Экологический проект "Пыль"
проект на тему

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pyl.docx990.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное учреждение

дополнительного образования

Дом детского творчества

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Тема: «ПЫЛЬ»

Авторы: обучающиеся экологического кружка «Росток»,

педагог дополнительного образования Югова М.В.,

обучающиеся экологического кружка «Юнэк»

педагог дополнительного образования Алейникова Г.Н.

2018 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.Введение…………………..…..…………………………………………2

1.1.Описание работы над проектом………………………………….......4

2.0.Основная часть…………………………………………………………5

2.1.Что такое пыль?.....................................................................................5

2.2.Исследования ученых, где больше любит селиться пыль в доме…10

2.3. Определение уровня загрязнения воздуха в помещении школы…11

2.4. Определение уровня загрязнения воздуха в ДДТ ……………….11

2.5. Подведение итогов проекта………………………………………….12

3. Заключения…………………………………………………………… 13

4. Список используемой литературы……………………………………14

5. Приложения…………………………………………………………….15

1.Введение

«Все мы пассажиры одного корабля

 по имени «Земля», значит пересесть

из него просто некуда. Вот потому-то

все жители должны сообща спасать

свой общий дом…»

Антуан де Сент-Экзюпери

Вид проекта: исследовательский

По продолжительности: месяц

По количеству обучающихся: групповое исследование

Цель: определить, от чего зависит уровень запылённости помещений

дома, в учреждении дополнительного образования в Доме детского творчества, в школе, где учатся обучающиеся кружков.

Объект исследования: экологическое пространство помещений.

Предмет исследования: степень запылённости в жилищах обучающихся, в образовательном учреждении, в учреждении дополнительного образования - Доме детского творчества.

Актуальность темы:        Каждому знакомо необыкновенное чувство "лёгкости" дыхания солнечным утром в лесу: то, что мы называем "свежий" воздух. Люди уже давно поняли, что чистый воздух необходим человеку, чистый воздух – залог здоровья. Человек может прожить без пищи около пяти недель, без воды – пять суток, без воздуха – только пять минут. Человек за день съедает 1,5 кг пищи, выпивает около двух литров воды и вдыхает несколько тысяч литров воздуха. Он может отказаться от недоброкачественной пищи или воды сомнительной чистоты, но вдыхать ему приходится тот воздух, в котором он находится в данный момент, даже если он загрязнён или опасен для здоровья. Воздух и здоровье человека находятся в тесной взаимосвязи. Учёные подсчитали, что семья из 3-х человек производит около 1 кг пыли в месяц. Сколько же килограммов пыли производит 24 учащихся одного класса? По подсчётам, около 8 кг в месяц. Основной состав пыли - это частички омертвевшей человеческой кожи. Омертвевшая кожа – это шелушение человеческой кожи. Каждый из нас сбрасывает до 450г омертвевшей кожной ткани в год. Если подсчитать, сколько омертвевшей кожной ткани сбрасывает один класс, то это будет 10кг 800г. Эта мёртвая ткань собирается на полу, на мебели, на одежде и является основной пищей для пылевых клещей и плесневых грибков. Нам стало интересно, в каком школьном помещении пыли скапливается больше всего и как быстро пыль появляется в нашем классе? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, была проведена исследовательская работа

Пыль, клещи, бактерии, плесень и пыльца – все эти частицы содержатся в воздухе, которым мы дышим. Школьные годы – это большой отрезок жизни человека.

Каков же воздух в нашей школе, в жилище человека, в учреждении дополнительного образования, и как пыль влияет на здоровье младших школьников?

На занятиях экологического кружка, обучающиеся заинтересовались вопросом, насколько чист воздух в домах и квартирах, которым мы дышим в школе и учреждении дополнительного образования,  и что нужно сделать для того, чтобы воздух стал чище?

Так появилось наше исследование «Пыль».

Из энциклопедической литературы, бесед с родителями, врачами, ребята узнали, что пыль состоит из:

  • микроорганизмов;
  • клещей;
  • частей пуха животных  и птиц;
  • отмерших клеток кожи человека;
  • минеральной части.

Экологи всего мира единогласны  во мнении о том, что пыль небезопасна для здоровья.

Пыль является одной из причин возникновения таких заболеваний как астма, ринит, конъюнктивит и аллергия. Для пыли непроницаемых препятствий просто не существует. Она способствует не только обострению хронических заболеваний, но и приводит к возникновению новых, например, заболеваний вирусного характера - бронхиальной астмы.

Человек всегда вдыхает пыль вместе с воздухом. Оседая, она попадает в питьевую воду, покрывает предметы питания. Во многих производствах пыль является причиной профессиональных болезней.

В проекте участвуют обучающиеся: экологический кружок «Росток», экологический кружок «Юнэк». Всего в проекте принимают участие 55 кружковцев. Это 4 группы, возраст участников- 8-10 лет.

1.1 Описание работы над проектом

1 этап. Составление плана работы.

  1. Заручимся поддержкой администрации школы № 6 Култышевой Любови Александровны, директора ДДТ Доброходской Марины Николаевны  нашей инициативы и подготовим необходимые материалы для проведения исследования по определению уровня загрязнения воздуха  - январь 2018г.
  2. Начинаем исследование. – 20 января (первый день).рассматриваем в микроскоп пыль на листках бумаги.
  3. Заканчиваем исследование и обобщаем данные, полученные в результате проведения исследования. – 7 февраля.
  4. Собираем информацию о том, из чего состоит пыль, какая бывает пыль, чем пыль может быть опасна для человека. Готовимся к обмену информацией  – до 15 февраля.
  5. Обсуждаем собранную информацию о пыли, дополняем содержание проектных папок недостающей информацией. – 20 февраля.
  6. Проводим конкурс плакатов, выбор лучших – 27 февраля.
  7. Размещаем плакат на условленное место –28 февраля.

2.Определить уровень загрязнения пылью, воздуха помещений в 3 объектах.

Инструкция для исследования:

  1. Намазать вазелином листы белой картонной бумаги.
  2. Прикрепить полоски бумаги в жилых комнатах квартир ребят, в классе, в кабинете  для занятий кружка, коридорах и фойе.

2 этап. Изучить исследования ученых, где больше любит селиться пыль в доме?

3 этап. Изучить исследования ученых, где больше любит селиться пыль в помещениях образовательных учреждений?

4 этап. Подведение итогов проекта. Заключение.

Проектный продукт: плакат - обращение к входящим в школу, в Дом детского творчества,  размещённый над местом для одевания бахил.

Подумать, как частицы грязи и пыли влияют на здоровье школьника и учителя?

Сделать вывод, как можно обеспечить чистоту помещений в школе и дома?

2.Основная часть.

2.1. Что такое пыль?

Пыль - взвешенные («висящие») в воздухе очень мелкие твердые тела.

Они тяжелее воздуха, но из-за очень малого размера и веса легко поднимаются в воздух.

Хотите вы этого или нет, пыль – это неотъемлемая часть жилья человека. И она будет существовать столько, сколько будет существовать жизнь на земле, это компонент атмосферного воздуха.

Источником пыли может служить абсолютно все! К безопасным источникам относятся стертые частички мебели, ковров, волокна тканей, частички омертвевшей кожи, ногтей и волос, пыльца и споры комнатных растений.

И совсем небезопасными для нашего здоровья могут оказаться грибки и другие микроорганизмы, продукты сгорания минерального топлива и выхлопные газы автомобилей. Сюда же относим - всевозможные порошки для чистки и стирки, и другие химические средства, мельчайшие остатки строительных материалов и – не удивляйтесь! - сигаретный дым…

Мы решили найти информацию об этом в интернете. Вот что нам удалось узнать:

По-научному, пыль – это мелкие твёрдые частицы размером от 10 до одной сотой микрон. Нам, ученикам 2 - 3 класса, эти единицы измерения неизвестны, но мы себе представляем, что пыль может быть видимой невооружённым глазом или состоять из таких маленьких частиц, которые можно разглядеть только под микроскопом. Самые маленькие частицы пыли постоянно плавают в воздухе. Средние – постепенно оседают, а более крупные практически сразу осаждаются.

Мы узнали о том, что в обычной трёхкомнатной квартире за год образуется до 40 кг пыли!

Человек за сутки вдыхает 12 тысяч литров воздуха, а в одном только литре воздуха содержится около пятисот тысяч пылинок!

Мы обнаружили, что наиболее высокая концентрация загрязняющих веществ в воздухе приходится на высоту одного - полтора метра. Значит, больше всего от пыли страдают дети! Ведь у детей именно такой рост!

Учёные проанализировали состав пыли и установили, что 35 % пыли составляют минеральные частицы , 12 % - волокна ткани и бумаги, 19 % - кожные чешуйки, 7 % - цветочная пыльца, 3 % - частицы сажи и дыма. Происхождение 24 % пыли определить учёным пока не удалось.

Мы удивились, узнав, что на нашу страну ежегодно оседают десятки миллионов тонн пыли! Процентов 70 её рождены природой, а оставшиеся 30 процентов – созданы человеком. Это в основном отходы от сжигания нефти, газа, угля, дерева.

Источники природной пыли:

  • Первое место – почва.
  • Второе место – океан. Океанская пыль – это мелкие кристаллики солей, выбрасываемые морями в воздух. Если бы в воздухе не было бы пыли, то не было бы и облаков.
  • Третье место – вулканы и большие лесные пожары.
  • Четвёртое место – пустыни.
  • Пятое место – космическая пыль, которая попадает на нашу планету с метеоритными дождями.
  • Шестое место – цветочная пыльца, грибки, споры, шерсть животных и волосы людей.

Пыль любит путешествовать, и ей это легко удаётся. Её частицы необычайно лёгкие и переносятся ветром на огромные расстояния. Так что в слое пыли, осевшем на ваш стол, можно найти песчинки из пустыни Сахара, крошки египетских пирамид, пепел вулканов, споры южноамериканских растений, частицы шерсти кенгуру, мраморные пылинки античных развалин, пыльцу французских лилий и даже космическую пыль.

Пыль вездесуща. Она просачивается сквозь самые мелкие щели и отверстия. Она есть всюду: в пещере, где никогда не ступала нога человека, в квартире, обитатели которой надолго уехали, в самолёте, мчащемся над облаками, и даже высоко над землёй, в стратосфере.

Пыль в наших домах – неприятный и нежеланный гость. Мы приносим её с улицы в дом на одежде и обуви, она залетает к нам вместе с ветром, её разносчиками являются домашние животные. Кроме того, пыль образуется в результате износа старых предметов мебели. Пыль забивается в самые укромные места, откуда её практически невозможно извлечь.

А нужно ли вообще избавляться от пыли? Пусть бы лежала себе тихонько под кроватью или шкафом. Ответ однозначный: нужно! Пыль не только вызывает отрицательные эмоции при одном взгляде на неё, она ещё и очень вредна! Исследования учёных показали, что вдыхая пыль, мы как будто выкуриваем полсигареты – немало для человека, если он заботится о своём здоровье. За сутки житель Москвы “пропускает” через свои лёгкие до 6 миллиардов пылинок, которые уместились бы в двух столовых ложках!

Но самое большое удивление и даже страх вызвала у нас информация о том, что, оказывается, в пыли существуют живые, настоящие монстры – САПРОФИТЫ – пылевые клещи!!! Когда мы увидели их фотографии, мы испытали сильный шок! Таких кошмарных существ никто из нас не видел даже в фильмах ужасов! 

Оказалось, что люди действительно не могут их увидеть, потому что сапрофиты очень малы: надо 1 миллиметр разделить на 10 частей – взять одну-две такие части - вот их размер. Когда учёные впервые разглядели пылевых клещей под микроскопом, они испугались не меньше нашего! Посмотреть на диковину – подобие носорога с рачьими клешнями - сбежались все сотрудники лаборатории.

Эти страшилища живут вместе с нами и питаются нами! За год человек отшелушивает около двух килограммов омертвевшей кожи. Больше всего чешуи человек теряет во сне. Но, как только она оказывается на подушке, на матрасе и одеяле, со всех сторон на неё набрасываются полчища жадных тварей (400 миллионов на одной кровати!). Почуяв добычу, они выходят и начинают свой пир.

Сапрофиты любят жить при температуре +25 градусов, в тёмном и влажном месте, поэтому ваша кровать – идеальное место для них. Просто курорт с бесплатным питанием!

Нас немного успокоил тот факт, что пылевые клещи не кусаются и не сосут кровь. Но они могут вызывать сильную аллергию, хронический насморк, приступы бронхиальной астмы и серьёзные изменения кожи человека! По данным Всемирной Организации Здравоохранения 20 % всего населения земного шара подвержены аллергии. Аллергия на клещей – настоящее всемирное бедствие!

Наш ребята  знают способы борьбы с пылевыми клещами:

  • Вымораживание подушек, одеял и матрасов зимой.
  • Выжаривание на солнце летом. Ультрафиолетовое излучение за 2 часа полностью разлагает продукты жизнедеятельности сапрофитов.
  • Влажная уборка помещения 10%-ным раствором поваренной соли. (Пачка соли на 10 литров воды).
  • Пылевые клещи гибнут при температуре +65 градусов, поэтому стирать постельное бельё надо в максимально горячей воде, а одеяла проглаживать утюгом.
  • Применять пароочистители и пылесосы.
  • Регулярно избавляться от старых подушек и матрасов: подушки менять раз в 4 года, матрасы – раз в 7 лет.

Работая над проектом, мы установили, что домашняя пыль опасна следующим:

  • Оседая на лёгких, она оказывает механическое воздействие и может вызвать бронхит.
  • Вместе с пылью распространяются вредные вещества, входящие в состав продуктов бытовой химии, поэтому пыль может вызвать химическое отравление организма человека.
  • Воздушно-пылевым путём распространяется такие опасные заболевания, как туберкулёз, ветряная оспа, краснуха, паротит, вирусные заболевания.
  • Вызвать аллергию и приступ бронхиальной астмы.

Убедившись в том, что шутки с пылью могут окончиться плохо, мы ещё раз поняли, как важен наш проект и приступили к его следующему этапу – созданию проектного продукта. Проведя конкурс плакатов, мы увидели, что в каждом плакате есть своя “изюминка”, и не стали присуждать места. Все ребята проголосовали за идею создать общий плакат, но сделать его таким, чтобы в нём были собраны все наши “изюминки”. Вот что у нас в итоге получилось.

Мы считаем, что нам удалось достичь цели проекта, т.к. наш проектный продукт получился очень убедительным для родителей.

2.2 Исследования ученых – «Где больше любит селиться пыль в доме?

Где больше всего любит селиться пыль? Ученые провели массу исследований на этот счет. В ходе одного из экспериментов было установлено, что пыли в сельских домах вдвое больше, чем в городских квартирах. Но при этом деревенская пыль является менее вредной, так как в основном носит природный характер. Наибольшая концентрация токсичных веществ обнаружена в пыли городских и пригородных квартирах промышленных зон. Места наибольшего скопления пыли одинаковы: бытовая техника, мягкая мебель, ковры, паласы, плинтуса и углы комнат – перечислять можно бесконечно, пыль вездесуща. Скажу только, что особо «старательным» накопителем пыли является коврик перед входной дверью. Его надо пылесосить каждый день.

Для этого  исследования ребята выбрали  четыре места в квартире: кухню, детскую комнату, угол под диваном  и коридор. В эти места  поместили листы бумаги формата А 4, смазанные вазелином. Через 3 дней  увидели результат.

На образце из под дивана оказалось больше черных точек и волосинок, это можно объяснить тем, что это менее доступное место и влажная уборка там проводится реже.

Самым загрязнённым образцом, оказался лист из коридора. Помимо чёрных точек и волосков на нём была и грязь. Это можно легко объяснить: во – первых,  это грязная уличная обувь, во – вторых часть пыли залетает из подъезда и улицы.

Ребята уверены, без исследований, что зимой пыли меньше, чем летом!

2.3.Определение уровня загрязнения воздуха в помещении  школы.

Где в школе больше всего пыли, и что необходимо делать, чтобы её стало меньше?

Для исследования ребята экологического кружка «Юнэк» выбрали разные помещения школы: учебный класс и  коридор. В них положили листочки бумаги, смазанные вазелином.

Через 3 дней листочки были сняты и рассмотрены через лупу. На них  увидели прилипшие мелкие чёрные точки, волоски, грязь.

2.4. Для исследования помещений ДДТ Ребята из экологического кружка «Росток»  выбрали разные помещения: кабинет для занятий и фойе. В них  разместили листочки бумаги, смазанные вазелином.

Через 3 дней листочки были сняты и рассмотрены через лупу. На них  увидели прилипшие мелкие чёрные точки, волоски, грязь.

2.5.Подведение итогов проекта.

Самым загрязнённым оказался листочек из коридора. В школе № 6 обучается около  349 человек, работают 18  учителей и 5 человек технического персонала, кроме них каждый день в школу заходят родители. И хотя уборка проводится 2 раза в день, большая проходимость людей и грязная обувь приводят  к сильному загрязнению коридора.

Проведя данное исследование, мы решили, что для того, чтобы была чистота в помещениях, необходимо:

  1. Чаще делать влажную уборку.
  2. Всем ходить в сменной обуви.
  3. Не бегать по школе, и в ДДТ, так как  при этом поднимаются и вдыхаются частички грязи и пыли, которые плохо влияют на здоровье школьника и учителя.

Огорчим всех блюстителей порядка и чистоты! Полностью победить пыль, увы, невозможно! Но следует стараться сократить масштабы ее «проживания» в наших домах. И единственным методом борьбы с пылью является уборка жилища. Для этого необходимо вооружиться пылесосом и мокрой тряпкой! Для борьбы с пылевыми клещами добавляйте в воду обычную поваренную соль. Влажную уборку рекомендуется делать не менее двух раз в неделю. Кроме того, следует как можно чаще проветривать помещение, менять и обязательно гладить утюгом постельное бельё, пылесосить мебель, летом сушить одеяла, матрацы и подушки на солнце. Соблюдайте эти правила гигиены жилища, и счёт в борьбе с домашней пылью будет в Вашу пользу!

Заключение

Закончив свой проект, мы с уверенностью можем сказать, что всё из того, что было задумано, получилось. Это произошло потому, что нам было очень интересно работать над проектом, и у нас была хорошая цель.

Мы думаем, что мы в основном решили проблему своего проекта, так как всё-таки могут быть случаи, когда родители не наденут бахилы при входе в школу и в ДДТ. Наверное, потому, что они торопятся, или им тяжело это сделать из-за проблем со здоровьем. Но мы уверены, что большинство родителей выполнят нашу просьбу, с которой наш плакат каждый раз будет к ним обращаться.

Работа над проектом показала нам, что выполнять проект – это очень увлекательно! Мы узнали  много  нового,  научились проводить эксперимент, научились составлять и обсуждать план работы, распределять обязанности, вести наблюдения, делать выводы.

Список используемой литературы:

  1. Голубев Г. Н. «Геоэкология» учебник.- М.: Аспект-Пресс, 2006.
  2. Гончарова Е.М. «Окружающая среда».- М.: Прогресс, 2008.
  3. Малая медицинская энциклопедия.-М.: Медицинская энциклопедия. 1991—96 гг.

Электронные ресурсы

  1. Аллергия на клещей [Электронный ресурс] / Rainbow.- Режим доступа: http://rainbow-e2/ru/photo/dust-mites/ свободный. Загл. с экрана
  2. Пылевые клещи – сапрофиты [Электронный ресурс] / Rainbow.- Режим доступа: http://www.rainbow.ru/default.asp?countryID=RU&infoID=53&typ=katlist свободный. Загл. с экрана
  3. Фото сапрофитов [Электронный ресурс] / Яндекс – картинки.- Режим доступа:
    http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%84%

Приложения

Вот он какой, красавчикC:\Users\Ilya\Desktop\pil_u_nas_doma.jpgПылинка из космоса под микроскопомC:\Users\Ilya\Desktop\6215-8174004a.jpgВот он какой, красавчик

Картинка 36 из 169401

C:\Documents and Settings\Югова\Рабочий стол\фото Опыты  Пыль\IMG_3603.JPG

C:\Documents and Settings\Югова\Рабочий стол\фото Опыты  Пыль\IMG_3601.JPG