Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Крылья мечты" (срок реализации 5 лет)
рабочая программа

Мягков Сергей Васильевич

       Образовательная программа «Крылья мечты» имеет техническую направленность.

       Aвиационный моделизм – одно из направлений технического творчества, ориентированное на использование современных технологий, новейших конструкционных материалов, где сочетаются прочность конструкции при минимальном весе с отличными аэродинамическими характеристиками и красивыми формами.

     Технический авиамоделизм позволяет решать немаловажные самостоятельные задачи в научно-техническом эксперименте создания летательных аппаратов. Этим определяется его большое прикладное значение.

      Для успешного построения и запуска авиамодели общетехнические знания, проектные умения и навыки должны успешно сочетаться со спортивной подготовкой. Благотворным полем деятельности для реализации направления по авиамоделизму являются учреждения дополнительного образования детей.

      В программе технической направленности «Крылья мечты» использован и систематизирован многолетний личный опыт автора программы: спортсмена, авиамоделиста и педагога дополнительного образования. Программа составлена с учётом современных требований и перспектив развития технического творчества.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

Департамент образования

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества Автозаводского района»

           

           

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

( ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА

«Крылья мечты»

Возраст обучающихся с 10 лет

Сроки реализации 5 лет

 

Автор-составитель: 

Мягков Сергей Васильевич

Педагог дополнительного образования

г. Нижний Новгород

2018 год

ИНФОРМАЦИОННАЯ  КАРТА

Полное название программы                          

 Дополнительная образовательная программа «Крылья мечты» для обучения  учащихся в  объединении  авиамоделирования (свободнолетающие, радиоуправляемые модели и экспериментальные модели)

Автор программы

Мягков Сергей Васильевич

Название проводящей организации

МБУ ДО «ЦДТ Автозаводского района»

клуб «Юный авиатор»

Адрес организации

г. Н. Новгород, ул. Школьная, д. 4

Телефон

293-42-41

Форма проведения  занятий

Индивидуальные, групповые, теоретические, практические занятия.

Цель программы

Создание условий  для  развития  творческих способностей обучающихся,  формирования социально активной личности ребёнка через изготовление летающих поделок, спортивных  летающих моделей, участие в спортивно-технических мероприятиях

Спецификация программы

Техническая

Сроки проведения

1 –3  годы обучения

Место проведения

Пер. Моторный, д. 2, кор. 3                                                          клуб «Юный авиатор»

Официальный язык программы

Русский

Общее количество участников

 До 45 человек

География участников

г.  Н. Новгород

Условия участия в программе

Обучение на добровольной основе

Условия размещения участников

Специализированная лаборатория.

Краткое содержание программы

 Программа направлена на развитие устойчивого интереса обучающихся к техническому творчеству, авиамоделированию,  созданию летающих моделей, адаптации к жизни, организации содержательного досуга.

История осуществления программы

Техническая основа программы создавалась на  основе многолетнего опыта педагога как авиамоделиста спортсмена с дальнейшей доработкой и тестированием  методической составляющей на протяжении 10 лет.

 

Содержание

1. Пояснительная записка ……………………………………………………………4

2.  Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность программы ……..5

3. Цель и задачи образовательной программы ……………………………….......5-6

4. Содержание, объём и планируемые результаты……………………....................7

4.1. Первый года обучения. "Начальный авиационный моделизм"……...…....7

4.2. Второй год обучения. "Простейшие радиоуправляемые модели"…...……8

4.3. Третий год обучения. "Радиоуправляемые спортивные  модели"…….......9

4.4. Четвёртый год обучения. "Модели нетрадиционных аэродинамических схем"…………………………………………………………………………………..11

4.5. Пятый год обучения. "Радиоуправляемые экспериментальные модели"……................................................................................................................12

5. Отличительная особенность программы и ожидаемые результаты …….........13

6. Учебно-тематический план ……………………………………………..……....16

6.1. Учебно-тематический план на 1 год обучения ……………..…………....16

6.1.1. Краткое содержание изучаемого материала ……………...……………16

6.2. Учебно-тематический план на 2 год обучения ………………..…………19

6.2.1. Краткое содержание изучаемого материала ….……………....………..19

6.3. Учебно-тематический план на 3 год обучения ……………………..…....21

6.3.1. Краткое содержание изучаемого материала …………………..……….22

6.4. Учебно-тематический план на 4 год обучения ……………………..…....23

6.4.1. Краткое содержание изучаемого материала …………………..……….24

6.5. Учебно-тематический план на 5 год обучения ……………………..…....27

6.5.1. Краткое содержание изучаемого материала …………………..……….28

7. Формы и методы контроля ………………………………………………..…….30

8. Методическое обеспечение программы ………………………...……………...32

9. Материально–техническое обеспечение……………………………...………...34

10. Список литературы ……………………………………………………………..35

11. Лист дополнений и изменений…………………………………………………38

Пояснительная записка

Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Крылья мечты» разработана с с учетом «Конвенции о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила                 в силу для СССР 15.09.1990); "Конституции Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008   № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ); Федерального закона от 29.12.2012 г.  № 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об образовании в Российской Федерации»; Концепции  развития дополнительного образования детей, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 года № 1726-р.; Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период  до 2025 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 года № 996-р; Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. СанПиН 2.4.4.3172-14., утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41; Письма Минобрнауки  РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации/ Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; Письма Министерства образования  Нижегородской области  от 30.05.2014 № 316-01-100-1674/14 «О направлении методических рекомендаций / Методические рекомендации по разработке ОП ОО ДО»; Устава Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества Автозаводского района».

B настоящее время политика государства направлена на развитие отечественной промышленности, что является основой стабильности и развития экономики страны во имя благосостояния  народа.

Нижегородская область имеет много объектов промышленности с высокотехнологическим оборудованием в разных отраслях:  автомобильной, авиационной, химической, электротехнической, что обязывает развивать в наших детях интерес к технике. Занятия техническим творчеством с раннего детства дают возможность ребёнку прикоснуться к  миру техники, развивать творческие способности, стремление к познанию, включая в социально полезную деятельность, направленную на профессиональное и личностное самоопределение детей.

Tехническое творчество, как одно из направлений дополнительного образования, органично сочетает в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка. Это образование  выстраивается в соответствии с потребностями детей.

Экспериментальное техническое творчество, эксперимент, как инструмент исследований может стать доступным не только специалистам, ученым, инженерам, но и авиамоделистам – школьникам. Это очень важно для подготовки будущих специалистов – исследователей. Именно с детских лет, со школьной скамьи, возможно, сформировать инновационно мыслящего человека, способного наиболее быстро и эффективно включаться в создание объектов высоких технологий. Это реально достижимо благодаря использованию неисчерпаемых воспитательных возможностей, предлагаемых самой природой, когда в начале подросткового возраста школьника закладывается в его формирующуюся личность энергичное творческое начало.

Подготовку таких ребят необходимо проводить путем привлечения их к техническому творчеству как проектировщиков, разработчиков новых технических средств, а не репродуктивных исполнителей давно существующих моделей, стендов и устройств. Принципиально новые конструкции, разрабатываемые школьниками с элементами их творческой фантазии, на основе полученных знаний, умений и опыта, способны преобразить юного человека, обогатить его внутренний мир, нацелить на дальнейшее творческое созидание, воспитать внутреннюю потребность к поиску новых, необычных, неожиданных решений. В конечном счете, такая высокоэффективная, с практическими навыками, подготовка молодых людей, будет всегда оправдана и востребована.

Направленность образовательной программы

Образовательная программа «Крылья мечты» имеет техническую направленность.

Aвиационный моделизм – одно из направлений технического творчества, ориентированное на использование современных технологий, новейших конструкционных материалов, где сочетаются прочность конструкции при минимальном весе с отличными аэродинамическими характеристиками и красивыми формами.

Технический авиамоделизм позволяет решать немаловажные самостоятельные задачи в научно-техническом эксперименте создания летательных аппаратов. Этим определяется его большое прикладное значение.

Для успешного построения и запуска авиамодели общетехнические знания, проектные умения и навыки должны успешно сочетаться со спортивной подготовкой. Благотворным полем деятельности для реализации направления по авиамоделизму являются учреждения дополнительного образования детей.

В программе технической направленности «Крылья мечты» использован и систематизирован многолетний личный опыт автора программы: спортсмена, авиамоделиста и педагога дополнительного образования. Программа составлена с учётом современных требований и перспектив развития технического творчества.

Новизна образовательной программы

Oбразовательный процесс объединения строится на парадигме развивающего образования, обеспечивая информационную, обучающую, развивающую, социализирующую, релаксационную функции. Уникальность программы состоит в создании оптимальной интегрированной модели обучения содержащей сбалансированное сочетание технического, научного и спортивного компонента, что позволяет в короткий срок получить максимальный образовательный и воспитательный результат, развитие творческих способностей ребенка, обеспечению его самоопределения и социальной адаптации, нацеливает учащихся впоследствии  на деятельность в условиях промышленных предприятиях нашего города и авиационной транспортной системы страны.

Актуальность программы

Актуальность представленной дополнительной общеобразовательной программы обусловлена тем, что социально экономические условия современной жизни выдвигают качественно новые требования к выпускникам школ, учреждений дополнительного образования детей – четкое осознание своего места в новой рыночной системе труда и связанную с этим конкурентоспособность. Быть конкурентоспособными в условиях рыночной экономики – это не только получение определенных знаний, умений и навыков, но и дополнительных лидерских качеств, которые помогут выпускникам включится в дальнейшую самостоятельную творческую жизнь.

Одним из примеров удачного сочетания спорта и технического творчества является авиамоделизм, рассматриваемый как начальный этап в овладении авиационной техникой. Занимаясь авиамоделизмом, обучающиеся познают основы конструкторской и рационализаторской деятельности, практически применяют и используют полученные знания в различных областях техники, что в дальнейшем облегчает сознательный выбор профессии и последующее овладение выбранной специальностью.

Построение авиамодели сталкивает юного моделиста не с разрозненными науками, а с явным их взаимодействием. Изготовление авиамодели – это наглядное применение на практике приобретённых знаний, развитие самостоятельности, любознательности и инициативы обучающихся. Кропотливая, связанная с преодолением трудностей работа по изготовлению авиамодели, воспитывает у обучающихся трудолюбие, настойчивость в достижении намеченной цели, способствует формированию характера. Знакомство с инженерно-техническими и производственными работами помогают профессиональной ориентации обучающихся.

Авиамоделизм представляет собой первую ступень обучения и воспитания не только будущих летчиков, но и будущих квалифицированных рабочих, инженеров,

конструкторов, изобретателей и рационализаторов. При стремительном росте науки и техники объем знаний неуклонно растет, появляются новые технологии производства, новые материалы. Моделируя летательные аппараты, знакомясь с историей их создания, конструкцией и технологиями их изготовления, обучающиеся познают самые современные, передовые технические решения.

Aктуальность программы обеспечивается факторами:

  • преемственностью задач, средств и методов обучения;
  • непрерывным совершенствованием качества изготавливаемых моделей от простого к сложному;
  • правильным планированием занятий с учётом возрастных особенностей обучающихся;
  • гибкостью структуры дополнительного образования в условиях детского клуба;
  • обновлением организационных форм обучения;
  • обеспечением вариативности обучения и свободой выбора.

Педагогическая целесообразность программы

1. Данная педагогическая программа целесообразна, т.к. при её реализации у детей воспитывается трудолюбие, целеустремлённость, патриотизм. Она позволяет привить навыки начальной профессиональной деятельности: чертёжной, конструкторской, материаловедческой, технологической, станочной.

2. Pеализация задач программы опирается на творческую и коллективную работу учащихся объединения, что позволяет формировать лидерские качества каждого ребёнка.

Применение методических навыков, основанных на современных методиках формирования лидерских качеств, является педагогически целесообразным.

Цель и задачи программы

Цель программы: создать условия формирование и развитие творческих

способностей, конструкторского мышления и технической одаренности обучающихся через освоение экспериментального авиационного моделирования,

формирования социально активной личности

Задачи:

Образовательные: 

  • сформировать навыки безопасной работы с инструментом,  на станочном оборудовании, с бумагой, деревом, металлом, композиционными материалами;
  • обучить навыкам чертежных и конструкторских работ;
  • сформировать систему знаний по созданию  свободнолетающих и радиоуправляемых моделей;
  • изучить навыки регулировки и запуска моделей;

Воспитательные:

  • воспитывать трудолюбие, культуру труда,  бережное отношения к материалам и  инструменту;
  • развивать уважительные отношения  в коллективе между учащимися;
  • развивать личностные качества: терпение, волю, ответственность,  самостоятельность, целеустремлённость;

Развивающие:

  • содействовать развитию интереса к авиамоделированию, авиамодельному спорту;
  • развить трудовые навыки и навыки общения в коллективе;
  • развить творческие способности обучающихся.

Контингент обучающихся: зачисляются дети общеобразовательных школ на добровольной основе. Минимальный возраст обучающихся - 10 лет. Программа рассчитана на детей 10–18-летнего возраста.

Продолжительность реализации программы: 5 лет.

Образовательная программа включает 3 этапа: 1 этап - «Начальный авиационный моделизм», 2 этап - «Простейшие радиоуправляемые модели», 3 этап -  «Радиоуправляемые спортивные модели», 4 этап – «Модели нетрадиционных аэродинамических схем», 5 этап – «Радиоуправляемые экспериментальные модели».

Принципы построения программы:

  • разноуровность;
  • постепенность;
  • дифференциация;
  • системность,
  • открытость

Принципы организации учебного процесса:

  • интеграция;
  • деятельностный подход;
  • индивидуализация.

Форма организации процесса обучения: занятия организуются в учебных группах, сформированных с учётом возрастных закономерностей и уровнем первоначальных знаний и умений обучающихся.

Форма занятий:

Основной формой организации образовательной деятельности по программе «Крылья мечты» является учебное занятие, которое сочетает в себе как групповую, так и индивидуальную формы работы и консультации. Занятия проходят в форме лекций, дискуссий, бесед, практических работ, проектной деятельности и соревнований.

Обучающиеся освоившие полный курс программы и овладевшие необходимыми основными и дополнительными знаниями и умениями в области авиамоделизма, могут получить дальнейшее обучение в плане подготовки поступления в технические вузы на профильные курсы по индивидуальному образовательному маршруту.

Режим занятий:

  • Установленная недельная учебная нагрузка первого года обучения – 6 часов;
  • Установленная недельная учебная нагрузка второго года обучения – 6 часов;
  • Установленная недельная учебная нагрузка третьего года обучения – 6 часов;
  • Установленная недельная учебная нагрузка четвёртого года обучения – 6 часов;
  • Установленная недельная учебная нагрузка пятого года обучения – 6 часов;
  • Установленная продолжительность учебного часа – 45 минут;

Установленная продолжительность времени отдыха между занятиями – 10 минут.

Содержание, объём и планируемые результаты

Первый года обучения. "Начальный авиационный моделизм"

Коллектив формируется из детей 10 - 11 лет с количественным составом в группе 12 - 15 человек. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа (216 часов в год).

Учебный процесс планируется "от простого - к сложному", чтобы школьники постепенно приобретали навыки работы с материалами и инструментами. На первых занятиях дети изготавливают простейшую летающую модель из пенопласта «Стриж». Даются самые первые рекомендации по работе с этим материалом. Модель изготавливается по шаблонам. На заключительном этапе, когда модель уже летает, ребёнку разрешается внести свои изменения в конструкцию, и после запуска, сравнить результат с предыдущим. Это занятие является небольшим экзаменом и мини-проектом для детей. По окончании темы проводятся соревнования-игры, закрепляется теоретический материал, связанный с запуском и регулировкой модели.

Затем работа усложняется, изготавливается метательный планер с объёмным крылом «Ласточка» спортивного класса «HLG». В конструкции этой модели присутствует большее количество деталей, особенно из дерева. В процессе обучения происходит плавный переход от одного вида материала к другим.

При изготовлении метательной модели планера «Ласточка» работа приобретает более индивидуальный характер, так как не все дети работают одинаково: одни медленнее, другие быстрее. Кроме ножниц и клея, дети осваивают навыки работы с нитками, термоклеевой плёнкой, наждачной бумагой, шаблоном, ножом; приобретаются навыки работы лобзиком.

Участники команды, готовящие модели для соревнований, занимаются дополнительно и индивидуально. Занятия проходят в течение всего календарного года, особенно интенсивно - в каникулярное время. Обучение проходит углублённо, больше времени уделяется тренировочным запускам и участию в соревнованиях.

По окончании первого года обучения учащиеся должны знать:

  • технологию изготовления простейших моделей;
  • технологию изготовления метательных моделей;
  • основные этапы развития Российской авиации.

должны уметь:

  • изготавливать чертежи основных элементов планера;
  • работать с бумагой, деревом, металлом, пенопластом, инструментами по дереву и металлу;
  • изготавливать и запускать простейшие авиамодели.

Второй год обучения. "Простейшие радиоуправляемые модели"

Объединение формируется, в основном, из детей, прошедших годичное обучение по теме "Начальный авиационный моделизм", имеющих навыки изготовления моделей планеров HLG и резиномоторных моделей и опыт участия в соревнованиях. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа (216 часов  в год). Численный состав объединения - 10 - 12 человек в возрасте от 11 до 14 лет. В данной группе  воспитанники приобретают навыки изготовления радиоуправляемых метательных планеров.

Параметры модели соответствует всем требованиям, предъявляемым к данному классу моделей. В процессе изготовления дети приобретают навыки работы на станках (сверлильном, шкурильном), работы с разными клеями, красками, термоклеевой плёнкой, учатся различать и правильно использовать различные породы древесины. Учащиеся изучают теорию полёта модели в различных климатических и погодных условиях, знакомятся с правилами соревнований, участвуют в соревнованиях, совершенствуют своё мастерство и навыки в процессе изготовления модели.

Обучение в группе начинается с изготовления чертежа и заканчивая запуском каждым учащимся своей модели. При постройке моделей необходимо создавать в объединении благоприятную среду взаимопомощи - без обострённого соперничества, воспитывать стремление быть одной командой, так как многим ребятам предстоит участвовать в соревнованиях. Участники команды, готовящие модели для соревнований, занимаются дополнительно и индивидуально. Обучение проходит углублённо, больше времени уделяется тренировочным запускам и правилам проведения соревнований.

По окончании второго года обучения учащиеся должны знать:

  • технологию изготовления спортивных радиоуправляемых метательных моделей планеров;
  • основы аэродинамики;
  • принципы действия аппаратуры управления моделями;

должны уметь:

  • работать на сверлильном и шкурильном станках;
  • работать с радиоаппаратурой;
  • проводить несложные технические расчеты;
  • изготавливать простейшие приспособления;
  • изготавливать спортивные модели;
  • запускать и пилотировать радиоуправляемую модель.

Третий год обучения. "Радиоуправляемые спортивные модели"

Объединение формируется, в основном, из детей старшей школьной группы (14-18 лет), уже достаточно опытных спортсменов, имеющих разряды. Численный состав объединения 8-10 человек. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа (216 часа в год). В старшей группе обучающиеся изготавливают радиоуправляемые модели моторных планеров различных схем, с которыми могут выступать на соревнованиях различных уровней.

Цель обучения - освоить новейшие технологии по изготовлению моделей и добиться максимально высокого результата на соревнованиях разного ранга. Учитывая сложность изготовления моделей чемпионатного класса, навыки мастерства следует наращивать постепенно, вводя сложные элементы в зависимости от степени подготовки ребят, но технические характеристики модели должны соответствовать требованиям, предъявляемым к данному классу моделей. Через 2-3 года занятий  воспитанники приобретают навыки изготовления технически более сложной модели, достигают мастерства в изготовлении модели и участия с ней в соревнованиях, и добиваются высоких результатов. Занятия в этой группе проходят по индивидуальным планам, составленным с учётом деловых и творческих качеств обучающегося. При выборе модели для изготовления учитываются способности детей.

В процессе занятий ребятам предоставляется возможность приобрести практический опыт изготовления, эксплуатации авиационной модельной техники спортивного класса. Они приобретают знания, связанные не только с изготовлением моделей. Из бесед, видеолекций, встреч с конструкторами авиационной техники, посещения музея авиации клуба «Юный авиатор» они узнают об истории развития авиации, о создателях отечественной авиационной техники.

Постройка модели и участие в соревнованиях прививают юношам аккуратность, ответственность, широту и гибкость мышления, умение не теряться в сложной ситуации, воспитывает у ребят чувства коллективизма, дружеской  взаимопомощи, упорство и настойчивость в достижении своей цели.

По окончании третьего года обучения учащиеся должны знать:

  • технологию изготовления моделей спортивных классов;
  • основы аэродинамики для моделей обычных и необычных схем;

должны уметь:

  • работать на сверлильном, шкурильном станках;
  • работать с аппаратурой управления моделями и электросиловыми установками;
  • проводить технические расчеты по формулам;
  • изготавливать и применять необходимые  приспособления по назначению;
  • изготавливать модели спортивных классов;
  • самостоятельно запускать и пилотировать модель.

Четвёртый года обучения. "Модели нетрадиционных схем"

Объединение формируется, в основном, из детей старшей школьной группы (14-18 лет), уже достаточно опытных спортсменов, имеющих разряды. Численный состав объединения 8-10 человек. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа (216 часов в год). В группе обучающиеся изготавливают летающие модели нетрадиционных схем (утка, тандем, триплан, летающее крыло) с которыми могут выступать на соревнованиях, проводимых с данными классами моделей.

Цель обучения - освоить новейшие технологии по изготовлению моделей необычных схем и добиться максимально высокого результата на соревнованиях разного ранга. Учитывая сложность изготовления моделей экспериментальных классов, навыки мастерства следует наращивать постепенно, вводя сложные элементы в зависимости от степени подготовки ребят, но характеристики модели должны соответствовать техническим требованиям. Во время занятий  воспитанники приобретают  навыки изготовления технически более сложной модели, достигают мастерства  в изготовлении модели и добиваются высоких результатов. Занятия в данном объединении проходят по индивидуальным планам, составленным с учётом деловых качеств обучающегося. При выборе модели для изготовления, учитываются способности детей.

В процессе занятий ребятам предоставляется возможность приобрести  практический опыт изготовления, эксплуатации авиационной модельной техники. Они приобретают знания, связанные  не только с изготовлением моделей, но и познают азы аэродинамики. Из бесед, видео лекций, встреч с конструкторами авиационной техники, посещения музея авиации клуба «Юный авиатор» и Нижегородского аэропорта узнают о развитии авиации, о создателях отечественной авиационной техники.

Занятия авиамоделизмом прививает аккуратность, ответственность, широту и гибкость мышления, умение не теряться в сложной ситуации, воспитывает у ребят чувства коллективизма, дружеской  взаимопомощи, упорство и настойчивость в достижении своей цели.

 По окончании четвёртого года обучения учащиеся должны знать:

- технологию изготовления моделей различных схем,

- основы аэродинамики,

должны уметь:

- работать на сверлильном станке

- работать с аппаратурой управления моделями и электросиловыми установками,

- проводить технические расчеты,

- изготавливать приспособления,

- изготавливать модели различных схем,

- самостоятельно работать с моделью на стартах.

Пятый год обучения. Проектная деятельность

"Радиоуправляемые экспериментальные модели"

Объединение формируется, в основном, из детей старшей школьной группы (16-18 лет), уже достаточно опытных спортсменов, имеющих разряды. Численный состав объединения 8-10 человек. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа (216 часа в год). В старшей группе обучающиеся изготавливают радиоуправляемые модели нетрадиционных схем, с которыми могут проводить различные эксперименты во время лётных испытаний, готовить и грамотно оформлять презентации для конференций и выставок разного уровня.

Цель обучения – научить детей выбирать и анализировать необычные аэродинамические схемы летательных аппаратов с применением полученных знаний во время изготовления своих моделей. Учитывая сложность изготовления таких экспериментальных моделей, навыки мастерства следует наращивать постепенно, вводя сложные элементы в зависимости от степени подготовки ребят, но характеристики модели должны соответствовать техническим требованиям, заложенным во время проектирования. Занятия в данной группе проходят по индивидуальным планам, составленным с учётом деловых качеств обучающегося. При выборе модели для изготовления, учитываются способности детей.

В процессе занятий ребятам предоставляется возможность приобрести практический опыт проектирования, изготовления и эксплуатации авиационной модельной техники. Они приобретают знания, связанные не только с изготовлением моделей, а также с пилотированием и обслуживанием своих моделей. Из бесед, видео лекций, встреч с конструкторами авиационной техники, посещения музея авиации клуба «Юный авиатор» учащиеся узнают об истории развитии авиации, о создателях отечественной авиационной техники.

Занятия авиамоделированием прививают аккуратность, ответственность, широту и гибкость мышления, умение не теряться в сложной ситуации, воспитывает у ребят чувства коллективизма, дружеской взаимопомощи, упорство и настойчивость в достижении поставленной цели.

По окончании пятого года обучения учащиеся должны знать:

- технологию изготовления радиоуправляемых моделей необычных аэродинамических схем,

- основы проектирования моделей,

- основы аэродинамики,

должны уметь:

-грамотно составлять технические условия для будущей модели,

-проводить несложные технические расчеты,

-работать на сверлильном станке,

-работать с аппаратурой управления моделями и электросиловыми установками,

-изготавливать приспособления для сборки конструкций модели,

- изготавливать радиоуправляемые модели,

- самостоятельно работать с моделью во время испытаний.

Отличительная особенность данной программы:

  • интеграция воспитания и обучения в совместной деятельности педагога и ребенка;
  • доступность форм и методов педагогического процесса и их соответствие возрастным особенностям детей;
  • практико-деятельная основа образовательного процесса;
  • последовательность и системность обучения;
  • оптимальное сочетание индивидуальной и групповой форм организации педагогического процесса;
  • принцип перехода от репродуктивных видов мыслительной деятельности к творческой конструкторской и соревновательной деятельности.

B федеральных нормативных документах российского образования отражено, что учреждения дополнительного образования детей были и остаются одним из самых определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов социального и профессионального самоопределения детей и молодёжи.

Tехническое творчество как составляющая дополнительного образования востребовано детьми, родителями, педагогами и обществом в целом, так как позволяет удовлетворять в условиях неформального образовательного процесса разнообразные познавательные интересы личности. Это образование выстраивается в соответствии с потребностями детей. Главное здесь - не только научить, но и открыть ребёнка, развить его потенциал, включить внутренние импульсы к последующему развитию. Предлагаемая программа содействует самореализации ребёнка и создаёт "ситуацию успеха", обеспечивает более полное удовлетворение разнообразных индивидуальных потребностей и интересов.

Кроме образовательной функции, программа имеет и воспитательную, оказывающую влияние на развитие и целенаправленное формирование ценностных ориентаций учащихся.

Pеализация программы приведёт к развитию личности ребёнка, его самоопределению, профессиональной ориентации и духовному становлению.

Образовательный комплекс: программа реализуется в рамках творческого объединения «Крылья мечты» на базе обособленного структурного объединения детского клуба «Юный авиатор» МБУ ДО «ЦДТ Автозаводского района».

Методы организации процесса обучения: убеждение, стимулирование, создание ситуации успеха, изготовление моделей по выбору, работа над проектами.

Методы процесса обучения:

1. Словесные методы обучения (рассказ, беседа, объяснение, анализ текста, устное изложение, инструктаж и др.). Основное назначение словесных методов – передача учебной информации при введении новых знаний, формулировка целевых установок, актуализация опорных знаний при обобщении и систематизации учебного материала.

2. Наглядные методы обучения делятся на две подгруппы: методы иллюстраций (плакаты, карты, картины и пр.) и методы демонстрации (наблюдение, показ педагогом приема исполнения, иллюстраций, видеоматериалов, организация работы по образцу и др.). Особенностью наглядных методов обучения является то, что они обязательно предполагают в той или иной мере сочетание их со словесными методами.

3. Практические методы обучения (воспроизводящие и тренировочные

упражнения, игра и др.). Практические методы обучения используют для формирования навыков и умений, углубления знаний воспитанников. Практические методы обучения невозможно использовать без других, в частности наглядных и словесных, методов обучения.

Ожидаемые результаты: результат определяется в зависимости от возрастной группы и этапа освоения программы:

  • овладеют  знаниями  по технике безопасности работы с инструментами, по дереву, металлу, на станочном оборудовании;
  • приобретут навыки работы с инструментом, на станочном оборудовании, с бумагой, деревом, металлом, композиционными материалами;
  • приобретут навыки чертежных и конструкторских работ;
  • получат навыки регулировки и запуска моделей;
  • будет сформирована система знаний по созданию свободнолетающих и радиоуправляемых моделей.
  • будут формироваться трудолюбие, целеустремленность, культура труда, бережное отношение к материалам и  инструменту;
  • овладеют  трудовыми навыками  и навыками общения в коллективе;
  • получат развитие личностные качества: терпение, воля, ответственность, самостоятельность;
  • привит интерес к авиамоделированию, авиамодельному спорту
  • приобретен опыт участия в соревнованиях и работы в коллективе;
  • сформированы  уважительные  отношения  в коллективе между учащимися.

Способом определения результативности являются проводимые викторины, игры, творческие задания, проекты, участие в выставках, конкурсах, соревнованиях, опрос.

Итоги реализации программы: в конце учебного года проводится аттестация учащихся в виде контрольного занятия.

 Рабочая программа

Учебно-тематический план состоит из пяти частей:

Установленное количество учебных часов первого года обучения: 216 часов.

Установленное количество учебных часов второго года обучения: 216 часов.

Установленное количество учебных часов третьего года обучения: 216 часов.

Установленное количество учебных часов четвёртого года обучения: 216 часов.

Установленное количество учебных часов пятого года обучения: 216 часов

Учебно–тематический план первого года обучения

«Начальный авиационный моделизм»

пп

Раздел, тема

Количество часов

Всего

теория

практика

1.

Раздел 1. Организационный

2

2

Вводное занятие. Инструктаж по технике  безопасности.

2

2

2.

Раздел 2. Изготовление простейшего метательного планера для запусков в зале «Стриж»

56

3

53

Вычерчивание и изготовление крыла

16

1

15

Вычерчивание и изготовление стабилизатора

8

8

Изготовление фюзеляжа

8

8

Сборка модели

10

10

Регулировка, доводка и тренировочные запуски

8

8

Знакомство с правилами, участие в соревнованиях, анализ

6

2

4

3.

Раздел 3. Экскурсия в музей «Развитие авиации в России»

2

2

4.

Раздел 4. Изготовление метательного планера «Ласточка» класса HLG-450

154

2

152

Изготовление чертежа

4

4

Изготовление стабилизатора

14

14

Изготовление киля

8

8

Обтяжка хвостового оперения

10

10

Изготовление крыла

50

50

Обтяжка крыла

16

16

Изготовление фюзеляжа

28

28

Сборка модели

4

4

Регулировка, тренировочные запуски

18

1

17

5.

Раздел 5. Контрольное занятие

2

2

6.

Раздел 6. Заключительное занятие

2

2

Выставка  работ с приглашением родителей.

2

2

Итого:

216

9

207

6 часов в неделю (3 раза по 2 часа)

1 Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности

Теория.

Знакомство с коллективом учащихся,  интересами и увлечениями ребят. Инструктаж по технике безопасности при работе режущими инструментами. Материалы, используемые для изготовления различных летающих моделей. Ознакомление с целями и задачами на учебный год, правилами поведения в клубе, его традициями. История развития авиамодельного спорта в городе, районе, области.

2 Изготовление простейшей авиамодели

Теория.

Знакомство с основами полёта, с главными элементами конструкции модели. Центр тяжести  модели, угол установки крыла и стабилизатора, перекосы.

 Практика.

 Изготовление простейших метательных моделей планеров из пенопласта, бальзы и сосны.

Изготовление комнатной метательной модели планера «Стриж» по готовым шаблонам.

 Игры-соревнования по запуску моделей, подготовка для участия в соревнованиях по простейшим авиамоделям.

Методические рекомендации

После изготовления модели указываются достоинства и недостатки работы учащихся. На заключительном занятии по запуску модели ребятам предоставляется возможность самостоятельной регулировки и запуска моделей с последующим анализом работы отклоняемых рулевых поверхностей. В конце проводятся игры-соревнования по запуску моделей на дальность и точность приземления. Учащиеся с лучшими моделями участвуют в соревнованиях, проводимых в зале клуба в зимние каникулы.

3 Изготовление метательного планера «Ласточка» класса HLG-450

 Теория.

 Понятие об одном из видов летательных аппаратов – планере. Основные понятия о самолете, угле установки крыла, центре тяжести, подъемной силе крыла.

Теория полета модели. Способы запуска свободнолетающих моделей.

Силы, действующие на модель в полете. Дальность планирования, угол планирования, скорость снижения. Устройство модели: фюзеляж, крыло, хвостовое оперение. Система управления моделями

Практика.

Составление чертежа. Изготовление фюзеляжа, киля, стабилизатора, крыла. Работа на сверлильном станке, с измерительными инструментами - линейкой, штангенциркулем и т.д. Сборка,  склейка,  обтяжка, окраска частей модели.

Вычерчивание рабочих чертежей в натуральную величину. На этом этапе изготавливается чертёж фюзеляжа, крыла, стабилизатора, киля. Фюзеляж модели наборный: состоит из хвостовой балки и носика. Носовая часть изготавливается из липовой пластинки. Крылья, стабилизатор,  киль наборной конструкции и состоят из бальзовых и липовых реек, а также пенопластовых пластин. Модель оклеена термоклеевой плёнкой и окрашена. При создании  моделей приобретаются навыки работы с инструментами: нож, рубанок, лобзик,  наждачная бумага, утюг.

Методические рекомендации.

Изготавливаются упрощённые модели для соревнований, но соответствующие правилам проведения соревнований.

Первую модель ребята изготавливают упрощённой конструкции, вторая модель изготавливается более сложной конструкции и зависит от квалификации обучающегося.

Цель выполнения этих простейших моделей - дать возможность ребятам участвовать в соревнованиях при достаточно быстром изготовлении моделей. Принцип "от простого - к сложному" должен соблюдаться обязательно.  

Модели метательных планеров будут изготавливаться  из различных материалов: пенопласта, липы, бальзы, абаша, углепластиков и т.д.  Модели могут выполняться как с плосковыпуклым профилем крыла, так и выпукло-вогнутым профилем крыла.

4 Беседы по истории авиации и авиамоделизма, авиационных профессиях. Экскурсии. Просмотр видеозаписей соревнований, игр.

Теория.

Проведение бесед по истории авиации, авиамоделизма, о профессии пилота.

Проведение экскурсии в музее клуба «Юный авиатор». Дети знакомятся с историей Российской авиации, с отважными лётчиками и героями, которые принесли на крыльях своих самолётов славу России.

Методические рекомендации.

Особое внимание уделяется просмотру подготовленных видеофильмов по прошедшим ранее соревнованиям, анализируется процесс запусков и полётов авиамоделей. Здесь наглядно можно указать на ошибки, имеющие место при запуске моделей. Видеозаписи важны для будущих соревнований и тренировок.

5 Тренировочные запуски и участие в соревнованиях

Практика.

Обучение правильным приёмам запуска моделей, запуски на продолжительность, дальность, точность приземления. Участие в соревнованиях.

6 Выставка работ

Теория.

На выставку приглашаются родители, которым наглядно демонстрируются результаты работы детей. Подводятся определённые итоги работы, индивидуальные беседы с родителями.

7 Заключительное занятие

Формирование команды для участия в областных соревнованиях. Планирование работы на следующий год.

Учебно-тематический план второго года обучения

"Простейшие радиоуправляемые модели"

№пп

Раздел, тема

Количество часов

всего

теория

практика

1

Раздел 1. Организационный

2

2

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

2

2

2

Раздел 2.Изготовление метательной модели планера «Воробей».

210

2

208

Изготовление чертежа

8

1

7

Изготовление стабилизатора

14

14

Изготовление киля

16

16

Обтяжка хвостового оперения

14

14

Изготовление крыла

70

70

Обтяжка крыла

18

18

Изготовление фюзеляжа

32

32

Обтяжка фюзеляжа

6

6

Сборка, отладка, тренировочные запуски

24

24

Изучение правил и участие в соревнованиях

6

1

5

 3.

Раздел 3. Информационный

2

2

Беседы по истории авиамоделизма  и авиации. Экскурсия в музей «Развитие авиации в России» в клубе «Юный авиатор»

2

2

4.

Раздел 4. Контрольное  занятие

2

2

5.

Раздел 5. Заключительный

2

2

Заключительное занятие.

Выставка работ с приглашением родителей.

2

2

Итого:

216

6

210

6 часов в неделю (3 раза по 2 часа)

1 Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности

Теория

Цели и задачи на учебный год. Обзор прошедших соревнований. Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментом. Безопасная работа на станках. Понятие о материалах, которые будут использоваться в работе.

2 Изготовление метательного радиоуправляемого планера «Воробей». Изготовление  приспособлений, шаблонов, стапеля. Работас радиоаппаратурой.

Теория.

Расчет профилей крыла, стабилизатора. Применение приспособлений облегчающих сборку и регулировку модели. Принципы работы радиоаппаратуры.

Практика.

Проектирование и изготовление простейших радиоуправляемых авиамоделей, обучение навыкам черчения, выполнение чертежа по техническим требованиям для данного класса моделей. Построение профиля крыла и стабилизатора по координатам. Изготовление контрольных шаблонов,  рабочих шаблонов из металла. Заготовка шпона, распиловка, шлифовка под размер. Изготовление сосновых реек для лонжерона крыла планера. Обработка пенопластовых блоков для лобика крыла. Изготовление оправок хвостовых балок.

Сборка и склейка узлов модели с последующей обтяжкой. Установка радиоаппаратуры на модель, окончательная сборка, балансировка модели, проверка геометрии, центра тяжести модели.

3 Беседы по истории авиамоделизма и авиации

Экскурсия в музей «История развития авиации в России» в клубе «Юный авиатор».

Теория.

Проведение бесед по истории авиации, авиамоделизма, о профессии пилота. Проведение экскурсии в  музее клуба «Юный авиатор».

Методические рекомендации.

Посещая экспозицию музея, дети узнают много нового и интересного об истории  Российской авиации, знакомятся с отважными лётчиками и героями, которые принесли на крыльях своих самолётов славу России.

При анализе записи соревнований по авиамодельному спорту ребята глубже знакомятся с техникой и тактикой полётов метательных планеров ведущих спортсменов, учатся правильно определять восходящие потоки, время и место старта, уметь ориентироваться на старте. Ребята так же сравнивают конструкции моделей, их раскраску и качество изготовления, новизну технических решений, перспективное направление работ и т.д. Заочно знакомятся с ведущими спортсменами области, России, мира.

4 Тренировочные запуски и участие в соревнованиях

Практика.

На тренировках ребята регулируют модели, устраняют недостатки, отлаживают методику броска модели. Учащиеся приобретают навыки регулировки моделей, ориентирования на местности с учётом особенности рельефа, пользования стартовым оборудованием, определения восходящих потоков, приобретают навыки тактической и спортивной борьбы на соревнованиях, умения следовать правилам техники безопасности при запусках моделей.

Методические рекомендации.

Тренировки требуют тщательной предварительной подготовки. Ребята должны знать технику безопасности при проведении запуска моделей, порядок проведения тренировки, использование стартового оборудования. Учащиеся приобретают навыки правильного запуска моделей, поиска их в поле, умения ориентироваться на местности и определять потоки воздуха: нисходящие, восходящие.

Определение формирования восходящих потоков, периодичность с нисходящими потоками,  центр потока, край. Демонстрация полета модели в потоке и без потока. Анализ полета модели.

5 Выставка работ

На выставку приглашаются родители, которые знакомятся с результатами работы детей.

Проведение анализа работы, индивидуальных бесед с родителями, планы на следующий учебный год.

6 Заключительное занятие

Подведение итогов года, поощрение активных воспитанников. Формирование команд из победителей районных и городских соревнований на областные  и всероссийские старты.

Учебно-тематический план третьего года обучения

"Радиоуправляемые спортивные модели" 

Раздел, тема

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Раздел 1. Организационный

2

2

Вводное занятие. Техника безопасности.

2

2

2.

 Раздел 2. Радиоуправляемая модель моторного планера класса F5|B7

212

2

210

Изготовление чертежа

14

1

13

Изготовление стабилизатора

30

30

Обтяжка стабилизатора

6

6

Изготовление крыла

98

98

Обтяжка крыльев

28

28

Изготовление фюзеляжа

22

22

Обтяжка фюзеляжа

4

4

Сборка модели

4

4

Изучение правил соревнования и тренировочные полёты

4

1

3

3.

Раздел 3. Контрольное занятие

2

2

4.

Раздел 4. Заключительный

2

2

Заключительное занятие

Выставка  работ с приглашением родителей.

Итого:

216

4

212

6часов в неделю (три раза в неделю  по два часа)

1 Вводное занятие

Теория.

Инструктаж по технике безопасности при работе в лаборатории авиамоделирования. Техника безопасности при работе на  сверлильном, заточном, шкурильном станках. Планы работы на предстоящий учебный год.

2 Проектирование и изготовление спортивной модели моторного планера

Изготовление приспособлений. Работа на станках: сверлильном, заточном, шкурильном. Работа с электродвигателями, двигателями внутреннего сгорания. Сборка, регулировка и запуск моторного планера.

Теория.

Расчет профилей  крыла  и стабилизатора модели, и их модифицирование. Расчет воздушных  винтов моделей.

Практика.

Проектирование и изготовление радиоуправляемых моделей, выполнение чертежей по техническим требованиям, указанным в правилах проведения соревнований по авиамодельному спорту. Построение профиля крыла и стабилизатора моделей по координатам. Изготовление контрольных шаблонов из металла. Изготовление матрицы для изготовления воздушного винта, оправок   хвостовых балок. Изготовление деталей и сборка узлов модели с последующей обтяжкой. Установка механизмов радиоуправления на модель, окончательная сборка, балансировка модели, проверка геометрии, центра тяжести модели. Изготовление воздушных винтов.

Работа с электродвигателями и двигателями внутреннего сгорания.

3 Тренировочные запуски и участие в соревнованиях

Практика.

На тренировках учащиеся учатся пилотировать модель, устранять недостатки, следовать правилам техники безопасности, пользоваться стартовым оборудованием, закрепляют навыки  запуска модели и умения ориентироваться на местности.

Методические рекомендации.

Тренировке в поле предшествует огромная подготовительная работа: обязательна предварительная тренировка по сборке модели, регулировке двигателя, подбору воздушного винта и т. д. Оговаривается порядок проведения тренировки, ставятся задачи. Обязательно медицинское освидетельствование, проводится инструктаж по технике безопасности на тренировках и соревнованиях с обязательной отметкой в журнале инструктажа.

Правила использования стартового оборудования. Правильный запуск модели, и поиск модели после посадки. Использование знаний и умений ориентирования на местности. Анализ результатов тренировок и соревнований, подведение итогов соревнований.

5 Выставка работ

Выставка моделей с приглашением родителей, анализ работ учащихся, беседы с родителями.

6 Заключительное занятие

Подведение итогов и анализ работы лаборатории за учебный год. Формирование команд для дальнейших соревнований.

Учебно-тематический план четвёртого года обучения

"Модели нетрадиционных аэродинамических схем" 

пп

Раздел, тема

Количество часов

Всего

теория

практика

1.

Раздел 1. Организационный

2

2

Вводное занятие. Инструктаж по технике  безопасности.

2

2

2.

Раздел 2. Знакомство с разными схемами самолётов.

2

2

Принципы проектирования моделей нетрадиционных аэродинамических схем

2

2

3.

Раздел 3. Изготовление модели планера схемы утка

60

1

59

Изготовление чертежа

8

1

7

Изготовление стабилизатора

6

6

Изготовление киля

4

4

Изготовление крыла

16

16

Изготовление фюзеляжа

10

10

Сборка модели

4

4

Регулировка, доводка и тренировочные запуски

12

12

4.

Раздел 4. Экскурс в историю «Развитие авиации в России»

4

4

Посещение музея авиации

2

2

Просмотр видео фильмов по истории авиации.

2

2

5.

Раздел 5. Изготовление модели планера схемы тандем

84

1

84

Изготовление чертежа

10

1

9

Изготовление киля

6

6

Изготовление крыла

36

36

Изготовление фюзеляжа

14

14

Сборка модели

6

6

Экспериментальные полёты и регулировка

12

12

6.

Раздел 6. Изготовление модели планера схемы летающее крыло

56

1

55

Изготовление чертежа

8

1

7

Изготовление киля

4

4

Изготовление крыла

18

18

Изготовление фюзеляжа

10

10

Сборка модели

4

4

Экспериментальные полёты и регулировка

12

12

7.

Раздел 7. Анализ, психологические тренинги

6

6

Запуски моделей разных аэродинамических схем для сравнительного анализа. Участие в выставках и конференциях.

6

6

8.

Раздел 8. Контрольное занятие

2

2

9.

Раздел 9. Заключительное занятие

2

2

Выставка  работ с приглашением родителей.

2

2

Итого:

216

7

209

6 часов в неделю (3 раза по 2 часа)

1 Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности

Теория.

Знакомство с коллективом учащихся, интересами и увлечениями ребят. Инструктаж по технике безопасности при работе режущими инструментами. Материалы, используемые для изготовления различных летающих моделей. Ознакомление с целями и задачами на учебный год, правилами поведения в клубе, его традициями. История развития авиамодельного спорта в городе, районе, области.

2 Знакомство с разными аэродинамическими схемами самолётов

Теория.

Знакомство с основами полёта, с главными элементами конструкции модели. Центр тяжести модели, угол установки крыла и стабилизатора, перекосы. Принципы проектирования моделей нетрадиционных аэродинамических схем.

Методические рекомендации

После знакомства учащихся с различными аэродинамическими схемами самолётов, которые летали и летают в настоящее время, нужно произвести сравнительный анализ, показать детям, что любая схема самолёта может летать, если грамотно произвести расчёты и проработать конструкцию планера.

3 Изготовление модели планера схемы утка

Теория.

Понятие об одном из видов летательных аппаратов – планере. Основные характеристики планера схемы утка, угол установки крыла, центр тяжести, подъемная сила крыла.

Теория полета модели. Способы запуска свободнолетающих моделей.

Силы, действующие на модель в полете. Дальность планирования, угол планирования, скорость снижения. Устройство модели: фюзеляж, крыло, хвостовое оперение. Система управления моделью.

Практика.

Составление эскиза.

Вычерчивание рабочих чертежей в натуральную величину. На этом этапе изготавливается чертёж фюзеляжа, крыла, киля и стабилизатора. Фюзеляж модели наборный: состоит из хвостовой балки и носика. Носовая часть изготавливается из липовой пластинки. Крыло и киль наборной конструкции и состоят из бальзовых реек, а также пенопластовых пластин. Работа с измерительными инструментами - линейкой, штангенциркулем, на сверлильном станке. Сборка,  склейка,  обтяжка, окраска частей модели. Модель оклеена термоклеевой плёнкой и окрашена. При создании  моделей приобретаются навыки работы с инструментами: ножом, рубанком, лобзиком,  наждачной бумагой, утюгом.

Методические рекомендации.

Изготавливаются упрощённые модели, но соответствующие техническим параметрам, заложенным во время проектирования.

Цель постройки модели схемы утка – показать учащимся возможности полёта этой необычной схемы.  

Модель изготавливается  из различных материалов: пенопласта, липы, бальзы, пенопласта и т.д.  Модели могут выполняться как с плосковыпуклым профилем крыла, так и выпукло-вогнутым профилем крыла.

4 Экскурс в историю «Развитие авиации в России»

Теория.

Проведение бесед по истории авиации, авиамоделизма, о профессии пилота.

Проведение экскурсии в  музее клуба «Юный авиатор». Дети знакомятся с историей Российской авиации, с отважными лётчиками и героями, которые принесли на крыльях своих самолётов славу России.

Методические рекомендации.

Особое внимание уделяется просмотру подготовленных видеофильмов по истории авиации, конструкторам авиационной техники. Они должны быть понятны детям этого возраста.

5 Изготовление модели планера схемы тандем

Теория.

Понятие об одном из видов летательных аппаратов – планере. Основные характеристики планера схемы тандем, установочные углы крыльев, центр тяжести, подъемная сила крыла. Теория полета модели. Способы запуска свободнолетающих моделей.

Силы, действующие на модель в полете. Дальность планирования, угол планирования, скорость снижения. Устройство модели: фюзеляж, крылья. Система управления моделью.

Практика.

Составление эскиза.

Вычерчивание рабочих чертежей в натуральную величину. На этом этапе изготавливается чертёж фюзеляжа, крыла, киля. Фюзеляж модели наборный: состоит из хвостовой балки и носика. Носовая часть изготавливается из липовой пластинки. Крыло и киль наборной конструкции и состоят из бальзовых реек, а также пенопластовых пластин. Работа с измерительными инструментами - линейкой, штангенциркулем, на сверлильном станке. Сборка,  склейка, обтяжка, окраска частей модели. Модель оклеена термоклеевой плёнкой и окрашена. При создании моделей приобретаются навыки работы с инструментами: ножом, рубанком, лобзиком, наждачной бумагой, утюгом.

Методические рекомендации.

Изготавливаются упрощённые модели, но соответствующие техническим параметрам, заложенным во время проектирования.

Цель постройки модели схемы тандем – показать учащимся возможности полёта модели этой необычной схемы.  

Модель изготавливается  из различных материалов: пенопласта, бальзы, пенопласта и т.д. Модели могут выполняться как с плосковыпуклым профилем крыла, так и выпукло-вогнутым профилем крыла.

6 Изготовление модели планера схемы летающее крыло

Теория.

Понятие об одном из видов летательных аппаратов – планере. Основные характеристики планера схемы летающее крыло, установочный угол крыла, центр тяжести, подъемная сила крыла.

Теория полета модели. Способы запуска свободнолетающих моделей.

Силы, действующие на модель в полете. Дальность планирования, угол планирования, скорость снижения. Устройство модели: фюзеляж, крыло. Система управления моделью.

Практика.

Составление эскиза.

Вычерчивание рабочих чертежей в натуральную величину. На этом этапе изготавливается чертёж фюзеляжа, крыла, киля. Фюзеляж модели наборный: состоит из хвостовой балки и носика. Носовая часть изготавливается из липовой пластинки. Крыло и киль наборной конструкции и состоят из бальзовых реек, а также пенопластовых пластин. Работа с измерительными инструментами - линейкой, штангенциркулем, на сверлильном станке. Сборка, склейка, обтяжка, окраска частей модели. Модель оклеена термоклеевой плёнкой и окрашена. При создании  моделей приобретаются навыки работы с инструментами: ножом, рубанком, лобзиком, наждачной бумагой, утюгом.

Методические рекомендации.

Изготавливаются упрощённые модели, но соответствующие техническим параметрам, заложенным во время проектирования.

Цель постройки модели схемы летающее крыло – показать учащимся возможности полёта модели этой необычной схемы.

Модель изготавливается из различных материалов: пенопласта, бальзы, пенопласта и т.д. Крыло модели может изготавливаться как с плосковыпуклым профилем крыла, так S- образным профилем крыла.

7 Анализ, психологические тренинги

Практика.

Запуски экспериментальных моделей разных схем, построенные учащимися.

Проводится сравнительный анализ полётов моделей.

Подготовка к выступлениям на научно – практических конференциях.

Методические рекомендации.

Анализ полётов проходит в виде опроса учащихся.

Защита проектов проводится в виде психологических тренингов.

8 Контрольное занятие

Методические рекомендации.

Беседа, опрос.

9 Заключительное занятие

Выставка моделей с приглашением родителей, анализ работ учащихся, беседы с родителями.

Подведение итогов и анализ работы объединения за учебный год.

Учебно-тематический план пятого года обучения

«Радиоуправляемые экспериментальные модели»

пп

Раздел, тема

Количество часов

Всего

теория

практика

1.

Раздел 1. Организационный

2

2

Вводное занятие. Инструктаж по технике  безопасности.

2

2

2.

Раздел 2. Знакомство с разными схемами самолётов.

2

2

Принципы проектирования радиоуправляемых  экспериментальных моделей. Выбор принципиальной схемы модели.

2

2

3.

Раздел 3. Изготовление   радиоуправляемой экспериментальной модели.

194

1

193

Изготовление чертежа

14

1

13

Изготовление киля

6

6

Обтяжка киля

2

2

Изготовление крыльев

138

138

Изготовление фюзеляжа

22

22

Обтяжка фюзеляжа

6

6

Сборка модели

2

2

Регулировка, доводка

2

2

4.

Раздел 4. Экскурс в историю «Развитие авиации в России»

4

4

Посещение музея авиации

2

2

Просмотр видео фильмов по истории авиации.

2

2

5.

Раздел 5. Запуски экспериментальных моделей

6

1

6

Тренировки на компьютерном симуляторе

8

8

Тренировочные запуски на аэродроме

6

1

5

6.

Раздел 6. Анализ, психологические тренинги

4

6

Подготовка презентаций и выступления на научно – практических конференциях.

6

6

7.

Раздел 7. Контрольное занятие

2

2

8.

Раздел 8. Заключительное занятие

2

2

Выставка  работ с приглашением родителей.

2

2

Итого:

216

6

210

6 часов в неделю (3 раза по 2 часа)

1 Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности

Теория.

Инструктаж по технике безопасности при работе режущими инструментами. Материалы, используемые для изготовления радиоуправляемых летающих моделей. Знакомство с планами на учебный год, правилами поведения в клубе, его традициями. История развития авиамодельного спорта в городе, районе, области.

2 Знакомство с разными схемами самолётов.

Теория.

Знакомство с разными типами и схемами летательных аппаратов.

Принципы управления моделей по радиоканалу.

Практика.

Выбор принципиальной схемы будущих моделей.

Методические рекомендации.

Используя аналоги необычных самолётов в мировой авиации, дети, анализируя, выбирают схему будущей своей модели.

Учащиеся так же сравнивают конструкции самолётов, новизну конструкторских решений, перспективное направление работ и т.д.

3 Проектирование и изготовление  экспериментальной модели.

Теория.

Расчет профилей крыла и стабилизатора модели, и их модифицирование.

Расчет воздушных винтов моделей.

Практика.

Проектирование и изготовление экспериментальных радиоуправляемых моделей, выполнение чертежей по техническим требованиям. Построение профиля крыла и стабилизатора моделей по координатам. Изготовление контрольных шаблонов из металла. Изготовление матрицы для изготовления воздушного винта, оправок хвостовых балок. Изготовление деталей и сборка узлов модели с последующей обтяжкой. Установка механизмов радиоуправления на модель, окончательная сборка, балансировка модели, проверка геометрии, центра тяжести модели. Изготовление воздушных винтов.

Работа с электродвигателями и двигателями внутреннего сгорания.

4 Экскурс в историю «Развитие авиации в России»

Теория.

Проведение бесед по истории авиации, авиамоделизма, о профессии пилота.

Проведение экскурсии в музее клуба «Юный авиатор». Дети знакомятся с историей Российской авиации, с отважными лётчиками и героями, которые принесли на крыльях своих самолётов славу России.

Методические рекомендации.

Особое внимание уделяется просмотру подготовленных видеофильмов по истории авиации, конструкторам авиационной техники. Они должны быть понятны детям этого возраста.

5 Запуски экспериментальных моделей

Теория.

Техника безопасности во время запуска моделей.

Практика.

Обучение учащихся пилотированию моделей на компьютерном симуляторе.

Запуски моделей на открытом воздухе.

Методические рекомендации.

Особое внимание уделяется правилам технике безопасности при запусках моделей, и соблюдению правил поведения на аэродроме.

6 Анализ, психологические тренинги

Практика.

Запуски экспериментальных моделей, построенные учащимися.

Проводится сравнительный анализ полётов моделей.

Подготовка к выступлениям на научно – практических конференциях.

Методические рекомендации.

Анализ полётов проходит в виде опроса учащихся.

Подготовка к защите проектов проводится в виде психологических тренингов.

7 Контрольное занятие

Методические рекомендации.

Беседа, опрос.

9 Заключительное занятие

Выставка моделей с приглашением родителей, анализ работ учащихся, беседы с родителями.

Подведение итогов и анализ работы объединения за учебный год.

Формы и методы контроля

1 год обучения

Сроки

Какие знания, умения, навыки контролируются

Форма контроля

Методы контроля

Сен

тябрь-

ноябрь

Техника безопасности при работе с режущим инструментом. Знание материалов, используемых при постройке простейших летающих моделей.

Умение составлять чертёж, знание основных понятий о самолёте, угле атаки, центре тяжести, подъёмной силе крыла. Умение работать с измерительным инструментом. Умение регулировать и запускать модель.

Собеседование,

соревнования

Собеседование,

тренировочные запуски моделей, соревнование

Опрос, наблюдение, анализ качества изготовленных деталей модели, модели в работе.

Наблюдение,

опрос,

поэтапная оценка качества модели.

Ноябрь - май

Умение составлять чертёж,

умение обрабатывать древесину, навыки работы с композиционными материалами, металлом. Умение запускать, регулировать модель.

Собеседование,

выставка,

соревнования

Устный контроль,

наблюдение, самопроверка, оценка качества модели.

2-й 3–й годы обучения

Сроки

Какие знания умения, навыки контролируются

Форма контроля

Методы контроля

Сентябрь

Сентябрь-

апрель

май

Знание техники безопасности при работе режущим инструментом, на заточном станке, знание материалов используемых при изготовлении свободнолетающих радиоуправляемых моделей.

Подбор материала для изготовления модели, изготовление модели, контроль весовых данных частей модели.

Умение регулировать и запускать модель, осуществлять ремонт модели, ориентироваться в метеорологических условиях.

Собеседование

Собеседование,

викторина,

конкурс.

Собеседование,

тренировочные запуски моделей,

соревнования.

Устный, наблюдение,

Оценка работы на станке, использование материалов.

Опрос, наблюдение, самопроверка, оценка модели

Наблюдение, опрос, самопроверка, контрольная проверка.

4 год обучения

Сроки

Какие знания, умения, навыки контролируются

Форма контроля

Методы контроля

Сен-

тябрь -

ноябрь

Техника безопасности при работе с режущим инструментом. Знание материалов, используемых при постройке простейших летающих моделей.

Умение составлять чертёж, знание основных понятий о самолёте, угле атаки, центре тяжести, подъёмной силе крыла. Умение работать с измерительным инструментом. Умение регулировать и запускать модель.

Собеседование,

соревнования

Собеседование,

тренировочные запуски моделей, соревнование.

Опрос, наблюдение, анализ качества изготовленных деталей модели, модели в работе.

Наблюдение,

опрос,

поэтапная оценка качества модели.

Ноябрь - май

Умение обрабатывать древесину, навыки работы с композиционными материалами, металлом. Умение запускать, регулировать модель.

Собеседование,

выставка,

соревнования.

Устный контроль,

наблюдение, самопроверка, оценка качества модели.

5 год обучения

Сроки

Какие знания умения, навыки контролируются

Форма контроля

Методы контроля

Сентябрь

Сентябрь

апрель

май

Знание техники безопасности при работе режущим инструментом, на сверлильном станке, знание материалов используемых при изготовлении радиоуправляемых моделей.

Подбор материала для изготовления модели, изготовление модели, контроль весовых данных частей модели.

Умение регулировать и запускать модель, осуществлять ремонт модели, ориентироваться в метеорологических условиях.

Собеседование

Собеседование,

викторина,

конкурс

Собеседование,

тренировочные запуски моделей,

соревнования.

Устный, наблюдение.

Оценка работы на станке,  использование материалов

Опрос, наблюдение, самопроверка, оценка  модели

Наблюдение, опрос, самопроверка, контрольная проверка.

 Методическое обеспечение

  1. Музейные материалы клуба « История развития авиации в России»
  2. Образовательная программа «Крылья мечты»
  3. Авторские методические разработки моделей к программе «Крылья мечты»:

1 год обучения:

         - Метательный планер «Ласточка»

         - Модель зального метательного планера размахом 250 мм

         - Модель зального метательного планера размахом 450 мм

         - Модель с резиновым двигателем ПР-450

         - Коробчатый воздушный змей «Горыныч»

         - Вертолёт «Муха»

         - Контурный макет спортивного самолёта «Питс Специал»

2 год обучения:

         - Радиоуправляемый метательный планер «Воробей»

         - Учебный радиоуправляемый планер «Альбатрос»

3 год обучения:

         - Учебный радиоуправляемый моторный планер «Пеликан»

         - Радиоуправляемый моторный планер «Скат»

         - Учебный радиоуправляемый моторный планер «Цапля»

         - Пилотажная радиоуправляемая модель «Экстра 300S»

         - Радиоуправляемая модель моторного планера «Альбатрос»

4 год обучения:

- Модель метательного планера схемы тандем «Альбатрос»

- Модель метательного планера схемы тандем «Скат»

5 год обучения:

- Радиоуправляемая модель самолёта «Спитфаер»

- Радиоуправляемая модель самолёта «КИ-61»

- Радиоуправляемая модель «Чибис»

- Радиоуправляемый моторный планер схемы тандем «Журавлик»

- Радиоуправляемый моторный планер схемы тандем «Барракуда»

- Радиоуправляемый моторный планер схемы тандем «Касатка»

- Радиоуправляемый моторный планер схемы тандем «Кобра»

4. Авторские видеоуроки к программе «Крылья мечты»:

1 год обучения:

- видеоурок «Зальная модель метательного планера «Стриж» (3 серии)

        - видеоурок « Метательная модель планера «Ласточка» (6 серий)

        - видеоурок « Резиномоторная модель ПР-450» (6 серий)

3 год обучения:

- видеоурок «Учебный моторный планер «Беркут» (4 серии)

5. Авторские видеопособия к программе «Крылья мечты»:

2 год обучения:

- видеопособие «Планер из потолочки»

- видеопособие « Металка 800 мм»

6. Авторские фильмы о соревнованиях проводимых клубом «Юный авиатор»:

- фильм «Первый старт»

- фильм «Металки на Пасху»

- фильм «Металки в Доскино»

- фильм «Областные соревнования школьников»

- фильм «Городская матчевая встреча»

- фильм «Городская матчевая встреча среди школьников»

7. Беседы по истории авиации:

- «Бронированный штурмовик Ильюшина Ил-2»

- «Король истребителей – Поликарпов П.П.»

- «Самолёты страны «Советов»»

- «Мореплаватель, подаривший России крылья»

- «"Ту" - человек и самолёт»

- «История развития авиации в России»

- «Двадцать первый завод – всё для фронта, всё для победы»

- «Знаменитые лётчики-нижегородцы»

8. Технические и авиационные журналы:

- «Моделист-конструктор», 1979-2003 гг.

- «Крылья Родины», 1985-1997 гг.

- «Флюгер ревю», 1979-1985 гг.

- «Авиация и космонавтика»

- «Авиация и время»

9. Видеоматериал по истории авиации:

- фильм «Взлёт Фармана»

- фильм «Игорь Сикорский – Витязь неба»

- фильм «Самолёт Можайского»

- фильм «Самолёт Илья Муромец»

- фильм «Великий русский лётчик П.Н. Нестеров»

- фильм «Воздушные рыцари Первой мировой»

- фильм «Тайна гибели самолёта "Максим Горький"»

- фильм «АНТ-25 рекорд дальности»

- фильм «Перелёт ставший легендой»

- фильм «Последний полёт Леваневского»

- фильм «Первые самолёты Туполева»

- фильм «Поликарпов – первые самолёты»

- фильм «Первые самолёты Туполева»

- фильм «Сергей Илюшин»

- фильм «Тяжёлый бомбардировщик Пе-8»

- фильм «Авиация Второй мировой войны»

- фильм «Герои неба - Кожедуб Иван Никитович»

- фильм «Гулаев Николай Дмитриевич»

- фильм «Александр Покрышкин»

- фильм «Ан-2 из прошлого в будущее»

- фильм «Экраноплан, Каспийский монстр»

- фильм Гидросамолёты «Стальные альбатросы»

Материально–техническое обеспечение

Мебель: стол чертёжный «Кульман», столы монтажные, стеллажи книжные, полки книжные, столы пластиковые, столы складные, шкафы навесные, стол офисный.

Станочное оборудование: станок деревообрабатывающий, станок шкурильный, сверлильный станок, ленточная пила, станок «Умелые руки», тиски настольные, электрическая дрель, зарядно–разрядное устройство.

Инструменты: ножовка по дереву, ножовка по металлу, молоток, рубанок, ножницы, ножницы по металлу, штангенциркуль, пассатижи, круглогубцы, линейка металлическая 1 метр, линейка металлическая 0.5 метра, лобзик, струбцины, плоскогубцы, шило, угломер, угольник слесарный, лекало, тиски ручные.

Оргтехника: компьютер, сканер, принтер, колонки акустические S-90, фотоаппарат цифровой «Canon», видеокамеры «Panasonik» и «Soni», передатчики радиоуправления моделями «Futaba», видеокамеры «GoPro».

Материалы: бумага чертёжная, рейки липовые, рейки сосновые, рейки бальзовые, шпон бальзовый, проволока стальная, плёнка цветная термоклеевая, плёнка для ламинирования, плёнка лавсановая, пенопласт листовой, потолочная пенопластовая плитка, фанера авиационная.

Клеи: смола эпоксидная ЭД-20, клей ПВА, клей «Момент», клей «Титан», клей «Мастер».

Дидактический материал: чертежи всех моделей программы «Крылья мечты» (22 чертежа), шаблоны и выкройки для всех типов моделей программы «Крылья мечты».

Учебно-наглядные пособия: все типы  моделей, входящие в программу «Крылья мечты» (16 моделей), компьютерный симулятор AERO FLY, пресс-формы винтов, стапеля для сборки крыльев, стабилизаторов, килей, оправки для изготовления хвостовых балок всех типов моделей.

Список литературы

Источники программы

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ (ред. от 03.08 2018) «Об образовании в Российской Федерации».

2.Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).

3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности

4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".

6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва "Об утверждении СанПиН

2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей".

7. Распоряжение правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года " 1726-Р, утверждающее Концепцию развития дополнительного образования детей.

8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года".

9. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015 года № 613н г. Москва "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых".

10. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 "О методических рекомендациях по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)".

Список литературы для коллег

1. Алфуров, Н.А. Расчёт многослойных пластин и оболочек из композиционных материалов/ Н.А. Алфуров. – М.: Высшая школа, 1984.

2. Антонов, Н.П., Муравьев Е.М. Обработка конструкционных материалов/ Н.П. Антонов, Е.М. Муравьев. - М.: Просвещение, 1982

3. Бабаев, Н., Гаевский  О. Авиационный моделизм.- М.: ДОСААФ, 1956

4. Гаевский, О.Г. Авиамоделирование/ О.Г. Гаевский. – М.: ДОСААФ, 1990

5. Гаевский, О.Г. Авиамодельные двигатели/ О.Г. Гаевский.- М.:ДОСААФ, 1973

6. Григорьев, С.П. Слесарно-инструментальные работы / С.П. Григорьев. - М.: Машиностроение, 1976.

7. Ермаков  А. М. Простейшие авиамодели /А.М. Ермаков.- М.: Просвещение, 1984.

8. Калина, И.Двигатель для спортивного моделизма/ И. Калинина.- М.: ДОСААФ.1988.

9. Коровский, Ш.Я. Летающие металлы / Ш.Я.Коровский. - М.: Машиностроение, 1977.

10. Крутецкий, В.А.. Психология обучения и воспитания школьников. Книга для учителей и классных руководителей / В.А. Крутецкий. – М.: Просвещение, 1976.

11. Ковалев, Н.Е. Введение в педагогику. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/ Н.Е. Ковалев.- М.: Просвещение, 1975.

12. Коротков, В.М. Общая методика учебно-воспитательного процесса: Учебн. Пособие для слушателей ФПК  директоров школ и студентов пед. ин-тов /В.М. Коротков. – М.: просвещение, 1983.

13. Кон, И.С. Психология старшеклассника / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 1982.

14. Миклашевский, Г.В. Летающие модели / Г.В. Миклашевский. – М:, 1946.

15. Моделизм. Спорт и хобби, ж., 1990- 1995.

16. Моделист-конструктор, ж. 2000-2007.

17. Мерзликин, В.Е. Микродвигатели. Серия ЦСТКАМ.-М.:Патриот, 1991.

18.Рожков, В.С. Авиамодельный кружок / В.С. Рожков. _М.:Просвещение,1995.

19. Смирнов,  Э. Винты резиномоторных летающих моделей /Э. Смирнов. – М.: ДАСААФ, 1961.

20. Справочник по композиционным материалам.-М.: Машиностроение, 1988.

21. Шахат А.М. Резиномоторная модель / А.М. Шахат.- М.:ДОСААФ СССР, 1977.

Список литературы для детей и родителей

1. Гаевский, О.Г. Авиамоделирование /О.Г. Гаевский. – М.: ДОСААФ, 1990

2. Гаевский, О.Г. Авиамодельные двигатели /О.Г.Гаевский.- М.:ДОСААФ, 1973

3. Ермаков,  А. М. Простейшие авиамодели /А.М. Ермаков.- М.: Просвещение, 1984.

4. Рожков,  В.С.Авиамодельный кружок /В.С. Рожков. –М.: Просвещение, 1995.

5. Лизинский, В.М. Советы педагогам и родителям / В.М. Лизинский //Классный руководитель. – 2013. - № 4 – С. 39 – 44.

6. Климонтова, Г.В. Основы информационной безопасности: правовой аспект в воспитании школьников / Г.Н. Климонтова// Социальная педагогика. -2013. - № 6. – С. 33 – 40.

        

Лист дополнений и изменений

В 2017 году в продолжение общеобразовательной программе «Крылья мечты» была создана и апробирована в течение 2017-2018 учебного года новая программа повышенной сложности «Экспериментальный авиамоделизм» направленная на развитие у учащихся творческого мышления и начальных навыков проектной деятельности.

Мониторинг учащихся в течение всего учебного года и контрольное занятие в конце учебного года  показали, что с программой учащиеся справляются, материал усваивается в полном объёме. Поэтому было принято решение объединить обе программы под единым названием «Крылья мечты» со сроком реализации 5 лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Крылья мечты" (срок реализации 3 года)

     Данная дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа разработана для авиамодельного объединения. Срок реализации программы три года. Актуальность программы ...

Авторская дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности студии "Гитара и Мы" для обучающихся 13 – 18 лет срок реализации три года

Гитара-достаточно популярный инструмент, который издавна пользуется популярностью и используется как для сольной игры, так и для аккомпанемента. Учитывая, что подавляющее большинство учащихся занимает...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа отряда ЮИД "Формула 5"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа отряда ЮИД "Формула 5".Занятия по данной программе одновременно с получением дополнительного образования решают проблему организованного до...

Дополнительная общеобразовательная(общеразвивающая) программа "Художественная роспись" с 6 лет

Дополнительная общеобразовательная(общеразвивающая) программа "Художественная роспись" с 6 лет...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волейбол» (возраст обучающихся с 10 до 12 лет, срок реализации 2 год)

Данная программа относится к физкультурно-спортивной направленности и направлена на физическое развитие обучающихся среднего школьного возраста....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа игры на гитаре"Звонкие струны" для детей 8-16 лет Срок реализации программы- 1 год

Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программаигры  на гитаре"Звонкие струны"для детей 8-16 лет Срок реализации программы- 1 год...