Внеклассное занятие Развитие парламентаризма в России
план-конспект занятия (9 класс) на тему

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с историей развития парламентаризма в России, его роли в жизни нашей страны, общества и каждого российского гражданина.
  2. Развивать навыки работы с интернет-ресурсами.
  3. Содействовать формированию у школьников старших классов активной жизненной позиции, интереса к политической жизни страны.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon parlamentskiy_urok.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие парламентаризма в России

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с историей развития парламентаризма в России, его роли в жизни нашей страны, общества и каждого российского гражданина.
  2. Развивать навыки работы с интернет-ресурсами.
  3. Содействовать формированию у школьников старших классов активной жизненной позиции, интереса к политической жизни страны.

Оборудование: Конституция РФ, презентация Microsoft Power Point ,видео Гимн РФ, Гимн РТ, видео «Развитие парламентаризма в России» (Приложение1)

Ход урока

  1. Организационный момент. Гимн РФ, Гимн РТ. Видеосюжет  «Как рождаются законы»
  2. Слово учителя. Сегодня мы с вами проводим необычный урок, он посвящен развитию парламентаризма в России.
  3.  ?? Учитель ?Что же такое парламентаризм ?

 Ответ : Парламентаризм может рассматриваться как система власти, предусматривающая наличие парламента как представительного органа, наделенного законодательными и контрольными полномочиями, и основанная на принципе разделения государственной власти на исполнительную, законодательную и судебную, каждая из которых является независимой и самостоятельной в осуществлении своих конституционных полномочий.

Учитель: В отличие от многих европейских стран, где парламентские традиции складывались веками, в России первое представительное учреждение парламентского типа было создано лишь в 1906 году. 27 апреля 2011 года исполняется 105 лет со дня начала работы Первой Государственной Думы в России.

(слайд)  В связи с этим Государственная Дума Российской Федерации
выступила с инициативой проведения открытого урока в 10 - 11-х классах общеобразовательных школ на тему: «Развитие парламентаризма в России»

 Понимание народного представительства в современной России невозможно без всестороннего осмысления многовековой истории законодательных учреждений – от вече, Боярской думы и Земских соборов до современных форм парламентской демократии.

(слайд)Обратимся к истории.

 (слайд 2Манифест)17 октября 1905 года император Николай II подписал Манифест, в котором даровал населению гражданские права и свободы, а также Думу, наделенную законодательными полномочиями. Был издан указ, регламентирующий выборы в Государственную Думу. Все население страны делилось на 4 избирательные курии: земледельческую, городскую, крестьянскую и рабочую. Выборы не были всеобщими: в них не принимали участие женщины, военнослужащие, молодежь до 25 лет, рабочие мелких предприятий. Выборы не были равными: каждое сословие имело свои нормы представительства. Члены Государственной Думы избирались сроком на 5 лет.

1 ученик.(слайд 3,4,5) Первое заседание Думы было назначено на 27 апреля 1906 года. В здании Зимнего дворца собрались представители различных партий и беспартийные депутаты. Дума оказалась по своему составу совсем не той, которую ожидал увидеть царь. По многим вопросам уже с первого заседания появились разногласия. Дума просуществовала 72 дня и 8 июля 1906 года была распущена. Возглавлял I Государственную Думу профессор Московского университета С.А.Муромцев. За время работы Думы император подписал около 300 новых законов и только 2 из них были проведены через Государственную Думу.

(слайд 6 – II Дума) В начале 1907 года проводились выборы во II Думу. Состав Думы оказался таким же радикальным.  Только 54 члена (октябристы и черносотенцы) из 518 составили её правую фракцию. Левые партии – социал-демократы, эсеры, трудовики увеличили свои ряды. Возглавил Думу Головин. Вскоре представился повод для разгона Государственной Думы. 2 июня 1907 года II Дума была распущена. В момент её работы Николай II принял около 250 законов и только 1 с участием думцев.

Уже на следующий день, 3 июня, был издан новый закон о выборах в Думу. В соответствии с ним система выборов изменилась в пользу помещиков, промышленников, торговцев.

(слайд 7 – III Дума) 2 ученик. Новая Дума начала работу 1 ноября 1907 года. III Государственная дума состояла в основном из сторонников монархии и правительства. В Думе было 442 депутата, из которых 148 октябристов и 144 правых. Состав Думы в целом устраивал правительство и получил право на существование полного срока - III Государственная дума проработала все отпущенные ей законом пять лет. Срок её полномочий истёк 9 июня 1912 года.

(слайд 8 – IV Дума) 15 ноября 1912 года начал свою работу последний, четвёртый созыв Государственной думы. Февраль 1917 года положил конец истории Государственной Думы Российской империи, хотя некоторые депутаты продолжали собираться вплоть до 6 октября 1917 года. Последнюю Думу возглавлял М.В.Родзянко.

??Учитель. ? Как назывался законодательный орган в  советский период развития страны ? (главным законодательным органом был съезд) (слайд 9,10)  в период между съездами руководили члены Политбюро.)

После принятия в 1993 году новой Конституции РФ в стране вновь вернулись к парламентаризму, к Государственной Думе.

??Учитель?? Как называется парламент РФ??

(слайд 11 – схема Федерального собрания)

Законодательная власть в России представлена Федеральным Собранием. Федеральное Собрание состоит из двух палат: Совета Федераций и Государственной Думы.

(слайд  – Совет Федераций)

В статье 95 Конституции РФ записано: “В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти…” В состав Совета Федерации входили губернаторы. Получалось, что на местах губернатор был представителем исполнительной власти, а приезжая в Москву - занимал кресло законодателя. В 2000 году были внесены поправки в Закон о порядке формирования Совета Федерации, теперь губернаторы не входят в его состав, одного представителя от субъекта Федерации избирает законодательный орган субъекта, а другого назначает руководитель исполнительной власти. Возглавляет Совет Федерации третьего созыва Председатель Палаты Миронов Сергей Михайлович. Подтверждение полномочий Председателя произошло в марте 2007 года. Срок полномочий Миронова Сергея Михайловича истекает в марте 2012 года. В Совете Федерации работают 16 комитетов и 10 комиссий.

(слайд  – Государственная Дума)

Государственная Дума состоит из 450 депутатов. До выборов 2 декабря 2007 года их избирали по одномандатным округам и партийным спискам. Выборы в Госдуму пятого созыва прошли только по партийным спискам. В настоящее время возглавляет нижнюю палату Председатель - Грызлов Борис Вячеславович. Первый заместитель – Морозов Олег Викторович, а также 9 просто заместителей. В Государственной Думе работают 33 комитета и 1 комиссия.

(слайд) 3 ученик. В 1993 году была избрана Дума первого созыва. В Думе было десять депутатских объединений. Чем больше процентов набрала партия, тем больше депутатских мест она получила.

Большинством депутатов была представлена партия “Выбор России”

Также  были представлены фракции ЛДПР, “Женщины России”, “Яблоко”, Аграрная партия, КПРФ и другие партии. Две трети депутатов – в возрасте от двадцати до пятидесяти, остальные – за пятьдесят и старше. Около 95% законодателей – специалисты с высшим и незаконченным высшим образованием. Возглавлял Думу Председатель Иван Рыбкин. За время работы Государственной Думы первого созыва вступили в силу 310 законов. Полномочия Думы закончились в 1995 году.

(слайд 10 – II Дума) С 1995 по 1999 год работала Дума второго созыва. В составе Думы было уже меньше фракций – всего семь. Большинство во второй Думе представляла партия КПРФ, сохранили своё представительство партии: ЛДПР, “Яблоко”, появилась партия “Наш дом – Россия”. Средний возраст депутатов – 47 лет. Почти все имели высшее образование, 150– доктора и кандидаты наук. Возглавлял Думу Председатель Геннадий Селезнев, за время работы приняли 749 законов.

(слайд 11 – III Дума) В 1999 Дума третьего созыва была представлена девятью депутатскими объединениями. Резко сократилось представительство партии КПРФ, но все равно вместе с партией “Единство” она представляла самую большую фракцию. Большинство депутатов в возрасте от сорока до шестидесяти лет, 52 – свыше шестидесяти. Почти у всех (437 человек) высшее образование. Большинством голосов на пост Председателя Думы был вновь избран Геннадий Селезнёв. Дума приняла 772 закона, закончила свою деятельность в 2003 году.

(слайд 12 – IV Дума) Государственная Дума четвертого созыва заметно отличается от предыдущих – в её составе всего четыре депутатских объединения.

Большинством депутатов была представлена партия “Единая Россия”.

Наряду “Единой Россией” сохранили места в Государственной Думе ЛДПР, КПРФ. В Свыше 270 депутатов работали прежде в структурах государственной власти, 205 их них раньше избирались в Государственную Думу. Возглавляет Думу Борис Грызлов, Дума была избрана в 2003 году и срок её полномочий продлится до 2007 года.

(слайд 13 – V Дума) 2 декабря 2007 года граждане Российской Федерации избрали новую Государственную Думу. Наряду с партиями “Единая Россия”, ЛДПР, КПРФ в состав Думы прошла партия “Справедливая Россия”. Председателем Государственной Думы остался Борис Грызлов. Работа Думы нового созыва завершится в 2011 году.

Учитель. Деятельность Государственной Думы разнообразна и плодотворна, что показывают изменения в нашей внутренней и внешней политике.

Учитель. А у нас продолжат свою работу молодежные организации. Сегодня на обсуждение выносится ряд актуальных вопросов.

Вопросы для обсуждения :

1. ЕГЭ «за»  и  «против»

2. Сокращение ВУЗов

3.Электронное образование на практике

4.Смертная казнь

5.Посещение школы ребенком по месту жительства

Итоги  урока

Список используемой литературы. 

  1. Конституция РФ. М. Проспект.1999.
  2. История России XX век. М. ОЛМА-ПРЕСС Образование. 2003 г.
  3. История России XX век. Школьный словарь-справочник. М.ООО Астрель АСТ.2002 г.
  4. Энциклопедия для детей .Т.5. История России и её ближайших соседей. XX век. М. Аванта +. 2002 г.
  5. Российская Федерация сегодня. №3. 2004 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие на тему «Развитие парламентаризма в России» для учащихся 9-10-х классов.

Цели мероприятия:1. формировать представление об исторических этапах развития отечественного парламентаризма, его особенностях;2. активизировать гражданскую позицию старшеклассников посредством ознако...

Развитие парламентаризма в России

Цель: Показать учащимся развитие парламентаризма в России. Задачи:1.    Познакомить с историей парламента в России2.    Показать эволюцию паламентаризма от гос...

развитие парламентаризма в России

презентация по обществознанию 11 класс...

Методическая разработка урока "Развитие парламентаризма в России"

Урок посвящён истории парламентаризма в нашей стране....

Открытый урок по обществознанию. Тема: «Развитие парламентаризма в России».

Форма урока:  урок – лекция, с элементами беседы.  (ученические сообщения , презентация докладовЦели и задачи урока:формировать представление об исторических этапах развития отечественного п...

Методическая разработка "Развитие парламентаризма в России"

 Открытый тематический классный час с приглашением гостей.Учитель истории Ромахова А. Г.Тема: «Развитие парламентаризма в России».(К 105-летию начала работы Первой Государственной Думы в Ро...

Развитие парламентаризма в России

В презентации представлен практикум к уроку по теме "История развития парламентаризма в России". Задания по выбору правильного ответа....