Главные вкладки

    Программа «Совершенствование форм и методов обучения на занятиях творческих объединений «Мастерица», «Взгляд».
    рабочая программа по теме

    Соловьева Елена Леонидовна

    « Если мы будем учить сегодня так,

    как мы учили вчера,

    мы украдем у детей завтра».

    Джон Дьюи

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon innovatsionnye_tehnologii_novyy_avtosohranennyyskan.doc305.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                               

    Пояснительная записка.

    « Если мы будем учить сегодня так,

    как мы учили вчера,

    мы украдем у детей завтра».

    Джон Дьюи

          Жизнь не стоит на месте: она неумолимо движется вперед. А вместе с ней происходит и развитие современного мира, который постоянно модернизируется и дополняется  новыми элементами. Один из законов нашего мира звучит так: «Ничто не покоится, все движется, все изменяется».

       Движение происходит всюду,  все вокруг изменяется и развивается. Это естественное состояние всего существующего. Стабильность – это момент процесса движения. Что перестает двигаться, изменяться, то погибает.  А. Эйнштейн заметил: «Жизнь – как вождение велосипеда. Чтобы сохранить равновесие, ты постоянно должен двигаться».

       Образование не исключение.  

    Зачем  учить?

    -чтобы  дети были счастливы, чтобы люди не погубили планету и не поубивали друг друга.

         Чему  учить?

    -умению понимать и контролировать себя;

    -умению взаимодействовать с другими;

    -навыкам успеха (упорство, любознательность, вера в свои силы);

    -навыкам мышления (то есть когнитивным навыкам – поиску, анализу, исследованию, синтезу).

    - писать, говорить, слушать, презентовать результаты;

    - доброте, уважению, любви.

    Как  учить?

    По – новому.

    Учиться  самому, учиться с детьми, учиться у детей.

    Сохраняя традиции, внедряя инновации. Без прошлого нет настоящего и  будущего.

    Актуальность.

          Качество и результативность обучения в современных  условиях во многом связана с  необходимостью  применения в учебно-воспитательном процессе инновационных образовательных технологий.

       Применение данных  педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе способствует:

    -  обогащению содержания учебного процесса;

    - расширению общекультурного кругозора обучающихся;

    - развитию творческих способностей, коммуникативных умений.

    Цель:

    – создание условий для достижения  современного качества образования, воспитания     информационно-компетентной  личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

     – превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс развития личности обучающихся.   

    Задачи:

    - развивать инициативность, любознательность, способность к творческому самовыражению;

    - развивать мышление, внимание, воображение;

    -воспитывать социально-личностные качества обучающихся, умеющих мыслить неординарно и творчески.

    Ожидаемые результаты:

    - повышение эффективности понимания учебного материала;

    - повышение  качества  знаний;

    - активизация  психологических процессов обучающихся: внимания, интереса, творческого мышления и т.д.

           Этапы реализации программы:

    1.        Подготовительный (мотивационно – организационный)

       Изучение методической литературы и передового педагогического опыта по использованию инновационных педагогических технологий. Анализ имеющихся методических материалов по инновационным педагогическим технологиям.

    2.        Основной (внедренческий)

       Создание условий для применения инновационных педагогических технологий. Активное использование в работе с обучающимися  эффективных инновационных технологий, форм и методов обучения и воспитания..

    3.        Заключительный (обобщающий)

       Подведение итогов эффективности использования инновационных педагогических технологий в совместной деятельности педагога и обучающихся.

    Ожидаемый результат:

    -расширение диапазона знаний и возможностей для творческой деятельности обучающихся;

    - обогащение содержания изучаемого материала;

    - повышение уровня мотивации;

    - повышение качества обучения и воспитания;

    - сохранение и укреплению здоровья обучающихся.

                        Педагогических технологий формы и методы.

    Педагогическая технология

    Методы и формы

    Результаты:

    Игровая

     

    -Метод активного обучения. (Игра – фантазия: Путешествие по Стране Рукоделия).

    -Метод взаимного обучения (коллективное, групповое, парное).

    Выставки-ярмарки

    Творческие мастерские

    Мастер-классы

    -повышение мотивации обучающихся,

     -профессионально-практическая направленность занятий.

    Информационно - коммуникативная

    Цель: активизация познавательной деятельности обучающихся на занятиях и при проведении досуговых мероприятий с целью обогащение содержания. 

    -Метод активного обучения. (Ролевая  игра: Детская видеостудия «Взгляд»).

    -развитие различных видов мышления;

    -углубление межпредметных связей;

    -расширение диапазона знаний и возможностей для творческой деятельности обучающихся;

    - обогащение содержания изучаемого материала.

    Проектная

    Цель: 

    -создать условия, при которых обучающиеся:

    самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

    Методы активизации творческого мышления

    (мозговой штурм);

    Метод взаимного обучения (коллективное, групповое, парное)

    -усвоение способов организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки.

    Здоровьесберегающая

    Цель: 

    -формирование психически устойчивой, физически развитой нравственной личности.

    -сохранение здоровья обучающихся;

    -повышение качества образовательного процесса:

    -удовлетворение личностных потребностей, обучающихся в образовании;

    -усиление мотивации обучения,

    -повышение уровня познавательной активности,

    - благоприятный психологический климат, создание ситуации успеха.

    Инновационные технологии и формы работы с обучающимися.

    1.        Игровая технология. 

    Так как игра - это естественная для ребёнка и гуманная форма воспитания и получения им знаний, то всю педагогическую деятельность  можно построить на использовании игровых технологий. Ценность игровых технологий состоит в том, что игра, являясь развлечением, способна перерасти в обучение, в творчество.

      Программа творческого объединения  “Мастерица” включает в себя несколько разделов:      основы конструирования, моделирования одежды,      основы вязания крючком, основы вышивки, основы  лоскутного шитья,  знакомство с русским народным творчеством,  русским народным костюмом,   изготовление сувениров.

            Игра – путешествие  помогла систематизировать, разнообразить учебный процесс, сделать его более интересным,  доступным. Появилась возможность более четкой мотивации того или иного действия. Погружение в сказку, где есть добро и зло, с которым надо бороться (Лень), делает детей более восприимчивыми, более открытыми к обучению. В  их понимании они не просто учатся, а решают очень важные вопросы, помогают кому-нибудь, и от их  умений и знаний многое зависит. Дети путешествуют по придуманному миру, фантазируют, при этом  работают руками – шьют, вышивают, вяжу. Качество обучения и воспитания  повышается потому, что детям интересно, они чувствуют себя легко и  спокойно. Ребенок, получает удовольствие от общения от игры, а значит и от работы, которую выполняет.

    Игра – фантазия: Путешествие по Стране Рукоделия. Основные цели:  

    •        Разнообразие учебного процесса;

    •        Повышение интереса к рукоделию, шитью;

    •        Расширение кругозора;

    •        Систематизация тем;

    •        Развитие фантазии;

    •        Воспитание доброго отношения друг к другу и к окружающим.  

           Игры-упражнения способствуют развитию познавательных способностей ребят, закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Ребусы, викторины, кроссворды  помогают детям закрепить изученный учебный материал, а педагогу выявить уровень знаний детей по определенной теме программы.

       Игры-соревнования. Дети, разделившись на команды, соревнуются, демонстрируя умения и навыки, полученные на занятиях. При выполнении конкурсных заданий, учатся работать в команде, проявляют смекалку, демонстрируют кругозор.

     Сюжетные (ролевые) игры. Действия инсценируется в определенных условиях, обучающиеся играют определенные роли «Ателье мод», «Мастерская Снегурочки»,  «Город  мастеров».

        2.        Информационно - коммуникативные технологии. Использование  информационно - коммуникативных технологий стало новым и эффективным средством по приобщении обучающихся к активному освоению окружающего мира в разных его проявлениях, развитию творческих, познавательных способностей. Применение мультимидийного оборудования помогает сделать образовательный процесс интересным, насыщенным и занимательным. Используемый материал содержит в себе элементы необычного, удивительного, и приём  удивления ведёт за собой процесс понимания.

                3. Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познает мир и воплощает новые знания в реальный продукт.

         Проектная деятельность способствует повышению качества образования, результативности учебного процесса.

    Активизирует познавательный интерес обучающихся, расширяет их кругозор, развивает навыки самостоятельной работы: умение находить и отбирать необходимую информацию, использовать  её для решения поставленных задач. Работа над проектом развивает у обучающихся «командный дух», коммуникабельность, умение сотрудничать, способствует повышению личной уверенности каждого участника, значимости. Учебная деятельность приобретает поисковый и творческий характер, помогает педагогу  раскрыть творческий потенциал обучающихся.  Метод проектов  отвечает требованиям современного образования, поскольку он является и практико-ориентированным, и личностно-ориентированным. Он позволяет индивидуализировать учебный процесс.

       На протяжении всего обучения совместно с технологическим обучением, параллельно идет знакомство с художественными, литературными и музыкальными произведениями. Таким образом,  дети получают не только трудовые и профессиональные качества, но и приобщаются к искусству, культуре, традициям разных стран, расширяют кругозор.

    4.        Здоровье сберегающие технологии. Формирование у детей ответственного  отношения к своему здоровью – является одной из главных задач педагога. В разные виды деятельности включаются: физкультминутки на занятиях,  упражнения на релаксацию для предупреждения и коррекции психоэмоционального напряжения детей, подвижные игры и танцевально - ритмические паузы (под музыку) на переменах.

    Результаты использования инновационных технологий:

    - повысилась уверенность обучающихся в собственных силах;

    - качественное усвоение знаний, развитие интеллекта и творческих способностей;

    -усиление мотивации на успешную учебную деятельность;

    -повышения умения адекватно оценивать себя:

    -развитие познавательных интересов и творческой активности обучающихся;

    -развитие умения мыслить адекватно;

    -развитие «чувства локтя», коммуникабельности.

    - Продолжить мониторинг  интеллектуального развития.

    - Шире внедрят в учебный процесс возможности ИТК технологий.

    - Углубить уровень использования проектной технологии.

    -  Продолжить реализовывать игровую технология.

    -  Продолжать использовать здоровьесберегающие технологии.

                                            Используемая литература:

    1.Андреева В.А. Педагогические технологии. М.: Профессионал – Ф, 2001

    2. Безголева Г.В. Игровые педагогические технологии М.: ИРПО, 2000

    3. Буланова – Топоркова В.М. Педагогические технологии Ростов п/д  Март 2002

    4. Плешакова А.Б. Игровые технологии в учебном процессе: [Пед. вузы]/ А.Б.Плешакова / Современные проблемы философского знания. Пенза,2002. Т. Вып.3.C. 44-53.

    5. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. //Учебное пособие для студ. пед. вузов и системы пов. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под ред. Е. С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 272 с.

     Финогенов А.В. Игровые технологии в школе: Учеб- метод. пособие/ А.В.

    https://vogazeta.ru/articles/2018/8/13/blog/4268-shkola_ne_izmenitsya_poka_my_ne_izmenimsya_ 

    https://infourok.ru/sovremennie-pedagogicheskie-tehnologii-v-realizacii-fgos-1560318.html

    http://student39.ru/lector/Metody-_priemy_i_formy_obucheniya/ 

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Игра как метод обучения и развития творческих способностей учащихся детского творческого объединения.

    В статье рассматривается организация и проведение сюжетно-ролевой игры "День Земли"....

    Совершенствование форм и методов развивающего обучения на уроках русского языка в школе с этнокультурным компонентом.

    Главная цель развивающего обучения состоит в том, чтобы подготовить учащихся к самостоятельному освоению знаний, поиску истины, а также к независимости в повседневной жизни (способности «жить своим ум...

    Совершенствование форм и методов развивающего обучения на уроках русского языка в школе с этнокультурным компонентом.

    Главная цель развивающего обучения состоит в том, чтобы подготовить учащихся к самостоятельному освоению знаний, поиску истины, а также к независимости в повседневной жизни (способности «жить своим ум...

    Модернизация словесно-наглядных методов обучения (создание учебных презентаций). Создание мультимедийных (интерактивных) дидактических материалов, использование Интернет-ресурсов для занятий творческого объединения «Компьютерный дизайн»

    За четыре года опытно-экспериментальной работы был создан и апробирован пакет мультимедийных дидактических и методических материалов таким разделам как «Создание рабочей папки по проекту. Создание эле...

    Календарно-тематический план группы №1 занятий творческого объединения «Мастерица» на 2015-16 учебный год по программе «Увлекательное рукоделие»

    Календарно-тематический план группы №1    занятий творческого объединения «Мастерица» на 2015-16 учебный год по программе «Увлекательное рукоделие»  2,3, 4,...

    Применение диалогического метода обучения на занятиях в объединении технической направленности

              Данная статья раскрывает преимущества применения одного из методов проблемно-развивающего обучения детей в системе дополнительного образования, его целес...