МОДЕРНИЗАЦИЯ СЛОВЕСНО-НАГЛЯДНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ (СОЗДАНИЕ УЧЕБНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ)
статья (5,6,7 класс) по теме

Егорова Ольга Владимировна

Необходимость в повышении наглядности материала - самая веская причина создания призентаций. Презентация может быть отличным опорным конспектом урока. Единожды сделав презентацию, мы облегчаем себе жизнь в будущем. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon modernizaciya_slovesno.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОДЕРНИЗАЦИЯ СЛОВЕСНО-НАГЛЯДНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ (СОЗДАНИЕ УЧЕБНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ)

Доклад подготовлен учителем-дефектологом

Егоровой Ольгой Владимировной

В последние 10-15 лет компьютеры и компьютерные информационные технологии активно входят в нашу жизнь. Компьютер сегодня - это мощнейший инструмент получения и обработки информации, возможности компьютерных и сетевых технологий, их быстродействие потрясают воображение. Поэтому совершенно естественно внедрение этих средств в современный учебный процесс.

Концепция модернизации российского образования требует качественно нового подхода к профессиональному уровню подготовки педагога, к овладению техникой и технологией проектирования объектов профессиональной деятельности. Смещение приоритетов в сторону современных информационно – коммуникационных технологий в образовании сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Эти изменения связаны:

  1. с обновлением содержания, методов и организационных форм обучения;
  2. с достижением новых учебных результатов;
  3. с формированием в массовом порядке ИКТ – компетентности учителей предметников;
  4. с использованием компьютера в преподавании всех учебных предметов.

При использовании компьютера в преподавании у меня возникли некоторые проблемы:

  1. Большинство имеющихся электронных изданий «закрыто», то есть невозможно использовать в учебном процессе отдельные фрагменты содержания: или всё, или ничего.
  2. Иногда отсутствует методическое сопровождение внедрения электронных изданий.
  3. Как эффективнее использовать возможности ИКТ на уроках в коррекционной школе?

Огромная часть информации воспринимается через зрительный анализатор. Учитывая это, необходимо попробовать мобилизовать зрительное восприятие детей с отклонениями в развитии, применяя мультимедийные презентации. Презентации – это превосходное средство передачи знаний. Они гораздо более эффективны, чем обычные бумажные или электронные документы, поскольку в процесс восприятия материала включается ассоциативное мышление. Приложение PowerPoint являясь составной частью пакета Office, обладает рядом таких характеристик, которые открывают путь к совершенно новым горизонтам функциональных возможностей. Можно смело использовать электронное пособие, не боясь, что оно будет скучным и неинтересным. Поскольку, добавляя рисунки, таблицы и другие красочно оформленные специальные эффекты, слайдовые демонстрации превращаются в мощный инструмент обучения, и превращают даже самого пассивного слушателя, в активного участника презентации. При этом организовать работу по развитию наглядно-образного мышления, внимания, памяти, создать положительную мотивацию. Положительная мотивация к познавательной деятельности может быть результатом возникшего интереса к урокам.

Работа с материалами медиатеки методического центра, материалами выложенными в ресурсах интернета не дала желаемого результата. Эти материалы редко подходят для использования на уроках с детьми имеющими особенности в развитии. И тогда я приступила к созданию собственных презентаций для курса социально-бытовой ориентировки, трудовому обучению, миру истории. Почему именно свои презентации я применяю в учебном процессе?

  1. Материал презентаций ориентирован на контингент моих учеников с учетом их психического, физического, эмоционального уровня развития.
  2. Каждый слайд представляет собой учебный эпизод, включающий в себя самостоятельную дидактическую единицу.
  3. Презентации используются не от случая к случаю, а выстроены в систему.
  4. Они позволяют применять различные виды и формы учебной деятельности: получение информации, практические задания, контроль уровня знаний, и т.д.
  5. Содержание презентаций помогает создавать наглядные образы.
  6. Презентации обеспечивают методическую и дидактическую поддержку различных этапов урока.
  7. Применение презентаций позволяет мне активизировать познавательную деятельность учащихся.

Известно, что для развития познавательных способностей учащихся большое значение имеет накопление представлений об объектах реальной действительности, ибо без конкретных представлений невозможно формирование научных понятий. Обширная база данных призвана помочь в формировании наиболее полных, богатых содержанием образных представлений учащихся. Поэтому первым, и самым существенным этапом в переходе на новый вид работы считается создание банка изображений, анимаций и видеофрагментов. Этот процесс довольно трудоемкий, но является основополагающим в построении занятий с электронными презентациями.

При разработке электронного пособия нужно учитывать следующие принципы разработки учебных презентаций:

1. Оптимальный объем. Наблюдения показывают, что наиболее эффективен зрительный ряд объемом не более 80 – 100 слайдов (от 5 до 25 для учащихся коррекционной школы). Зрительный ряд из большего числа слайдов вызывает утомление, отвлекает от сути изучаемых явлений. В связи с этим встает проблема отбора видеоматериала для презентации. не должно быть «лишних» слайдов, которые не сопровождаются пояснением. Необходимо исключить дублирующие, похожие слайды.

2. Доступность. Обязателен учет возрастных особенностей и уровня подготовки учащихся. Нужно обеспечивать понимание смысла каждого слова, предложения, понятия, раскрывать их, опираясь на знания и опыт учащихся, использовать образные сравнения.

3. Разнообразие форм. Это требование предполагает реализацию индивидуального подхода к обучаемому, учета индивидуальных возможностей восприятия предложенного учебного материала по сложности, объему, содержанию. Разные люди в силу своих индивидуальных особенностей воспринимают наиболее хорошо информацию, представленную разными способами. Кто – то лучше воспринимает фотографии, кто – то схемы или таблицы и.т.д.

4. Учет особенности восприятия информации с экрана. Известно, что глаз и мозг способны работать в двух режимах: в режиме быстрого панорамного обзора с помощью периферийного зрения и в режиме медленного восприятия детальной информации с помощью центрального зрения - производится тщательный последовательный анализ. Следовательно, когда человек читает текст, да еще с экрана компьютера, мозг работает в замедленном режиме. Если же информация представлена в графическом виде, то глаз переключается во второй режим и мозг работает быстрее. Именно поэтому в учебных презентациях желательно свести текстовую информацию к минимуму, заменив ее схемами, диаграммами, рисунками, фотографиями, анимациями, фрагментами фильмов. Кроме того, понятия и абстрактные положения до сознания учащихся доходят легче, когда они подкрепляются конкретными фактами, примерами и образами; и поэтому для раскрытия их необходимо использовать различные виды наглядности. Очень важным является соотношение количества различных элементов презентации и их последовательность. Понятно, что необходимо чередовать статичные изображения, анимацию и видеофрагменты. Однако практика показывает, что простое последовательное чередование элементов не совсем оправданно – учащиеся привыкают к нему, внимание рассеивается. Правильнее будет использовать эффект неожиданности и разнообразить анимационные приемы. Среда PowerPoint является в этом плане весьма удобной, позволяя создавать достаточно интересные анимации.

5. Занимательность. Включение (без ущерба научному содержанию) в презентации смешных сюжетов, мультипликационных героев, оживляет занятие, создает положительный настрои, что способствует усвоению материала и более прочному запоминанию.

6. Красота и эстетичность. Немаловажную роль играют цветовые сочетания и выдержанность стиля в оформлении слайдов, музыкальное сопровождение, именно от сюда вытекает необходимость наглядного обучения вообще, которое строится не на отвлеченных понятиях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых зрителями.

7. Динамичность. Необходимо подобрать оптимальный для восприятия темп смены слайдов, анимационных эффектов. В связи с этим немаловажным представляется то, что возможность задавать параметры смены слайдов и аннимаций заложена в среде PowerPoint.

В итоге обобщения и анализа опыта в аудиторных занятиях можно выделить наиболее важные принципы создания эффективных учебных презентаций. Успешность использования электронных учебных презентаций, созданных на основе PowerPoint воспринимаются с большим интересом и производят больший эмоциональный и образовательный эффект.

Работу по модернизации словесно-наглядных методов обучения (созданию презентаций) я начала в январе 2010 года с изучения инновационного опыта. Освоения технологии создания многоуровневых, сложных презентаций. Изучения методических рекомендаций разработчиков программных продуктов, используемых при создании презентаций. Составления карты научно-методической (научно-практической, опытно– экспериментальной) работы. Первые учебные презентации уже созданы мной и используются.

Прошедший учебный год показал, что использования PowerPoint для создания мультимедийных презентаций, обеспечивает методическую и дидактическую поддержку различных этапов урока. Этап актуализации опорных знаний необходим для лучшего восприятия и усвоения новых знаний. Вся информация по актуализации опорных знаний представлена на одном слайде, в определенной последовательности подачи изображений на экран с использованием анимации. Продумывается цветовая гамма.

Ключевым элементом в структуре многих уроков является изучение нового материала. С опорой на него или во взаимосвязи с ним решаются на уроках остальные вопросы: будь то закрепление, контроль и т.д. Можно при этом выделить три основных этапа: подготовку к восприятию, введение и первичное осмысление нового материала. Среди различных способов изучения нового материала можно выделить следующие: новый материал объясняется самим учителем, разбирается в ходе совместной деятельности с учащимися, либо отработан школьниками самостоятельно. Выбор каждого из этих способов зависит, прежде всего, от того, каким временем располагает учитель на уроке для изучения нового, от степени готовности школьников к его восприятию и от содержания вводимых понятий, утверждений.

В работе с детьми коррекционной школы использую два первых способа. Сочетание моего рассказа с демонстрацией презентации позволяет проводить пошаговое, очень подробное введение нового материала, что более доступно для его усвоения детьми обучающимися по программе VIII вида и VIII вида (второму вариант), а также акцентировать внимание учащихся на особо значимых моментах учебного материала. На этапе изучения нового материала добиваюсь, чтобы ученики не были пассивными созерцателями того, что им предъявляю на экране. Стараюсь так организовать процесс познания, создать такую атмосферу в классе, чтобы ученики не только получали знания, но и добывали их. Работа на уроке становится живым действием, вызывающим у детей неподдельный интерес.

Моя работа по модернизации словесно-наглядных методов обучения находится только в самом начале. Создано уже достаточное количество отдельных презентаций на различные темы. Вторым этапом своей работы я считаю необходимость выстраивание рабочего материала в систему, доработка по уровню сложности и создание проверочных тестов на закрепление пройденного материала.

Список литературы и ресурсов интернет:

  1. Журнал «Компьютер в школе». - №1-6, 1998.
  2. Образовательным ресурс методический сайт издательства «1 сентября» (http://www.1september.ru/ru/)
  3. http://didaktica.ru/metody-obucheniya/112-naglyadnye-metody-obucheniya.html
  4. http://aida.ucoz.ru/publ/9-1-0-76
  5. http://www.vashabnp.info/publ/12-1-0-275
  6. http://window.edu.ru/window_catalog/pdf2txt?p_id=48380&p_page=22


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивных методов обучения в учебном процессе (метод модерации)»

Методическая разработка на тему:«Использование интерактивных методов обучения в учебном процессе (метод модерации)»...

Презентация к мастер-классу "Создание учебной презентации"

Наглядное сопровождение мастер-класса: типичные ошибки при создании презентаций. ...

Использование новых активных форм и методов обучения в учебно-воспитательном процессе

Метод обучения –это способ  деятельности учителя и ученика по достижению целей обучения, развития и воспитания.Форма организации деятельности – это система средств, с помощью которых педаго...

Применение активных и интерактивных методов обучения на учебных занятиях по иностранному языку

Данная разработка предназначена для преподавателей.  Цель данного материала – познакомить  с активными и интерактивными формами обучения иностранному языку....

Модернизация словесно-наглядных методов обучения (создание учебных презентаций). Создание мультимедийных (интерактивных) дидактических материалов, использование Интернет-ресурсов для занятий творческого объединения «Компьютерный дизайн»

За четыре года опытно-экспериментальной работы был создан и апробирован пакет мультимедийных дидактических и методических материалов таким разделам как «Создание рабочей папки по проекту. Создание эле...

презентация "Создание учебной презентации"

Презентация предназначена для использования  в ходе консультаций для педагогов дополнительного образования....