Методическая разработка занятия на тему "Двойной шах"
методическая разработка по физкультуре на тему

Авдонин Максим Сергеевич

 

     Практическая значимость разработки: шахматное занятие может быть использовано в деятельности педагога дополнительного образования по шахматам.

        Структура работы - работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, заключение, используемые источники и приложения.

 

    

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avdonin-metodicheskaya_razr._zan._dvoynoy_shah.docx235.09 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА ПЕТРОДВОРЦОВОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА"ОРАНИЕНБАУМ"

198412. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, Г.ЛОМОНОСОВ, УЛИЦА АЛЕКСАНДРОВСКАЯ, ДОМ 38, ЛИТЕР А. Т. 422-50-88

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ  

«Двойной шах»

по общеобразовательной программе «Шахматёнок»

        Aвтор:

        Авдонин Максим Сергеевич

        педагог дополнительного                                                                         образования

Санкт-Петербург

2018

Содержание

  1. Введение………………………………………………………………………………….3
  2. Основная часть…………………………………………………………………………4
  1. План-конспект занятия………………………………………...............................4
  2. Ход занятия………………………………………………………………………….6
  1. Заключение…………………………....………………………………………………...8
  2. Используемые источники.......................……………………………………………...9
  3. Приложение…................................................................................................................10

        

  1. Введение

В образованиив настоящее время происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их  творческих способностей. Основное школьное образование призвано давать подрастающему поколению глубокие прочные знания основ наук, выработать необходимые навыки и умения, формировать мировоззрение, обеспечить всестороннее развитие личности. Дополнительное образование направлено на  формирование разносторонне развитой личности. Таким образом, интеграция основного и дополнительного образования решает следующие важные задачи: развитие индивидуальных способностей, воспитание спортивных качеств, приобщение к здоровому образу жизни, формирование прогрессивной целеустремленной личности.

Шахматы позволяют реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Работа с детьми по данной программе, наряду с теоретическими и практическими занятиями в группе, проходит индивидуально для лучшего усвоения материала. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.

Актуальность методической разработки заключается в использовании технологий и методов, направленных на совершенствование у детей психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Новизна и отличительная особенность данной методической разработки заключается в методике индивидуального подхода к каждому учащемуся через подбор заданий разного уровня сложности. Индивидуальный подход базируется на личностно-ориентированном подходе к ребёнку, при помощи создания педагогом «ситуации успеха» для каждого учащегося, таким образом данная методика повышает эффективность и результативность образовательного процесса. Подбор заданий осуществляется на основе метода наблюдения педагогом за практической деятельностью учащегося на занятии.

Методическая разработка предназначена для проведения занятия по шахматам на тему: «Двойной шах» раздела «Тактика» общеобразовательной программы «Шахматёнок».

Цель работы заключается в популяризации шахмат как средства интеллектуального и гармоничного развития личности.

Возраст: дети младшего школьного возраста.

Практическая значимость разработки: шахматное занятие может быть использовано в деятельности педагога дополнительного образования по шахматам.

Структура работы - работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, заключение, Используемые источники и приложения.

2.Основная часть

2.1 План-конспект занятия

Тема занятия: «Двойной шах».   Раздел программы: «Тактика».        

Цель: научить учащихся решать комбинации c помощью двойного шаха.

Задачи:                                                                                                                                                                              

Образовательные:

1. Освоить знания о комбинации на двойной шах.

2. Обучить учащихся самостоятельно рассчитывать варианты.

Развивающие:

1. Развивать логическое и аналитическое мышление, память, волевые качества личности, внимательность, усидчивость, фантазию, творческую активность.

2. Развивать навыки и умения видеть в  позиции разные варианты и способность анализировать и делать выводы.

Воспитательные:

1. Воспитывать  самодисциплину, умение владеть собой и добиваться

цели.

2. Воспитать интерес к игре в шахматы.

Форма организации занятия: групповая с элементами индивидуализации.

Тип занятия: комбинированное.

Форма организации деятельности: групповое взаимодействие (беседа, объяснение, показ, практическая работа).

Педагогические технологии: личностно-ориентированная, коммуникативная.

Методы и приёмы:

1. Словесный – рассказ, беседа, обсуждение.

2. Наглядный – демонстрация на магнитной шахматной доске комбинаций на двойной шах

3. Практический – выполнение практических заданий с использованием раздаточного материала (карточек).

Методическое обеспечение занятия:

Для педагога:

    1. Общеобразовательная программа.

    2. Конспект занятия.

Для учащихся:

1. Раздаточный материал (карточки).

Материально - техническое  оснащение: указка, демонстрационная доска, секундомер, набор шахматных  фигур и клеёнка (по количеству учащихся).


Этапы занятия

Содержание

Предполагаемое   время

I этап.   Организационный момент.

П.: Приветствие учащихся, проверка готовности к занятию, пояснение порядка работы на занятии.

Д.: Распределение по рабочим местам.

3  мин.

II этап. Введение  в  тему  занятия.

П.: Повторение материала прошлого занятия. Сообщение новой темы.

Д.: Беседа с педагогом. Анализ информации.

Ответы на поставленные педагогом вопросы по пройденным темам.

3 мин.

III этап. Объяснение  темы занятия.

П.: Объяснение нового материала с использованием демонстрационной доски.  

Д.: Самостоятельный анализ технологии (знакомство с новым материалом, использование опыта предыдущих занятий для восстановления алгоритма действий).

10 мин.

IV этап.  Практическая работа.

П.: Инструктаж по ТБ.

Д.: Ответы на вопросы по технике безопасности.

П.: Контроль и взаимодействие с детьми при выполнении практического задания.

Д.: Практическая деятельность обучающихся с использованием раздаточного материала (дети в индивидуальном порядке решают комбинации на двойной шах).

10 мин.

V этап.  Физкультминутка.

П.: Объяснение и показ упражнений. Выполнение физических упражнений.

Д.: Выполнение упражнений.  

3  мин.

VI этап.  Практическая  работа.

П.: Контроль и взаимодействие с детьми при выполнении практического задания.

Д.: Практическая деятельность обучающихся (дети в индивидуальном порядке решают комбинации на двойной шах).

10  мин.

VII этап.  Подведение  итогов. Результат занятия.

П.: Краткая беседа с обучающимися.  

Д.: Обмен мнениями (что запомнили, чему научились, что понравилось?).

3 мин.

VIII этап. Организационный  конец занятия. Рефлексия.

П.: Краткая беседа с учащимися.

Анализ успешности выполнения работы, поощрение.

Д.: Краткий самоанализ учащихся.

3  мин.

Итого:                                                                                                                        

45 мин.

Ход занятия

Этапы занятия

Содержание этапов

(деятельность педагога и детей)

Формы и  методы реализации

Формы и методы контроля

I

Организационный момент

П.: Добрый день, ребята. Проходите на свои места. Сегодня мы с вами будем работать по плану: повторим пройденный материал прошлого занятия, пройдём новую тему и выполним интересные задания.

Цель нашего занятия – научить учащихся решать комбинации c помощью двойного шаха.

Д: Учащиеся рассаживаются по местам.

Беседа

Наблюдение

II

Введение  в  тему  занятия

П.: Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом занятии?

Д.: Учащиеся отвечают на вопросы.

П.: Всё правильно, на прошлом занятии у нас был турнир. Теперь мы её повторим.

По какой системе он проходил?

Назовите номер тура?

Кто победил в данных партиях?

Д.: Дети отвечают на вопросы.

П.: Тема занятия - «Двойной шах». Сейчас я покажу вам на демонстрационной доске данный тактический прием. Затем каждый получит задание на карточках – двенадцать задач, которые надо решить и решение записать. Каждый, кто правильно решит все задачи, будет поощрен.

Беседа, анализ

Наблюдение

III

Объяснение  темы занятия

П.: Объяснение учащимся - что такое комбинация?

Объяснение и показ на демонстрационной доске тактического удара: двойной шах. Изучается единственная возможность избежать двойной шах.

Д.: Ответы детей.

Рассказ, анализ

Наблюдение

IV

Практическая работа

П.: Теперь мы приступаем к работе. Давайте вспомним основные правила поведения на занятии.

Д: Дети отвечают на вопросы по правилам поведения во время занятия.

П.: Теперь каждому из вас будет выдана одна карточка, состоящая из шести заданий на двойной шах. Ваша задача выполнить задания.

П.: Осуществляет контроль за деятельностью учащихся и оказывает помощь в выполнении заданий.

Д.: Учащиеся выполняют задания.

П.: Проверка и обсуждение выполненных заданий.

Карточки, беседа

Наблюдение

V

   Физ. Минутка

П: Давайте сделаем небольшой перерыв в работе. Нам нужно немного подвигаться, расправить спину, размять руки и пальцы. Повторяйте движения за мной.

Д.: Дети выполняют   упражнения -  каждым пальцем по очереди щелчок по воздуху, вначале одной рукой, потом другой, и в конце двумя руками. Повторяют за педагогом движения на активизацию двигательных функций рук и ног, расслабления позвоночника и грудной клетки.  

Показ

Наблюдение

VI

Практическая  работа

Д.: Дети решают комбинации на двойной шах.

Шахматная доска

Наблюдение

VII

Подведение  итогов.

П.: Сегодня вы решали шахматные  комбинации на двойной шах. Какие тактические приемы вы запомнили? Какие из них показались вам более сложными?

Д.: Дети отвечают на вопросы.

П.: Цель нашего занятия достигнута.

Беседа,

опрос

Наблюдение

VIII

Рефлексия. Организационный  конец.

П.: Понравилось ли  занятие? Что для вас было сложным в выполнении практического задания? Всё ли было понятно?                                                                                                                                                                   Д: Учащиеся отвечают на вопросы, анализируя свою работу. Делятся впечатлениями о занятии.

П.: Занятие закончено. Всем спасибо за работу.

До свидания.

Д.: Учащиеся  организованно выходят из кабинета.

Анализ

3. Заключение

Проанализировав литературу по данной теме, можно сказать, что шахматы позволяют реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям.

Проведение занятий с использованием  раздаточного материала   позволяет   обучающимся:

- применять их на практике, что в благоприятной мере сказывается на   результате игры;

- реализовать потребность в состязаниях на уровне мыслительной деятельности;

-   организовать досуг  по формированию  здорового образа жизни.

Данная методическая разработка создана для популяризации шахмат как средства интеллектуального и гармоничного развития личности, может быть использована в деятельности педагога дополнительного образования по шахматам.

Занятие рассчитано для учреждения дополнительного образования детей, реализующего общеобразовательные программы.

4. Используемые источники

  1. Блох М. В. Комбинационное искусство. -  М.: Инженер, 1993. - 176 с.      
  2. Бондаревский И. З. Атака на короля. - М.: Физкультура и спорт,1962.–114с.  
  3. Бондаревский И. З. Комбинации в миттельшпиле. -  Ростов-на-Дону: Феникс, 2001 г. – 128 с.
  4. Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. – Л.: Детская литература, 1985.
  5. Иващенко С.Д. Сборник шахматных комбинаций. -  М.:  Физкультура и спорт. 1988. – 224 с.
  6. Костьев А. Учителю о шахматах. – М.: Просвещение, 1986.
  7. Костьев А. Уроки шахмат. – М.: ФиС, 1984.
  8. Ласкер Э. Учебник шахматной игры. – М.: ФнС, 1980.
  9. Лисицын Г. М. Стратегия и тактика шахматного искусства. -  Лениздат, 1952. – 558 с.
  10. http://chess555.narod.ru.
  11. http://readr.ru

                        

Приложение

E:\scrn_big_1.jpg

Ответы:

414 - 1. С с6 – Кр f8. 2. Л е8.

415 – 1. С f6 – Кр с8. 2. Ф d8.

416 – 1. C e6 – Кр н8. 2. Л g8.

417 – 1. Л н6 – Кр g8. 2. Л н8.

418 – 1. К g6 – Кр g8. 2. Л н8.

419 – 1. C d5 – Кр с8. 2. Ф b8.

420 – 1. Л е8 – Кр н7. 2. Ф н8.

421 – 1. С f5 – Кр н8. 2. Л н7.

422 – 1. Л с8 – Кр н7. 2. Л н8.

423 – 1. Л g6 – Кр н8. 2. Фg8.

424 – 1. К f6 – Кр g8. 2. Фн7.

425 – 1. Л н6 –Кр g8. 2. Л н8.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по теме "Занятие-практикум по Paint".

Пояснительная запискаУрок-практикум  по Paint предназначен для учащихся 5-6-х классов и нацелен на отработку навыков в графическом редакторе, а именно: Цели и задачи : Научиться...

Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятия 5 - 6. Ключевые слова в тексте

Слова, значимые для понимания текста, можно назвать ключевыми. Эти слова создают смысловую целостность текста, являются ключевыми для понимания его темы и основной мысли. Они создают единый смысловой ...

Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятие 7 - 8. Смысловые части текста

Текст имеет определенную структуру. В нем, как правило, имеются зачин, основная часть и концовка, которые обеспечивают законченность и единство высказывания.В зачине обозначается тема текста. Первое п...

Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятия 11 – 12 Функциональные типы речи

Функциональные типы речи (описание, рассуждение, повествование) – это разновидности структуры и языка текста в зависимости от смысла целого: хотим ли мы изобразить предмет, доказать что-то или рассказ...