Методическая разработка на тему :"Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой как основной вид оздоровления одаренных детей в младшем школьном возрасте".
проект
Дыхательная гимнастика была изобретена Александрой Николаевной Стрельниковой для восстановления голоса артистов , но потом оказалось, что она хорошо помогает при заболеваниях дыхательных путей, в частности, при астме, а также и многих других болезнях. Для занятий нет возрастных ограничений, можно заниматься практически при любых заболеваниях, более того, гимнастикой можно заниматься даже лежачим больным.
Проблема:
Актуальным является поиск новых форм, средств и методов во внедрении новых форм оздоровления. Чем раньше мы научим детей понимать значимость оздоровительных процедур, тем легче будет решаться задача по приобщению одаренных детей младшего школьного возраста к здоровому образу жизни.
Гипотеза:
Если научиться правильному дыханию, то певческий голос станет не только красивым, но и здоровым.
Цель:
Развитие осознанного интереса у детей к оздоровительным технологиям, стремление научиться, ими пользоваться в дальнейшей жизни.
Задачи:
- Разучить основной комплекс упражнений дыхательной гимнастики
- Создание благоприятных условий для формирования здоровой и физически развитой личности, воспитания у детей созидательного отношения к своему здоровью
- Поэтапное овладение детьми и их родителями (по принципу нарастающего интереса) основам «правильного дыхания»;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_2.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и молодежной политики
Чувашской Республики
Бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
(повышении квалификации )
«Чувашской Республики институт образования»
Минообразования Чувашии
Кафедра педагогики и практической психологии
Итоговая аттестационная работа
Проект:
"Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой как основной вид оздоровления одаренных детей в младшем школьном возрасте"
Работу выполнила Иванова Елена Николаевна
слушатель КПК педагогических работников
ОУИР по программе «Психолого-педагогическое
сопровождение одаренных детей в условиях
введения и реализации ФГОС»
Научный руководитель:
к.п.н. доцент
Дыхательная гимнастика была изобретена Александрой Николаевной Стрельниковой для восстановления голоса артистов , но потом оказалось, что она хорошо помогает при заболеваниях дыхательных путей, в частности, при астме, а также и многих других болезнях. Для занятий нет возрастных ограничений, можно заниматься практически при любых заболеваниях, более того, гимнастикой можно заниматься даже лежачим больным.
Проблема:
Актуальным является поиск новых форм, средств и методов во внедрении новых форм оздоровления. Чем раньше мы научим детей понимать значимость оздоровительных процедур, тем легче будет решаться задача по приобщению одаренных детей младшего школьного возраста к здоровому образу жизни.
Гипотеза:
Если научиться правильному дыханию, то певческий голос станет не только красивым, но и здоровым.
Цель:
Развитие осознанного интереса у детей к оздоровительным технологиям, стремление научиться, ими пользоваться в дальнейшей жизни.
Задачи:
- Разучить основной комплекс упражнений дыхательной гимнастики
- Создание благоприятных условий для формирования здоровой и физически развитой личности, воспитания у детей созидательного отношения к своему здоровью
- Поэтапное овладение детьми и их родителями (по принципу нарастающего интереса) основам «правильного дыхания»;
- Овладение навыками согласовывать дыхание с выполнением упражнений, тем самым активизируя иммунные силы организма.
- Формирование и совершенствование коммуникативного межличностного общения;
Вид проекта
Межгрупповой
Тип проекта
Оздоровительно – познавательный
Объект исследования: Певческий голос
Предмет исследования: Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой, как основа правильного пения и способ укрепления здоровья.
Методы и приёмы исследования: наблюдение, интервью, работа с источниками информации, анализ, синтез, анкетирование, обработка результатов.
Практическая значимость работы состоит в том, что её результаты помогут нам ещё лучше видеть, слышать, чувствовать свой голос.
Продолжительность проекта: 6 месяцев
Участники проекта:
- Одаренные дети младше школьного возраста
- Преподаватели детской школы искусств
- Родители учеников
Ожидаемый результат:
1. Положительная психологическая адаптация к новой оздоровительной методике
2. Ученики успешно овладели техникой дыхания в сочетании с упражнениями, согласно возрастным особенностям
3. Составлены диагностические карты, отслеживаются результаты.
4. Снижение общей заболеваемости ОРВИ одаренных детей в ДШИ
5. Привлечены родители к освоению данной методики
Мероприятия:
с детьми | с родителями |
– беседы | – анкетирование |
Введения.
Организационно-подготовительный (1месяц) |
– Анкетирование родителей «О здоровье всерьез».
– Обсуждение целей и задач с участниками проекта.
– Составление плана работы.
– Вовлечение всех участников в план совместной реализации проекта по укреплению здоровья одаренных детей младше школьного возраста .
– Изучение методической литературы.
– Подбор познавательных статей.
– Приобретение и изготовление необходимого оборудования.
– Подготовка атрибутов для самостоятельной деятельности детей.
– Разработка компьютерных презентаций «Дышим правильно, красиво», «Как мы дышим» (Приключение Кислородинки).
– Создание картотеки дыхательных упражнений.
– Разработка конспектов спортивного праздника «Музыкальный ринг»,отчетный концерт для родителей класса хорового пения.
Гимнастика А. Н. Стрельниковой – единственная в мире, в которой короткий и резкий вдох носом сочетается с движениями, сжимающими грудную клетку. Это вызывает общую физиологическую реакцию всего организма, обеспечивающую необыкновенно широкий спектр позитивного воздействия.
При выполнении упражнений необходимо соблюдать определенные правила:
1. ВДОХ – «громкий», короткий, активный (просто шумно на всю комнату шмыгайте носом, как бы нюхая запах) .
2. ВЫДОХ – абсолютно пассивный, уходит через нос или через рот. Лучше, если это выдох через нос. О выдохе думать запрещено. Если вы будете думать о выдохе – собьетесь! Выдох – это уходящий вдох.
3. В Стрельниковской дыхательной гимнастике короткий шумные вдохи носом делаются только одновременно с движениями («вдох – движения») : хватаем – нюхаем, кланяемся – нюхаем, приседаем – нюхаем, поворачиваемся – нюхаем.
Основной (4 месяца) | – Просмотр компьютерной презентации «Как мы дышим» (Приключение Кислородинки). Заключительный (1 месяц) – Конкурс семейных комплексов дыхательной гимнастики «Будьте здоровы!». Основная часть. По анкетированию мы узнали, что никто не делает дыхательную гимнастику и даже о ней не слышали, но хотели бы узнать. ДЫХАНИЕ - ЭТО ОСНОВА ВОКАЛЬНОГО ИСКУССТВА. Искусство пения - говорили старые мастера - это искусство вдоха и выдоха. Дыхание - это источник энергии для возникновения звука. Чтобы научиться правильному дыханию мы изучили дыхательную гимнастику А.Н.Стрельниковой. Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой Разработку системы дыхательной гимнастики еще в 30-40-е годы прошлого века начала ее мать - Александра Северовна Стрельникова - во время своей работы над методикой восстановления певческого голоса. Она пробудила интерес к этой проблеме и у своей дочери - Александры Николаевны Стрельниковой. В процессе работы Стрельникова-старшая пришла к выводу, что расстройства певческого голоса (как и многих других функций организма, что было выявлено впоследствии Стрельниковой-младшей) могут быть обусловлены тремя причинами:
|
Первой пациенткой Стрельниковой-старшей была собственная дочь, неожиданно и, как казалось, бесповоротно потерявшая голос. Однако, занимаясь под руководством матери, Александра Николаевна вновь обрела его. После нее были тысячи людей с различными нарушениями голоса.
В 1972 году Александра Николаевна Стрельникова получила патент на "Способ лечения болезней, связанных с потерей голоса" (авторское свидетельство № 411 865). Однако специалисты Минздрава СССР не пожелали признать его как метод лечения.
А. Н. Стрельникова могла вернуться на сцену, но, как и ее мать, стала педагогом-вокалистом.
Стрельниковская дыхательная гимнастика была популярна и среди певцов, таких как Ольга Воронец, Алла Пугачева, София Ротару.
Правила применения дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой
Правило первое: чем естественнее вдох, тем он эффективнее;
Правило второе: не думать о выдохах, после вдоха они должны происходить самопроизвольно и желательно ртом, а не носом;
Правило третье :выполняйте синхронные с вдохами различные упражнения для тела.
Как метод лечения: ее нужно делать два раза в день: утром и вечером по 1500 вдохов-движений до еды или через час-полтора после еды.
Как метод профилактики: по утрам вместо общепринятой гимнастики или вечером, чтобы снять дневную усталость.
Методика проведения дыхательной гимнастики
Занятия следует проводить в небольших помещениях с чистым воздухом, при открытой форточке, натощак либо через час-полтора после еды. В исходном положении следует стоять прямо. Руки вдоль туловища, ноги чуть меньше ширины плеч.
Что нужно знать, приступая к освоению гимнастики
Парадоксальная дыхательная гимнастика по А. Стрельниковой - мощное лечебно-оздоровительное средство. Занимаясь ею, вы избавитесь от всевозможных комплексов, сможете острее воспринимать окружающий мир, начнете чувствовать свое тело, ощутите бодрость, душевное успокоение и психоэмоциональный комфорт. Разгладится кожа, улучшится зрение.Вы избавитесь от многих хронических заболеваний. Во время и после проведения гимнастики не возникает ни мышечных болей, ни сердцебиения, ни одышки, ни слабости или головокружения.
Дыхательная гимнастика начинается с разминочного упражнения «Ладошки». Далее выполняется основной комплекс, состоящий из 6 упражнений. Постепенно прибавляются следующие. Всего 11 упражнений.
- «Погончики», «Насос», «Кошка», «Обними плечи» , «Большой маятник».
- «Повороты головы», «Ушки», «Маятник головой», «Перекаты», «Шаги».
Помните! Вдохи и движения в гимнастике делаются строго одновременно!
Норма: 4 раза по 8 вдохов-движений.
Вывод:
В ходе исследования мы пришли к выводу, что выполняя дыхательные упражнения гимнастики А.Н.Стрельниковой, - «одним ударом убиваешь двух зайцев». Происходит физическая тренировка всех частей тела с головы до ног, - и одновременный прилив крови ко всем внутренним органам (то есть, так называемый «массаж» внутренних органов). Вот почему диапазон воздействия стрельниковской гимнастики огромен: она помогает при лечении даже таких заболеваний, против которых, к сожалению, официальная медицина бессильна ( бронхиальная астма, гипертония, вегето-сосудистая дистония, заикание, различные неврозы и т.д. и т.п.)
Дыхательная гимнастика снимает усталость, бодрит, повышает жизненный тонус, улучшает настроение, память, что особенно важно для школьников.
Учителям в середине урока рекомендуется "пошмыгать" с учениками по - стрельниковски в течение 5-6 минут. Сразу же повышается работоспособность, и легче усваивается материал.
Гимнастика Стрельниковой помогает избавиться от сутулости, формирует легкую, пружинистую походку, делает тело более гибким и пластичным.
При регулярных тренировках можно добиться великолепных результатов у подростков, страдающих сколиозами.
Очень хороший эффект она дает при прогрессирующей близорукости: гимнастика либо приостанавливает ухудшение зрения, либо улучшает его на 2-3 диоптрии.
Поэтому гипотеза оказалась верной. Дышите на здоровье!
Для тех, кого заинтересовала методика Стрельниковой, есть сайт «Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой».
Ожидаемые результаты:
- повышение педагогической компетентности одаренных детей младшего школьного возраста и родителей в оздоровительной работе;
- положительная психологическая адаптация к новой оздоровительной методике участников проекта;
- снижение простудных заболеваний у воспитанников;
- формирование у участников проекта «правильных» дыхательных привычек;
- изменение отношения детей к сохранению своего здоровья;
- использование здоровьесберегающих технологий в семье;
- обобщение и распространение опыта работы по данной теме (презентация проекта на ГМО, представление в СМИ).
Приложение
Описание упражнений А.Н.Стрельниковой
Как уже говорилось, основная стойка в исходном положении - стоя прямо, руки вдоль туловища, нога чуть уже плеч.
Ладошки
Погончики
Повороты головы
В исходном положении поворачивайте голову вправо - вдох, влево - вдох . Не напрягайте шею, не тяните вдох, не опускайте плечи.
"Ушки"
В исходном положении, смотря перед собой, наклоняйте голову правым ухом к правому плечу - вдох, левым ухом - к левому плечу – вдох.
"Малый маятник"
В основной стойке кивайте головой вперед, склоняя ее на грудь, - вдох с пола, назад к спине - вдох с потолка. Думайте: "Откуда пахнет гарью: с пола? с потолка?"
"Обними плечи"
Стоя в исходном положении, поднимите руки, согнутые в локтях, ладонями к груди чуть выше плечевых суставов. С каждым вдохом обнимайте себя за плечи так, чтобы правая ладонь заходила за левый плечевой сустав, а левая - под правую подмышку, к лопатке или наоборот - как вам удобнее.
"Насос"
Возьмите в руки палку или свернутую в трубку газету. Сделайте наклон: туловище параллельно полу, руки согнуты в локтях перед грудью. Не разгибаясь, с легкими поклонами бросайте руки к полу и вновь приближайте к груди, представляя, что накачиваете насосом шину велосипеда или машины. Поклон - бросок рук - вдох с пола. Кончился поклон - руки у груди – выдох.
"Большой маятник"
Это упражнение представляет собой комбинацию упражнений "Обними плечи" и "Насос", каждое из которых делается два раза подряд, переходя друг в друга. Из исходного положения дважды выполните упражнение "Обними плечи" и тут же перейдите к двукратному выполнению "Насоса" - вдохи с пола.
"Кошка"
Вспомните, как кошка крадется за воробьем с тыла и оглядывается, чтобы сцапать его и съесть. Попробуйте повторять ее движения. Из исходного положения, чуть-чуть приседая, пружиня в коленях, энергично 8 раз поворачивайтесь туловищем вправо по спирали и несколько сзади, при этом делая вдохи справа. Без паузы те же движения выполните в левую сторону, вдох слева.
"Перекаты"
Из исходного положения правую ногу выставьте вперед и, шумно "шмыгая" носом, как бы перекатитесь с пятки на носок, затем обратно на левую ногу, которая осталась сзади, - с носка на пятку. После определенного числа вдохов-движений делайте то же самое, выставив вперед левую ногу.
пей. При этом вторая нога стоит спереди па носке, поддерживая равновесие тела.
Шаги
В исходном положении маршируйте па месте, делая ритмичные вдохи: левой - вдох, правой - вдох. Данное упражнение можно делать и на ходу. Учитывая его простоту, начинать осваивать дыхательную гимнастику можно с "шагов". К тому же, оно позволяет исключить движение плеч.
Список литературы
1.Электронный источник: http://folk-med.ru/
2. Г.Дмитриевский «Хороведение и управление хором». М. 1948г.
3. П.Г.Чесноков «Хор и Управление им». М. 1952г.
4.В. Соколов «Работа с хором» Москва. Музыка 1983г
5.Электронный источник:http://www.myshared.ru/slide/996936
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы для проведения тестирования на тему: "Информация вокруг нас" по дополнительной образовательной программе "Компьютерная азбука" (для учащихся младшего школьного возраста)
Данный материал можно использовать для контрольного среза знаний по теме: "Информация" как в учреждениях ДО, так и в общеобразовательных школах, где информатику начинают изучать с начального звена. Ма...
Легоконструирование как средство развития одаренности детей младшего школьного возраста
Дети - неутомимые конструкторы, их творческие возможности и технические решения остроумны, оригинальны. Дети младшего школьного возраста учатся конструировать шаг за шагом, выполнять этот вид деятельн...
Родительское собрание в начальной школе «Роль родителей в развитии одаренности детей младшего школьного возраста».
Работа с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы. Важно эту работу вести во взаимодействии с родителями, так как развитие степени одаренности должно начинаться уже в ...
РАЗВИТИЕ ОДАРЕННОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Одаренные и талантливые люди необходимы человеческому обществу во все времена и особенно во времена политических, экономических и социальных перемен. Общество остро нуждается в людях, мыслящих неордин...
Способности и одаренность в младшем школьном возрасте.
Методические разработки преподавателя....
Статья на тему: Использование элементов легкой атлетики, как средство развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом на уроках адаптивной физической культуры.
развитие координации у детей мл. шк. возраста...
План самообразования по теме "Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой"
Цель: Укрепление психического и физического здоровья детей, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование...