Главные вкладки

    "Этика и психология семейной жизни"
    рабочая программа (9 класс) на тему

    Масликов Владислав Александрович

    Рабочая программа факультативного курса "Этика и психология семейной жизни" для 9 класса.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл etika_i_psihologiya_semeynoy_zhizni_9_klass.docx37.49 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка

    Программа составлена на основании программно-методического обеспечения для 9-х классов пособие для учителя/ В. Гребенникова "Основы семейной жизни" под ред. А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006 с учетом ФГОС среднего (полного) общего образования.

    Подготовка молодёжи к жизни в сложившихся социально-экономических условиях является одной из наиболее актуальных проблем современной школы. Определение молодыми людьми своей социальной и личностной позиции взрослого человека в системе межличностных отношений и построение долговременной перспективы жизни – профессиональной, гражданской, семейной занимает одно из главных мест в развитии личности старшеклассника.

    Активные пробы взрослой позиции начинаются молодыми людьми в период пребывания за школьной партой. При этом усвоение образцов полоролевого поведения, формирование образа семьи и готовности вступления в брак являются основными условиями успешной адаптации к взрослой жизни. Вместе с тем социально-психологическая практика показывает, что многие старшеклассники испытывают затруднения в установлении эмоционально значимых межличностных отношений, в выборе типа полоролевого поведения, в осознании своих планов на будущее, в частности семейной жизни. Проблема жизненного самоопределения в области семейной сферы жизнедеятельности является особенно актуальным в связи с тем, что одной из основных функций семьи как малой социальной группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью, является обеспечение развития личности в течение жизни человека, а также передача духовно-нравственного и культурного наследия новому поколению. Особенности семьи, ее духовное и моральное здоровье во многом определяют характер человека, эффективность воспитания подрастающего поколения и в конечном итоге развитие всего общества.

    Программа «Этика и психология семейной жизни» направлена на оказание психолого-педагогической поддержки старшеклассникам в ситуации семейного самоопределения, расширение жизненной перспективы личности учащихся, оказание помощи в построении жизненных планов и образа будущей семьи с учетом построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей обучающихся.

    Курс занятий расширяет кругозор учащихся, акцентирует внимание на важнейших социально-психологических явлениях при формировании личности, актуализирует вопросы адаптированности, жизненного самоопределения и саморазвития. Предлагаемая программа построена с учетом информационной нагрузки школьников и возрастных особенностей.

    Программа рассчитана на 34 учебных часа.

    Курс состоит из мини-лекций, практических занятий с элементами ролевых игр.

    Срок обучения: 34 учебных недель

    Режим занятий: 1 час в неделю

    Методы и формы обучения: теоретические блоки, отработка социально-психологических навыков общения и взаимодействия, практические блоки с элементами ролевых игр, самодиагностика, групповые дискуссии.

    В программе использованы различные типы занятий, на которых учащиеся знакомятся с необходимыми теоретическими сведениями, выполняют практические задания (проблемно-поисковые задачи, ролевые игры, проблемные ситуации, упражнения, направленные на развитие рефлексии и навыков социального взаимодействия, элементы тренинга, дискуссии). Предусматривается также использование таких активных методов обучения как эвристическая беседа, практический семинар, проблемное изложение учебного материала. Каждое занятие по дидактической задаче является комбинированным с элементами лекционного и практического блоков.

      Задача педагога, ведущего этот курс, состоит в том, чтобы ориентировать учащегося на осознание и принятие традиционных ценностей семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающего свою сопричастность к судьбе Отечества.

    Вопросы сексуального просвещения не входят в содержание данного курса.

    Курс “Этика и психология семейной жизни” может стать средоточием духовно-нравственного образования и воспитания, обращенного к насущным жизненным задачам юношества. Ведь семья - это жизненный центр, взращивающий в душе человека вечные ценности добра, красоты, разумности и любви.

    Содержание программы.

    Введение.

    Содержание, цели и задачи курса “Этика и психология семейной жизни”. Связь курса с другими учебными предметами.

    Семья в свете духовно - нравственных и культурных традиций общества.

    Семья в различных культурах. 

    Прочность семьи, основанной на традиционных духовно-нравственных ценностях. Неустойчивость современной семьи вследствие утраты традиционных духовно-нравственных ценностей.

    История и традиции русской семьи. Русские обряды и семья: благословение, обручение, венчание, семейные иконы.

    Нравственные нормы брака в христианской культуре. 

    Десять заповедей как основа христианской нравственности. Основные нормы брака: свободное избрание по взаимной любви; пожизненность супружеских уз; супружеская верность, добрачное целомудрие жениха и невесты; рождение и воспитание детей как цель брака; семья - “малая Церковь”, глава которой - муж. Жертвенная любовь как основание всех норм брака. Разрушительные последствия девальвации норм христианского брака.

    Личность и семья.

    Основы самоорганизации личности.

    Цели, задачи, методы и приемы самостоятельной работы над собой, самовоспитание воли, характера, памяти и внимания.

    Самооценка и уровень притязаний.        

    Самовоспитание. Самооценка, ее адекватность. Виды самооценки. Последствия неадекватной самооценки. Стремление к совершенствованию и самокритичность. Стыд и совесть как побудители духовно-нравственного развития личности. Различение добра и зла. Свобода выбора. ПЗ – выявление уровня самооценки.

    Внушаемость.        

    Основные понятия внушаемости, действие религиозных сект, гипноз, жажда чуда, установки. Тест "Поддаетесь ли вы чужому мнению?"

    Роль семьи в воспитании личности. 

    Важнейшая задача семьи - формирование личности, раскрытие лучших ее способностей. Влияние родителей и старших членов семьи на формирование у подрастающего человека смысла и цели жизни, развитие его способностей. 

    Уклад семейной жизни, сплоченность семьи как основа выработки ценностных ориентаций подрастающего человека. Хранение семьей духовно-нравственных традиций предшествовавших поколений. Воспитание чувства долга в семье. Уважение к матери, отцу, дедушке и бабушке. Обязанности старшеклассников перед младшими членами семьи. Воспитание в семье нравственной чистоты и целомудрия как залог продолжения рода, его духовно-нравственного и физического здоровья.

    Особенности межличностных отношений юношества.

    Психология межличностных отношений. 

    Понятие о межличностных отношениях. Отношения деловые и личные. Черты характера, необходимые для полноценного общения. Тактичность и сдержанность. Искренность. Принципиальность. Доброжелательность. 

    Культура общения. Умение слушать человека, уважение его взглядов, мыслей, способность и стремление понимать мысли и переживания другого человека, прощать его недостатки. 

    Конфликтные ситуации, возникающие в процессе общения, возможные способы их разрешения. 

    Нравственные основы взаимоотношений юношей н девушек. 

    Воспитанность, благородство и самообладание, скромность, вежливость, доброта, отзывчивость, уважительное отношение к окружающим, к старшим, самоотверженность 

    Современный юноша. Понятие о мужественности. Долг юноши - оберегать и охранять достоинство и честь девушки. Искаженные представления о мужественности. 

    Современная девушка. Понятие о женственности. Непреходящие ценности женского характера. Девичья честь и достоинство. Особая роль девушки в создании здорового климата в коллективе. Ложное отношение к женственности. 

    Этические нормы и правила “хорошего тона” во взаимоотношениях юношей и девушек. 

     Девушка и юноша - будущие мать и отец, воспитатели детей, хранители семейного очага. 

    О товариществе и дружбе. 

    Товарищество и дружба как человеческие потребности и социальные ценности. Товарищ - человек, близкий по сходству взглядов, по совместной деятельности. Дружба - высшая степень товарищества. Общность интересов, убеждений, устремлений, взаимная симпатия, готовность оказать помощь другу, разделить радость и неудачу, поступиться ради друга собственным благополучием и др. 

    Дружба – школа любви. 

    Дружба как школа общения, самовоспитания и любви. Дружба истинная и ложная. 

    Товарищеские отношения и дружба между юношами и девушками. 

    Любовь как высшее человеческое чувство. 

     Духовная природа любви. Потребность быть любимым и способность любви, бескорыстной самоотдачи. Способность любви как выражение высшего уровня развития личности. 

     Особенности материнской и отцовской любви. Любовь как глубокое чувство между членами семьи и близкими людьми. 

     Вдохновляющая, творческая сила любви. Первая любовь. Особенности юношеской романтической любви. Идеал и идеализация человека; их различение. Умение различать любовь и другие чувства - симпатию, интерес, влюбленность, увлечение, влечение. Соотношение дружбы и любви. Любовь как основа брака. Мудрость любви: способность видеть незримую для других, неповторимую индивидуальность любимого человека. Мужчина и женщина.

    Мы такие разные.

    Различие между мужчиной и женщиной: физиологические, психологические и нравственные. Роли мужчин и женщин в семье. Воспитание культуры чувств - дружбы и любви. Духовная ранимость друзей и любящих; необходимость бережного отношения к дружбе и любви. Стремление к полноте единства. Целомудрие - полнота мудрости. 

    Необходимость беречь взаимное чувство, не оскорблять его капризами, самолюбием, недоверием, требованием “доказательств”; уметь выразить свое чувство в уважении, внимании, верности, тактичном предпочтении своего любимого (любимой) всем другим. Быть готовым защищать, если потребуется, честь и достоинство любимого (любимой). Взаимовоспитание любящих. Счастливая пора юности, ее красота и неповторимость. 

     Необходимость глубокой проверки своих чувств. Знакомство с друзьями, близкими, родителями любимого (любимой) как знак уважения к ним, серьезного отношения к выбору будущего супруга (супруги). 

    Брак и семья

    Что такое готовность к браку. 

    Брачный возраст. Осознание молодыми людьми того, что они берут на себя определенные обязательства друг перед другом, ответственность за будущую семью, будущих детей. Понимание духовно-нравственной и правовой основы брака. Мотивы вступления в брак: любовь, желание создать семью, вырастить и воспитать детей как ведущие мотивы заключения брака. 

    Психологическая готовность молодежи к браку. Наличие у будущих супругов глубокого чувства любви, уважения, доверия, взаимной преданности. Общность их взглядов на содержание семейной жизни, идеал семейного счастья. Распределение ролей и обязанностей в семье. Готовность уступить, простить оплошность, помочь супругу (супруге) достойно преодолевать трудности. Направленность на другого человека, способность считаться с его индивидуальными особенностями, ценить и уважать его творческие стремления. 

                Какой брак надежнее? 

                Дискуссия "Какой брак надежнее - по любви или по расчету?".
    Просмотр фрагмента из фильмов "Самая привлекательная и обаятельная", "Влюблен по собственному желанию"
    .

                Замужество и женитьба. 

                Понятия "брак", "супружество", "муж", "жена". Предложение о вступлении в брак. Виды браков. Гражданский брак. Венчание. Время подачи заявлений в ЗАГС. Испытательный срок. Жених  и невеста. Психологические сложности добрачного периода. Под звуки Мендельсона.

    Семья и ее функции. 

    Основная функция семьи - продолжение человеческого рода, рождение и воспитание детей. Необходимость сочетания интересов семьи с интересами общества. Важность наличия в каждой семье нескольких детей. Роль семьи в жизни общества и укреплении государственности. 

    Особенности молодой семьи

    Супружество - новый этап межличностных отношений. Обязанности молодых супругов друг перед другом, перед родителями, родственниками и близкими. Сходство основных ценностных ориентаций супругов как условие гармонии супружеских отношений. Создание круга общих друзей. Необходимость душевного труда в создании семьи и сохранении благоприятного семейного климата. 

    Начальный период брака. Изменение привычного образа жизни, сложившегося до брака. Возникновение чувства “мы”. Взаимное освоение вкусов, особенностей и привычек друг друга. Проблема “главенства” в семье. Сопереживание в трудностях и радостях. 

    Развитие добрых отношений с родителями обоих супругов, их друзьями и знакомыми. Типичные причины конфликтов в первые годы брака (борьба самолюбий, столкновения характеров, борьба за главенство в семье и др.) 

    Семья, ждущая ребенка. Здоровый образ жизни как условие рождения здорового ребенка, вредность алкоголя и никотина. Подготовка к принятию в семью нового человека. Психологические проблемы, связанные с рождением ребенка. Перестройка семейной структуры. Новый бюджет времени и средств. 

     Внимание к молодой матери. Влияние внутриутробного периода в жизни ребенка на его дальнейшее развитие. Момент зачатия - начало жизни человека. Пробуждение чувства материнства и отцовства. 

     Несколько детей в семье. Влияние детей на развитие личности родителей. Обогащение нравственно-эмоциональной сферы родителей в связи с воспитанием детей.

    Этапы развития семьи.

    Средний и старший супружеский возраст. Эволюция отношений и чувств в разные периоды супружества.

                 Семейный досуг.

                 Организация семейного досуга. Культура досуга. Игры, телевидение, книги, хобби членов семьи. Домашние чтения. Домашние концерты, спектакли. Совместные поездки, походы. Праздники. Подарки в семье. Вечерние беседы о прожитом дне. Семейные советы. Урок - ролевая игра "Семейные посиделки".

    Основы семейной жизни.

                Семейные роли.

            Понятие семейной роли. Конвенционные и межличностные роли. Типы распределения семейных ролей. Структура семейных подсистем.

                Семейное благополучие.

                Понятия «психологический климат», «семейное благополучие». Виды совместимости. Законы совместимости. Психология супружеской совместимости.

                Качества семьянина        

                Любовь к окружающим людям, направленность на другого человека, способность к браку. Адекватные брачно-семейные представления. ПЗ – методика оценки старшеклассниками самих себя как будущих членов семьи.

                Семейные правила        

                Правила, заданные социумом и культурой. Уникальные семейные правила. Семейные мифы.

                Нарушения функционирования семейной системы.        

                Факторы и стрессоры, осложнения отношений: нарушение представлений о семье и ее членах, нарушение межличностной коммуникации, нарушение механизмов интеграции, структурно-ролевого аспекта жизнедеятельности семьи.

                 Конфликты в семье. Конфликты в семье, их причины и следствия. Одиночество в семье. Профилактика нарушений семейных отношений.

                  Развод  и его последствия.         

                  Развод. Причины и последствия развода. Депрессия и пути выхода из нее. Вторичные браки.

    Семья и дети.

                  Ребенок в доме. 

                  Ожидание ребенка. Появление ребенка в доме. Периодизация детства. Детство- основа жизненного успеха.

                  Воспитание в семье.

             Сущность семейного воспитания. Тактики семейного воспитания. Авторитет родителей и его слагаемые. Родительская любовь. Советы педагогов и психологов родителям (Макаренко А.С., Сухомлинский В.А., Корчак Я. и др.). Секреты воспитания по М. Поппинс.

                 Стили общения родителей с детьми.

             Авторитарный и демократический стили общения родителей с детьми.

                Общение родителей и детей в семье.

                Позиции в общении родителей и детей. Манипуляции в общении: манипулятивные способы детей, манипулятивные способы родителей.

                Ошибки родителей. Практическое занятие.

    Ошибки родителей в воспитании детей и их последствия. Одиночество ребенка как результат неверного стиля обучения и воспитания. Детские неврозы и их причины. Беспричинное чувство вины. Жестокость родителей и ее последствия для детей и их будущего. Алкоголизм родителей.

                Ошибки родителей. Просмотр фильма «Похороните меня за плинтусом» Беседа по фильму.

                Конфликты родителей и детей.

               Трудности в воспитании детей. Проблемы подросткового возраста. Юношеский возраст. Конфликты родителей и детей. Их причины и пути выхода из конфликтных ситуаций.

                            Одаренный ребенок.

                Понятие о способностях. Детская одаренность: понятие, признаки одаренности. Специфика работы с одаренными детьми. Нестандартный ребенок.

               Заключительное занятие. Поведение итогов курса.

    Календарно-тематическое планирование элективного курса «Этика и психология семейной жизни» для 9 класса на 2015-2016 учебный год

    Наименование разделов и тем

    Всего часов

    Дата проведения

    1.

    Введение. Цели и задачи курса «Этика и психология семейной жизни»

    1

    2.

    «Точка зрения»

    1

    Семья в свете духовно - нравственных и культурных традиций общества

    3.

    Семья в различных культурах

    1

    4.

    История и традиции русской семьи.

    Русские обряды и семья: благословение, обручение, венчание, семейные иконы.

    1

    5.

    Нравственные нормы брака в христианской культуре

    1

    Личность и семья

    6.

    Основы самоорганизации личности.

    Самооценка и уровень притязаний

    1

    7.

    Внушаемость.

    1

    8.

    Роль семьи в воспитании личности.

    1

    Особенности межличностных отношений юношества

    9.

    Психология межличностных отношений.

    1

    10

    Нравственные основы взаимоотношений юношей и девушек

    1

    11.

    О товариществе и дружбе. Дружба – школа любви

    1

    12.

    Любовь как высшее человеческое чувство.

    1

    13.

    Любовь (практическое занятие).

    1

    14.

    Мы такие разные.

    1

    Брак и семья

    15.

    Что такое готовность к браку? Спутник жизни

    1

    16.

    Какой брак надежнее? Дискуссия "Какой брак надежнее - по любви или по расчету?". 

    1

    17.

    Замужество и женитьба.

    1

    18.

    Что такое семья? Семья и ее функции

    1

    19.

    Особенности молодой семьи. 

    Этапы развития семьи.

    1

    20.

    Семейный досуг

    1

    Основы семейных отношений

    21.

    Семейные роли

    1

    22.

    Семейное благополучие.
    Качества семьянина

    1

    23.

    Семейные правила. Нарушения функционирования семейной системы

    1

    24.

    Конфликты в семье. Развод  и его последствия

    1

    Семья и дети

    25.

    Ребенок в доме.

    1

    26.

    Воспитание в семье

    1

    27.

    Стили общения родителей с детьми.

    1

    28.

    Общение родителей и детей в семье.

    1

    29.

    Ошибки родителей. Практическое занятие.

    1

    30-31

    Ошибки родителей. Просмотр фильма.

    2

    32.

    Конфликты родителей и детей

    1

    33.

    Одаренный ребенок.

    1

    34.

    Заключительные занятия

    1

    Всего

    34

    Список литературы.

    1. Гребенников И.В. Основы семейной жизни: учебное пособие для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 2005.
    2. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы (2-е изд.) / Серия "Справочники". – Ростов н/Д: "Феникс", 2004.
    3. Ковалев С.В. Психология современной семьи: Информ.-метод. материалы к курсу "Этика и психология семейной жизни": Кн. для учителя. – М.: Просвещение,2008.
    4. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2009.
    5. Малкина-Пых И.Г. Семейная терапия. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.
    6. Особенности обучения и психического развития школьников 13 – 17 лет/ Под ред. И. В. Дубровиной, Б. С. Круглова; науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1988.
    7. Панкова Л.М. У порога семейной жизни: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2011.
    8. Петровский А.В. Что мы знаем и чего не знаем о себе? – М.: Педагогика, 2006.
    9. Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
    10. Семейный Кодекс Российской Федерации. – М.: "Издательство ЭЛИТ", 2005.
    11. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2007.
    12. Фридман Л.М., Волков К.Н. Психологическая наука – учителю. – М.: Просвещение, 2009.
    13. Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2008.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по курсу "Этика и психология семейной жизни"

    Данная рабочая программа по кусу "Этика и психология семейной жизни" составлена для обучающихся с ОВЗ 10 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида  составлена с ...

    Рабочие программы по курсу "Этика и психология семейной жизни" для 10-11 классов школы VIII вида

    Рабочие программы предназначены для обучающихся школы VIII 10-11 классов...

    Элективный курс"Этика и психология семейной жизни"

    Курс "Этика и психология семейной жизни" обеспечивет духовно-нравственное образование и воспитание школьников старших классов....

    Рабочая программа "Этика и психология семейной жизни" 10-11 класс коррекционной школы 8 вида

    Данная программа рецензирована ККИДППО Краснодарского края г. Краснодара....

    Адаптивная программа курса "Этика и психология семейной жизни" для учащихся 8-9 классов специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида №7

    Данная программа направлена на формирование у подростков с нарушением интеллекта представлений о семье и ее значении в жизни человека....

    "Азбука семейной жизни". Программа для молодёжи по этике и психологии семейной жизни.

    Для оказания психолого-педагогической поддержки молодым людям в ситуации семейного самоопределения, расширения жизненной перспективы личности учащихся, оказания помощи в построении жизненных планов и ...

    "Этика и психология семейной жизни"

    Рабочая программа факультативного курса "Этика и психология семейной жизни"...