в следующем: специфике организации дыхания; наличии особой структуры формант, характеризующейся появлением особых певческих формант; способности к подстройке формант в верхнем диапазоне певческого голоса; использовании различных регистров; наличии амплитудной и частотной модуляции (вибрато и тремоло); больших флюктуациях акустических параметров при выражении эмоций, особой системе обратной связи (эффект Томатиса) и др.

Все это обуславливает специфику акустических характеристик вокальной речи — более широкий частотный диапазон, большой динамический диапазон, особое спектральное распределение мощности и др., — а также создает определенные проблемы с разборчивостью.

Процесс звукообразования вокальной речи включает в себя все основные этапы, которые используются при создании обычной речи: генерацию, фонацию (для гласных и звонких согласных), артикуляцию и излучение звука. Однако перечисленные выше особенности вокальной речи вносят свои коррективы в организацию процессов, связанных с использованием как голосовых источников (генерация и фонация), так и резонаторных полостей (артикуляция). Проблемы организации дыхания при пении являются сложнейшей задачей, связанной с постановкой голоса, и рассматриваются в специальных руководствах.

Определение дефектов звукообразования

Качание и тремоляция

Причины возникновения

Причина возникновения - от избыточного воздуха и от частого форсирования звука. Исправляется путем пения в небольших нюансах и диапазоне, с закрытым ртом и ровным звуком. Чаще подобный недостаток возникает у детей и у молодых вокалистов.  Голос льётся не ровно и  гладко, а как бы дрожит, качается между соседними звуками, пульсирует. По природе своей  это – вибрация. Вибрация голоса  имеет две характеристики:  размах и скорость. Размах – это степень крайних отклонений звука от основного тона. Скорость  – это частота   колебаний  в секунду. Вибрация в 6-7 колебаний в секунду называется вибрато. Вибрато является свойством хорошего вокала. Оно придаёт голосу яркость и динамичность. Но если скорость вибрации больше или меньше 6-7  колебаний  – это уже недостаток, требующий  исправления.

При скорости вибрации больше 6-7 колебаний  появляется  тремоляция («барашек»),  а при меньшей скорости –  неустойчивая интонация, качание звука. Причиной  возникновения этих недостатков может быть заболевания голосового аппарата. (На начальном этапе обучения при возникновении подобного недостатка важна консультация фониатра).

При здоровом состоянии голосового аппарата причиной возникновения тремоляции и качания голоса являются:

- неправильная постановка голоса;

- отсутствие навыка певческого дыхания;

- постоянное  форсирование  звука.

Методы исправления, приёмы работы

- научиться  правильно дышать при пении. Вдох должен быть активным, бесшумным и глубоким, а выдох ровный и продолжительный.   Для тренировки  можно использовать различные упражнения дыхательной гимнастики;

- петь упражнения с закрытым ртом на согласный «м», тренировать ровный, без толчков, выдох;

- петь упражнения с открытым ртом хорошо прикрытым звуком. Самые лучшие гласные для устранения тремоляции – это «у» и «о».

Пение должно быть   негромким, максимум  mf,   без форсирования, так как при громком пении вибрация увеличивается. Упражнения должны быть построены на ряде последовательных тонов в пределах квинты, не больше. Темп  небыстрый,  максимально позволяющий снять качание. Усложнять упражнения и прибавлять темп  следует  постепенно, по мере выравнивания звука.

Горловой звук

Причины возникновения

Основной причиной возникновения горлового звука является неверная опора, когда при слабом голосе учащиеся (певцы) хотят громкого пения. Происходит перенапряжение мышц, что вызывает горловой звук.

Как следствие:

- перенапряженная гортань;

- высоко поднятая голова (смотрит на учителя);

- нет правильной организации звука с дыханием-резонатором;

- неумение перейти из речевого в певческий регистр;

(координационная работа связок);

- скована нижняя челюсть

 

Методы исправления, приёмы работы

- стабилизация гортани;

- освобождение нижней челюсти;

- координирование певческого дыхания и звукообразования;

- использование мягкой и придыхательной атаки звука;

- формирование резонаторных ощущений.

Для устранения дефекта необходимо:

- снять большие нюансы;

- снять твердую атаку (использовать придыхательную);

- петь на слоги "ха", "ху".

Подобный недостаток является самым типичным недостатком начального этапа обучения, который образуется у детей чаще всего из-за ложных представлений, связывающих певческое звукоформирование только с ротоглоточной частью голосового аппарата. (Говорим ртом, и формировать вокальный звук надо также). Голос ребенка при отсутствии слуховой и вокальной координации не может перейти из речевого режима в певческий.

- горловой звук образуется из-за напряженности, малоподвижности, «скованности» нижней челюсти. При таком положении гортань оказывается в неестественно высоком положении. Свободного открытия рта добиваются на гласных «А», «О», «У» как в речевых, так и вокальных упражнениях;

- в данном случае необходимо стабилизировать гортань опущенным подбородком и поднятием мягкого нёба, чтобы звук свободно попадал в резонаторы. Спазматические рефлексы на перенапряженное звукообразование хорошо удаляются упражнением на согласный «Г» с придыхательной атакой, например, в сочетании с гласной «ГА»;

- необходимое условие перевода звука из глотки в головной резонатор-формирование округлого прикрытия (полузевка). Натяжение мягкого нёба способствует беспрепятственному попаданию в верхние резонаторы. Для округлённого звучания используют различные сочетания согласных с гласными «О», «Ё» («ЛЁ», «МО», «РО», «ЗО» и т.д.);

- мягкий, некрикливый звук достигается владением правильного певческого, вдоха и контролируемого выдоха. Научить детей экономно, ровно и постепенно расходовать воздух – это значит научиться долго, ровно, красиво тянуть звук, что является основой певческого искусства;

- частой причиной горлового пения является речевая манера звукообразования и, как следствие, доминирование речевого (грудного) резонатора, в связи с чем следует активизировать работу верхнего резонатора,  используя в упражнениях для распевания высокую тональную настройку. На начальном этапе обучения пению необходимо научить формировать звук сначала в фальцетном регистре, затем переходить к легкому миксту.

Вся вокальная методическая литература акцентирует внимание на двух основных резонаторах: головном и грудном. Под головным понимаются полости, расположенные выше гортани, в лицевой части головы (лобные, гайморовы пазухи). Благодаря этому резонатору певческий звук приобретает естественное, звонкое, полетное звучание. («По-настоящему поет тот, кто умеет переносить звучание голоса в голову»,- говорили старые итальянские мастера пения).

Дыхание, гортань и резонаторы – это, как известно, три основные части голосового аппарата, работающие в тесном взаимодействии друг с другом и представляющие собой единую систему.

Основной метод воспитания резонаторных ощущений – это последовательный подбор упражнений способствующий закреплению певческих навыков и доведение его до автоматизма.

Гнусавое пение

Причины возникновения

- как результат болезни;

- как следствие низко опущенных небных занавесок, которые перекрывают небо, отчего воздух идет в нос (рекомендуется петь звуки с округлыми гласными "о", "у")

Методы исправления, приёмы работы

- формирование правильного певческого зевка;

- формирование в звуке высокой певческой форманты;

- активизация головного резонатора.

Активным включением головных резонаторов с контролем ощущений лобных пазух способствуют упражнения на слоги «БРА», «ДА», «РЭ», «РО». Пение слогов «НЭ», «МЭ», «РЭ» не только хорошо поднимает нёбную занавеску, но и способствует хорошей настройке головных резонаторов. Для исправления этого недостатка хорошо активизировать мягкое нёбо использованием твёрдой атаки звука и штриха стаккато.

Глубокое, «задавленное» пение

Причины возникновения

Учащиеся, стремясь сформировать звук вокально, чрезмерно округляют его, в связи с чем он становится глубоким, задавленным.

- возникает из-за перекрытия звука, глубокого «зевка»;

- чрезмерно низкое положение гортани;

- высокое надсвязочное давление как следствие «перезакрытого» рта;

- в голосе отсутствует высокая певческая форманта.

Методы исправления, приёмы работы

- формирование правильного певческого зевка;

- формирование в голосе обертонов высокой певческой форманты;

- активизация головного резонатора и близкого звукообразования.

Формированию близкого звучания хорошо помогает рекомендация Л.Б. Дмитриева о классическом положении артикуляционных органов для гласной «А»: «губы в форме непринужденной улыбки, язык в виде «ложечки» с концом у края зубов, широкая мягкая глотка, поднятое мягкое нёбо» При таком положении после пропевания гласного «А», также «И», «Е» принимают округлую форму.

Звонкость, «полетность», «серебристость» придает голосу так называемая высокая певческая форманта (ВПФ), благодаря резонированию на частоту 2500-3000 Гц. Это группа усиленных обертонов находится в области ре-соль четвертой октавы.

Индикатором и активизацией высокой певческой форманты является правильное направление звука в головной резонатор. Почти все первые упражнения на вокальных занятий начинаются «немым звуком» - закрытым ртом или на слог «НГА».

Для того чтобы придать звуку блеск, яркость, полётность, хорошо использовать близкие по образованию гласные и согласные («И», «Ю», «ЗИ», «ЛИ», «МИ», «ЛЮ», «РИ»).

Открытый белый звук

Причины возникновения

Звук возникает вследствие неправильного звукообразования, при котором слишком растягивается горизонтально рот. Такой недостаток бывает тогда, когда на первое место выдвигается слово в ущерб звуку. Для исправления нужно петь в высокой позиции, округляя гласные и вырабатывая навык "зевка", а также петь выдержанные звуки на слоги " мо, ма, мэ, ми, му" и тоже с округлением гласных.

Открытый «белый» звук характеризуется пением, напоминающим речевую манеру.

- не активно мягкое нёбо;

- гортань в высоком положении;

- отсутствуют навыки смешанного резонирования.

Методы исправления, приёмы работы

- формирование ротоглоточного рупора;

- нахождение правильного положения гортани;

- работа над резонаторными ощущенииями.

Для исправления открытого белого звука надо вырабатывать у певцов навык «зевка», посыла округленного звука в точку головного резонатора. При этом полезны упражнения на «прикрытые» гласные «У», «О», «А». Эти гласные рекомендуют использовать для активизации вялого мягкого нёба, освобождения нижней челюсти, нахождения грудного резонирования. Согласные «К», «Г», активизирующие работу мягкого нёба, также могут помочь при исправлении плоского, «белого» звучания.

Форсированный звук 

Причины возникновения

Форсированный звук появляется в следствии злоупотребления твердой атакой и громкой динамикой, а также из-за стремления петь громче, чем свойственно данному голосу (аналогично с горловым звуком). Происходит нажим на связки.

Такое пение не только некрасиво и неприятно на слух с точки зрения эстетического восприятия, но и вредно для певческого аппарата. Хоры, поющие форсированным звуком, как правило, детонируют, фальшивят, не умеют петь кантилену.

- постоянное употребление твёрдой атаки;

- отсутствие навыков легатного звуковедения;

- напряженная гортань;

- чрезмерно крупный вдох;

- гиперактивность ребенка.

Методы исправления, приёмы работы

Исправить этот дефект можно мягкой атакой, пением с закрытым ртом, небольшими нюансами

- использовать исключительно мягкую и придыхательную атаку звука.

- работать над легатным звуковедением.

- удалить гортанный зажим, переключая внимание исполнителей с горлового ощущения на грудобрюшные мышцы живота и резонаторные ощущения.

- исключить в распевках и произведениях громкое звучание, провоцирующее крикливость.

Организация мягкой атаки хорошо достигается употреблением сонорных согласных «Л», «М», «Н».

Фальшивое пение 

Причины возникновения

Фальшивое пение возникает в следствии низкой позиции, болезни голосового аппарата, отсутствия слуха. Это распространенный дефект звукообразования учебных коллективов. Основной причиной возникновения фальшивого пения у начинающих певцов является неумение слушать себя, перенос манеры “разговорного голоса” в пение.

Методы исправления, приёмы работы

- пение упражнений в нюансах р и тр с филировкой звука в среднем регистре;

- пение упражнений stаccato;

- пение гаммаобразных последовательностей;

- организация дыхания.

Вялое и бездыханное пение

Причины возникновения

Вялое пение  – это пение без опоры.

Методы исправления, приёмы работы

Пение упражнений:

- в быстром темпе;

- четком ритме;

- на опоре.

Тихий голос не является недостатком в звукообразовании, но может быть связан со следующими причинами:

- отсутствует навык певческой опоры;

- не сформированы резонаторные ощущения;

- вялая, несогласованная работа артикуляционного аппарата;

- пассивный тонус поющих (поющего).

Методы исправления, приёмы работы

- формирование певческой опоры;

- работа над формированием резонаторных ощущений;

- развитие смешанного типа голосообразования;

- активизация артикуляционного аппарата.

На первом этапе работы должно концентрироваться внимание на «приближение звука», направляя его в твердое нёбо, к передним зубам. Хорошо использовать в упражнениях звонкие согласные. Так «Д», «З», «Л», «М», «Н» - приближают звук; «М», «Н» - усиливают резонирование носовой полости; «Р» - активизирует сокращение голосовых связок и работу дыхания.

Второй этап предусматривает воспитание резонаторных ощущений, способствующих смешанному характеру звукообразования. Звук, сформированный в высокой позиции, должен мягко опираться на грудной резонатор. Мышечно-слуховые ощущения хорошо нарабатываются в центре диапазона, а также при нисходящем движении из головного в грудной регистр. Грудной резонатор способствует формированию сочного, насыщенного звука (верхние ему придают яркость, «летучесть», блеск).

Хороший, полноценный голос одновременно озвучивает головной и грудной резонаторы. Первостепенная задача - стремиться выявить естественный тембр ребенка.

Пестрое пение в ансамбле 

Причины возникновения

Пёстрое пение - это разноманерное пение, то есть ситуация, когда все певцы по-разному формируют гласные из-за неумения сохранять зафиксированное положение зевка, принимающего форму соответствующей пропеваемой гласной. Исправляется подобный недостаток выработкой единой манеры формирования гласных. Преодоление всех вышеперечисленных дефектов звукообразования требует настойчивости, постоянной, систематической и целенаправленной работы педагога и певцов.

Главная причина возникновения - речевая манера пения и, как следствие, отсутствие единства в произношении гласных.

Методы исправления, приёмы работы

Единая манера пения предполагает формировать гласные «открытые» (а, я, э, е, и, ы) по образцу «прикрытых» способом округления. Поем «А» - мыслим «О»; поем «И» - мыслим «Ю» и т.д.

- активизировать в звукообразовании мягкое нёбо.

- использовать в упражнениях для выравнивания гласных следующие сочетания: а-е-и; и-э-а; у-о-а, а также слоги «ДУ», «КУ», «ЛЁ», «ГНО».

Заключительная часть

Применение игровых технологий в решении задач по исправлению дефектов звукообразования – способствуют непринуждённости, активизации и интенсивности деятельности учащихся в любом возрасте. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности. В практической работе педагоги дополнительного образования часто используют готовые, хорошо проработанные игры с прилагаемым учебно-дидактическим, практическим материалом, соответствующего возрастным особенностям воспитанника, учебной группы.

Технология индивидуального обучения, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными, а индивидуальный подход как принцип обучения осуществляется в определённой мере во многих технологиях, поэтому её считают проникающей технологией – предполагает более качественную работу над исправлением недостатков звукообразования с учётом личностно-ориентированного подхода.

Все возможные вокальные трудности препятствуют быстрому достижению высоких и стабильных творческих результатов. Главным критерием устранения типичных недостатков, указанных в работе, является воспитание вокальных навыков, которые должны быть доведены до автоматизма, это станет залогом красивого вокального звука, а значит и исполнительских достижений.

Словарь специальных терминов

Артикуляционный аппарат  — система органов, благодаря работе которых формируются звуки речи. К ним относятся: голосовые складки, язык, губы, мягкое небо, глотка, нижняя челюсть (активные органы); зубы, твердое небо, верхняя челюсть (пассивные органы).

Артикуляция [латин. articulatio] (лингв.) Работа органов речи, необходимая для произнесения звуков речи.

Атака - (фр. attaque — нападение) — в вокальной методике означает начало звука. Термин применяется к фонации чистых гласных. Различают три вида атаки: твердая, мягкая и придыхательная. Твердая атака характеризуется плотным смыканием голосовых складок до начала звука… Мягкая атака, которой стремятся пользоваться певцы, характеризуется одновременностью смыкания голосовых складок и посыла дыхания. При придыхательной атаке голосовые складки смыкаются на уже вытекающей струе воздуха, что и создает своеобразное придыхание… Может появиться утечка воздуха…

Беглость – техника пения в быстром движении.

Белый звук - термин, распространенный в вокальной практике для обозначения так  называемого открытого звучания голоса. В академической манере пения такое звучание не допускается. Белый звук применяется в классическом пении как выразительное средство. 

Бельканто -  (итал. belcanto – прекрасное пение) – стиль пения, сложившийся в Италии к середине XVII в. и господствовавший до 1-й половины XIX в. (эпоха бельканто). В современном понимании – эмоционально насыщенное, красивое, певучее, звучное вокальное исполнение.

Вибрато - (итал.vibrato, лат. vibratio – колебание) – периодическое изменение звука по высоте, силе и тембру.

Вокализ – (лат. vocalis - гласный) – музыкальное произведение для голоса без текста, написанное с целью выработки определенных вокально-технических навыков или для концертного исполнения.

 Вокализация – (от итал. vocalizzazione) – исполнение мелодии на гласных звуках или распевание отдельных слогов какого-либо слова.

Вокальная школа – 1) Система вокально-исполнительских принципов и педагогических методов, формирующаяся в музыкальной культуре народов различных стран. 2) Совершенство владения техническими возможностями голоса (певец с хорошей или плохой вокальной школой).

Вокальное искусство – см. Пение

Вокальный слух – специфическое сложное восприятие звука через мышечное чувство звука вместе с другими ощущениями, сопровождающими пение (вибрационными, ощущениями подскладочного давления, «столба» воздуха).

Головной голос – см. Фальцет.

Голос – 1) Звуки, производимые голосовым аппаратом и служащие для общения между людьми. Голос может быть речевым, певческим и шепотным. 2) Отдельная партия в хоре, ансамбле, оркестре.

 Голосоведение – движение каждого отдельного голоса и всех голосов вместе в многоголосном произведении.

Голосовой аппарат – система органов, служащая для образования звуков голоса и речи.

 Голосообразование, звукообразование, фонация – процесс образования звука голоса.

 Горловой звук – специфическое звучание голоса, образующееся в результате того, что голосовые складки работают в режиме «пересмыкания», т.е. в процессе колебания фаза их сомкнутого состояния превалирует над разомкнутой, а сама гортань напряжена.

Детонирование (от фр. detonner – петь фальшиво) – пение с пониженной, реже с повышенной интонацией.

Диапазон [от греч. dia pason (chordon) – через все (струны)] – звуковой объем голоса или инструмента от самого нижнего до самого верхнего звука.

Дикция (от лат. diction - произнесение) – ясность, разборчивость произнесения текста.

Дыхание – один из основных факторов голосообразования, энергетический источник голоса.

Закрытый звук – звук, образуемый при пении закрытым ртом.

Звуковедение – термин, обозначающий различные виды ведения голоса по звукам мелодии (напр., кантилена, портаменто, маркато и т.п.).

Звукообразование – см. Голосообразование.

Импеданс (от лат. impeditio - препятствие) – обратное акустическое сопротивление, которое испытывают голосовые складки со стороны ротоглоточного канала.

Интонация (от лат. intono – громко произношу) – 1) Воплощение художественного образа в музыкальных звуках. 2) Небольшой, относительно самостоятельный мелодический оборот. 3) Точное воспроизведение высоты звука при музыкальном исполнении.

Йодль (нем. Jodel) – жанр народных песен у альпийских горцев (в Австрии, Южной Боварии и Швейцарии). Исполнение характеризуется резкой сменой головного (фальцетного) и грудного звучания без микста на широких интервалах и звуках разложенного аккорда.

Кантилена – (лат. cantilena - пение) 1) Певучее, звязное исполнение мелодии, основной вид звуковедения, построенный на технике legato. 2) Напевная мелодия, вокальная или инструментальная.

Маска – термин вокальной практики, означающий ощущение вибраций в верхней части лица, возникающее во время пения в результате резонирования носовой и придаточных полостей.

Медиум – (от лат. medius - средний) термин, применяемый в вокальной педагогике для обозначения средней части диапазона женских голосов.

Мелизмы - (от греч. melisma – песнь, мелодия) 1) Мелодические отрывки (колоратуры, рулады, пассажи и другие вокальные украшения) и целые мелодии, исполняемые на один слог текста (отсюда выражение «мелизматическое пение»). 2) Мелодические украшения в вокальной и инструментальной музыке (форшлаг, мордент, группетто, трель).

Мелодекламация – (от греч. melos – мелодияи от лат. declamation – декламация) – художественное чтение стихов или прозы на фоне музыкального сопровождения, а также произведения, в основе которых лежит такое соединение текста и музыки.

Мецца воче – (итал. mezza voce – вполголоса) –  пение в динамике mezza piano  с сохранением всех качеств опертого смешанного звукообразования, но с превалированием фальцетной работы голосовых складок.

Микст – (от лат. mixtus – смешанный) – регистр певческого голоса, в котором смешиваются грудное и головное резонирование.

Мутация  - (от лат. mutation –изменение, перемена) –  переход детского голоса в голос взрослого.

Мышечные приемы – способ прямого сознательного воздействия на работу отдельных частей голосового аппарата.

Народная манера пения – менера пения, характеризующаяся резким разделением регистров, большей открытостью звука.

 Носовой призвук – призвук, возникающий  в тембре голоса при опускании мягкого неба, когда часть звуковых волн непосредственно попадает в носовую полость.

Опора – термин, употребляемый в вокальном искусстве для характеристики устойчивого, правильно оформленного певческого звука («опертое звучание») и манеры голосообразования («пение на опоре»).

Орфоэпия (от греч. orthos – правильный, epos – речь) – правильное литературное произношение текста.

Открытый звук – перенесение речевого звучания гласных в пение. Используют в народном пении.

Пассаж  (фр. passage, букв. – переход) – последование звуков в быстром движении, часто встречающееся в виртуозной музыке (аккордовые, гаммообразные и смешанные).

Певческая установка – термин, обозначающий положение, которое должен принять певец перед началом пения.

Певческие ощущения – ощущения, которые помогают певцу в контроле за голосообразованием.

Пение, вокальное искусство – эмоционально-образное раскрытие содержания музыки средствами певческого голоса.

Переходные звуки – звуки, лежащие на границе натуральных регистров голоса.

Позиция звука – термин, употребляемый в вокальной педагогике для выражения влияния тембра на восприятие высоты звука. Различают высокую и низкую позиции.

Полетность – свойство правильного поставленного певческого голоса быть хорошо слышимым в зале.

Портаменто (от итал. portare la voce – переносить голос) – в солном пении скользящий переход от одного звука мелодии к другому. Одно из средств выразительности в пении.

Постановка голоса – процесс развития в голосе качеств, необходимых для его профессионального использования.

Прикрытие – вокальный прием, применяемый при формировании верхнего участка диапазона голоса выше переходных звуков.

Прямой голос – голос, лишенный вибрато.

Регистр (от лат. registrum – список, перечень) – ряд звуков голоса, извлекаемых одним и тем же способом и однородных по тембру.

Резонанс (от фр. resonance, от лат. resono – звучу в ответ, откликаюсь) – явление, при котором в теле, называемом резонатором, под воздействием внешних колебаний возникают колебания той же частоты.

Резонаторы – в голосовом аппарате – полости, резонирующие на возникающий в голосовой щели звук и придающие ему силу и тембр.

Ровность голоса – качество хорошо поставленного певческого голоса, заключающееся в едином тембровом звучании голоса по всему диапазону и на всех гласных.

Рулада (от фр. rouler – катать взад и вперед) – быстрый виртуозный пассаж в пении, род колоратуры.

Тембр (фр. timber) – окраска звука , качество, позволяющее различать звуки одной высоты, исполненные на различных музыкальных инструментах или разными голосами.

Тесситура (итал. tessitura – ткань) – звуковысотное расположение мелодии по отношению к диапазону конкретного голоса, без учета предельно низких и высоких звуков голоса.

Трель (итал. trillo, от trillare – дребезжать) – мелодическое украшение, состоящее из двух быстро чередующихся соседних звуков, из которых нижний – основной, определяющий высоту трели, и верхний – вспомогательный.

Фальцет (лат. falsetto, от falso – ложный) – способ формирования высоких звуков, а также верхний регистр мужского певческого голоса, храрктеризующийся слабым звучанием и бедностью тембра.

Филировка, филирование (от фр. filer un son – тянуть звук) – умение плвно изменять динамику тянущегося звука от forte к piano и наоборот.

Фиоритура (итал. fioritura – цветение) – различного рода мелодические украшения.

Фонация – см. Голосообразование.

Форманта (от лат. formans – образующий) – группа усиленных обертонов, формирующих специфический тембр голоса.

Форсирование (от фр. force – сила) – пение с чрезмерным напряжением голосового аппарата, нарушающее тембровые качества голоса, естественность звучания.

Перечень учебно-методического обеспечения и список  литературы:

Дмитриев, Л. Б.  Основы вокальной методики / Л.Б. Дмитриев. – Москва: Музыка, 2007.

Морозов, В. П.  Искусство резонансного пения / В. П. Морозов. –  Москва: 2002.

Морозов, Л. Н. Школа классического вокала: Мастер-класс (+DVD): учебное пособие / Л. Н. Морозов. – Санкт-Петербург: Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2010.

Романова, Л. В. Школа эстрадного пения: учебное пособие + DVD. – 2-е издание / Л. В. Романова. – Санкт-Петербург: Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2010.

Ховард, Э. Техника пения: Вокал для всех / Э. Ховард, Х. Остин. –  Москва: 2009.

Словарь музыкальных терминов / сост. Е.А. Яных. – Москва: АСТ; Донецк: Агата; Владимир: ВТК, 2009.

Самоучитель по пению. / Линда Маркуорт, перевод с английского. Москва: АСТ: Астрель, 2008.

Гонтаренко, Н. Б.  Сольное пение: Секреты вокального мастерства / Н. Б. Гонтаренко. – Ростов на Дону: Феникс, 2006

Далецкий, О. В. Обучение пению / О. В. Далецкий. – Москва, 2003.

Стулова, Г. П.  Теория и практика работы с детским хором / Г. П. Стулова. – Москва, 2002.

Кирнарская, Д. К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности / Д. К. Кирнарская – Москва: Таланты-21 век, 2004.

Столяренко, Л. Д. Педагогическая психология – 2-е издание / Л. Д. Столяренко.  – Ростов на Дону: Феникс, 2003.

Вайкль, Б. О пении и прочем умении /  Б.Вайкль. – Москва: Аграф, 2000.

Эстрада в России. XX век:  Лексикон – Москва: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2000.

Крунтяева, Т. С. Словарь иностранных музыкальных терминов / Т. С. Крунтяева, Н. В. Молокова – Москва; Санкт-Петербург: Музыка, 1996.

Козлянинова, И. П. Тайны нашего голоса /  И. П.Козлянинова, Э. М.Чарели. –  Москва: Русская жизнь,1992.

Менабени, А. Г.  Методика обучения сольному пению / А. Г. Менабени. – Москва: 1987.

Аникеева, З. И. Нарушения и восстановительное лечение голоса у вокалистов/ З. И. Аникеева. – Кишинев Штиинца:1985.

Кочнева, И. Вокальный словарь / И. Кочнева, А. Яковлева. – Ленинград: Музыка, 1986.

Тронина, П.  Из опыта педагога-вокалиста / П. Тронина. – Москва:1976.

Малинина, Е. М.  Вокальное воспитание детей / Е. М. Малинина. –  Ленинград:1967.

Чишко, О. С. Певческий голос и его свойства / О. С. Чишко. – Ленинград:  Музыка, 1966.

Морозов, В. П.  Вокальный слух и голос / В. П. Морозов. –  Москва:1965.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок на тему: "Приобретение навыков дыхания и звукообразования в классе эстрадного пения"

Основы дыхания и звукообразования: упражнения на дыхание, распевки...

Особенности певческого звукообразования и дикции

Вокальная речь и звукообразование с позиции выравнивания гласных, роли согласных в произношении, характеристика кантилены. Рекомендации по воспитанию у детей правильной певческой дикции и звукообразов...

«Правильное звукообразование—основа певческих навыков в классе сольного пения»

Работа рассматривает основные принципы правильного звукообразования как в классе сольного пения, так и на занятиях детского хора академического направления...

Конспект проведения открытого занятия по теме: «Работа над звукообразованием».

приобщение детей к миру певческого искусства, заключающейся в проявлении себя через звучание певческого голоса...

Методическая разработка "Основные певческие понятия, принципы звукообразования и некоторые вопросы практической работы с учеником"

Методическая разработка "Основные певческие понятия, принципы звукообразования и некоторые вопросы практической работы с учеником"...

Методическая разработка «Звукообразование и голосоведение».

Звукообразование и голосоведение – одни из самых сложных методических задач при обучении вокалу. Именно это и определяет актуальность данной методической разработки....