Методическая разработка на тему :"Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой как основной вид оздоровления одаренных детей в младшем школьном возрасте".
проект

Иванова Елена Николаевна

Дыхательная гимнастика была  изобретена Александрой Николаевной Стрельниковой для восстановления  голоса артистов , но потом оказалось, что она хорошо помогает при заболеваниях дыхательных путей, в частности, при астме, а также и многих других болезнях.  Для занятий нет возрастных ограничений, можно заниматься практически при любых заболеваниях, более того, гимнастикой можно заниматься даже лежачим больным.

Проблема:

Актуальным является поиск новых форм, средств и методов во внедрении новых форм оздоровления. Чем раньше мы научим детей понимать значимость оздоровительных процедур, тем легче будет решаться задача по приобщению одаренных детей младшего школьного возраста к здоровому образу жизни.

Гипотеза:

Если научиться правильному дыханию, то певческий голос станет не только красивым, но и здоровым.

 

Цель:

Развитие осознанного интереса у детей к оздоровительным технологиям, стремление научиться, ими пользоваться в дальнейшей жизни.

Задачи:

- Разучить основной комплекс упражнений дыхательной гимнастики

- Создание благоприятных условий для формирования здоровой и физически развитой личности, воспитания у детей созидательного отношения к своему здоровью

- Поэтапное овладение детьми и их родителями (по принципу нарастающего интереса) основам «правильного дыхания»;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_2.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и молодежной политики

Чувашской Республики

Бюджетное образовательное учреждение  дополнительного профессионального образования

(повышении квалификации )

«Чувашской Республики институт образования»

Минообразования Чувашии

Кафедра педагогики и практической психологии

      Итоговая аттестационная работа

Проект:

"Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой как основной вид оздоровления одаренных детей  в младшем школьном возрасте"

  Работу выполнила  Иванова Елена Николаевна

слушатель КПК педагогических работников

 ОУИР по программе «Психолого-педагогическое

сопровождение одаренных детей в условиях

введения и реализации ФГОС»  

Научный руководитель:

к.п.н. доцент

Дыхательная гимнастика была  изобретена Александрой Николаевной Стрельниковой для восстановления  голоса артистов , но потом оказалось, что она хорошо помогает при заболеваниях дыхательных путей, в частности, при астме, а также и многих других болезнях.  Для занятий нет возрастных ограничений, можно заниматься практически при любых заболеваниях, более того, гимнастикой можно заниматься даже лежачим больным. 

Проблема:

Актуальным является поиск новых форм, средств и методов во внедрении новых форм оздоровления. Чем раньше мы научим детей понимать значимость оздоровительных процедур, тем легче будет решаться задача по приобщению одаренных детей младшего школьного возраста к здоровому образу жизни.

Гипотеза: 

Если научиться правильному дыханию, то певческий голос станет  не только красивым, но  и здоровым.

Цель:

Развитие осознанного интереса у детей к оздоровительным технологиям, стремление научиться, ими пользоваться в дальнейшей жизни.

Задачи:

- Разучить основной комплекс упражнений дыхательной гимнастики

- Создание благоприятных условий для формирования здоровой и физически развитой личности, воспитания у детей созидательного отношения к своему здоровью

- Поэтапное овладение детьми и их родителями (по принципу нарастающего интереса) основам «правильного дыхания»;

- Овладение навыками согласовывать дыхание с выполнением упражнений, тем самым активизируя иммунные силы организма.

- Формирование и совершенствование коммуникативного межличностного общения;

Вид проекта

Межгрупповой

Тип проекта

Оздоровительно – познавательный

Объект исследования: Певческий голос

Предмет исследования: Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой,  как основа правильного пения и способ укрепления здоровья.

Методы и приёмы исследования: наблюдение,  интервью,  работа с источниками информации,  анализ,  синтез,  анкетирование,  обработка результатов.

Практическая значимость работы состоит в том, что её результаты помогут нам ещё лучше видеть, слышать, чувствовать  свой голос.

Продолжительность проекта: 6 месяцев

Участники проекта: 

  • Одаренные дети младше школьного возраста
  • Преподаватели детской школы искусств
  • Родители учеников

Ожидаемый результат:

1. Положительная психологическая адаптация к новой оздоровительной методике

    2. Ученики  успешно овладели техникой дыхания в сочетании с упражнениями, согласно возрастным особенностям

3. Составлены диагностические карты, отслеживаются результаты.

4. Снижение общей заболеваемости ОРВИ одаренных детей в ДШИ

5. Привлечены родители к освоению данной методики

Мероприятия:

с детьми

с родителями

– беседы
– объяснение
– показ
– опыты
– непосредственно-образовательная деятельность
– самостоятельная деятельность детей
– совместная со взрослым деятельность
– дыхательные упражнения
– развлечения, досуги, спортивный праздник «Музыкальный ринг»
– Выступление на отчетном концерте класса хорового пения

– анкетирование
– консультирование
– беседы
– показ
– объяснение
– индивидуальные беседы
– совместная деятельность с детьми
– презентация дидактического материала,упражнения А.Н.Стрельниковой.
– Смотр выступления детей на отчетном концерте.
– развлечения, досуги, спортивный праздник «Музыкальный ринг»

Введения.

Организационно-подготовительный (1месяц)

– Анкетирование родителей «О здоровье всерьез».
– Обсуждение целей и задач с участниками проекта.
– Составление плана работы.
– Вовлечение всех участников в план совместной  реализации проекта по укреплению здоровья одаренных детей младше школьного возраста .
– Изучение методической литературы.
– Подбор познавательных статей.

– Приобретение и изготовление необходимого оборудования.
– Подготовка атрибутов для самостоятельной деятельности детей.
– Разработка компьютерных презентаций «Дышим правильно, красиво», «Как мы дышим» (Приключение Кислородинки).
– Создание картотеки дыхательных упражнений.
– Разработка конспектов спортивного  праздника «Музыкальный ринг»,отчетный концерт для родителей класса хорового пения.

   Гимнастика А. Н. Стрельниковой – единственная в мире, в которой короткий и резкий вдох носом сочетается с движениями, сжимающими грудную клетку. Это вызывает общую физиологическую реакцию всего организма, обеспечивающую необыкновенно широкий спектр позитивного воздействия.

При выполнении упражнений необходимо соблюдать определенные правила:

1. ВДОХ – «громкий», короткий, активный (просто шумно на всю комнату шмыгайте носом, как бы нюхая запах) .

2. ВЫДОХ – абсолютно пассивный, уходит через нос или через рот. Лучше, если это выдох через нос. О выдохе думать запрещено. Если вы будете думать о выдохе – собьетесь! Выдох – это уходящий вдох.

3. В Стрельниковской дыхательной гимнастике короткий шумные вдохи носом делаются только одновременно с движениями («вдох – движения») : хватаем – нюхаем, кланяемся – нюхаем, приседаем – нюхаем, поворачиваемся – нюхаем.

Основной (4 месяца)

– Просмотр компьютерной презентации «Как мы дышим» (Приключение Кислородинки).
– Разучивание с  одаренными детьми пословиц и поговорок о здоровье.
– Рассуждалки с детьми «Что такое здоровье, что такое болезнь?», «Чем отличается здоровый человек от больного?», «Что нужно делать, чтобы быть здоровым?».
– Разучивание с  одаренными детьми младше школьного возраста комплексов дыхательной гимнастики.
– Включение дыхательных упражнений в различные режимные моменты.
– Проведение консультаций для родителей «Умеем ли мы правильно дышать», «Правильное дыхание – основная составляющая развития речи дошкольника».
– Проведения спортивной развлекательной программы между командами «Музыкальный ринг»
– Проведение семинара-практикума для педагогов и родителей по теме «Использование дыхательной гимнастики по системе Стрельниковой».
– Организация совместной творческой деятельности детей с родителями. Практическое занятие  «Учусь дышать вместе с мамой».

Заключительный (1 месяц) 

– Конкурс семейных комплексов дыхательной гимнастики «Будьте здоровы!».
– Разработка методических рекомендаций для одаренных детей младше школьного возраста  и родителей по проведению дыхательной гимнастики.
– Презентация  проекта для одаренных детей младше школьного возраста и родителей «Дышим правильно, красиво».
– Отчетный концерт для родителей класса хорового пения.

Основная часть.

По анкетированию мы узнали, что никто не делает дыхательную гимнастику и даже о ней не слышали, но хотели бы узнать.

ДЫХАНИЕ - ЭТО ОСНОВА ВОКАЛЬНОГО ИСКУССТВА.

Искусство пения - говорили старые мастера - это искусство вдоха и выдоха.

Дыхание - это источник энергии для возникновения звука.

Чтобы научиться правильному дыханию мы изучили дыхательную гимнастику А.Н.Стрельниковой.

Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой

Разработку системы дыхательной гимнастики еще в 30-40-е годы прошлого века начала ее мать - Александра Северовна Стрельникова - во время своей работы над методикой восстановления певческого голоса.

 Она пробудила интерес к этой проблеме и у своей дочери - Александры Николаевны Стрельниковой. В процессе работы Стрельникова-старшая пришла к выводу, что расстройства певческого голоса (как и многих других функций организма, что было выявлено впоследствии Стрельниковой-младшей) могут быть обусловлены тремя причинами:

  • дизритмией системы дыхания, в частности, ее мускулатуры;
  • нарушением функции  диафрагмы;
  • расстройством психоэмоционального состояния человека.

Первой пациенткой Стрельниковой-старшей была собственная дочь, неожиданно и, как казалось, бесповоротно потерявшая голос. Однако, занимаясь под руководством матери, Александра Николаевна вновь обрела его. После нее были тысячи людей с различными нарушениями голоса.

В 1972 году Александра Николаевна Стрельникова получила патент на "Способ лечения болезней, связанных с потерей голоса" (авторское свидетельство № 411 865). Однако специалисты Минздрава СССР не пожелали признать его как метод лечения.

А. Н. Стрельникова могла вернуться на сцену, но, как и ее мать, стала педагогом-вокалистом.

Стрельниковская дыхательная гимнастика была популярна и среди певцов, таких как Ольга Воронец, Алла Пугачева, София Ротару.

Правила применения дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой

Правило первое: чем естественнее вдох, тем он эффективнее;

Правило второе: не думать о выдохах, после вдоха они должны происходить самопроизвольно и желательно ртом, а не носом;

Правило третье :выполняйте синхронные с вдохами различные упражнения для тела.

 Как метод  лечения: ее нужно делать два раза в день:  утром и вечером по 1500 вдохов-движений до еды или через час-полтора после еды.

Как метод профилактики: по утрам вместо общепринятой гимнастики или вечером, чтобы снять дневную усталость.

Методика проведения дыхательной гимнастики

Занятия следует проводить в небольших помещениях с чистым воздухом, при открытой форточке, натощак либо через час-полтора после еды. В исходном положении следует стоять прямо. Руки вдоль туловища, ноги чуть меньше ширины плеч.

Что нужно знать, приступая к освоению гимнастики

Парадоксальная дыхательная гимнастика по А. Стрельниковой - мощное лечебно-оздоровительное средство. Занимаясь ею, вы избавитесь от всевозможных комплексов, сможете острее воспринимать окружающий мир, начнете чувствовать свое тело, ощутите бодрость, душевное успокоение и психоэмоциональный комфорт. Разгладится кожа, улучшится зрение.Вы избавитесь от многих хронических заболеваний. Во время и после проведения гимнастики не возникает ни мышечных болей, ни сердцебиения, ни одышки, ни слабости или головокружения.

Дыхательная гимнастика начинается с разминочного упражнения «Ладошки». Далее выполняется основной комплекс, состоящий из 6  упражнений. Постепенно прибавляются следующие. Всего 11 упражнений.

  • «Погончики», «Насос», «Кошка», «Обними плечи» , «Большой маятник».
  • «Повороты головы», «Ушки», «Маятник головой», «Перекаты», «Шаги».

Помните! Вдохи и движения в гимнастике делаются строго одновременно!

Норма: 4 раза по 8 вдохов-движений.

Вывод:
В ходе исследования мы пришли к выводу, что выполняя дыхательные упражнения гимнастики А.Н.Стрельниковой, - «одним ударом убиваешь двух зайцев». Происходит физическая тренировка всех частей тела с головы до ног, - и одновременный прилив крови ко всем внутренним органам  (то есть, так называемый «массаж» внутренних органов). Вот почему диапазон воздействия стрельниковской гимнастики огромен: она помогает при лечении даже таких заболеваний, против которых, к сожалению,  официальная медицина бессильна ( бронхиальная астма, гипертония, вегето-сосудистая  дистония, заикание, различные неврозы и т.д. и т.п.)

Дыхательная гимнастика снимает усталость, бодрит, повышает жизненный тонус, улучшает настроение, память, что особенно важно для  школьников.

Учителям в середине урока рекомендуется "пошмыгать" с учениками по - стрельниковски в течение 5-6 минут. Сразу же повышается работоспособность, и легче усваивается материал.

Гимнастика Стрельниковой помогает избавиться от сутулости, формирует легкую, пружинистую походку, делает тело более гибким и пластичным.

При регулярных тренировках можно добиться великолепных результатов у подростков, страдающих сколиозами.

Очень хороший эффект она дает при прогрессирующей близорукости: гимнастика либо приостанавливает ухудшение зрения, либо улучшает его на 2-3 диоптрии.

Поэтому гипотеза  оказалась верной. Дышите на здоровье!

Для тех, кого заинтересовала методика Стрельниковой, есть сайт «Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой».

Ожидаемые результаты:

  • повышение педагогической компетентности одаренных детей младшего школьного возраста и родителей в оздоровительной работе;
  • положительная психологическая адаптация к новой оздоровительной методике участников проекта;
  • снижение простудных заболеваний у воспитанников;
  • формирование у участников проекта «правильных» дыхательных привычек;
  • изменение отношения детей к сохранению своего здоровья;
  • использование  здоровьесберегающих технологий  в семье;
  • обобщение и распространение опыта работы по данной теме (презентация проекта на ГМО, представление в СМИ).

Приложение

Описание упражнений А.Н.Стрельниковой

Как уже говорилось, основная стойка в исходном положении - стоя прямо, руки вдоль туловища, нога чуть уже плеч.

Ладошки

Погончики

Повороты головы

В исходном положении поворачивайте голову вправо - вдох, влево - вдох . Не напрягайте шею, не тяните вдох, не опускайте плечи.

"Ушки"

В исходном положении, смотря перед собой, наклоняйте голову правым ухом к правому плечу - вдох, левым ухом - к левому плечу – вдох.

"Малый маятник"

В основной стойке кивайте головой вперед, склоняя ее на грудь, - вдох с пола, назад к спине - вдох с потолка. Думайте: "Откуда пахнет гарью: с пола? с потолка?"

"Обними плечи"

Стоя в исходном положении, поднимите руки, согнутые в локтях, ладонями к груди чуть выше плечевых суставов. С каждым вдохом обнимайте себя за плечи так, чтобы правая ладонь заходила за левый плечевой сустав, а левая - под правую подмышку, к лопатке или наоборот - как вам удобнее.

"Насос"

Возьмите в руки палку или свернутую в трубку газету. Сделайте наклон: туловище параллельно полу, руки согнуты в локтях перед грудью. Не разгибаясь, с легкими поклонами бросайте руки к полу и вновь приближайте к груди, представляя, что накачиваете насосом шину велосипеда или машины. Поклон - бросок рук - вдох с пола. Кончился поклон - руки у груди – выдох.

"Большой маятник"

Это упражнение представляет собой комбинацию упражнений "Обними плечи" и "Насос", каждое из которых делается два раза подряд, переходя друг в друга. Из исходного положения дважды выполните упражнение "Обними плечи" и тут же перейдите к двукратному выполнению "Насоса" - вдохи с пола.

"Кошка"

Вспомните, как кошка крадется за воробьем с тыла и оглядывается, чтобы сцапать его и съесть. Попробуйте повторять ее движения. Из исходного положения, чуть-чуть приседая, пружиня в коленях, энергично 8 раз поворачивайтесь туловищем вправо по спирали и несколько сзади, при этом делая вдохи справа. Без паузы те же движения выполните в левую сторону, вдох слева.

"Перекаты"

Из исходного положения правую ногу выставьте вперед и, шумно "шмыгая" носом, как бы перекатитесь с пятки на носок, затем обратно на левую ногу, которая осталась сзади, - с носка на пятку. После определенного числа вдохов-движений делайте то же самое, выставив вперед левую ногу.

пей. При этом вторая нога стоит спереди па носке, поддерживая равновесие тела.

Шаги

В исходном положении маршируйте па месте, делая ритмичные вдохи: левой - вдох, правой - вдох. Данное упражнение можно делать и на ходу. Учитывая его простоту, начинать осваивать дыхательную гимнастику можно с "шагов". К тому же, оно позволяет исключить движение плеч.

Список литературы

1.Электронный источник: http://folk-med.ru/ 

2. Г.Дмитриевский «Хороведение и управление хором». М. 1948г.

3. П.Г.Чесноков «Хор и Управление им». М. 1952г.

4.В. Соколов «Работа с хором»  Москва. Музыка 1983г

5.Электронный источник:http://www.myshared.ru/slide/996936


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для проведения тестирования на тему: "Информация вокруг нас" по дополнительной образовательной программе "Компьютерная азбука" (для учащихся младшего школьного возраста)

Данный материал можно использовать для контрольного среза знаний по теме: "Информация" как в учреждениях ДО, так и в общеобразовательных школах, где информатику начинают изучать с начального звена. Ма...

Легоконструирование как средство развития одаренности детей младшего школьного возраста

Дети - неутомимые конструкторы, их творческие возможности и технические решения остроумны, оригинальны. Дети младшего школьного возраста учатся конструировать шаг за шагом, выполнять этот вид деятельн...

Родительское собрание в начальной школе «Роль родителей в развитии одаренности детей младшего школьного возраста».

Работа с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы. Важно эту работу вести во взаимодействии с родителями, так как развитие степени одаренности должно начинаться уже в ...

РАЗВИТИЕ ОДАРЕННОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Одаренные и талантливые люди необходимы человеческому обществу во все времена и особенно во времена политических, экономических и социальных перемен. Общество остро нуждается в людях, мыслящих неордин...

Способности и одаренность в младшем школьном возрасте.

Методические разработки преподавателя....

План самообразования по теме "Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой"

Цель: Укрепление психического и физического здоровья детей, выявление           и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование...