Главные вкладки

    Развитие индивидуальных способностей одаренного ребёнка
    методическая разработка на тему

    Казанцева Наталья Семёновна

    Формы и методы работы с одарёнными детьми, индивидуальная работа, работа с родителями.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                             Министерство культуры Российской Федерации

              Администрация МО Приозерского района Ленинградской области

                   Муниципальное учреждение дополнительного образования

                          Шумиловская  детская  школа  искусств

                                         

                Развитие индивидуальных способностей одарённого

                                              ребёнка

                     

                                     Подготовила:    преподаватель по классу фортепиано

                                                                   Казанцева Наталья Семёновна

                                             п.Сапёрное

                                                 2018 г.

                                           

          В связи с развитием общества меняются цели и задачи воспитания. Сейчас главная цель заключается в том, чтобы сделать акцент для воспитания активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества личности, готовой участвовать в их решении. Актуальной задачей является индивидуальный подход и помощь каждому ученику, развитие его индивидуальных способностей, выявление одарённых детей. Одарённость и талант проявляются в самых разнообразных  личностных и интеллектуальных  особенностях. Становление одарённости  возможно только через целенаправленную работу по её выращиванию, совершенствованию, наращиванию культурного содержания на благоприятной почве врождённых    задатков.

          Совсем недавно считалось, что все дети равны в интеллектуальном и эмоциональном плане. Их нужно только научить думать, решать сложные логические задачи и т.д. Однако последние наблюдения за учащимися показывают существенную разницу между детьми. Выделяются дети с более развитым интеллектом, с ярко выраженными творческими способностями. Эти дети постоянно находятся в поиске ответов на интересующие  их вопросы, проявляют самостоятельность, активность.

          В сфере образования традиционно выделяют детей академической одарённости. При этом всё чаще появляются дети с специфическими видами одарённости, такими как музыкальная, вокальная, художественная, хореографическая и т.д. Одарённость определяется как способность к выдающимся достижениям (актуальная одарённость) и как возможность достижения в любой социально-значимой сфере деятельности (потенциальная одарённость .

          В школах дополнительного образования предоставлена возможность широкого выбора деятельности,  профиля программ, времени их освоения. Это позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования: выявления, развития и поддержки одарённых детей.

          Дополнительное образование – процесс непрерывный. Не имеющий фиксированных сроков своего завершения. Он последовательно переходит из одной стадии в другую и позволяет удовлетворять запросы конкретных детей, используя их потенциал свободного времени.

          Как же выявить одарённого ребёнка? Для этого разберёмся с понятием «одаренность». Она определяется опережающими физическими характеристиками, познавательным интересом, психосоциальной чувствительностью.

         Опережающее познавательное развитие:

    - они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами, делать выводы  и создавать альтернативные системы в своём воображении;

    - они способны накапливать большой объём информации и использовать её;

    - некоторые обладают математическими способностями в плане вычислений и логики;

    - они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания;

    - они отличаются широтой восприятия.

          Психосоциальная чувствительность:

    - они быстро реагируют на несправедливость;

    - обнаруживают обострённое чувство справедливости;

    - у них живое воображение, творчество, изобретательность и богатая фантазия;

    - им недостаёт эмоционального баланса, в раннем возрасте они нетерпеливы и порывисты;

    - им характерны преувеличенные страхи и повышенная уязвимость;

    - нередко развивается негативное само восприятие. Возникают трудности общения со сверстниками.

          Физические характеристики:

    - они отличаются высоким энергетическим уровнем, причём спят очень мало;

    - часто встречается разница в интеллектуальном и физическим развитием, их моторная координация и владение руками часто отстают;

    - зрение часто нестабильно, им трудно менять фокус с близкого расстояния к дальнему.

          Каждый ребёнок обязательно одарён в одной из областей человеческой деятельности. Оценить правильность предположения о врождённых способностях ребёнка или помочь в этом важнейшем деле должен педагог, это его важнейшая задача, от решения которой зависит дальнейшая жизнь ребёнка. В этом ему могут помочь тесты-анкеты, разработанные специалистами в области детской психологии.

             Методы организации урочного обучения одарённых детей

          Прежде всего преподавателю необходимо установить уровень и разнообразие способностей ребёнка. Чтобы потом осуществлять правильное его развитие. Развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего потенциала и для этого опираться на следующие принципы педагогической деятельности:

    -создание условий для совместной работы ученика и педагога;

    -индивидуализации и дифференциации обучения;

    -предоставления разнообразных возможностей развития личности.

          Обучение одарённых детей подразумевает формирование универсальных учебных действий и мета предметных умений. Согласно ФГОС развиваются ценностно-смысловые установки на образование, и используется новая система оценки достижений планируемых результатов.  Важное значение приобретает реализация личностно-ориентированного педагогического подхода.

    Методы работы на уроке

           Проблемный метод – это способ активного взаимодействия субъекта с проблемно представленным содержанием обучения.

            Формы проблемного обучения:

    -изложение учебного материала в монотонном режиме лекции;

    -когда учитель выстраивает проблемную задачу и сам её решает, а учащийся лишь мысленно всключается в процесс поиска решения;

    -частично поисковая деятельность;

    -в ходе проблемных семинаров и эвристических бесед.

         Поисковый метод – активный метод обучения требующий  самостоятельного решения поставленный задачи и обеспечивает вовлечение ученика в процесс самостоятельного приобретения знаний, сбора информации. Выделяются следующие виды поисковой учебной деятельности:

    -исследовательская, теоретически-познавательная  деятельность или учебное исследование;

    -дискуссионная и моделирующая.

          Эвристический метод.

       Этот метод ставит целью конструирование учеником собственного смысла,  целью содержания образования. Творческая самореализация ученика раскрывается в трёх основных целях: создание учащимися образовательной продукции, освоение ими базового содержания и выстраивание ими индивидуальной  образовательной траектории ученика.

          Исследовательский метод.

       Этот метод заключается в постановке педагогом познавательных и практических задач. Главной целью этого метода является формирование у ребёнка самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы в любой сфере деятельности человеческой культуры. Для осуществления этой задачи педагог должен глубоко и всесторонне знать свой предмет и постоянно расширять свои знания, свободно ориентироваться в новостях науки и культуры, отличаться рационализаторским подходим к работе с учениками, знакомить учащихся с новыми подходами и идеями в изучении вопросов, применять инновационные приёмы.

          Проектный метод.

       Этот метод позволяет учащемуся самостоятельно формулировать учебную проблему, осуществлять сбор необходимой информации, планировать варианты решения этих проблем, делать выводы и анализировать свою деятельность. Метод адаптируется к особенностям каждого предмета и поэтому считается универсальным, а учитель выступает консультантом, координатором проекта.

          Метод творческих и нестандартных заданий

       Этот метод используется в качестве средства развития творческого мышления. Чем раньше учащийся будет выполнять подобные задания, тем быстрее его мышление приобретёт гибкость. Творческие и нестандартные задания выполняют целый ряд функций:

    -развивают творческий и интеллектуальный потенциал;

    -имеют непосредственную связь с практикой;

    -формируют особый стиль мышления;

    -развивают аналитическое и логическое мышления.

          Метод развития критического мышления

       Это самостоятельное мышление, где отправной точкой является информация и строится на основе убедительной аргументации. Учащийся сам контролирует этот процесс, исходя из реальных целей, и сам отслеживает направление своего развития. Это умение включает в себя умение прогнозировать ситуацию. Обобщать, сравнивать, выдвигать гипотезы. Предполагает рациональный и творческий подход к рассмотрению любых вопросов.

          Мозговой штурм

    Это один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности ребёнка и позволяет сочетать личностно-деятельный подход с эффективными методическими приёмами и разработками. Он позволяет решить следующие задачи:

    -творческое усвоение учебного материала;

    -связь теории с практикой;

    -концентрации внимания для решения задачи;

    -активизации деятельности.

        Педагог должен помнить, что проблема, формируемая на занятиях, должна вызвать у ученика живой интерес.

          Кластер как метод

       Это нелинейная форма мышления. Разбивка учебного материала на кластеры используется для стимулирования мыслительной деятельности ученика.

       Чтение кластера, поиск причинно-следственных связей между ключевыми словами или блоками является основным этапом работы. Одарённые дети при работе с кластерами выходят на творческий уровень.

       Кластер – опора для пересказа научного текста.

       Кластер – способ реализации исследования.

       Кластер – графическое оформление материала.

          Информационно – коммуникационные технологии

    Они определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой. В этих коммуникациях компьютер обеспечивает комфортное, индивидуальное, многообразное  взаимодействие объектов коммуникации. Процесс обучения одарённых детей просто невозможен без ИКТ. Их внедрение в учебный процесс позволяет готовить одарённых детей к полноценной жизни в современном обществе.

          Нельзя недооценивать роль внеурочной работы с одарёнными детьми. Согласно требованиям Стандарта, внеурочная работа способствует реализации требований ФГОС. Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности определяет образовательное учреждение.

    Формы внеурочной деятельности

              Творческая мастерская 

    Это форма организации  для развития творческих способностей детей, это креативная среда,  в которой ребёнок  может ощутить радость созидания, повысить интерес к предметам, получить новое знание или опыт путём самостоятельного или коллективного открытия.

              Факультативные занятия

       Это основная форма дифференциации обучения, организации занятий во внеурочное время, направленных  на расширение и углубление знаний.

               Предметные кружки

       Познавательные интересы одарённых детей выходят за пределы учебных программ и учебников, и поэтому очень важная роль определяется работе кружков, где происходит формирование расширение и углубление знаний, полученных на уроке.

                Интеллектуальные марафоны и игры

       Это форма внеклассной работы, в которую вносятся соревновательные элементы. Поскольку дети очень эмоциональны, поэтому создание вокруг занятий ощущения праздника. Неординарного события надолго остаётся в памяти.

       Все интеллектуальные игры делятся на два блока: викторины и стратегии. Каждый их них преследует определенные цели и поэтому важно педагогу подобрать необходимый на данный момент блок.

                 Научно – практическая конференция

       Это индивидуальная форма внеклассной работы, которая носит тематический характер. Конференции призваны вырабатывать у учеников практику публичных выступлений. Задача  ученических конференций привлечение  как можно  большего количества участников и поэтому тема должна быть не только актуальной, но и интересной.

                  Олимпиады

       Это -  интеллектуальное соревнование и возможность испытания своих знаний. Они подводят итог всей внеклассной работе, дают возможность сравнения качества подготовки и развития учащихся, позволяют познать и проявить себя. Дают возможность самоутвердиться.

                  Использованная литература:

    1.Н.С.Лейтес «Возрастная одарённость школьников».М.Издательский центр «Академия», 2000г.

    2.Г.Б.Слуцкая «Одарённые дети». М.: Прогресс, 2001г.

    3.Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности        гражданина России. http://standart.edu.ru/.

    4.Л.Н.Феденко «Об особенностях введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»(электронный ресурс)

                                                   

                                                                                                           

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Собственная методическая разработка "Программа развития индивидуальных способностей детей через игровые формы и первоначальные навыки игры на детских музыкальных инструментах".

    Развитие музыкальных способностей достигается путем комплексного воздействия всех видов музыкальной деятельности, индивидуального игрового подхода, вариативности путей воздействия. Особенность этой пр...

    Развитие индивидуальных способностей и компетенций учащихся начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида

    Появилось целое направление в педагогической науке – игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей младшего школьного возраста, и поэтому, упор на игру (иг...

    Реализация индивидуальных способностей одаренных детей в работе этнографического музея

    Особенности организации внеурочной деятельности в работе с одаренными детьми на основе школьного этнографического музея....

    Участие в международных проектах и олимпиадах как средство развития познавательных способностей одаренных детей

    "Участие в международных проектах и олимпиадах как средство развития познавательных способностей одаренных детей" - это тема методической работы учителя иностранного языка, которая была пр...

    Участие в международных проектах и олимпиадах как средство развития познавательных способностей одаренных детей

    "Участие в международных проектах и олимпиадах как средство развития познавательных способностей одаренных детей" - это тема методической работы учителя иностранного языка, которая была представлена н...

    Школьная газета как средство социализации и развития творческих способностей одаренных обучающихся

    В данной работе представлен краткий отчёт о работе школьной газеты в рамках реализации комплексной модели психолого-педагогического сопровождения одарённых обучающихся через интеграцию урочной и внеур...