Дополнительная общеобразовательная программа «Азы грузинской народной хореографии».
рабочая программа на тему

Данная программа  относится к художественной направленности,  является модифицированной, относится к ознакомительному уровню дополнительных образовательных программ, является первым этапом целостной образовательной программы   «Грузинская народная хореография».

Основной целью данной программы является знакомство детей с грузинской народной хореографией и подготовка к последующему обучению по десятилетней программе«Грузинская народная хореография»   

Целью первого года обучения является знакомство детей с грузинской народной хореографией, формирование базовых хореографических навыков. В первый год обучения по данной программе включены также ритмические упражения, но данная программа знакомит детей уже с грузинской народной хореографией.

Целью второго года обучения является подготовка детей к переходу на обучение по программе «Грузинская народная хореография».

Цель третьего года обучения — освоение базовых движений, входящих в народный тренаж, овладение простейшими связками движений, постановка этюда горского танца. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ УЧЕБНЫЙ ОКРУГ

                 Государственное бюджетное образовательное учреждение

             дополнительного образования города Москвы

              «Центр детского творчества «Свиблово»

129343, Москва, улица Амундсена, дом 14, корп.1                              

Тел:   8-499-760-01-15                                                                                              e-mail: sviblovo@edu.mos.ru

факс: 8-499-760-01-17                                                                                           http:// centrsviblovo.mskobr.ru 

ОГРН  1077759314500,   ИНН 7716585000,   КПП 771601001

Утверждено.

Педсовет

Протокол №….

От ……… 201…г

Утверждаю.

И.о.директора ГБОУДО ЦДТ «Свиблово»

_________________Н.А. Герасимова

……….. 201…г

Дополнительная общеобразовательная программа

«Азы грузинской народной хореографии. 1 год обучения»

Срок реализации: 1 год

Возраст обучающихся: 5-8 лет

(ознакомительный уровень)

Авторы-составители:

художественный руководитель

Цимакуридзе Г. В.,

                                                                                      педагог дополнительного образования Тасоева Л. А.

  МОСКВА

           2015


 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.    

        Данная программа  относится к художественной направленности,  является модифицированной, относится к ознакомительному уровню дополнительных образовательных программ, является первым этапом целостной образовательной программы   «Грузинская народная хореография»    

        Программа «Грузинская народная хореография» базируется на учебнике Д. Джавришвили «Грузинский народный танец», разработанна с учетом более чем полувекового опыта творческой деятельности данного детского хореографического коллектива.

        Занятия по данной программе способствует гармоническому, эстетическому, нравственному воспитанию подрастающего поколения, приобщению к миру прекрасного.  Грузинский народный  танец является одним из  распространённых древних видов искусства.  Он возник на основе трудовой деятельности человека. Грузинская   танцевальная культура  является одной из самых богатых и разнообразных культур.

        Художественное развитие детей, физическая и хореографическая подготовка, изучение национальной культуры в сочетании с духовным  воспитанием и повышением уровня толерантности молодого поколения дают значительный педагогический эффект, подтверждая актуальность избранного направления.

        Каждая эпоха требует активной целенаправленной работы с подрастающим поколением. Социальный заказ, отвечающий настоящему времени,  подчеркивает важность    формирования   творческих способностей, чувства прекрасного, эстетического вкуса, нравственности, а также  воспитание обучающихся в духе культуры межэтнических контактов.  

        Основной целью данной программы является знакомство детей с грузинской народной хореографией и подготовка к последующему обучению по десятилетней программе«Грузинская народная хореография»

        Программа тесным образом связана с программами базового и углубленного уровня изучения грузинской народной хореографии. Такая связь естественным образом помогает ввести детей в основную программу, пробуждает к неё интерес и желание учиться дальше.

Актуальность:  в настоящее время существует довольно много дополнительных образовательных программ различных направленностей. Такое разнообразие программ дает возможность детям для всестороннего развития, а также возможность реализации своих способностей в разных областях. При этом встает вопрос о выборе и подборе наиболее подходящих программ для конкретного ребенка, соответствующих его способностям и интересам. Данная программа, являясь программой ознакомительного уровня, как раз дает возможность детям в короткие сроки ознакомится со спецификой грузинского народного танца.

        Новизной образовательной программы является её ознакомительный характер. Данная программа является презентационной частью целостной образовательной программы «Грузинская народная хореография».

        Такой характер программы имеет довольно позитивный смысл для всех участников образовательного процесса. Для обучающихся – это возможность почувствовать уникальную творческую атмосферу танцевальных коллективов «Колхидари», «Иверия», «Колхида», попробовать себя в грузинской народной хореографии. Для родителей – это средство разобраться с логикой всей программы, понять преемственность его ступеней, наметить общую линию индивидуального развития своего ребенка. Для педагогов – реальный шанс сформировать контингент детей, заинтересованных в последующем обучении по основной программе.

        Целью данного года обучения является знакомство детей с грузинской народной хореографией, формирование базовых хореографических навыков.

        В первый год обучения по данной программе включены также ритмические упражения, но данная программа знакомит детей уже с грузинской народной хореографией и танцевальной традицией хореографического коллектива «Иверия».

        Таким образом содержание данной программы и методика обучения ориентированы на решение следующих задач:

Образовательные:

  • формирование интереса к танцевальному виду искусства, в частности к грузинскому народному танцу;
  • знание специфики грузинской народной хореографии;
  • формирование базовых танцевальных знаний, умений и навыков, характерных для грузинского народного танца;
  • формирование  умения слышать и слушать музыку, передавать ее содержание  в движении;
  • знание специфики народного грузинского костюма.

Развивающие:

  • развитие интереса к изучению культуры и хореографического искусства разных народом мира, в частности Грузии;
  • формирование эмоциональной отзывчивости, межкультурной компетенции и толерантности;
  • развитие силы, выносливости, координации движении;
  • развитие творческого воображения, образного мышления;
  • развитие творческих способностей детей;
  • развитие музыкально-танцевальных способностей на основе природных задатков и особенностей ребенка совершенствование музыкальности, художественной выразительности исполнения и артистизма.

Воспитательные:

  • содействие личностному самоопределению обучающихся;
  • приобщение подрастающего поколения к ценностям мировой культуры и искусству;
  • воспитание уважения к истории,   быту,   национальной культуре   и    искусству   народов   Кавказа;
  • воспитание личности ребенка через эстетическую и нравственную силу хореографического искусства;
  • пробуждение в воспитанниках гражданской и творческой инициативы.

Для достижения цели основной образовательной программы «Грузинская народная хореография» педагогам уже на этапе ознакомительной программы необходимо опираться на следующие основные принципы:

  1. постепенность в развитии природных способностей детей;
  2. строгая последовательность в овладении лексикой и техническими приемами;
  3. систематичность и регулярность занятий.

Организация работы:

Программа «Азы грузинской народной хореографии» рассчитана на 3 года обучения и предполагает проведение занятий с детьми разного  уровня подготовленности и способностей, с целью включения их в дальнейшее обучение на программы базового и углубленного уровня.

«Азы грузинской народной хореографии. 1 год обучения» предполагает 80 часов обучения, 40 недель по 2 часа занятий в неделю.

Возраст обучающихся  5-8 лет. Дети набираются  без специального отбора. Учебные группы комплектуются по гендерному признаку.

Необходимым условием для зачисления  является регистрация электронного заявления и наличие медицинской справки от врача об отсутствии противопоказаний к занятиям.

Количество обучающихся в группе с учетом возрастных особенностей детей, площади хореографических залов может быть от 8 человек.

Режим занятий:   Обучение  проводится в форме групповых  занятий. 2 занятия в неделю, продолжительностью 1 час. Учитывая возраст детей, в течение занятия предусмотрен 10 минутный перерыв.

Занятия проводятся в сопровождении ударных (доли – грузинский народный инструмент) инструментов, а также под фонограмму.  

Формы занятий:

  • учебные групповые занятия;
  • контрольные занятия;
  • открытые занятия.

Методы обучения:

  • показ;
  • словесное (образное) объяснение;
  • сравнение;
  • повторение.

Ведущим методам обучения детей  является:

  1. демонстрация формируемых навыков (практический показ);
  2. объяснение методики исполнения движения;
  3. демонстрация иллюстраций(видеоматериалы).

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате первого года обучения дети должны знать:

  1. звучания музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка, барабан, гармонь, доли);
  2. мелодии характерные для некоторых грузинских народных танцев: картули, парца, казбегури;
  3. темп музыки и движения (быстро, умеренно, медленно);
  4. названия  пройденных танцевальных движений и элементов (криала, сада чаквра, сада мухлура);
  5. положения рук;
  6. стояния ног;
  7. элементы грузинского народного костюма.

В результате первого года обучения дети должны уметь:

  1. начинать и заканчивать движение в соответствии с определенным ритмом музыки;
  2. соотносить темп движений с темпом музыки;
  3. менять самостоятельно движение в соответствии с трехчастной формой музыкального произведения и музыкальными фразами;
  4. двигаться под музыку;
  5. выполнять I, II, III, IV позиции рук, переходить с одной позиции на другую;
  6. выполнять I, II, III, IV позиции ног, переходить с одной позиции на другую;
  7. выполнять ход рбили сиарули, криала;
  8. выполнять сада мухлура;
  9. выполнять   сада чаквра.

  1. ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(80 часов)

п\п

Раздел

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

-

1

2

Слушание музыки

2

-

2

3

Азбука музыкального движения

-

11

11

4

Ритмико-гимнастические упражнения

1

14

15

5

Импровизация

-

5

5

6

Игры под музыку

1

14

15

7

Танцевальные упражнения и азы грузинской народной  хореографии

7

23

30

9

Итоговое занятие

-

1

1

Итого:

10

70

80

СОДЕРЖАНИЕ.

Вводное занятие. Знакомство с программой первого года обучения.

Слушание музыки. Знакомство с особенностями грузинской народной музыки, танец Картули, «Казбегури», «Парца». Просмотр танцевальных номера коллективов «Иверия», «Колхида».

Азбука музыкального движения. Закрепление полученных умений и навыков  (в первом и втором годах обучения). Развитие чувства ритма, умения слышать ритм музыки. Понятие музыкальная динамика. Особенности стилистика грузинской народной хореографии, характер танца, его выразительность.

Ритмико-гимнастические упражнения. Повторение пройденного материала. Разные виды ходьбы: ходьба на носках, на пятках, ходьба с вытянутым носком, высокие колени, подскоки. Изучение позиций рук: смена позиций рук; провожание движения руки головой, взглядом. Ускорение и замедление движений с изменением темпа музыкального сопровождения. Выполнение движений в заданном темпе. Прохлопывание ритмических рисунков. Соотнесение движения  с ритмом.

Импровизация движений на музыкальные темы. Свободное естественное движение под четко ритмически организованную музыку. Упражнения и этюды: кто как поймет, кто как сделает на одну и ту же тему с разной образной подачей. Образно-игровые упражнения: «Кто быстрее», «Яйцо и цыпленок», «Мишка и шишки», «Домики».

Игры под музыку. Игры для разминки, завершения работы, перерывов. Включают в себя выполнение движений в соответствии с разнообразным характером музыки, динамикой (громко, умеренно, тихо). Используются различные детские игры.

Танцевальные упражнения и азы грузинской народной хореографии.  

Работа над осанкой, характерной постановкой корпуса, рук. Манера исполнения грузинского танца. Постановка кисти, головы. Положения ног: на ступнях,  на пальцах, на ступне одной ноги, в полуприседе.  Освоение базовых движений ног грузинской народной хореографии: рбили сиарули, криала, сада чаквра(подготовительное), сада мухлура (подготовительное). Положения рук: вниз, вверх, четверть вниз, четверть вверх, руки на поясе, на бедре.  Переход рук из одной позиции в другую,  движение рук для сада мухлура.

Итоговое занятие.  «Чему мы научились» - открытое занятие для родителей.

Методическое обеспечение.

        Дидактический материал представлен в виде методических рекомендаций, собранных в определенной последовательности по годам обучения, наглядных пособий и стендов.

        Важную роль в процессе воспитания и обучения детей играет музыкальное сопровождение, являющееся главной деталью проведения каждого урока.

        Занятия проводятся в сопровождении клавишных (фортепиано или аккордеон) и ударных (доли – грузинский народный инструмент) инструментов, а также под фонограмму.  

     Музыка это – основа, которая развивает у исполнителей танцевально-ритмическую координацию и выразительность движений. На первом этапе она должна быть не сложной, мелодичной, соответствовать упражнениям и движениям по характеру, стилю, национальной окраске.

        Для знакомства с хореографическим искусством разных народов организуется посещение концертов профессиональных и самодеятельных коллективов.

С целью расширения и углубления знаний обучающихся в области национальной культуры и быта Кавказа проводятся соответствующие беседы.

Структура занятий.

Система обучения грузинскому народному танцу, предполагает организацию и проведение  занятий по установленной структуре в определенной последовательности. И уже на данном этапе в целях повышений дисциплины детей приучают к определенной структуре занятия.

Каждое занятие состоит из шести частей, исключение составляют  – генеральная репетиция  и открытое занятие.  

I часть. Организационная.

Задача: Настроить воспитанников на занятие. Проверить присутствующих по журналу. Установить индивидуальный контакт с детьми. Провести краткую беседу (информацию) познавательного характера.

II часть. Вводная.

Задача: Разминка. Постепенное введение воспитанников в работу. Разогрев главным образом, нижних конечностей и подготовка организма к упражнениям с большей физической нагрузкой.

III часть. Общеподготовительная.

Задача: Сконцентрировать внимание обучающихся и сосредоточить усилия на физической нагрузке. Подготовка всех частей тела к выполнению и изучению движений, используемых в основной части. Манера и выразительность движений. Формирование осанки, совершенствование походки.

IV часть. Основная.

Задача: Педагогическая проработка основных танцевальных движений и ходов. Развитие координации движений. Обратить внимание на технику и манеру исполнения движений. Отработка определенных танцевальных движений. Изучение некоторых связок грузинских танцев.

V часть.  Дополнительная.

Задача: Обучение технически трудным и силовым движениям. Закрепление пройденного материала. Музыкально-ритмические игры, пантомима («Кто быстрее», «Кто сильнее», «Птицы», «Зеркало», «Пружинки», «Медведи», «Цветок», «Утро», «Яйцо и цыпленок») .  

VI часть. Заключительная.

Задача: Постепенный переход к движениям с меньшей физической нагрузкой. Подведение итогов занятия.   

В связи со спецификой обучения, одновременно выполняются задачи эстетического физического и музыкального развития. К тому же специфика обучения грузинскому народному  танцу связана с систематической физической  нагрузкой. Воспитанникам  необходимо многократное повторение изучаемых движений в максимальном количестве всевозможных сочетаний. Длительное изучение и проработка движений дает возможность прочного их усвоения, что служит фундаментом дальнейшего образованного процесса.  

Формы фиксации результатов.

Педагогом ведется мониторинг усвоения образовательной программы, в котором учитывается усвоение умений и навыков, уровень физического  развития,  творческих способностей и личностный рост ребенка.

Воспитанники, обучающиеся по этой программе опрашиваются устно, так же у них проходят открытые занятия.

Способ проверки.

  • раз в полугодие проводятся зачетные занятия;
  • один раз в год проводится открытое занятие для родителей.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Барышникова А. - «Азбука хореографии». М. «Айрес-пресс», 2000.
  2. Буданова Г. - Материалы по определению качества обучения в дополнительном образовании.  М. «Просвещение», 1999.
  3. Ветлугина Н. «Эстетическое воспитание в детском саду».М. «Про- свещение»,1985.
  4. Воронина Н., Михайлова М. «Танцы, игры, упражнения для красивого движения». Ярославль «Академия Холдинг»,2000.
  5. Гварамадзе Н. «Грузинский танцевальный фольклор. Т. «Хеловнеба», 1987.
  6. Джавришвили Д - «Грузинские народные танцы» - Изд-во «Ганатлеба»,1975.
  7. Колесов Д., Хрипкова А.  - «Гигиена и здоровье». М. «Просвещение» ,1984.
  8. Костровицкая В., А. Писарев – «Школа классического танца». Л. «Искусство» - 1976
  9. Лопухов А, А. Ширяев, А. Бочаров -«Основы характерного танца». М. «Лань», 2010.    
  10. Сборник материалов городской научно-практической конференции «Личностное развитие воспитанников в системе дополнительного художественно-эстетического образования детей».М. «Радость»,2011.
  11. «Этнокультурное образование в Москве». Выпуск 11. Под редакцией Л. Курнешова - М. Центр «Школьная книга», 2004.



Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ УЧЕБНЫЙ ОКРУГ

                 Государственное бюджетное образовательное учреждение

             дополнительного образования города Москвы

              «Центр детского творчества «Свиблово»

129343, Москва, улица Амундсена, дом 14, корп.1                              

Тел:   8-499-760-01-15                                                                                              e-mail: sviblovo@edu.mos.ru

факс: 8-499-760-01-17                                                                                           http:// centrsviblovo.mskobr.ru 

ОГРН  1077759314500,   ИНН 7716585000,   КПП 771601001

Утверждено.

Педсовет

Протокол №….

От ……… 201…г

Утверждаю.

И.о.директора ГБОУДО ЦДТ «Свиблово»

_________________Н.А. Герасимова

……….. 201…г

Дополнительная общеобразовательная программа

«Азы грузинской народной хореографии. 2 год обучения»

Срок реализации: 80 часов

Возраст обучающихся: 5-8 лет

(ознакомительный уровень)

Авторы-составители:

художественный руководитель

Цимакуридзе Г. В.,

                                                                                      педагог дополнительного образования Тасоева Л. А.

  МОСКВА

           2015


 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.    

        Данная программа  относится к художественной направленности,  является модифицированной, относится к ознакомительному уровню дополнительных образовательных программ, является первым этапом целостной образовательной программы   «Грузинская народная хореография»    

        Программа «Грузинская народная хореография» базируется на учебнике Д. Джавришвили «Грузинский народный танец», разработанна с учетом более чем полувекового опыта творческой деятельности данного детского хореографического коллектива.

        Занятия по данной программе способствует гармоническому, эстетическому, нравственному воспитанию подрастающего поколения, приобщению к миру прекрасного.  Грузинский народный  танец является одним из  распространённых древних видов искусства.  Он возник на основе трудовой деятельности человека. Грузинская   танцевальная культура  является одной из самых богатых и разнообразных культур.

        Художественное развитие детей, физическая и хореографическая подготовка, изучение национальной культуры в сочетании с духовным  воспитанием и повышением уровня толерантности молодого поколения дают значительный педагогический эффект, подтверждая актуальность избранного направления.

        Каждая эпоха требует активной целенаправленной работы с подрастающим поколением. Социальный заказ, отвечающий настоящему времени,  подчеркивает важность    формирования   творческих способностей, чувства прекрасного, эстетического вкуса, нравственности, а также  воспитание обучающихся в духе культуры межэтнических контактов.  

        Основной целью данной программы является знакомство детей с грузинской народной хореографией и подготовка к последующему обучению по десятилетней программе«Грузинская народная хореография»

        Программа тесным образом связана с программами базового и углубленного уровня изучения грузинской народной хореографии. Такая связь естественным образом помогает ввести детей в основную программу, пробуждает к неё интерес и желание учиться дальше.

Актуальность:  в настоящее время существует довольно много дополнительных образовательных программ различных направленностей. Такое разнообразие программ дает возможность детям для всестороннего развития, а также возможность реализации своих способностей в разных областях. При этом встает вопрос о выборе и подборе наиболее подходящих программ для конкретного ребенка, соответствующих его способностям и интересам. Данная программа, являясь программой ознакомительного уровня, как раз дает возможность детям в короткие сроки ознакомится со спецификой грузинского народного танца.

        Новизной образовательной программы является её ознакомительный характер. Данная программа является презентационной частью целостной образовательной программы «Грузинская народная хореография».

        Такой характер программы имеет довольно позитивный смысл для всех участников образовательного процесса. Для обучающихся – это возможность почувствовать уникальную творческую атмосферу танцевальных коллективов «Колхидари», «Иверия», «Колхида», попробовать себя в грузинской народной хореографии. Для родителей – это средство разобраться с логикой всей программы, понять преемственность его ступеней, наметить общую линию индивидуального развития своего ребенка. Для педагогов – реальный шанс сформировать контингент детей, заинтересованных в последующем обучении по основной программе.

        Целью данного года обучения является подготовка детей к переходу на обучение по программе «Грузинская народная хореография».

        Таким образом содержание данной программы и методика обучения ориентированы на решение следующих задач:

Образовательные:

  • формирование интереса к танцевальному виду искусства, в частности к грузинскому народному танцу;
  • знание специфики грузинской народной хореографии;
  • формирование базовых танцевальных знаний, умений и навыков, характерных для грузинского народного танца;
  • формирование  умения слышать и слушать музыку, передавать ее содержание  в движении;
  • знание специфики народного грузинского костюма.

Развивающие:

  • развитие интереса к изучению культуры и хореографического искусства разных народом мира, в частности Грузии;
  • формирование эмоциональной отзывчивости, межкультурной компетенции и толерантности;
  • развитие силы, выносливости, координации движении;
  • развитие творческого воображения, образного мышления;
  • развитие творческих способностей детей;
  • развитие музыкально-танцевальных способностей на основе природных задатков и особенностей ребенка совершенствование музыкальности, художественной выразительности исполнения и артистизма.

Воспитательные:

  • содействие личностному самоопределению обучающихся;
  • приобщение подрастающего поколения к ценностям мировой культуры и искусству;
  • воспитание уважения к истории,   быту,   национальной культуре   и    искусству   народов   Кавказа;
  • воспитание личности ребенка через эстетическую и нравственную силу хореографического искусства;
  • пробуждение в воспитанниках гражданской и творческой инициативы.

Для достижения цели основной образовательной программы «Грузинская народная хореография» педагогам уже на этапе ознакомительной программы необходимо опираться на следующие основные принципы:

  • постепенность в развитии природных способностей детей;
  • строгая последовательность в овладении лексикой и техническими приемами;
  • систематичность и регулярность занятий.

Организация работы:

Программа «Азы грузинской народной хореографии» рассчитана на 3 года обучения и предполагает проведение занятий с детьми разного  уровня подготовленности и способностей, с целью включения их в дальнейшее обучение на программы базового и углубленного уровня.

«Азы грузинской народной хореографии. 2 год обучения» предполагает 80 часов обучения, 40 недель по 2 часа занятий в неделю.

Возраст обучающихся  5-8 лет. Дети набираются  без специального отбора. Учебные группы комплектуются по гендерному признаку.

Необходимым условием для зачисления  является регистрация электронного заявления и наличие медицинской справки от врача об отсутствии противопоказаний к занятиям.

Количество обучающихся в группе с учетом возрастных особенностей детей, площади хореографических залов может быть от 8 человек.

Режим занятий:   Обучение  проводится в форме групповых  занятий. 2 занятия в неделю, продолжительностью 1 час. Учитывая возраст детей, в течение занятия предусмотрен 10 минутный перерыв.

Занятия проводятся в сопровождении клавишных (фортепиано) и ударных (доли – грузинский народный инструмент) инструментов, а также под фонограмму.  

Содержание каждого занятия определяется конкретной задачей.

Формы занятий:

  • учебные групповые занятия;
  • контрольные занятия;
  • открытые занятия.

Методы обучения:

  • показ;
  • словесное (образное) объяснение;
  • сравнение;
  • повторение.

Ведущим методам обучения детей  является:

  • демонстрация формируемых навыков (практический показ);
  • объяснение методики исполнения движения;
  • демонстрация иллюстраций(видеоматериалы).

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

К концу учебного года обучающиеся должны знать :

  • правила принятые в коллективе;
  • правила техники безопасности;
  • темп и характер музыки;
  • название и звучание народных инструментов;
  • понятие «линия», «интервал»;
  • позиции рук , ног  грузинской народной хореографии;
  • музыкальные размеры, темп и характер музыки;
  • названия движений;
  • особенности грузинского народного костюма.

К концу учебного года обучающиеся должны уметь :

  •  выполнять поклон;
  •  координировать свои движения;
  •  выполнять движения под музыку (по кругу, по линиям зала);
  • держать линии;
  • владеть корпусом ;
  • воспроизводить заданный ритмический рисунок  (топать, хлопать).
  • разложить выученное движение.

 ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

80 часов

№ п/п

Темы

Количество часов

теория

практика

всего

Вводное занятие

1

-

1

Общеразвивающие упражнения, партерная гимнастика. Постановка корпуса.

2

14

16

Музыкальные ритмические игры, пантомима

2

10

12

Основные позиции и стояния ног

2

6

8

Основные позиции и положение рук

2

6

8

Разновидности танцевальных ходов

2

10

12

Чаквра — движения с характерным вертикальным акцентом.

1

5

6

Церилетеби — движения на пальцах

1

5

6

Дополнительные элементы

1

3

4

Грузинский национальный костюм

2

-

2

Беседы

2

2

4

Итоговые занятия.

-

1

1

Итого:

18

72

80

СОДЕРЖАНИЕ  ОБУЧЕНИЯ:

1. Вводное занятие:

        Знакомство детей с педагогом,  с основными правилами и требованиями коллектива, его краткой историей,  основными традициями. Правила поведения и соблюдения техники безопасности на занятиях. Демонстрация танца «Картули» с целью изучения поклона, характерного для танца и являющегося традиционным приветствием в коллективе.

2. Общеразвивающие упражнения, партерная гимнастика. Постановка корпуса.:

        Данный раздел направлен на общее физическое развитие детей. Используются общеразвивающие упражнения и партерная гимнастика, которые дают базовую подготовку и закладывают основу освоения элементов хореографической «школы». Отдельное внимание отводится постановки корпуса, характерного для  грузинского народного танца, ведется работа над осанкой, положением плеч, головы.

        

         Общеразвивающие упражнения:

  1. Для плечевого пояса и рук
  2. Для шеи и головы
  3. Для кистей и пальцев рук
  4. Для корпуса – развитие гибкости, постановка осанки
  5. Для укрепления мышц и силы ног
  6. Разновидности ходьбы:

        а) естественные, бытовые шаги

        б) танцевальные с вытягиванием пальцев стопы по III позиции

        в) на пятках

        г) на полупальцах при вытянутых коленях (ходули)

7.        Разновидности бега:

        а) легкий бег

        б) мелкий бег на полупальцах

        в) с выбрасыванием прямых ног на 450

 Партерная гимнастика

  1. Упражнения в положении лежа на спине:

        а) напряжение и расслабление всех мышц тела

        б) растягивание ахиллового  сухожилия

        в) подъем вытянутой ноги (поочередно) на 450, 900

  1. Упражнения стоя на коленях:

        а) «полумост»

        б) разворот туловища

  1. Упражнения сидя на полу:

        а) наклоны корпуса

        б) растягивание ахиллового сухожилия

        в) «комочек»

  1. Упражнения лежа на животе:

        а) «лодочка»

        б) «кольцо»

        в) отжимание с прогибом в грудном отделе позвоночника

Примечание: На свое усмотрение педагог может включать в уроки и другие упражнения.

        

3. Музыкальные ритмические игры, пантомима:

        Учитывая возрастные особенности детей, в программу для развития силы, ловкости и фантазии включены музыкально-ритмические игры и элементы пантомимы.

        Музыкально-ритмические, подвижные игры и элементы пантомимы: «Кто быстрее», «Кто сильнее», «Птицы», «Зеркало», «Пружинки», «Медведи», «Цветок», «Утро», «Яйцо и цыпленок».

Примечание:  На свое усмотрение педагог может добавить другие игры и

элементы пантомимы.

4. Основные  позиции и стояния ног:

Изучение:

- позиций ног 1,2,3,4; переход ног из одной позиции в другую;

- стояний: на полных ступнях обеих ног,  на пальцах, на ступне одной ноги, в полуприседе, на обоих коленях, на высоких полупальцах.

5. Основные позиции и положения рук:

Изучение:

-  позиций рук 1,2,3,4, переход рук из одной позиции в другую;

- положений рук: вниз, вверх, четверть вниз, четверть вверх, руки на поясе, на бедре, сакриало, двойной (проходится ознакомительно), самтиулуро.

6. Разновидности танцевальных ходов:

  1. Мгзаврули – полукуслтерпула – бытовой шаг;
  2. Цертерпула по III поз, I поз;
  3. Легкий бег “трусцой”:
  4. Адгилзесвла, Свлеби - танцевальные ходы;
  5. Гасма и Гасмура — скользящий шаг.
  1. На месте – (адгилзе):
  1. Ордакврити – подготовительное упражнение – конец года лицом к станку.
  1. Вперед – цинсвла:
  • криала
  • перекат

7. Чаквра — движения с характерным вертикальным акцентом. :  

        «Чаквра»-«ударить сверху» - движения, сочетающие удары о пол то пяткой, то носком с одновременными подскоками, размахивания голенью, подсеканиями. Тренируются сперва с опорой на станок, в дальнейшем ставится определенная позиция рук.

8. Церилетеби - пальцы:

        Знакомство с движениями на пальцах, тренировка стояний на высоких пальцах.

9. Дополнительные элементы.

        Брунеби — повороты. Отработка поворотов, полуповоротов, повороты в движении. Мухлилетеби — стояние на обоих коленях, движения характерное для мужских танцев. Хтомеби — прыжки, работа с самыми элементарными прыжками для укрепления мышц.

10.  Грузинский национальный  костюмом.

        Картлийский народный костюм. Основные элементы грузинского костюма. Разнообразие народного костюма различных районов Грузии.

11. Беседы:

        Развить тонкое восприятие хореографического искусства, приобрести  эстетическую и танцевальную культуру, некоторые беседы носят воспитательный характер. Данные беседы педагогов может включать в начало занятия, или в конце. Если это уместно, то в середину, сделав таким образом перерыв необходимым для детей младшего школьного возраста.

Примерные темы бесед.

  • «Занятия и репетиции начинаются с вешалки».
  • Внешний вид воспитанников.
  • Наш дом – «Иверия».
  • Что такое танец?
  • История нашего коллектива.
  • Что мы знаем о Грузии.

12. Итоговые занятия:

Проведение контрольных занятий. Проведение открытого занятия для родителей и педагогов в конце учебного года. Диагностика усвоения детьми  программного материала.

Методическое обеспечение.

        Дидактический материал представлен в виде методических рекомендаций, собранных в определенной последовательности по годам обучения, наглядных пособий и стендов.

        Важную роль в процессе воспитания и обучения детей играет музыкальное сопровождение, являющееся главной деталью проведения каждого урока.

        Занятия проводятся в сопровождении клавишных (фортепиано или аккордеон) и ударных (доли – грузинский народный инструмент) инструментов, а также под фонограмму.  

     Музыка это – основа, которая развивает у исполнителей танцевально-ритмическую координацию и выразительность движений. На первом этапе она должна быть не сложной, мелодичной, соответствовать упражнениям и движениям по характеру, стилю, национальной окраске.

        Для знакомства с хореографическим искусством разных народов организуется посещение концертов профессиональных и самодеятельных коллективов.

С целью расширения и углубления знаний обучающихся в области национальной культуры и быта Кавказа проводятся соответствующие беседы.

Структура занятий.

Система обучения грузинскому народному танцу, предполагает организацию и проведение  занятий по установленной структуре в определенной последовательности. И уже на данном этапе в целях повышений дисциплины детей приучают к определенной структуре занятия.

Каждое занятие состоит из шести частей, исключение составляют  – генеральная репетиция  и открытое занятие.  

I часть. Организационная.

Задача: Настроить воспитанников на занятие. Проверить присутствующих по журналу. Установить индивидуальный контакт с детьми. Провести краткую беседу (информацию) познавательного характера.

II часть. Вводная.

Задача: Разминка. Постепенное введение воспитанников в работу. Разогрев главным образом, нижних конечностей и подготовка организма к упражнениям с большей физической нагрузкой.

III часть. Общеподготовительная.

Задача: Сконцентрировать внимание обучающихся и сосредоточить усилия на физической нагрузке. Подготовка всех частей тела к выполнению и изучению движений, используемых в основной части. Манера и выразительность движений. Формирование осанки, совершенствование походки.

IV часть. Основная.

Задача: Педагогическая проработка основных танцевальных движений и ходов. Развитие координации движений. Обратить внимание на технику и манеру исполнения движений. Отработка определенных танцевальных движений. Изучение некоторых связок грузинских танцев.

V часть.  Дополнительная.

Задача: Обучение технически трудным и силовым движениям. Закрепление пройденного материала. Музыкально-ритмические игры, пантомима («Кто быстрее», «Кто сильнее», «Птицы», «Зеркало», «Пружинки», «Медведи», «Цветок», «Утро», «Яйцо и цыпленок») .  

VI часть. Заключительная.

Задача: Постепенный переход к движениям с меньшей физической нагрузкой. Подведение итогов занятия.   

В связи со спецификой обучения, одновременно выполняются задачи эстетического физического и музыкального развития. К тому же специфика обучения грузинскому народному  танцу связана с систематической физической  нагрузкой. Воспитанникам  необходимо многократное повторение изучаемых движений в максимальном количестве всевозможных сочетаний. Длительное изучение и проработка движений дает возможность прочного их усвоения, что служит фундаментом дальнейшего образованного процесса.  

Формы фиксации результатов.

Педагогом ведется мониторинг усвоения образовательной программы, в котором учитывается усвоение умений и навыков, уровень физического  развития,  творческих способностей и личностный рост ребенка.

Воспитанники, обучающиеся по этой программе опрашиваются устно, так же у них проходят открытые занятия.

Способ проверки.

  • раз в полугодие проводятся зачетные занятия;
  • один раз в год проводится открытое занятие для родителей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Барышникова А. - «Азбука хореографии». М. «Айрес-пресс», 2000.
  2. Буданова Г. - Материалы по определению качества обучения в дополнительном образовании.  М. «Просвещение», 1999.
  3. Ветлугина Н. «Эстетическое воспитание в детском саду».М. «Про- свещение»,1985.
  4. Воронина Н., Михайлова М. «Танцы, игры, упражнения для красивого движения». Ярославль «Академия Холдинг»,2000.
  5. Гварамадзе Н. «Грузинский танцевальный фольклор. Т. «Хеловнеба», 1987.
  6. Джавришвили Д - «Грузинские народные танцы» - Изд-во «Ганатлеба»,1975.
  7. Колесов Д., Хрипкова А.  - «Гигиена и здоровье». М. «Просвещение» ,1984.
  8. Костровицкая В., А. Писарев – «Школа классического танца». Л. «Искусство» - 1976
  9. Лопухов А, А. Ширяев, А. Бочаров -«Основы характерного танца». М. «Лань», 2010.    
  10. Сборник материалов городской научно-практической конференции «Личностное развитие воспитанников в системе дополнительного художественно-эстетического образования детей».М. «Радость»,2011.
  11. «Этнокультурное образование в Москве». Выпуск 11. Под редакцией Л. Курнешова - М. Центр «Школьная книга», 2004.



Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ УЧЕБНЫЙ ОКРУГ

                 Государственное бюджетное образовательное учреждение

             дополнительного образования города Москвы

              «Центр детского творчества «Свиблово»

129343, Москва, улица Амундсена, дом 14, корп.1                              

Тел:   8-499-760-01-15                                                                                              e-mail: sviblovo@edu.mos.ru

факс: 8-499-760-01-17                                                                                           http:// centrsviblovo.mskobr.ru 

ОГРН  1077759314500,   ИНН 7716585000,   КПП 771601001

Утверждено.

Педсовет

Протокол №….

От ……… 201…г

Утверждаю.

И.о.директора ГБОУДО ЦДТ «Свиблово»

_________________Н.А. Герасимова

……….. 201…г

Дополнительная общеобразовательная программа

«Азы грузинской народной хореографии. 3 год обучения»

Срок реализации: 80 часов

Возраст обучающихся: 5-8 лет

(ознакомительный уровень)

Авторы-составители:

художественный руководитель

Цимакуридзе Г. В.,

                                                                                      педагог дополнительного образования Тасоева Л. А.

  МОСКВА

           2015


 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.    

        Данная программа  относится к художественной направленности,  является модифицированной, относится к ознакомительному уровню дополнительных образовательных программ, является первым этапом целостной образовательной программы   «Грузинская народная хореография».    

        Программа «Грузинская народная хореография» базируется на учебнике Д. Джавришвили «Грузинский народный танец», разработана с учетом более чем полувекового опыта творческой деятельности данного детского хореографического коллектива.

        Занятия по данной программе способствует гармоническому, эстетическому, нравственному воспитанию подрастающего поколения, приобщению к миру прекрасного.  Грузинский народный  танец является одним из  распространённых древних видов искусства.  Он возник на основе трудовой деятельности человека. Грузинская   танцевальная культура  является одной из самых богатых и разнообразных культур.

        Художественное развитие детей, физическая и хореографическая подготовка, изучение национальной культуры в сочетании с духовным  воспитанием и повышением уровня толерантности молодого поколения дают значительный педагогический эффект, подтверждая актуальность избранного направления.

        Каждая эпоха требует активной целенаправленной работы с подрастающим поколением. Социальный заказ, отвечающий настоящему времени,  подчеркивает важность    формирования   творческих способностей, чувства прекрасного, эстетического вкуса, нравственности, а также  воспитание обучающихся в духе культуры межэтнических контактов.  

        Основной целью данной программы является знакомство детей с грузинской народной хореографией и подготовка к последующему обучению по десятилетней программе«Грузинская народная хореография»

        Программа тесным образом связана с программами базового и углубленного уровня изучения грузинской народной хореографии. Такая связь естественным образом помогает ввести детей в основную программу, пробуждает к неё интерес и желание учиться дальше.

        Актуальность:  в настоящее время существует довольно много дополнительных образовательных программ различных направленностей. Такое разнообразие программ дает возможность детям для всестороннего развития, а также возможность реализации своих способностей в разных областях. При этом встает вопрос о выборе и подборе наиболее подходящих программ для конкретного ребенка, соответствующих его способностям и интересам. Данная программа, являясь программой ознакомительного уровня, как раз дает возможность детям в короткие сроки ознакомится со спецификой грузинского народного танца.

        Новизной образовательной программы является её ознакомительный характер. Данная программа является презентационной частью целостной образовательной программы «Грузинская народная хореография». Такой характер программы имеет довольно позитивный смысл для всех участников образовательного процесса. Для обучающихся – это возможность почувствовать уникальную творческую атмосферу танцевальных коллективов «Колхидари», «Иверия», «Колхида», попробовать себя в грузинской народной хореографии. Для родителей – это средство разобраться с логикой всей программы, понять преемственность его ступеней, наметить общую линию индивидуального развития своего ребенка. Для педагогов – реальный шанс сформировать контингент детей, заинтересованных в последующем обучении по основной программе.

        В первый год обучения по данной программе включены также ритмические упражнения, но данная программа знакомит детей уже с грузинской народной хореографией и танцевальной традицией хореографического коллектива «Иверия». Второй и третий года обучения ориентированы на включение детей в танцевальный ансамбль, на третьем году обучение планируется постановка горского этюда, не полноценного танцевального номера, но уже подразумевается подготовка детей к будущей концертной деятельности.

        Цель данного года обучения — освоение базовых движений, входящих в народный тренаж, овладение простейшими связками движений, постановка этюда горского танца.

        Таким образом содержание данной программы и методика обучения ориентированы на решение следующих задач:

Образовательные:

  • формирование интереса к танцевальному виду искусства, в частности к грузинскому народному танцу;
  • знание специфики грузинской народной хореографии;
  • формирование базовых танцевальных знаний, умений и навыков, характерных для грузинского народного танца;
  • формирование  умения слышать и слушать музыку, передавать ее содержание  в движении;
  • знание специфики народного грузинского костюма.

Развивающие:

  • развитие интереса к изучению культуры и хореографического искусства разных народом мира, в частности Грузии;
  • формирование эмоциональной отзывчивости, межкультурной компетенции и толерантности;
  • развитие силы, выносливости, координации движении;
  • развитие творческого воображения, образного мышления;
  • развитие творческих способностей детей;
  • развитие музыкально-танцевальных способностей на основе природных задатков и особенностей ребенка совершенствование музыкальности, художественной выразительности исполнения и артистизма.

Воспитательные:

  • содействие личностному самоопределению обучающихся;
  • приобщение подрастающего поколения к ценностям мировой культуры и искусству;
  • воспитание уважения к истории,   быту,   национальной культуре   и    искусству   народов   Кавказа;
  • воспитание личности ребенка через эстетическую и нравственную силу хореографического искусства;
  • пробуждение в воспитанниках гражданской и творческой инициативы.

Для достижения цели основной образовательной программы «Грузинская народная хореография» педагогам уже на этапе ознакомительной программы необходимо опираться на следующие основные принципы:

  1. постепенность в развитии природных способностей детей;
  2. строгая последовательность в овладении лексикой и техническими приемами;
  3. систематичность и регулярность занятий.

Организация работы:

Программа «Азы грузинской народной хореографии» рассчитана на 3 года обучения и предполагает проведение занятий с детьми разного  уровня подготовленности и способностей, с целью включения их в дальнейшее обучение на программы базового и углубленного уровня.

Третий год обучения рассчитан на 80 часов занятий, т. е. 2 занятия в неделю продолжительностью 1 час.

Возраст обучающихся  5-8 лет. Дети набираются  без специального отбора. Учебные группы комплектуются по гендерному признаку.

Необходимым условием для зачисления  является регистрация электронного заявления и наличие медицинской справки от врача об отсутствии противопоказаний к занятиям.

Количество обучающихся в группе с учетом возрастных особенностей детей, площади хореографических залов может быть от 8 человек.

Режим занятий:   Обучение  проводится в форме групповых  занятий. 2 занятия в неделю, продолжительностью 1 час. Учитывая возраст детей, в течение занятия предусмотрен 10 минутный перерыв.

Занятия проводятся в сопровождении ударных (доли – грузинский народный инструмент) инструментов, а также под фонограмму.  

Формы занятий:

  • учебные групповые занятия;
  • контрольные занятия;
  • открытые занятия.

Методы обучения:

  • показ;
  • словесное (образное) объяснение;
  • сравнение;
  • повторение.

Ведущим методам обучения детей  является:

  1. демонстрация формируемых навыков (практический показ);
  2. объяснение методики исполнения движения;
  3. демонстрация иллюстраций(видеоматериалы).

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ

К концу третьего учебного года обучающиеся должны знать :

  • повороты характерные для горского танца;
  • движения рук, ног характерные для горского танца;
  • название  движений ;
  • разновидности ходов;
  • основные точки, линии зала;
  • особенности национальных костюм горных районов Грузии;
  • особенности мелодии горского характера.

К концу третьего учебного года обучающиеся должны уметь :

  • владеть танцевальными движениями горского характера;
  • составить простейшую связку из 2-3 изученных движений;
  • исполнить этюд горского танца;
  •  перестроиться по заданному рисунку;
  •  понимать значение вступительных ударов доли в упражнениях;
  • эмоционально выразить характер исполнения движений.

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

(80 часов)

№ п/п

Темы:

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие

1

-

1

2.

Классический экзерсис и народный тренаж

2

12

14

3.

Изучение движений ног  горского танца.

3

11

14

4.

Изучение положений и движений рук горского танца.

3

11

14

5.

Освоение связок основных движений.

3

11

14

6.

Планировка танцевальной площадки. Рисунок танца

3

1

4

7.

Постановка этюда горского танца.

2

8

10

8.

Основы актерского мастерства.

-

2

2

9.

Народно-сценический костюм.

2

-

2

10.

Беседы об искусстве. Прослушивание музыки.

2

2

4

11.

Итоговые занятия

-

1

1

        Итого:            

21

59

80

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ:

Вводное занятие:

        

Знакомство детей  задачами на год. Правила техники безопасности.

2. Классический экзерсис и народный тренаж.

        Изучение классического экзерсиса — комплекс всевозможных тренировочных упражнений, составляющих основу урока классического танца, способствующий развитию силы мышц, эластичности связок, воспитанию выворотности, устойчивости и правильной координации движений у учащихся. Классический экзерсис является базовым элементом хореографического искусства. Упражнения у станка: demi-plie по 1 поз.; battement tendu по 1 поз., battement tendu jete по 1 поз. По желанию педагога в урок может быть включен партерный экзерсис или партерная гимнастика — комплекс упражнений на полу.

        Изучение народного тренажа — упражнений на отработку движений, характерных для народного грузинского танца.

3. Изучение движений ног  горского танца:

        Сада чаквра, сада мухлура, мухлура зехтомит, цвивкневит чаквра (подготовительное движение), сада сриала гасма (подготовительное движение), ордакврити бруни, сада ртула, кочлура.

4. Изучение положений и движений рук горского танца:

Для мальчиков:

Нидаквебгадашлили (2-й вид), швилдура,  нидаквацеули.

Для девочек:

Нидаквебгадашлили, цинамхарамартули, ириба.

Отработка переходов из одного положения в другое.

5. Освоение связок  основных движений:

        Дать понятие наэрти (связки). Освоение простейших связок. Отработка простейших танцевальных связок  из 2-3-х движений.

 6.Планировка танцевальной площадки. Рисунок танца:

        Точки, линии зала. Умение двигаться по заданному рисунку. Кулисы, их назначение. Формы сценической площадки.

7. Постановка этюда горского танца:

        Проработка материала для горского танца. Постановка этюда.  Изучение комбинаций танцевальных движений характерных для танцев горского характера.

8. Основы актерского мастерства:

        Народные танцы требуют артистичности, важно умение передать настроение и характер танца. Работа в рамках данного раздела строится на упражнениях, связанных с игровым перевоплощением. Интерпретация эмоционального состояния героев сюжетных танцев.

9. Народно-сценический костюм:

        Знакомство с разнообразием костюмов горных районов Грузии: знакомство с хевсурским, мтиульским, тушинским костюмом. Отличие народного костюма от народного сценического. Знание названий элементов костюма (папаха, бурка, кинжал).

10. Беседы об искусстве, прослушивание музыки. Посещение концертов:

        Цель раздела — развить тонкое восприятие хореографического искусства, приобрести  эстетическую и танцевальную культуру.

11. Итоговые занятия:

        Проведение контрольных занятий. Проведение открытого занятия для родителей и педагогов в конце учебного года. Диагностика усвоения детьми  программного материала.

Методическое обеспечение.

        Дидактический материал представлен в виде методических рекомендаций, собранных в определенной последовательности по годам обучения, наглядных пособий и стендов.

        Важную роль в процессе воспитания и обучения детей играет музыкальное сопровождение, являющееся главной деталью проведения каждого урока.

        Занятия проводятся в сопровождении клавишных (фортепиано или аккордеон) и ударных (доли – грузинский народный инструмент) инструментов, а также под фонограмму.  

     Музыка это – основа, которая развивает у исполнителей танцевально-ритмическую координацию и выразительность движений. На первом этапе она должна быть не сложной, мелодичной, соответствовать упражнениям и движениям по характеру, стилю, национальной окраске.

        Для знакомства с хореографическим искусством разных народов организуется посещение концертов профессиональных и самодеятельных коллективов.

С целью расширения и углубления знаний обучающихся в области национальной культуры и быта Кавказа проводятся соответствующие беседы.

Структура занятий.

Система обучения грузинскому народному танцу, предполагает организацию и проведение  занятий по установленной структуре в определенной последовательности. И уже на данном этапе в целях повышений дисциплины детей приучают к определенной структуре занятия.

Каждое занятие состоит из шести частей, исключение составляют  – генеральная репетиция  и открытое занятие.  

I часть. Организационная.

Задача: Настроить воспитанников на занятие. Проверить присутствующих по журналу. Установить индивидуальный контакт с детьми. Провести краткую беседу (информацию) познавательного характера.

II часть. Вводная.

Задача: Разминка. Постепенное введение воспитанников в работу. Разогрев главным образом, нижних конечностей и подготовка организма к упражнениям с большей физической нагрузкой.

III часть. Общеподготовительная.

Задача: Сконцентрировать внимание обучающихся и сосредоточить усилия на физической нагрузке. Подготовка всех частей тела к выполнению и изучению движений, используемых в основной части. Манера и выразительность движений. Формирование осанки, совершенствование походки.

IV часть. Основная.

Задача: Педагогическая проработка основных танцевальных движений и ходов. Развитие координации движений. Обратить внимание на технику и манеру исполнения движений. Отработка определенных танцевальных движений. Изучение некоторых связок грузинских танцев.

V часть.  Дополнительная.

Задача: Обучение технически трудным и силовым движениям. Закрепление пройденного материала. Музыкально-ритмические игры, пантомима («Кто быстрее», «Кто сильнее», «Птицы», «Зеркало», «Пружинки», «Медведи», «Цветок», «Утро», «Яйцо и цыпленок») .  

VI часть. Заключительная.

Задача: Постепенный переход к движениям с меньшей физической нагрузкой. Подведение итогов занятия.   

В связи со спецификой обучения, одновременно выполняются задачи эстетического физического и музыкального развития. К тому же специфика обучения грузинскому народному  танцу связана с систематической физической  нагрузкой. Воспитанникам  необходимо многократное повторение изучаемых движений в максимальном количестве всевозможных сочетаний. Длительное изучение и проработка движений дает возможность прочного их усвоения, что служит фундаментом дальнейшего образованного процесса.  

Формы фиксации результатов.

Педагогом ведется мониторинг усвоения образовательной программы, в котором учитывается усвоение умений и навыков, уровень физического  развития,  творческих способностей и личностный рост ребенка.

Воспитанники, обучающиеся по этой программе опрашиваются устно, так же у них проходят открытые занятия.

Способ проверки.

  • раз в полугодие проводятся зачетные занятия;
  • один раз в год проводится открытое занятие для родителей.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Барышникова А. - «Азбука хореографии». М. «Айрес-пресс», 2000.
  2. Буданова Г. - Материалы по определению качества обучения в дополнительном образовании.  М. «Просвещение», 1999.
  3. Ветлугина Н. «Эстетическое воспитание в детском саду».М. «Про- свещение»,1985.
  4. Воронина Н., Михайлова М. «Танцы, игры, упражнения для красивого движения». Ярославль «Академия Холдинг»,2000.
  5. Гварамадзе Н. «Грузинский танцевальный фольклор. Т. «Хеловнеба», 1987.
  6. Джавришвили Д - «Грузинские народные танцы» - Изд-во «Ганатлеба»,1975.
  7. Колесов Д., Хрипкова А.  - «Гигиена и здоровье». М. «Просвещение» ,1984.
  8. Костровицкая В., А. Писарев – «Школа классического танца». Л. «Искусство» - 1976
  9. Лопухов А, А. Ширяев, А. Бочаров -«Основы характерного танца». М. «Лань», 2010.    
  10. Сборник материалов городской научно-практической конференции «Личностное развитие воспитанников в системе дополнительного художественно-эстетического образования детей».М. «Радость»,2011.
  1. «Этнокультурное образование в Москве». Выпуск 11. Под редакцией Л. Курнешова - М. Центр «Школьная книга», 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа детского объединения "Народные промыслы"

Данная программа создана с опорой на типовую программу, адаптированная под местные условия. Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью,  и...

Дополнительная общеобразовательная программа «Грузинская народная хореография». 2015 г.

Опубликовано 11.12.2018 - 17:53 - Тасоева Лариса АнатольевнаПрограмма  «Грузинская народная хореография» относится к художественной направленности, направлена на развит...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ритмика с элементами грузинской народной хореографии». 2017 г.

Образовательная программа "Ритмика с элементами грузинской народной хореографии"  разработана в хореографическом коллективе «Иверия» для самых маленьких учащихся  колле...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Грузинская народная хореография: девочки» (Хореографический ансамбль «Иверия»). 2017 г.

Данная программа художественной направленности, является логическим продолжением программы ознакомительного уровня «Азы грузинской народной хореографии». Она относится к базовому уровню и ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Грузинская народная хореография: девочки» (Хореографический ансамбль «Иверия»)

Данная программа художественной направленности,  относится к базовому уровню и предназначена для обучения девочек (девушек) основам грузинской народной хореографии....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ритмика с элементами грузинской народной хореографии»

Эта программа расчитана на возраст 3-8 лет. В этой программе даются самые начальные элементы грузинской хореографии, которые подготавливают детей к последующим программам....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Азы грузинской народной хореографии»

Она является программой ознакомительного уровня, предоставляет широкие возможности обучения основам грузинского танцевального искусства, дает возможность ввести детей 5 – 8 лет в мир грузинской ...