Развитие самостоятельности
статья на тему

Материал представляет собой обзор проблемы в становлении самостоятельности ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx15.45 КБ

Предварительный просмотр:

Самостоятельность ребенка – залог его успеха

        Каждый родитель хочет обеспечить своего ребенка хорошим будущим, чтоб вырос из него не лентяй и бездарь, а как максимум новый Ломоносов. Но, что именно могут сделать для этого мамы и папы, знают не все.

        Одни из частых жалоб родителей детей подготовительных групп и первоклашек: «Он (она), ничего не хочет делать, все нужно заставлять, а сам – ну, ни пальцем не пошевельнет». Но, если попросить родителей вернуться в прошлое, года на 3-4 назад, они могут вспомнить, как сами же чинили препятствия в развитии самостоятельности своего ребенка.  Малыш хочет научиться обуваться, а мама торопится на работу и не желает ждать, пока ребенок после десятка неловких движений засунет ногу в ботинок. Некоторые еще при этом приговаривают: «Ты сам не сможешь, давай я одену». Так и тормозится стремление к самостоятельности, и вместо этого развивается неуверенность в себе, своих силах, возможностях.

Вообще-то, в любом ребенке изначально есть  интерес к познанию, желание учиться и ребенок в этом не ставит себе преград. Если он хочет научиться обуваться, то готов на это потратить столько времени, сколько потребуется, только если взрослые не будут вмешиваться своими замечаниями: «Быстрее, сколько можно возиться, давно уже пора обуться» и т.п. Хуже, если еще при этом родители приговаривают: «Ну, вот, ты как всегда, ничего сам не можешь, все нужно за тебя делать». И такие примеры – сплошь и рядом. Начал ребенок учиться рисовать, намулякал на листе, а мама тут же комментирует: «Что ты бумагу портишь» или «Что за ерунда – нарисуй что-нибудь понятное». Только чтобы нарисовать что-нибудь понятное, хоть бы простой цветок, ребенку нужно много тренироваться, совершая именно такие «каляки-маляки» и портя бумагу.

Даже из этих простых примеров видно, что, так же как и взрослому, ребенку чтобы научиться чему-либо, нужно время, терпение и вера в себя. Терпение у ребенка есть,  вера – тоже, если не лишать ее, убеждая ребенка в собственной неспособности. Время – тоже у него есть, если его не ограничивать, конечно, в пределах разумности, бросать работу и целый день сидеть возле ребенка и ждать, пока он научиться держать ложку – уже лишнее, как говорится – без фанатизма.

Таким образом, получается, что успешное будущее ребенка во многом зависит от воспитательного процесса в ранние годы, и вывод из этого прост: ребенок и так стремится к развитию и если быть внимательным ко всем его порывам сделать что-то самому, вносить необходимые коррективы, если его действия наносят вред окружающим, не пресекать попытки к самостоятельности без объяснений разумных причин, а просто потому что настроение плохое или времени нет, то в ребенке сформируется самостоятельность, не умрет инициатива и желание дальше развиваться, а значит, он в будущем сможет добиться успеха в любом выбранном им поприще.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие самостоятельного и сознательного отношения к занятиям физической культуры

      В работе подробно изложены основные приемы работы учителя по развитию физкультурной познавательной деятельности школьников: инструктивная направленность урока, индиви...

Статья «Развитие самостоятельности детей младшего школьного возраста в дополнительном образовании»

Статья  педагога дополнительно\го образования Центра  детского (юношеского)  Технического творчества Московского района Санкт-Петербурга    «Развитие самостоятельности детей м...

Развитие самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики.

В данном материале даётся самоанализ педагогической деятельности по теме: "Развитие самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики"...

Самостоятельная работа как средство развития самостоятельности учащихся на уроках математики.

Основой учебного процесса является оптимальное управление деятельностью учащихся, а поэтому их самостоятельная деятельность повышает эффективность обучения лишь в том случае, когда учителем пров...