Воспитательная работа с детьми
материал на тему

Пхайко Ольга Владиславовна

Воспитательная работа с детьми 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelnaya_rabota_s_detmi.docx118.06 КБ

Предварительный просмотр:

Курсовая работа

Воспитательная работа с детьми в общеобразовательной организации

Содержание

Введение………………………………………………………………………..

1.  Психолого-педагогическая характеристика детей старшего подросткового возраста……………………………………………………………………….

2. Анализ содержания понятия «общеобразовательная организация» на основе научной литературы…………………………………………………….. 3. Содержание понятия «воспитательная работа»: определение понятия, сущность, методы, формы, принципы……………………...………………..…

4. Основные направления воспитательной работы в общеобразовательной организации (на примере МОУ Боровской ООШ имени С.А. Глазырина)…

Заключение…………………………..………………………………………….

Список использованной литературы………………………………………..

Приложение ………………………………………….………………………….

Введение

Актуальность темы исследования в том, что современные дети не воспринимают ранее разработанные методы и формы воспитательного процесса в общеобразовательной организации. Ребенок, как субъект процесса воспитательной работы подвергается воздействию со стороны взрослых, общественных отношений и форм сознания, явления окружающей социальной и природной среды, усваивает необходимый ему социальный опыт и информацию, обеспечивающий процесс жизни и подготовку к ней.

Воспитание является важнейшей функцией общества с древнейших времен. Воспитание тесно связано с таким понятием как: воспитательная работа. Воспитательная работа в общеобразовательной организации занимает  важное значение [Рожков]. Осуществляя процесс воспитательной работы, общеобразовательная организация интегрирует жизнь обучающихся, учебные занятия, внеурочные занятия за пределами школы, оказывая влияние на предметно-эстетическую, социально-природную среду, неуклонно расширяя воспитательное пространство.

Сегодня государством активно декларируется создание в каждой школе собственной уникальной системы воспитательной работы. Как следствие перед школой встает проблема создания новой научно обоснованной, методически обеспеченной, социально адаптивной гуманистической воспитательной среды [Ссылка на закон].

Воспитательная работа в свою очередь обеспечивает регулирование отношений социальных институтов, оказывающих существенное влияние на ребенка. Последовательность реализации воспитательных задач определяется многими факторами, но прежде всего она отражает возможности, как обучающихся, так и педагогов, а также уровень развития воспитательной работы в общеобразовательной организации [Сергеева].

Цель воспитательной работы современной образовательной организации по ФГОС: «Помочь взрослеющему человеку стать субъектом собственной жизни, способным на сознательный выбор, разумный отбор жизненных позиций, на самостоятельную выработку идей» [ФГОС, 68с.].

Успех в воспитательной работе зависит во многом от того, сумеет ли педагог при выборе средств воздействия на подростка учесть присущие конкретному подростку черты характера, психологические особенности, жизненный опыт, помочь раскрыть и реализовать свои возможности.

В качестве приоритетных направлений  воспитательной работы  рассматривают: физическое и нравственное здоровье детей; интеллектуальное развитие; формирование культуры личности и духовных ценностей; гражданское и патриотическое воспитание; эстетическое и трудовое воспитание; формирование жизненных планов школьников, подготовка к семейной жизни [Сумина, с.56].

В Российской науке проблеме воспитательной работы с подростками в общеобразовательной организации теоретической основой исследования стали работы таких авторов как: Александрова Е.В., Коджаспирова Г.М, Рожков М.И., Сергеева В.П., Сластенина В.А., Степанов П.В. и др. Основополагающим этапом при данной работе необходимо считать накопление социального опыта подростками поведенческих норм и правил и степень знакомства с культурой. Ранее произведённые выводы и рекомендации внесли существенный вклад в разработку основных направлений воспитательной работы с подростками в общеобразовательной организации. Тем не менее, в современном мире данной проблематике уделено слишком мало  внимания.

Всё вышеизложенное позволяет сформулировать  следующее противоречие: между необходимостью воспитательной работы с детьми и неопределенностью  содержания воспитательной работы с детьми в общеобразовательной организации.

Проблема исследования:  каково содержание воспитательной работы с детьми в общеобразовательной организации?

Объект исследования: процесс воспитательной работы с детьми подросткового возраста.

Предмет исследования: процесс воспитательной работы с детьми старшего подросткового возраста в общеобразовательной организации.

Цель исследования – изучить основные аспекты воспитательной работы с детьми старшего подросткового возраста в  общеобразовательной организации.

Задачи исследования:

  1. Охарактеризовать психолого-педагогическую характеристику детей старшего подросткового возраста.
  2. Проанализировать содержание  понятия «общеобразовательная организация» на основе научной литературы.
  3. Рассмотреть содержание понятия «воспитательная работа»: определение понятия, сущность, методы, формы.
  4. Описать основные направления воспитательной работы с детьми старшего подросткового возраста в общеобразовательной организации (на примере МОУ Боровской ООШ имени С.А. Глазырина).

    Методы исследования: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

    Структура работы включает введение, четыре параграфа, заключение,  список  использованной литературы и приложение.

  1. Психологопедагогическая характеристика детей старшего подросткового возраста

Начать рассмотрение данного вопроса необходимо с  понятия «подростковый возраст». На сегодняшний день этот период необходимо выделять из всех других периодов развития.

Подростковый возраст является значимым периодом жизни, определяющим становление границ эмоциональной сферы личности, ее богатство, механизмы регуляции [Тарабакина, с.5].

В психологических словарях определение  дается так, что подростковый возраст – стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь [Зимняя].

Подростковый возраст – это период развития между детством и взрослостью, который имеет биологическое начало и определяемый культурой конец [Эльконин].

Подростковый возраст относится к числу критических периодов онтогенеза, связанных с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений индивида. Этот этап характеризуется бурным ростом человека, формированием организма в процессе полового созревания, что оказывает заметное влияние на психофизиологические особенности подростка [Якиманский].

О.А. Карабанова в своей работе рассматривает подростковый возраст,  как период развития между детством и взрослостью, который имеет биологическое начало и определяет  культурой конец. Можно заключить, что хронологические рамки для этого периода имеют условный, ориентировочный характер. Промежуточный, переходный между детством и взрослостью возраст, совмещающий характеристики того и другого возраста, определяя маргинальность личности в этот период [].

По мнению В.С. Мухиной, подростковый возраст – период жизни человека от детства до юности в традиционной квалификации. Этот период знаменуется бурным психофизиологическим развитием и перестройкой социальной активности ребенка [Мухина, с.246].

В то же время, Л.С. Выготский, подростковый возраст рассматривает, как относительно замкнутый период развития, значение которого определяет его местом в общем цикле развития и в котором общие законы развития находят всякий раз качественно своеобразное выражение [Выготский].

В психологии до настоящего времени ведутся дискуссии о хронологических рамках подросткового периода. Существует множество точек зрения:

       —  Л.С. Выготский выделяет пубертатный возраст 13–17 лет и два кризиса: кризис 13 и 17 лет [].

        — А.Н. Леонтьев указывает, что подростковый возраст (12–15 лет), юношеский (15–17 лет) [Леонтьев, с 89].

        — Л.И. Божович делила на две фазы: первая фаза подросткового возраста (12-14 лет)  и вторая фаза подросткового возраста (15–17 лет) [Божович, с.120].

— Д.Б. Эльконин подростничество делит  на 2 периода: младший подростковый возраст (11–15 лет) и старший подростковый возраст (15–17лет) [Эльконин, с.202].

  • А.С. Белкин определяет подростковый возраст как период развития 11–15 лет [Белкин, с.68].

Итак, младший подростковый возраст — первый период эпохи подростничества. Ведущая деятельность — интимно-личностное общение со сверстниками, содержанием которого выступает установление близких отношений с партнером, познание его и самопознание. Функция сверстника — эталон для самопознания и формирование отношения к себе как к взрослому. В ходе личностно ориентированного общения происходит усвоение кодекса нравственно-моральных норм, что обусловливает высокую чувствительность этого возраста к моральному воспитанию. Период преимущественного развития личностной сферы. Завершается кризисом 15 лет — формирования эго-идентичности, рождения индивидуального самосознания, кризисом второго рождения «Я» [Дубровина].

Психологической особенностью старшего подросткового возраста является устремленность в будущее. В подростковом  возрасте происходит увеличение потребности в общении, увеличение времени на общение и расширение ею круга. В общении со сверстниками происходит проигрывание самых разных сторон человеческих отношений, построение взаимоотношений, основанных на «кодексе товарищества», реализуется стремление к глубокому взаимопониманию. [Шаповаленко, с. 273].

Д. Б. Эльконин предлагает три основных периодизации: социальная ситуация развития; ведущая деятельность; психологические возрастные новообразования [Эльконин, с.212], а оценивая вклад исследователей в развитие психологии, А. Н. Леонтьев  полагал, что периодизация должна строиться на основании двух критериев: место ребенка в системе социальных отношений; ведущая деятельность [Леонтьев,109].

Итак, рассмотрев границы подросткового возраста в целом, остановимся  подробнее на рассмотрении старшего подросткового возраста и выделения его особенностей.

Ведущей деятельностью старшего подростка является, познавательная и учебная, начало профессионального становление и наработки необходимых навыков. Меняется характер учебной деятельности, она все более приобретает характер деятельности по самообразованию (секции, курсы, репетиторы, хобби) [Карабанова, с.154] .      

В старшем подростковом возрасте глубокая перестройка психики в значительной мере обусловлена влиянием социума на личность старшего подростка. Кризис 17 лет,  напряженное состояние, в связи с окончанием подросткового возраста и детства как такового, и вступлением во взрослую жизнь. Меняется общий облик подростка, появляются новые, ранее незнакомые ему чувства, влечения, переживания, возможны резкие перепады настроения, не всегда понятные даже самому подростку.

Старший подростковый возраст – переломный момент в жизни человека. Определение собственных ценностей и планов на будущее, формирование личностного мировоззрения и навыков самообразования [Кулагина].

Главная особенность старшего подросткового возраста состоит в том, что с одной стороны, по уровню характера психического развития это типичная эпоха детства, с другой стороны – перед нами растущий человек [Степанов].

Это один из наиболее кризисных возрастных периодов, связанный с бурным развитием всех ведущих компонентов личности и физиологическими перестройками, обусловленными половым созреванием. Подростки рано определяют свои жизненные цели и настойчиво стремятся к их достижению. Однако при высокой произвольности, самодисциплине у них слабее развита рефлексия и эмоциональная схема. Многие еще не уверены в себе и плохо себя понимают [Дубровина].

В старшем подростковом возрасте нередко сохраняется склонность к поведенческим реакциям, которые обычно характерны для младшего возраста. К ним относят следующие: амбивалентность и парадоксальность рождающегося характера [Шаповаленко, с.278].

 Подростковый, отроческий возраст является переходным, прежде всего в биологическом смысле, поскольку это возраст полового созревания, параллельно которому достигают в основном зрелости и другие биологические системы организма. В социальном плане подростковая фаза - продолжение первичной социализации. Социальный статус подростка мало чем отличается от детского. Психологически этот возраст крайне противоречив. Для него характерны максимальные диспропорции в уровне и темпах развития [Мухина].

В старшем подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я». Подросток придает большую значимость этому аспекту, из-за чего им остро переживаются все изъяны внешности, действительные и мнимые. Тело становится непропорциональным, движения неловкими, на коже лица появляются неровности – все это расстраивает, а иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости, даже неврозу у подростков.

Следовательно, выстраивание жизненной перспективы  может проходить относительно благополучно при оптимальном сочетании прошлого, настоящего и будущего «Я», а может протекать и в кризисных формах [Степанов].

Основной целью самоопределения в старшем подростковом возрасте, по мнению Н. С. Пряжникова, является формирование внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего профессионального, жизненного, личного развития, готовности к рассмотрению себя во временной перспективе и способности самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности [Пряжников].

В исследованиях Л. С. Выготского, В. А. Крутецкого, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и других установлена закономерность, которая в развитии человека выделяет так называемые сензитивные периоды. Сущность этой закономерности заключается в следующем. Для каждого отдельного вида психической деятельности существует оптимальное время наиболее интенсивного развития, которое получило наименование сензитивного периода [Якиманская].

Этот возраст особенно благоприятен для педагогического стимулирования и развития самосознания, самовоспитания. Подростковый возраст отличается способностью к творческому воображению и фантазии, точностью и глубиной мыслительной деятельности, повышенным интересом к любимым предметам. Наряду с признанием отдельных для него авторитетов, подросток всякий раз стремится высказать свое критическое суждение, проявить свое позитивное или негативное отношение к происходящему.

Для старшего подросткового возраста характерно стремление самоутвердиться, «что-то значить», проявить себя самым неожиданным образом, обратить на себя внимание любой ценой. У старших подростков возникает новый вариант потребности самоутверждения  потребность в самоопределении. Это проявляется в том, что старший подросток, в отличие от младшего, стремится утвердиться в собственном мнении, куда в большей степени, нежели во мнении окружающих. Поиск самого себя, стремление обрести свое лицо, являются особенностями возраста старших подростков. Чувство собственного достоинства проглядывает в каждом их шаге. Они бурно реагируют на ущемление своих прав, не терпят угроз в свой адрес, испытывают отвращение к поручениям [Белкин].

Основные сложности возникают в общении, конфликты возникают из–за родительского контроля над поведением, учебой подростка, его выбором друзей и т.д. Гиперопека, как и вседозволенность, равнодушие или диктат – все это препятствует успешному развитию личности старшего подростка. Старшие подростки настолько остро испытывают потребность в  нахождении и обретении чувства идентичности, что готовы пойти по пути девиантного, и, иногда, делинквентного поведения, только лишь для того, чтобы не остаться без идентичности совсем [Якиманская, с. 138].

Постепенно возрастает логичность его суждений, обобщений и выводов, его речь становится более  образной, выразительной и доказательной.

Настойчивость и целеустремленность старшего подростка идут в сочетании с неусидчивостью и импульсивностью характера, а неуверенность в себе и ранимость сочетаются с безаппеляционностью и самоуверенностью. Старшие подростки испытывают ярую потребность в желании уединиться от социума, побыть наедине с собой. Застенчивость, мечтательность и романтизм приходят на смену развязности и бестактности. Нередко в одном старшем подростке уживаются и возвышенные чувства, и сухой рационализм, а также циничность и нежность, жестокость и ласковость [Тарабакина].

Кроме того, особое значение в установлении эффективных взаимоотношений с одноклассниками имеют определенные и индивидуально-психологические особенности личности подростка. Большинство из тех, кто испытывает затруднения в общении, отличаются качествами, блокирующими успешное межличностное взаимодействие. Эти качества представляют собой следующие группы, которые обусловлены [Рубинштейн]:

  • природно-генотипическими свойствами (импульсивность, застенчивость, ригидность, неуравновешенность);
  • характерологическими особенностями (нерешительность, неуверенность, замкнутость, закрытость, напористость, конфликтность, равнодушие, цинизм);
  • семейной ориентацией по отношению к окружающим (несформированность коммуникативных умений на основе плохо развитой рефлексии).

Одним из важнейших процессов старшего подросткового возраста является расширение жизненного мира личности, ориентир на группу людей, установление постоянного круга общения.

При преодолении трудностей при подборе модели поведения, старший подросток проходит три стадии: когнитивная оценка ситуации (первичная оценка); оценка альтернативных возможностей и способов решения проблем (вторичная оценка); переоценка ситуации и выбор новых моделей поведения (третичная оценка).

Пубертатный возраст имеет большое значение в развитии и становлении личности человека. В этот период значительно расширяется объём деятельности ребенка, меняется его характер, в структуре личности происходят ощутимые перемены, обусловленные перестройкой ранее сложившихся структур и возникновением новых образований, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и установок. И всё это происходит на фоне противоречий физиологического и психического развития подростка, на фоне его духовного становления. Отсюда подростковый возраст характеризуется специалистами, как переходный, сложный, трудный, критический [Эльконин].

В старшем отрочестве многие подростки испытывают потребность в профессиональном самоопределении, что связано с общей тенденцией этого возраста найти свое место в жизни. Поэтому стимулом к учению у них может выступать и истинный интерес к предмету, и прагматическая цель необходимость знания определенных предметов для поступления в другие учебные заведения. Учебная деятельность, а так же трудность и общественно-организационная объединяются в общественно значимую деятельность, которая, по мнению В. В. Давыдова, становится ведущей в подростковом возрасте [Давыдов].

В деятельности общения, а также общественно значимой деятельности происходят и возрастные психологические изменения у подростка. Так, развитие интеллекта характеризуется тем, что подросток приобретает способность к гипотетико-дедуктивным рассуждениям, которые малодоступны детям более младшего возраста. В это время подростки и юноши начинают активно интересоваться проблемами общения, самосовершенствования, поиска смысла жизни, социальной справедливости. Нередко они выходят на уровень анализа вечных философских истин, не находя решения вопросов, стоящих перед ними. В подростковом возрасте качественным преобразованиям подвергается личность ребенка: развивается рефлексия, изменяется содержание самооценки, формируется чувство взрослости [Дубровина].

Психолого–педагогическая характеристика детей старшего подросткового возраста свидетельствует о том, что старший подростковый возраст – это период активного формирования мировоззрения человека; системы взглядов на действительность, самого себя и других людей. В этот возрастной период детей так и тянет к друг другу, их общение настолько интенсивно, что говорят о типичной подростковой «реакции группирования».

Для старшего подросткового возраста значимо  мнение взрослых, в том числе и учителей. Все большую роль играют сознательно выработанные или усвоенные критерии, нормы и своего рода жизненные принципы. Появляются элементы мировоззрения, возникает устойчивая система ценностей. Рождается интерес к внутреннему миру – своему, других людей, появляется умение ставить себя на место другого человека и сопереживать ему. Расставляются акценты: семья, школа и сверстники приобретают новые значения и смыслы [Карабанова].

Специфика социальной ситуации развития заключается в том, что подросток находится в состояние между взрослым и ребенком — при сильном желании стать взрослым, что определяет многие особенности его поведения. В старшем подростковом возрасте они стремятся отстоять свою независимость, приобрести право голоса. Избавление от родительской опеки является универсальной целью отрочества. Но избавление это проходит не путем разрыва отношений, отделения, что, вероятно, тоже имеет место (в особых случаях), а путем возникновения нового качества отношений. Это не столько путь от зависимости к автономии, сколько движение к все более дифференцированным отношениям с другими [Мухина, с.280].

Таким образом, ознакомившись с психолого–педагогическими особенностями старшего подросткового возраста, мы выяснили, что этот возраст в развитии подростка принято считать трудным, подросток начинает остро реагировать на ситуации критического характера. Зачастую все эти ситуации могут привести к замкнутости, агрессии, употреблению наркотиков и т.д.

Можно сделать вывод, что старший подростковый возраст – это время развития (полового, физического, физиологического, и т.д.), во время которого происходят изменения в организме и в психике подростка, а также формирование личности человека. Главное новообразование старшего подросткового возраста – это открытие «Я», осознание собственной индивидуальности.

У старших подростков складывается две системы взаимоотношений: одна – со взрослыми, другая – со сверстниками, которые нередко входят в противоречие друг с другом. Отношение со взрослыми обычно бывают неравноправными, а со сверстниками – равнопартнерскими.

 В старшем подростковом возрасте возникает потребность в близком друге. Подростку важно, чтобы его взрослость была заметна окружающим и его форма поведения не была детской. «Героем» старшего подростка является активный, целеустремленный, успешный человек.

Для старшего подростка характерны: эмоциональная незрелость, резкие колебания настроения, недостаточно развитое умение контролировать собственное поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и стать взрослым. Старший подросток сохраняет в своем поведении множество детских черт. Проявление «детского» поведения связано с отношением к своим обязанностям, отсутствием способности к самостоятельным и ответственным действиям. Многие в старшем подростковом возрасте начинают заниматься самовоспитанием.

  1. Анализ содержания  понятия «общеобразовательная организация» на основе научной литературы

 Общество состоит из множества организаций, с которыми связаны все аспекты и проявления человеческой жизни, экономика, наука, культура, образование, оборона, даже личная жизнь. Понятие "организация" относится к числу ведущих категорий организационной науки [Евладова, с.12].

Организация – «это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей» [Дафт, с.34].

Организация - это этап управления, направленный на обеспечение выбора лучших путей выполнения плановых и творческих заданий, определение совокупности действий, ведущих к образованию взаимосвязей между частями целого: инструктаж, координация, объединение людей, совместно реализующих программу или цель. Организация управления направлена на создание целостной, единой, упорядоченной системы. Составные части этой системы образуют организационное целое [Евдокимова, с.133].

 Организации бывают простыми (1 цель) и сложными (много целей), формальными и неформальными [Г.Ш. Сафаров].

Неформальная организация — спонтанно возникающая группа людей, достаточно регулярно вступающих во взаимодействие друг с другом [Закон Об образовании, с.].

Формальная организация — организация, обладающая правом юридического лица, цели, деятельности которой закреплены в учредительных документах, а функционирование — в нормативных актах, соглашениях и положениях, регламентирующих права и ответственность каждого из участников организации. Формальные организации подразделяются на коммерческие и некоммерческие организации [Закон об образовании, с.].

В современном обществе действует множество разнообразных организаций. Их взаимодействие определяет специфику общественной структуры, формирует социальный фон жизни современного человека. Организации определяют уровень развития современного общества. Организации могут быть классифицированы по следующим признакам [Шипунов]:

—  организационно-правовая форма;

 — форма собственности;

 — целевое назначение;

 — широта производственного профиля;

 — характер сочетания науки и производства;

 — число стадий производства;

 — расположение предприятий.

Далее рассмотрим с точки зрения классификации «формы собственности».

Существуют множество организаций, которые можно определенным образом классифицировать. В зависимости от формы собственности организации можно подразделить на государственные, муниципальные и частные. По целям деятельности различаются [Дафт]:

  • государственные органы и органы местного самоуправления;
  • благотворительные организации;
  • образовательные организации;
  • учреждения культуры (музеи, библиотеки, театры и т.д.)4
  • медицинские учреждения;
  • научные учреждения;
  • социальные учреждения.

Согласно ст. 12 Федерального закона образовательными организациями  являются такие, в которых осуществляется образовательный процесс (реализуется одна или несколько образовательных программ; обеспечивается содержание и воспитание обучающихся, воспитанников). Общеобразовательная организация является юридическим лицом и может быть по организационно-правовым формам государственным, муниципальным; негосударственным (частным, учреждением общественной и религиозной организации) [ссылка на закон].

Государственный статус образовательной организации устанавливается при его государственной аккредитации. Филиалы, отделения, структурные подразделения образовательной организации могут по его доверенности осуществлять полностью или частично правомочия юридического лица, в том числе иметь самостоятельный баланс и собственные счета в банковских и других кредитных организациях [ссылка на закон].

Образовательная организация — некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии, образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана [Закон «Об образовании», с.5].

В Законе РФ "Об образовании" сказано, что общеобразовательная организация в широком смысле этого слова – должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новой системы ценностей. Она должна использовать свой воспитательный потенциал для формирования у молодёжи уважения к людям, которые своим трудом способствуют процветанию Родины и обеспечивают собственное благополучие [Закон «Об образовании»].

Образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы [Закон «Об образовании», с.]:

  • дошкольная образовательная организация – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;
  •  общеобразовательная организация – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;
  • профессиональная образовательная организация – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) по программам профессионального обучения;
  • образовательная организация высшего образования – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность.

В настоящее время регулирование образовательного процесса осуществляет государство, создавая образовательные организации, которые занимают особое место в системе общественного развития, что не удивительно. Ведь  на каждом этапе развития общества образование являлось важнейшим фактором экономического, социального и культурного прогресса, необходимой предпосылкой полноценного развития каждого индивидуума, его благополучия [Голованова].

Образовательный процесс — это системный, целостный, развивающийся во времени и в рамках определенной системы целенаправленный процесс взаимодействия взрослых и детей, носящий личностно ориентированный характер, направленный на достижение социально-значимых результатов, призванный привести к преобразованию личностных свойств и качеств обучающихся [Ачасова].

Общеобразовательная организация  нацелена на подготовку к жизни подрастающего поколения. Основными видами деятельности общеобразовательной организации  являются [Закон «Об образовании», с.73]:

  • начальное общее образование;
  • основное общее образование;
  • среднее (полное) общее образование;
  • дополнительное образование детей.

       Общеобразовательная организация осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования [Гафиуллина, с.25]:

— первая ступень - начальное общее образование (нормативный срок освоения 4 года);

— вторая ступень - основное общее образование (нормативный срок освоения 5-6 лет);

— третья ступень - среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения 2 года).

Задачами начального общего образования являются воспитание и развитие обучающихся, овладение ими чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни [Ссылка на закон].

Начальное общее образование является базой для получения основного общего образования. Задачей основного общего образования является создание условий для воспитания, становления и формирования личности обучающегося, для развития его склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению [].

Основное общее образование является базой для получения среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования. Задачами среднего (полного) общего образования являются развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения. В дополнение к обязательным предметам вводятся предметы по выбору самих обучающихся в целях реализации интересов, способностей и возможностей личности.

Среднее (полное) общее образование является основой для получения начального профессионального, среднего профессионального (по сокращенным ускоренным программам) и высшего профессионального образования [Закон «Об образовании»].

Обучающиеся в государственной и муниципальной общеобразовательной  организации имеют право на [Закон «Об образовании»]:

а) получение бесплатного общего образования (начального, основного, среднего (полного) в соответствии с государственными образовательными стандартами;

б) обучение в соответствии с государственными образовательными стандартами по индивидуальному учебному плану; ускоренный курс обучения. Условия обучения по индивидуальным учебным планам регламентируются уставом общеобразовательного учреждения и другими предусмотренными уставом локальными актами;

в) бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотеки общеобразовательного учреждения;

г) получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;

д) участие в управлении общеобразовательным учреждением в форме, определяемой уставом общеобразовательного учреждения;

е) уважение человеческого достоинства, на свободу совести и информации, на свободное выражение собственных взглядов и убеждений.

Выпускникам общеобразовательного учреждения, имеющего государственную аккредитацию, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, выдается документ государственного образца об уровне образования, заверенный печатью общеобразовательного учреждения.

Исходя из этого, основными функциями общеобразовательной организации  являются [новикова]:

  — образовательная;

  — воспитательная;

  —  гуманистическая;

  —  формирование и воспроизводство общественного интеллекта;

  —  формирование личности;

  — привитие образовательным общностям приемлемых правовых и политических ценностей и норм.

По мнению Л. И. Новиковой, большое значение для реализации воспитательной функции учебного заведения имеет развитие воспитательной системы, у которой достаточно сложная структура, включающая в себя цели. Ее деятельность обеспечивает их реализацию, создает среду системы и обеспечивает управление ею [Новикова].

Следовательно, целью общеобразовательной организации является воспитание подрастающего поколения, способного в дальнейшей своей жизни реализовать себя как высоконравственная личность на основе приобретенных интеллектуальных и нравственных ценностей [Шипунов].

Общеобразовательную организацию можно сравнить со сложнейшим механизмом устроенного на достижение поставленных целей, и которому свойствен режим, этого стабильного стационарного функционирования. Работа в заданном режиме: стабильные общепринятые планы, программы, технологии обучения, структуры организации учебно-воспитательного процесса, ориентация на цели образования,  диктуемые социальным заказом сегодняшнего дня [Журавлев, с.112].

Основные задачи общеобразовательной организации при реализации общеобразовательных программ [Закон «Об образовании», с.73]:

 —   воспитание и развитие обучающихся;

 —  овладение ими чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами  теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни;

 — создание условий для воспитания, становления и формирования личности обучающегося, для развития его склонностей, интересов и способностей к социальному самоопределению;

— развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающихся;

—  формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе  дифференциации обучения;

— обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет;

—  адаптация их к жизни в обществе;

—   формирование общей культуры;

—   организация содержательного досуга;

— удовлетворение потребности детей в занятиях физической культурой и спортом и т.д.

Итак,  проанализировав общеобразовательную организацию выявлено, что это некоммерческая организация, основными видами деятельности которой являются: получение начального, основного, среднего образования.

Цель общеобразовательной организации – формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе.

Обучающиеся в государственной и муниципальной общеобразовательной  организации имеют право на: получение бесплатного общего образования; обучение в соответствии с государственными образовательными стандартами; бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотеки общеобразовательной организации; получение дополнительных образовательных услуг.

Общеобразовательная организация  нацелена на подготовку к жизни подрастающего поколения.

3. Содержание понятия «воспитательная работа»: определение понятия, сущность, методы, формы, принципы

Воспитательная работа в школе является одним из основных направлений работы в школе. В условиях модернизации российского образования существенно возрастают требования к воспитательной работе школы, которая призвана создавать условия для самоактуализации личности ребенка.

Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» определено, что «образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения...», а «воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил,  и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [Закон об образовании, с.3].

Существуют несколько понятий воспитательной работы.

Воспитательная работа – это целенаправленная деятельность по организации совместной жизнедеятельности взрослых и детей, осуществляемая педагогическим коллективом,  либо отдельным педагогом с целью наиболее полного их саморазвития и самореализации [Кождаспиров].

Воспитательная работа — «это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников, с целью решения задач гармоничного развития личности» [М.И. Рожков, с.145].

Также, по мнению Е. В. Александровой, «воспитательная работа – это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармоничного развития личности» [Александрова, с.228]

Цель воспитательной работы школы - развитие высокоинтеллектуальной, компетентной, сознательной личности с гражданской позицией, способной к самореализации и проявления своих возможностей в различных сферах жизнедеятельности [Александрова ,с.230].

Воспитательная работа имеет ряд основных задач [Сумина, с. 37]:

1) формирование общения и доброжелательных отношений в коллективе;

 2) совершенствование сознательного контроля деятельности и поведения детей;

 3) развитие умений и навыков умственного труда;

4) воспитание трудолюбия, положительного отношения к труду;

5) воспитание эстетической культуры;

6) физическое совершенствование, укрепление здоровья, формирование навыков санитарно-гигиенической культуры;

 7) развитие самостоятельности;

 8) интеллектуальный и личностный рост учащихся стимулирование психического развития детей.

Воспитательные задачи – задачи, выдвигаемые педагогами и связанные с развитием личности и коллектива. Их формулировки предполагают как бы ответы на вопросы: что необходимо формировать, развивать; о становлении чего заботиться; чему научить, а также что преодолевать, с чем бороться, что искоренять и т.п. [Титова].

Воспитательная работа включает в себя реализацию комплекса организационных и педагогических задач, решаемых педагогом, с целью обеспечения оптимального развития личности обучающегося с помощью выбора форм и методов работы, в соответствии с поставленными задачами. Эта работа предполагает организацию совместной деятельности педагогов и обучающихся и предусматривает также регулирование отношений социальных институтов, оказывающих существенное влияние на ребенка [Степанов, с.63].

При совершенствовании воспитательного процесса необходимо выбирать активные формы воспитательной работы. Активные формы вызывают интерес у старших подростков, так как реализация форм создается эффект оригинальности и неожиданности. Это активизирует деятельность обучающихся  и привлекает их внимание.

По мнению М.И. Рожкова, воспитательный процесс – это целостная динамическая система, системообразующим фактором которой является цель развития личности воспитуемого, реализуемая во взаимодействии педагога и ученика. Воспитательный процесс - ядро педагогической деятельности образовательного учреждения [М.И. Рожков].

В педагогическом энциклопедическом словаре указано, что «форма – внешнее выражение какого-либо содержания. Это совокупность приемов, методов и средств, которые выбирает учитель. Форму воспитательной работы с обучающимися можно определить, как конкретный способ организации их относительно свободной деятельности в общеобразовательной организации, их самодеятельности при педагогически целесообразном руководстве взрослых» [Давыдов, с.254].

Форма воспитательной работы  – это доступный внешнему восприятию образ взаимодействия подростков с педагогом, сложившейся благодаря системе используемых средств, выстраиваемых в определенном логическом обеспечении метода работы с детьми [Сергеева].

Форма воспитательной работой распределяется на урочную, внеурочную и внеклассную.

Урочная деятельность  это деятельность, ориентированная на усвоение учащимися предметной информации (знаний, умений и навыков). Однако во ФГОС задана ориентация на достижение учащимися, в первую очередь, метапредметных образовательных результатов [ФГОС].

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность учащихся,   как и деятельность  в рамках уроков,    направлена  на  достижение  результатов  освоения  основной  образовательной  программы  школы.    Особое  внимание  в  ФГОС  второго  поколения  акцентируется  на    достижении  личностных  и метапредметных результатов, что и  определяет  специфику внеурочной деятельности [ФГОС].

Внеклассная работа – составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся [Енин].

В педагогической науке не существует единого мнения о формах организации воспитательной работы. Для того, чтобы разобраться в сущности понятия «форма организации воспитательной работы», целесообразно определить, какое место этот феномен занимает в педагогическом процессе, каковы его функции [Моисеев].

1.  Первая функция — организаторская. Любая форма воспитательной работы предполагает решение организаторской задачи. В роли организатора может выступать как педагог, так и учащиеся. Организация дела отражает определенную логику действий, взаимодействия участников. Существуют обобщенные методики (алгоритмы) организации различных форм воспитательной работы, которые стали традиционными и используются многими педагогами (беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, инсценировки и т. д.). Первая группа связана с непосредственным воздействием педагога на ученика:

  • изучение индивидуальных особенностей его развития, его окружения, его интересов;
  • программирование воспитательных воздействий;
  • реализация комплекса методов и форм индивидуальной работы с учеником;
  • анализ эффективности воспитательных воздействий.

2. Вторая функция — регулирующая. Использование той или иной формы позволяет регулировать как отношения между педагогами и учащимися, так и между детьми. Вторая группа функций связана с созданием воспитывающей среды:

  • сплочение коллектива;
  • формирование благоприятной эмоциональной атмосферы;
  • включение учащихся в разнообразные виды социальной деятельности;
  • развитие детского самоуправления.

3. Третья функция — информативная. Реализация этой функции предполагает не только одностороннее сообщение учащимся той или иной суммы знаний, но и актуализацию имеющихся у них знаний, обращение к их опыту. В связи с этим,  форму воспитательной работы можно определить как регулирующий отношения педагогов и учащихся основной компонент организации воспитательного процесса. Третья группа функций направлена на коррекцию влияния различных субъектов социальных отношений ребенка:

  • социальная помощь семье;
  • взаимодействие с педагогическим коллективом;
  • коррекция воздействия средств массовой коммуникации;
  • нейтрализация негативных воздействий социума;
  • взаимодействие с другими образовательными учреждениями.

В педагогической теории и практике существует множество форм воспитательной работы. Перечислить все формы воспитательной работы  невозможно, да и нет такой необходимости. Каждая форма не повторяет другую,  а лишь может быть похожа на нее.

Существуют три основных типа форм воспитательной работы: мероприятия, дела, игры [Сластенина]. Они различаются по следующим признакам: по целевой направленности, по позиции участников воспитательного процесса, по объективным воспитательным возможностям.

1. Игра – это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая для отдыха, обучения, развития.

2. Мероприятие – это событие, занятие, ситуация в коллективе, организуемая педагогом, с целью непосредственного воздействия на них. Например,  знакомство с произведениями искусства, с правилами дорожного движения, лекция на определенную тему, встреча, цикл лекций, приглашение специалиста, занятие по технике безопасности, прогулки, походы и т.д.

3. Дело – это общая работа, важное событие, членам коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и себе.

По времени проведения все формы можно разделить на [Степанов]:

  • кратковременные (продолжительностью от нескольких минут до нескольких часов);
  • продолжительные (продолжительностью от нескольких дней до нескольких недель);
  •  традиционные (регулярно повторяющиеся).

Можно различать формы по видам деятельности – формы учебной, трудовой, спортивной, художественной деятельности; по способу влияния педагога – непосредственные и опосредованные [Куприянов].

По субъекту организации классификация форм может быть следующая: а) организаторами детей выступают педагоги, родители и другие взрослые; б) деятельность организуется на основе сотрудничества; в) инициатива и ее реализация принадлежит детям.

По результату все формы можно разделить на следующие группы: а) результатом является информационный обмен; б) результатом является  выработка общего решения (мнения); в) результатом является общественно значимый продукт.

По количеству участников формы могут быть [Воропаев]:

  • индивидуальные (воспитатель – воспитанник);
  •  групповые (воспитатель – группа детей);
  •  массовые (воспитатель – несколько групп, классов).

Далее остановимся на рассмотрении методов воспитательной работы в образовательной организации. Анализ литературы, посвященный организации воспитательной работы в школе, позволяет нам выделить ее основные методы [Сергеева]:

  • постановки перспективы;
  • убеждения;
  • требования;
  •  личный пример;
  • упражнения и приучения;
  • формирования положительного опыта поведения в процессе деятельности;
  • стимулирования деятельности.

Методы воспитательной работы – это способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на решение задач воспитания [Сластенина].

Метод постановки перспективы. Этот метод заключается в то, что необходима постановка перед учащимися перспективы трех уровней, ближней (рассчитанной на время выполнения одного задания, урока или учебного дня), средней (на неделю, четверть или год) и дальней (на несколько лет, на всю жизнь). Причем на каждом из этих уровней ставится несколько перспектив.

Метод убеждения. Представляют собой аргументированное воздействие учителя на рациональную сферу сознания учеников.

Метод требования. Посредствам, которого нормы поведения, выражаясь в личных отношениях, вызывают, стимулируют или тормозят определенную деятельность воспитанника и проявление у него определенных качеств.

Метод личного примера. Наглядное побуждение посредством подражания детского коллектива.

Метод упражнения и приучения. Суть заключается в многократной реализации запрашиваемых действий и доведении их до автоматизма. Результатом служат устойчивые качества личности.

Метод формирования положительного опыта поведения в процессе деятельности. Выработка норм правильного поведения.

Метод стимулирования деятельности. Представляет собой воздействия на мотивационную сферу личности, направленные на побуждение воспитанников к улучшению своего поведения, развития у них положительной мотивации поведения.

Воспитательная работа в школе интегрируется вокруг фундаментальной проблемы формирования личностных ценностей обучающихся. Методологической основой реализации данной работы являются определенные педагогические принципы и концептуальные позиции. Вся воспитательная работа образовательной организации построена на основе определенных педагогических принципов, которые и были положены в основу содержания воспитания обучающихся [Воропаев]:

  • Принцип гуманистической ориентации воспитательной работы.
  • Принцип социальной адекватности воспитательной работы.
  • Принцип создания единой воспитывающей среды.
  • Принцип продуктивности педагогического общения.
  • Принцип активности и самодеятельности воспитанников.
  • Принцип личностной направленности воспитательной работы.
  • Принцип единства педагогического требования и педагогической оценки.

Так же ведущими подходами воспитательной работы в системе образования являются аксиологический, деятельностный, системный подходы [Харламов].

Аксиологический подход рассматривает личность как уникальную ценностную систему, в которой постоянно возникает возможность самоопределения и самоактуализации. Подход подчеркивает первостепенную важность ценностной составляющей воспитательного взаимодействия педагогов и обучающихся и акцентирует внимание на том, что именно ценности определяют цели, содержание и способы воспитания.

Деятельностный подход определяет возможность личностного развития ребенка только в рамках той или иной деятельности, субъектом которой он становится, и связывает происходящие в ребенке изменения с изменениями именно в его деятельности.

Системный подход предполагает рассмотрение всех компонентов воспитания (целей, задач, содержания, форм, методов и т.п.), не изолированно, а в их взаимосвязи, целостности. Подход позволяет преодолеть фрагментарность воспитательной работы, объединить и усилить педагогический потенциал различных субъектов воспитания, поднять процесс воспитания на новый качественный уровень.

Средства организации воспитательной работы в школе:

1) самообразование учащихся и повышение квалификации педагогов;

2) проведение мониторинга воспитательной работы в школе и его анализ;

3) использование IT-технологий.

Таким образом, сочетание индивидуального и коллективного педагогического воздействия, применение различных форм и методов в организации воспитательной работы со старшими подростками усиливает ее результативность, помогает сделать процесс преодоления недостатков в развитии личности, действенным, а задачи по формированию положительных качеств его личности, интеграции в социум вполне осуществимыми.

4. Основные направления воспитательной работы с детьми старшего подросткового возраста в общеобразовательной организации (на примере МОУ Боровской ООШ имени С.А. Глазырина)

Современная отечественная система воспитания подрастающего поколения характеризуется многообразием воспитательных практик, вариативностью психолого-педагогических технологий, субъектам учебно-воспитательного процесса предоставляется большая свобода в выборе методик воспитательной работы детьми. Стратегия развития образования предполагает комплексное изменение всех компонентов образовательной системы, ее учебной и воспитательной составляющих. Активно декларируется создание в каждой школе собственной уникальной воспитательной системы [Сергеева, с.5].

С установлением нового общественно-политического строя устаревшие средства и способы организации воспитательной работы становятся непродуктивными, и требуется преобразование всей воспитательной системы.  Изменились цели воспитательной работы в школе. В настоящее время приоритетная воспитательная цель осознается в виде помощи ребенку в его становлении как личности (формирование субъектной позиции, развитие способностей сознательного выбора жизненной позиции) [Закон].

В современных общеобразовательных организациях используются следующие виды планов по воспитательной работе [Сумина, с.37]:

1. Общешкольный, план классного руководителя, план любого другого объединения детей или взрослых (кружка, секции, клуба, детской общественной организации, методобъединения классных руководителей, учителей-предметников, групп продленного дня и т. д.).

2. Перспективный, календарный, перспективно-календарный.

3. План на учебный год, на четверть, на месяц, на неделю.

4. План работы школы, класса, клуба, группы детей и взрослых по какому-либо направлению, специальной программе, по реализации определенных задач и решению актуальных проблем школы.

5. План воспитательного мероприятия (общешкольного, классного, группового).

6. План работы по развитию индивидуальности учащихся.

Существуют различные подходы к планированию воспитательной работы. В педагогической практике наиболее популярны: [Сумина, с.39]

 — планирование по видам деятельности;

 —  планирование по ключевым делам;

 — календарное планирование;

 — план-сетка.

Планирование воспитательной работы осуществляется на основании анализа прошлогоднего плана воспитательной работы и отчетов классных руководителей школы и учителей-предметников. Заместитель директора по воспитательной работе совместно с методистом школы, на основании нормативных документов составляют календарный план воспитательной работы на год.

В календарном плане воспитательной работы, педагоги обязательно прописывают воспитательные направления, с которыми педагоги и учащиеся будут работать в течение учебного года. При готовности календарного плана воспитательной работы школы, учителя на педагогическом совете, совместно с директором школы, заместителями и методистами, обсуждают его актуальность и вносят коррективы.  Затем каждый педагог школы, вне зависимости от того, является он классным руководителем или нет, разрабатывает свой план воспитательной работы на текущий учебный год, опираясь на календарный план школы [Воронов, с .7].

Организация воспитательной работы в школе идет по следующим направлениям: [Спетанов]

1. Методическая работа с педагогами по организации воспитательной работы.

2. Воспитательная работа с учащимися.

3. Работа с родителями.

Методическая работа с педагогами по организации воспитательной работы осуществляется администрацией школы совместно с методистами. В основном работа осуществляется на педагогических совещаниях, на методических объединениях и в индивидуальном порядке.

 Выделяются следующие задачи по методической работе с педагогами по организации воспитательной работы: [Букин]

1. Повышение профессионального мастерства и квалификации всех педагогов.

2. Повышение и развитие творческого потенциала педагогического коллектива образовательного учреждения.

3. Достижение оптимального уровня развития и образованности учащихся.

4. Создание организационно-методического и нормативно-правового обеспечения системы воспитательной работы образовательного учреждения.

Формами организации воспитательной работы на современном этапе развития общеобразовательной организации, являются [Гаврилин, с. 115]:

  • методические дни науки и декада;
  • теоретический семинар-практикум и семинар;
  • методическая мозаика, методический фестиваль, методический мост;
  • научно-практическая конференция;
  • деловая игра, методический ринг, дискуссия;
  • мозговой штурм;
  • видеотренинг и тренинг;
  • лектории и педагогические чтения;
  • защита проекта;
  • открытый урок (с мероприятием);
  • тематический педагогический совет.

В контексте данного параграфа  остановимся на рассмотрении примера опыта воспитательной работы в МОУ Боровская ООШ имени С.А. Глазырина Чебаркульского района, д. Боровое [ссылка].  

Воспитательную работу с учащимися проводят в МОУ Боровской ООШ имени С.А. Глазырина по следующим направлениям воспитания [ссылка]:

  • Гражданско-патриотическое воспитание учащихся, включающее в себя историко-краеведческое, военно-патриотическое, социально-патриотическое, героико-патриотическое, спортивно-патриотическое воспитание. Основная задача государственной политики в области воспитания это воспитать гражданина-патриота, одухотворенного идеалами добра и социальной справедливости, способного творить и созидать во имя Отечества.
  • Духовно-нравственное воспитание учащихся. Духовно-нравственное воспитание должно формировать у ребенка верное понимание этических ценностей, правильного видения основополагающей роли семьи в обществе, преданность идеалам добра, справедливости, милосердия и патриотизма.
  • Формирование здорового образа жизни учащихся, приобщение к массовым занятиям физкультурой и спортом. Сегодня национальным приоритетом является здоровый и образованный человек, поэтому наиболее актуальная из проблем воспитательной работы - проблема формирования здорового образа жизни учащихся.
  • Экологическое воспитание является решающим фактором обеспечения экологической безопасности, укрепления здоровья людей.
  • Работа с семьей. Социальная защита детства. Профилактика социального сиротства. Воспитательная работа должна начинаться в семье, а школа должна только завершать воспитательную работу.
  • Работа по профориентации обучающихся.  Важным компонентом системы профессиональной ориентации учащихся является профессиональное просвещение - сообщение обучающимся сведений о различных профессиях, их назначении для общества, потребностях в кадрах, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, способах и путях их получения, оплате труда.
  • Работа по формированию здорового образа жизни.  Пропаганда здорового образа жизни, так как многие обучащиеся не умеют и не стремятся быть здоровыми. Меры, направленные на предупреждение употребления алкоголя, табака, наркотиков среди учащейся молодежи и пропаганду здорового образа.  Активное занятие физической культурой и спортом, туризмом и краеведением.

Практическая реализация воспитательной работы, ее задачи и принципы направлены на обеспечение условий для гармоничного развития школьника, реализации и совершенствования нравственного, творческого и физического потенциала личности учащегося, формирование его общей культуры, адаптации к жизни в обществе; в ней заложено технологии саморазвития и самовоспитания личности.

Воспитательная работа классного руководителя в МОУ Боровской ООШ имени С.А. Глазырина основана на технологическом цикле воспитательной работы [ссылка]:

1. Изучение обучающихся и коллектива класса: получение демографических, медицинских, психологических, педагогических данных (семья, социальное и материальное положение, состояние здоровья, уровень развития, воспитанности, индивидуальные особенности).

 2. Формулировка воспитательных задач, общих для класса или отдельных групп, учеников класса, типовых для определенного периода обучения и индивидуальных.

3. Планирование воспитательной работы – составление плана, оперативного документа для работы с обучающимися, учителями, родителями, содержащего перечень задач и дел по их решению.

 4. Организация, проведение и корректировка деятельности в соответствии с задачами и планом: проведение классных часов, экскурсий, походов, вечеров, родительских собраний и пр.

 5. Анализ и оценка результатов воспитания, которые выражаются в уровне воспитанности обучающихся. Наблюдение, опросы и другие методы позволяют судить о результатах и ставить новые задачи, а также о собственной профессиональной компетенции и личностном росте классного руководителя как воспитателя.

Так же рассмотрим направления воспитательной работы со старшим подростковым возрастом в  МОУ Боровской ООШ имени С.А. Глазырина []:

  • гигиеническая культура;
  •  физическая культура;
  •  культура поведения человека;
  •  культура умственного труда;
  •  культура и традиции семей русского народа.

Воспитательная работа с родителями проводится  в  МОУ Боровской ООШ имени С.А. Глазырина в полном объеме. Суть взаимодействия учителя и родителей заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств, необходимых для самоопределения и самореализации.

 Формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся:

  • родительские собрания (проводятся не реже одного раза в четверть и должны стать школой просвещения родителей, расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями);
  • общеклассные и общешкольные конференции (родительские собрания проводятся не более двух раз в год и носят характер отчёта работы школы за определённый период времени);
  • индивидуальные консультации педагога (индивидуальные консультации особенно необходимы, когда учитель набирает класс);
  • посещения на дому (посещение ученика на дому возможно после получения разрешения родителей).

Внеучебная деятельность имеет широчайшие возможности для проведения таких различных форм воспитательной работы в общеобразовательной организации, которые позволяют старшему подростку самореализоваться, самоутвердиться. В современном обществе такая деятельность может создать условия для более успешной адаптации подростка при вхождении его во взрослую жизнь. Поэтому так важно сегодня обозначить новые подходы к организации внеучебной деятельности на основе тех научных данных, которые уже имеются в багаже педагогической науки; с учетом современных представлений о возрастных особенностях старшего подростка.

Под планированием воспитательной работы в школе следует понимать процесс: совместной деятельности классного руководителя, детей и взрослых по определению целей, содержания и способов организации воспитательного процесса и жизнедеятельности классного коллектива, организаторов и участников намеченных дел, сроков их проведения.

Таким образом, организация воспитательной работы в школе - это система действий педагогических работников образовательной организации, направленных на выявление состояния воспитательной работы и проектирование её развития.

Организация воспитательной работы в МОУ Боровской ООШ имени С.А. Глазырина в старших классах реализуется в 3 направлениях: методическая работа с педагогами по организации воспитательной работы; воспитательная работа с учащимися; работа с родителями.

Методическая работа с педагогами проводится в формах: по способу организации (коллективные, групповые, индивидуальные), а также по степени активности участников (активные, пассивные).

Также, существуют разные формы и методы воспитательной работы со старшими подростками. Формы работы: объединения различной направленности: экскурсии, походы в театр, кино, соревнования, мероприятия,  конкурсы,  концерты.

 Методы работы: беседы, игры, лекции, метод примера, общественное мнение, коллективное творческое дело.

К формам работы с родителями относятся: родительские собрания, конференции (на уровне класса или школы), консультации, посещения на дому (традиционные формы), нетрадиционные – дискуссии, практикумы, круглые столы, устные журналы, тренинги.

Заключение

Существующие проблемы в организации воспитательной работы подростков на современном этапе обуславливают необходимость более подробного рассмотрения данного вопроса.

Анализ психолого–педагогической литературы, некоторые исследования показывают, что это возможно посредством организуемой с учащимися комплексной регулярной воспитательной работы.

В ходе работы над темой «Воспитательная работа с детьми в общеобразовательной организации» нами было проанализировано современное состояние проблемы.

Актуальность организации воспитательной работы обусловлена объективными тенденциями и противоречиями, между необходимостью воспитательной работы с детьми и неопределенностью  содержания воспитательной работы с детьми в общеобразовательной организации.

На основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы мы изучили:

1. Психолого–педагогическую характеристику старшего подросткового возраста. Старший подростковый возраст приходится на возраст от 15 до 17 лет в соответствии с периодизацией Д.Б. Эльконина.

В старшем подростковом возрасте глубокая перестройка психики в значительной мере обусловлена влиянием социума на личность старшего подростка, происходит формирование личности человека.

Главное новообразование старшего подросткового возраста – это открытие «Я», осознание собственной индивидуальности. Кризис 17 лет,  напряженное состояние в связи с окончанием подросткового возраста и детства как такового и вступлением во взрослую жизнь.

У старших подростков складывается две системы взаимоотношений: одна – с взрослыми, другая – со сверстниками, которые нередко входят в противоречие друг с другом.

2. Содержание  понятия «общеобразовательная организация» на основе научной литературы.

Образовательная организация — некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.

Обучающиеся в государственной и муниципальной общеобразовательной  организации имеют право на: получение бесплатного общего образования; обучение в соответствии с государственными образовательными стандартами; бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотеки общеобразовательной организации; получение дополнительных образовательных услуг.

3. Рассмотрели содержание понятия «воспитательная работа»: определение понятия, сущность, методы, формы.

Воспитательная работа – это целенаправленная деятельность по организации совместной жизнедеятельности взрослых и детей, осуществляемая педагогическим коллективом либо отдельным педагогом с целью наиболее полного их саморазвития и самореализации.

Цель воспитательной работы школы - развитие высокоинтеллектуальной, компетентной, сознательной личности с гражданской позицией, способной к самореализации и проявления своих возможностей в различных сферах жизнедеятельности.

Задачи воспитательной работы:

1) формирование общения и доброжелательных отношений в коллективе;

2) совершенствование сознательного контроля деятельности и поведения детей;

 3) развитие умений и навыков умственного труда;

4) воспитание трудолюбия, положительного отношения к труду;

5) воспитание эстетической культуры;

6) физическое совершенствование, укрепление здоровья, формирование навыков санитарно-гигиенической культуры;

7) развитие самостоятельности;

8) интеллектуальный и личностный рост учащихся стимулирование психического развития детей.

Выбор форм воспитательной работы определяется на основе научных принципов воспитания. В комплексном воспитательном процессе можно выделить следующие направления: физическое, умственное, нравственное, эстетическое, трудовое.

4. Описали основные направления воспитательной работы с детьми старшего подросткового возраста в общеобразовательной организации (на примере МОУ Боровской ООШ имени С.А. Глазырина).

Организация и проведение воспитательной работы, предполагает использование целого комплекса соответствующих форм.

Организация воспитательной работы в старших классах реализуется в 3 направлениях: методическая работа с педагогами по организации воспитательной работы; воспитательная работа с учащимися; работа с родителями.

Под планированием воспитательной работы в школе следует понимать процесс: совместной деятельности классного руководителя, детей и взрослых по определению целей.

Все направления воспитательной работы дают возможность обучающимся участвовать в коллективных творческих делах, с пользой проводить свободное время, вырабатывает негативное отношение к вредным привычкам и бесполезным занятиям. 

Таким образом, можно сказать, что задачи данной работы выполнены, а  цель исследования достигнута.

Список использованной литературы

  1.  Александрова Е. В. Создаем систему воспитательной работы в школе // Народное образование. 2012. № 9.
  2. Ачасова Л. Ю. Воспитательная работа в общеобразовательной школе как возрождение культуры личности и толерантности //Педагогическое образование и наука. 2014.
  3. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. –– М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 192 с.
  4. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. М., 1995.
  5. Букин А. Р. Можно ли управлять воспитанием? // Управление школой: Прилож. к газ. "Первое сентября".2013. № 36. С.6-12.
  6. Бурменская Г.В., Захарова Е.И., Карабанова О.А. и др. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский Центр «Академия», 2002.
  7.  Воропаев М. И. Стратегия развития школы // Народное образование.2013. № 7.
  8.  Гаврилин А. В. Диагностика наличия и состояния воспитательной системы школы // Педагогическая диагностика. 2012. № 5.
  9.  Гафиуллина Л.Ф. Эффективность деятельности системы образования.// Социально-экономические вопросы развития региона. - 2009.- № 1.
  10.   Голованова Н. Ф. Особенности технологии воспитательной работы в старшей школе // Старшая школа: Плюс до и после. 2013. № 3.
  11.  Давыдов В.В. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах: Том I /. М.: Научное издательство «БОЛЬШАЯ РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ», 2008.
  12.  Дафт Р. Теория организации, Юнити, Москва 2009.
  13.  Дубровина И.В. Психология. М.: Академия, 2012. 464 с.
  14.  Евдокимова М.В. Понятие управления и педагогического менеджмента. Великий Новгород, 2003.
  15.  Евладова, Е. Б. Дополнительное образование детей: Учебное пособие/ Е.Б. Евладова — М., Владос, 2005, 204 с.
  16.  Енин А.В. Внеклассная работа в системе воспитания творческой активности подростков: автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1999. 228 с.
  17.  Журавлев А.Л. Социально-психологические проблемы управления // Прикладные проблемы социальной психологии. - М., 2003.
  18. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2009. 384 с.
  19. Карабанова О.А. - Возрастная психология. Конспект лекций, Айрис-пресс, 2005.  240с.
  20. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М.: Издательский центр «Академия», 2011. 176 с.
  21. Кулагина И. Ю. Возрастная физиология и психология: полный 70 жизненный цикл развития человека. Учеб. пособ. для студ. высш. учеб. завед./ М.: ТЦ «Сфера», 2008. 464 с.
  22. Куприянов Б. А. Классификация форм воспитательной работы // Воспитание школьников. 2013. № 4.

курс лекций / Т. Г. Сумина Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф. пед. ун-та, 2010. 124 с.

  1.  Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1972.
  2.  Моисеев А.М. Функции управления школой.-М., 2014.
  3.  Муниципальное общеобразовательное учреждение Боровская основная общеобразовательная школа имени С.А. Глазырина. // [Электронный ресурс]. URL : http://74441s006.edusite.ru/ 
  4.  Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник. М.: Издательский центр «Академия», 1999. 456 с.
  5.  Новикова Л.И., Селивановой Н.Л., Мудрик А.В.,Соколова Е.И. Педагогика воспитания: Избранные педагогические труды. – М., 2009.
  6.  Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение.М.; Воронеж, 1996.
  7.  Рожков М. И. Теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ. высш. учеб.з аведений / М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. 384 с.
  8.  Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М.: Изд-во Академии Наук СССР, 1959. 356 с.
  9.  Сергеева В.П., Никитина Э.К., Недвецкая М.Н. и др. Методика воспитательной работы : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования; под ред. Сергеевой В.П. — 4-е изд., стер. — М. Издательский центр «Академия», 2013. — 368 с.
  10.  Сластенина В.А. Методика воспитательной работы: учебное пособие для студ. высш. учеб. Заведений. - М.: «Академия», 2009.
  11.  Степанов П. В. Воспитательный процесс: от изучения результатов к управлению по результатам // Воспитательная работа. 2010. № 4.
  12.  Сумина Т. Г. Теория и методика воспитательной работы [Текст]:
  13.  Тарабакина Л.В. Эмоционалное развитие подростков: учебное пособие,  для студентов педагогических вузов, 2013.
  14. Титова Е.В. Если знать как действовать. — М.: Просвещение, 1993.
  15.   Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, от 17 мая 2012 года.  № 413. (под ред. от 29 июня 2017 г.). // [Электронный ресурс]. URL : http://shkola11-nur.ru/images/materials/2017-2018/Pedagogam/Normativniedokumenti/FGOS-SOO.pdf 
  16.  Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 237-ФЗ (ред. от 02.03.2017).
  17.  Харламов И.Ф. Педагогика. — М., 2011 г.
  18.  Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М.: Гардарики, 2005. — 349 с.
  19.  Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. основы управленческой деятельности: управление персоналом, управленческая деятельность, управление на предприятии. М.,: Высшая школа, 2012.
  20.  Экспертно-аналитическое сопровождение правового обеспечения модернизации общего и профессионального образования, управления качеством и доступностью образовательных услуг в рамках Федеральной целевой программы развития образования. // [Электронный ресурс]. URL : http://obrzakon.ru/documents/opendoc/id/1232/cat_id 
  21.  ЭльконинД. Б. Избранные психологические труды. М., 1989
  22.  Якиманская И. С. Психология и педагогика сегодня: монография (под общ.ред. М. Ю. Бурыкиной) / Якиманская И. С., Виноградова Е. Е., Гончакова- Сибирская Н. П., Данилова С. И., Мезенцева Е. Б., Окулова Н.П., Уртенов Н. С. Ставрополь, Логос, 2012. 164 с.

Приложение 1

Словарь терминов

Внеклассная работа – составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся [Енин А.В. Внеклассная работа в системе воспитания творческой активности подростков: автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1999. 228 с.].

Внеурочная деятельность  является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся [Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, от 17 мая 2012 года.  № 413. (под ред. от 29 июня 2017 г.). // [Электронный ресурс]. URL : http://shkola11-nur.ru/images/materials/2017-2018/Pedagogam/Normativniedokumenti/FGOS-SOO.pdf].

Воспитательная работа – «это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармоничного развития личности» [Александрова Е. В. Создаем систему воспитательной работы в школе // Народное образование. 2012. № 9.].

Воспитательная работа — «это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников, с целью решения задач гармоничного развития личности» [Рожков М. И. Теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ. высш. учеб.з аведений / М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. 384 с.].

Воспитательная работа – это целенаправленная деятельность по организации совместной жизнедеятельности взрослых и детей, осуществляемая педагогическим коллективом,  либо отдельным педагогом с целью наиболее полного их саморазвития и самореализации [Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М.: Издательский центр «Академия», 2011. 176 с.].

Воспитательные задачи – задачи, выдвигаемые педагогами и связанные с развитием личности и коллектива [Титова Е.В. Если знать как действовать. — М.: Просвещение, 1993.].

Дело – это общая работа, важное событие, членам коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и себе [Сластенина В.А. Методика воспитательной работы: учебное пособие для студ. высш. учеб. Заведений. - М.: «Академия», 2009.].

Дошкольная образовательная организация – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми [Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 237-ФЗ (ред. от 02.03.2017).].

Игра – это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая для отдыха, обучения, развития [Сластенина В.А. Методика воспитательной работы: учебное пособие для студ. высш. учеб. Заведений. - М.: «Академия», 2009.].

Мероприятие – это событие, занятие, ситуация в коллективе, организуемая педагогом, с целью непосредственного воздействия на них [Сластенина В.А. Методика воспитательной работы: учебное пособие для студ. высш. учеб. Заведений. - М.: «Академия», 2009.].

Методы воспитательной работы – это способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на решение задач воспитания [Сластенина В.А. Методика воспитательной работы: учебное пособие для студ. высш. учеб. Заведений. - М.: «Академия», 2009.].

Неформальная организация — спонтанно возникающая группа людей, достаточно регулярно вступающих во взаимодействие друг с другом [Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 237-ФЗ (ред. от 02.03.2017).].

Образовательная организация высшего образования – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность [Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 237-ФЗ (ред. от 02.03.2017).].

Образовательный процесс — это системный, целостный, развивающийся во времени и в рамках определенной системы целенаправленный процесс взаимодействия взрослых и детей, носящий личностно ориентированный характер, направленный на достижение социально-значимых результатов, призванный привести к преобразованию личностных свойств и качеств обучающихся [Ачасова Л. Ю. Воспитательная работа в общеобразовательной школе как возрождение культуры личности и толерантности //Педагогическое образование и наука. 2014].

Общеобразовательная организация – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования [Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 237-ФЗ (ред. от 02.03.2017).].

Организация – «это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей» [Дафт Р. Теория организации, Юнити, Москва 2009.].

Организация - это этап управления, направленный на обеспечение выбора лучших путей выполнения плановых и творческих заданий, определение совокупности действий, ведущих к образованию взаимосвязей между частями целого: инструктаж, координация, объединение людей, совместно реализующих программу или цель [Евдокимова М.В. Понятие управления и педагогического менеджмента. Великий Новгород, 2003.].

Подростковый возраст – период жизни человека от детства до юности в традиционной квалификации [Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник. М.: Издательский центр «Академия», 1999. 456 с.].

Подростковый возраст – стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь [Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2009. 384 с.].

Подростковый возраст – это период развития между детством и взрослостью, который имеет биологическое начало и определяемый культурой конец [Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды, 1989.].

Профессиональная образовательная организация – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) по программам профессионального обучения [Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 237-ФЗ (ред. от 02.03.2017).].

Урочная деятельность  это деятельность, ориентированная на усвоение учащимися предметной информации (знаний, умений и навыков)[Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, от 17 мая 2012 года.  № 413. (под ред. от 29 июня 2017 г.). // [Электронный ресурс]. URL : http://shkola11-nur.ru/images/materials/2017-2018/Pedagogam/Normativniedokumenti/FGOS-SOO.pdf ].

ФГОС – федеральные государственные образовательные стандарты  представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию [Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 237-ФЗ (ред. от 02.03.2017).].

Формальная организация — организация, обладающая правом юридического лица, цели, деятельности которой закреплены в учредительных документах. Формальные организации подразделяются на коммерческие и некоммерческие организации [Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 237-ФЗ (ред. от 02.03.2017).].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Структура программы воспитательной работы с детьми в ОУ

Данной структурой пользовались многие педагоги Омской области. При составлении ее я опиралась на нормативные документы, положения о конкурсах и анализ присылаемых на рецензию материалов...

Комплексный подход к учебно-воспитательной работе с детьми девиантного поведения

Презентация к семинару "Комплексный подход к учебно-воспитательной работе с детьми девианетного поведения"...

" Результативность и эффективность воспитательной работы с детьми

Выступление на педагогическом совете ( из опыта работы)...

Обобщение и распространение опыта работы по теме: «Совместная работа учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Обобщение и  распространение опыта работы по теме:"Совместная работа учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями"...

«Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями».

laquo;Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями».   Важной и неотъемл...

доклад по воспитательной работе "Формы воспитательной работы с детьми девиантного поведения"

Продуманы формы работы с детьми девиантного поведения в школе-интернате, с трудными подростками, вовлечение их коллективное общее дело в классе, школе, на селе....

Проект «Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Проект«Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы сдетьми с речевыми нарушениями»...