Применение диалогического метода обучения на занятиях в объединении технической направленности
статья

Ломкина Нина Васильевна

            Данная статья раскрывает преимущества применения одного из методов проблемно-развивающего обучения детей в системе дополнительного образования, его целесообразность. А так же, даёт примерное описание деятельности педагога и обучающихся при переходе к изучению новой темы на занятиях техническим  творчеством.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение диалогического метода обучения на занятиях в объединении технической направленности

Н.В.Ломкина

Педагог дополнительного образования, руководитель объединения «Начально-техническое моделирование»

МБОУ ДО «Центр «Красная Звезда» г.Калуги

            Данная статья раскрывает преимущества применения одного из методов проблемно-развивающего обучения детей в системе дополнительного образования, его целесообразность. А так же, даёт примерное описание деятельности педагога и обучающихся при переходе к изучению новой темы на занятиях техническим  творчеством. 

Диалогический метод – это обусловленная принципами обучения система регулятивных правил подготовки учебного материала и проведения сообщающей беседы с целью объяснения учебного материала учителем, усвоения его учащимися; побуждения учащихся к участию в постановке проблем и их решении; активизации их учебной деятельности.

Актуальность применения  диалогического метода        

                 В дополнительном образовании  детей немало важно, что бы дети приходили на занятия с интересом, занимались увлеченно, творчески и с радостью. Поэтому, я считаю, что необходимо в обучении использовать нестандартные методы обучения, которые  стимулируют, активизируют у детей логику, мышление, способствуют развитию речи, самоутверждению в собственных знаниях, помогают проще и четче закрепить ранее полученные знания и, опираясь на них, лучше понять технологию изготовления нового изделия.

Основная особенность метода

               Основная особенность данного метода в том, что новые знания педагог не дает в готовом виде, обучающиеся сами осуществляют поиск решения путем исследовательской деятельности, выдвижения гипотезы, на основе ранее полученных знаний, умений и навыков. Педагог лишь направляет, ведет к правильному решению и выводам, стимулирует к самостоятельному приобретению знаний, обобщает полученные результаты.

Основные признаки метода

              В диалоге между педагогом и обучающимися решаются поставленные проблемы, в то же время в ходе диалога обучающимся задаются репродуктивные вопросы, активизирующие работу памяти, предусматривающие повторение опорных знаний.

               Данный метод относится к проблемно-развивающему обучению и отражает взаимосвязь деятельности педагога и обучающихся с учетом конкретных целей и задач занятия.

               Диалогический метод не является основным в формировании практических умений, ему отводится вспомогательная роль. Он используется в вводном инструктаже на этапе повторения теоретических знаний, ранее полученных, а также может применяться на каждом занятии. Во время применения данного метода педагог может предложить обучающимся посмотреть видеофильм, с работой какого-либо механизма, или предложить изучить учебное пособие.

Пример деятельности педагога и обучающихся при переходе к изучению новой темы на занятиях техническим творчеством

               

                В данном примере педагог организует изучение обучающимися предстоящей работы по изготовлению изделия (поделки с техническими элементами).  

Целью применения диалогического метода на таком занятии является:

  1. Осмысление предстоящих этапов работы при изготовлении поделки
  2. Выдвижение обучающимися гипотезы по изготовлению изделия
  3. Самостоятельно прийти к взаимосвязи с ранее изученным материалом
  4. Аргументировать свои предположения
  5. Понять последовательность выполнения работы и сделать зарисовки схемы (эскизы определенных этапов и т.д.)
  6. Обобщить виды и этапы работы

Описание деятельности педагога при переходе к новой теме

  • Постановка проблемного вопроса (как сделать, какие методы и способы, ранее изученные, применить и т.д.)
  • Наглядное представление противоречия с помощью демонстрационного эксперимента
  • Нахождение взаимосвязи рассматриваемого вопроса с ранее изученным материалом
  • Предложение выдвинуть гипотезы для решения проблемы
  • Предложение решить проблему. Иллюстрация процесса поиска решения схематично, с помощью зарисовки эскизов этапов, схем и т.д.
  • Обсуждение результатов эксперимента. Формулирование решения проблемы
  • Формулирование общего вывода о правильном решении

Описание деятельности обучающихся во время перехода к новой теме

  • Понимание сути вопроса
  • Осмысления проблемы
  • Понимание сущности логических связей (вспомнить технологию изготовления ранее сделанных изделий)
  • Устная деятельность по выдвижению гипотез (предположить, какой метод изготовления может быть применим, какие материалы могут быть задействованы и т.д.)
  • Коллективная деятельность в виде обсуждения. Анализ результатов демонстрационного эксперимента. Зарисовка на интерактивной доске или в рабочих тетрадях схемы цепи питания, эскизы, и т.д.
  • Запись основных выводов. Аргументация  решений проблемы, предложение своего этапа работы и т.д.
  • Запись решения проблемы (зарисовки)

                  На подобных занятиях детям интереснее и легче работать, понять логическую связь, проще усваивать этапы работы.  Безусловно, что невозможно сформировать практические умения, применяя лишь один данный метод обучения. Для достижения эффективного, успешного результат в обучении детей, необходимо использовать сочетание разных методов, и при этом необходимо сочетать методы с целями, задачами и содержанием каждого занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ НВП

В данной статье говорится о технологиях мультимедийного обучения, и их применении на разных этапах урока....

Программа «Совершенствование форм и методов обучения на занятиях творческих объединений «Мастерица», «Взгляд».

laquo; Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра». Джон Дьюи...

Применение интеллект карт как средства активизации учебно-познавательной компетенции обучающихся на занятиях в объединениях кулинарной направленности

Применение интеллект карт как средства активизации учебно-познавательной компетенции обучающихся на занятиях в объединениях кулинарной направленности...

Программа "Совершенствование форм и методов обучения на занятиях творческого объединения "Театральный""

laquo; Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра». Джон Дьюи...

Программа «Использование инновационных форм и методов обучения на занятиях творческого объединения «Изостудия»

Педагогическая инновация – намеренное качественное или количественное изменение педагогической практики повышение качества обучения. Инновационное обучение направлено на формирование у обучающих...

Статья "Проектная деятельность как метод ранней профориентации в деятельности детских объединений технической направленности"

Социально-ориентированный проект:  «Выбор профессии – выбор будущего»   является   составной частью  воспитательной  системы ОДОД СОШ №511 «С...