ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Досуг» творческого объединения «Визит» (срок реализации - 2 года, возраст детей 11-16 лет)
рабочая программа на тему

Пигина Анна Алексеевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dosug.doc128.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию Петропавловского района Алтайского края

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Петропавловская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского союза Жукова Д.А.»

Структурное подразделение «Центр детского творчества»

РАССМОТРЕНО

на педагогическом совете

Протокол №___

От «__» ________    _______

УТВЕРЖДЕНО ПРИКАЗОМ

 МБОУ «Петропавловская СОШ»

 «___» _______ ______

Директор __________Т.Г.Захарова

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА

«Досуг»

творческого объединения «Визит»

(срок реализации - 2 года,  возраст детей 11-16 лет)

Автор - составитель:

Пигина Анна Алексеевна,

педагог дополнительного образования

2018 год

       

            Пояснительная записка 

Досуг традиционно является возможностью свободного выбора личностью сфер познания, общения, творчества.

      Потенциал досуга имеет широкие просветительские, познавательные, творческие возможности, освоение которых обогащает содержание и структуру свободного времени, развивает общую культуру личности.

       Организация досуга – традиционное направление деятельности учреждений дополнительного образования детей. Пристальное внимание к сфере досуга обусловлено стремлением наполнить свободное время ребенка видами и формами занятий, которые оказывали бы позитивное влияние на его индивидуальность, снижали вероятность вовлечения в асоциальные группировки, препятствовали развитию вредных и опасных привычек и наклонностей.

Сегодня как никогда актуальна проблема овладения детьми и подростками способами организации свободного времени, умением содержательно и интересно проводить досуг.

  Очень важно чтобы дети сами умели организовывать свой досуг. Ребята отмечают дома дни рождения, календарные праздники, отдыхают на природе и т.д. В последнее время и в школах  организация досуга обучающихся  сводится к проведению мероприятий развлекательного характера, которые не имеют нужного воспитательного влияния на развитие школьников, тем более на развитие творческое, т.к. планируются, организуются и проводятся педагогами. Т.е. дети выступают в этом процессе в основном как зрители и исполнители идей взрослых. Они не приобретают социально значимых знаний , умений, навыков по организации досуговой деятельности, навыков общения, не имеют возможности реализовать и развить свой творческий потенциал в этой области деятельности.

      Очень важно понимать, что досуг – это вид деятельности, который создает реальные возможности для самопознания, самоопределения и самореализации ребенка, стимулирует развитие умений и навыков детей в познавательной и творческой деятельности, способствует социальной адаптации и активности детей.

     Одним из путей решения этой проблемы может стать программа обучения детей организации досуговой деятельности по направлению социальная практика, нацеленная не только на накопление детского досуга социально значимым смыслом, но и на формирование у самих детей практических навыков содержательного проведения своего досуга и свободного времени своих сверстников.

Данная дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа  разработана в соответствии со следующими документами:

  • Федеральный закон от 29.12.2013 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки Росси от 11.12.2006 г. № 06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей»
  • Приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края  от 19.03.2015. № 535 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ».
  • Устав Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Петропавловская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского союза Жукова Д.А. (далее Устав).

 Вид программы Данная программа является адаптированной дополнительной образовательной программой социально-педагогической направленности.

Принципы построения программы Содержание программы отобрано с учетом следующих принципов:

  • соответствие социально-психологических и индивидуальных особенностей детей специфике обучения;
  • системность и последовательность изучения материала;
  • проблемность материала, т.е. возможность создать ситуацию творческого поиска;
  • преобладание практической деятельности над теоретическим материалом;
  • связь с жизнью;
  • соответствие имеющимся временным ресурсам и материально-технической базе;
  • гибкость образовательного процесса;
  • направленность обучения на развитие творческих способностей;
  • социальная полезность – формирование навыка содержательного проведения         собственного досуга, что в дальнейшем убережет его от сомнительных компаний и бесцельной траты свободного времени.

     

Цели и задачи 

      Цель  Формирование культуры свободного времени обучающихся  и создание условий  для их творческого развития через освоение ими способов организации досуга.

      Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

                  Обучающие:

  1. Приобретение знаний о культурно-досуговой деятельности, формах и видах КДД.
  2. Формирование практических навыков организации  культурно-досуговых мероприятий, разработки досуговых программ.
  1. Научить владеть средствами образной выразительности, сценическому мастерству.

      Воспитательные

  1. Воспитывать стремление к общей культуре жизнедеятельности, самопознанию, самосовершенствованию.
  2. Формирование навыков совместной деятельности, работы в коллективе.
  3. Воспитание через самовыражение, через движение, слово, эмоции.

Развивающие

  1. Развитие общей культуры, культуры общения, культуры речи.
  2. Развитие творческих способностей, мышления, воображения, фантазии.
  3. Развитие чувства ответственности, уверенности в себе.

Сроки реализации программы: данная программа рассчитана на два года обучения.

Кому адресована программа. К работе в объединении рекомендуется привлекать обучающихся 11-16  лет, т.к. именно в этом возрасте у обучающихся налицо следующие особенности проявления характера: нацеленность на самоутверждение в обществе, стремление к общению, ориентация на речевую деятельность. Дети в этом возрасте проявляют творческую активность, интерес к различным видам досуговой деятельности.

     Для участия в работе по данному направлению ребята должны иметь склонность к организаторской, сценической  деятельности, а также наличие творческого потенциала и интереса к досуговой деятельности.

Сведения о коллективе. Программа предполагает формирование профильной разновозрастной  группы детей с постоянным составом  в количестве  8-10 человек. Набор детей в группу проводится на добровольной основе.

Режим работы объединения строится следующим образом:

- занятия проводятся два раза в неделю по 1,5 часа (45х1,5);

- продолжительность занятия – 35 минут;

- перерыв – 10 минут.

Формы и методы работы. Основной формой организации образовательно-воспитательного процесса является учебное занятие.

Занятия проводятся с общим составом группы, по подгруппам и индивидуально

   Групповые занятия используются для освоения обучающимися базовых знаний, умений и навыков, предполагаемых программой.

   Индивидуальные занятия с обучающимися могут быть обусловлены необходимостью  дополнительной, индивидуальной работы с детьми. Например, отработка отдельных сценарных моментов, работа с информационными источниками при выполнении индивидуальных заданий, помощь в оформлении мероприятий, корректировка творческих работ обучающихся и т.д.

    Главное место среди используемых форм и методов работы с детьми в данной программе занимает игра.

     Игра всегда обращена к творческому потенциалу ребенка, дети зачастую творят ее сами: вводят новые правила, персонажи. В процессе игры педагог находит возможности включить детскую фантазию и инициативу, помогает ощутить свободу.

      Игра – путь к познанию ребенком самого себя, своих возможностей, своих пределов. Ведь для ребят не всегда важен результат игры, победа, успех. Им нравится сам процесс игры, те роли, те отношения, которые меняют статус ребенка в коллективе.

      За счет достижений в игре педагог создает благоприятную обстановку ребенку в группе, его эмоционально  привлекательную ролевую позицию.

      В игровой форме может быть подан и новый материал и проводится закрепление  изученного,  практическая работа и подведение итогов.

       Для освоения теоретической части программы педагог применяет проблемно-поисковые ситуации, являющиеся сильнейшим стимулятором развития  творческой активности. По необходимости педагог использует словесные методы – рассказ, беседа.

     Практическая работа, направленная на приобретение навыков сценарной деятельности, организуется через работу «творческой мастерской», в основе которой лежат принципы коллективного творчества, где каждый из ребят вносит свой вклад в работу.

   Сценарные игры - это проигрывание определенного задания, упражнения, либо  формирующего сценарные навыки и умения, либо выполняющего конкретное сценарное задание (поиск сюжета сценария, замысла, образного решения, а также работа по монтажу и т.д.). Сценарные  игры дают возможность пользоваться различными игровыми методиками, которые предполагают действенное коллективное общение

          Человек, занимающийся организацией и проведением культурно-досуговых  мероприятий,  должен иметь хорошо поставленную, выразительную речь, красиво двигаться. Для развития этих качеств педагог использует упражнения на пластику движения и технику речи, которые носят креативный характер и помогают детям развивать актерские данные и творческие способности.

     К практической деятельности также относится проведение культурно-досуговых мероприятий. Во время которых необходимо использовать прием театрализации, позволяющий создать особый настрой, сделать знаменательными даты и этапные моменты жизни и государства и человека более яркими, впечатляющими. В связи с этим ребята должны научиться использовать метод перевоплощения, импровизации.

      Следует помнить, что от осознания человеком своих способностей зависит и его самооценка, а, следовательно, тактика поведения в социуме. В связи с этим педагог использует в работе диагностический материал, помогающий ребятам познать себя.

      Получив определенное представление о себе, как о личности, выявив достоинства  и недостатки, каждый  обучающийся может наметить план «работы над собой».

На этом этапе целесообразно использовать такую форму работы, как коммуникативный тренинг,  учебно- демонстрационные игры. Эти методы работы также способствуют сплочению коллектива, приобретению навыков работы в группе.    

       Навык работы с информационными источниками  формируется методом  инструктирования, показа. 

       Оформительские умения даются методом показа, параллельного выполнения действия, упражнения и выполнение творческого задания.

        Большое значение в работе с детским коллективом имеет анализ проделанной работы. Этот этап занятия можно проводить в форме « Огонька», заполнить «Сундучок мнений», оформить «Экран настроений» и т.д.

     На протяжении всего курса обучения ребята должны вести творческие папки, в которых они: фиксируют теоретические вопросы, накапливают методический материал по проведению досуговых мероприятий, выполняют творческие задания,

ведут работу по диагностике личностных качеств и др.                  

    Структура занятий строится в соответствии с целью конкретного занятия  и может сочетать в себе любые варианты из перечисленных форм и методов работы с обучающимися.

     

Ожидаемые результаты

  1. Овладение основными компетенциями в области культурно-досуговой деятельности.
  2. Овладение практическими навыками организации, подготовки и проведения культурно-массового мероприятия.
  3. Овладение навыками разработки и реализации досуговых программ.

Формы контроля.

Оценка образовательно-воспитательного процесса осуществляется через использование следующих видов  контроля:

наблюдение, опрос, собеседование, творческое задание, выступление, конкурс, презентация и др.

     


Учебно-тематический план

                                                      1 год обучения

Тема

Всего,ч.

Теор.,ч

Практ.,ч.

1.

Введение

1,5

1,5

0

2.

Досуг как вид деятельности. Культурно-досуговая деятельность. Коллективно-творческая деятельность.

3

3

0

3.

Формы и виды культурно-досуговых мероприятий

3

3

0

4.

Работа с информационными источниками

9

3

6

5.

Игра – дело серьезное

9

3

6

6.

Технология организации, подготовки и проведения культурно-досуговых мероприятий

9

3

6

7.

Оформление культурно-досуговых мероприятий

12

3

9

8.

Разработка сценариев

9

3

6

9.

Подготовка к проведению мероприятий

15

3

12

10.

Проведение мероприятий, выступления

27

27

11.

Подведение итогов

1,5

1,5

Итого:

99

25,5

73,5

Содержание программы

1.Введение. Место, значение досуга в жизни человека. Цели, задачи, содержание, режим работы ДТО. Знакомство с содержанием дополнительной образовательной программы. Инструктаж по ТБ и ПБ.

2.Культурно-досуговая деятельность. Понятие досуга, досуговой деятельности. Виды досуга по характеру деятельности, по интересам и т.д. Культурно-досуговая деятельность детей. Досуг, как вид деятельности. Коллективно-творческая деятельность детей.

3. Формы, виды культурно-досуговых мероприятий. Культурно-досуговые мероприятия: фестиваль, конкурс, праздник, эстафета, диспут, интеллектуальная игра, концерт, выставка, спектакль, слет, смотр, тетрализованное представление, презентация, творческий отчет, дискотека, экскурсия, олимпиада, поход, тематический день (неделя, месяц).

Особенности организации и проведения различных культурно-досуговых мероприятий.

4.Работа с информационными источниками. Способы получения информации. Технология подборки информации. Виды информационных источников  (художественная, документальная, специальная литература, Интернет). Перечень специальной литературы по организации досуга. Методика работы с литературой: выбор сюжета по аналогии с литературным произведением, с событием (их документальные данные), использование стихотворных форм для начала, окончания мероприятия, приветствия и прощания, приглашение к участию в играх, конкурсах, танцах, пении, награждения победителей, подведения итогов и др. Загадки, головоломки, их виды и возможности использования при организации досуга. Оформление и ведение творческих тетрадей, папок.

5. Игра – дело серьезное. Понятие «игра». Виды, формы игровой деятельности. Технология проведения игры. Требования к объяснению игры. Виды, группы, классификация игр. Игры на знакомство и выявление лидера. Подвижные игры. Игры малой подвижности. Командные игры. Познавательные игры. Коммуникативные игры. Ролевые игры, Игры на вечерах. Кричалки. Игры с залом.

6. Технология организации, подготовки и проведения культурно - досугового мероприятия. Этапы организации мероприятия: конструирование,  подготовка,  проведение, анализ. Требования к подготовке и проведению мероприятия: учет особенностей аудитории, творческий потенциал, пропорциональность частей, регламент, чередование видов деятельности, единство форм и содержания, соответствие оформления, создание эмоционального фона. Этапы проведения мероприятия:  встреча участников, гостей; организационный момент; начало;  композиция; занимательная часть;  завершающая часть; последействие.  

7. Оформление культурно-досугового мероприятия. Понятие оформления мероприятия, его виды: художественное, музыкальное, световое. Требования к оформлению. Средства, материалы и способы художественного оформления. Основные виды шрифтов и способы их выполнения. Использование способов декоративно-прикладного искусства в оформлении. Использование в оформлении природных материалов. Способы оформления афиш, пригласительных билетов, объявлений, лозунгов, декораций, подарков. Способы музыкального оформления. Способы светового оформления.

8 Разработка сценариев. Понятие «сценарий». Этапы работы над сценарием. Требования к сценарию. Монтаж. Приемы монтажа: контрастность, аналогия, параллелизм.

Практическая работа: определение целей и задач мероприятия, определение тематики, формы проведения, разработка правил и условий проведения, определение времени и места проведения,  названия мероприятия, подбор заданий  (конкурсов, вопросов) для участников, подбор  художественно-документального материала, поиск сценарного хода, выстраивание композиции, оформление сценария.

9. Подготовка к проведению мероприятий. Этапы подготовки КДМ. Создание совета дела, распределение обязанностей среди организаторов подготовки мероприятия. Составление, оформление  информации о проводимом мероприятии (объявления, афиши, реклама, билеты-приглашения и др). Подготовка места проведения. Подготовка музыкального оформления. Подготовка светового оформления. Подготовка реквизитов, костюмов, декораций. Приглашение жюри. Подготовка оценочных листов. Работа с ведущими. Подбор материала для заполнения пауз. Подготовка призов. Репетиции: отработка монологов и диалогов, мезансцен. Комплексная репетиция. Генеральная репетиция.

10. Проведение  или участие в проведении мероприятий.

Требования к проведению КММ. Инструктаж обучающихся по ТБ и ПБ при проведении массовых мероприятий.

11. Подведения итогов. Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся. Анализ проведенных мероприятий. Анализ деятельности объединения за год. Самоанализ деятельности каждого обучающегося в данном учебном году.

             

                                Учебно-тематический план

                                          2 год обучения

       Наименование темы

Всего часов

Теория

кол-во часов

Практика

 кол-во

часов

1.

Введение

1,5

1,5

0

2.

Коллективно-творческая деятельность

12

3

9

3.

Подготовка и проведение детских массовых мероприятий

36

6

30

4.

Работа с информационными источниками

9

3

6

5.

Игра – дело серьезное

12

3

9

6.

Работа творческих мастерских

27

3

24

7.

Подведение итогов

1,5

1,5

ИТОГО:

99

19,5

79,5

                                         Содержание программы

  1. Введение.  Цели и задачи на новый учебный год. Содержание деятельности, режим работы ДТО. Содержание дополнительной образовательной программы, учебно-тематический план на учебный год, план работы ДТО.

Инструктаж по ТБ и ПБ.

  1. Коллективно-творческая деятельность.  Виды и формы КТД. Особенности организации, подготовки и проведения различных  видов КТД. Методика и организация КТД. Этапы подготовки и проведения КТД: выдвижение целей и задач, идея КТД, коллективное планирование, организационные мероприятия, распределение поручений, подготовка оформления, атрибутов, реквизита, проведение КТД, подведение итогов КТД.
  2. Подготовка и проведение детских массовых мероприятий.  Понятие «массовое мероприятие». Виды массовых мероприятий (фестиваль, праздник, конкурс, тетрализованное представление, церемония, слет, ярмарка, зрелище, творческий отчет). Формы проведения. Требования к подготовке и проведению детского массового мероприятия. Этапы подготовки и проведения массового мероприятия.
  3. Работа с информационными источниками.  Виды информационных источников. Технология работы с информационными источниками.

Способы получения информации.  Работа в сети Интернет.

  1. Игра – дело серьезное.  Виды и формы игровой деятельности. Классификация игр. Технология проведения разного вида игр. Требования к объяснению игры. Коммуникативные игры. Сюжетно-ролевые игры. Деловые игры. Игры – путешествия. Игры – конкурсы.
  2. Работа творческих мастерских.  Понятие «творческая мастерская».

Принципы и правила проведения творческих мастерских. Способы деятельности творческих мастерских: подготовка костюмов и реквизита

  1. Подведение итогов.  Итоговая аттестация обучающихся. Самоанализ деятельности обучающихся.  Анализ деятельности ДТО и достижений обучающихся за учебный год. Итоговое занятие.

                             

Условия реализации программы

1. Материально-техническое обеспечение.

 - кабинет с мебелью (столы, стулья, шкафы);

 - материалы и инструменты:  

   ножницы, линейки, кисточки, ручки, карандаши и др.

   бумага цветная, ватман, старые газеты, журналы, клей, краски, тушь, папка для бумаг, ткань, нитки, иголки, бросовый и природный материал и др.

- компьютер, мультимедийный проектор, переносной экран, фотоаппарат, видеокамера.

2.Методическое обеспечение. 

    - ОМК

    - карточки с заданиями,

    - диагностичекский материал (тесты, анкеты),

    - сборники материалов по организации и проведению досуговых мероприятий.

Список литературы

  1. Кидин С.Ю. Театр-студия в современной школе. Программы, конспекты занятий, сценарии Учитель, 2009
  2. Лещинская В.В. Праздники в средней школе. 5-8 класс сценарии праздников, игры и викторины, фестивали и КВН/ ООО «Аделант», 2009
  3. Иванов И.П.  Энциклопедия Коллективных творческих дел. – М.: Педагогика, 1989
  4. Школа интересных каникул / авт.-сост. С.Г. Огнева и др. – Волгоград: Учитель, 2007
  5. С.А.Шмаков. Уроки детского досуга. В помощь педагогу-экспериментатору, классному руководителю. М.: 1992

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Ритмика», рассчитана на 3 года обучения детей 4-7 лет

Программа "Ритмика" рассчитана на детей 4-7 лет.  Содержание: 1. Пояснительная записка. 2.Цели и задачи. 3. Формы проведения 4. Ожидаемые результаты. 5. План 1 (2 и 3) года обучения. 6. Содержани...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Бисероплетение» Творческого объединения «Чудесница»

Декоративно прикладное творчество – волшебная страна. Помогая войти в неё ребёнку, мы делаем жизнь школьника интересней и насыщенней. Сочетание теоретических знаний, детальное изучение истории и...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Я-волонтёр!» (социально-гуманитарная направленность), срок реализации 3 года, возраст 11-16 лет

Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного процесса в средней школе, так и...