Главные вкладки

    Модернизация словесно-наглядных методов обучения (создание учебных презентаций). Создание мультимедийных (интерактивных) дидактических материалов, использование Интернет-ресурсов для занятий творческого объединения «Компьютерный дизайн»
    компьютерная программа (9 класс) на тему

    Никонова Ольга Алексеевна

    За четыре года опытно-экспериментальной работы был создан и апробирован пакет мультимедийных дидактических и методических материалов таким разделам как «Создание рабочей папки по проекту. Создание электронных папок», «Библиографические    правила    цитирования    источников.     Работа    с    различными источниками. Обсуждение с учащимися возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав. Электронные ресурсы для учебного проекта. Информационная безопасность», «Использование электронных энциклопедий в деятельности по проекту. Поиск полезной информации в Интернете», «Использование текстового редактора в проектной работе. Структура документа. Формулировка темы учебного проекта. Служебное письмо. Докладная записка. Справка. Договор. Акт. Приказ. Протокол», «Работа с  графическим редактором  -  создание  изображения, внесение   текста   в   изображение», «Подготовка     учащимися     мультимедийных     презентаций     результатов исследования», «Технология    создания    публикаций.     Создание    публикаций    учащихся    в    виде информационного бюллетеня и буклета».

     Сформировано наглядно-образное представление учебного материала, способствующее повышению качества знаний и развитию познавательных интересов обучающихся, учащиеся овладели теоретическими основами и практическими навыками работы, обеспечивающими развитие познавательных интересов, произвольного и непроизвольного внимания, увеличению объема памяти и внимания. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon otchet_nikonova_o.a.doc255.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Дубны Московской области»

    ОТЧЕТ

    о  выполнении индивидуального плана

    опытно-экспериментальной работы

    ФИО           Никонова Ольга Алексеевна 

    МБОУ  «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Дубны Московской области»

    Должность, предмет  заместитель директора школы по воспитательной работе

    Срок реализации     2009 -  2013

    Тема работы: Модернизация словесно-наглядных методов обучения (создание учебных презентаций). Создание мультимедийных (интерактивных) дидактических материалов, использование Интернет-ресурсов для занятий творческого объединения «Компьютерный дизайн»

    Классы: 7-9

    Куратор работы  Замятина Наталья Анатольевна

    г. Дубна, 2012


    2. Оглавление:

    1. Карта научно-методической (научно-практической, опытно-экспериментальной работы)
    2. Анализ решения задач опытно-экспериментальной работы (ОЭР)
    3. Список литературных источников и интернет – ресурсов, используемых в процессе опытно-экспериментальной работы
    4. Освоение новых технологий, самообразование использования средств ИКТ в ходе ОЭР
    5. Тематическое планирование с реестром используемых ресурсов (авторских и Интернет-ресурсов), ссылка на страницу Банка методических разработок педагогов образовательных учреждений г. Дубны Московской области

    3. Карта научно-методической (научно-практической, опытно-экспериментальной) работы (план работы над индивидуальной образовательной траекторией)

    I. Общие сведения

    Ф.И.О. педагога

    Образовательное учреждение, адрес с индексом, телефон, e-mail

    Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

    Стаж работы в должности

    Никонова Ольга Алексеевна

    Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 2  

    г. Дубны Московской области"

    г. Дубна, ул. Школьная, д. 3

    school2@uni-dubna.ru

    Зам. директора по ВР,

    учитель химии

      лет

    Наименование программы: Муниципальная «Программа информатизации общего и дополнительного образования на 2009-2013 г.г.»

    Проекты программы:

    1. Основной проект «Технологии использования мультимедийного оборудования».
    2. Вспомогательные проекты:
    •  «Технология использования интерактивных,  мультимедийных обучающих программ, учебников нового поколения с интерактивными и мультимедийными приложениями и Интернет- ресурсов (обучающие информационные ресурсы)».

     

    II. Сущностные характеристики научно-методической (научно – практической, опытно- экспериментальной) работы

    Характеристики научно-методической (научно – практической, опытно- экспериментальной) работы

    Содержание

    1. Тема работы

    Модернизация словесно-наглядных методов обучения (создание учебных презентаций). Создание мультимедийных (интерактивных) дидактических материалов, использование Интернет-ресурсов для занятий творческого объединения «Компьютерный дизайн»

    2. Источник изменений (противоречия, новые средства и технологии обучения, новые условия образовательной деятельности и др.)

    Отработка форм организации учебной деятельности (индивидуальные, парные, групповые включая основы проектной деятельности в дополнительном образовании)

    Модернизация форм обучения происходит за счет внедрения современных технологий и качественных электронных и цифровых образовательных ресурсов в учебный процесс. Создание наглядных учебных пособий,  обеспечивающих наглядно-образное восприятие учебного материла, способствующего максимальному усвоению объема учебной информации.

    3. Идея изменений (в чем сущность опыта: в использовании образовательных, информационно-коммуникационных технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса и др.).

    В использовании образовательных, информационных технологий, средств обучения и цифровых образовательных ресурсов для модернизации словесно-наглядных методов обучения:

    • Многоуровневая сложная презентация учебного материала (с использованием мультимедиа, интерактива, гиперссылок и др.),
    • Использование средств обучения: видео фильмов или фрагментов, аудио фрагментов и визуального ряда в виде иллюстраций, таблиц, схем, диаграмм.
    • Текстовые материалы в формате Word (описание, рекомендации, инструкции, раздаточный материал для учащихся).
    • Готовые программные продукты, интернет-ресурсы с необходимым объемом информации и содержанием.

    4. Концепция изменений (способы и преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски, др.)

    Информационные технологии и цифровые образовательные ресурсы позволяют образно и наглядно представить учебный материал.

    Немаловажным преимуществом создания мультимедийных и интерактивных дидактических материалов является возможность комплексного применения средств обучения (аудио, видео, интерактива, моделинга и др.) с возможностью последующих изменений и дополнений.

    Объем материала позволяет тиражировать дидактические материалы на переносные накопительные устройства учащихся для домашнего пользования. Это становится наиболее актуальным. Если учебный материал содержит опорные схемы, таблицы и др.

    Создание интерактивных и мультимедийных дидактических материалов, является очень трудоемким процессом, требующим значительных затрат времени.

    5. Условия реализации изменений (материально-техническое, ресурсное обеспечение, др.)

    Материально-техническое обеспечение:

    • Компьютер,
    • проектор,
    • сканер

    Ресурсное обеспечение:

    • Готовые программные продукты.
    • Интернет-ресурсы. Коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР)
    • Интернет-ресурсы. Коллекция электронных образовательных ресурсов (ЭОР).
    • Программное обеспечение для монтажа видео-файлов

    6. Общий результат изменений

     Отработанные формы, методы и технологии дополнительного образования детей компьютерной графике.

    Создание качественного образовательного ресурса достаточного по объему и содержанию для обеспечения учебно-воспитательного процесса, усвоения учебного материала учащимися, развития познавательных интересов, способствующих повышению качества знаний.

    Наглядно-образное представление учебного материала, способствующее повышению качества знаний и развитию познавательных интересов обучающихся.

    Выполнение практической части учебных программ на качественно новом уровне и в полном объеме, что в свою очередь способствует повышению качества знаний.

    7. Субъектный результат для ученика (качество знаний, развитие типов мышления, воображения, приобретение новых знаний, умений и навыков, формирование различных личностных качеств, освоение различных способов деятельности и т.д.).

    1. Овладение новыми технологиями и практикоориентированное их применение.
    2. Качество ЗУН, выполнение практической части учебных программ дополнительного образования детей.
    3. Развитие практических умений и навыков работы с использованием соответствующих программных продуктов.
    4. Мотивация к обучению и развитие познавательных интересов.
    5. Развитие коммуникативных навыков (работа в парах, группах).
    6. Развитие творческого потенциала обучающихся.
    7. Приобретение новых  компетенций:
    • технологии применения прикладного программного обеспечении,
    • знания, умения и навыки эффективной эксплуатации оборудования и инновационного ресурсного обеспечения,
    • технология работы в условиях сетевого взаимодействия.

    И др.

    8. Субъектный результат для учителя (приобретение новых компетенций).

    1. Эффективное применение новых педагогических инструментов, таких как: интерактив, моделинг, мультимедиа.

    2. Новые технологические компетенции:

    • совершенствование технологии применения прикладного программного обеспечении,
    • знания и умения эффективной эксплуатации техники и инновационного ресурсного обеспечения,
    • технология проведения учебных занятий в условиях компьютерного класса, либо с применением передвижного компьютерного класса,
    • технология работы в условиях сетевого взаимодействия.
    1. Знание программного обеспечения (интерактивных и мультимедийных обучающих программ) для обеспечения практических работ.
    2. Овладение формами и методами организации учебной деятельности обучающихся с применением компьютерной техники.
    3. Овладение теоретическими основами и практическими навыками работы, обеспечивающими развитие познавательных интересов, произвольного и непроизвольного внимания, увеличению объема памяти и внимания обучающихся.
    4. Овладение коммуникационными технологиями, обеспечивающими дистанционное консультирование и общение с руководителем темы.

    8.1 Наличие общих представлений в сфере ИКТ

    1. Представления о назначении и функционировании ПК, устройствах ввода-вывода информации, компьютерных сетях
    2. Представления о гигиене компьютера и защите информации
    3. Представления о возможностях использования ИКТ в образовательном процессе

    8.2 Наличие общих представлений в сфере мультимедиа

    1. Общие представления об оцифровке звука и изображения
    2.  Представления о программных средствах записи и воспроизведения звука и изображения

    8.3 Технологии в сфере мультимедиа

    1. Технология создания озвученных слад-шоу в специализированных программах.
    2. Технология редактирования видео и аудио файлов

    8.4 Технологии использования оборудования

    1. Технология использования мультимедийного проектора.

    4. Технология использования сканера.

    5. Технология использования принтера.

    8.5 Владение навыками пользователя офисных технологий в контексте подготовки дидактических средств по предметной области и рабочих документов

    1. Приёмы подготовки педагогических целесообразных презентаций
    2. Приёмы построения графиков и диаграмм

    3. Технология сканирования, распознавания, форматирования текста

    4. Приёмы работы с электронными таблицами (простые расчёты, построение графиков, диаграмм)

    5. Простейшие приёмы использования audio-video форматов в документах и презентациях

    7. Приёмы рисования с помощью встроенных инструментов векторной графики (работа с панелью «Рисование»)

    8.6 Владение технологией подготовки графических иллюстраций на основе растровой графики

    1. Представления о формировании и основных моделях отображения цвета
    2. Представления о форматах сохранения изображений
    3. Технология сканирования изображений и их сохранение, преобразование форматов
    4. Технология простейшей коррекции и оптимизации растровых изображений (сжатие) для последующего использования в презентациях и Web-страницах
    5. Технология работы с текстом в растровой графике
    6. Технология вывода изображений на печать

    7. Простейшие приёмы преобразования векторных форматов в растровые (графики, формулы, диаграммы, схемы)

    8. Технология использования инструментов рисования

    8.7 Владение базовыми Интернет-сервисами и технологиями

    1. Представления о Web - форумах и чатах, этике общения в Интернете.
    2. Технология работы с электронной почтой и телеконференциями
    3. Простейшие технологии работы с файловыми архивами
    4. Представления о работе с коммуникационными технологиями ICQ, MS NetMeeting, Mail.ru Агент.

    8.8 Владение основами технологии построения web-сайтов

    1. Представление о назначении, структуре, инструментах навигации и дизайне сайта.  
    2. Представления о структуре web-страницы
    3. Простейшие технологии сайтостроения, обеспечивающие возможность представления образовательной информации в форме сайта - файловой системы. Технология создания сайтов в HTML, FrontPage, конструкторе сайтов.  

    4. Приёмы вставки в Web-страницу математических (химических) формул и уравнений

    5. Приёмы работы с преформатированными текстами (вставка в web-страницу стихотворных фрагментов)

    6. Представления о принципах Web-дизайна
    7. Приёмы подготовки шаблонов дизайна сайта

    8. Технология редактирования и вставки графических объектов для Web.

    III. Этапы выполнения работы.

    Этапы

    Содержание

    Сроки

    Представление промежуточных результатов.

    1 этап – технологический, общеметодический

    1. Работа над проектом создания учебного пособия (структура, содержание и др.)

    2. Освоение новых технологий:

    • знакомство с интерактивными и мультимедийными обучающими программами, Интернет- ресурсами;

    3. Изучение инновационного опыта по данной теме.

    4. Освоение технологии создания многоуровневых, сложных презентаций.

    5. Изучение методических рекомендаций разработчиков программных продуктов.

    6. Выбор оптимальных форм взаимодействия с методистом – куратором.

    7. Дистанционные консультации с куратором и педагогами с использованием коммуникационных средств.

    8. Изучение литературы по данному направлению.

    2011 - 2013 г

    1. Собеседование с куратором работы.
    2. Плановые консультации с куратором работы, представление результатов по предыдущим вопросам консультирования.
    3. Сообщения, доклады на заседаниях ШМО, ГМО по общетехнологическим и теоретическим вопросам по изучаемой теме.

    2 этап – разработка интерактивных и мультимедийных учебных пособий.

    1. Отбор и систематизация материала, который будет использоваться при создании пособия.
    2. Создание интерактивных и мультимедийных учебных пособий.
    3. Апробация созданных пособий в учебно-воспитательном процессе, рефлексия полученных результатов.
    4. Разработка эффективной системы мониторинга и диагностики результатов деятельности учителя

    2011-2013 г

    1. Собеседование с куратором работы.
    2. Плановые консультации с куратором работы, представление результатов по предыдущим вопросам консультирования.
    3. Семинары-практикумы по ознакомлению педагогов школ города с новыми технологиями по изучаемой теме.

    3 этап – создание материальных опыта

    1. Создание каталога разработанных интерактивных и мультимедийных учебных пособий с рекомендациями по их применению.
    2. Разработки уроков.

    1. Описание опыта (доклад, реферат, статьи из опыта работы).

    2013 г

    2011-2013гг.

    2012-2013 гг.

    1. Согласование структуры содержания каталога (макет).

    2. Согласование содержания методических рекомендаций.

    3. Согласование планов-конспектов уроков.

    4.Отчет с перечнем о проведенных уроках.

    4 этап – систематизация и обобщение полученных результатов.

    1. Экспертная оценка полученных результатов.

    2. Систематизация и обобщение опыта работы.

    3. Продвижение и распространение опыта работы.

    4. Оформление материалов для размещения в банке данных

    2013

    1. Планирование модульных курсов по распространению опыта:
    • теоретическая часть.
    • практическая часть (отработка технологического компонента),
    • практическая работа  (разработка уроков).

    2. Реестр материалов, размещаемых в муниципальном Банке данных передового педагогического опыта. размещаемых в муниципальном Банке данных передового педагогического опыта.


    4. Анализ решения задач опытно-экспериментальной работы.

    Класс

    Перечень задач

    7-9

    Общий результат изменений:

    1.Отработанные формы, методы и технологии дополнительного образования детей компьютерной графике.

    2.Создание качественного образовательного ресурса достаточного по объему и содержанию для обеспечения учебно-воспитательного процесса, усвоения учебного материала учащимися, развития познавательных интересов, способствующих повышению качества знаний.

    3.Наглядно-образное представление учебного материала, способствующее повышению качества знаний и развитию познавательных интересов обучающихся.

    4.Выполнение практической части учебных программ на качественно новом уровне и в полном объеме, что в свою очередь способствует повышению качества знаний.

    Субъективный результат изменений для ученика:

    1. Эффективное применение новых педагогических инструментов, таких как: интерактив, моделинг, мультимедиа.

    2. Новые технологические компетенции:

    • совершенствование технологии применения прикладного программного обеспечении,
    • знания и умения эффективной эксплуатации техники и инновационного ресурсного обеспечения,
    • технология проведения учебных занятий в условиях компьютерного класса, либо с применением передвижного компьютерного класса,
    • технология работы в условиях сетевого взаимодействия.
    1. Знание программного обеспечения (интерактивных и мультимедийных обучающих программ) для обеспечения практических работ.
    2. Овладение формами и методами организации учебной деятельности обучающихся с применением компьютерной техники.
    3. Овладение теоретическими основами и практическими навыками работы, обеспечивающими развитие познавательных интересов, произвольного и непроизвольного внимания, увеличению объема памяти и внимания обучающихся.

    Овладение коммуникационными технологиями, обеспечивающими дистанционное консультирование и общение с руководителем темы.

    За четыре года опытно-экспериментальной работы был создан и апробирован пакет мультимедийных дидактических и методических материалов таким разделам как «Создание рабочей папки по проекту. Создание электронных папок», «Библиографические    правила    цитирования    источников.     Работа    с    различными источниками. Обсуждение с учащимися возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав. Электронные ресурсы для учебного проекта. Информационная безопасность», «Использование электронных энциклопедий в деятельности по проекту. Поиск полезной информации в Интернете», «Использование текстового редактора в проектной работе. Структура документа. Формулировка темы учебного проекта. Служебное письмо. Докладная записка. Справка. Договор. Акт. Приказ. Протокол», «Работа с  графическим редактором  -  создание  изображения, внесение   текста   в   изображение», «Подготовка     учащимися     мультимедийных     презентаций     результатов исследования», «Технология    создания    публикаций.     Создание    публикаций    учащихся    в    виде информационного бюллетеня и буклета».

     Сформировано наглядно-образное представление учебного материала, способствующее повышению качества знаний и развитию познавательных интересов обучающихся, учащиеся овладели теоретическими основами и практическими навыками работы, обеспечивающими развитие познавательных интересов, произвольного и непроизвольного внимания, увеличению объема памяти и внимания.

     

     

     


    5. Список литературных источников и интернет – ресурсов, используемых в процессе опытно-экспериментальной работы

    1. Литература для учителя:

    1. Агеева И.Д. Занимательные материалы по информатике и математике. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
    2. Intel «Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft). Под ред.Е.Н. Ястребцевой, Я.С.Быховского. - Учебное пособие. - 4-е изд., испр.- М.:Изд.-торговый дом «Русская редакция», 2004.
    3. Воронкова О.Б. Информатика: методическая копилка преподавателя. Ростов н /Д: Феникс, 2007.
    4. Денисов А. Интернет: самоучитель. - СПб: Питер, 2000.
    5. Информатика в схемах и таблицах/ авт.-сост. И.Ю.Гусева - СПб. Тригон, 2005.
    6. Молодцов В.А., Рыжикова Н.Б. Современные открытые уроки информатики 8-11 классы: Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003.
    7. Новейший самоучитель по работе в Интернете/Под.ред.С.Симоновича.-М.:Десс; Инфорком-Пресс, 2000.
    8. Основные современные концепции творчества и одаренности/Под ред.Д.Б.Богоявленской, М.: Молодая гвардия, 1997.
    9. Основы компьютерных сетей: Учебное пособие.- 2-е изд. - М.:Бином. Лаборатория знаний, 2007.
    10. Основы программирования на примере Visual Basic. Net®: учебное пособие. - 3-е изд., испр. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2007.
    11. Симонович СВ., Евсеев Г.А., Алексеев А.Г. Специальная информатика: Учебное пособие. - М.: ACT-ПРЕСС КНИГА, 2005.
    12. Тихонов А.И. Публикация данных в Internet./Под.ред. В.А. Филикова. М.: Изд-во МЭИ, 2000.
    13. Шафран Э. Создание web-страниц: Самоучитель. - СПб.: Питер, 1999.
    14. www.informatika.ru

                    *

    1. www.relcom.ru/computerlow
    2. www. 1 septembre.ru
    3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Методическое пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
    4. Стрелкова Л.М. Photoshop. Практикум - М.: Интеллект-Центр, 2006.
    5. Как перейти с компьютером на ТЫ. Творческие проекты и оригинальные решения - "ЗАО Издательский Дом Ридерз Дайджест", 2008.
    6. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
    7. Богомолова О.Б. Логические задачи. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
    8. Горбунова Л.Н., Лунина Т.П. Клуб весёлых информатиков. - Волгоград: Учитель, 2009.
    9. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов "Информатика". - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
    10. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
    11. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)


    6. Освоение новых технологий, самообразование использования средств ИКТ в ходе ИОЭР

    Семинары, конференции, мастер-классы, вебинары и др., в которых принимала непосредственное участие в роли слушателя

    Дата

    Название мероприятия

    1.

    30.03.2009

    IV Городская конференция «Современная практика информатизации образования»

    2.

    22.03.2011

    VI Городская конференция «Современная практика информатизации образования»

    3.

    27.03.2012

    Городская конференция  «Современная практика модернизации образования»

    4.

    11.2012

    ГМО учителей-предметников «Применение ЭОР в учебно-воспитательной деятельности»

    Дата

    Название мероприятия

    1

    2011

    ГБОУ ВПО МО Университете «Дубна» «Использование программного комплекса оперативного управления «Виртуальная школа» в деятельности заместителя директора ОУ по УВР», 72ч., квалиф. аттестат №244

    Квалиф. аттестат №244

    2

    2011

    ГБОУ ВПО МО Университете «Дубна» «Использование программного комплекса оперативного управления «Виртуальная школа в деятельности учителя-предметника и классного руководителя»

    72 часа.

    Квалификационный аттестат № 244

    3

    2012

    Открытый Евразийский институт «Организация дистанционного образования детей-инвалидов», 144

    Свидетельство № 370-ПК/12


    Тематическое планирование с реестром используемых ресурсов

     http://oit.uni-dubna.ru/bank1/ou02/nikonova2.htm   - Ссылка на персональную страницу Банка методических разработок педагогов образовательных учреждений г. Дубны Московской области

    Поурочное  планирование объединения дополнительного образования

    «Компьютерный дизайн» 

    Реализация программы по географии  рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).

    Темы проектов

    Ресурс

    I.

    Вводное занятие. Цели и задачи кружка

    Папка №1

    Интернет-ресурс

    1.1

    Безопасная работа в компьютерном классе. Формы организации и проведения занятий.

    Техника безопасности при работе в компьютерном классе.

    1.2

    Вводное тестирование

    II.

    Основы проектирования. Планирование учебного проекта.

    2.1

    Подготовка к разработке учебного проекта. Нацеленность учащихся на конкретный результат проекта, созданным ими как результат их самостоятельной познавательной, исследовательской, творческой деятельности. Планирование учебного проекта. Работа над проектом в группе. Распределение задач по исполнителям.

    2.2

    Создание рабочей папки по проекту. Создание электронных

    папок.

    Папка №2

    (http://school-collection.edu.ru/)

    III.

     Информационные материалы к проекту

    3.1

    Библиографические    правила    цитирования    источников.     Работа    с    различными

    источниками. Обсуждение с учащимися возможных источников информации, вопросов

    защиты авторских прав. Электронные ресурсы для учебного проекта. Информационная

    безопасность.

    Папка №3

    Интернет-ресурс

    3.2

    Использование электронных энциклопедий в деятельности по

    проекту. Поиск полезной информации в Интернете.

    Папка №4

    Интернет-ресурс

    IV.

    Создание дидактических и методических материалов. Виды организационно-распорядительных документов.

    4.1

    Использование текстового редактора в проектной работе. Структура документа. Формулировка темы учебного проекта. Служебное письмо. Докладная записка. Справка. Договор. Акт. Приказ. Протокол

    Папка №5

    Интернет-ресурс

    4.2

    Оформление организационно-распорядительной документации. Форматирование шрифта и абзацев.

    4.3

    Таблицы.

    Папка №6

    Интернет-ресурс

    4.4

    Создание дидактических материалов в текстовом редакторе. Корректировка описания проекта.

    V.

    Обработка графической информации

    1

    Обзор графических редакторов. Графические примитивы

    2

    Работа с  графическим редактором  -  создание  изображения, внесение   текста   в   изображение,

    Папка №7

    Интернет-ресурс

    3

    Рисунки и фотографии. Форматы графических файлов

    4

     вырезание   и   копирование   части   изображения,

    преобразование   изображения,   использование   масштабирования  для   редактирования

    изображения.

    5

    Сохранение отдельных текстовых,

    графических, звуковых файлов, видеороликов из Интернета.

    www.informatika.ru

    6

    Сохранение отдельных текстовых,

    графических, звуковых файлов, видеороликов из Интернета.

    VI.

    Создание мультимедийной презентации

    1

    Использование   мультимедийных   презентаций   в   учебной   деятельности.      

    Папка №9

    Интернет-ресурс

    2

    Создание и разметка слайда. Редактирование слайда

    3

    Способы  создания презентации.  Планирование презентации и слайда. Дизайн презентации и макеты слайдов. Звуки и изображения. Критерии оценивания презентаций

    4

    Сортировка

    слайдов.  

    5

    Подготовка     учащимися     мультимедийных     презентаций     результатов исследования.

    Папка №10

    Интернет-ресурс

    6

    Подготовка     учащимися     мультимедийных     презентаций     результатов исследования.

    VII.

    Анимация. Понятие анимации.

    Папка №11

    Интернет-ресурс

    1

    Анимационные элементы. Средства управления анимацией. Визуализация анимации.

    2

    Создание и редактирование анимации.  Настройка анимации объектов слайда.

    3

    Смена слайдов. Настройка и показ электронной презентации

    4

    Смена слайдов. Настройка и показ электронной презентации

    VIII.

    Создание публикации

    1

    Технология    создания    публикаций.     Создание    публикаций    учащихся    в    виде информационного бюллетеня и буклета.    

    Папка №12

    Интернет-ресурс

    2

    Планирование текста, создание оглавления. Поиск необходимой информации.  Создание  собственных визиток,  пригласительных

    билетов, используя ту же методику, что и при работе над публикациями.

    3

    Создание   публикации   учащегося.   Критерии   оценивания публикаций. Корректировка описания проекта.

    IX.

    Электронные таблицы в проектной работе

    1

    Работа с электронной таблицей (ввод текста, чисел и формул, автоматическое заполнение

    ячеек, вычисления в таблице, создание диаграмм, создание отчета на основе электронной

    таблицы).

    Папка №13

    Интернет-ресурс

    2

    Ввод   и   редактирование   данных.  

    3

    Форматирование   таблиц.

    4

    Создание диаграмм

    Папка №14

    Интернет-ресурс

    5

    Создание дидактических материалов по проекту.

    X.

    Возможности Интернета. Инструменты и средства

    1

    История развития Internet.

    2

    Создание   собственного   электронного   адреса.  

    http://pspo.it.ru/file.php/1/sozd_emial.pdf

    3

    Локальные сети: сетевой адаптер, сервер, станция

    (клиент),  канал  связи.  Глобальные  сети:  модем,  передача данных,  доступ  к  сети.

    4

    Знакомство с возможностями электронной почты для поиска партнеров по проекту.

    Основные службы Internet. Общие принципы функционирования электронной почты.

    http://www.kgau.ru/istiki/umk/itecon/2_4_2_4_4______internet.htm

    5

    Заполнение адресной книги. Операции с корреспонденцией

    6

    . Internet. WWW. Web - сайты, обращение к нужным

    Web-страницам.   Технология поиска информации в сети.   Браузеры. Правила сетевого

    (телекоммуникационного) этикета.

    XI.

    Способы проектирования модели сайта. Введение в технологию создания Web-сайтов.

    1

    Функции, эскиз, карта сайта.

    2

    Функциональные особенности web-сайта, содержание web-сайта.

    3

    Понятие наиболее общих тенденций «сайтостроения» и тематики создаваемых Интернет-ресурсов.

    4

    Создание   структуры   web-сайта   проекта.  

    http://inform-ikt.narod.ru/book15.htm

    5

    Создание   структуры   web-сайта   проекта.  

    6

    Создание   структуры   web-сайта   проекта.  

    7

    Логотип,   баннер, фирменный стиль сайта.

    XII.

    Виды сайтов. Создание страниц сайта

    1

    Структура web-страницы. Основные элементы web-страниц. Гипертекст. Браузер. Тег.

    Разметка. Заголовок.

    2

    Структура web-страницы

    3

    Ввод текста, форматирование текста, включение в документ таблиц, графиков, изображений. Оформление гиперссылок.

    4

     Разработка   web-сайта.    Создание    гиперссылок

    5

    Разработка   web-сайта.    Создание    гиперссылок

    XIII.

    Сборка и установка сайта. Web- дизайн сайта. Internet и авторское право.

    http://www.maxcreative.ru/

    1

    Гипертекстовые ссылки. Внутренние ссылки. Активные ссылки. Посещенные ссылки. Абсолютные адреса. Относительные адреса.

    2

    Объединение и размещение разработанных материалов на едином информационном ресурсе - web- сайте. Дополнительные эффекты на сайте.

    3

    Объединение и размещение разработанных материалов на едином информационном ресурсе - web- сайте. Дополнительные эффекты на сайте.

    4

    Объединение и размещение разработанных материалов на едином информационном ресурсе - web- сайте. Дополнительные эффекты на сайте.

    5

    Объединение и размещение разработанных материалов на едином информационном ресурсе - web- сайте. Дополнительные эффекты на сайте.

    6

    Объединение и размещение разработанных материалов на едином информационном ресурсе - web- сайте. Дополнительные эффекты на сайте.

    7

    Объединение и размещение разработанных материалов на едином информационном ресурсе - web- сайте. Дополнительные эффекты на сайте.

    XIIII.

    Выполнение индивидуальных и коллективных проектов

    1

    Отладка. Редактирование.

    2

    Содержание и оформление web-сайтов. Гипертекстовая  структура.

    3

    Администрирование  сайта. Протоколы передачи.

    4

    Выполнение индивидуальных творческих работ.

    5

    Выполнение индивидуальных творческих работ.

    6

    Выполнение индивидуальных творческих работ.

    7

    Выполнение индивидуальных творческих работ.

    XV

    Зачетные мероприятия. Подведение итогов

    1

    Демонстрация - зачет готовых проектов учащихся.  

    2

    Демонстрация - зачет готовых проектов учащихся.  


    6. Распространение опыта работы в рамках ИОЭР

    Учебный год

    Тема публикации

    Название сборника

    Уровень публикации

    2008-2009

    Сценарий последнего звонка в 11 классе

    Организация внеклассных мероприятий с использованием информационных технологий. Сценарии праздника "Последний звонок". Из опыта работы общеобразовательных школ города Дубны, с.40-46

    муниципальный

    2008-2009

    Проделки нечисти лесной. Новогоднее тетрализованное представление для младших школьников

    Организация внеклассных мероприятий с использованием информационных технологи. Сценариии Новогодних праздников. Из опыта работы общеобразовательных школ города Дубны, с.82-86

    муниципальный

    2008-2009

    Сценарий выпускного вечера в 9 классе

    Организация внеклассных мероприятий с использованием информационных технологий. Сценарии праздника "Выпускной вечер". Из опыта работы общеобразовательных школ города Дубны, с. 15-19

    муниципальный


    Распространение опыта работы (из выступлений на конференциях, семинарах, мастер-классы, открытые уроки)

     «Создание многоуровневых сложных презентаций, применяемых в учебной и внеклассной деятельности»

    (Из выступления на ШМО классных руководителей 15.11.2011г.)

    В последние 10-15 лет компьютеры и компьютерные информационные технологии активно входят в нашу жизнь. Компьютер сегодня - это мощнейший инструмент получения и обработки информации, возможности компьютерных и сетевых технологий, их быстродействие потрясают воображение. Поэтому совершенно естественно внедрение этих средств в современный учебный процесс.

    Концепция модернизации российского образования требует качественно нового подхода к профессиональному уровню подготовки педагога, к овладению техникой и технологией проектирования объектов профессиональной деятельности. Смещение приоритетов в сторону современных информационно – коммуникационных технологий в образовании сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Эти изменения связаны:

    • с обновлением содержания, методов и организационных форм обучения;
    • с достижением новых учебных результатов;
    • с формированием в массовом порядке ИКТ – компетентности учителей предметников;
    • с использованием компьютера в преподавании всех учебных предметов.

    При использовании компьютера в преподавании у меня возникли некоторые проблемы:

    • Большинство имеющихся электронных изданий «закрыто», то есть невозможно использовать в учебном процессе отдельные фрагменты содержания: или всё, или ничего.
    • Иногда отсутствует методическое сопровождение внедрения электронных изданий.
    • Как эффективнее использовать возможности ИКТ на уроках в коррекционной школе?

    Огромная часть информации воспринимается через зрительный анализатор. Учитывая это, необходимо попробовать мобилизовать зрительное восприятие детей с отклонениями в развитии, применяя мультимедийные презентации. Презентации – это превосходное средство передачи знаний. Они гораздо более эффективны, чем обычные бумажные или электронные документы, поскольку в процесс восприятия материала включается ассоциативное мышление. Приложение PowerPoint являясь составной частью пакета Office, обладает рядом таких характеристик, которые открывают путь к совершенно новым горизонтам функциональных возможностей. Можно смело использовать электронное пособие, не боясь, что оно будет скучным и неинтересным. Поскольку, добавляя рисунки, таблицы и другие красочно оформленные специальные эффекты, слайдовые демонстрации превращаются в мощный инструмент обучения, и превращают даже самого пассивного слушателя, в активного участника презентации. При этом организовать работу по развитию наглядно-образного мышления, внимания, памяти, создать положительную мотивацию. Положительная мотивация к познавательной деятельности может быть результатом возникшего интереса к урокам.

    • Материал презентаций ориентирован на контингент моих учеников с учетом их психического, физического, эмоционального уровня развития.
    • Каждый слайд представляет собой учебный эпизод, включающий в себя самостоятельную дидактическую единицу.
    • Презентации используются не от случая к случаю, а выстроены в систему.
    • Они позволяют применять различные виды и формы учебной деятельности: получение информации, практические задания, контроль уровня знаний, и т.д.
    • Содержание презентаций помогает создавать наглядные образы.
    • Презентации обеспечивают методическую и дидактическую поддержку различных этапов урока.
    • Применение презентаций позволяет мне активизировать познавательную деятельность учащихся.

    Известно, что для развития познавательных способностей учащихся большое значение имеет накопление представлений об объектах реальной действительности, ибо без конкретных представлений невозможно формирование научных понятий. Обширная база данных призвана помочь в формировании наиболее полных, богатых содержанием образных представлений учащихся. Поэтому первым, и самым существенным этапом в переходе на новый вид работы считается создание банка изображений, анимаций и видеофрагментов. Этот процесс довольно трудоемкий, но является основополагающим в построении занятий с электронными презентациями.

    При разработке электронного пособия нужно учитывать следующие принципы разработки учебных презентаций:

    1. Оптимальный объем. Наблюдения показывают, что наиболее эффективен зрительный ряд объемом не более 80 – 100 слайдов (от 5 до 25 для учащихся коррекционной школы). Зрительный ряд из большего числа слайдов вызывает утомление, отвлекает от сути изучаемых явлений. В связи с этим встает проблема отбора видеоматериала для презентации. не должно быть «лишних» слайдов, которые не сопровождаются пояснением. Необходимо исключить дублирующие, похожие слайды.

    2. Доступность. Обязателен учет возрастных особенностей и уровня подготовки учащихся. Нужно обеспечивать понимание смысла каждого слова, предложения, понятия, раскрывать их, опираясь на знания и опыт учащихся, использовать образные сравнения.

    3. Разнообразие форм. Это требование предполагает реализацию индивидуального подхода к обучаемому, учета индивидуальных возможностей восприятия предложенного учебного материала по сложности, объему, содержанию. Разные люди в силу своих индивидуальных особенностей воспринимают наиболее хорошо информацию, представленную разными способами. Кто – то лучше воспринимает фотографии, кто – то схемы или таблицы и.т.д.

    4. Учет особенности восприятия информации с экрана. Известно, что глаз и мозг способны работать в двух режимах: в режиме быстрого панорамного обзора с помощью периферийного зрения и в режиме медленного восприятия детальной информации с помощью центрального зрения - производится тщательный последовательный анализ. Следовательно, когда человек читает текст, да еще с экрана компьютера, мозг работает в замедленном режиме. Если же информация представлена в графическом виде, то глаз переключается во второй режим и мозг работает быстрее. Именно поэтому в учебных презентациях желательно свести текстовую информацию к минимуму, заменив ее схемами, диаграммами, рисунками, фотографиями, анимациями, фрагментами фильмов. Кроме того, понятия и абстрактные положения до сознания учащихся доходят легче, когда они подкрепляются конкретными фактами, примерами и образами; и поэтому для раскрытия их необходимо использовать различные виды наглядности. Очень важным является соотношение количества различных элементов презентации и их последовательность. Понятно, что необходимо чередовать статичные изображения, анимацию и видеофрагменты. Однако практика показывает, что простое последовательное чередование элементов не совсем оправданно – учащиеся привыкают к нему, внимание рассеивается. Правильнее будет использовать эффект неожиданности и разнообразить анимационные приемы. Среда PowerPoint является в этом плане весьма удобной, позволяя создавать достаточно интересные анимации.

    5. Занимательность. Включение (без ущерба научному содержанию) в презентации смешных сюжетов, мультипликационных героев, оживляет занятие, создает положительный настрои, что способствует усвоению материала и более прочному запоминанию.

    6. Красота и эстетичность. Немаловажную роль играют цветовые сочетания и выдержанность стиля в оформлении слайдов, музыкальное сопровождение, именно от сюда вытекает необходимость наглядного обучения вообще, которое строится не на отвлеченных понятиях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых зрителями.

    7. Динамичность. Необходимо подобрать оптимальный для восприятия темп смены слайдов, анимационных эффектов. В связи с этим немаловажным представляется то, что возможность задавать параметры смены слайдов и аннимаций заложена в среде PowerPoint.

    В итоге обобщения и анализа опыта в аудиторных занятиях можно выделить наиболее важные принципы создания эффективных учебных презентаций. Успешность использования электронных учебных презентаций, созданных на основе PowerPoint воспринимаются с большим интересом и производят больший эмоциональный и образовательный эффект.

    Прошедший учебный год показал, что использования PowerPoint для создания мультимедийных презентаций, обеспечивает методическую и дидактическую поддержку различных этапов урока. Этап актуализации опорных знаний необходим для лучшего восприятия и усвоения новых знаний. Вся информация по актуализации опорных знаний представлена на одном слайде, в определенной последовательности подачи изображений на экран с использованием анимации. Продумывается цветовая гамма.

    Ключевым элементом в структуре многих уроков является изучение нового материала. С опорой на него или во взаимосвязи с ним решаются на уроках остальные вопросы: будь то закрепление, контроль и т.д. Можно при этом выделить три основных этапа: подготовку к восприятию, введение и первичное осмысление нового материала. Среди различных способов изучения нового материала можно выделить следующие: новый материал объясняется самим учителем, разбирается в ходе совместной деятельности с учащимися, либо отработан школьниками самостоятельно. Выбор каждого из этих способов зависит, прежде всего, от того, каким временем располагает учитель на уроке для изучения нового, от степени готовности школьников к его восприятию и от содержания вводимых понятий, утверждений.

    Список литературы и ресурсов интернет:

    1. Журнал «Компьютер в школе». - №1-6, 1998.
    2. Образовательным ресурс методический сайт издательства «1 сентября» (http://www.1september.ru/ru/)
    3. http://didaktica.ru/metody-obucheniya/112-naglyadnye-metody-obucheniya.html
    4. http://aida.ucoz.ru/publ/9-1-0-76
    5. http://www.vashabnp.info/publ/12-1-0-275
    6. http://window.edu.ru/window_catalog/pdf2txt?p_id=48380&p_page=22

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    МОДЕРНИЗАЦИЯ СЛОВЕСНО-НАГЛЯДНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ (СОЗДАНИЕ УЧЕБНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ)

    Необходимость в повышении наглядности материала - самая веская причина создания призентаций. Презентация может быть отличным опорным конспектом урока. Единожды сделав презентацию, мы облегчаем себе жи...

    Использование интерактивных методов обучения в учебном процессе (метод модерации)»

    Методическая разработка на тему:«Использование интерактивных методов обучения в учебном процессе (метод модерации)»...

    Использование Интернет-ресурсов и компьютерных презентаций на уроках английского языка

    Выступление на республиканской научно-практической конференции "Языковое образование в средней шк оле: проблемы и перспективы"...

    Мастер-класс «Обучение учащихся профильного класса приемам проведения социологического опроса с использованием Интернет-ресурсов»

    Мастер-класс знакомит учителей с основными этапами освоения учащимися навыков проведения социологических исследований и о возможностях использования Интернет-ресурсов. Учитель  согласен с высказы...

    Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях творческого объединения «Бусинка».

    В материале отражен опыт по использованию здоровьесберегающих технологий на занятиях творческого объединения «Бусинка» МБОУ ДОД Станции юных техников Устиновского района г. Ижевска. Прилагается к...

    Создание интерактивных дидактических материалов по математике и физике с помощью сервиса LearningApps.org

    В данной статье рассматривается актуальная для настоящего времени проблема - применение в обучении цифровых дидактических материалов, описываются преимущества создания интерактивных заданий с пом...

    Моя аттестация. Конспект занятия творческого объединения «Город мастеров» (для детей 5-7 лет) по теме: Лепка из пластилина в сочетании с природным материалом (с использованием авторской дидактической сказки) «Сказка Волшебного леса».

    Конспект занятия  творческого объединения «Город мастеров» (для детей 5-7 лет) по теме:Лепка из пластилина в сочетании с природным материалом (с использованием авторской дидактической сказки) "Ск...