РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Информационные технологии в помощь школьному сообществу"
рабочая программа (9 класс) на тему

Самойлова Виталия Викторовна

Данная программа является программой дополнительного образования в рамках реализации внеурочной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc128.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации

города Новочеркасска

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                средняя общеобразовательная школа № 1

«ПРИНЯТА»                                                                           «УТВЕРЖДЕНА»  

                                                                                        

 на заседании                                                                    приказом № 126 от 31.08.2015                                                    

педагогического совета                                                   Директор МБОУ СОШ№1    

МБОУ СОШ № 1                                                              ____________   Е.В. Полянникова                                                              

Протокол №__1__                                                                        

от « 27  » августа  2015 г.                                                              

                  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Информационные технологии в помощь школьному сообществу»

для обучающихся 8-9 классов

Новочеркасск – 2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность программы

В современном обществе большую роль играют средства массовой информации, информационные ресурсы сети Internet. Огромное количество печатной продукции разного направления оказывает влияние на культуру, стиль жизни, морально-этические нормы современного человека.

Неотъемлемой частью жизни школы является работа пресс-центра, продукция школьного издательства, вызывающая у школьников, учителей и родителей необыкновенный интерес. Многотиражная школьная газета «СТУПЕНИ» со своими приложениями является долгосрочным проектом МБОУ СОШ №1. Для верстки газеты, для издания приложений необходимы определенные знания и умения.  В 2014 году  школе был присвоен статус муниципальной инновационной площадки для реализации проекта «Проектно-исследовательская деятельность учащихся как средство повышения качества образования. Назрела острая необходимость разработки курса  «Информационные технологии в помощь школьному сообществу», позволяющего познакомить учащихся с азами издательского дела, с современным издательским бизнесом, который сегодня немыслим без компьютерных технологий.

В учебном плане на предмет «Информатика и ИКТ» отведен 1 час в неделю, что недостаточно для овладения дополнительными программами, входящими в базовый  пакет Microsoft Office, предназначенными для создания буклетов, листовок, альбомов, открыток и других печатных материалов.

Данная программа является программой дополнительного образования в рамках реализации внеурочной деятельности.

Данная программа рассчитана на 34 часа. Возраст учащихся: 14-16 лет.

Цели программы

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих

 способностей учащихся;

  • овладение учащимися умениями работать с различными видами

 информации с помощью компьютера;

  • предоставление возможности получения теоретических знаний

и практических навыков в создании печатной продукции (общешкольной газеты, буклетов, тематических бюллетеней и др.).

Задачи программы

  • активизировать творческую иннициативу обучающихся;
  • выработать у учащихся навыки применения средств ИКТ при издании школьных тематических газет, буклетов, информационных бюллетеней и т.д.;
  • формировать правовую культуру учащихся при работе с информационными источниками.

Планируемые результаты

 обучающиеся должны:

Знать:

  • понятие  о текстовой и графической информации;
  • основы работы  с  текстовым процессором и графикой MS Word;
  • принципы организации работы MS Internet Explorer и правила поиска и формации в сети Интернет;
  • общие вопросы компьютерного дизайна.

Уметь:

  • создавать и обрабатывать текстовую информацию;
  • создавать графическое изображение с использованием деловой графикой MS Word;
  • интегрировать объекты созданные одной программой  в объекты, созданные другой программой;
  • находить и использовать информацию сети Интернет для своих печатных изданий.

Используемые методы

  • репродуктивный
  • проблемный
  • словесный
  • модульный

Основное место в программе занимает материал, направленный на формирование и развитие дизайнерских навыков, без которых невозможно реализовать себя в издательской деятельности. В течение всего периода обучения данные навыки совершенствуются и закрепляются на практике. Данная программа поможет учащимся подготовиться к работе в средствах массовой информации на первом этапе. Кроме того, учащиеся имеют возможность глубже познакомиться с основами издательской деятельности, что будет способствовать выбору ими одной из профессий издательского дела в дальнейшем.  

Особое место отводится познавательно-игровой форме деятельности, индивидуальному подходу в работе с детьми. Для этого необходимо использовать разноуровневые задания в практической части.

Программа построена на принципах:

Доступности – при изложении материала учитываются возрастные особенности детей, один и тот же материал по-разному преподаётся, в зависимости от возраста и субъективного опыта детей. Материал располагается от простого к сложному. При необходимости допускается повторение части материала через некоторое время.

          Наглядности – человек получает через органы зрения почти в 5 раз больнее информации, чем через слух, поэтому на занятиях используются как наглядные материалы, так и обучающие программы.

           Сознательности и активности – для активизации деятельности детей используются такие формы обучения, как занятия-игры, конкурсы, совместные обсуждения поставленных вопросов и дни свободного творчества.

 Кабинет информатики, в котором проводятся занятия, должен  соответствовать  требованиям материального и программного обеспечения и быть  оборудованным согласно правилам пожарной безопасности.

Для реализации данной программы требуется оборудование соответствующее следующим системным требованиям:

  • операционная система Windows 7, 8, 8.1, 10;
  • текстовый редактор Microsoft Word;
  • любая программа обработки изображений;
  • издательская система MS Publisher.

Формы организации учебных  занятий

Основные формы работы— практические занятия. Большинство заданий выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств.

Единицей учебного процесса является блок уроков. Каждый такой блок охватывает изучение отдельной информационной технологии или ее части.

Каждая тема начинается с постановки задачи, характеристики образовательного продукта, который предстоит создать ученикам. С этой целью учитель проводит веб-экскурсию, мультимедийную презентацию, комментированный обзор сайтов или демонстрацию слайдов.

Изучение нового материала носит сопровождающий характер. Ученики изучают его с целью создания запланированного продукта.

Далее проводится тренинг по отработке умений выполнять технические задачи, соответствующие  уровню планируемых результатов обучения. Тренинг переходит в комплексную творческую работу по созданию учениками определенного образовательного продукта, например буклета.

Регулярное повторение способствует закреплению изученного материала. Возвращение к ранее изученным темам и использование их при изучении новых тем, что способствует формированию научного мировоззрения учащихся.

Индивидуальная учебная деятельность сочетается с проектными формами работы по обработке изображений. Выполнение проектов завершается их защитой.

Учебно-тематический план

Наименование

разделов и тем

Общее количество учебных часов

1.

Технология редакционно-издательского дела (1 ч)

1

Текстовый редактор Word (3ч)

2-4

Основные приемы  обработки информации с помощью текстового процессора Microsoft Word

3

Интернет (5 ч)

5

Основы безопасной работы в сети Интернет

1

6-7

Поиск информации в сети Интернет

2

8-9

Использование материалов сети Интернет для создания печатной продукции

2

Издательская система

Microsoft Publisher (9 ч)

10-11

Создание публикации.

2

12-13

Обработка объектов в MS Publisher

2

13

Стили оформления

1

14

Работа с иллюстрациями

1

15-16

Создание тематической открытки

2

17-18

Совместное размещение текста и графики

2

19-20

Технология разработки тематического рекламного буклета с помощью программы Microsoft Publisher

2

21

Макетирование страниц

1

22

Создание шаблона газеты

1

23

Специальные приемы обработки объектов в MS Publisher

1

24-25

Создание информационного постера

2

26-27

Создание информационного бюллетеня

2

Творческие работы учащихся (7 ч)

28-29

Создание информационного выпуска газеты

2

30-31

Создание праздничного выпуска газеты

2

32-33

Защита собственных проектов

2

34.

Выставка творческих работ учащихся

1

Итого

34

Содержание программы

1. Технология редакционно-издательского дела (1 ч)

Структура газет и журналов различного профиля. Специфика отбора и содержания газетных и журнальных публикаций. Технология создания печатного издания на примере газеты.

2. Текстовый процессор «Microsoft Word» (3 ч)

Основные приемы обработки информации с помощью текстового процессора. Основные операции над текстовыми фрагментами, форматирование текста. Технология форматирования  абзацев. Технология стилевого форматирования. Технология  работы с иллюстрациями. Совместное размещение текста и графики. Понятие многоколончатой верстки. Верстка двухколончатой полосы.  

3. Всемирная сеть «Интернет» (5 ч)

Основы работы  и поиск информации в сети Интернет. Использование материалов сети Интернет для создания печатной продукции на заданную тему.

          4.  Издательская система «Microsoft Publisher» (19 ч)

Знакомство с издательской системой Microsoft Publisher. Сравнительная характеристика  издательской системы Microsoft Publisher  и текстового процессора Word. Основные принципы работы в Microsoft Publisher. Верстка страниц. Текстовые блоки. Работа с иллюстрациями. Совместное размещение текста и графики. Разработка макета информационного буклета. Знакомство с технологией создания буклета с помощью Microsoft Publisher. Разработка тематического буклета средствами Microsoft Publisher. Подготовка документа к печати.

5. Творческие работы учащихся (7 ч)

Подготовка статей для тематической газеты. Подбор иллюстративного материала для газеты. Создание различных видов буклетов, постеров, открыток и т.д. Редактирование и верстка документа. Представление и оценка печатных материалов.

Формы и виды контроля

Наименование темы

Вид контроля

Форма контроля

Сроки

проведения

1

Вводное занятие

Вводный

Собеседование

Сентябрь

2

Технология разработки тематического рекламного буклета с помощью программы Microsoft Publisher.

Рубежный

Конкурс творческих работ

Январь

3

Презентация собственного печатного издания

Итоговый

Творческий

отчет

Май

Используемые источники информации:

1. http://www.comprice.ru/articles

2. http://la.by/software/microsoft-office-publisher

3. http://www.ixbt.com/soft/microsoft-publisher.shtml

4. http://office.microsoft.com/en-us/publisher

5. Организация проектной деятельности школьников  в рамках школьного научного общества по информатике//Российская школа и Интернет: Материалы II Всероссийской конференции. – С.-Петербург, 2002 – с.55-56.

6. Проектно-исследовательская  деятельность  школьников  с  использованием ИКТ//Информационные технологии в образовании (ИТО-2003): Материалы

7. О.П. Окопелов «Процесс обучения в виртуальном образовательном пространстве». // Информатика и образование, 2001. №3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание ситуации успеха в социализации детей с особыми потребностями в школьном сообществе

Обобщение опыта по теме самообразования "Создание ситуации успеха в социализации детей с особыми потребностями в школьном сообществе". Примерные пути решения данной проблемы....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Информационная безопасность в сети Интернет"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Информационная безопасность в сети Интернет" составлена по материалам сайта Сетевичок.рф и предназначена для учащихся 7-9 классов....

Активные формы взаимодействия школьного сообщества по созданию творческой, проблемно-ориентированной образовательной среды школы.

Статья с сбоник "Будущее начинается сегодня"В контексте Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» обучающиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, ...

Особенности сохранения исторической памяти членами школьного сообщества МБОУ «Большереченская СОШ»

Работа отмечена Дипломом призера районной "Недели науки".Сделанные автором выводы на основе результатов проведенного социологического исследования были использованы для планирования ра...

Презентация "Установление личных отношений между родителями и учителями как основа для создания равноправных отношений в школьном сообществе"

Презентация "Установление личных отношений между родителями и учителями как основа для создания равноправных отношений в школьном сообществе"...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Информационные системы и модели» 11 класс

Рабочая программа по элективному учебному предмету «Информационные системы и модели» составлена на основе программы курса «Информационные системы и модели» авторы: Семакин, И.Г...