Программа по развитию способностей обучающихся
материал

Ирина Николаевна Шебунова

Цель: выявить творческие и интеллектуальные способности у каждого обучающегося, найти возможности для их реализации, способствовать самостоятельной творческой деятельности, развить навык самоорганизации творческой деятельности.

Задачи:

- формирование мотивации к различным видам творческой деятельности;

-  развитие самостоятельности;

- развитие общего кругозора, интеллекта и творческих наклонностей.

Методические принципы:

- интеграция основных умений и навыков в различных видах творческой деятельности;

- применение полученных умений и навыков в жизненных ситуациях;

 - соответствие выполняемых заданий возрасту и интересам обучающихся.

Показатели результативности: способность к рефлексии и самоанализу, развитие творческой активности, логического мышления и памяти, умение работать с информацией, участие в творческих мероприятиях различных уровней и направлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_razvitiyu_sposobnostey.docx19.22 КБ

Предварительный просмотр:

Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся

учителя географии и биологии Шебуновой И.Н.

«Развитие творческих и интеллектуальных способностей, обучающихся на уроках и во внеурочное время»

Пояснительная записка

Учитывая интересы и запросы обучающихся и их родителей, следует отметить, что уровень развития выявляемых интеллектуальных (интерес к окружающей действительности) и творческих способностей (активное использование воображения, фантазии и образного мышления), свободное взаимодействие в коллективе требует определенных методических нововведений для роста и развития. Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся опирается на формирование всесторонне развитой личности. Программа направлена на развитие социокультурной компетенции развитие интеллекта и творчества обучающихся всех возрастов. Программа по выявлению и развитию способностей, обучающихся призвана помочь выявить обучающихся, обладающих способностями в определенных областях искусства. Необходимо не только выявлять индивидуальные способности, но и развивать эти уникальные качества и навыки. Организацию учебного  процесса необходимо проводить по нескольким направлениям: достижению успехов в обучении, самопознания, индивидуализация и дифференциация обучения. Обучающиеся не должны зацикливаться на оценках, как единственном показателе успеха, потому что при этом снижается самооценка обучающегося и образуется комплекс неполноценности.

Цель: выявить творческие и интеллектуальные способности у каждого обучающегося, найти возможности для их реализации, способствовать самостоятельной творческой деятельности, развить навык самоорганизации творческой деятельности.

Задачи:

- формирование мотивации к различным видам творческой деятельности;

-  развитие самостоятельности;

- развитие общего кругозора, интеллекта и творческих наклонностей.

Методические принципы:

- интеграция основных умений и навыков в различных видах творческой деятельности;

- применение полученных умений и навыков в жизненных ситуациях;

 - соответствие выполняемых заданий возрасту и интересам обучающихся.

Показатели результативности: способность к рефлексии и самоанализу, развитие творческой активности, логического мыщления и памяти, умение работать с информацией, участие в творческих мероприятиях различных уровней и направлений.

 Методы и способы выявления наклонностей у обучающихся: 

наблюдение, анализ, беседы, тестирование, опрос, совместная деятельность.

 Диагностические методики:

- диагностика уровня логического мышления;

- диагностика уровня увлеченности к различным видам творчества (видам искусства);

- диагностика скорости усвоения навыков, необходимых для определенных видов творчества;

- диагностика уровня самоанализа своей творческой деятельности обучающимся;

-диагностика уровня умения самоорганизации и проектирования своей творческой деятельности (умение просчитать ситуацию и принять меры для ее благополучного исхода);

-диагностика умение работать с информацией

Выявляемые способности:

- способность к творческой деятельности в рамках профессиональной подготовки (композиторская деятельность, исполнительская деятельность);

- способность к творческой деятельности в приближенных  видах искусства (живописи, ДПИ, поэзии, фотографии и др.);

- способности к концертно-просветительской деятельности (составление авторских работ/программ/сценариев);

- коммуникативные способности.

Диагностические этапы:

- педагогическая диагностика (знакомство, беседа, проверка навыков и умений);

- психологическая диагностика (проверка склонностей и вкусов обучающихся);

- диагностический мониторинг (анализ динамики развития).

Диагностики:

1. «Адаптация ребенка к обучению (методика Нуменко)

2. Диагностика «Тип темперамента», «Тип мышления» (Л.А. Сиротюк)

3. Диагностика уровня развития познавательных способностей (методика Т.Е. Рыбакова)

4. Анкета «Уровень воспитанности учащихся (методика для изучения социолизированности личности ребенка М.И. Рожкова)

5. Методика обследования связной речи (В.П. Глухов)

Педагогические методики:

  • метод проектов Л.С. Выготский,
  • метод индивидуального подхода Е.И. Пассов, Г.А. Китайгородская,
  • личностно-ориентированное и развивающее обучение И.С. Якиманская;
  • метод определение уровня развития словесно-логического мышления (Любовь Переслени, Татьяна Фотекова)

Условия успешной работы с учащимися

- Осознание важности этой работы учителем географии и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

- Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.

- Признание учителем того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.

Учитель, работающий с одаренными детьми должен обладать следующими качествами:

учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;

учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;

учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.

Учитель должен быть:

- увлечен своим делом;

- способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;

- профессионально грамотным;

- интеллектуальным, нравственным и эрудированным;

- проводником передовых педагогических технологий;

- психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;

- знатоком во всех областях человеческой жизни.

Функции учителя:

1. Осуществление программы в системе внеклассной работы.

2. Использование новых педагогических технологий.

3. Организация исследовательской работы учащихся.

4. Диагностика.

5. Обобщение результатов работы.

Основные мероприятия по реализации программы
I. Диагностика: 
      1. Изучение диагностических методик, основанных на валидности, доступности, информативной емкости. 
      2. Создание банка тестов для диагностирования обучающихся по определению интеллектуальных способностей; банка данных талантливых детей. 
      3. Изучение круга интересов умственной деятельности обучающихся путем анкетирования. 
      4. Изучение личностных потребностей, одаренных обучающихся путем собеседования. 
      5. Изучение работы обучающихся на уроке путем посещения занятий учителем. 
      6. Приобретение развивающих программ и методик работы с одаренными детьми. 
II. Развитие творческих и познавательных  способностей: 
      1. Доступность и широкое привлечение  обучающихся к проведению школьных олимпиад и конкурсов. 
     2. Проведение школьных олимпиад в два этапа: домашний и собственно школьный. 
     3. Использование в практике работы с одаренными детьми следующих приемов:
           - творческие ответы;
           - выполнение творческих тематических заданий;
           - выполнение проблемных поисковых работ;
           - выступления в лекторских группах;
           - назначение ответственными за проведение предметных недель;
           - приобщение (в различных формах) к работе учителя;
           - повышение степени сложности заданий;
           - интеграция учебных и научно-исследовательских заданий.
III. Стимулирование - поощрение дальнейшей творческой деятельности:
   1. Выносить на публичное своевременное поощрение успехов обучающихся.
   2. Отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях, на итоговых школьных конференциях.

Формы работы:

- олимпиады;

- игры;

- творческие выставки;

- исследовательские работы;

- творческие мастерские;

- конкурсы различного уровня;

- Индивидуальное консультирование учащихся

Работа с родителями:

Важным моментом работы с одаренными детьми следует признать комплекс мероприятий, направленных не только на школьников, но и на их родителей.

Задачи работы с родителями включают:

  • Совершенствование уровня психолого–педагогической грамотности и компетентности;
  • Расширение возможностей в понимании своего ребенка, развитие рефлексии своих взаимоотношений с сыном или дочерью;
  • Личностный рост родителей, развитие их самосознания, самоконтроля;
  • Укрепление сотрудничества родителей с учителем математики.

Формы работы с родителями:

- творческие и проблемные родительские собрания;

- групповые и индивидуальные консультации;

- творческие отчеты;

- привлечение родителей к проведению уроков и мероприятий;

- выполнение рекомендаций литературы.

 Ожидаемые результаты:

1. Формирование системы работы с одаренными учащимися;

2.Формирование банка, технологий и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей;

3. Выработка стратегии и тактики функционального, педагогического, социально-психологического и научно-методического обеспечения для изучения и развития способных и одаренных детей школы;

4.Увеличение количества обучающихся, принявших участие в предметных олимпиадах, конкурсах, фестивалях;

5.Повышение показателей успешности детей на олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;

6.Творческая самореализация выпускника школы;

7.Повышение качества образования;

8.Развитие умений применения знаний в других областях и в нестандартных ситуациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по развитию способностей обучающихся

Творческие способности, по мнению Л.А.Большаковой, - это высокая степень увлечённости, интеллектуальной активности, познавательной самодеятельности личности....

Программа по развитию способностей обучающихся

Программа поможет научить школьника мыслить, анализировать, синтезировать материал, побуждать их к творчеству и самостоятельности в принятии решений, выстраивать гипотезы, принимать нестандартные...

Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся «Мои способности»

моделирование такой учебной деятельности, которая позволит через предмет Информатика выявить и развить  интеллектуальные и творческие способности обучающихся для их самореализации....

Программа по развитию способностей обучающихся 5-7 классов «Одарённые дети»

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализов...

Программы по экологическому воспитанию по выявлению способностей: «Система внеклассных мероприятий, направленных на определение уровня развития способностей обучающихся к природоохранной деятельности».

Программы по экологическому воспитанию по выявлению способностей:«Система внеклассных мероприятий, направленных на определение уровня развития способностей обучающихся к природоохранной деятельн...

ПРОГРАММА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ « РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Программа по выявлению способностей обучающихся общеобразовательной школы «Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся»...

Критерий 1: Выявление и развитие у обучающихся способностей к интеллектуальной, творческой, физкультурно-спортивной деятельности* (для первой категории) или Выявление и развитие способностей обучающихся к интеллектуальной, творческой, физкультурно-спор

Критерий 1: Выявление и развитие у обучающихся способностей к интеллектуальной, творческой, физкультурно-спортивной деятельности* (для первой категории)   илиВыявление и развитие  спосо...