Главные вкладки

    Программа по развитию способностей обучающихся
    рабочая программа на тему

    Соловьева Елена Леонидовна

    Творческие способности, по мнению Л.А.Большаковой, - это высокая степень увлечённости, интеллектуальной активности, познавательной самодеятельности личности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon razvitie_skan.doc289.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Лена2.jpg

    Каждый ребенок талантлив.

              «Творчество - это значит копать глубже,

    смотреть лучше, исправлять ошибки,

    беседовать с кошкой, нырять в глубину,

    зажигать солнце, строить замок на песке,

    приветствовать будущее».

    (Поль Торренс, психолог)

           Цели:

               1. Поддержка  способных и одаренных детей, раскрытие их индивидуальности, развитие творческого и системного мышления;

    2. Создание благоприятных условий для развития одаренных детей в интересах личности, общества и государства.

        Актуальность.

        В педагогическом словаре Г.М. Коджаспировой «творческие способности» - способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки. Творческие способности проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца.

        Творческие способности, по мнению Л.А.Большаковой, - это высокая степень увлечённости, интеллектуальной активности, познавательной самодеятельности личности.

        Г.С. Гуревич в философском словаре пишет о том, что творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.

       Под творческими или креативными способностями учащихся в современной дидактике понимают комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действий, направленных на созидание им новых образовательных продуктов. Эти способности проявляются в порождении необычных идей, отличаются от традиционных схем мышления, позволяют быстро решать проблемные ситуации.

    На самом деле задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому ребенку. Творчество присуще всем в большей или меньшей степени, оно же является нормальным и постоянным спутником детского развития.

    Цель:

    развитие творческих способностей через занятие рукоделием  и создание слайд-шоу.

    Задачи:

    -развивать познавательные, творческие, художественные способности обучающихся;

    - развивать стремление к творческой самореализации и творческой активности.

    Основные показатели творческих способностей:

    Быстрота мысли - количество идей, возникающих в единицу времени.

    Гибкость - способность быстро и без внутренних усилий переключаться с одной идеи на другую, видеть, что информацию, полученную в одном контексте, можно использовать в другом.

    Оригинальность - способность к генерации идей, отличающихся от общепринятых, парадоксальных, неожиданных решений.

    Любознательность - способность удивляться, любопытство и открытость ко всему новому.

    Точность - способность совершенствовать или придавать законченный вид своему творческому продукту.

    Смелость - способность принимать решение в ситуации неопределенности, не пугаться собственных выводов и доводить их до конца, рискуя личным успехом, репутацией.

    Компоненты структуры творческих способностей:

    1. Способность самостоятельно переносить знания, умения в новую ситуацию.

    2. Способность видеть новые проблемы в знакомой ситуации.

    3.Способность самостоятельно комбинировать известные способы решения проблемы и альтернативные доказательства.

      4. Способность строить принципиально новый способ решения проблемы, не являющейся комбинацией известных.

    Таким образом, способности к творчеству имеет практически любой учащийся. Но возможность творческих проявлений возникает у человека не от рождения, а формируется под воздействием среды, условий общественной жизни, под воздействием воспитания.

    Условия необходимые для развития творчества.

    – высокая самооценка ребёнка, то есть создание у него достаточной уверенности в своих силах, умственных возможностях. Ребёнок должен знать «вкус успеха». Успех ученика должен быть не концом работы, а его началом.

    – создание соответствующего психологического климата.

    - включать ребенка в самостоятельный поиск новых способов деятельности, когда необходимо ставить проблемы и находить пути решения

    Основные мероприятия по реализации программы

    I. Диагностика:

    1. Изучение диагностических методик.

    2. Создание банка тестов для диагностирования  обучающихся по определению интеллектуальных способностей; банка данных талантливых детей.

    3. Изучение круга интересов обучающихся путем анкетирования.

    4. Изучение личностных потребностей одаренных  обучающихся путем собеседования.

    5. Приобретение развивающих программ и методик работы с одаренными детьми.

    II. Развитие творческих и познавательных  способностей:

    1. Доступность и широкое привлечение  обучающихся к подготовке и участию в конкурсах, мероприятиях.

    2. Использование в практике работы с одаренными детьми следующих приемов:

    - творческие ответы;

    - выполнение творческих тематических заданий;

    - выполнение проблемных поисковых работ;

    - приобщение (в различных формах) к работе педагога;

    - повышение степени сложности заданий;

    III. Стимулирование - поощрение дальнейшей творческой деятельности:

    1. Выносить на публичное своевременное поощрение успехов обучающихся.

    2. Отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей.

    3. Презентация работ обучающихся на различных площадках (в том числе и в сети Интернет).

     Формы работы для развития творческих способностей.

    - Творческие выставки;

    - Групповые занятия с сильными учащимися;

    - Исследовательские работы;

    - Творческие мастерские;

    - Конкурсы различного уровня;

    - Индивидуальные маршруты.

    Методы развития творческих способностей обучающихся на занятиях

    - Метод «открытий». Творческая деятельность порождает новую идею – открытие.

     - Метод привлечения жизненного опыта детей. В решении различных творческих проблем жизненный опыт детей играет важную роль.

     - Метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности. Поисковая деятельность стимулирует творческую активность  учащихся, помогает найти верное решение из возможных.

    - Метод свободы в системе ограничений. Постоянно тренирую творческие способности обучающихся в широкой палитре возможностей, приучаю четко выполнять ограничения.

    -Метод диалогичности. Учитель и ученик – собеседники. Совместно выясняем и находим. Слова  активизируют потребность к творческому анализу, способность и желание глубокого понимания искусства.

    - Метод коллективных и групповых работ. Индивидуальное творчество в творчестве коллектива дает очень интересные творческие результаты.

         Развитию творческих способностей обучающихся будет способствовать:

    - творческий подход  к  подбору тем занятий,

    - включение  необычные темы,

    - также любую тему можно преподнести в разной форме

    - работа над оформлением подачи материала

    - видение новой проблемы в знакомой ситуации;

    - перенос знаний и умений в нестандартную ситуацию;

    - видение новых (скрытых) функций известных объектов;

    - комбинирование известных способов действий и создание на этой основе нового способа;

    Работа с родителями

    Важным моментом работы с одаренными детьми следует признать комплекс мероприятий, направленных не только на обучающихся, но и на их родителей.

    Задачи работы с родителями включают:

    • Совершенствование уровня психолого–педагогической грамотности и компетентности;
    • Расширение возможностей в понимании своего ребенка, развитие рефлексии своих взаимоотношений с сыном или дочерью;
    • Личностный рост родителей, развитие их самосознания, самоконтроля;
    • Укрепление сотрудничества родителей с педагогом.

    Формы работы с родителями

    - Творческие отчеты;

    - Привлечение родителей к подготовке и проведению занятий и мероприятий;

    Ожидаемые результаты

    1. Формирование системы работы с одаренными учащимися;

    2. Формирование банка, технологий и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей;

    3. Выработка стратегии и тактики функционального, педагогического, социально-психологического и научно-методического обеспечения для изучения и развития способных и одаренных детей школы;

    4. Увеличение количества обучающихся, принявших участие в мероприятиях, конкурсах, фестивалях;

    5. Повышение показателей успешности участия детей в конкурсах различного уровня;

    6. Творческая самореализация обучающегося -выпускника;

    7. Повышение качества образования;

    Рекомендации по развитию творческих способностей обучающихся.

    • Принимать все ответы и реакции детей (устные и письменные ответы; ответы, имеющие литературную и нелитературную форму; ответы в графической и пластической форме, в форме поведения и реакции на другого человека).
    • Необходимо обеспечить независимость выбора и принятия решений обучающимися для того, чтобы они могли самостоятельно контролировать собственное продвижение.
    • Ошибка ученика должна использоваться как возможность нового, неожиданного взгляда на что-то привычное.
    • Непременным условием  является положительная поддержка личности каждого ребенка.
    • Во время занятия исключается всякая критика личности и деятельности детей.
    • Следует шире использовать в учебной деятельности повседневный опыт детей. Основная задача - помочь раскрыть собственные возможности ученика.
    • Признание ранее не признанных или неиспользуемых возможностей.

    Уважение желания ребенка работать самостоятельно.

    • Умение воздерживаться от вмешательства в процесс творческой деятельности.
    • Предоставление ребенку свободы выбора в области приложения сил и методов достижения цели.
    • Индивидуализированное применение учебной программы в зависимости от особенностей учеников.
    • Создание условий для конкретного воплощения творческих идей.
    • Предоставление возможности вносить вклад в общее дело группы.
    • Поощрение работы над проектами, предложенными самими учениками.
    • Исключение какого-либо давления на детей, создание раскрепощенной обстановки.
    • Одобрение результатов деятельности детей в какой-либо одной области с целью побудить желание испытать себя в других видах деятельности.
    • Уважение потенциальных возможностей отстающих.
    •  Демонстрация энтузиазма.
    • Оказание авторитетной помощи детям, высказывающим отличное от других мнение и в связи с этим испытывающим давление со стороны своих сверстников.
    • Создание ситуаций, при которых ученик, не обнаруживающий особых успехов в обучении, имеет возможность тесного общения с более способным учеником. Поиск возможных точек соприкосновения фантазии с реальностью.
    • Извлечение максимальной пользы из хобби, конкретных увлечений и индивидуальных наклонностей.
    • Терпимое отношение к возможному беспорядку.
    • Поощрение максимальной вовлеченности в совместную деятельность.
    • Способность убедить, что педагог  является их единомышленником, а не противником.

            Литература.

    1. Бушуева Л.С. Активизация творческого мышления младших школьников // Начальная школа: плюс До и После - 2006 г. - №4

    2. Дружинин В.Н. Психология общих способностей - СПб.: Питер Ком, 1999. - 368 с.: (Серия "Мастера психологии")

    3. Леонтьев А.А. «Научите человека фантазии…» (творчество и развивающее обучение)//Вопросы психологии - 1998г. - №5

    4. Петров К.В. Формирование творческого потенциала учащегося как условие акмеологически задаваемого развития// Мир психологии - 2006-№4

    5. Штерн В. Умственная одаренность – С - П. -1997г.

    6. Интернет – ресурсы: https://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0a65635a3ad68a5d53a88421306c37_0.html 

    https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00655814_0.html 

    https://infourok.ru/metodi-i-priemi-v-obuchenii-587495.html 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся "Вектор"

    Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся "Вектор"...

    ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

    Цель программы: -  выявление творческих способностей обучающихся, - создание максимально благоприятных условий для развития этих способностей, -  вовлечение детей в творческую...

    Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся к научной и творческой деятельности.

    Программа по выявлению  и развитию творческих способностей обучающихся предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способнос...

    Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся на уроках математики и во внеурочное время

    Программа предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследоательских навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых детей, внедрения новых образовательных...

    Программа по развитию способностей обучающихся

    Программа поможет научить школьника мыслить, анализировать, синтезировать материал, побуждать их к творчеству и самостоятельности в принятии решений, выстраивать гипотезы, принимать нестандартные...