Дополнительная общеразвивающая программа "Кукольный сундучок"
рабочая программа на тему

Зайцева Ирина Александровна 73

Дополнительная общеразвивающая программа "Кукольный сундучок" стартовый уровень для детей 7-10 лет. Цель программы – развитие художественно-творческих способностей детей, активизация их познавательной деятельности через искусство создания традиционной народной куклы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образованием

администрации муниципального образования

Люберецкий муниципальный район Московской области

муниципальное учреждение дополнительного образования

«Дворец детского (юношеского) творчества»

муниципального образования

Люберецкий муниципальный район Московской области

Рассмотрено на заседании                                УТВЕРЖДАЮ

методического совета

                                Директор МУДО  ДДЮТ

От «_____»____________20____г.                        ______________ С.Н. Ионова

Прокол № ______                                          «___» _______________20__ г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

художественной направленности

«КУКОЛЬНЫЙ СУНДУЧОК»

(стартовый уровень)

 Возраст обучающихся: 7-10  лет

Срок  реализации:   1 года.

Автор-составитель:

Зайцева  Ирина Александровна,

педагог дополнительного образования

Люберцы

2016 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность программы: художественная.

Актуальность программы:

         В настоящее время важнейшим приоритетом современного образования является духовно-нравственное воспитание детей. Народная культура - это богатый материал для воспитания любви к Родине, к традициям своего народа, средство обогащения представлений детей об окружающей жизни.

Традиционная народная кукла ярко и глубоко несет память народной культуры. Мир народной куклы чрезвычайно интересен и разнообразен.

       

Цель программы  развитие художественно-творческих способностей детей, активизация их познавательной деятельности через искусство создания традиционной народной куклы.

Задачи:

  • познакомить детей с историей традиционной народной куклы, как одного из видов декоративно-прикладного искусства;
  • познакомить с основными приемами работы с тканью при изготовлении различных видов народной игрушки;
  • содействовать патриотическому воспитанию, через изучение культуры и традиций своей Родины, истоков народного творчества;
  • способствовать развитию моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей;
  • воспитывать умение строить позитивные межличностные отношения со сверстниками и взрослыми.

Отличительные особенность программы:

Отличительной особенностью содержания программы является то, что программа предполагает не только овладение техниками художественного творчества, но и  вводит обучающихся в мир духовной культуры, знакомит с православными праздниками, обычаями, традициями.

Адресат программы: обучающиеся от 7 до 10 лет.

Обучение проводится по возрастным категориям: младшая: 7-10 лет. Возрастная категория выбрана с учетом медико-психолого-педагогическим характеристикам детей. Любознательность, творческий интерес характеризуют устойчивую потребность личности в знаниях, в овладении новыми способами деятельности. Чувство увлеченности, эмоциональный подъем, радость открытия, изобретения характеризуют наиболее типичные состояния личности в учебно-творческой деятельности. Стремление к творческим достижениям проявляется в желании и стремлении личности наилучшим образом выполнить задачу в каждой новой ситуации достигнуть новых высот новых успехов; ответственности при выполнении творческих заданий; личностная значимость творческой деятельности в системе ценностных ориентаций личности; стремление к самообразованию, самовоспитанию творческих способностей.

Объем и срок освоения программы: 1 год обучения, общее количество учебных часов на весь период обучения - 144 часа.

Форма обучения: очная.

Особенности организации образовательного процесса: основная форма работы на занятии групповая – группа по 12 человек. Группы обучающихся разного возраста, в разновозрастной группе все время происходит передача знаний, умений от старших к младшим, являющиеся основным составом объединения, состав группы постоянный.

Режим занятий: 2 занятия в неделю по 2 часа (144 ч в год)

     

Планируемые результаты обучения:

Будут знать:

- общие сведения об обрядах, традициях связанных с народной куклой;

- общие сведения о народном костюме и его составных частях;

- классификацию тряпичных кукол и основные приемы изготовления;

Будут уметь:

- выполнять основные технологические операции, применяемые при изготовлении кукол;

- правильно подбирать цветовую гамму используемых материалов; выбирать необходимый для изготовления кукол материал; работать с тканью, работать с выкройками, иголкой;

- применять приемы изготовления народной куклы: сворачивание, скручивание;

- создавать авторские куклы, пользуясь полученными знаниями.

Компетенции и личностные качества:

- преодоление всевозможных психологических барьеров, общение, активная, созидательная деятельность, развитие общего культурного уровня. 

Личностные результаты обучения: 

- Формирование познавательных интересов и активности при изучении традиционной народной игрушки.

- Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.
 Метапредметные результаты обучения:

- Умение применять в практической деятельности и быту знания, полученные на занятиях.

Предметные результаты обучения:

- Подбор материалов, инструментов и оборудования с учетом характера объекта труда и технологической последовательности.

Формы аттестации:

1. Устный опрос.

2. Тестовые задания.

3. Выставки.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:

Тестирование

Выставки

Конкурсы

Журнал посещаемости

Грамоты

Отзывы детей и родителей

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:

Творческие работы и проекты;

Отчетные выставки;

Результат достижений обучающихся определяется по уровню участия в различных мероприятиях: выставках, конкурсах, викторинах и др. – уровень УДО, муниципальный, региональный, федеральный, международный.

Участие обучающихся в этапах выставке-конкурсе «Традиционная кукла», в рамках областного фестиваля детского и юношеского художественного и технического творчества «Юные таланты Московии».

 

Материально-техническое обеспечение:

1) Столы - 6 шт;

2) Стулья – 12 шт;

3) Стол и стул педагога;

4) Стойка, 4 полки для демонстрации поделок;

5) Встроенный шкаф для хранений материалов и поделок;

6) Магнитная доска;

7) Магнитофон;

8) Ноутбук;

9) Ткань белая и с цветочным орнаментом;

10) Пряжа;

11) Кружева, ленты;

12) Бисер, бусины;

13) Нитки;

14) Картон;

15) Цветная бумага;

16) Фломастеры;

17) Цветные карандаши.

18) Ножницы.

19) Иголки

Информационное обеспечение:

Фото-источники: фотографии готовых работ.

Видео-источники: обучающая видеопрограмма «Делаем сами: Русская тряпичная кукла». Россия, студия Sova Film, 2009г.

Интернет-источники:

«Ярмарка Мастеров»: http:www.live-master.ru

http://www.rukukla.ru/

http://tn-kukla.livejournal.com

Тряпичные куклы: www.rukukla.ru
Тряпичные куклы: www.krupenichka.ru
Тряпичная народная кукла:www.kukla-dusha.net
Славянская кукла: www.slavakukla.ru
Народная кукла:www.vedjena.gallery.ru.
Русские обрядовые куклы:www.club.osinka.ru.

Кадровое обеспечение:

Реализовать  программу «Кукольный сундучок» стартового уровня может педагог дополнительного образования, имеющий среднее специальное или высшее педагогическое образование, обладающий достаточными теоретическими знаниями и практическими умениями  в области декоративно-прикладного творчества, а также компьютерной грамотой.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

п.п

Наименование темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

всего

теория

практика

1

Вводное занятие.

2

1

1

устный опрос

2

Безопасность дорожного движения

2

1

1

устный опрос

3

История славянских кукол

6

4

2

устный опрос

4

Бумажные куклы

10

2

8

устный опрос

5

Одежда народной куклы

10

2

8

устный опрос

6

Русская изба

12

2

10

устный опрос

7

Народная кукла

76

10

66

устный опрос

выставка

8

Изготовление фондовых работ

20

2

18

выставка

9

Безопасность дорожного движения

2

1

1

устный опрос

10

Итоговая аттестация

2

1

1

викторина

выставка

11

Итоговое занятие

2

1

1

выставка

Итого

144

27

117

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА

1. Вводное занятие. 2 часа

Теория  1 час

Знакомство с детьми. Правила техники безопасности. Условия безопасной работы. Материалы и инструменты. Знакомство с народной куклой.

Практика 1 час

Подбор материалов для работы.  

2. Безопасность дорожного движения. 2 часов

Теория 1 час

Что такое проезжая часть дороги; пешеходные переходы; что означают дорожные знаки.

Практика 1 час

Чайнворд «Прогулка безопасности».

3. История славянских кукол. 6 часов

Теория 4 часа:

История изготовления традиционных народных кукол. Материалы для изготовления кукол. Игровые, обрядовые куклы. Куклы обереги.

Беседа о здоровом образе жизни: «Правила здоровой жизни»

Практика 2 часа:

Практическая работа. Подбор материалов. Выполнения инструкционных  карт по изготовлению кукол.

4. Бумажные куклы. 10 часов

Теория 2 часа:

Конструктивные особенности фигуры бумажной куклы. Материалы используемые при изготовлении фона, фигур, костюмов.

Практика 8 часов:

Творческие работы с использование техники связанные с бумагой, ткани, лент, бисера. Изготовление основы фигур кукол. Конструирование из бумаги. Изготовление костюмов из бумаги, кружев, тесьмы и других материалов.  

5. Одежда народной куклы.  10 часов

Теория 2 часа:

Русский национальный костюм: одежда повседневная и праздничная. Аксессуары и обувь. Аксессуары, используемые в старину. Словарик «Одежда народной куклы».

Беседа о здоровом образе жизни: «Режим дня»

Беседа о здоровом образе жизни: «Здоровый человек – здоровый сон».

Практика 8 часов:

Творческие работы с использование техники связанные с бумагой, тканью. Подбор материалов и инструментов. Эскизы народных костюмов.  Изготовление платья для куклы по инструкционной карте. Отделка одежды куклы с использованием кружев, тесьмы.

6. Русская изба. 12 часов

Теория 2часа:

Внутреннее расположение  и убранство русской избы. Русская печь. Крестьянская утварь.

Практика 10 часов:

Творческая работа: создание макета деревенской избы из картона. Объёмное изображение (макет) оформление интерьера комнаты избы для кукол. Создание макета русской печи из картона.

7. Народная кукла. 76 часов

Теория 10 часов:

Технологии изготовления народной куклы. Принципы изготовления разных типов кукол. Правила сочетания материалов. Чтение художественной литературы: Русские народные сказки, песни. Стихи о куклах авторы: Г. Заславская, Л. Рубальская, В.Берестов . Потешки. Поговорки. Загадки.

Беседа о здоровом образе жизни: «Правильное питание».

Беседа о здоровом образе жизни: «Правила закаливания».

Беседа о здоровом образе жизни: «Вредные привычки».

Беседа о здоровом образе жизни: «Берегите зрение».  

Практика 66 часов:

Изготовление народных кукол: Зайчик на пальчик, кукла «Каркуша», Пеленашка, День и ночь, Бабочка, Ангел, Кувадка, Солнечный конь, Колокольчик, Столбушка, Веснянка, Крупеничка, Кубышка-травница, Богач-мужичок, Счастье (Долюшка), Желанница, Помощница, Кукла на ложке, Кукла на палочке, Неразлучники, Подорожница, Макошь, Ведучка, Берегиня дома, Рябинка, Мурашинская парочка, Семья.

Выставка работ обучающихся.

 

8. Изготовление фондовых работ. 20 часов.

Теория 2 часа

Беседа о здоровом образе жизни: «Режим труда и отдыха».

Беседа о здоровом образе жизни: « Гимнастика за компьютером».

Практика 18 часов:

Подбор материалов. Изготовление изделий для фонда. Выставка работ обучающихся.

9. Безопасность дорожного движения. 2 часов

Теория 1 час

Главные правила пешехода.

Практика 1 час

Кроссворд «Угадай-ка».

10. Итоговая аттестация. 2 часа.

Практика 2 часа.

Викторина по пройденным темам. Выставка работ.

11. Итоговое занятие. 2 часа.

Теория 1 часа:        

Подведение итогов работы объединения.

Практика 1 час:

Выставка работ обучающихся объединения.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, исследовательский, игровой, проектный.

Методы воспитания: убеждение, поощрение, стимулирование, мотивация.

Формы организации образовательного процесса: 

Групповые занятия с обучающимися младшего школьного возраста 7-10 лет.

Формы организации учебного занятия:

беседа, презентация, практическое занятие, мастер-класс, творческая мастерская.

Педагогические технологии:

-Педагогика сотрудничества, авторы: Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шаталов, С.Н. Лысенкова, И.П. Волков.

Цель использования технологии, вовлечение обучающихся в общий процесс обучения, вызывая у них радостное чувство успеха, движения вперед, стремления к постоянному развитию. Два субъекта учебной деятельности: педагог и обучающийся действуют вместе, являются равноправными партнерами. Технология обучения в сотрудничестве на занятиях  включает индивидуально-групповую работу и командно-игровую работу. В первом случае обучающиеся разбиваются на группы, им дается определенное задание. Это чрезвычайно эффективная работа для усвоения нового материала каждым ребенком. Разновидностью индивидуально - групповой работы может служить, например, индивидуальная работа в команде. Члены команды помогают друг другу при выполнении своих индивидуальных заданий, проверяют, указывают на ошибки. Коллективная подготовка и участие в мероприятиях, конкурсах, выставках. А также, сотрудничество с родителями – обязательная составляющая образовательного и воспитательного процесса.  

-Игровые технологии, авторы: С.А. Смирнов, С.А. Шмаков, Д.Б. Эльконин.

Цель использование данной технологии внести эмоциональную, а также соревновательную составляющую, в обучающий процесс. Развивать у коммуникативные навыки обучающихся. Обучение и закрепление теоритического материала и практических навыков проходят с увлечением, без назидания. Учитывая психологию детей младшего школьного возраста и беря во внимание то, что ведущей деятельностью в этот период является игра, многие занятия выстраиваются в игровой форме. Речь идет не только об использовании игры для разрядки и отдыха, а о том, чтобы сделать ее органичным компонентом занятия. На занятиях по дополнительной общеразвивающей программе «Кукольный сундучок» по темам разделов проводятся сюжетные (ролевые) игры с использованием готовых изделий. Кукольный театр – изготовляем героев русских народных сказок и разыгрываем мини-спектакли. Ролевые, имитационные игры называются активными методами обучения потому, что позволяют «погрузить обучающихся в активное контролируемое общение, где они проявляют свою сущность и могут взаимодействовать с другими людьми» (по Д.Н.Кавтарадзе).

-Здоровьесберегающие, авторы: В.А. Лищук, Н.М. Амосов, И.И. Брехман.

Цель технологии приобщить обучающихся к здоровому образу жизни. Восстановление эмоционального-энергетического тонуса обучающихся. Снятие нервно-психических нагрузок детей в условиях гиподинамии. На занятиях проходят динамические «переменки», включающие упражнения для снятия напряжения мышц шеи, спины, кистей рук, на расслабления зрительных мышц, пальчиковая гимнастика. Основы техники безопасности на занятиях, мастер-классах.

-Информационно-коммуникативные,  автор: Кручинина Г.А.

Цель технологии повысить качество обучения обучающихся и их интерес к занятиям на основе использования современных компьютерных и информационных средств. Развивать творческие способности детей более разносторонне. Новые информационные и компьютерные технологии – это технологии, использующие специальные технические, информационные средства: аудио, кино, видео, интернет, компьютерные программы. На занятиях объединения практикуется просмотр презентаций. Обучающие получают домашние задания: через интернет найти нужную информацию, оформить презентацию с помощью программы Microsoft PowerPoint (например «Обереговая-кукла Колокольчик»). Компьютерные технологии помогают организовать учебный процесс с использованием игровых методов, и получить более сильную обратную связь. Могут быть использованы в качестве иллюстрационного материала, для повторения изученного раннее материала и для проверки текущего контроля знаний.

Алгоритм учебного занятия:

Структура занятия:

Организационная часть, сообщение темы и целей занятия; опрос учащихся по изученному материалу; изложение нового учебного материала и его закрепление; вводный инструктаж; пробное выполнение приемов практической работы; самостоятельная практическая работа учащихся и текущие инструктирование педагога; итоговая часть.

Дидактические материалы:

Тест, фотографии, иллюстрации, инструкционные  карты по изготовлению кукол, образцы готовых изделий, слайдовые презентации, литература. 

ЛИТЕРАТУРА, ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ПЕДАГОГОМ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

1. Берстенева Е., Догаева Н. «Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками». Издательство «Белый город», Москва 2013.

2. Гребенщикова Л.Г. Основы куклотерапии. Галерея кукол. – СПб.: Речь, 2007.

3. Гукасова А. Рукоделие в начальных классах. – М.: Просвещение, 2005.

4 . Дайн, Г. Л. Русская тряпичная кукла: культура, традиции, технология / Г. Л. Дайн, М. Б. Дайн. - Москва: Культура и традиции, 2007.

5. Долгова В. «Славянские куклы-обереги своими руками». – Изд. 2-е.- Ростов н/Д: Феникс, 2015.

6. Дыбина О.В. Что было до...: Игры-путешествия в прошлое предметов. – 2-е изд., М.: ТЦ Сфера, 2015.

7. Журнал  «Лена. Рукоделие» Спецвыпуск №5/2015

8. Журнал «Радость творчества» приложение к журналу «Девчонки-мальчишки». «Школа ремесел». №08 (56) - М.: Формат-М, 2014.

9. Колпакова И.В. «Возвращение мудрости предков» - М.: Формат-М, 2016.

10. Пухначева Е.Ю. Методика преподавания народного декоративно-прикладного искусства.- М.2000

11. Розова О.В., Щербакова И.А. Уроки народной культуры: Традиционная одежда: учебно-методическое пособие. – М.: Ладога-100, 2007.

12. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб.: «Паритет», 2006. – 240 с.

13. Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. –СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.

14. Шайдурова Н.В. методические основы работы по ознакомлению с традиционной тряпичной куклой - Барнаул: АлтГПА, 2010

ЛИТЕРАТУРА, РЕКОМЕНДУЕМАЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ.

1. Я познаю мир. Игрушки: Детская энциклопедия. /Сост. Н. Г. Юрина. - М.: АСТ, 1998. – С. 492
2. Дайн. - М.: Культура и традиции, 2007.- 120 с.
3. Зимина. З. И. Текстильные обрядовые куклы /сост. З. И. Зимина.
4. Котова. И. Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла
5. Котова И. Н., Котова А. С. - СПб, Паритет, 2003.- 240 с.
6. «Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология».
7. Галина и Мария Дайн. «Культура и традиции». 2007 г.


УТВЕРЖДАЮ

                                        Директор МУДО ДДЮТ

______________________  С. Н. Ионова

«____»______________________20___ г.

Календарный учебный график

Дополнительная общеразвивающая программа «Кукольный сундучок»

(стартовый уровень)

год обучения:1

группа: № 1

№  п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Формы контроля

1

сентябрь

02

13.30-14.15

14.25-15.10

беседа

практическая работа

2

Вводное занятие. Подбор материалов для занятий.

МОУ СОШ №47, каб№1

устный опрос

2

сентябрь

05

13.30-14.15

14.25-15.10

беседа

игра

2

Безопасность дорожного движения.

Чайнворд «Прогулка безопасности»

МОУ СОШ №47, каб№1

устный опрос

3

сентябрь

09

13.30-14.15

14.25-15.10

беседа

2

История славянских кукол. История изготовления традиционных народных кукол.

Беседа о здоровом образе жизни: «Правила здоровой жизни»

МОУ СОШ №47, каб№1

устный опрос

4

сентябрь

12

13.30-14.15

14.25-15.10

беседа

практическая работа

2

История славянских кукол. Материалы для изготовления кукол. Подбор материалов.

МОУ СОШ №47, каб№1

устный опрос

5

сентябрь

16

13.30-14.15

14.25-15.10

беседа, практическая работа

2

История славянских кукол. Игровые, обрядовые куклы. Куклы-обереги. Выполнение инструкционных карт по изготовлению кукол.

МОУ СОШ №47, каб№1

устный опрос

6

сентябрь

19

13.30-14.15

14.25-15.10

практическая работа

2

Бумажные куклы. Конструктивные особенности фигуры бумажной куклы. Изготовление основы фигур кукол.

МОУ СОШ №47, каб№1

7

сентябрь

23

13.30-14.15

14.25-15.10

беседа, практическая работа

2

Бумажные куклы. Материалы, используемые для изготовления фигур бумажных кукол, костюмов, фона. Изготовление бумажной куклы.

МОУ СОШ №47, каб№1

устный опрос

8

сентябрь

26

13.30-14.15

14.25-15.10

практическая работа

2

Бумажные куклы. Изготовления костюмов из ткани, кружев, тесьмы и других материалов.

МОУ СОШ №47, каб№1

9

сентябрь

30

13.30-14.15

14.25-15.10

практическая работа

2

Бумажные куклы. Изготовления костюмов из ткани, кружев, тесьмы и других материалов.

МОУ СОШ №47, каб№1

10

октябрь

03

13.30-14.15

14.25-15.10

практическая работа

2

Бумажные куклы. Изготовления костюмов из ткани, кружев, тесьмы и других материалов.

МОУ СОШ №47, каб№1

11

октябрь

07

13.30-14.15

14.25-15.10

беседа

2

Одежда народной куклы. Русский национальный костюм: одежда повседневная и праздничная.

Беседа о здоровом образе жизни: «Режим дня»

МОУ СОШ №47, каб№1

устный опрос

12

октябрь

10

13.30-14.15

14.25-15.10

беседа, практическая работа

2

Одежда народной куклы. Словарик «Одежда народной куклы» Подбор материалов и инструментов.         

МОУ СОШ №47, каб№1

устный опрос

13

октябрь

14

13.30-14.15

14.25-15.10

беседа, практическая работа

2

Одежда народной куклы. Аксессуары и обувь. Аксессуары, используемые в старину. Эскизы народных костюмов.

МОУ СОШ №47, каб№1

14

октябрь

17

13.30-14.15

14.25-15.10

практическая работа

2

Одежда народной куклы. Изготовление платья для куклы по инструкционной карте.

МОУ СОШ №47, каб№1

15

октябрь

21

13.30-14.15

14.25-15.10

практическая работа

2

Одежда народной куклы. Изготовление платья для куклы по инструкционной карте. Отделка одежды с использованием кружев, тесьмы.

МОУ СОШ №47, каб№1

16

октябрь

24

13.30-14.15

14.25-15.10

беседа

2

Русская изба. Внутреннее расположение и убранство русской избы. Создание макета избы из картона.

МОУ СОШ №47, каб№1

устный опрос

17

октябрь

28

13.30-14.15

14.25-15.10

беседа

практическая работа

2

Русская изба. Внутреннее расположение и убранство русской избы. Создание макета избы из картона.

МОУ СОШ №47, каб№1

18

октябрь

31

13.30-14.15

14.25-15.10

беседа, практичес-

кое занятие

2

Русская изба. Русская печь. Создание макета русской печи из картона.

МОУ СОШ №47, каб№1

19

ноябрь

07

13.30-14.15

14.25-15.10

беседа, практичес-

кое занятие

2

Русская изба. Русская печь. Создание макета русской печи из картона.

МОУ СОШ №47, каб№1

20

ноябрь

11

13.30-14.15

14.25-15.10

беседа

2

Русская изба. Объемное оформление интерьера комнаты избы.

Беседа о здоровом образе жизни: «Здоровый человек – здоровый сон»

МОУ СОШ №47, каб№1

21

ноябрь

14

13.30-14.15

14.25-15.10

2

Русская изба. Объемное оформление интерьера комнаты избы

МОУ СОШ №47, каб№1

22

ноябрь

18

13.30-14.15

14.25-15.10

презентация

2

Народная кукла. Технологии изготовления народной куклы.

МОУ СОШ №47, каб№1

устный опрос

23

ноябрь

21

13.30-14.15

14.25-15.10

беседа

2

Народная кукла. Принцип изготовления разных типов кукол.

МОУ СОШ №47, каб№1

устный опрос

24

ноябрь

25

13.30-14.15

14.25-15.10

беседа

2

Народная кукла. Правила сочетания материалов.

МОУ СОШ №47, каб№1

устный опрос

25

ноябрь

28

13.30-14.15

14.25-15.10

беседа

2

Народная кукла. Русские народные сказки, песни.

МОУ СОШ №47, каб№1

26

декабрь

02

13.30-14.15

14.25-15.10

беседа

2

Народная кукла. Стихи, потешки, поговорки, загадки о куклах.

Беседа о здоровом образе жизни: «Правильное питание»

МОУ СОШ №47, каб№1

27

декабрь

05

13.30-14.15

14.25-15.10

практическая работа

2

Народная кукла. Изготовление народных кукол: «Зайчик на пальчик».

МОУ СОШ №47, каб№1

28

декабрь

09

13.30-14.15

14.25-15.10

практическая работа

2

Народная кукла. Изготовление народных кукол: «Каркуша»

МОУ СОШ №47, каб№1

29

декабрь

12

13.30-14.15

14.25-15.10

практическая работа

2

Народная кукла. Изготовление народных кукол: «Пеленашка»

МОУ СОШ №47, каб№1

30

декабрь

16

13.30-14.15

14.25-15.10

практическая работа

2

Народная кукла. Изготовление народных кукол: «День и ночь».

МОУ СОШ №47, каб№1

31

декабрь

19

13.30-14.15

14.25-15.10

практическая работа

2

Народная кукла. Изготовление народных кукол: «Бабочка»

МОУ СОШ №47, каб№1

32

декабрь

23

13.30-14.15

14.25-15.10

практическая работа

2

Народная кукла. Изготовление народных кукол: «Ангел»

МОУ СОШ №47, каб№1

33

декабрь

26

13.30-14.15

14.25-15.10

практическая работа

2

Народная кукла. Изготовление народных кукол: «Кувадка»

МОУ СОШ №47, каб№1

34

декабрь

30

13.30-14.15

14.25-15.10

практическая работа

2

Народная кукла. Изготовление народных кукол: «Солнечный конь»

МОУ СОШ №47, каб№1

35

январь

09

13.30-14.15

14.25-15.10

беседа, практическая работа

2

Народная кукла. Изготовление народных кукол: «Солнечный конь»

Беседа о здоровом образе жизни: «Правила закаливания»

МОУ СОШ №47, каб№1

36

январь

13

13.30-14.15

14.25-15.10

практическая работа

2

Народная кукла. Изготовление народных кукол: «Колокольчик»

МОУ СОШ №47, каб№1

37

январь

16

13.30-14.15

14.25-15.10

практическая работа

2

Народная кукла. Изготовление народных кукол: «Столбушка»

МОУ СОШ №47, каб№1

38

январь

20

13.30-14.15

14.25-15.10

практическая работа

2

Народная кукла. Изготовление народных кукол: «Веснянка»

МОУ СОШ №47, каб№1

39

январь

23

13.30-14.15

14.25-15.10

практическая работа

2

Народная кукла. Изготовление народных кукол: «Крупеничка»

МОУ СОШ №47, каб№1

40

январь

27

13.30-14.15

14.25-15.10

практическая работа

2

Народная кукла. Изготовление народных кукол: «Крупеничка»

МОУ СОШ №47, каб№1

41

январь

30

13.30-14.15

14.25-15.10

практическая работа

2

Народная кукла. Изготовление народных кукол: «Кубышка-травница»

МОУ СОШ №47, каб№1

42

февраль

03

13.30-14.15

14.25-15.10

практическая работа

2

Народная кукла. Изготовление народных кукол:

«Ведучка»

МОУ СОШ №47, каб№1

43

февраль

06

13.30-14.15

14.25-15.10

беседа, практическая работа

2

Народная кукла. Изготовление народных кукол:

«Ведучка»

Беседа о здоровом образе жизни: «Вредные привычки»

МОУ СОШ №47, каб№1

44

февраль

10

13.30-14.15

14.25-15.10

практическая работа

2

Народная кукла. Изготовление народных кукол:

«Богач-мужичок»

МОУ СОШ №47, каб№1

45

февраль

13

13.30-14.15

14.25-15.10

практическая работа

2

Народная кукла. Изготовление народных кукол:

«Подорожница»

МОУ СОШ №47, каб№1

46

февраль

17

13.30-14.15

14.25-15.10

практическая работа

2

Народная кукла. Изготовление народных кукол:

«Счастье (Долюшка)

МОУ СОШ №47, каб№1

47

февраль

20

13.30-14.15

14.25-15.10

практическая работа

2

Народная кукла. Изготовление народных кукол:

«Желанница»

МОУ СОШ №47, каб№1

48

февраль

24

13.30-14.15

14.25-15.10

практическая работа

2

Народная кукла. Изготовление народных кукол:

«Берегинядома»

МОУ СОШ №47, каб№1

49

февраль

27

13.30-14.15

14.25-15.10

практическая работа

2

Народная кукла. Изготовление народных кукол:

«Помощница»

МОУ СОШ №47, каб№1

50

март

03

13.30-14.15

14.25-15.10

практическая работа

2

Народная кукла. Изготовление народных кукол

«Помощница»

МОУ СОШ №47, каб№1

51

март

06

13.30-14.15

14.25-15.10

беседа, практическая работа

2

Народная кукла. Изготовление народных кукол:

«Кукла на ложке»

Беседа о здоровом образе жизни: «Берегите зрение»

МОУ СОШ №47, каб№1

52

март

10

13.30-14.15

14.25-15.10

практическая работа

2

Народная кукла. Изготовление народных кукол:

«Кукла на палочке»

МОУ СОШ №47, каб№1

53

март

13

13.30-14.15

14.25-15.10

практическая работа

2

Народная кукла. Изготовление народных кукол:

«Неразлучники»

МОУ СОШ №47, каб№1

54

март

17

13.30-14.15

14.25-15.10

практическая работа

2

Народная кукла. Изготовление народных кукол:

«Рябинка»

МОУ СОШ №47, каб№1

55

март

20

13.30-14.15

14.25-15.10

практическая работа

2

Народная кукла. Изготовление народных кукол:

«Мурашинская парочка»

МОУ СОШ №47, каб№1

56

март

24

13.30-14.15

14.25-15.10

практическая работа

2

Народная кукла. Изготовление народных кукол:

«Мурашинская парочка»

МОУ СОШ №47, каб№1

57

март

27

13.30-14.15

14.25-15.10

практическая работа

2

Народная кукла. Изготовление народных кукол:

«Семья»

МОУ СОШ №47, каб№1

58

март

31

13.30-14.15

14.25-15.10

практическая работа

2

Народная кукла. Изготовление народных кукол:

«Семья»

МОУ СОШ №47, каб№1

59

апрель

03

13.30-14.15

14.25-15.10

практическая работа

2

Народная кукла. Изготовление народных кукол:

«Семья»

МОУ СОШ №47, каб№1

выставка

60

апрель

07

13.30-14.15

14.25-15.10

беседа, практическая работа

2

Изготовление фондовых работ

Беседа о здоровом образе жизни: «Режим труда и отдыха»

МОУ СОШ №47, каб№1

61

апрель

10

13.30-14.15

14.25-15.10

практическая работа

2

Изготовление фондовых работ

МОУ СОШ №47, каб№1

62

апрель

14

13.30-14.15

14.25-15.10

практическая работа

2

Изготовление фондовых работ

МОУ СОШ №47, каб№1

63

апрель

17

13.30-14.15

14.25-15.10

практическая работа

2

Изготовление фондовых работ

МОУ СОШ №47, каб№1

64

апрель

21

13.30-14.15

14.25-15.10

практическая работа

2

Изготовление фондовых работ.

МОУ СОШ №47, каб№1

65

апрель

24

13.30-14.15

14.25-15.10

практическая работа

2

Изготовление фондовых работ

МОУ СОШ №47, каб№1

66

апрель

28

13.30-14.15

14.25-15.10

практическая работа

2

Изготовление фондовых работ

МОУ СОШ №47, каб№1

67

май

05

13.30-14.15

14.25-15.10

беседа, практическая работа

2

Изготовление фондовых работ

Беседа о здоровом образе жизни: «Гимнастика за компьютером»

МОУ СОШ №47, каб№1

68

май

08

13.30-14.15

14.25-15.10

практическая работа

2

Изготовление фондовых работ

МОУ СОШ №47, каб№1

69

май

12

13.30-14.15

14.25-15.10

практическая работа

2

Изготовление фондовых работ

МОУ СОШ №47, каб№1

выставка

70

май

15

13.30-14.15

14.25-15.10

беседа

кроссворд

2

Безопасность дорожного движения.

Кроссворд «Угадай-ка»

МОУ СОШ №47, каб№1

устный опрос

71

май

19

13.30-14.15

14.25-15.10

беседа, выставка

2

Итоговая аттестация. Выставка работ.

МОУ СОШ №47, каб№1

викторина

выставка

72

май

22

13.30-14.15

14.25-15.10

беседа

2

Итоговое занятие. Подведение итогов работы объединения. Выставка работ обучающихся.

МОУ СОШ №47, каб№1

выставка

                                                                           Итого          144


Приложение 1

Викторина «Традиционная русская народная кукла»

итоговый контроль знаний обучающихся объединения

«Кукольный сундучок»

 

Автор: Зайцева И.А. – педагог дополнительного образования МУ ДО ДДЮТ

Описание: викторина позволяет проверить знания обучающихся по разделам тем дополнительной общеразвивающей программы «Кукольный сундучок» стартовый уровень.

Цель: закрепление знаний по темам программы.

Задачи:

- проверить и систематизировать знания обучающихся.

Оборудование:

- текст с вопросами викторины.

Правила: Участники викторины, обучающиеся по дополнительной общеразвивающей программе «Кукольный сундучок».

Обучающиеся отвечают на вопросы викторины, если на вопрос есть несколько вариантов ответа, то достаточно, чтобы обучающийся назвал только один из них. За правильный ответ обучающий получает 1 балл.

Вступительное слово.

Дорогие ребята! Вас ждет занимательное путешествие, во время которого, Вам предстоит отвечать на вопросы разной степени сложности: об истории, технике изготовления традиционной русской куклы и о традициях славянских народах.

Цель нашего путешествия – правильно ответить на вопросы, получить за каждый из них по 1 баллу.

Вопросы викторины.

1. Где в наше время можно посмотреть на старинные предметы, русскую народную руклу?

- В музее.

2. Из чего изготавливали посуду на Руси?

- Из глины, бересты, дерева, чугуна, меди.  

3. С помощью какого устройства древние ремесленники делали ткань?

- С помощью ткацкого станка.  

4.В каком устройстве на Руси кипятили воду для чая?

- В самоваре.

5.Как на Руси назывался большой ларь для спанья?

-Коник.

6.Назови любое традиционное русское блюдо?

- Блины, каша, щи ...

7.Какой ремесленник делал горшки, кирпичи, керамику?

- Гончар.

8.Назови любой традиционный русский предмет одежды?

-Кафтан, сарафан, рубаха, порты, панёва, тулуп, зипун, телогрея, душегрея...

9.Что использовали вместо шкафов на Руси?

- Сундуки.

10.Назови любой вид обуви, которую носили на Руси?

- Лапти, валенки, чоботы, сапоги.

11.Как на Руси назывался глиняный горшок для молока?

- Крынка.

12. Как на Руси называли бревенчатый жилой дом?

- Изба.

13. Что на Руси служило для приготовления пищи, отопления, лечения и многого другого?

- Печь.

14. Какой старинный русский головной убор похож на гребень или округлый щит?

- Кокошник.

15. Кукла – скрутка была не только игрушкой, но и …? 

-Оберегом, хранительницей очага, символом продолжения рода, залогом семейного счастья.

16. Почему кукле не рисовали лицо? 

-По народным поверьям, кукла без лица считалась неодушевленной, недоступной для вселения в нее злых духов, недобрых сил, а значит, безвредной для ребенка.

17.Что делала женщина, когда узнавала, что у нее будет ребенок? 

-Она начинала мастерить тряпичную куколку.

18.Назови названия кукол, которые изготовил на занятиях объединения?

-Кукла - зернушка, вепсская кукла, кормилка, нитяная кукла, малышок – голышок, пеленашка, покосница, кукла-берегиня).

 

19. Как на Руси назывался небольшой берестяной короб с крышкой?  

- Туесок.

20. Какую длинную сухую палочку на Руси использовали для освещения?

- Лучину.

21.Из чего еще делали кукол на Руси?

- Из соломы, травы, ткани

22. С помощью какого железного прута на Руси выгребали угли из печи?

- С помощи кочерги.

23. Какой ученый проводит раскопки в поисках древних предметов?

- Археолог. 

24.С помощью какого инструмента, люди издавна заготавливали сено для животных?

-С помощью косы, серпа.

25. Какие приспособления служили на Руси для глажки белья до появления утюга?

- Рубель и валёк, жаровня с углями

26. Чем на Руси доставали чугунок из печи?

- Ухватом.

27. Как называлась лежанка в русской избе между стеной и печью?

- Полати.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»

Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»

Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования «Волшебный сундучок» (кружок декоративно-прикладного искусства). Возраст детей: 7-10 лет

По  реализации данной программы  обучающиеся научатся ценить произведения искусства, создавать творческие работы, переосмысливая увиденное и услышанное, на занятиях по декоративно-прикладном...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Сундучок ремёсел» художественной направленности Возраст обучающихся: 7–13 лет. Срок реализации: 3 года.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Сундучок ремёсел» содержит в себе несколько направлений декоративно- прикладного творчества.В программу входит основное направ...

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования "Театральный сундучок" для детей 4-5 лет

Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры, т.к. игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр ...

Дополнительная общеразвивающая программа. Кружок декоративно - прикладного творчества "Сундучок"

Программа дополнительного образования решает задачи реализации образовательных потребностей детей с нарушением слуха  в развитии их творческих способностей, развития их жизненных и социальных ком...