"Вода - основа жизни на нашей планете"
план-конспект

Котова Елена Михайловна

 Занятие  по разделу "Экология", в рамках дополнительной общеразвивающей программы "Юные туристы-экологи" в занимательной форме обобщает уже имеющиеся знания  обучающихся о воде, о водоёмах Курской области.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБУДО «Курский областной центр туризма»

Конспект занятия

«Вода – основа жизни

на нашей планете!»

Подготовил: Котова Елена Михайловна,

педагог дополнительного образования

Детское объединение: «Юные туристы-экологи»

Курск

Пояснительная записка

Цель:

         В занимательной форме обобщить уже имеющиеся знания у обучающихся о воде.

Задачи:

  • закрепить знания о воде;
  • расширить представления обучающихся о значении воды в окружающем мире, о формах её проявления;
  • показать значимость воды для всего живого на Земле;
  • познакомить со свойствами воды;
  • познакомить с гидронимикой рек области;
  • познакомить с ресурсами области;
  •  познакомить со способами добывания и очистки воды в походе;
  • развивать образное мышление, наблюдательность;
  • воспитывать бережное отношение к воде, любовь к природе.

Оборудование:

        Мультимедийное оборудование, презентация «Вода – это чудо, данное нам природой», лабораторное оборудование «Юный исследователь» (колба, штатив, горелка), микроскоп, несколько стаканов, различные ёмкости для воды. Чистая вода, сок вишни, моркови, свеклы, лимон, соль, сахар, сода, лимонная кислота.

Ход занятия

        Ребята, угадайте, о чём сегодня пойдет речь. Это вещество самое распространенное в природе. Без этого вещества невозможна жизнь на Земле. Это  самая обыкновенная жидкость.

Она в морях и в океанах,

в озерах, лужах и в реке.

Течет в домах из наших кранов,

не выжить без нее тебе. (Без воды)

        Ребята, а любите ли вы праздники? Празднуя некоторые из них, можно узнать много нового и на некоторое время почувствовать себя частью Вселенной. 22 марта – многие страны мира отмечают праздник – Всемирный день воды. И именно весенние каникулы в наших школах, когда начинается обильное таяние снегов, и по нашим улицам и лесным тропкам бегут шумные ручьи, приходятся на этот период. У нас в стране он называется Всемирным днем водных ресурсов. И этот праздник отмечается не потому, что на Земле много воды, а потому что она нуждается в нашей защите.

«Вода – бесценный дар природы»
Вода в морях и океанах,
В озерах, реках и прудах.
Она в посёлках и деревнях,
В больших и малых городах.

Вода – бесценный дар природы,
Все наслаждаются тобой.
Цените воду, это важно,
С водой мы связаны судьбой.
Автор: Ирис Ревю

        На нашем занятии мы должны доказать, что вода - универсальное вещество, без которого невозможна жизнь. Узнать много нового о воде, научиться добывать воду в экстремальных условиях, узнать способы её очистки и научиться беречь воду.

        Мы  очень редко задумываемся о важной  роли воды в нашей жизни и в жизни всего живого на планете. А между тем все живое появляется на свет, развивается и  не может существовать без воды. Вода в жизни всего живого на Земле играет первостепенную роль.

        Подумайте, как бы изменилась наша жизнь и всё вокруг нас, если бы вода исчезла совсем.

        Действительно, вода – это вещество, без которого ни один человек не сможет прожить более 3-х – 5-ти дней.

        Наверное, многие из вас слышали о том, что человеческий организм в основном состоит из воды. А кто из вас задумывался, почему это так, и какую функцию выполняет вода в организме человека? Организм взрослого человека на 70% состоит из воды, у детей содержание воды составляет до 85%.

        Вода необходима организму человека для нормального функционирования - как кислород и пища. Но, если без пищи человек может прожить до 6-ти недель, то без воды - всего до 6 дней, в зависимости от условий, в которых он будет находиться. Циркулируя по телу, вода снабжает все внутренние органы витаминами, микроэлементами и кислородом. Вместе с водой, которую выделяет наш организм, удаляются все не нужные нашему организму вещества. Вода регулирует температуру тела, благодаря своей способности переносить большое количество теплоты, забирает ее там, где она в излишке, и добавляет туда, где ее недостаточно. Она  помогает усвоению и перевариванию продуктов питания, а так же помогает работе суставов, предотвращая трение суставных поверхностей во время нагрузок и работы суставов.

        И все эти функции воды важны для комфортного и здорового образа жизни человека.

        Запомните: если вы нерегулярно и в малых количествах употребляете жидкость, то при очередном ее поступлении в организм, она будет там задерживаться, оставаясь  как бы про запас. Подобным образом, человек подвергает себя многим заболеваниям и набирает лишний вес.

        Вспомните кактус. Как выглядит этот цветок? А почему?

        Теперь давайте поговорим о значение воды для жизни растений.

        Растения, как и человек, в основном состоят из воды. Причем в корне воды содержится больше, чем в листьях и стволе. При недостатке воды у растения нарушается обмен веществ. Она участвует в процессе фотосинтеза. Вода обеспечивает поток питательных и минеральных веществ растения. Благодаря воде происходит прорастание семян. Водные растворы, наполняющие клетки растения, обеспечивают ему упругость, и таким образом, растение сохраняет свою форму. Но некоторые растения являются исключением! Например, мхи. Они способны сохранять жизнедеятельность  в условиях крайнего дефицита воды, а при восстановлении нормального водоснабжения, вновь возвращаться к активной жизнедеятельности.

        Всего лишь 1% воды, который содержится в растении, участвует в фотосинтезе. Остальная вода, которую «добывают» корни растения и испаряют листья, постоянно движется, благодаря чему происходит обмен веществ  – даже у водных растений. Если же корневая система не справляется с «добычей» воды, то есть листья испаряют больше влаги, чем её поступает в растение, то растение начинает увядать. Особенно это заметно в жаркую погоду. Но ночью растение всеми силами старается восполнить недостаток влаги, поскольку испарение в ночное время снижено. Отсюда видно, сколько растение воды всасывает, приблизительно столько же оно его и испаряет.

        Перед вами стакан воды. Давайте попробуем описать воду. Какая она? Попробуем воду. Она не имеет запаха, вкуса и цвета, она прозрачная. Но вода – это удивительное вещество и в этом мы сейчас убедимся.

        Если мы возьмём другую ёмкость и перельем туда воду, что мы увидим? Да, вода – это жидкость, её можно переливать. Причем в жидком состоянии она принимает форму того сосуда, в какой наливается.

        А если мы возьмём сок свеклы, моркови, вишни и несколько стаканчиков с водой. И в каждый стакан нальём разный сок. Что мы увидим? В каждом стакане вода станет цвета, похожего на тот сок, который мы сюда добавили. Значит, вода может менять свой цвет в зависимости от того, что в нее добавили.

        Теперь  добавим в стаканчики с чистой водой сок лимона, соль, сахар. Что произошло? Попробуем воду. Вода приобрела вкус того продукта, который мы в неё добавили. Следовательно, вода, может принимать вкус того вещества, которое в нее добавили.

Исходя из всего вышеизложенного, можно сказать, что вода хороший растворитель.

        Отгадайте загадки, и вы узнаете, в каком виде мы можем встретить воду в природе?

Всегда разный я, друзья,
Сильный, слабый, проливной,
Иногда, грибной!
Проникаю в почву,
Поливаю деревья и кусты,
От меня хорошо растут грибы!
Подскажите, кто же я?

Ответ: дождик.

Из-под снега побежал,
Заворчал и зажурчал. 
Я кораблик смастерю,
И Ему я подарю.
В блеске солнечных лучей,
Унесёт его…

Ответ: ручей.

Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
А пошли искать их днём,
Ищем, ищем - не найдём.

Ответ: роса.

Не стекло и не хрусталь,
А блестит, как будто сталь.
Занесёшь в тепло, домой.
Станет сразу он водой.
Холод от него идёт.
Ну конечно это…

 Ответ: лёд.

На дворе переполох:
С неба сыплется горох.

Ответ: град.

Что за звёздочки сквозные,
На пальто и на платке,
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь - вода в руке?

Ответ: снежинка.

Был водой, теперь летаю.

С виду я туман напоминаю.

Ответ: пар.

Все он спрячет под собой:
Луг, и сад, и водоем.
Ничего не видно стало,
Это все из-за …

Ответ: тумана.

В небе белая вода.
Душ включает иногда.
Хочет вымыть всё вокруг –
От дорожки и до рук.
А порой – летает быстро
В небе, голубом и чистом.
Ночью звёзды закрывает,
Как же это называют…

Ответ: облака.

        Вода встречается в природе в трех состояниях: жидком, твердом  и газообразном. 

https://voday.ru/wp-content/uploads/2016/03/de53401cb67178382d51a7fd3c386c78.jpg

        Эксперимент.

        Материалы: кусочки  льда, колба, штатив, горелка.

        Описание. Возьмём кусочки льда – это вода в твёрдом состоянии, и положим их в колбу. Нагреем колбу над пламенем. Лёд превратится в воду – жидкое состояние. Нагреваем воду в пробирке до тех пор, пока вода  испарится, к горлышку пробирки подставим холодную ложку и она мгновенно покроется мельчайшими капельками воды – газообразное состояние.

        Вывод: Вода может существовать в трёх состояниях.


Что такое вода? Это струйка из крана,
Это волны и шторм на морях-океанах.
В запотевшей бутылке напиток в руке,
И в ключе, и в колодце, и в ручейке.

Да, бывает вода в состоянии разном.
В жидком, твердом она. Даже в газообразном.
Мы не видим ее или не замечаем.
Но, когда ее нет, тяжело ощущаем.

Олегова С.

         Вода в жидком состоянии не встречается больше ни на одной из планет Солнечной системы. И в настоящий период точно установлено, что Земля является единственной обитаемой планетой в нашей галактике. Поскольку условий для существования жизни на планетах Солнечной системы, кроме планеты Земля, нет. Именно вода сделала нашу планету уникальной и дала возможность зародиться жизни на ней.http://otvetkak.ru/image/solar.jpg

        Меркурий серого цвета. Венера жёлтовато-белого. Марс красно-оранжевый. Юпитер бело-оранжевый. Сатурн оливковый. Уран и Нептун, которые состоят из газа, бледно-голубые. А Солнце, на самом деле, ослепительно белое. А вот  наша планета, если смотреть на нее из космоса, кажется голубой. Почему? Что придаёт ей такой цвет?

        Две трети поверхности Земли покрыты водой, и именно цвет совокупности рек, озер, всевозможных водоемов, придает планете этот волшебный голубоватый оттенок. Наверное, справедливо называть нашу планету – планета Вода!

        А любая ли вода годится для нужд живых организмов? Ведь большую часть нашей планеты составляют моря и океаны, а это соленая вода. Пресная вода, которая существует в свободном доступе (реки, озера и водохранилища) занимает около одного процента от всей водной массы нашей планеты. И в этот один процент входят ледники Антарктиды, Гренландии, различные острова Северного Ледовитого океана и подземные источники.

Физкультминутка.

Тихо плещется вода,

(Покачивания туловища в стороны.)

Мы плывём по тёплой речке.

(Плавательные движения руками.)

Отдохнуть в другом местечке

У прекрасного пруда.

 (Поднимаем руки в стороны и вверх.)

Мы из речки выплываем,

( Круговые движения выпрямленными руками вперед и назад.)

Чтоб обсохнуть, погуляем.

(Ходьба на месте.)

А теперь глубокий вдох.

Каждый, ведь, из нас обсох.

(Дети садятся.)

http://works.doklad.ru/images/1aHIB4GXtYE/m6fbfc2c6.jpg

        По территории Курской области протекает более 900 рек и ручьев. Самая крупная  река Курской области – Сейм, длина реки составляет в пределах области 490 км. На территории области расположено 870 больших и малых озёр, которые встречаются только в поймах рек, а по своему происхождению являются старицами, и обычно имеют вид узких и вытянутых полос длиной от нескольких десятков метров до нескольких километров. Также в области расположено много искусственных водоёмов, крупнейшими из них являются:  Старооскольское водохранилище на реке Оскол, расположенное на границе Курской и Белгородской областей, Курчатовское водохранилище - охладитель Курской АЭС на реке Сейм в городе Курчатов, водохранилище Михайловского ГОКа на реке Свапа в Железногорском районе на границе с Орловской областью, и так же Курское водохранилище на реке Тускарь в деревне Щетинка Курского района. Все водоёмы Курской области широко используются для хозяйственного водоснабжения, орошения, разведения рыбы и водоплавающей птицы. И, к сожалению, водоёмы области не являются источниками питьевой воды!

        Многие водоёмы сильно загрязнены. Люди часто сливают отходы производства в водоёмы, канализацию, моют свои машины прямо в водоёмах, что недопустимо, потому что в воду попадает бензин. От всего этого вода сильно загрязняется, мутнеет, приобретает не приятный запах и в ней размножаются микробы. Очень опасно попадание нефти в водоёмы, в результате чего образуется нефтяная плёнка, которая не пропускает кислород в воду, что вызывает гибель водных организмов.

Курская область является одной из территорий РФ, питьевое водоснабжение в которых осуществляется не из открытых источников, а за счет запасов подземных вод с помощью водозаборных скважин и шахтных колодцев. Источниками питьевого водоснабжения города Курска являются артезианские скважины глубиной до 240 м.

        В каждом населённом пункте есть служба, которая отвечает за водоснабжение домов, школ, детских садов и всех предприятий. В Курске такая служба называется водоканал. Но, чтобы контролировать состояние воды, одной этой службы недостаточно, ведь необходимо ещё следить и за качеством воды. И этим занимается санитарная служба, сокращённо СЭС.

Вода, которая подается в дома курян, не относится к высшему качеству, ведь в породах области содержится большое количество железосодержащих веществ. Поэтому содержание железа в курской воде может превышать норму в несколько раз. Использование такой воды для питьевых целей приводит к возникновению различных заболеваний.

Даже в названиях некоторых рек Курской области есть намёки об их загрязнённости.  

        Река Меловка имеет такое название, потому что мел выходит на поверхность в долинах почти всех крупных рек региона вблизи Белгородской области. Меловые горы и скалы встречаются на данной территории, а это не что иное, как дно древних морей, образованное осадками отмерших организмов, которые смешивались с неорганическим материалом и формировали отложения своеобразного ила. На меловых склонах можно без проблем найти останки вымерших моллюсков. 

        Река Песочная - правый приток Свапы. Название, указывает на характер грунта местности, в которой она расположена.

        Название реки Кур с финского «kura» переводится как "грязь, слякоть", что так или иначе связано с водой в данной реке. 

Название реки Тим произошло от древнерусского слова «тимено», что означает «тёмное, грязное».

        Название реки Тускарь, которая является  правым притоком Сейма, переводится с иранского как «пустой», а в древнерусском – «тусклый». В самом деле, в реку попадает много чернозёма и от этого вода имеет тёмный оттенок.

        Река Гнилуша получила своё название от прилагательного « гнилой», что характеризует стоячую воду, заболоченную местность или наличие в реке гнилых деревьев.

        Происхождение названия реки Ржава объясняется тем, что она расположена вблизи не очень чистых овражных водоемов, где вода к середине лета застаивается и становится ржавой.

        А вот происхождение названия реки Чернь совсем не связано с загрязненностью воды в реке, название происходит от слова «чёрная», то есть глубокая – чёрная, потому, что не видно дна.

        Но есть и названия рек, которые говорят о других особенностях водоёма. Например, Свапа - правый приток Сейма. Название реки в переводе с иранского означает «хорошая вода». 

        Рогозна — приток реки Сейм. Название реки, очевидно, связано с доминирующим прибрежным растением «рогоз». Аналогично и название рек Камышенка или Лещинка, по берегам которой  в прошлом росло много лещины.

        Известно, что если обеспечить население чистой питьевой водой, очень многих болезней можно будет избежать. Какую же питьевую воду можно назвать качественной? Подумайте, если вода не имеет запаха, вкуса, прозрачна и в ней нет мутного осадка, может она считаться качественной? А вода, которая течет из нашего крана?

        Не всегда «на глаз» мы можем определить загрязненность воды. Ведь некоторые микроорганизмы видны только под микроскопом. Давайте рассмотрим каплю воды, которая казалась абсолютно чистой и мы увидим, что под микроскопом в ней присутствуют какие-то частицы, наверное, это и есть микробы. Давайте зарисуем, что мы увидели, ведь сфотографировать микробов невозможно. Когда вы будете в старших классах, то более глубоко сможете изучить состав воды под микроскопом.

        Хлорированная вода в наших трубах способна защитить нас от некоторых вирусов и микробов, но сама хлорка для нас вредна. Если у вас дома есть фильтр для воды, вам достаточно регулярно менять картриджи, чтобы быть уверенными, что вода, которую вы пьете, очищена. Но мы сами можем очистить воду, используя простые методы.

        Самый известный способ очистки воды это ее кипячение. Но, при кипячении, хлорные соединения в воде все равно остаются, а соли, находящиеся в воде, оседают на стенках посуды, и мы получаем воду, в которой уровень солей, нитратов и тяжелых металлов становится выше, чем у водопроводной воды. К тому же кипяченая вода совершенно бесполезна для организма человека.

        Ещё воду можно отстаивать, но таким образом, вода станет не на много чище. А вот если воду заморозить, то после размораживания, мы получим самую очищенную воду.

        Воду можно очистить при помощи обыкновенной поваренной соли. Нужно заполнить емкость водой из крана и растворить в ней соль (на 2 литра 1столовая ложка соли с верхом). Через 20 – 25 минут вода будет свободна от вредных микроорганизмов и солей тяжелых металлов.

Недостаток этого метода в том, что такую воду нельзя употреблять ежедневно.

        В походе мы можем воспользоваться активированным углем. Ведь в большинстве фильтров используют именно уголь, который способен не только нейтрализовать плохие запахи, а и, подобно губке, впитать в себя все вредные вещества, находящиеся в воде. На 1 литр воды потребуется 1 таблетка активированного угля. Через 8 часов вода полностью будет очищена.

        Ещё в походе воду можно профильтровать через песок. Для этого берется чистая консервная банка или пластиковая бутылка, пробивается несколько отверстий в дне. Затем на дно укладывается кусочек чистой ткани или бинта, сложенного в несколько раз. И внутрь засыпается заранее промытый и прокалённый песок. Самодельный фильтр крепим на треногу, а снизу ставим чистую посудину, и потихоньку пропускаем воду сквозь песок.

        Зная народные средства для очистки воды, можно очистить её гроздью рябины, для этого нужно опустить ягоды рябины на два-три часа в воду, и мы получим чистейшую жидкость, по качеству сходно с водой, очищенной активированным углем. Очищение корой ивы, луковой шелухой, ветками можжевельника и листьями черемухи также эффективны, но для получения чистой воды потребуется уже 12часов.

        Находясь рядом с рекой или озером для очищения воды можно соорудить «Земляной насос», но это будет лишь первичное фильтрование воды. Для такого фильтра достаточно выкопать в полуметре от водоема небольшую ямку, так, чтобы в ней начала скапливаться вода, осветленная и отфильтрованная грунтом.

        В походе лучше комбинировать несколько методов очистки воды. К примеру,  начать с применения «земляного насоса», затем использовать фильтрование через емкость с прокаленным песком. Воду, очищенную от механических примесей, обеззараживают с помощью растительного сырья. И оканчивают очистку воды кипячением, после которого вода становится пригодной для питья. Очистка воды в походных условиях – дело трудоемкое, но необходимое, ведь лучше потратить время и силы, чем потом мучиться от применения некачественной воды.

        Отправляясь в поход, туристы не всегда могут взять с собой воды столько, сколько им потребуется, ведь на каждого члена группы в день необходимо минимум 2 литра воды. Сохраняя запас воды, следует искать новые источники воды. Воду следует искать в низинах, где вода скапливается естественным путем. Можно обнаружить воду, копая на дне глубоких оврагов или в пересохших руслах ручьев и рек. В горах вода скапливается в расщелинах и трещинах. А ещё можно попробовать отыскать  родник. Но прежде чем набирать воду, всегда помните, что если вблизи водоёма отсутствует растительность или лежат кости животных, то эта вода не пригодна к употреблению! 

        Вспомните о животных – индикаторах, ведь именно животным, птицам и насекомым, как и людям, ежедневно необходима вода. Следуйте по скоплению следов животных, и они вас приведут к живительной влаге. Следите за полётом птиц. Ведь если они направляются к водопою, то летят низко над землёй, не считая хищников. Мухи стараются держаться не дальше 90 метров от источников воды. Муравьи всегда колонной движутся к месту водопоя. Пчелы всегда роятся вблизи воды, и если её нет рядом, то пчелы усиленно её ищут, вылетая даже в прохладную погоду.

        В походе, если воды не достаточно, летом можно собрать дождевую воду или росу. Зимой нас выручит снег и лёд, чем голубее лед, тем он более пригоден для получения питьевой воды. И помните, что изо льда и из снега, который находится в нижних пластах, воды получится больше. Почему?

        В летний период с добычей воды нам помогут и деревья. А как?  

Ведь корни деревьев сами вытягивают воду из земли с глубины более 10 метров, а листва её испаряет. Нам понадобится всего лишь надеть пластиковый пакет на ветку с густой листвой, плотно затянуть его, причём листва не должна касаться «стенок» пакета, и ждать, когда испаряемая влага начнёт накапливаться внутри пакета.

45a576497bda1b445a576497bda1b4

        В жаркую погоду можно соорудить солнечный дистиллятор, благодаря которому за сутки можно добыть всего лишь около 500 грамм воды, поэтому такой метод добычи воды применим в безысходном случае.

Солнечный дистиллятор

        На влажном солнечном участке земли капается углубление диаметром и глубиной около 1 метра. На дно ставится ёмкость для сбора жидкости, в которую вставляется трубочка для питья воды (один её конец должен находиться над поверхностью ямы). Сверху углубление закрывается полиэтиленовой плёнкой, так, чтобы она провисала вниз на 40-50 см. В центр укладывается камушек, так, чтобы он находился точно над  ёмкостью для сбора жидкости. Пленка по краям  очень плотно придавливается камнями и землёй. В принципе получается парник, в котором испаряемая из почвы влага, конденсируется на плёнке и стекает в ёмкость для сбора жидкости.

        Вы узнали много нового о воде. Давайте подведем итоги:

  1. Когда отмечают праздник Всемирный день воды?
  2. Для чего необходима вода организму человека и растениям?
  3. Может ли вода двигаться вверх?
  4. Какая вода на вкус?
  5. Какой у воды запах?
  6. Что произойдёт с сахаром, если его размешать в воде? О чём это говорит?
  7. В каких состояниях вода может существовать в природе?
  8. Что произойдёт, если воду вскипятить?
  9. Что произойдёт если воду вынести на мороз?
  10. Почему нашу планету можно называть – планета Вода?
  11. Почему если смотреть на Землю из космоса, кажется голубой? Что придаёт ей такой цвет?
  12. Какие породы полезных ископаемых содержатся в почвах Курской области и загрязняют воды нашего края?
  13. Какие водные ресурсы  являются источниками питьевого водоснабжения города Курска?
  14. Какие способы очистки воды вы знаете?
  15. Если в походе у вас закончился запас воды, как можно её добыть?
  16. Где человек использует воду?

        

Заключение.

        Важная роль воды состоит в том, что она является основным элементом в поддержании жизни человека и является непременной составляющей частью всего живого. Только там, где есть вода, есть жизнь! Без воды нет жизни! И мы доказали, что вода – бесценное богатство, которое дарит нам природа, а значит, воду нужно использовать бережно, не загрязнять и не тратить её напрасно. Ведь в мире нет ничего более ценного, чем самая обыкновенная и всем нам привычная вода!

        Здоровье каждого человека – в его руках. И чтобы сберечь своё здоровье, необходимо употреблять только чистую качественную питьевую воду.

        И, напоследок, я вам покажу, как сделать сладкую газировку. К такому способу в моём детстве очень часто прибегали.

        Нам понадобится немного пищевой соды, сахар, лимонная кислота, лимон, питьевая вода и пустая бутылка или стакан. Сначала мы в соду выжимаем несколько капель лимона, в результате чего, произойдет процесс гашения. Теперь смешиваем все приготовленные компоненты. Для этого на 1 стакан воды берём ложку сахарного песка и быстро его размешиваем. Затем добавляем пол чайной ложки лимонки и приготовленную перед этим гашеную соду. И все хорошенько перемешиваем. У нас получился вкусный лимонад!

Список источников и литературы:

  1. Ахманов М. Вода, которую мы пьем. Качество питьевой воды и ее очистка с помощью бытовых фильтров. СПб.: «Невский проспект», 2002, 192 с. ISBN 5-94371-183-Х.
  2. Суслов. Б. Н. «Вода», Ахманов М. «Невский проспект» 2002г.;
  3.  Хлупина Л.А. Речки, реки и моря на Земле живут не зря! (Вода – самое большое богатство на Земле! – Круговорот воды // Читаем, учимся, играем. – 2002. - № 1. – с.72.
  4. Ершов М.Е. Вода загадочная родина жизни, «ТД «Издательство Мир книги», 2007;
  5. Ершов М.Е. Самые распространенные способы очистки воды. Донецк: Сталкер, 2006, 94 с.
  6. Обербайль К. Чудо-вода. М.: 000 «ТД «Издательство Мир книги», 2005, 128 с.
  7. Эмото Масару. Тайная жизнь воды. Мн.: «Попурри», 2006, 160 с.
  8. Большая энциклопедия. Кирилла и Мефодия, 2008
  9. Начальная школа. Справочник школьника. М.: 1996
  10.  «Мир моря»: Детская энциклопедия   – 2-изд., перераб. – Москва изд., «Махаон», 2007 – 123с., ил.
  11. Капля, речка, океаны. Текст А. Ефремова Санкт – Петербург. Издательский дом «Современная педагогика», 2004. –519,[1] с.: ил.
  12. Быстрых В. В. Гигиеническая оценка влияния питьевой воды на здоровье населения // Гигиена и санитария. 2001. № 2.
  13. Грейсер Е.Л., Иванова Н.Г. Пресные подземные воды: состояние и перспективы водоснабжения населенных пунктов и промышленных объектов. //Разведка и охрана недр. 2005 Вып. 5. С. 36-42.
  14. Зенин С.В. Структурное состояние воды как показатель ее качества. //«Стандартсервис» Информ. сборник 2004. № 5.
  15. Доклад о состоянии и охране окружающей среды на территории Курской области за 2009 год. Курск, 2010. -120 с.
  16. Попков В. А., Попкова Л. И. География Курской области. Часть 2. Население и хозяйство. Учебное пособие для учащихся школ Курской области. – Курск, 1999.
  17. Константинов Ю.С. Детско-юношеский туризм. М., ЦДЮТур МО РФ, 2006.

Интернет-ресурсы:

http://thespaceway.info/main/319-kakogo-cveta-planety-solnechnoy-sistemy.html

http://fb.ru/article/223708/pochemu-planetu-zemlya-nazyivayut-goluboy-tak-li-eto

 http://fb.ru/article/367025/reki-kurskoy-oblasti-opisanie-osobennosti-i-interesnyie-faktyi

https://infourok.ru/material-k-uroku-relef-kurskoy-oblasti-1191045.html

http://fb.ru/article/323418/interesnyie-zagadki-o-vode-dlya-detey

http://fb.ru/article/125194/vajnyiy-prazdnik---vsemirnyiy-den-vodyi

https://www.kakprosto.ru/kak-826271-skolko-vremeni-chelovek-mozhet-prozhit-bez-vody

http://fb.ru/article/214347/funktsii-vodyi-v-organizme-cheloveka

 http://www.neboleem.net/stati-o-zdorove/16400-10-sposobov-ochistki-vody-v-pohodnyh-uslovijah.php


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного мероприятия «ВОДА – ОСНОВА ЖИЗНИ!»

Цель : углубить знания учащихся о физических свойствах воды, о её применении, значении воды для животных и растений, развивать интерес учащихся к биологии, химии,  литературе, музыке....

Вода-основа жизни.

Химия. 11  класс. Презентация Вода-основа жизни....

Урок географии в 6-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме «Вода Земли. Вода – основа жизни»

Данный материал предназначен для проведения уроков географии в 6-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида...

Интеллектуальная игра "Вода - основа жизни на Земле"

Данный ресурс в комплекте с презентацией "Вода, которую мы пьём" можно использовать при проведении мероприятий экологической направленности в 8-9 классе....

Интегрированный урок по биологии, географии и химии на тему: «Вода-основа жизни на Земле»

Цель данного урока: показать проявление общих закономерностей природы с точки зрения биологии, географии и химии....

Сохраним жизнь на нашей планете

Мероприятие по экологии...

Урок-конференция "Вода - основа жизни"

Вода  - основа жизни на ЗемлеУрок – практикум, где в форме пресс – конференции, обучающиеся 8 класса получают знания  о воде....