Развитие индивидуальных способностей одаренного ребёнка
методическая разработка на тему

Казанцева Наталья Семёновна

Формы и методы работы с одарёнными детьми, индивидуальная работа, работа с родителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                         Министерство культуры Российской Федерации

          Администрация МО Приозерского района Ленинградской области

               Муниципальное учреждение дополнительного образования

                      Шумиловская  детская  школа  искусств

                                     

            Развитие индивидуальных способностей одарённого

                                          ребёнка

                 

                                 Подготовила:    преподаватель по классу фортепиано

                                                               Казанцева Наталья Семёновна

                                         п.Сапёрное

                                             2018 г.

                                       

      В связи с развитием общества меняются цели и задачи воспитания. Сейчас главная цель заключается в том, чтобы сделать акцент для воспитания активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества личности, готовой участвовать в их решении. Актуальной задачей является индивидуальный подход и помощь каждому ученику, развитие его индивидуальных способностей, выявление одарённых детей. Одарённость и талант проявляются в самых разнообразных  личностных и интеллектуальных  особенностях. Становление одарённости  возможно только через целенаправленную работу по её выращиванию, совершенствованию, наращиванию культурного содержания на благоприятной почве врождённых    задатков.

      Совсем недавно считалось, что все дети равны в интеллектуальном и эмоциональном плане. Их нужно только научить думать, решать сложные логические задачи и т.д. Однако последние наблюдения за учащимися показывают существенную разницу между детьми. Выделяются дети с более развитым интеллектом, с ярко выраженными творческими способностями. Эти дети постоянно находятся в поиске ответов на интересующие  их вопросы, проявляют самостоятельность, активность.

      В сфере образования традиционно выделяют детей академической одарённости. При этом всё чаще появляются дети с специфическими видами одарённости, такими как музыкальная, вокальная, художественная, хореографическая и т.д. Одарённость определяется как способность к выдающимся достижениям (актуальная одарённость) и как возможность достижения в любой социально-значимой сфере деятельности (потенциальная одарённость .

      В школах дополнительного образования предоставлена возможность широкого выбора деятельности,  профиля программ, времени их освоения. Это позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования: выявления, развития и поддержки одарённых детей.

      Дополнительное образование – процесс непрерывный. Не имеющий фиксированных сроков своего завершения. Он последовательно переходит из одной стадии в другую и позволяет удовлетворять запросы конкретных детей, используя их потенциал свободного времени.

      Как же выявить одарённого ребёнка? Для этого разберёмся с понятием «одаренность». Она определяется опережающими физическими характеристиками, познавательным интересом, психосоциальной чувствительностью.

     Опережающее познавательное развитие:

- они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами, делать выводы  и создавать альтернативные системы в своём воображении;

- они способны накапливать большой объём информации и использовать её;

- некоторые обладают математическими способностями в плане вычислений и логики;

- они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания;

- они отличаются широтой восприятия.

      Психосоциальная чувствительность:

- они быстро реагируют на несправедливость;

- обнаруживают обострённое чувство справедливости;

- у них живое воображение, творчество, изобретательность и богатая фантазия;

- им недостаёт эмоционального баланса, в раннем возрасте они нетерпеливы и порывисты;

- им характерны преувеличенные страхи и повышенная уязвимость;

- нередко развивается негативное само восприятие. Возникают трудности общения со сверстниками.

      Физические характеристики:

- они отличаются высоким энергетическим уровнем, причём спят очень мало;

- часто встречается разница в интеллектуальном и физическим развитием, их моторная координация и владение руками часто отстают;

- зрение часто нестабильно, им трудно менять фокус с близкого расстояния к дальнему.

      Каждый ребёнок обязательно одарён в одной из областей человеческой деятельности. Оценить правильность предположения о врождённых способностях ребёнка или помочь в этом важнейшем деле должен педагог, это его важнейшая задача, от решения которой зависит дальнейшая жизнь ребёнка. В этом ему могут помочь тесты-анкеты, разработанные специалистами в области детской психологии.

         Методы организации урочного обучения одарённых детей

      Прежде всего преподавателю необходимо установить уровень и разнообразие способностей ребёнка. Чтобы потом осуществлять правильное его развитие. Развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего потенциала и для этого опираться на следующие принципы педагогической деятельности:

-создание условий для совместной работы ученика и педагога;

-индивидуализации и дифференциации обучения;

-предоставления разнообразных возможностей развития личности.

      Обучение одарённых детей подразумевает формирование универсальных учебных действий и мета предметных умений. Согласно ФГОС развиваются ценностно-смысловые установки на образование, и используется новая система оценки достижений планируемых результатов.  Важное значение приобретает реализация личностно-ориентированного педагогического подхода.

Методы работы на уроке

       Проблемный метод – это способ активного взаимодействия субъекта с проблемно представленным содержанием обучения.

        Формы проблемного обучения:

-изложение учебного материала в монотонном режиме лекции;

-когда учитель выстраивает проблемную задачу и сам её решает, а учащийся лишь мысленно всключается в процесс поиска решения;

-частично поисковая деятельность;

-в ходе проблемных семинаров и эвристических бесед.

     Поисковый метод – активный метод обучения требующий  самостоятельного решения поставленный задачи и обеспечивает вовлечение ученика в процесс самостоятельного приобретения знаний, сбора информации. Выделяются следующие виды поисковой учебной деятельности:

-исследовательская, теоретически-познавательная  деятельность или учебное исследование;

-дискуссионная и моделирующая.

      Эвристический метод.

   Этот метод ставит целью конструирование учеником собственного смысла,  целью содержания образования. Творческая самореализация ученика раскрывается в трёх основных целях: создание учащимися образовательной продукции, освоение ими базового содержания и выстраивание ими индивидуальной  образовательной траектории ученика.

      Исследовательский метод.

   Этот метод заключается в постановке педагогом познавательных и практических задач. Главной целью этого метода является формирование у ребёнка самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы в любой сфере деятельности человеческой культуры. Для осуществления этой задачи педагог должен глубоко и всесторонне знать свой предмет и постоянно расширять свои знания, свободно ориентироваться в новостях науки и культуры, отличаться рационализаторским подходим к работе с учениками, знакомить учащихся с новыми подходами и идеями в изучении вопросов, применять инновационные приёмы.

      Проектный метод.

   Этот метод позволяет учащемуся самостоятельно формулировать учебную проблему, осуществлять сбор необходимой информации, планировать варианты решения этих проблем, делать выводы и анализировать свою деятельность. Метод адаптируется к особенностям каждого предмета и поэтому считается универсальным, а учитель выступает консультантом, координатором проекта.

      Метод творческих и нестандартных заданий

   Этот метод используется в качестве средства развития творческого мышления. Чем раньше учащийся будет выполнять подобные задания, тем быстрее его мышление приобретёт гибкость. Творческие и нестандартные задания выполняют целый ряд функций:

-развивают творческий и интеллектуальный потенциал;

-имеют непосредственную связь с практикой;

-формируют особый стиль мышления;

-развивают аналитическое и логическое мышления.

      Метод развития критического мышления

   Это самостоятельное мышление, где отправной точкой является информация и строится на основе убедительной аргументации. Учащийся сам контролирует этот процесс, исходя из реальных целей, и сам отслеживает направление своего развития. Это умение включает в себя умение прогнозировать ситуацию. Обобщать, сравнивать, выдвигать гипотезы. Предполагает рациональный и творческий подход к рассмотрению любых вопросов.

      Мозговой штурм

Это один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности ребёнка и позволяет сочетать личностно-деятельный подход с эффективными методическими приёмами и разработками. Он позволяет решить следующие задачи:

-творческое усвоение учебного материала;

-связь теории с практикой;

-концентрации внимания для решения задачи;

-активизации деятельности.

    Педагог должен помнить, что проблема, формируемая на занятиях, должна вызвать у ученика живой интерес.

      Кластер как метод

   Это нелинейная форма мышления. Разбивка учебного материала на кластеры используется для стимулирования мыслительной деятельности ученика.

   Чтение кластера, поиск причинно-следственных связей между ключевыми словами или блоками является основным этапом работы. Одарённые дети при работе с кластерами выходят на творческий уровень.

   Кластер – опора для пересказа научного текста.

   Кластер – способ реализации исследования.

   Кластер – графическое оформление материала.

      Информационно – коммуникационные технологии

Они определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой. В этих коммуникациях компьютер обеспечивает комфортное, индивидуальное, многообразное  взаимодействие объектов коммуникации. Процесс обучения одарённых детей просто невозможен без ИКТ. Их внедрение в учебный процесс позволяет готовить одарённых детей к полноценной жизни в современном обществе.

      Нельзя недооценивать роль внеурочной работы с одарёнными детьми. Согласно требованиям Стандарта, внеурочная работа способствует реализации требований ФГОС. Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности определяет образовательное учреждение.

Формы внеурочной деятельности

          Творческая мастерская 

Это форма организации  для развития творческих способностей детей, это креативная среда,  в которой ребёнок  может ощутить радость созидания, повысить интерес к предметам, получить новое знание или опыт путём самостоятельного или коллективного открытия.

          Факультативные занятия

   Это основная форма дифференциации обучения, организации занятий во внеурочное время, направленных  на расширение и углубление знаний.

           Предметные кружки

   Познавательные интересы одарённых детей выходят за пределы учебных программ и учебников, и поэтому очень важная роль определяется работе кружков, где происходит формирование расширение и углубление знаний, полученных на уроке.

            Интеллектуальные марафоны и игры

   Это форма внеклассной работы, в которую вносятся соревновательные элементы. Поскольку дети очень эмоциональны, поэтому создание вокруг занятий ощущения праздника. Неординарного события надолго остаётся в памяти.

   Все интеллектуальные игры делятся на два блока: викторины и стратегии. Каждый их них преследует определенные цели и поэтому важно педагогу подобрать необходимый на данный момент блок.

             Научно – практическая конференция

   Это индивидуальная форма внеклассной работы, которая носит тематический характер. Конференции призваны вырабатывать у учеников практику публичных выступлений. Задача  ученических конференций привлечение  как можно  большего количества участников и поэтому тема должна быть не только актуальной, но и интересной.

              Олимпиады

   Это -  интеллектуальное соревнование и возможность испытания своих знаний. Они подводят итог всей внеклассной работе, дают возможность сравнения качества подготовки и развития учащихся, позволяют познать и проявить себя. Дают возможность самоутвердиться.

              Использованная литература:

1.Н.С.Лейтес «Возрастная одарённость школьников».М.Издательский центр «Академия», 2000г.

2.Г.Б.Слуцкая «Одарённые дети». М.: Прогресс, 2001г.

3.Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности        гражданина России. http://standart.edu.ru/.

4.Л.Н.Феденко «Об особенностях введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»(электронный ресурс)

                                               

                                                                                                       

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственная методическая разработка "Программа развития индивидуальных способностей детей через игровые формы и первоначальные навыки игры на детских музыкальных инструментах".

Развитие музыкальных способностей достигается путем комплексного воздействия всех видов музыкальной деятельности, индивидуального игрового подхода, вариативности путей воздействия. Особенность этой пр...

Развитие индивидуальных способностей и компетенций учащихся начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида

Появилось целое направление в педагогической науке – игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей младшего школьного возраста, и поэтому, упор на игру (иг...

Реализация индивидуальных способностей одаренных детей в работе этнографического музея

Особенности организации внеурочной деятельности в работе с одаренными детьми на основе школьного этнографического музея....

Участие в международных проектах и олимпиадах как средство развития познавательных способностей одаренных детей

"Участие в международных проектах и олимпиадах как средство развития познавательных способностей одаренных детей" - это тема методической работы учителя иностранного языка, которая была пр...

Участие в международных проектах и олимпиадах как средство развития познавательных способностей одаренных детей

"Участие в международных проектах и олимпиадах как средство развития познавательных способностей одаренных детей" - это тема методической работы учителя иностранного языка, которая была представлена н...

Школьная газета как средство социализации и развития творческих способностей одаренных обучающихся

В данной работе представлен краткий отчёт о работе школьной газеты в рамках реализации комплексной модели психолого-педагогического сопровождения одарённых обучающихся через интеграцию урочной и внеур...